Авторизация
Регистрация

Напомнить пароль

Регулятор тембра (Темброблок)

Обзор темброблока с замерами характеристик.


Решил послушать как звучит усилитель класса Д на IRS2092. После недолгих
поисков на Али был сделан заказ. Ради интереса «как оно звучит» для него был так же заказан и темброблок.
Так как усилитель ещё в дороге а темброблок уже пришёл то решил
сделать обзор пока на него. Как придёт усилитель сделаю обзор и на
него с замерами.
Плата пришла в конверте с пупыркой. В комплект входит сама схема и
четыре ручки на резисторы. Флюс везе отмыт пайка более менее
аккуратная. Разводка платы средняя. Регуляторы на фото — с лева на право — ВЧ, СЧ, НЧ, Громкость.


На плате установлены ОУ NE5532P

Так же на плате расположены цепи стабилизации питания (L7812 и L7912) и выпрямитель.
Можно подавать переменное напряжение с трансформатора для питания
платы.
Принципиальная схема регулятора похожа на эту

Отличаются номиналы некоторых резисторов и отсутствие некоторых проходных
конденсаторов.

Теперь самое главное — тесты.
Тестировал на этой карте

Creative Sound Blaster X-Fi Titanium PRO с небольшой доработкой — полностью за экранирована обратная сторона печатной платы, заменён выходной ОУ на OPA2134, все конденсаторы по питанию шунтированы керамикой.
АЧХ (розовым цветом — со входа на выход миную темброблок, синим цветом
— через темброблок — все регуляторы тембра в среднем положении)

Виден небольшой подъём на на низких частотах (ниже 200Гц) и завал на
высоких (выше 6кГц)
Регуляторы НЧ в крайних положениях

Регуляторы СЧ в крайних положениях

Регуляторы ВЧ в крайних положениях


КНИ «THD», правый канал идёт минуя темброблок для сравнения (с выхода карты на
вход), КНИ темброблока 0.016%, хотелось бы поменьше конечно. Пробовал ставить OPA2134 вместо родных ОУ, искажения немного снизились но незначительно, скорее всего из за не совсем правильной разводки платы.

Зависимость КНИ от частоты (правый канал идёт минуя темброблок,
розовый цвет на графике)

Темброблок не инвертирует фазу сигнала (правый канал идёт минуя темброблок,
розовый цвет на графике)


