Как-то так получилось, что при всем большом количестве обзоров я практически ни разу не писал обзоры устройств, тем или иным образом относящихся к аудиотехнике. Хотя конечно у меня есть обзор блока питания для усилителя мощности, но на мой взгляд это уж совсем косвенное отношение. И вот решил я обратить внимание на усилители, ЦАПы и прочие аудиоустройства и начну с регулятора громкости.
Данный регулятор громкости выбирался скорее из эстетических соображений, так как функционально он очень прост и потому обзор будет сегодня не очень длинным.
Как вы уже поняли из предисловия, строить я буду некое подобие усилителя, скорее всего с ЦАП, но в данном случае это не особо принципиально. Раньше я много занимался подобной техникой, но прошли годы и одно просто забылось, вместо другого появилось много нового, потому отчасти я буду вспоминать, отчасти заниматься самообразованием потому возможны ошибки и неточности, за что заранее прощу извинить.
Тема аудиотехники была косвенно затронута в
этом обзоре, где я показывал блок питания для усилителя мощности. Скорее всего этот БП будет и дальше принимать участие, вероятнее всего в качестве подопытного для понимания разницы между импульсным и обычным блоком питания, но это тема будущих обзоров, а пока перейду к теме сегодняшнего — регулятору громкости.
Понятно что сейчас громкость звука можно регулировать не только вмешательством в электрический тракт, а и программно прямо от источника, но лично мне не очень нравится подобный подход и я придерживаюсь «классических» решений в виде аналогового регулятора громкости.
Для начала стоит сказать, что регуляторы громкости бывают линейные и логарифмические, а также с тонкомпенсацией, касаться их я не вижу смысла так как это скорее дело вкуса, но объясню очень кратко:
1. Линейный или логарифмический.
Линейный изменяет коэффициент деления прямо пропорционально углу поворота вала регулятора.
Логарифмический (а если корректнее, то обратнологарифмический) больше подходит для человеческого слуха так как в самом начале регулировка происходит очень плавно, а к концу более резко. Человеческое ухо лучше отличает уровень громкости слабых звуков, потому в самом начале регулировка плавная. Когда же громкость большая, то разница менее заметна и там регулировка может быть грубой.
Существует три основные характеристики:
А (в импортном варианте В) — линейная, изменение сопротивления линейно зависит от угла поворота. Такие резисторы, например, удобно применять в узлах регулировки напряжения БП.
Б (в импортном варианте С) — логарифмическая, сопротивление сначала меняется резко, а ближе к середине более плавно.
В (в импортном варианте A) — обратно-логарифмическая, сопротивление сначала меняется плавно, ближе к середине более резко. Такие резисторы обычно применяют в регуляторах громкости.
Дополнительный тип — W, производится только в импортном варианте. S-образная характеристика регулировки, гибрид логарифмического и обратно-логарифмического. Если честно, то я не знаю где такие применяются.
Кому интересно, могут почитать
здесь подробнее.
Кстати мне попадались импортные переменные резисторы у которых буква регулировочной характеристики совпадала с нашей. Например
вот современный импортный переменный резистор имеющий линейную характеристику и букву А в обозначении.
2. Тонкомпенсация.
При слабом уровне громкости человеческое ухо лучше слышит СЧ диапазон, но хуже НЧ и ВЧ, потому в некоторые регулятора добавляют принудительную коррекцию АЧХ в самом начале регулировки. Обычно тонкомпенсация отключаемая, так как далеко не всем она нравится и тогда есть возможность случать оригинальный звук. Простейшая тонкомпенсация это конденсатор небольшой емкости между входным сигнальным и подвижным контактом резистора. В более «продвинуты» резистор имеет один или несколько отводов, позволяющих настроить коррекцию более точно.
Для лучшего понимания были построены семейства кривых чувствительности человеческого уха – усредненные графики зависимости этой чувствительности для разных частот слышимых акустических колебаний.
На рисунке ниже показаны эти графики, получившие название кривых равной громкости, которые были приняты в качестве международного стандарта.
Вариант включения обычного переменного резистора для получения тонкомпенсации.
И включение специального резистора.
