Здравствуйте.
Продолжая бороться со свободным временем всеми доступными способами – продолжаю рукоприкладствовать. Посему предлагаю очередной обзор с плотным уклоном в «сделай сам».
На этот раз буду использовать винтовую кнопку. А понадобилась она мне затем, чтобы дать вторую (более счастливую) жизнь моему верному помощнику – недорогому мачете от фирмы Трамонтина.
Хочу показать вам, как я:
• победил разгулявшуюся по металлу коррозию,
• вытравил рисунок на клинке,
• полностью переделал рукоятку,
• изготовил жёсткие ножны и обтянул их кожей…
Смею надеяться, что мои деяния будут интересны не только почитателям ножей, но и остальным пользователям данного сайта.
Обратите внимание, что под катом находится много фотографий.
В Бразилии, где водится много диких обезянЪ, фирма TRAMONTINA делает всякое интересное – от посуды до ручного инструмента. Но я познакомился с этим производителем, купив несколько очень неплохих кухонных ножей. Потом мне в магазине «Метро» города Донецка попалось совсем недорогое мачете. Настолько недорогое, что я (ещё будучи городским жителем) его приобрёл просто из интереса. Когда переехали жить в деревню, сей инструмент стал юзаться и в хвост, и в гриву. Выкашиваю им кукурузу и подсолнухи, расчищаю поросль возле огорода, беру на речку, чтобы чистить место от камыша, кромсаю тыквы, рублю мясо и т.д.
В общем, хорошая вещь при буквально символической цене.
Как-то так получилось, что этой весной мачете было обнаружено на улице под лавкой, где пролежало под снегом, похоже, всю зиму. Есть подозрения на «работу» моего весёленького двортерьера, который частенько утаскивает в укромные места разные ценные вещи.
Короче, вид у трамонтины был удручающий, так как весь клинок был буквально полностью покрыт слоем ржавчины. Я уже полагал, что вернуть мачете к былой кондиции не удастся, однако решено было хотя бы попытаться. Не справлюсь, так потренируюсь.
А раз уж так, то запланировал инструменту провести полную и всеобъемлющую реконструкцию.
Коррозия металла
С ней я расправился довольно легко. Для удаления рыжей бестии замесил кашицу, которая состояла из гелеобразного моющего средства для ухода за унитазами и порошка для ухода за посудой/печками/раковинами. Обильно обмазал кислотной смесью клинок и плотно обернул его пищевой плёнкой. Мачете около10 часов квасилось в таком виде, после чего кокон был снят.
Промыв всё водой, обнаружил, что металл скорее жив, чем мёртв. Ржавчина относительно равномерно изъела клинок большим количеством раковин, хотя кромка практически не пострадала. В глубине кратеров иржа преобразовалась в тёмные включения (подозреваю, в соединения цинка). Получился интересный эффект, который многие ножевых дел мастера пытаются получить принудительно.
По прошествии пары недель коррозии больше не наблюдалось. К тому же я слегка протёр сталь маслом (было дома в шкатулке приятно пахнущее какое-то парфюмерного или лечебного назначния).
Травление клинка электрохимическим способом
Читая обзоры муськовчан о ножах, здорово подсел. Захотелось делать. Много перелопатил полезной инфы, в том числе и по травлению рисунков на ножах, топорах и прочей поножовщине. И тут как раз подвернулся случай поэкспериментировать с пользой.
Метод выбрал электрохимический. Обычно это выглядит так: в ёмкость с солянЫм раствором погружается клинок, на котором каким-то материалом (чаще всего лаком) закрыта часть поверхности. В электролит подведен постоянный ток напряжением от 5 до 12 вольт (силой до 10 ампер). В результате, через некоторое время (зависит от разных условий) незащищённая сталь постепенно истончается, появляются углубления.
Так как мой клинок довольно крупный, я воспользовался одной из вариаций данного метода. Тут не применяется ванна, вместо этого напруга крокодилом подаётся прямо к лезвию (это должен быть «+»). Минус со смоченной в электролите ваткой просто лёгкими касаниями водится по незащищённым участкам. Эффект получается аналогичный.
Несколько нюансов:
1.) В качестве электролита я применил раствор поваренной соли. Пропорция – 2 столовые ложки на 200 грамм воды.
2.) В качестве источника тока я применил блок питания от компьютера. Подключался к выводам на 12 вольт.
