Мат-часть. Или изучение возможностей по мере их нахождения.
Основное.
И с самого-самого начала, тут упускать ничего нельзя.
Режимы P, A, S и M (PASM, «M, AV, TV, P» на Canon'ах) — это режимы для более тонкой настройки будущей фотографии. Наверняка многие пользуются режимом «P», это полуавтоматический режим — чаще всего нам дают регулировать только ISO, а все остальные параметры камера подстраивает уже сама. Вот режимы A и S — приоритет диафрагмы и приоритет выдержки соответственно — куда сложнее и интереснее в плане фото и изучения. Быстро фотографировать тут уже вряд ли получится, так как что диафрагма, что выдержка, влияют на фото настолько, что выставив, допустим, диафрагму F16, камера автоматом подберёт выдержку в 2 секунды — никакой чёткой фотографии не будет и в помине, если только вы не используете штатив. Режим же «М» — полностью ручной (от «manual»), где все вышеупомянутые характеристики (и не только) настраиваются лично вами и ничем/никем более.
Это была самая бесполезная часть моего письмена, но может кто-то не знал и не хотел знать, а теперь знает — тогда прошу извинить.
>>> Nikon D5200 далеко не самый продвинутый фотоаппарат, но, как известно, не от техники зависит результат (если говорить про фото). Правда идёт этот фотоаппарат с самым обычным, сравнивая то, что предлагают отдельно, объективом — так званым Китовым 18-55мм f3.5-5.6 (или аналогичным 18-105, 18-135мм и т.д.) объективом. Более того, D5200 уже и далеко не новый фотоаппарат, его анонсировали в 2012 году, а это, на минуточку, 6 лет назад, и с того времени ему на смену уже пришла модель D5600, а с ней и более улучшенный китовый объектив. Тем не менее всё это не заимело значения — обновленные модели фотоаппарата приобретали лишь «новомодности» в виде Wi-Fi и прочего, а кит он и в Антарктиде кит, и насколько можно судить по обзорам и сравнениям — обновленные модели объективов по качеству фото далеко от старых не уходят, не говоря уже про потребность разных фокусных расстояний.
Если говорить за зеркальные фотоаппараты Nikon, а за них я сейчас в большей степени и болтаю, то их зеркалки можно очень условно поделить на три типа:
— зеркалки начального класса, без встроенного моторчика
— зеркалки среднего класса, со встроенным моторчиком
— полнокадровые зеркалки
Встроенный моторчик (часто называют «отверткой») вещь очень полезная и необходимая. Но охватить парой слов и тремя категориями все фотоаппараты нельзя, тут есть много нюансов. Правда тут уже всё равно факт остаётся фактом: фотоаппараты с отверткой имеют возможность работать
в полной мере со старыми объективами без встроенной в него (объектив) системы автофокусировки. Происходит это лишь посредством специального механизма (крючка) именуемого отверткой, который присутствует на самой камере, точнее её
байонете, и который сам двигает стёкла внутри объектива, тем самым заставляя «стекло» сфокусироваться на нужном. Процесс парой слово тоже не особо опишешь, но ваше примерное представление вряд ли будет ошибочным. А автофокус — вещь полезная, никто не поспорит. Верно?
>>>… но так уж вышло, что ближайшим фотоаппаратом, который подходил под выставленный мною бюджет, даже который всё равно его хорошенько так расширял, и который имел эту самую отвертку — был Nikon D7000. Про другие модели говорить не буду, лишь упомяну, например, Nikon D90, всё также относящийся к среднему классу зеркалок, и который хоть и анонсирован в далёком 2008, до сих пор очень актуальный, хотя и лично для меня морально устарелый. Кхм, продолжу:… так уж вышло, что D7000 найти в моём городе и в нормальном состоянии оказалось не то что проблематично, а невозможно, и мне пришлось брать уже то, что есть (невтерпёж же было). Тем более по причине того, что D5200 новее семитысячной модели, в него перекочевали многие особенности старшей модели, и такой поворот многих удивил в своё время. Это я про систему автофокусировки, которую как-никак, а взяли из камеры классом выше.(чтобы не быть многословным)
Вот и был приобретён Nikon D5200.
