RSS блога
Подписка
Пассивный регулятор громкости и тембра звука
- Цена: 155 руб.
- Перейти в магазин
От регулятора тембра мне нужен только подъем крайних частот диапазона для увеличения отдачи дешевых динамиков. Но на Али регуляторов такого типа, увы, не нашлось. Посему недорого приобрел традиционный регулятор НЧ-ВЧ с регулировками как в плюс, так и в минус.
Устройство собрано на компактной плате, комплектуется ручками для регуляторов. Но провода с разъемами в комплект поставки не входят!
Внешне все приемлемо — детали с 5% допуском, конденсаторы полипропиленовые, переменные резисторы B50k.
С принципом работы такого регулятора и алгоритмом расчета его элементов можно ознакомиться, например, в статье А.Шихатова в №1 журнала «Радио» за 1999г. http://archive.radio.ru/web/1999/01/013/
Заметил, что номиналы деталей китайского устройства весьма близки к номиналам деталей регулятора на рис.2 в упомянутой статье ;)
Дополнительные ограничивающие резисторы на входе и выходе можно заменить перемычками или разделительными конденсаторами (ФВЧ).
Особенности подключения: пассивный регулятор тембра желательно подключать к источнику с низким выходным сопротивлением, а следующий за регулятором тембра усилитель должен иметь высокое входное сопротивление.
Приобретенное устройство предполагается подключать к выходу на наушники смартфона или плеера. Выходное сопротивление таких усилителей близко к нулю. С учетом разного рода отклонений, принял Zsrc равным 1 кОм.
В качестве усилителя предполагаю использование платки на основе микросхемы TPA3110D2. В даташите на нее ищу фразу «Input impedance» и получаю значение 60 кОм.
АЧХ темброблока при различных положениях регуляторов можно смоделировать в программе ToneStack Calculator http://www.duncanamps.com/tsc/
При средних положениях регуляторов НЧ-ВЧ АЧХ следующая:
Видно, что коэффициент передачи регулятора при этом составляет примерно -20 Дб. Для восстановления уровня громкости до исходного значения требуется дополнительно усилить сигнал в 10 раз по напряжению после регулятора. Или на вход регулятора подать усиленный сигнал, что при малом напряжении питания усилителя может привести к ограничению сигнала.
Этот момент меня не особо тревожит, поскольку я надеюсь, что упомянутая микросхема TPA3110D2 (на 15 Ватт выходной мощности) обеспечит необходимую громкость на имеющихся у меня 2 ваттных динамиках.
Привожу АЧХ при крайних положениях регуляторов.
Как видно, АЧХ далека от идеала. Исправить ее можно уменьшив номинал резистора R3 до 510 Ом.
Привожу АЧХ при крайних положениях регуляторов с измененным номиналом резистора.
Другое дело!
В целом впечатления от этого регулятора положительные, можно рекомендовать к покупке с учетом описанных особенностей
Устройство собрано на компактной плате, комплектуется ручками для регуляторов. Но провода с разъемами в комплект поставки не входят!
Внешне все приемлемо — детали с 5% допуском, конденсаторы полипропиленовые, переменные резисторы B50k.
Схема устройства
Регулятор громкости включен делителем напряжения на входе. Следующий за регулятором громкости регулятор тембра собран по упрощенной схеме Баксандала.С принципом работы такого регулятора и алгоритмом расчета его элементов можно ознакомиться, например, в статье А.Шихатова в №1 журнала «Радио» за 1999г. http://archive.radio.ru/web/1999/01/013/
Заметил, что номиналы деталей китайского устройства весьма близки к номиналам деталей регулятора на рис.2 в упомянутой статье ;)
Дополнительные ограничивающие резисторы на входе и выходе можно заменить перемычками или разделительными конденсаторами (ФВЧ).
Особенности подключения: пассивный регулятор тембра желательно подключать к источнику с низким выходным сопротивлением, а следующий за регулятором тембра усилитель должен иметь высокое входное сопротивление.
