Авторизация
Регистрация

Напомнить пароль

Макрорельсы для фотоаппарата - нестандартное применение

Наконец дошли руки написать новый обзор. На этот раз речь пойдет о замечательной вещи — макрорельсах. Несмотря на очевидное предназначение, я расскажу о нестандартном применении этого аксессуара — а именно о съемке панорам. Все кто сталкивался с проблемами при сшивке панорам, с «разрывом» объектов на переднем плане, рано или поздно интересовался панорамными штативными головками. Однако их стоимость — не для любителей. Поэтому изобретаются обходные пути, это — один из них. Всех интересующихся — прошу под кат.

Итак немного теории. Почему периодически панорама не хочет сшиваться? Почему при отличном заднем плане, на переднем плане у нас получается что-то такое (см. на ограду):

Это явление называется параллакс — изменение видимого положения объекта относительно удалённого фона в зависимости от положения наблюдателя. Именно с этим явлением призвана бороться панорамная головка.
А теперь немного расскажу о герое обзора, и в конце концов сведу эти две сюжетные линии к одному финалу.
Внешний вид посылки и время доставки описывать не вижу смысла, перейду к содержимому:

Обычный блистер, содержит в себе выполненные из металла макрорельсы:

Этот аксессуар состоит из двух частей — штативного крепления и планки, которые могут при помощи регулировочного винта перемещаться относительно друг друга:

Штативное крепление имеет регулировочный и фиксирующий винт, планка — два крепления для камеры — свободно перемещающееся в пазе и фиксированное. Поверхность металлической планки покрыта резиноподобным материалом.


Очевидно и применение девайса — плавное приближение/удаление камеры к объекту съемки.
Вот теперь вернемся к нашим панорамам. Как я уже говорил, бороться с эффектом параллакса — призваны панорамные штативные головки. Для того чтобы не происходило смещение переднего и заднего объекта относительно друг друга, необходимо вращать фотоаппарат вокруг специальной точки, называемой нодальной.
Нодальная точка находится, если говорить упрощенно, на оптической оси объектива в месте пересечения лучей.

На этом и строится принцип работы панорамных головок:

Здесь можно использовать тот же принцип (единственное что — камера находится в горизонтальном а не вертикальном положении).
Проведем тест. Устанавливаем камеру на штатив, в обычное положение, без сдвигов:

Проводим контрольный кадр (к сожалению выбор невелик, кроме как с балкона снимать), где совмещаем передний план (шампур, да, что было под рукой, закрепленный на подоконнике) и задний — вышка базовой станции:

Поворачивая камеру вправо и влево — базовая станция «вылезает» из-за шампура:


Понятно, что склейка такой панорамы — довольно затруднительна, а результат — непредсказуем.
Однако стоит сдвинуть камеру, и найти нодальную точку объектива:

Что-бы сразу увидеть разницу:
Контрольный кадр:

Повороты вправо и влево:


И собственно никаких препятствий для панорамирования:


Вывод — рекомендую и еще раз рекомендую! Пригодится и для макро и доя панорам. Два в одном и за очень небольшую плату.
Планирую купить +61 Добавить в избранное
+79 +133
свернутьразвернуть
Комментарии (65)
RSS
+
avatar
+4
плюс! здорово! ))) вот так гений отечественной инженерной смекалки побеждает буржуинскую технику!
+
avatar
+7
Осталось придумать решение вопроса по вертикальному расположению камеры
+
avatar
-4
  • Farfalla
  • 11 сентября 2013, 23:25
У меня только 1 вопрос: может проще купить ширик, если вы называете панорамой то, что спокойно влезет в один снимок даже на 50мм? Хотя у вас 24, вообще не понятно 0_о
+
avatar
+16
У меня есть токина 11-16. Суть не в этом. То что влезет в один кадр на 11 мм можно получить при помощи например десятка кадров на 105. Но при этом выходной файл будет с разрешением под 60 мегапикселей. Это как пример. Ну и не все даже на 11 влезет. Фото приведенное здесь — как пример победы над параллаксом.
+
avatar
-11
  • Farfalla
  • 11 сентября 2013, 23:45
+
avatar
+2
  • sav13
  • 12 сентября 2013, 04:51
Панорамная головка не заменяет штатив а дополняет его.
На штативе не получишь нормальную панораму с ближним планом
+
avatar
0
  • randvell
  • 11 сентября 2013, 23:49
Видел где-то работу, там человек склеивал 300+ кадров сделанных на 200mm фокусе… Получилось нечто невероятное, но вот стоило ли оно того?
+
avatar
+6
  • sav13
  • 12 сентября 2013, 04:52
Склеиванием занимаются специальные программы.
По поводу стоило ли.
+
avatar
+1
Отличная панорама, даже номера машин видны )
+
avatar
+11
  • Sosedus
  • 12 сентября 2013, 12:46
нашел Икарус, урезанную версию
+
avatar
+7
  • VEG
  • 12 сентября 2013, 14:10
Впереди ещё одна урезанная версия выглядывает из-под фонаря :)
+
avatar
+12
  • Barsik
  • 11 сентября 2013, 23:32
+
avatar
+3
Все исходит от потребностей.
+
avatar
-1
  • Barsik
  • 11 сентября 2013, 23:46
Яесн пень. Кстати шириком панораму хрен снимешь. Я пытался каноном 10-22, так по краям искажает, что хрен совместишь.
+
avatar
+2
  • budgawl
  • 12 сентября 2013, 00:36
Отнюдь — хоть фишаем, только перекрытие побольше делать.
+
avatar
0
  • Barsik
  • 12 сентября 2013, 01:08
Видимо многое зависит от программы сшивки. Чем пользуетесь?
+
avatar
+1
  • budgawl
  • 12 сентября 2013, 01:18
Ptgui. У широкоугольников проблема в низкой резкости по краям, а искажения можно и в фш поправить.
+
avatar
+1
  • Barsik
  • 12 сентября 2013, 01:42
Спасибо. Обязательно посчупаю. Из четырех программ, мне известных, как ни странно лучшие результаты у меня получались в стандартной каноновской утилите.
+
avatar
0
  • budgawl
  • 12 сентября 2013, 01:49
Если нужно пару-тройку кадров склеить, наверно такие комбайны и не нужны=)
+
avatar
0
  • balamut
  • 12 сентября 2013, 10:11
Microsoft Research Image Composite Editor (ICE) на «простые» случаи, потому как RAW, сверхбыстро и точно, на сложные случаи PTGui
+
avatar
+3
Вот и буду теперь мучиться выбором ;)
Украинский интернет-магазин sfera-69 панорамные головы предлагает по 650 и 1050 гривен.
И это вариант — «дешевле не найдешь».
А тут…
Вообщем — сильно задумался.

P.S. демонстрация и объяснение паралакса и нодальной точки — супер! Отдельное спасибо.
+
avatar
+2
Пожалуйста. Сам стоял перед подобным выбором, именно тогда подумал — а если приспособить макрорельсы, с развернутым назад фотоаппаратом? Еще есть мысль взять проградурованную штативную голову.
+
avatar
0
  • sav13
  • 12 сентября 2013, 05:46
Только рейтинг у прода никакой. И отзывов нет. Как пришлет из пластика? ;)
+
avatar
+2
Я рискнул ;)
«Сумма с учетом комиссии:
337,54 руб.»
Дойдет — поделюсь впечатлениями.

Автору — еще раз спасибо. ;)
+
avatar
0
  • detrin
  • 12 сентября 2013, 00:35
Честно говоря, не совсем понимаю, почему в данной ситуации не хватает софта? Зачем эти лишние телодвижения?
Вот смотрю последние 3 фотографии — в первой ближайшее здание слева направо идёт вверх, на второй фотке идёт вниз. А на третьей (панораме) оно идёт вниз. Т.е. панорама всё равно искажена.
+
avatar
+5
  • budgawl
  • 12 сентября 2013, 00:37
А вы попробуйте сначала хоть одну панораму склеить. сначала прочитать пост.
+
avatar
+1
  • detrin
  • 12 сентября 2013, 00:46
Пост прочитан. Но если доказывается полезность девайса в борьбе с параллаксом, то наверное и нужно показывать примеры явно показывающие это. На тех фотках, что выложил автор, я этого не вижу (поправьте если я не прав).