Вместе с осознанием того, что не покупая новые и дорогие объективы — фокусироваться буду вручную.
***
Характеристики объектива.
Расписывать особо
много про светосилу, число f, я не буду
хотя так не получится. Главное понимать, что
чем больше это число, тем сильнее закрывается диафрагма в объективе, и тем больше нужно света матрице: ведь отверстие уменьшается, света проникает и попадает на матрицу фотоаппарата меньше = при слишком короткой (к примеру 1/100) выдержке будет тёмный кадр. Увеличение числа f сначала влечёт за собой резкость, а после значений диафрагмы f20+, могут и даже будут появляться искажения на фото — от аберраций (цветных искажений по краям фото/объекта съёмки), до дисторсии (фактическое искажение самого фото).
Уменьшение числа f — значит увеличение отверстия диафрагмы в объективе. То есть, с уменьшением числа f в объектив попадёт больше света, а значит фотографировать при малом освещении станет легче, так как не придётся выставлять длинную выдержку, из-за которой может произойти смаз. Но с этим, обратно пропорционально ситуации с увеличением — резкость фотографии может падать (хотя и касается это далеко не всех объективов, но к китовым относится целиком и полностью).
Берём в пример китовый объектив 18-55mm с диафрагмой f3.5-5.6. В названиях объективов всегда указывается минимально возможная светосила. В этом объективе светосила (число f) меняется с изменением фокусного расстояния, то есть на минимальных 18мм у нас 3.5, на максимальных 55мм 5.6, а также есть промежуточные на разных фокусных. На любом и промежуточном значении в режиме приоритета диафрагмы, либо ручном, можно выставить значение больше — то есть закрыть диафрагму сильнее. Это как раз нужно для увеличения резкости кадра и часто используется для съёмок пейзажей: этому способствует и обилие света, а также резкость в такого рода фото необходима как воздух. У любого объектива, с любой светосилой, можно закрыть диафрагму, но везде максимальное значение разное, хоть и в среднем достигает f20-f36. С максимальным значением диафрагмы как раз беды нигде нет (если не считать сложность на ней снимать, ведь нужно много света), а вот с минимальной — есть. Китовый объектив обладает прискорбным минимальным значением, не позволяющей делать сравнительно удачные фото с плохим/недостаточным освещением.
(фотография китового 18-55 из интернета чисто для разбавки текста)
Но есть, конечно же,
светосильные объективы. Многие о них слышали, как и то, что они дорогие. Это так — светосильные объективы, с диафрагмой f1.4-1.8, и оригинальные (Nikon, Canon) стоят в среднем сотни долларов. Зато на этих значениях диафрагмы можно выставить приемлемую выдержку и снимать прямо с рук в условиях плохого освещения. Что немаловажно во всём этом — это то, что светосила (число f) является одним из сильных факторов, влияющих на
размытие заднего и переднего плана фото. Чем меньше число f, тем меньше глубина резкости, в итоге сильнее размывается задний и передний план. С увеличением числа — резкость увеличивается, как я уже говорил. Это всего лишь один фактор, влияющий на размытие, а на самом деле их много. Затрону лишь основные.
Не самый значимый в этом, но всё равно очень важный параметр — эти ГРИП.
Глубина резко изображаемого пространства. На деле, это и означает вышеописанное — размытие, другими словами глубину резкости, третьими словами — ГРИП. Но у каждого объектива эта характеристики отличается, и какие-то справляются с размытием фото хорошо, а какие-то хуже; у некоторых зона фокуса большая, а у других — маленькая, за счёт чего будет хорошо заметна размытость не только заднего плана, а и переднего (и за счёт чего попасть в фокус/поместить в зону фокуса объект становится не очень лёгкой задачей). ГРИП зависит, как минимум, от
МДФ объектива: минимальной дистанции фокусировки. Это число также от объектива к объективу различается, причём конкретно так отличается. Но
закономерность заключается в фокусном расстоянии: чем больше фокусное расстояние (200мм), тем больше МДФ: например, 1 метр — это значит, что объектив сможет сфокусироваться на объекте, который не меньше, чем в метре от него. На менее фокусных объективах число МДФ меньше, например 0.18см. Для примера, на смартфонах это число в среднем 5см. Правда отличие от смартфонов: все объективы так или иначе имеют свои размеры, и если объектив с фокусным расстоянием 50мм имеет фактическую длину 10см и его МДФ при этом 18см = объект съёмки будет всего в восьми сантиметрах от линзы — так как МДФ считается
от матрицы фотоаппарата. Сюда добавьте уже и само фокусное расстояние, которое будет больше, чем на смартфонах (это я для примера).