В моем случае по большей части можно было просто применить обычный переменный резистор. Ниже на фото пример простых переменных резисторов, слева подороже, справа попроще, но суть у них одна и та же, переменный резистор. Качественные переменные резисторы выпускает фирма Alps и стоят они весьма недешево.
Но куда более качественный вариант, это ступенчатый регулятор в виде набора переключаемых резисторов. Фактически это многоступенчатый аттенюатор, преимуществом которого является задание произвольных регулировочных характеристик, но что важнее — более точной подгонкой идентичности каналов.
Существуют обычные переменные резисторы с трещеткой, не путайте, это совсем другое, по сути там просто «эмуляция».
Ступенчатые регуляторы чаще всего применяются в высококлассной аппаратуре, например я впервые его встретил в популярном усилителе Одиссей 010. Кстати, при желании и некотором терпении подобный регулятор можно изготовить самостоятельно из многопозиционного переключателя и подобранных резисторов.
Или даже так, по сути просто переключатель с кучей резисторов.
Если заменить переключатель на реле, то можно сделать более красивое решение, к тому же имеющее возможность дистанционного управления. В целях упрощения резисторы в этом случае управляются двоичным кодом. Путем коррекции номиналов резисторов можно также задавать логарифмическую характеристику.
Переключая коэфициент деления при помощи фиксированных резисторов можно получить относительно простым способом большой диапазон регулировки, 1 реле — 2 уровня, 2 реле — 4 уровня, 3 реле — 8 уровней.
Ниже на фото показан регулятор имеющий 256 ступеней регулировки. Управляется он от специальной микросхемы —
ADC0804 которая преобразует аналоговый сигнал от переменного резистора в двоичный код. Переменный резистор при этом просто изменяет постоянное напряжения и никак не подключен в цепи сигнала.
Реле при этом надо применять специальные — сигнальные, а не силовые, так как при слабых напряжениях и токах силовые реле не могут обеспечить качественный контакт.
Но кроме того у подобного регулятора есть преимущество, его легко можно сделать многоканальным просто добавив параллельно еще одну плату с реле.
Снизу платы видны пары резисторов около каждого реле. Вообще изначально у меня была мысль купить именно такой регулятор, но потом я передумал и позже объясню, почему.
Примерно по такой же схеме собран и известный регулятор Никитина, его преимущество в том, что входное и выходное сопротивление всегда постоянно, что лучше сказывается на качестве работы и меньшем влиянии на параметры остальной схемы.
Как было написано выше, ступенчатые регуляторы позволяют реализовать дистанционное управление, но при желании можно купить и обычный регулятор «с моторчиком», управляемым специальным контроллером. Фактически так и есть, вал переменного резистора можно вращать как вручную, так и с пульта, тогда это будет делать небольшой двигатель с редуктором, при этом ручка регулировки также будет вращаться, а если добавить к ней какой нибудь светодиод индикации положения, то смотрится это довольно эффектно.
В общем думал я думал, какой регулятор применить и случайно натолкнулся на весьма любопытный вариант, который меня больше заинтересовал типом дисплея, но об этом чуть позже.
В комплект входит:
1. Плата регулятора
2. Плата управления с дисплеем
3. Пульт ИК ДУ
4. Светофильтр
5. Провода подключения питания и выхода
6. Шлейф для соединения плат, длина 280мм
7. Ручка регулятора.
Также отдельно можно докупить
1. Трансформатор питания 12 Вольт 5 Ватт — $2.22
2. Плата управления нагрузкой — $3.7
3. Доплатить за позолоченные RCA разъемы — $1.47
Я покупал в «базовой» комплектации так как трансформатор у меня есть, плату реле можно сделать самому, а в «позолоченные» разъемы за полтора бакса я мало верю. Волновался чтобы в пути не разбили дисплей, но все обошлось.
Комплект всяких мелочей ничего особенного из себя не представляет, синий светофильтр, дешевенькая ручка и пара проводков.
Защитную бумагу со светофильтра я пока снимать не буду так как мне его еще ставить в корпус и не хотелось бы поцарапать.
Пульт похоже от какого-то телевизора AOC, в меру удобный, но имеющий глянцевый корпус. Смотрится неплохо, хотя кнопок могло бы быть и меньше так как большая часть из них не нужна.
Входы можно переключать как кнопкой Input 1-2-3-4, так и кнопками Bright в любом направлении.
