Смотрю, часовая тема на сайте не пользуется очень большой популярностью, поэтому данный обзор (кроме рассмотрения непосредственно сабжа) хорошенько заверну в сторону самоделанья. А именно:
• Протестируем несколько «народных» рецептов по патинированию цветметов.
• Сделаем блестящую заднюю крышку серой и матовой.
• Состарим корпус часов самым удачным из опробованных методов.
• Заменим «брезентовый» ремешок на натуральную кожу.
Заходите, будет интересно всем!
Сначала скажу, почему вообще купил эти часы
Меня впечатлили латунные «часы сварщика» из этого обзора:
mysku.club/blog/usa-stores/46379.html. Изделие WELDER K-51 ref.9101 я не тяну по деньгам, но возникло желание сварганить что-то подобное (хотя бы просто по стилю) своими руками. В общем, мне потребовался донор из какого-нибудь жёлтого металла, желательно за недорого.
Поиски на Али были непросты, но, в конце концов, они привели меня к герою обзора. Формфактор «подушка» мне по душе. Хотя немного жаль, что это копия известных часов, лучше бы это было что-то аутентичное. Меня лично «понт» обладания типа «Panerai», не интересует, даже наоборот.
Короче, на тот момент часы стоили менее 10 у.е., и я их заказал для экспериментов сугубо из-за жёлтого металла. Доставка была довольно быстрая, возможно, даже рекордная. В этот раз принесли пакет на дом – Укрпочтой.
Часы находились в полиэтилене и несколько раз были обёрнуты вспененным материалом.
Что они собой представляют
Как я уже отметил, часы являются наглым «закосом» под модель Panerai Radiomir.
Выпущено сабжевое изделие
под всемирно известной маркой NOBDA. Судя по картинкам, форма «один в один», кстати, фирмы Skmei и Megir тоже не побрезговали рубануть бабла на проверенном итальянском дизайне и выпустили свои модели 1124 и 3783 соответственно.
Максимальная ширина корпуса – 45 мм.
Высота со стеклом – 15 мм.
Сразу про стекло расскажу, раз уж упомянул. Оно краями немного возвышается над корпусом на доли миллиметра. Стекло толстое и немного выпуклое, поэтому его середина будет повыше – до пары миллимов. Кстати, когда разобрал часы, то мне показалось, что есть эффект линзы – на расстоянии в 10 сантиметров от предмета увеличивает навскидку где-то на 50-70 процентов.
Стекло тут не пластик.
Вернёмся к корпусу. Исполнен, вроде ничего, но на рогах есть косяки, как огрехи литья.
За ремешком видны солидные такие риски, типа надфилем была рихтовка.
Задняя сторона ровная и с чёткими гранями. Посадочное место под мотор чёткое, механизм с циферблатом, а также пластиковая рамка – садятся плотно.
Больше всего волновал материал корпуса. Боялся, что это только покрытие такое, но, сделав пару насечек, увидел красно-жёлтый металл и внутри.
Потом при шлифовании на гранях вроде просматривалось что-то белёсое. Но подозреваю, что это какой-то хитрый сплав (например, слишком много олова?).
Цвет вообще не латунный, конечно. Больше похож на медяху или свежую бронзу. Если не ошибаюсь, китайские производители гордо именуют его «розовое золото» или типа такого.
На поверхностях явно виднеется зернистое напыление, похожее на лак.
Переводная головка – пропорционально крупная, с рифлением. Цвет бронзовый, но без напылячки.
Крышка защёлкивается, она гладкая и блестящая, как зеркало. Совершенно не имеет надписей.
Циферблат матовый и чёрный. Качественный.
Он выполнен по принципу «сендвич».
В глубине цифры желтоватые. С каким-то напылением. Это-таки люм. Забегая наперёд, скажу, что после нахождения на уличном свету светятся как цифры (желтоватым), так и стрелки (зелёным), включая секундную. Светятся сильно, но, кажется, не долго. Но нормальное фото в темноте я так и не смог сделать :(
Кстати, помимо названия марки, производитель притулил тут надпись Luminous Military. Походу, переборщил китаец, ведь это уже лингвистический закос под другую модель от Панераи – а именно: Luminor Marina, которая также бывает в варианте Marina Militare.