… постарался более менее понятно изложить, но так много терминов описать кратко — трудно.
Следующей характеристикой объектива я хотел бы затронуть уже затронутое выше фокусное расстояние объектива, а также смежный термин —
кроп-фактор. Эта тема далеко не самая простая, как может показаться, поэтому начну с азов, но затрагивая основное: полный кадр в современных фотоаппаратах — это сенсор, иногда принятый называть 35мм и имеющий фактический размер 36х24мм. Как многие (если не все) знают, относительно недавно и повсеместно в фотоаппаратах использовались 35-мм плёнки, вот прямиком оттуда и пошли, если говорить очень кратко и грубо, современные фотоаппараты званые «полным кадром», «фулл фрэймом» или просто FX. Кроп-фактор таких фотоаппаратов считается единицей. Разъясняя дальше я должен сказать, что допустил ошибку, говоря про полный кадр в первую очередь, так как полнокадровые зеркальные фотоаппараты Nikon появились лишь ~2007 году, и как были раньше, так и являются сейчас — далеко недешевым делом. Всё из-за дороговизны производства такого большого, относительно конечно же, сенсора, размером 36х24мм; ну и по ряду других причин. Рассказывать историю я тут не собирался, поэтому: как до полного кадра, так и после FX — существовали сенсоры меньшего размера, а именно ~24x16мм и называются они DX на языке Nikon'ов. Кроп-фактор таких сенсоров составляет 1.5, что легко пересчитывается из соотношений размера матриц.
А теперь хватит сухой информации, давайте для наглядности
возьмём в качестве примера объектив с фокусным расстоянием 85мм и «установим» его на оба фотоаппарата — с кроп-фактором 1 «FX» и 1.5 «DX». Снимать они будут по-разному, это логично исходя из кроп-фактора. На FX мы получим наши 85мм в целости и сохранности. И дело в том, что и
на 1.5 кроп-факторе мы тоже получим 85мм, но только ту часть кадра, которую захватила матрица (сенсор) меньшим размером равным 24х16мм. Вот самое главное, на самом-то деле!
Ещё раз: мы делам тот же кадр, что и на FX, но из-за размера сенсора у нас будет снимок с областью в 1.5 раза меньше, чем на FX. И который, наконец, эквивалентен 127.5мм на этом самом FX. Мне кажется, что немало людей могут заблуждаться, и считать, что чтобы получить снимок аналогичный/приближенный полному кадру на, допустим, 85мм, на своём DX фотоаппарате, нужно купить объектив 50мм, эквивалентный, в свою очередь, 75мм (т.к. 50х1.5=75мм). Но это заблуждение. Сенсор меньшего размера просто ограничивает: если у вас нет возможности отойти от объекта съёмки, то в кадр попадёт меньше и всё на этом. Тем не менее у кроп-фактора больше единицы есть и свои плюсы: как раз тот факт, что финальное изображение всегда будет иметь фокусное расстояние больше.
Надеюсь, у меня получилось по этому пункту более менее толково разъяснить, так как это достаточно важная тема. И на этом с характеристиками объектива я, пожалуй, закончу — их, конечно, ещё много, и писать про объективы можно долго-долго много-много, но это уже не моя задача, слишком это большая ответственность :)
И так где-то, да уже мог накосячить.
***
Финальной частью моих изречений станут…
Lifehack'и.
Просто поделюсь найденным и «наблюдённым».
—
Экспозамер (экспонометр). Многим слово может показаться красивым и страшным одновременно. Ну действительно — звучит оно хорошо, а вот знать — далеко не все знают, что это. Что же это? По сути, это огромная шпаргалка для фотографий с ручными настройками. Видели шкалу от минуса до плюса с нулём посредине?
Это он и есть. Я на него упорно не обращал внимания целых два месяца.