Основная плата, на ней расположены реле, регулятор и узел питания всего комплекта.
Не знаю что подразумевалось под «позолоченными» разъемами, за которые надо было доплатить отдельно, но я получил с такими как на фото. Плата умеет коммутировать сигналы от четырех источников, все входы вынесены на один большой блок разъемов.
Пайка местами на троечку, хотя общее качество изготовления понравилось, аккуратно, есть крепежные отверстия, маркировка.
Плата питается переменным напряжением 12 Вольт, хотя у меня она без проблем работала и от 9. На некоторых конденсаторах имеется маркировка фирмы Elna, хотя на мой взгляд в данном случае это не имеет значения, не говоря о том, что китайцы те еще затейники и верить таким маркировкам можно далеко не всегда.
Также судя по всему на плате есть и умножитель напряжения так как дисплею требуется заметно больше чем 12-15 Вольт. Но в умножителе нет ничего плохого, хуже было бы если разработчик поставил импульсный преобразователь напряжения.
Также здесь установлены четыре стабилизатора напряжения, два (78L05 и 79L05) питают регулятор, один 7805 питает реле, второй отвечает за плату управления.
А вот и регулятор с четырехканальным коммутатором.
Регулировкой уровня сигнала занимается специализированный чип
CS3310 производства Cirrus logic. В начале обзора не были указаны характеристики регулятора, но так как фактически они зависят от данного чипа, то корректнее привести их именно в таком виде. Хотя корректность это понятие относительное, так как они относятся к оригинальному чипу, а какой стоит здесь, я сказать не могу.
Выше я не зря писал о ступенчатых регуляторах сигнала. Дело в том, что данный регулятор также ступенчатый. На блок схеме красным выделен узел аттенюатора, т.е. делителя, а зеленым — регулируемый усилитель.
В отличии от обычного переменного резистора регулятор умет работать в двух режимах, ослабления (-95.5 дБ — 0) и усиления (0-31.5 дБ), за ослабление отвечает аттенюатор, а за усиление — усилитель с изменяемым коэффициентом усиления.
Схема включения регулятора предельно проста, потому собственно и определяются характеристики набора именно характеристиками чипа, хотя некоторые параметры можно при желании испортить неправильной трассировкой.
Изначально регулятор двухканальный, но судя по даташиту он допускает каскадирование и его можно применять и в многоканальных системах, нужен просто еще один или несколько таких чипов.
На плате находится разъем для подключения панели управления, а также неизвестный мне чип со стертой маркировкой.
Как было указано выше, плата может управлять включением дополнительной нагрузки. Для этого на плате имеются контакты подключения реле. На этих контактах появляется 5 Вольт при включении регулятора в рабочий режим, коммутация по минусу.
Данный выход можно использовать для управления подачей питания на усилитель мощности.
1. Чип регулятора CS3310
2. Транзисторная сборка ULN2003 для управления реле, она же управляет и дополнительным выходом.
3. Сигнальные реле
TX2 на напряжение 5 Вольт. Где-то дома должны быть такие же реле, только фирменные, может сравню позже.
4. Неизвестный мне чип, зачем стерли маркировку — загадка.
Снизу платы пусто, большая часть полигонов используется как экран от помех.
Так как чип регулятора имеет цифровое управление, то в комплекте идет плата управления и индикации.
Управление соответственно может быть как от энкодера, так и от пульта, для этого на плате установлен фотоприемник, по понятным причинам светофильтр должен захватывать и его.
А это то, из-за чего я отчасти остановил свой выбор именно на данной модели регулятора, VFD дисплей, или по нашему ВЛИ (Вакуумно Люминесцентный Индикатор).
Собственно из-за этого данную плату можно назвать «теплой и ламповой», так как ВЛИ это и есть самая настоящая радиолампа, правда не имеющая никакого отношения к звуку. Дисплей правда здесь самый обычный, подобные применяются в калькуляторах и подобных устройствах где достаточно 9 знакомест.
Скажу честно, мне действительно нравятся подобные вещи и я бы не отказался от подобных дисплеев, но в виде аналогов обычным 1602, 2004 и т.п., но стоят они обычно
очень дорого, правда и смотрятся красиво.