3.) В качестве минусового электрода я взял корпус от шариковой ручки и вставил вовнутрь жёсткий медный провод на 1,5 квадрата с петелькой на конце (она помогает надёжно удерживать намотанную ватку).
4.) Для защиты металла и создания открытой зоны применял самоклеящуюся плёнку ПВХ, из которой вырезаю трафарет.
5.) Обязательно обезжирива. те места, что будут травиться. А лучше – весь клинок, чтобы самоклейка прочнее держалась.
После того как была удалена неказистая пластиковая ручка с трамонтины, в этой зоне я произвёл пробное травление. Кроме того этот рельеф мне поможет надёжнее установить новую ручку – клинок с зазубринами должен лучше «заанкериться» в ней на клею. Это результат примерно 20-минутного травления.
Как показала практика, самое важное и сложное тут — качественно нанести рисунок, точнее сделать трафарет. Ибо каждая зазубринка, каждая неплотность сразу вытравливается причём резко и чётко. Также нужно внимательно следить за глубиной обработки, ведь можно и переусердствовать (знаю, таким способом сквозные отверстия «прожигают» в материале, который трудной сверлить).
Итак, результат меня полностью устроил, технология стала понятна. Можно заняться самим клинком. Рисунок на самоклейку я перенёс с малярного трафарета «ЗЁБРА». Потом острым ножом вырезал на плёнке полосы, характерные для окраса шкурки этого животного.
И ещё овалом предварительно защитил «клеймо» производителя.
Постарался сделать так, чтобы травление не выходило на рабочую кромку инструмента. Кроме того, заклеил сразу обе стороны, чтобы случайно затёкший электролит не мог ничего испортить на стороне, которая в данный момент не травится.
Сразу решил, что рисунок не хочу делать слишком глубоким. Желаемая кондиция – когда травлёное изображение просматривается только под определённым углом.
Подключаем электричество, смачиваем ватку в соляной раствор, равномерно водим по открытому металлу. Возле «обуха» я вожу дольше, так там рисунок будет глубже, а возле кромки – мельче.
Сталь понемногу растворяется и снимается чёрным налётом. Периодически нужно менять почерневшую ватку и протирать зону травления.
Минут по 10-15 травил каждую сторону.
Получилось вот так. Мне даже кажется, что из-за небольшой ширины клинка (по сравнению с исходным трафаретом) полосы больше стали похожи не тигриные. В любом случае – мне нра.
Как я перекраивал рукоятку
У этого мачете была самая унылая и дешёвая ручка, которую можно себе представить.
Пластиковая, гладкая, прямая. Бездушная, одним словом … хотя и не подводила. Такое нам не нада! Высверливаем заклёпки нафик и снимаем это убожество.
Новое делать будем из древесины. Очень хочется немного «согнуть» ручку относительно оси клинка, сделать её более ухватистой. Приличная ширина клинка под ручкой позволяет немного его подрезать. Болгаркой крою и заодно делаю несколько поперечных насечек на кромках, чтобы надёжнее получилась вклейка.
Материалом ручки выступит ножка от старого кухонного стола, которая сделана из бука.
При помощи фольги, газет и пищевой плёнки моделирую форму новой рукоятки. Сразу задумал сообразить массивный задник, так как при рубящих движениях инструмент норовит выскользнуть вперёд из сжатой ладони.
Лобзиком вырезаю заготовку.
Ручку решил выполнить не накладную и не в буквальном смысле цельную. При помощи болгарки с 2-миллиметровым абразивным диском сверху и с фасада делаю паз, чтобы клинок полностью скрывался. Затем его тут вклею.
Используя «сапожный» нож, шлифмашину и наждак, высекаю вот такое вот изделие.
Готовимся к вклейке. Делать это буду на эпоксидку с добавлением мелких древесных отходов (собираем во время шлифования ручки).
Ручку и клинок защищаем малярным скотчем. Набиваем в паз смолу с опилками и древесной пылью. Вставляем клинок и фиксируем его двумя зубочистками и малярным скотчем. Помещаем в тёплое место.
Через сутки всё отвердело по полной программе. Расчехляю ручку, аккуратно подрезаю смолу, где это необходимо. Шлифовать шов не хочу – пусть будет слегка небрежно. Он получился симпатичного тёмно-коричневого цвета.