Довольно средний по качеству блок, для домашних поделок пойдёт если устраивает КНИ.
Ставить в планируемый усилить вряд ли буду из за высоких
гармонических искажений. Буду разводить плату сам, и собирать темброблок.
Надеюсь инфа была полезна.
Планирую купить +17 Добавить в избранное
+36 +60
свернутьразвернуть
Комментарии (45)
RSS
+
avatar
0
  • ksiman
  • 21 ноября 2014, 21:11
Для снижения КНИ можно попробовать заменить входные электролиты на что-нибудь приличное :)
Что за элемент спрятался около разъёма питания? Диодный мостик?
Земля разведена с грубыми нарушениями :(
+
avatar
0
  • sensei
  • 21 ноября 2014, 21:22
Диодный мост, наверное. Автор сказал, что блок может питаться от АС.
+
avatar
+1
  • ksiman
  • 21 ноября 2014, 21:25
Да, скорее всего мост. При этом помехи и наводки питания будут чудесно пролезать прямо на вход по земляному проводнику :( Разводка — жесть…
+
avatar
0
  • qrbg121
  • 22 ноября 2014, 23:08
А вот кстати, нельзя ли где-нибудь почитать о правилах разводки земли, да и вообще о разводке плат? Намереваюсь спаять простенький гитарный предусилитель, а уверенности в собственной пряморукости нет.
+
avatar
0
  • ksiman
  • 22 ноября 2014, 23:24
Поищите по запросу «Техника разводки печатных плат»
+
avatar
+1
  • boxt
  • 21 ноября 2014, 21:39
я думал что коэффициентом нелинейных искажений вообще никого уже не интересуется, был приятно удивлен.
+
avatar
0
  • Eugen65
  • 21 ноября 2014, 21:41
Я ожидал даже хуже от этой поделки. Вот мой опус. Доволен очень.
+
avatar
+2
В конце 80-х эта схема была КрутО!!!
Но потом как-то ушли от это-го.
В данной ситуации: усилок класс Д? Какие НИ? Вы о чем?
Тем более за такие деньги :)
Пы Сы:
Дорого для этого темброблока. ИМХО. Самоделка будет дешевле. Нет?
+
avatar
0
  • boro40
  • 21 ноября 2014, 23:48
Активные регуляторы тембра умерли в hi-fi аппаратах на пороге 8О-х! Согласен полностью!
+
avatar
+2
  • Dimon_
  • 21 ноября 2014, 22:35
За обзор, конечно, спасибо. И за проделанный труд.
Но, простите, за такую цену? Это должен быть DSP, обвешанный кнопками, пресетами и экраном.
А тут, полукустарный стеклотекстолит и пара операционников… Ну ладно, хапугам из мастер-кита в чипе-дипе за факт офф-лайновости отдать такие деньги, но из Китая такое везти…
+
avatar
+4
  • Teem
  • 22 ноября 2014, 00:33
Да конечно можно было сразу собрать темброблок самому с гораздо
лучшими параметрами КНИ, не спорю, в конечном итоге я так и сделаю
благо в сети много готовых решений с продуманной разводкой печатных
плат, но я написал в начале что заказал данный блок ради интереса послушать как
оно звучит. Приемлемый по качеству DSP за такие деньги вы врятли найдёте.
Возможно кому-то данный обзор будет полезен при выборе темброблока, а
кого-то устроит и КНИ обозреваемого. Я делюсь опытом а дальше решать
уже вам.
+
avatar
0
  • Dimon_
  • 22 ноября 2014, 02:47
Да, конечно, согласен. Потому в первой же строчке я поблагодарил за обзор и анализ. А уж потом высказывал своё мнение :)
+
avatar
+3
У усилителя на IRS2092 искажений будет больше, чем у этого тембрблока.
+
avatar
+1
  • Teem
  • 22 ноября 2014, 00:21
не соглашусь с вами, в официальном даташите приводится следующая информация -THD+N of 0.005% at
60W, four ohms
www.irf.com/product-info/fact_sheet/audio-irs2092.pdf
+
avatar
0
0,005% это байки маркетологов. На деле вот что sakevich.org/raznoe/iraud200/iraud200.htm
+
avatar
0
  • ksiman
  • 22 ноября 2014, 11:19
0,005% это байки маркетологов
Это теоретически достижимый минимум
+
avatar
0
  • Teem
  • 22 ноября 2014, 12:30
Разводка платы сильно влияет на искажения, возможно дело в этом.
Вот к стати совершенно другие данные измерения
www.diyaudio.ru/forum/index.php?PHPSESSID=42e956d8cf32f0f1967ffbd34d3c99e1&topic=4106.msg211640#msg211640
Да и что сейчас рассуждать на эту тему не имея его в руках, как придёт обязательно сделаю все тесты и выложу их в обзоре, тогда уж точно будет ясно что и как там :)
+
avatar
+1
  • kirich
  • 22 ноября 2014, 00:36
Обзор хороший, за это плюс без вариантов.
Но он мне напомнил ответ дочки товарища, когда ее спросили про фильм Гарри Поттер.
Взрослым уже неинтересно, а детям еще непонятно.