Я так понимаю, что если бы было 3 шампура и больше, то эффект параллакса был бы заметен. Т.е. ситуация вполне воспроизводится в «балконных» условиях.
+
avatar
+6
  • budgawl
  • 12 сентября 2013, 00:50
+
avatar
0
  • detrin
  • 12 сентября 2013, 00:55
Хм, а где вы взяли эту фотку? Я её не вижу в топике.

P.S. Пролистал все фотки, у меня их 17 штук и именно этой панорамы нет. Странно.
+
avatar
+5
  • budgawl
  • 12 сентября 2013, 01:06
В ptgui («почему в данной ситуации не хватает софта? Зачем эти лишние телодвижения?»).
В посте есть два кадра сделанных без сабжа, 1) «контрольный», где шампур закрывает и 2) «поворачивая камеру», где прекрасно видно антенну бс. В тексте так и сказано, это и есть тот самый паралакс с которым автор борется.
+
avatar
+1
  • detrin
  • 12 сентября 2013, 01:15
Ну как бы не все связаны с фото, но тем не менее, например мне, любопытны разные девайсы и хочется разобраться как они работают. Так сказать для общего развития.

Я так понял панораму вы сами склеили. За это спасибо. Имхо автору не мешало бы её добавить в топик.

Но возникает другой вопрос. Один шампур удастся таким образом выровнять. Но что будет, если их 3 и больше? Как например, в заборчике в начале топика?
+
avatar
+3
  • skadi
  • 12 сентября 2013, 01:21
вы не поняли принципа работы сабжа.
ось вращения при штатном креплении фотика смещена относительно оптической оси. Из-за этого и возникает параллакс. При вращении фотика меняется точка съемки, как если бы мы шаг вправо, например, сделали. Шампур живет своей жизнью и перемещается относительно общего фона. Например, когда вы из окна авто смотрите и любуетесь природой, то могли замечать этот эффект.

Штуковина из обзора делает центром вращения фотика центр объектива. И хоть как его крути — в кадре ничего не шевелится влево или вправо. Хоть один шампур, хоть три.
+
avatar
-1
  • detrin
  • 12 сентября 2013, 01:28
Возможно. Но я не прочь послушать тех, кто это понял)))

Я как понял, данная приспособа компенсирует горизонтальный разрыв объектов на панораме. Но в случае если таких объектов несколько, то появляется и вертикальный разрыв, который всё равно будет виден. Правильно я понял?
+
avatar
+5
  • budgawl
  • 12 сентября 2013, 01:35
Никаких разрывов нет — есть две точки зрения и два разных задних плана, которые проблематично склеить.
+
avatar
+4
  • JlexA326
  • 12 сентября 2013, 13:24
Детрин, у меня есть для тебя(и остальных любопытных) «клёвый пример» ;)
1. посмотри! левым! глазом на переносицу.
2.! правую! кисть/палец «спрячь за переносицей» на грани видимого обзора.
3. а теперь посмотри прямо — ты должен увидеть палец, или кисть, НО повернув свой левый глаз на максимум в право они снова исчезнут!!! ;)) Это «магия паролакса» в действии…
При чём наш глаз мал, и точка зрения меняется дай бог на 1см. А разница уже серьёзно заметна.

Примерно тоже самое с заборчиком. 1 дело, зафиксировать оптическую ось в 1 точке, а другое если она описывает радиус. В таком случаи деревья, ветки, заборчики никак не срастутся, их придётся или долго подтягивать за уши ручками или маскировать стыки (по ситуации и на усмотрение автора.) НО при больших перепадах между передним и дальним планом часто это будет или крайне трудоёмко или в край некрасиво :(
И особенно будет заметно в 3х -5 рядной панораме кадров на 60 :)
з.ы.: есть у меня панорама с косячками конечно но снятая с рук в макро на 115мм, в 37 кадров, напечатана в размере 150*90см = некоторые не срастухи травы никого не парят владелец картины -доволен ;) НО будь такой девайс -жизнь фотографа кардинально улучшается ;)