А что означает меленькая надпись под шестёркой «taste ternd» — даже Гугл не в курсе. Неужели «вкусная тенденция» так написали (taste trend)?
Ремешок к этим часам идёт «брезентовый» а зелёном цвете.
Сделан так себе, хотя на военный стиль могут прокатить. Краешек лохматенький.
Одна из блочек помята. Вообще обрамляющие люверсы имеют отбортовку только с лицевой стороны, с внутренней стороны ремешка они не обжимаются, поэтому потенциально – могут вылетать.
Застёжка глянцевая, тёмно-серая. Крепится к ремню при помощи шпильки с пружинками.
Прошивка и склейка строп — не идеальная. Сразу захотелось ремень поменять.
Как оно работает и устроено изнутри
Что интересно, работают часы достойно. Отставания/спешки не замечается.
Тикают ну ОЧЕНЬ тихо – нужно поднести к уху, ещё и прислушиваться.
Календарь тоже функционирует. Переводится в полночь.
Секундная стрелка в деления попадает.
Внутри стоит батарейка SONY SR920SW.
Механизм – китайский SUNON PE48.
Корпус довольно толстенький. С новым кожаным ремнём часы весят почти 80 грамм.
Под крышкой не было никаких резинок.
Нет уплотнений и на ключе для перевода стрелок. То есть в воду их ни-ни.
Как я делал патину
Сначала хорошенько подготовился теоретически. Узнал, что есть импортные фабричные составы, которыми можно быстро получить патину на латуни, меди и прочих похожих металлах. Но они у нас довольно дороги, а заказывать из-за океана тоже получается о-го-го. Как вариант, можно пробовать составы для воронения оружия – те подешевле, однако, уже настроился колхозить, значит, тому и быть.
Итак, составил небольшой (и далеко не полный) список технологий, которые можно недорого использовать дома:
1. Электричеством в растворе соли.
2. Серная мазь.
3. Хлорокись меди + нашатырь + вода.
4. Рассол из-под маринованных огурцов.
5. Пары нашатыря.
Что недоставало дома – прикупил.
В качестве образцов для творчества использовал обрезки от контактной шины, которую используют для коммутации автоматов и прочих устройств в распределительных щитах.
По крайней мере, цвет металла шины с цветом корпусом часов идеально совпал. Для разнообразия, травил также другие предметы: анкер, штуцер сантехнический, жёсткую медную жилу от провода, монетки…
Рассол
У некоторых ребят-копателей погружение в рассол давало результат, но на это уходило несколько недель. Я сделал предположение, что там главную работу делает уксус, поэтому один образец замочил в рассоле, а другой – в уксусной эссенции 98%.
За 2-ое суток результат был нулевой. Вернее, медяхи стали блестеть ещё лучше.
Короче, этот вариант – не вариант.
Серная мазь
А эта штуковина реально удивила. Образец под ней почернел буквально за 20 минут. Слегка оттерев корочку – обнаружил на контакте тёмное коричневое покрытие. Весьма красиво получилось, а если учесть, что тюбик мази в аптеке стоит всего 6 гривен – то вообще пестня.
Важно! Образцы во всех опытах были слегка ошкурены и обезжирены. Всё эксперименты проводились с подогревом на припечке.
Другие материалы, в том числе блестящая крышка часов – следов состаривания не получили. Только на монете появилось едва заметно потемнение.
Хлорокись меди (есть в магазинах для огородников) + вода + нашатырь
Этот рецепт выкладывала в Сеть женщина, которая делает из латуни и меди украшения. Решил вот попробовать, пропорции оставил те же, количество раствора уменьшил.
У неё было 600 мл. воды, 2 столовые ложки ХОМ, 100 мл. нашатыря (я уменьшил в 5 раз). Погрузил в полученный раствор все железки и стал наблюдать, периодически помешивая раствор или заготовки (это очень важно!). Но реакции не последовало, только анкер оказался прилично так покусан за полчаса.
Но справедливости ради скажу, что один образец оставил в растворе на ночь – он стал коричневым, точно как при обработке серной мазью. Старение получилось только в той зоне расслоившегося раствора, который был наверху – то бишь, в слое синего цвета.
Электричество
Для данного метода я использовал немного переделанный БП от компа и очень насыщенный раствор соли.
