Какие ассоциации возникают в голове при фразе «музыка африки»? С максимальной вероятностью их будет не больше двух: «тамтам и вувузела». А вот есть еще и такая штука как калимба. Про нее я вам и расскажу.
Вувузела, тьфу, википедия так говорит о калимбе:
«Древнейший и самый распространенный музыкальный инструмент в Африке, на некоторых из Антильских островов. О его широкой популярности свидетельствует обилие названий, которыми обозначается калимба у различных племен: цанца, санза, мбира, мбила, ндимба, лукембу, лала, малимба, нданди, нжари, мганга, ликембе, селимба и др., из которых «официальным» в России является «цанца», на Западе — «калимба». Калимба используется в традиционных обрядах и профессиональными музыкантами. Её называют «африканское ручное фортепиано»; это довольно виртуозный инструмент, предназначенный для исполнения мелодических рисунков, однако вполне пригодный и для игры аккордами. Большей частью применяется как аккомпанирующий инструмент.»
Вообще предисловие было другим, но я решил что обзорный сайт не место для демонстрации своего мнения относительно богатства и значимости культурного наследия Африки (естественно, я исключаю Египет, Финикию и всю остальную северную Африку), поэтому просто скажу что меня заинтересовала калимба и я попросил ее на обзор. Ничего подобного на муське не было и думаю что для многих этот обзор вообще будет первым упоминанием о таком музыкальном инструменте.
Ammoon является достаточно известным музыкальным брендом, мне известным в первую очередь по всяким гитарным штукам, так что изо всех представленных на томптопе калимб я выбрал именно эту.
А почему вообще калимба? Понял что ничего про нее не знаю, посмотрел видео — мне понравилось.
В комплекте:
Калимба, чехол, инструкция, наклейки на «язычки», молоточек для настройки, цепочка и цацка для красоты.
УПАКОВКА И ВНЕШНИЙ ВИД.
Так как инструмент деревянный и акустический, то вопрос качественной упаковки тут исключительно важен. К счастью, в этом плане все хорошо. Пусть упаковка и непрезентабельная, но она отлично делает то, что должна — защищает содержимое в пути. В остальном же это безликая толстостенная картонка, с толстым слоем поролона внутри.
А вот и сама калимба. Бывают разные ее вариации, но суть остается неизменной, это резонирующая коробка с парой-тройкой отверстий, в верхней части которой закреплёны язычки. По идее тот же варган является подобным инструментом, только там роль резонатора играет ротовая полость.
Ну, давайте глянем ближе. В моей калимбе 17 язычков. Их можно подстраивать, для чего служит молоточек. Постукивая им по язычку, меняем длину и звук того.
Под язычками установлены два брусочка. Ближний к играющему выполняет роль порожка, к дальнему можно еще и прицепить какую-нибудь веревочку для переноски или еще какую-то красоту. В моем случае это кисточка на цепочке. Выглядит дешёво, ну так и инструмент-то африканский.
Вместо округлого выреза тут фигурный, красивый. Сквозь него видна надпись Ammoon на внутренней стороне задней части.
Все углы аккуратно сняты и зашлифованы. Лакировки нет, текстура отлично ощущается, но как минимум покраска была, у всех деревях слишком однородный цвет.
Еще одна надпись Ammoon есть на верхнем торце.
С задней же стороны есть пара отверстий, с их помощью можно играть вибратто.
Собственно, вот и все насчет внешнего вида и устройства. Первое мне понравилось, второе очевидно и просто.
ИГРА НА КАЛИМБЕ И ЗВУК.
Даже если вы первый раз узнали о калимбе из этого обзора, то звук ее вы наверняка знаете — он часто появляется во всяких роликах про Африку\Ямайку и какие-то там креольские местечки. Лично для меня сама первейшая и стойкая ассоциация — Футурама. Серия где празднуют «робоноку», кванзу и что-то еще. Да кажется и в редкие моменты когда Гермес Конрад танцует лимбо тоже звучит как раз Калимба.
Стоит ли описывать как-то звук калимбы (да и можно ли сделать это так просто? опишите, к пример звук обычной гитары-дредноута со старыми струнами, или звук банджо), когда можно моментально сделать вывод, включив ролик?
Могу только сказать что звук этот реально необычный, с приятнейшими обертонами и, самое главное — он исключительно приятный. Ближайший его аналог — это звук музыкальной штакулки. Мне еще почему-то напомнило челесту (для тех, кто не знает про такую — «танец феи драже»)
Так вот, звук субъективно приятный не в той манере как шотландец скажет " а вы не слышали волынку? исключительно приятный звук!", а на самом деле приятный. Я которые сутки уже не могу отлипнуть. Да и дети тоже мимо не проходят.