Контроллер управления и прочие элементы вынесены на обратную сторону платы, а сама плата выполнена в том же дизайне что и плата регулятора. Правда есть замечание, плата не совсем ровная, она немного выгнута в сторону от передней панели.
Контроллер управления регулятором и драйвер дисплея.
На плате имеются контакты для подключения внешней клавиатуры и месте для перемычек.
1. Зеленый — клавиатура — выключение звука, выбор входа, регулировка громкости. В отличии от энкодера здесь есть функция выключения звука, но нет кнопки выключения.
2. Красный — режим работы полный (аттенюатор + усилитель) или только аттенюатор.
3. Желтый — отключение функции запоминания настроек.
1. Микроконтроллер управления — 12C5A60S2
2. Драйвер дисплея —
PT6312BLQ
3. EEPROM, предположительно для хранения настроек.
4. Пайка фотоприемника. сначала решил что все плохо, но позже выяснилось что такой вид только снизу, сверху пайка отличная.
Чтобы проверить регулятор, подключил трансформатор питания 9 Вольт, соединил шлейфом платы и… все, можно включать.
Со вспышкой, да без светофильтра пытаться что либо разглядеть на дисплее нереально, хотя здесь я даже подкорректировал изображение в фотошопе.
Без вспышки или с каким нибудь светофильтром все заметно лучше, сам по себе индикатор весьма яркий.
На странице товара есть примеры применения данного регулятора, а точнее — оформления передней панели с ним, хотя в некоторых вариантах применен явно другой светофильтр, заметно более длинный.
Я же пока временно ограничился кусочком зеленого светофильтра, который нашел дома и ниже расскажу о режимах работы.
1. Выключено, на дисплее светится только точка правого разряда.
2. После короткого нажатия на энкодер регулятор переходит в основной режим работы, при этом на дисплей вылазит надпись Hello, которая затем пропадает. Выше я писал что у платы есть выход включения дополнительной нагрузки, на нем питание появляется сразу после нажатия на энкодер. При подаче питания на плату, она кратковременно щелкает релюшкой, в дежурном режиме все реле отключены. Для перевода платы в дежурный режим надо удерживать энкодер нажатым примерно пару секунд.
3. На дисплей выводится номер включенного канала и уровень ослабления/усиления сигнала.
4. Если на время замкнуть контакты Mute, то в поле уровня выводятся прочерки, повторное замыкание контактов опять включает звук.
5, 6. Минимально может быть -96 дБ, максимально +31.5 дБ. В даташите был указан диапазон -95.5 — +31.5 дБ.
И вот в последнем показанном пункте и кроется небольшая засада, полный диапазон регулировки составляет 256 уровней, а так как энкодер имеет 20 положений на один оборот, то для перехода от минимума до максимума надо сделать почти 13 полных оборотов. Я конечно люблю плавную регулировку, но всему есть свои пределы… На мой взгляд достаточно 30 ступеней регулировки, ну если хочется плавности, то 60-65, но 256…
Немного улучшить ситуацию позволяет отключение встроенного усилителя, это дает два положительных момента:
1. Усилитель меньше вносит искажений в сигнал (предположительно)
2. Вместо 256 ступеней будет «всего» 192 или 9.5 оборотов энкодера.
Еще увеличить удобство можно заменой энкодера на вариант с 24 положениями, тогда будет уже только 8 оборотов.
Если удалить перемычку Р5, то встроенный усилитель отключится, а максимально на дисплее будет уже 00.0, а не 31.5. Также на фото видны разные варианты включенных входов, 1 и 4. Входы переключатся коротким нажатием на энкодер.
Память режимов есть, но после полного снятия питания регулятор включится в режим который был перед
корректным отключением, раздельной памяти на каждый вход нет, уровень громкости один на все входы. Если запаять перемычку блокировки памяти, то при каждом включении будет активирован первый вход и уровень сигнала -46.0 дБ.
Из-за того, что дисплей включен всегда, то потребление от режима работы почти не меняется, 187 мА в дежурном и 236 мА в рабочем режиме. Потребление указано по переменному току, мощность около 1.7 и 2.2 соответственно.