Для защиты ручки от влаги и засаливания прикупил льняное масло, но на глаза попался ролик, где чел пропитывал ручки ножей эпоксидной смолой. И я так захотел. Пропитал 3 раза с интервалом в 3 часа. Вышло замечательное матовое покрытие, которое хорошо проникло вглубь древесины (показало сверление отверстия под темляк). Кстати, смола, которую я приобрёл, немного тонирует, с каждым слоем ручка становится темнее, а текстура/рисунок бука – отчётливее.
Как уже заметил, я просверлил в задней части рукоятки отверстие под темляк, который сделал из кожаной тесьмы шириной примерно в 1 см. Темляк этот не декоративный, он надевается на запястье и работает как страховочная петля.
Много думал о применении в том или ином виде металла на рукоятке. В частности намеревался сделать больстер, даже накупил всяких-разных пластин из цветметов, просмотрел сотни фоток в сети. Но ни один из предполагаемых вариантов не понравился на 100 процентов. С таким тёмным клинком лучше всего, пожалуй, смотрелся бы обычный чёрный металл.
Решил обойтись без всего этого – просто намотал немного кожи на место встречи основной части клинка и деревянной рукоятки.
Ножны для мачете (в этой части повествования будет установлен кобурной винт)
В общем и целом, инструмент уже полностью готов к работе, но для полного счастья ему нужен домик, ведь периодически вожу трамонтину с собой в машине. Да и по статусу теперь положено.
О том, какой материал применить, не задумывался ни на минуту. Кожа, конечно!
Чепраком пока не обзавёлся. Зато в наличие дома есть много мягкой кожи, которую я получил после распарывания нескольких рокерских штанов, за копейки приобретённых в секонд-хенде на сырьё.
Чтобы получилось что-то надёжное, практичное и эффективное – требуется изготовить жёсткую вставку, которая будет затем обтянута.
У меня уже есть опыт создания подобного (ранее уже были собраны похожие ножны для садовой пилы). Вставку можно сделать из ПВХ-трубы, но я применяю обрезки сайдинга.
Грею его феном и одновременно оборачиваю клинок. Нужно формировать пластик так, чтобы клинок входил плотно, но без лишних усилий.
Можно сразу сформировать петлю для подвеса, но мне это не нужно, так как не собираюсь носить мачете ни на спине, ни на поясе.
После отвердевания – обрезаем лишнее.
Готовясь к обтяжке, планировал склеить кожу вдвое, чтобы таким образом уплотнить её и затем прошить нитками по периметру (классический вариант кожаных ножен).
Но заметив на столе краевые остатки от полотна, увидел в этом интересную возможность – обмотать ПВХ-вставку.
Сначала сделал это «на сухую» — понравилось. Потом воплотил задумку с добавлением полиуретанового клея. Мотал с контролируемой небрежностью, местами на поверхность выводил замшу.
Возле рукоятки кожу склеил хлястиком в три слоя, чтобы установить тут кобурную кнопку.
Итак, кобурная кнопка. или
кобурной винт.
Это — такой грибовидный пиптик, в тыльную часть которого сквозь материал вкручивается болтик с резьбой и со шлицом под «плоскую» или «крестообразную» отвёртку. Этот вариант фурнитуры обычно используется именно в кожевенном деле, где его ставят на ремни, сумки, кошельки и, конечно же, кобуры для оружия.
Держит он за счёт упругости и эластичности кожи. Чтобы происходило «закрывание», в ответной части нужно пробить отверстие диаметром несколько меньше, чем диаметр головки. Как правило, возле отверстия выполняется также небольшой надрез.
На Алиэкспересс есть такие штучки, но необходимо заметить, что цена на кобурной винт там не самая выгодная. Поэтому теперь я беру такую мелочёвку в отечественных магазинах, торгующих фурнитурой, инструментами, расходниками для кожевенного дела. В одной точке покупаю их по 6 гривен штука – около 20 центов.
Сейчас у меня есть винты в цвете «антик» в двух размерах. На эти ножны поставил маленькую кобурную кнопочку. Установочные отверстия для неё просто проколол шилом. Чтобы извлечь мачете из ножен, нужно лишь отстегнуть хлястик – и усё.
По цвету кожа сливалась с рукояткой, и было ощущение, что чего-то не хватает. Поэтому добавил к этому делу светлую тесьму, которую вы могли лицезреть в обзоре иглы-ухошипа для плетения.