Приобретенное устройство предполагается подключать к выходу на наушники смартфона или плеера. Выходное сопротивление таких усилителей близко к нулю. С учетом разного рода отклонений, принял Zsrc равным 1 кОм.
В качестве усилителя предполагаю использование платки на основе микросхемы TPA3110D2. В даташите на нее ищу фразу «Input impedance» и получаю значение 60 кОм.
АЧХ темброблока при различных положениях регуляторов можно смоделировать в программе ToneStack Calculator http://www.duncanamps.com/tsc/
При средних положениях регуляторов НЧ-ВЧ АЧХ следующая:
Видно, что коэффициент передачи регулятора при этом составляет примерно -20 Дб. Для восстановления уровня громкости до исходного значения требуется дополнительно усилить сигнал в 10 раз по напряжению после регулятора. Или на вход регулятора подать усиленный сигнал, что при малом напряжении питания усилителя может привести к ограничению сигнала.
Этот момент меня не особо тревожит, поскольку я надеюсь, что упомянутая микросхема TPA3110D2 (на 15 Ватт выходной мощности) обеспечит необходимую громкость на имеющихся у меня 2 ваттных динамиках.
Привожу АЧХ при крайних положениях регуляторов.
Как видно, АЧХ далека от идеала. Исправить ее можно уменьшив номинал резистора R3 до 510 Ом.
Привожу АЧХ при крайних положениях регуляторов с измененным номиналом резистора.
Другое дело!
В целом впечатления от этого регулятора положительные, можно рекомендовать к покупке с учетом описанных особенностей
+60 |
69966
45
|
Самые обсуждаемые обзоры
+71 |
3366
135
|
+51 |
3572
66
|
+30 |
2566
48
|
+38 |
2916
41
|
+55 |
2065
37
|
Он может только понижать уровень требуемых частот.
Да, но автор пишет без относительно, потому и кипиш
Эх, опять придираюсь…
Еще и посты правите задним числом
Я аж перенервничал, думаю в уме ли я, а оказывается просто относительно! Аж давление поднялось, пойду на воздух подышу…
Для этого достаточно четыре пассивных элемента ;)
Работает идеально. Проверено (у меня был такой плеер).
Посылка с усилителем еще не пришла, как оно на самом деле конечно проверю
Ну-ну…
Потом я коснулся джека и услышал фон.
Этот усь и сейчас у меня, играет на 8-и омные колонки, для комнаты его хватает на озвучку
Как вы предполагаете не получится.
Боюсь, что лучшим выбором будет припайка шлейфа к внешнему блоку крупных кнопок.
Или установка дополнительного усилителя с регулятором громкости на его входе. Встроенный усилитель не использовать.
Или рассмотреть какой усилитель на блоке стоит, найти его вход и вкрячить регулятор с разрывом дорожки
А если такой подключить?
https://aliexpress.ru/item/item/32860096309.html
"Это ФНЧ но херовый. Он не регулирует частоту среза. Там просто две крутилки громкости."
А стоит еще подключать плату для саба, которая в ссылке?
Вот что я предлагал
Сигнал снимается с обоих динамиков, суммируется, понижается по уровню, срезаются верхние частоты и усиливаются усилителем сабвуфера.
На динамиках колонки напряжение сигнала — несколько Вольт, чувствительность усилителя как правило 0,5 В.
Усилитель сабвуфера одноканальный класса D нужной мощности и подходящего напряжения питания. Регулятор громкости не нужен, входное сопротивление желательно побольше.
Я думаю, что R1=R2=5...10 кОм. Подстроечником R3=2 кОм отрегулируете необходимый уровень басов.
ФНЧ С1R4 посчитаете по частоте среза 300 Гц на уровне 0,707 исходя из емкости конденсатора — доли микрофарады. Тип конденсатора — пленка, полипропилен. Например C1=0,1 мкФ, R4= 5,1 кОм
Если бы я знал :)
Мне бы, простой вариант подключить нч-динамик
У нас когда то линейными были потенциометры группы А…
1 «пассивный регулятор тембра желательно подключать к источнику с низким выходным сопротивлением» совершенно справедливо, но здесь не так — регуляторы тембра подключены (если схема соответствует) прямо к регулятору громкости без буфера.