Сценарий: вы решили сфотографировать кошку/собаку вечером, при искусственном освещении, и единственный нормальный вариант «не облажаться», особенно с китовым несветосильным объективом, это повысить ISO до ~1600-3200, чтобы минимизировать выдержку — ведь кошка/собака может быть очень подвижным существом, а на длинной выдержке будет смаз. Так вот: первым делом мы,
и это главное, выставляем нужную нам выдержку (допустим, 1/200с), а потом смотрим на экспонометр — он всегда есть на экране (правда может быть выключен), либо в видоискателе — и повышаем наше ISO, пока шкала в эспонометре не будет на делении 0, небольшой ± не особо страшен. Также можно затронуть и отрегулировать диафрагму, если необходимо. Ведь как можно было догадаться: камера умеет автоматически подбирать нужные параметры для снимка, собственно это и есть авто режим, только вот в нём фотоаппарат вряд ли выставит необходимую для съёмки подвижной кошки выдержку, в то время как вы — да, вы можете выставить. И ориентируясь на шкалу экспозамера вы теперь можете подстроить все остальные (хотя бы ISO) параметры для хорошего фото, а не чёрного 3:2 Малевича из-за «банально» слишком короткой выдержки. Точно также им можно пользоваться и на улице — где угодно.
— Думаю, говорить что лучше фотографировать в формате RAW — не особо нужно. Данный формат предлагает информацию с сенсора о пикселях, из которых в свою очередь и формируется изображение. Краткая формулировка. Естественно, снимать на нём постоянно необходимости нет (тем более фото в среднем будут весить от 25 до 75мб, в зависимости от размера матрицы), разве что только если вы не планируете тратить на это (фото) много времени, но это уже логично. Тем не менее, съёмка в RAW'а имеет, как минимум, один очень серьёзный плюс — даже самый неудачный снимок есть возможность исправить без сильных потерь качества. Скорее всего, дальше в обзоре я ещё буду упоминать эту тему, и даже покажу примеры, но а сейчас (и это является причиной этого абзаца) — я бы хотел посоветовать не бояться пересветов, снимая в RAW'е. То есть, понятно, что они относительно легко исправляются, но дело в том, что
пересвеченные участки содержат больше информации, чем наоборот — затемнённые. Даже непримечательное фото с пасмурным небом, вышедшим на фото просто бело-серым, можно будет вытянуть: ведь и пасмурное небо имеет свою красоту, если вглядеться, чего на фотографиях зачастую невидно ничуточки. А из тёмных участков можно вытянуть по большей части только шумы.
Но лучше было бы, честно говоря, ситуация обратная — китовый объектив вряд ли наградит пересвеченными фото, если только вы сами не сделаете их на ручных настройках.
Вопрос задаю не для себя, я то ответ знаю.
и сколь мне не изменяет память, пробег у означенных тушек посмотреть несложно.
При желании и умении продавца они могут пойти и на такое.
Да на D7000 или D7100 у друга перекосило затвор и расцарапало матрицу, следы были заметны на фото.
Первый раз слышу про такой случай. Заметны и «умерла матрица» — разные понятия. И это не обсуждаемые модели. Мы скорее про Dx0 и Dx00.
Вам значит было бы норм чтобы на всех ваших фотошедеврах были полосы? это не пылинка которую убрать легко.
D7000 насколько я помню это замена d90 индексы то кончились.
к тому же производители их переодически обновляют с улучшением характеристик.
чаще всего дохнут зумы — ломается шлейф привода диафрагмы. фиксы, при аккуратном обращении, практически вечные.
понятно, что у зумов подвижных частей больше, да только при аккуратном обращении, кроме чистки и смазки ничего не требуют. Моему 75-150/3.5 более 35 лет.
естественно в ремонт чаще приносят объективы «бомбилы» — съемка свадеб, школьников, детские сады… люди снимают по 3-5 тыщ кадров в день. :)
20/2.8 > 20/1.8
105/2 > 105/1.4
28-80 > 24-85/3.5-4.5
28-105 > 24-120/4 и тп.
люди жалуются на конструктив и на «художественность»
А люди могут на что угодно жаловаться, но чаще на недостаток средств.
Если привести примеры не можете — о чем мы сейчас спорим? По моему опыту каждый новый объектив превосходит старый, которому вышел на замену.
