Авторизация
Регистрация

Напомнить пароль

avatar
RSS блога Подписка

Клон предварительного усилителя Naim

О клонировании предварительных усилителей Naim

Предварительный усилитель делался для клона усилителя мощности Naim Nap 140/250 — mysku.club/blog/ebay/54356.html

Введение. Рассказ о предварительных усилителях

В Hi-Fi технике предварительные усилители (сокр., жаргон — предусилитель, пред) устанавливаются между источником сигнала и усилителем мощности низкой частоты (УМНЧ). Иногда предварительный усилитель совмещают в одном корпусе с УМНЧ. Тогда такой усилитель называют интегральным.
Основные функции предусилителей. В конкретных конструкциях могут быть реализованы только некоторые функции:
1. Усиление сигнала до необходимого уровня для последующего усиления усилителем мощности. Некоторые источники (из современных — сотовые телефоны, адаптеры Bluetooth или некоторые звуковые карты/ЦАП/DAC) при непосредственном подключении к УМНЧ не позволяют реализовать полную мощность усилителя. С помощью предварительного усилителя сигнал усиливается до нужного уровня («раскачивается»)
2. Регулировка громкости
3. Коммутация входов от различных источников
4. Согласование источника сигнала и усилителя мощности. В таких случаях в предварительном усилителе делают буферы — усилители с коэф. усиления 1 по напряжению. Усиливается только ток.
5. Изменение сигнала — от простейших регуляторов тембра (меняем АЧХ сигнала на более «приятную» для наших ушей) до сложных звуковых процессоров.
6. Иногда в предусилители встраивают другое различное оборудование. Например, усилители для наушников, фонкорректоры, микшеры, караоке, индикаторы уровня сигнала и прочее.

Многие современные источники сигнала не нуждаются в дополнительном усилении для «раскачки» УМНЧ. Возникает соблазн избавиться от лишнего звена в цепи усиления сигнала — предварительного усилителя. Тем не менее, во многих системах предварительные усилители присутствуют для согласования цепочки: «источник сигнала -> УМНЧ -> акустическая система.»

В случае клонирования изделий фирмы NAIM обычный путь радиолюбителя такой. Собирается клон NAP 140. Звук нравится! Дальше апгрейт деталей — звук нравится! Собираем стабилизатор питания. Результат — положительный. Возникает искушение собрать предварительный усилитель — там всего несколько деталей — макетка/ЛУТ, час паяния и пред готов. Звук нравится и к УМНЧ собирается предварительный усилитель. Потом на форумах пишут — Naim без преда — не Naim.

Примерно так и вышло у меня. Без преда звук УМНЧ «светлел» как-то немного. С предом — все ок.

Оригиналы из 70-х-90-х


К оригинальным УМНЧ Naim возможно подключение только предварительных усилителей фирмы Naim. Чтобы не подключали изделия других производителей, Naim использует специальные фирменные кабели и разъемы для подключения предварительного усилителя к УМНЧ. На фото эти разъемы слева:

Схемы предварительных усилетелей Naim 70-х — 90-х годов
Базовая схема модуля усиления (усиление сигнала около 10 раз):


Буфер:


Все полярные конденсаторы (кроме фильтра по питанию) — танталовые.

Полная схема предварительного усилителя из 70-х годов такая: входные разъемы ->«механический селектор сигналов»->«буфер»->«регулятор громкости»->«модуль усиления»->«разъемы на УМНЧ».

Выпускались разные версии предварительных усилителей фирмы Naim. Кроме цены, аппараты отличались наличием/отсутствием буфера, различными схемами питания (от УМНЧ, от внешнего БП, раздельное питание каналов предварительного усилителя, раздельное питание модуля усиления и буфера), сервисными устройствами в корпусе предварительного усилителя.

Как устроены современные предварительные усилители Naim — я не в курсе.

Подробней с предварительными усилителями Naim можно познакомиться на сайте www.acoustica.org.uk/. Раздел «Naim Preamp Mods and Upgrades». Там же есть печатные платы для самостоятельной сборки клона предварительного усилителя.
Китайские клоны
На интернетплощадках и в онлайн магазинах продаются разные варианты клонов предварительных усилителей Naim: печатные платы, наборы для сборки, собранные конструкторы, готовые предварительные усилители в корпусах.
Различаются деталями, из которых состоят и схемами питания.
Рассмотрим кратко изделия китайской промышленности:

Вариант 1. Две отдельные платы с независимым питанием на каждую (поиск по словам «Naim preamp»).

То же самое в корпусе. Питание тут — отдельный корпус.

Вариант 2. Возможность подключить несколько различных питаний — к каждой части свое:

В корпусе:

С селектором входов:

Вариант 3. Самая простая схема: только модуль усиления. Одно питание на два канала:

Этот модуль, как самый дешевый, я и купил на пробу. Чтобы понять стоит ли заморачиваться с предусилителем или нет. До этого собирал предварительный усилитель на макетке.