Все переменные резисторы по 50 кОм — ОДИНАКОВЫЕ!
2 В симуляторе используется источник сигнала с выходным сопротивлением 1 кОм — это не 50 кОм. В данной конструкции кривизна регуляторов тембра будет сильно зависить от положения движка регулятора громкости!
3 Наверняка все три переменных резистора одинаковые — с линейной зависимостью сопротивления от угла поворота т. е. тип «B».
Но для регулятора громкости нужна АНТИлогарифмическая зависимость, а для тембра как раз — ЛОГАРИФМИЧЕСКАЯ. Но хрен вы где такие резисторы найдете, а если найдете каждый (один) резистор будет дороже всей этой платы.
С этим можно жить, но надо помнить, что с данными переменными резисторами (тип «В») в среднем положении регулятора тембра АЧХ будет далека от линейной, а регулирование неудобным. Для справки — в среднем положении «правильных» резисторов отношение сопротивлений половинок будет 9:1, а не 1:1. Именно по этой причине везде включают рег. тембра на линейных резисторах (тип «В») в цепь ООС усилителя.
Слышно хуже, зато делать проще.
4 «Этот момент меня не особо тревожит, поскольку я надеюсь, что упомянутая микросхема TPA3110D2 (на 15 Ватт выходной мощности) обеспечит необходимую громкость на имеющихся у меня 2 ваттных динамиках.»
Напомню, что уменьшение напряжения в 10 РАЗ (20 дБ) приводит к уменьшению мощности в 100 раз. Надо помнить об этом.
5 Были бы в наборе «правильные» резисторы, я бы сам купил несколько наборов только ради переменных резисторов.
6 Любители действительно высококачественного регулятора тембра (для действительно качественного тракта), могут найти его в поиске «регулятор тембра Матюшкина», у него только «подъём» НЧ и ВЧ (он тоже пассивный, дискретный и у него общее уменьшение уровня примерно 15 раз).
7 Те кто разбирается, могут взять за основу этот вариант (откуда-то из древнего иностранного журнала)
Можно выкинуть Speech Cut — заменить перемычкой, выкинут «завал» — «нижние резисторы и конденсаторы». Останутся по два переключателя (на Али есть в зеленых корпусах размерами как переменные резисторы в обзоре), по 8 резисторов и по 6 конденсаторов. Просто и эффективно, в среднем (линейном) положении в АЧХ не вносится никаких изменений!
Но обратите внимание, что выходное сопротивление источника — 600 Ом, разрешаю и 1 кОм. Абсолютное большинство современных источников удовлетворяют этому условию. А следующий каскад — вх. сопр. от 100 кОм. Это может быть усилитель на ОУ. Затухание эта схема дает примерно (12+120)/11 килоом везде = 12. Значит «подъём» рег. тембра будет примерно 20 дБ.
Схему выше никто в здравом рассудке собирать не будет.
во 1х, подстроить АЧХ (=тональный баланс) под свои задачи можно при использовании эквалайзера, который есть в любом смарте\плеере
во 2х, всякие регуляторы тембра (не говоря уже про эквалайзер; не путать с эвкализацией помещений на дсп процах) были актуальны во времена дешёвых магнитофонов с неравномерностью АЧХ 20дБ
тот небольшой процент владельцев, который сидел на правильной технике (винил, кассетные деки и бабинники), включал байпас на усилках
в 3х, с приходом СД дисков в 90х, потребность в регуляторах тембра отпала раз и навсегда
для нормальных записей, которые собраны не глухими звукачами, вмешательство кривых рук противопоказано
Второе глубочайшее заблуждение, не менее тиражируемое.
Не знаю, помните ли В.Астахова, Там один из наиболее верных подходов к предварительному усилителю. Повторял его в семидесятых.