з.ы.2: спасибо автору! за обзор и пояснения!!! ;)
+
avatar
+4
  • budgawl
  • 12 сентября 2013, 01:28
Проблема не в шампуре и не заборчике, а в том, что при изменении положения наблюдающего фон «вылазит» из-за наблюдаемого объекта. При вращении вокруг нодальной точки смещение планов не происходит, разницы в фото не будет. Попробуйте повторить вживую, если так не понятно.
+
avatar
0
Хоть панорамами и не занимаюсь, но использование макрорельз для борьбы с парралаксом — гениально!
+
avatar
0
  • budgawl
  • 12 сентября 2013, 01:09
Интересная тема, хотя бы для однорядных панорам пригодится.
А каким штативом пользуетесь, если не секрет?
+
avatar
+1
Ооо, огромный жирный плюсище за теорию и практику!!!
Пытался сшивать панорамы когда-то, столкнулся с подобным эффектом — подумал, что не мое и забросил, даже теорию не стал читать. А тут за сущие копейки можно получить превосходный результат!!!

P.S. А чтобы стряпать панораму в несколько горизонтальных рядов — тоже есть «подводные камни»? Например, нужно штатив выше выдвигать или достаточно угол наклона камеры изменить?

Дополнил: кажется, понял — для вертикального расположения последовательности кадров упираемся в тот же параллакс. Так вот с помощью этих рельсов на вертикале же тоже должно быть все красиво?
+
avatar
0
  • budgawl
  • 12 сентября 2013, 11:23
И по вертикали та же история — нужно вращать камеру вокруг нодальной точки. Другое дело, что сверху объектов часто меньше (потолок/небо), некоторые зенит/надир вообще с рук снимают.
+
avatar
0
  • JlexA326
  • 12 сентября 2013, 13:30
программа PTGUIE в помощь и жизнь наладится ;)

То что автор описал очень правильно и правильно.
Но если есть желание паралаксы можно побороть и потянуть (иногда).
В основном снимаю в походах, времени к сожалению там мало т.к. ходим быстро и далеко, прогр. птгуи отлично шьёт 3-5 рядные панорамы снятые с рук… без перепадов с планами в паролаксе проблемы нет.
Когда планов несколько в т.ч. очень близкий конечно гораздо сложнее и хуже результат, но опять таки от условий, в угловатом городе — это беда. В разнородном пейзаже далеко не всегда он мешает ;)
+
avatar
0
  • sav13
  • 12 сентября 2013, 05:03
А 360 панораму не пробовали делать?
+
avatar
0
  • vilgood
  • 12 сентября 2013, 07:25
Как то раз сам загорелся сделать виртуальный тур по квартире в krpano. Снимал, склеивал, боролся в фотошопе с параллаксом. Дошел до понимания нодальной точки, нагуглил цены на «нинзю», опечалился. Потом купил в хозмаге DIN-рейку за 50р и дело пошло :) (еще пришлось повозиться с поиском крепежа М6 с широким шаком). Снимал на ЭФР 24м.
Еще хорошо получается снимать 100+ мегапиксельные фотографии соседских окон :)
+
avatar
+1
Всем спасибо за такое внимание. Попробую тут ответить на заданные вопросы — штатив использую самый простой Velbon, панорамы в большинстве случаев сшиваю в фотошопе — в автоматическом разумеется режиме, справляеться практически со всем. Ptgui — для тяжелых случаев, и для совсем клинических — опять фотошоп но в ручном режиме. Круговые и многоярусные панорамы получаются замечательно, параллакс уходит и все красиво. Вещь за свои деньги — прекрасная, не забываем и про ее основное назначение.
+
avatar
+2
Спасибо за обзор. Теперь буду свои рельсы применять, а то валяются без дела.
+
avatar
+1
  • DEAD
  • 12 сентября 2013, 09:34
Поддержу, я пошел дальше, купил панорамную головку (см. Панорамная головка в начале темы), разобрал жесткий диск, вытащил шаговый мотор. Соединил вместе (ПГ + ШД), друг собрал простую схемку для запуска и поворота на нужным мне градус (от 5 до 55) данного девайса. В схему встроил ПУ пуском затвора. Принцип следующий, устанавливаешь девайс на штатив, перемычками устанавливаешь нужный угол поворота двигателя, включаешь схему и скрываешься с глаз «всевидящего ока», по окончанию круга подается звуковой сигнал. Меняешь наклон камеры (для многоярусных панорам) и так далее. ))
+
avatar
0
  • Gorynych
  • 12 сентября 2013, 10:00
Я здесь взял ebay.com/itm/330912760547
Качесво хорошее, только без блистера, зато дешевле.
+
avatar
-2
  • nedobog
  • 12 сентября 2013, 10:28
не понимаю проблемы, я склеиваю автоматической программой панорамы из 3-8 фотографий которые фотографию без штатива, совмещая на глаз, вот пример:
canon 1100+50mm
+
avatar
+6
При таком ракурсе проблемы и нет. Попробуйте сделать то же, но на фоне например заборчика, который находится в двух метрах от вас. Задний план — будет ок, передний — будет в лучших традициях фильмов ужасов.
Проблема — совмещение близко и далеко отстоящих объектов при съемке панорам.
P.S. — меньше увлекайтесь saturation, цвета — вырвиглазные.
+
avatar
0
  • budgawl
  • 12 сентября 2013, 11:26
проблемы исчезают при расстоянии до снимаемых объектов (емнип) >100 фокусных. Попробуйте не однорядный пейзажик, а панораму помещения склеить ;)
+
avatar
0
  • 7777
  • 12 сентября 2013, 12:52
Какой прогой склеиваете панорамы?
+
avatar
0
Для большинства случаев достаточно Photoshop. В меню Автоматизация — Photomegre — скармливаете исходные файлы для панорамы, и фотошоп сам их склеивает.
+
avatar
0
Классно, спасибо.
+
avatar
0
  • divel
  • 12 сентября 2013, 23:17
в склеенной панораме автора обзора снимки сделаны с разной экспозицией… как так то хоть?
+
avatar
+1
И сам вид не очень и горизонт завален и не соблюдено правили золотого сечения. Но разве пост об этом? Вот например одна из моих любимых последних панорам — из моего греческого путешествия, гораздо красивее и приятнее