из того что лично сталкивался:
canon 18-55is — стаб
tamron 18-270vc pzd (b008e) — уз привод
sigma 70-300dg (minolta) — тушка выкрошила шестеренку редуктора
sigma 18-250 — похоже направляющие геликоида
и ни одного шлейфа ;)
примерно 1 к 1 с выкрутившимися винтами.
стукнутых очень мало.
Правда этот китаец (видео выше) ушел из этого проекта. теперь у него свой канал
20-ти летняя Сигма подтверждает
А объективы остались ещё со времён плёночных
а так скажем canon [eos] d30 переодически продаются.
на ebay пролетают переодически в рабочем состоянии раритеты типа — Kodak DCS460, DCS520
Автор сам себе подстроил, ему выше уже минус влепили )) (не я)
ухты, спасибо, пропустил я сей мегадевайс
в остальном для такой тушки гораздо разумнее взять кропнутый 55-200vr. который и резче, и просветление у него лучше, и автофокус есть и стабилизатор тоже.
но вот правда по всем этим причинам его и не продают за 40$.
Я до сих пор пользуюсь древним D80 и вполне доволен.
Вот честно, я уже прошел тот путь, что вам советуют, у меня была 500d с L объективами, в итоге продал все, и взял сони альфу 6000. Да китовый объектив, это не топ качество. Но так или иначе фотки будут потом обрабатываться, стало быть «слабые цвета» смело вычеркиваем из недостатков. А других вы не найдете:)
А теперь что мы получаем из этой ситуации, и что бы мы не получили на дешевых зеркалах:
1) Размер — если утрировать, то хоть в карман клади.
2) 99% фоток будут с нормальным фокусом.
3) Скорость фокусировки.
4) 11 кадров в секунду. Это очень много.
5) Рабочее ISO до 12800
6) Следящий автофокус для видео.
7) Вы всегда сможете ко всему этому добру взять любой объектив(хоть от заркалок кенон-никон)
Все остальное решается пост обработкой. Например сейчас просматривая фотки с отпусков, поймал себя на мысли, что с Соньки с 16-50 мне фотки больше нравятся чем канона с 24-105.
Ну а констурктив — плата за компактность.
— условно возможные… рабочие там 3200 от силы.
— вот это пожалуй самая сильная сторона кропнутых беззеркалок
Если к примеру — денег хватает только либо на нормальную камеру, либо на нормальный объектив, при условии что не подразумеваться коммерция. Может я для себя открою что-то новое.
или вы отдали задарма, коль у вас денег хватило только на a6000 или нарочно прибедняетесь.
У каждого свои приоритеты и запросы. Я бы искал доступную полнокадровую тушку б/у-шку, типа d700 или d600 с 24-85 и 50/1.8.
falkon27
Собственно все что описано выше, имеет отношение только к этому.
Я вижу Вы разбираетесь в данном вопросе, но судя по всему исключительно опираясь на свой собственный опыт, и не берете в расчет, что у кого то опыт может быть иной. Более того, пару лет назад я с Вами согласился, но не сейчас.
Для меня лучший фотик — этот тот, который оказался со мной в нужный момент.
Покупая например тушку и объектив весом под 2 кг, и еще комплект к нему из доп объективов, батареек, аккумов и тд на несколько кг. Я рискую что 70% фоток, к примеру, с отпуска у меня будет сделано на телефон, просто потому что мне впадлу будет все это с собой таскать.
С видео кстати, тоже 2 варианта, оно либо будет все снято на телефон, либо большая часть будет не в фокусе.
А беззеркалка — это хоть компромисс, но она куда более универсальная.
К примеру 50/1.8, 35/1.8 и даже 18-55 у большинства производителей не так уж плох.
Если слово дешевый напрямую связывать с качеством, то да, удовольствия от мыльной оптики мало.
хроматит, конечно, адово.
по этой же причине не стал брать токину, хотя цена там вполне гуманная.
обзор +, почитал с интересом.
Вот на этом сайте я добавлял его на фото, если интересует — addtext.com/
вот это всё убивает, смысл-то в «дырке» 5,6 на длинном конце, если рабочей является минимум 8?