Естественно была проведена небольшая проверка, но по большей части я скорее уперся в возможности моих измерительных приборов и в частности — осциллографа. Для регулятора громкости ключевым является обычно линейность регулировки, вносимые искажения и разделение каналов, но я как-то даже не знаю как проверить все это при помощи одного генератора и простенького осциллографа. При входном напряжении 2.65 Вольта и уровне -70 дБ вольтметр показывает на выходе около 1мВ.
Для теста использовался полностью аналоговый генератор 10 Гц — 100 кГц и осциллограф DS203.
Сначала проверил как выглядит картинка на частоте 10 Гц.
1. Входной сигнал
2. Выходной сигнал на уровне 0 дБ.
3. Выходной сигнал на уровне +8.5 дБ
4. На уровне +9.0 дБ началось ограничение, но оно определяется размахом входного сигнала.
5. Уровень -45 дБ
6. Уровень -30 дБ
Частота 20 кГц.
1. Входной сигнал
2. Выходной сигнал на уровне 0 дБ.
3. Выходной сигнал на уровне +12 дБ
4. Так как размах входного сигнала здесь меньше, то ограничение началось на уровне +12,5 дБ, при дальнейшем увеличении усиления сигнал постепенно превращается в прямоугольник.
5. Уровень -45 дБ
6. Уровень -30 дБ
Максимум что умеет мой генератор — 100 кГц, на этой частоте я также решил проверить.
1. Входной сигнал
2. Выходной сигнал на уровне 0 дБ.
3. Выходной сигнал на уровне +11,5 дБ
4. Выходной сигнал на уровне 12.5 дБ, при 12.0 дБ ограничение было почти незаметно потому я выбрал 12.5 для наглядности.
Так как усилители мощности пока не готовы, ЦАП вообще еще не приехал, то пробовал немного с этим усилителем, работает нормально, по крайней мере единственный исправный канал :)
Собственно говоря именно этот усилитель я и буду переделывать, понимаю, явно не Одиссей, но что имеем. Хотя если учитывать что от него по сути останется только корпус, ну возможно еще трансформатор и радиатор, то не думаю что это важно, хотя у того же Одиссея вид и конструкция куда как более солидная.
Пока вкратце могу сказать, что все работает, в этом плане нареканий у меня нет. Звук регулируется, пульт работает, дисплей отображает всю необходимую информацию, искажений звука не замечено. Отмечу отсутствие импульсных преобразователей для питания дисплея, хотя индикация все равно динамическая, но в данном случае это ограничение самого дисплея.
Но есть и недостаток, слишком плавная регулировка сигнала, потому я скорее всего заменю энкодер и отключу встроенный усилитель.
Кроме того хотелось бы иметь раздельную регулировку уровня громкости для каждого входа, но это уже скорее к разряду «хотелок», потому как обычно такое не используется.
Общее качество изготовления неплохое, откровенных косяков не наблюдаю. Оригинальность чипа регулятора проверить не могу, увы.
Спонсором данного обзора выступил посредник
yoybuy.com, который взял на себя оплату доставки.
Стоимость комплекта вместе с доставкой к посреднику выходит $30.66, стоимость доставки от посредника зависит от разных факторов. Весит набор 364 грамма, информация со страницы заказа у посредника.
На этом у меня пока все, как обычно жду вопросы, советы, пожелания и тому подобное, надеюсь что обзор был полезен.
Единственное замечание по вот этому абзацу:
До того, как я сам повторил такую конструкцию (регулятор Никитина с управлением на МК), я не совсем понимал принцип работы. Двоичным кодом управляются реле и это означает, что есть 2^n возможных положений громкости, где N — количество реле. Но аттенюация, добавляемая каждым из реле зависит только от номинала резисторов, которые образуют резистивный делитель. Стандартный вариант — -1дБ, -2дБ, -4дБ, -8дБ и так далее. Я, например, сделал шаги -1,5дБ, -3дБ, -6дБ, -12дБ, -24дБ и -48дБ и получил регулятор с логарифмической прогресией, 64 положениями с шагом 1,5дБ и максимальным ослаблением сигнала в -96дБ.
До этого в усилителе почему-то стоял регулятор и линейной зависимостью, после замены разница в плавности регулировки была прекрасно слышна.
При таком процессоре вполне могли и переменную характеристику регулировки энкодером — быстрее крутишь — быстрее изменение громкости. Медленнее — получаешь точнее установку.