По блоку вот мой обзор:
mysku.club/blog/aliexpress/41174.html
По самому процессу я рассказывал, когда травил рисунок на стальном мачете:
mysku.club/blog/aliexpress/41134.html
Эффект от обработки медяшки солёной ваткой под напругой получился сразу. Причём цвет отличался от предыдущих результатов. Он был с уходом в желтизну, с пятнами – отличный вариант.
Но есть одно «но». Деталь при такой обработке довольно сильно греется, поэтому я всё-таки решил данный метод на часах не использовать – боялся, что стекло может отклеиться.
А вот крышку я электричеством победил, хотя её не взяла ни серная мазь, ни ХОМ, ни пары нашатыря. Не знаю, нержа ли это или напыление (но внутри крышка не блестела, и эта поверхность в химии не протравилась тоже). Если это нержа, то метод борьбы с блеском вполне себе даже! Можно увеличить количество проходов и сделать поверхность более тёмной.
Вот так оно происходило.
Нашатырь
Вылил в стеклянную банку из-под кофе грамм 20-25 нашатыря. В крышке проколол отверстие и протянул вовнутрь жёсткий провод. Сделал внутри крюк.
На крюк подвесил образец.
Поставил в тепло.
Через час на металле появилась патина с зеленоватым оттенком. Очень красиво получилось.
Сравниваю несколько вариантов и выбираю для патинирования часов пары нашатыря.
На первом фото слева направо: нашатырь — голая медь — серная мазь (и ХОМ дала такой же цвет) — электричество с солью.
Разумеется, нет никаких гарантий, что цвет часов получится точно таким же, ведь металлы всё же разные, но результаты экспериментов дали много пищи для размышлений и для принятия решения.
Старим корпус часов в парах раствора аммиака
Итак, дошла очередь до часов.
Сначала металлической кухонной губкой счистил с корпуса лак.
Затем малярным скотчем заклеим стекло изнутри и снаружи (вдруг стекло повредится химией). Чтобы скотч не раскис – проклеил его сверху канцелярским синим скотчем.
Из булавки сделал крюк и зафиксировал его в отверстие для прохода переводного ключа.
Обезжирил поверхности смывкой для полиуретановой пены.
Подвесил часы.
Через час уже появилось потемнение.
Оставил ещё на 5 часов (периодически поглядывал через стекло на результат).
Вот так вот получился корпус без дополнительной обработки.
Он, правда, не стал зелёным – больше похоже на коричневое. Если точнее, то эффект можно назвать «хамелеоном», при разном освещении, можно видеть разные оттенки. Поэтому ниже дам много фото готового изделия в разных условиях.
На корпусе появились белёсые крапинки, а также зелёные включения в углублениях. Кое-что смылось мыльной водой, что-то стёрлось тряпочкой. Вообще покрытие получилось очень стойким.
Цвет сделал довольно насыщенным, потому ещё немного протёр корпус пастой ГОИ (ею можно добиться очень светлых участков – я не стал совсем уж усердствовать).
Про головку переводного ключа сначала позабыл, но потом и её тоже подержал в нашатыре – ей хватило 40 минут, видимо, металла там другой.
Шьём кожаный ремень для часов
Дома уже насобиралось много разных кусков кожи. Сначала думал использовать девственно чистую кожу растительного дубления и покрасить её в тёмно-зелёный «оливковый» цвет. Но, глядя на чёрный циферблат, выбрал уже крашенную чёрную кожу. Подходящий кусок у меня имелся в наличие, он ещё советского производства, толщиной около 2,2 мм.
Дисковым ножом изготавливаю полоску шириной 24 мм.
Там, где будут проходить шпильки, утончаю кожу «скальпелем». Затем проклеиваю это место клеем «Десмокол», прогреваю и фиксирую канцелярской прищепкой.
Ставлю баклю, которая была по случаю куплена на барахолке за 2 гривны. Она, конечно, отличается по цвету от корпуса часов, но других у меня не было.
Крашу светлые кромки чёрной краской-восстановителем для обуви.
Прошиваю подвёрнутые и проклеенные края вощёными нитками.
Всю конструкцию собираю «мехом наружу» — как это я увидел на «часах сварщика». Только петельку для ремня сделал гладкой стороной кверху.