Что касается строя, то он своеобразный. Я, как человек, привыкший играть на гитаре, нахожу его крайне необычным.
Соседние ноты гаммы находятся на противоположных сторонах калимбы
Для наглядности сравним стандартное расположение нот на фортепиано с расположением нот на калимбе. На фортепиано низкие ноты располагаются слева, высокие справа. Калимба отличается тем, что низкие ноты находятся в центре, а высокие располагаются по сторонам слева и справа. Основная последовательность расположения нот на калимбе — самое низкое звучание у среднего язычка, чуть выше звучание у язычка слева, еще выше звучание у язычка с правой стороны и т.д. поочередно.
Есть разные строи калимбы, приведу стандартный.
Я, к стыду своему, так и не смог освоить нот и теорию музыки, не хватило усидчивости.
Да, на калимбе можно играть и аккордами.
Аккорды можно играть по-разному. 1. Стандартный вариант. Например, можно сыграть сначала дополнительную ноту, а потом остальной аккорд (на калимбе, если нужно сыграть ноты аккорда одновременно, обычно их играют скольжением от самых длинных язычков к коротким).
2. Аккорд внутри октавы. Можно сыграть одновременно самую низкую и высокую ноту аккорда, а потом сыграть остальные две ноты аккорда.
3. Арпеджио – это игра нот не одновременно, а поочередно.
Кстати, вибрато дается своеобразно, похлопыванием по-над резонаторным отверстием (а-ля индейский клич с хлопками по рту)
В сети есть изрядное количество, хм, табулатур для игры.
что касается настройки — просто постукиваете молоточком чтобы сделать звук ниже или выше. тут в помощь обычный тюнер. В моем случае настройка была в С, где-то +20 центов. минут за 20-25 настроил. с погрешностью в цент.
Вообще, есть отдельная группа, посвящённая калимбе. Тут очень много разного полезного материала, выше я скопировал базовую информацию.
Вот пара интересных видео. В пачебелевском каноне, к слову, отлично показан принцип вибрато на калимбе. кстати, нашел даже табы
Jingle Bells
ну и моя импровизация на тему Enter Sandman. Было бы чуть дольше, но сын сбил. Следующие попытки были хуже, да я и эту не переоцениваю, это потолок моих умений )
ОБЩИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Мне калимба понравилась. К моменту написания обзора она находится у меня уже порядка 3-4дней, и я постоянно ее терзаю. Выучить что конкретное мешает лень и отсутствие усидчивости, но просто таскать ее и бренчать уже в радость.
К качеству изготовления и звуку у меня претензий ноль, это не пластиковое укулеле за 5 баксов (хотя и того есть свои покупатели).
Кому может быть интересна эта штуковина? Не думаю что она будет интересна вообще не музицирующим людям.
А вот если какой-то интерес и\или опыт в звукоизвлечении есть, то, если не вести речь о личном пользовании, калимба может быть необычным и интересным подарком для какого-то знакомого музыканта ( от домашнего терзателя струн до способного рассуждать про обращение интервалов). Цена при таком раскладе совершенно подъемная, на уровне нормальной губной гармошки. Самое главное — штука реально необычная и надолго залипнуть с ней можно элементарно, благо она еще и габаритная, можно таскать с собой по дому.
если среди читателей найдутся обладатели калимбы, прошу черкнуть свои впечатления в комментах.
Планирую купить+5Добавить в избранноеОбзор понравился+48
+65
Смешно, но в общем и целом — если бы на каждом инструменте играли только то, что положено — мир бы никогда не увидел никаких музыкальных жанров и в целом развития индустрии музыкальных инструментов.
мир бы никогда не увидел никаких музыкальных жанров и в целом развития индустрии музыкальных инструментов.
а особого развития и нетза 100 лет было придумано 3 инструмента
терменвокс, электрогитара и продолжение терменвокса — синтезаторы как класс инструментов на электронном синтезе звука
А вы отвратительно пишите по-русски — и что теперь?)
Вообразил себе мир, в котором тот же орган используется только для церковных мелодий — приуныл на 100500 градаций серого.
Ну или вот он
Но ассоциации они такие, да.
он не создавался для этой похабщины
вот что и как надо играть
а особого развития и нетза 100 лет было придумано 3 инструмента
терменвокс, электрогитара и продолжение терменвокса — синтезаторы как класс инструментов на электронном синтезе звука
все остальное — модификации уже готовых
Вообразил себе мир, в котором тот же орган используется только для церковных мелодий — приуныл на 100500 градаций серого.
тем же, кто музицирует — наоборот.
дети, кстати, в полном восторге. но дарить им особого смысла нет, быстро расстроят. только если какую-то дешевую калимбу
в названии как раз название инструмента
И звук интересный.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.