Могли конечно, спору нет. Кроме того, драйвер дисплея поддерживает регулировку яркости, можно было мелкий фотодатчик поставить и приглушать свет автоматом ночью.
В частности (из личного): ВМ Smsung VK320, МЦ Panasonic, спутниковый тюнер VU+Uno… Могу продолжать и продолжать. Выгорает люминофор, теряет эмиссию катод(накал). Занимался профессиональным ремонтом этой техники — примеров масса. Причем далеко недешёвых брендов.
А всего-то добавить светодиод и копеечный полевик в цепь накала.
А так вполне можно все это доработать, команда «вкл» на плате есть.
И вроде как довольно таки давно их ALPS делает, про менее именитых промолчу :)
Когда то, ради интересу, делал регулятор громкости на обычном умножающем ЦАПе, за давностью лет уже и не помню, на каком, и не помню тонкостей результата.
Да, регулировалось, да, нормально (на мой неискушенный слух), да, не совсем удобно было двумя кнопками громкость регулировать.
Но зато как круто… :)
На таких индикаторах когда то делались индикаторы уровня, но не долго: нижний ряд сегментов смещен относительно верхнего, и все одного цвета — поэтому довольно быстро перешел на светодиоды.
Но с тех пор к «непрофильным» индикатором в аудиотехнике у меня осталось некоторое предубеждение.
С ПДУ китайцы, конечно, погорячились: могли бы подобрать что то с соответствующим количеством кнопок, или задействовать (придумать, для чего — они такие фантазеры...) все кнопки этого и заменить надписи на фальшпанели.
А то создается впечатление (верное, по моему), что просто решили что то сделать, что бы продать, а что малым тиражом делать невыгодно — приспособить что то.
И — имхо — не хватает баланса.
А если вернуться к пульту…
Подозреваю, что по мере продолжения сборки усилителя вылезут еще «хотелки», которые с этим пультом может получится реализовать, а может и нет.
В любом случае — жду продолжения, интересно ведь, да еще с обычным фундаментальным подходом кирича :)
Но, в принципе, можно и свой пульт сделать при большой необходимости.
Хотя и муторно…
Согласен, могли добавить ту же регулировку яркости дисплея, даже кнопки соответствующие есть, режим памяти, настройки без перемычек (кнопка меню) и т.п.
Тоже так думал, но вроде сейчас отказались от регулировки баланса, что для меня также странно.
Скорее всего.
Делал подобный индикатор уровня в студенчестве.
Покупал именно для индикатора уровня, но потом все это забросил.
Но да, когда первый раз этот Олимп в магазине увидел — жутко понравилось.
Потом как то прошло…
Сейчас от многого отказываются.
Если человек музыки не слышит (только не ругайте меня аудиофилом — я не он), то ему ничего не поможет.
Если слышит — то ничего не помешает.
Помнится, в 80-х каажется годах, на ВДНХ (?) проходила выставка радиолюбителей.
Сделали ребята автоматический эквалайзер: в зоне прослушивания — измерительный микрофон, на вход УНЧ — шум с известным спектром, эквалайзер подстраивает частотную характеристику всего тракта: усилитель-акустическая система-акустические характеристики помещения.
То бишь фактически от слушателя требуется только слушать.
Правда, расчет при этом на идеальный входной сигнал…
Так что баланс нам не помешает, да и темброблок, хоть и простенький…
ИН-13: www.radiolamp.ru/sprav/ind/in13.html
такие технологии были в приемлемом виде ещё в 60-х, а теория была ещё в 18 веке или даже раньше.
и на таком принципе работают сейчас.
ну вот все эти Shure и Bose, разве что техпроцесс позволяет это не на грузовике возить.
я только в машине использовал это. ровно один раз
— на тао?
— как их искать?
Затертая микруха в режиме генератора. Т.е. цепь такая — выход микрухи/конденсатор/нить накала/второй конденсатор/земля.
там делается легко
kevinrye.net/index_files/vfd_ac_filament_driver.php
к тому же неравномерность засветки бывает на разных индикаторах, я пробовал
как-то была куча их, но 95% некуда применить было и выбросил
Постоянный накал применяли а портативных переносных радиостанциях с питанием от батарей, мирились с недостатками, вес и так был не маленький.