Револьверным дыроколом пробиваю отверстия под язычок застёжки.
Вот, в принципе, и всё. Можно собирать часики обратно.
Далее будут просто фото.
Выводы
Часы, сами по себе, заслуживают внимания.
Хороши они в качестве донора или в качестве подопытного.
Главная цель моего приключения, считаю, достигнута была сполна. Технологии я опробовал, внешний вид сабжа, вроде, улучшил.
Коша одобрил и даже примерил.
На этой ноте прощаюсь до следующего обзора.
Спасибо, всем кто осилил.
С уважением, Антон.
Носить бы такие часы не стал, но за хенд-мейд снимаю шляпу.
Очень круто.
Неистово плюсую, являюсь большим поклонником часовой тематики, только сегодня выложил здесь же обзорчик дайверов Инвикта.
Спасибо за интересную задумку и не менее интересную реализацию!
Оригинал несомненно шедевр в мире часов. Очень хочу, но не могу себе позволить сделать шаг в сторону копий.
А отдирать не было необходимости.
Плюс. Так держать
Но пост прочитал внимательно и с интересом процесс подготовки поверхности очень понравился!
Можно продолжить эксперимент в другой области: пошлите фотки своего творения китайцу, и спросите: «Брат, что за хрень ты мне прислал?» :))
Часы интересные. Автору за такие заморочки определенно плюс.
Вот интересные часы
Или вот эти
но увы позволить я их себе не могу
Я, например, считаю примеры, приведённые вами, полнейшей безвкусицей. А вот ПАМы — это икона, и доведение китайца до ума — дело благородное!
Дерево еще понимаю, когда старят.
Так делал обратную операцию, шлифовал его. Вроде получилось. Сейчас как новый и замеряет точно.
Вот были раньше мастера.
У меня тут на старых часах покрытие стало облазить и корпус окисляться — патинированный силумин будет, модно же )))
PS: Обзор хороший, обстоятельный, без претензий.
кстати свои ремешки так же делал сам
Часы, в общем, привлекательные, если бы не огромный размер,
для меня и 40мм уже больше приемлемого.
Поажуй мне больше всего не понравилась в них масса, вернее ее отсутствие, из-за этого ощущаются какими-то не настоящими.
Вышло очень самобытно и брутально. Фурнитура ремня тоже в тему, на мой взгляд, коричневый ремень смотрелся бы намного гармоничнее, ну или бежевая нить в ремне, как на фото Maranez выше.
И спасибо за инструкцию по травлению.
В этом, на самом деле, и была вся соль данного обзора.
стекло можно было не заклеивать
Но что характерно, смесь ХОМ с нашатырём банку (из-под майонеза советскую маленькую) — сделало матовой.
Реплика — производится оригинальным брендом. Например, реплика какой-то старой модели (своей собственной), давно снятой с производства.
Хоммаж — hommage (дань). Дань уважения какой-то марке, когда одна марка (часто менее дорогая) выпускает часы в духе другой марки (часто более дорогой). Например у Seiko есть часы под Rolex Submariner. Число хомажей под Panerai вообще — миллион.
Копия — часы, произведенные в Китае под известный бренд, с указанием этого бренда, а не собственного имени.
Моддинг, тюнинг — доработка часов по желанию заказчика. Бывает и очень дорогой тюнинг — например, оригинальные Rolex с черным PVD покрытием.
ВЫВОДЫ:
1. Заголовок просто адский, конечно.Эти часы — не реплика, а хоммаж. И автор статьи занимался не «жестким хоммажем», прости господи, а тюнингом. А эестким хоммажом занималась Nobda.
Ничего нелегального в этих часах нет. Кто-то из комментаторов «боялся сделать шаг в сторону копий» — не бойтесь. Если на часах, произведенных в Китае не написано «Panerai», все законно. Форм-фактор корпуса «подушка» вообще не патентованное изобретение. И не только Seiko заимствует дизайн у Rolex, ролексы вообще этот дизайн у Blancpain в свое время тиснули…
А вообще, конечно, зря я тут пишу)) Непрофильный форум — вон кому-то Ланге и Вентура безвкусицей кажутся и не стесняются ведь об этом написать)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.