но как ее прилепить к проблеме параллакса?
+
avatar
0
  • divel
  • 13 сентября 2013, 13:06
aparaschuk, да я знаю что написал не по теме обзора, касательно обзора от меня только плюс и уважение к раскрытию темы. Но перфекционист внутри меня заныл, уж извините.
+
avatar
+2
Чувак, это офигенно.
+
avatar
0
  • Tosha
  • 14 сентября 2013, 09:31
А нодальная точка ищется экспериментально?
+
avatar
0
Так-то для зеркалок отлично. А вот с компактами фигово — там штативное гнездо где попало.
+
avatar
0
Ээм… С компактами погорячился. Вот же способ. Не так удобно, но возможно.
В любом случае, вертикально не поставить камеру на этих рельсах.
Macro Shot Focusing Rail Slider plate Tripod для панорам с компактов
Ещё есть 2-х реечные накрест. Или 2 штуки соединить.
4 way Macro Shot Focusing Rail Slider 1/4"Quick plate Tripod Stand Fo DSLR
+
avatar
+3
  • pavelb
  • 15 сентября 2013, 14:34
есть еще одно отличное применение такой макрорельсе (для тех кто любит DIY) — www.instructables.com/id/Cheap-precision-drill-stand/

+
avatar
0
Шикарно :) Надо наверное еще парочку рельс заказать.
+
avatar
0
Добавлю еще одно (выгодное для меня) применение: для настройки камеры на стедикаме.
Чтобы стедик исполнял свою функцию правильно, т.е. стабилизировал, необходимо точно отстроить центр массы. На моем дешевеньком стедике есть только съемная площадка и затяжные винты, а добавив такой макрорельс я произвожу настройку раз в 10 быстрее и точнее!
+
avatar
0
Только ща заметил, что на обозреваемом экземпляре отсутствует шкала.
И вот, нашёл, как вертикальную «панорамную» платформу собрать и сабжа и L-shaped Metal Bracket.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.