путаница с обозначениями регуляторов просто бесит, когда делал свой прибор — купил с рук около 40 штук регуляторов, оказались не те. и в «подвальных» магазинах не всегда в курсе В у них или B, А или A, ну там хоть обменять можно.
а можно купить готовый ресивер и не иметь себе голову.
разве что в качестве хобби или прототипа это всё строить.
3310 — старый, неплохой чип по звуку, но pga2311 получше.
+ есть новый, не помню модель, от АК.
тем более у них есть 4х канальная версия
В Украине, к сожалению, выбор поставщиков не слишком велик. Более-менее возимый зарубежный продавец — TME, у них еще в Европе цена выше 10 евро/шт без учета доставки: www.tme.eu/ru/katalog/#search=PGA23
В местных магазинах она превращается в 15-20 евро/шт в мелких партиях: www.kosmodrom.com.ua/prodlist.php?name=PGA23 (неудивительно, поскольку эту позицию они явно берут из TME и под заказ)
Через РКС не лучше выходит: www.rcscomponents.kiev.ua/modules.php?name=Asers_Shop&s_op=search&query=PGA23
Сеа, ВДМаис, Биаком и другие, грубо говоря, такими микросхемами вообще не занимаются. Тут выбор потенциальных поставщиков, можно сказать, и закончился почти.
Брать именно эти микросхемы от китайцев с ебея по 10-15 долларов/шт как-то не очень хочется, шансы купить подделку слишком высоки.
Конечно, можно поискать, кто повезет из Маузера или Диджикея, но их еще надо найти, договориться и у них тоже есть свои аппетиты. Можно самому попытаться заказать, но опять-таки, если надо только несколько микросхем — цена с доставкой выходит, обычно, не очень интересная.
Скорее всего, с AK ситуация будет не лучше, потому как, если она и дешевле от производителя, то найти ее в продаже оригинальную будет еще тяжелее, но хотя бы знать возможные варианты всегда полезно.
но дорого. там очень хорошие реле и фирменная резистивная матрица, заказная (те. просто так не купишь, они не продаются).
концентрация фриков и wannabe-инженеров там зашкаливающая.
Ставить дрянные реле в звуковую цепь, причём 7 штук в цепочку, имея целью получить качественный звук — это идиотизм.
Но да, такие персонажи, с ярко выраженными симптомами, на вегалабе есть.
:((
нет никакого практического смысла в том регуляторе, если ставить дешевые реле с черт-те какими контактами.
Заменить резистивную матрицу на просто хорошие фирменные точные резисторы можно, но это, в целом, тоже недешево.
там шуруповертом громкость добавлять придется)))
— на основе личного восприятия, типа мягкий звук, басы,… имхо вызовет холивар на темы «теплый ламповый звук» и т.д.
— Качественную/количественную: коэф. гармоник, интермодуляционные искажения и т.д. где взять соответствующие приборы.
А за обзор традиционно +++.
Здесь такого нет, я пытался крутить насколько возможно быстро.
Сразу заменил все электролиты на пути аудиосигнала на всех четырех каналах на пленочные по 1мкф.
И пульт сразу был склонирован на более удобный.
Регулятор стерео, коммутатор на 4 входа.
кстати, каналов 8, а на плате 4 написано. хм. wtf?
или они стеропару как канал подразумевают?
В Ethernet коммутаторе тоже ведь по количеству разъемов считают, а не парам проводов :)
А в каждом разъеме 2 или 4 пары по сути коммутируются.
в мультикоре ведь не считают входной как как одну «розетку».
а в Ethernet считают не разьёмы и провода, а порты.
upd: да нет, с какой стороны не посмотри 4-pair должны были написать. или там 4-stereo.
но это я уже как пьяный до радио видимо. и тем не менее — некорректно.
2. Какое сопротивление этого РГ?
Но тут вроде бы на 4 канала на PT2313 или на LC75342
С — (специальная).
Немного не по теме — но может кто знает. В обзоре переключать каналов на реле. В комментах упоминаются чипы LC75342 и PT2313. Но это тоже переключатели.