Не покупайте дешевых объективов, если у них нет какого-то качества, которого нет у других. Будете разочарованы, а объектив будет валяться на полке. Это особенно актуально в настоящее время, когда фото с телефонов имеют достаточное качество, не доступное хорошим фотоаппаратам 15-летней давности (я не про зеркалки). Если идете на жертвы в виде большой и тяжелой тушки, то и объектив нужен такой, который приносит удовлетворение.
Этот объектив я взял с целью просто ознакомиться. Увидел — купил. Теперь вот присматриваюсь к дорогим (относительно) вариантам.
Спасибо за обзор, объектив — типичный «пылесос» своих лет =)
Автор, посмотри на Nikon 55-300 DX VR, имхо это лучший телевик за свои деньги: стабилизатор шикарен, картинка не уступает старшему 77-300.
В бу-виде даже на авито порой проскакивает отнлсительно дешево.
Много телевиков сигм и тамронов передержал, но от этого прям вау-эффект по цветам, резкости, стабу.
Также в качестве источника никоновской техники хорош жж nikon-sale.
Но по крайней мере пристойная резкость и цена гуманная.
Два совсем разных стекла практически во всём.
Тогда рекомендую Sigma AF 30mm f/1.4
Это даже не 2.0, а намного лучше ;)
Был у меня когда-то давно такой (сейчас полнокадровые камеры, работа такая)… очень красиво рисует на все свои денежки.
Родной Nikkor 55-300 f/4.5-5.6 VR в норм-отл состоянии можно неспешно подыскать на вторичке за 8-10тыр.
А у него встр.мотор (автофокус на любых современных никонах), 300мм против 210мм, лучший конструктив и рабочий стаб по сравнению с сабжем. Это 1) стОит переплаты, 2) проще сбыть если вдруг захочется чего-нибудь более подороже-светосильнее (к слову, зумы 2.8 не 2+ кг как вы написал автор, а от 1,2кг, но это так, к слову).
Именно с него я бы и рекомендовал любому фотолюбителю начинать знакомство с тёмными телевиками.
А уж если 8-10тыр отдавать жаба душит, есть бюджетные 55-200 (со стабом и без) — они ещё дешевле.
Причём, я почему-то уверен что даже у этих дешманских никкоров получше дела со съёмкой в контре и в целом по оптической части чем у сабжа.
Учиться фотографии и получать бесценный опыт можно с любой техникой, но я бы убедительно не советовал никому повторять опыт автора. Это моё личное оценочное суждение)
Да, полностью с вами согласен. Но я, получается, пропущу серию родных телевиков, так как после этого объектива более отчетливо понял, чего хочется)
Избежать родных телевиков можно лишь в одном случае — при покупке фикса(ов).
У меня есть родные тёмный 70-300VR (под полный кадр) и 80-200/2.8. Совсем разные стёкла, для разных задач, причём для покрытия этого диапазона фокусных ни первый ни второй просто так не заменишь на фиксы (ибо смысл 70-300 в том что это зум 4х, а 80-200 заменить на пару фиксов уж больно дорого выйдет и по массогабаритам два фикса будут больше него).
Хочу себе телевик с хорошей светосилой и неплохим стабилизатором
О фиксах на этих фокусных и не думал :) их же и нет, вроде. По вменяемым ценам
Хотя, народ часто пишет, что 35 1.4 Арт получше будет, чем зум. Видимо это уже пошло от того, что «фиксы лучше».
За свои деньги (можно найти за $120-130) отличный объектив.
К примеру вот та же луна на F5.6:
Потому, что на вашем кадре почти полная Луна, а на том кадре свет по кромке скользящий, что способствует выявлению рельефа кратеров.
У меня имеется старенькая Dynax 5 (плёночная, не D5). Когда выхожу на прогулки с фотиком, цепляю на Соньку минолтовские стёкла, и наоборот — на Минолту сонькины причандалы (объектив/вспышку). Приятно видеть удивлённые лица фотографов из другой
галактикисистемы… )))п.с. Вы забыли в коллекцию добавить 24-50/4. Попробуйте, вам он понравится.
13.08 2:34 ISO 100 F7.1 1/320 jpg кроп 100%
И, кстати, очень был доволен этой штукой (и шуткой).
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.