Так и здесь, для современных систем стерео как то мало, а для стереосистем высокого класса, как то слабо.
Не совсем понятна ниша для данного устройства.
Никого не хочу обидеть, обзор хорош, но позиционирование устройства неясно.
+
avatar
0
  • Alex_74
  • 22 ноября 2014, 02:30
На нормальной аппаратуре темберблок и эквалайзеры не нужны. Баловство все это. Не только к HiFi относиться. Но обзор хороший — тут скорее трехполосный эквалайзер.
+
avatar
+1
  • Dimon_
  • 22 ноября 2014, 02:52
На нормальной аппаратуре темберблок и эквалайзеры не нужны. Баловство все это.
Сначала надо определиться с понятиями. Что за множество вы понимаете под научным термином «нормальная аппаратура»? Какой производитель в вашей шкале «нормальный»? ПиВи? Маршалл? Деннон? Они вот как-то не считают это баловством. Не обходятся без.
+
avatar
0
  • shpokel
  • 22 ноября 2014, 13:15
ну пиви с маршаллом как бы не для потребления контента аппаратуру выпускают, а для его создания — чуть разные вещи.
а на денонах самая важная кнопка — direct. Совсем без регуляторов — дикость вроде бы, старперы не поймут, они привыкли к крутилкам, но главное что эти крутилки штатно можно обойти.
+
avatar
+2
  • DYoga
  • 22 ноября 2014, 09:48
Даже на «соседних» альбомах одной группы может быть разная АЧХ звука, а уж если альбомы выпущены с разницей в 20 лет… Если Вам не нужен эквалайзер, то мне он просто необходим. У меня сейчас 12-полосник (раздельный) для выравнивания АЧХ помещения и акустики, который я трогаю раз в полгода, плюс трёхполосник для оперативной регулировки АЧХ музыки. Да, есть записи, где трёхполосник можно выключить совсем, но их относительно немного.
+
avatar
+2
  • YaDoncy
  • 22 ноября 2014, 18:42
На нормальной аппаратуре темберблок и эквалайзеры не нужны
Это если у Вас не просто жилая комната, а специально спроектированное и оборудованное помещение для прослушивания. Акустические свойства помещения влияют на звучание системы. И «важная» кнопка Direct, тут скорее бесполезна. Как уже написали выше, только с помощью эквалайзера, можно компенсировать частотную характеристику сигнала, подстроить под АЧХ конкретного помещения. Иначе можно получить бубнеж и пер… ж ))), Да и записи, как показывает практика, не всегда идеальны. Поэтому эквалайзер, графический, а то и параметрический, только во благо.
… а в наушниках, можно обойтись и без него ))).
+
avatar
0
  • Max_1
  • 22 ноября 2014, 10:25
Я себе заказал похожий предварительный усилитель, но с тонкомпенсированным регулятором громкости на микросхеме LM4610N:

Тут земля разведена как надо, звездой:

Пока не подключил, так как блок питания к нему ещё не пришёл.
+
avatar
0
  • ksiman
  • 22 ноября 2014, 10:32
LM4610N не относится к классу Hi-Fi — искажения до 0,3% :(
Кстати, на этой плате Земля тоже разведена неверно…
+
avatar
0
  • Max_1
  • 22 ноября 2014, 10:42
Ламповые усилители тоже не относятся к класу HiFi — у них искажения 1%. HiFi — это усилитель на микросхеме. Так, что ли?
+
avatar
0
  • ksiman
  • 22 ноября 2014, 10:54
HiFi — это усилитель на микросхеме. Так, что ли?
И на транзисторах, желательно полевых :)
+
avatar
+2
Для домашнего прослушивания 1-1,5% вполне адекватные искажения.
0,3 вообще ни о чем, а главное отвечает требованиям Hi-Fi.
Для большинства людей даже 10% остаются незаметными.
Вы или выпендриваетесь или вообще не понятно. Класс Hi-Fi определяет допустимые искажения в пределе 1%.
+3% допускает Hi-Fi акустика.
+
avatar
0
  • ksiman
  • 22 ноября 2014, 11:25
Вы или выпендриваетесь или вообще не понятно
Конечно выпендриваюсь :)
На реальном звуковом сигнале даже 5% искажения ухо не режут.
+
avatar
0
  • Teem
  • 22 ноября 2014, 11:02
В даташите на эту микросхему указывается искажения — 0.06%, максимум — 0.3%,
интересно было бы посмотреть сколько будет в действительности на данной
разводке платы. Будете делать тестовые замеры КНИ и прочее?
+
avatar
+1
  • Max_1
  • 22 ноября 2014, 11:11
Я не умею делать замеры. Буду слушать — ушами, с ламповым усилителем.
+
avatar
0
Тонкомпенсированные регуляторы должны быть в 8-ю ногами, а не с 6-ти
+
avatar
0
  • Max_1
  • 22 ноября 2014, 17:09
В зависимости от схемы, бывают разные — с одним отводом, с двумя отводами, без отводов. Здесь с одним отводом.
+
avatar
0
  • ksiman
  • 22 ноября 2014, 17:30
На печати не видно отводов
+
avatar
0
  • Max_1
  • 22 ноября 2014, 17:39
Наверное, потому, что некоторые переменные резисторы регулируют то, для чего дополнительный отвод не нужен.
На верхней фотке, слева направо:
3D, Bass, Treble, Balance,Volume.
На нижней — наоборот:
Volume, Balance, Treble, Bass, 3D.
+
avatar
0
  • ksiman
  • 22 ноября 2014, 18:13
А, точно, тут же электронные регулировки :)
+
avatar
0
  • YaDoncy
  • 22 ноября 2014, 18:21
похожий предварительный усилитель, но с тонкомпенсированным регулятором громкости
Я тоже сначала поискал на плате тонкомпенсированный регулятор громкости (переменный резистор), его там нет.
Вероятно правильнее бы звучало: «С тонкомпенсированной регулировкой громкости». Поскольку эту функцию, в данном устройстве, выполняет микросхема (функция Loudness Compensation). А регулятор громкости использован самый обычный.
Игра слов, но не сразу понятно. Сейчас, такие переменные резисторы, (тонкомпенсированные) редко где увидишь.
Ну а на микросхемах, такие «чудеса», можно реализовать и с использованием обычных переменных резисторов.
Регулятор громкости с тонкомпенсацией.
+
avatar
0
  • doc
  • 22 ноября 2014, 13:12
Посоветуйте хороший недорогой усилок для домашнего пользования, чтобы раскачать S90 (4Ом), и последующим апгрейдом до других колонок. Желательно в корпусе
+
avatar
+1
  • Max_1
  • 22 ноября 2014, 15:57
Может, подойдёт Tripath?
+
avatar
+3
  • fatman
  • 24 ноября 2014, 10:53
Я себе собрал такой по статье А. Пахомова в Радио №6 за 2003 «Тонкомпенсированный регулятор громкости с активным басс-корректором». Впечатления самые положительные, басы очень мягкие, низкочастотник работает на полную. И обошелся дешево
+
avatar
+1
  • fatman
  • 26 ноября 2014, 10:44
P.S. При использовании данной схемы можно отказаться от регулировки тембра, тонкоррекции вполне хватает. Регулировка баса при помощи сдвоенного R9 — 180 ком (или больше например 200 — 220 ком., что найдёте ). В качестве резистора R2 50 ком лучше использовать «реплику» под ALPS, типа такого https://aliexpress.com/item/item/5pcs-lot-Grade-fever-ALPS-precision-chip-resistors-stepper-to-double-volume-potential-RH2702-50KA-50ka/802420801.html
Тогда не будет расбалансировки каналов на разных уровнях громкости.
+
avatar
0
  • Teem
  • 27 ноября 2014, 00:10
Спасибо за рекомендации! Обязательно попробую собрать данную схему.
+
avatar
0
  • Leison
  • 15 августа 2016, 13:58
А в схеме прикрепленной автором питание +- 15 или +15V?
+
avatar
0
  • MeTla
  • 22 августа 2016, 13:14
что за прожка используемой автором?
+
avatar
0
  • Teem
  • 24 августа 2016, 23:06
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.