Может кто знает чип «микшер»? Т.е. у меня есть 4 стерео входа и 1 стерео выход. Мне нужно иметь возможность делать микс типа с первого входа 10% громкости, со второго 40% и т.д. Т.е. чтобы была возможность одновременно с нескольких входов (с разной громкостью) подавать сигнал на выход. При этом у чипа обязательно должно быть цифровое управление (i2c или любая другая шина). Также было бы большим плюсом наличие в чипе тембрблока (нч, сч, вч) на выходе. Тоже с цифровым управлением.
Заранее спасибо, если кто-то откликнется.
Объясняю как проще запомнить — для регулятора громкости лучше (если импорт) — A (AUDIO).
Это верно.
Данный прибор удобен и красив (хотя и сложен).
Но качественный ЗВУК УБИВАЕТ!
(Впрочем, 99% усилителей — барахло и их звук убит не будет).
Это красивая погремушка.
Правильный вариант — моторизованный регулятор громкости с ДУ на базе качественного переменного резистора. С интересом прочитаю обзор данного устройства по разумной цене.
Если можно обойтись без ДУ, то просто качественный переменный резистор.
Будущий обзор про ЦАП прочитаю. Однако, для его оценки нужен достаточно качественный остальной тракт, особенно акустика.
От программы RMAA толку в данном случае не будет никакого.
Про отечественные детали можно вообще забыть, увы.
Резисторы Audio еще можно найти, но номинал менее 50 кОм на глаза не попадался, а предпочтительнее около 10 кОм.
Поэтому удобны регуляторы на базе ступенчатых переключателей (показаны в статье с фото). Я покупал их. Баланс между каналами очень хороший.
Резисторов для пассивных регуляторов тембра на Али вообще не видел. Впрочем, сейчас регуляторы тембра не актуальны.
Это да, они и раньше были отвратного качества, а сейчас наверное уже и не производят. Впрочем были и качественные, но специфического применения и в усилители они не шли.
На мой взгляд зря, как по мне, то темброблок полезен, но в случае если есть возможность его полностью отключить. Слух то с возрастом меняется и иногда хотелось бы подкорректировать.
И дело, наверное, не только в возрасте, но и в том, что не все записи нужного качества, или при прослушивании на малой громкости. С возрастом ухудшается ощущение самых высоких частот, но восприятие звукового баланса. натуральности звука и т. п. — остается.
На практике неотключаемые регуляторы тембра обычно портят звук в большей или меньшей степени. Тем более, что львиная доля РТ — активные (думаю, именно из-за того, что для них нужны переменные резисторы с линейной характеристикой — их много и они дешевле).
mysku.club/blog/china-stores/52611.html
Спсб.
это очень недешево.
А дешевые варианты на реле/ резисторах… лучше на микросхемах, чище звук и нет проблем с контактами.
И ещё: у хорошей акустики это доли процента, кроме самых низов.
У наушников — десятые и сотые доли %.
Для тех же полевых транзисторов (в силовом, а не звуковом варианте), пользователь обычно смотрит только на минимум сопротивления канала и в упор не хочет видеть ни то, что это типовое (а не гарантированное значение), ни то что это в определенном режиме — температура, ток и т. п. А потом удивляются — чего это транзисторы греются и горят…
Искажения обычно измеряются на одной (самой выгодной) частоте и т. п. Хитростей здесь достаточно.
Измерения всегда делаются в статическом режиме и на одной частоте, а музыка — это непрерывный переходной динамический процесс.
Только Акулиничев занимался измерением и отображением искажений на реальном звуковом сигнале.
С другой стороны, конечно, этих «блох» не каждый заметит, да и звуковой тракт должен быть соответствующий.
Да, это так. Но в их даташитах хорошо, что графики есть. Можно оценить самому работу в каком-то режиме
Современные цапы очень выросли в качестве. Регулятор громкости сейчас тоже надо делать хорошего качества
Возможно, но менять уже не имеет смысла.
Если взять МК, графический дисплей, аудиопроцессор и энкодер, то в 10-15 уложится можно, вдобавок будет русский язык и какие хочешь настройки/функционал.
Так что не моё это, не моё
+ затраченное время, изготовление печатной платы.
VFD? :)
Да тут особо и без разницы.
Но в любом случае кому как, если есть возможность написать программу и есть время/желание, то почему бы и нет.
Удалось исправить этот недостаток?
Я так понимаю, что регулировка с пульта тоже супер плавная и неудобная?
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.