Навил хаотичные перекрестия, в нескольких местах витки сдваивал и страивал.
В итоге, особенно прикольно вышло то, что для изготовления ножен не пришлось сделать ни сантиметра строчки.
Последнее что осталось – немного подточить клинок и протереть маслом для предотвращения коррозии. Точу мачете оселком, которым правлю и косу. Инструмент бороду не бреет, конечно, но бумагу строгает, на живых ветках толщиной примерно до 4 см не останавливается, состригает за один взмах. Металл звонок и живуч.
Итоги: что касается кобурного винта
Фурнитурка эта мне очень понравилась.
Держит отлично кожаный хлястик, но легко и быстро «открывается» одной рукой.
Наверняка, подойдёт для плотных тканей, если сделать «усиление» в нужном месте.
Есть в разных стилистических и цветовых решениях, можно выбрать по высоте ножки и габаритам «шарика-головки».
Не требует специальных инструментов для установки.
На месте сидит надёжно (вне зависимости от толщины материала).
Без проблем демонтируется отвёрткой с возможностью многократного использования.
В офлайне и отечественных интернет-магазинах стоит недорого.
Вот только на первых фотках мачете смотрится отлично, а дальше толи фотки мутные, толи автор как-то не так снял… выглядит как бутербродный нож.
Я об этой фотке
Хотелось бы получше разглядеть сам тисак.
Отличный обзор.
мачете помогло)
МелкоКрупно покрошить. :)Всё хочу узнать, что там за металл?
Болгаркой режется нормально.
Звенит.
Особо не тупится.
Ржавеет (при нормальной эксплуатации ранее не замечалось).
Наконец-то в разделе «сделано руками» не только паяльником размахивают.
Винт использовался для изготовления кожаного изделия (ножен) — какие вопросы?
Если сказано «для изготовления» — вовсе не обязательно означает «этим изготавливают». Тут у вас какой-то филологический кретинизм наметился. Пожалуй, не стоит вам в этой области показывать себя экспертом. Смешно выглядит.
Это ещё можно как-то обсуждать.
Предлагаю вам прекратить гнать пургу, лучше напишите что-то полезное для людей, например, какой-нибудь обзор. Для разнообразия, так сказать.
Без расстройства, кстати :)))
Я тоже не минусил ;)
Уже давно эти кусты под снос зачислены.
Прочёл с удовольствием. Спасибо.
Мои фломастеры точно разные, по вкусу… (от «на вскус и цвет...») Ну, не красиво получилось.
Чисто с практической точки зрения всё сделано избыточно. Слишком много кожи испорчено, не экономно (и в историческом плане тоже), и не функционально (зацепы, грязь, влага). Да и кожа совсем не для ножен…
2. На счёт избыточности — возможно. Так я решил попрактиковать всякие технологии, которые нашёл в сети и хотел бы применитьь в будущем. Ведь это вообще первые мои телодвижения связанные с ножами — просто
подвернулась возможностьна стол попал нуждающийся в реанимации пациент. На самом деле, мои запросы в плане эстетики подобных девайсов (рабочих лошадей я имею вивиду) — крайне непритязательны.3. По функционалу — для моих потребностей не вижу непреодолимых проблем. Ножны (как самый уязвимый в данном случае элемент) будут работать исключительно для хранения и транспортировки. Как сельский житель, изрядно избалованный жизнью на природе, длительных походов и прочих приключений не планирую. А. если что-то со временем придёт в негодность (например, испачкается кожа) — намотаю другое плотно.
4. Не все ножны делаются из чепраков. Это — факт.
В сочетании с жёсткой вставкой тонкое мягкое полотно здесь имеет право на существование — ИМХО.
5. Про фломастеры вы правильно заметили, они очень неодинаковые ;) Но за мнение — спасибо.
На реконструкцию данного мачете потрачено:
Винт — 6 грн.
Кожа (обрезки от штанов из секонда — ценой 30 грн) — пусть 10 грн.
Эпоксидка (1,5 упаковки) — 14 грн.
Шнур (около метра) — 14 грн.
Плёнка самоклейка (полметра погонных) — 10 грн.
Клей полиуретановый (треть тюбика) — 4 грн.
Наждачная бумага (3 дециметра) — 3 грн.
Чистящие средства — 5 грн.
Итого: около 20 у.е.
2 евро, я бы сказал, в моём времени и месте…
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.