Китайский конструктор:



Еще фотографии




Транзисторы (таких как в оригинале, сейчас вы не найдете) заменены на современные 2SC1815/2SA1015. Плата достаточно компактная. Все полярные конденсаторы (кроме фильтров по питанию) — танталовые. Как и должно быть. У оригинала так. Фирменная фича Naim — применение танталовых конденсаторов. Регулятор громкости (РГ) в этом конструкторе — 20 кОм (потенциометр достался более-менее без косяков).

Собранная схема:

Схема питания:

Питание — одна обмотка на 24В переменного напряжения, 0.3А. Питание каналов отделено резисторами.

После сборки схема начинает работать сразу.

Измерения:

Сигнал на входе:

Сигнал на выходе:

Усиление примерно в 10 раз.

Измерения в RMAA. На выходе уровень сигнала Vpp 3.24V.






Моя конструкция
Послушав китайский кит, решил не заниматься модернизацией китайца (нет независимого питания на каждый канал, РГ ALPS не установить, лишние провода и т.д.), а собрать по-своему. Взял стандартную схему клона преда Naim:


Использовал такие детали. Стабилизатор: вместо LM317 установил LT1085. С ними звук больше понравился. Все полярные конденсаторы — тантал Kemet (кроме конденсатора С3 на 47 мкФ — не было тантала такой емкости в наличие — установил Nichichon for Audio). С2 510 пФ — полипропиленовый конденсатор (на ебее ищутся по словам Polypropylene и Styroflex). РГ — переменный резистор ALPS в 10 кОм. РГ стоял по-началу на 50 кОм — от него был достаточно слышимый даже на средней громкости фон. Заменил на ALPS 10 кОм — все ок стало. Фон слышно только на макс громкости. Два канала соединены вместе только на входных гнездах. В остальном два полностью независимых канала со своими блоками питания.

Резистор R13 влияет на величину усиления схемы. Я установил его значение в 4.7 кОм. Усиление схемы — 5 раз примерно. Стандартное 10 раз — много для меня с моими источниками сигнала. Меньше 4 кОм значение этого резистора лучше не выбирать — будут искажения. С 4.7 кОм все ок.





Решил сделать две платы. На первой: усилитель со стабилизаторами. Возможно позже переделаю эту плату. На заводе закажу печатку и на ней спаяю. Пока так пусть будет. Вторая плата как шасси: на ней расположены трансформаторы: первый на 10VA для питание усилителя (две вторичные обмотки на 22 В — https://aliexpress.com/item/item/PTC10-For-Audio-usage-Power-10VA-2-110V-2-22V-toroidal-transformer-encapsulated-transformer-PCB-Welding/32703426077.html ), второй 10VA (две вторичные обмотки 7В — https://aliexpress.com/item/item/PTC10-For-Audio-usage-Power-10VA-2-110V-2-7V-toroidal-transformer-encapsulated-transformer-PCB-Welding/32703992474.html — для питания коммутации и 5 В в виде USB разъема для подключения внешних устройств), стабилизаторы на 5 В, реле коммутации и переменный резистор РГ.



В фильтре питания по два конденсатора Nichichon for Audio 3300 мкФ/50V на канал. Зашутнированы SMD-керамикой прямо на выводах. Диодные мосты на шинах питания 24 В на диодах Шоттки.

Корпус брал на том же ebay-е: Ищется по словам «2606A Full aluminum preamp chassis». Корпус сделан качественно. Краска не облазит, вся фурнитура есть в наличие. В корпусе:






Сделал у предварительного усилителя три входа. Два на предусилитель на РГ и один вход прямо на выход предварительного усилителя минуя регулятор громкости и схему усиления. Этот вход сделал для подключения выхода фронтальных каналов со звукового процессора ресивера домашнего кинотеатра. Коммутация — на реле. Реле управляются галетным переключателем. Реализовал режим «Direct» — подключение входов мимо схемы предварительного усилителя прямо на вход усилителя мощности.
Схема коммутации



Измерения:



Из-за уменьшения резистора в ОС до 4.7 кОм получилось усиление примерно в 5 раз.
Другие измерения:







Измерения в RMAA. На выходе уровень сигнала Vpp 2.1V.






Вместе предварительный усилитель и усилитель мощности:

Режим «Direct»:



Измерения в RMAA предусилитель+усилитель выходная мощность Pmax=50 Ватт:






Планирую купить +18 Добавить в избранное
+53 +78
свернутьразвернуть
Комментарии (60)
RSS
+
avatar
+3
  • Asasl
  • 05 февраля 2018, 09:07
А зачем весь этот анахронизм с электролитическими конденсаторами на пути сигнала?
Уже давно обходятся без всяких «предусилителей».
+
avatar
+2
  • Alex_74
  • 05 февраля 2018, 09:53
Если колонируют Naim — то тантал обязателен. Про преды в обзоре есть.
+
avatar
0
  • DeivaSA
  • 05 февраля 2018, 10:02
Не надо путать современный тантал и тот который в свое время мог использовать Naim.
В старых электролит мог быть из чистой серной кислоты — получается низкоимпедансный конденсатор с малым уровнем шумов, то что доктор прописал. А в современном твердый полупроводниковый MnO2 — шумная и нелинейная какаха.
+
avatar
0
  • Alex_74
  • 05 февраля 2018, 10:15
Так они до сих пор кемет-товский тантал ставят в свою технику.
Можно конечно и старый тантал найти. Но это сложно. Я читал народ «апгрейтил» наймовские усилки старые- выпаивал тантал и себе ставил или на ебее продавал
+
avatar
+2
  • DeivaSA
  • 05 февраля 2018, 11:44
Так часто бывает со всеми в прошлом хорошими компаниями, инженера знавшие что делают уходят или их выживают, а технику «разрабатывают» маркетологи на основе технически устаревших слоганов.
Найти сложно, использовать не стоит — со временем такие конденсаторы текут (серная кислота как никак) и разъедают дорожки на платах, да и параметры давно уплыли. Если уж использовать электролитические то выбрать из низкоимпедансных современных серий, а не лазить по музеям барахолкам и прочим помойкам, ИМХО.
+
avatar
+3
  • Asasl
  • 05 февраля 2018, 10:02
Если колонируют Naim — то тантал обязателен
А зачем «колонировать» то, что уже морально устарело и по параметрам полное гуано?
+
avatar
0
  • Alex_74
  • 05 февраля 2018, 10:19
по параметрам полное гуано
По каким параметрам?
+
avatar
+3
  • dskinder
  • 05 февраля 2018, 12:05
Ну по подавлению помех по питанию наверняка гуано, небось поэтому аудиофилы питают каждый канал от своего транса, а вообще схема на уровне поделок юных техников, примитив полный. Любой приличный операционник в сто раз лучше, а если нравится на россыпи собирать то возьмите схему ОУ и собирайте на дискретных :-)
+
avatar
+3
Ну, теория проектирования усилителей ЗЧ говорит о том, что «использование однотранзисторного каскада, в отличии от дифференциального каскада, генерирует вторую гармонику входного сигнала всегда, тогда как дифференциальный только если не сбалансирован». Проектирование усилителей мощности звуковой частоты, Дуглас Селф, М.2009, с.90
Это реальный анахронизм, пережиток экономии транзисторов, который и на навесной схемотехнике в 80-х годах многократно превосходили по качеству, и самый простой современный ОУ обеспечит параметры, уж точно не хуже.
+
avatar
0
  • Alex_74
  • 05 февраля 2018, 12:55
По факту на реальных практических мощностях все ок. Вторая гармоника на месте. -80 dB. Все равно не услышите. Это на мощности почти близкой к клиппингу УНЧ. Вам измерения с реально работающей конструкции привели зачем? В симуляторах тоже все ок. Начинаются теоретические рассуждения, что на ОУ лучше и прочее. В реальном исполнении все ок работает.

пережиток экономии транзисторов,
Смысл экономить транзисторы — их цена тогда копеечная была. В naim-овских предах их много было. См фотки. И потом по 30$ как запчасти их можно продавать?
+
avatar
+2
При чем тут измерения то, и что услышу или нет ))? Была эволюция схемотехники, элементной базы.
И шаг за шагом делали лучше, доказывая это на практике.

Поэтому возникает очевидный вопрос ЗАЧЕМ раскапывать морально устаревшее решение? Которое хуже во всем? Которое в теории считается устаревшим? И при этом еще и дороже, и сложнее типового на ОУ?

Если отвлечься от ностальгии и любви к лампам))? Или в отрыве от этого нельзя его рассматривать? Как модель кукурузника?))

Т.е. посыл основной такой:
— на современных ОУ не хуже, дешевле и проще.
— на той самой элементной базе — по другим схемам, лучше по параметрам, но, возможно чуть сложнее.)))
— уход от электролитов в цепи сигнала это тоже эволюция схемотехники.
+
avatar
+2
  • Alex_74
  • 05 февраля 2018, 13:32
Измерения показывают что все ок тут с параметрами. Посему писать что «полное гуано» и схемотехника старье несколько некорректно.

Есть куча других конструкций и схематических решений, но это не будет уже клоном предов Naim, которые подключают к их УМ. А это обзор про китайские киты и клонирование предов Naim.

— уход от электролитов в цепи сигнала это тоже эволюция схемотехники.
Думаете Julian Vereker про эти нюансы не знал?
+
avatar
0
  • Asasl
  • 05 февраля 2018, 13:37
Схемотехника с тех времен скакнула очень далеко, равно как и требования к качеству звучания.
Думаете Julian Vereker про эти нюансы не знал?
Думаю, не знал…
Тогда и КНИ померить с той точностью, что просто делают сейчас невозможно было.
+
avatar
+3
Вы уж извините, конечно, но когда в одном случае 0,00005% Кни это круче чем в другом 0,001%, то тут приходится оперировать такими понятиями.))) Хотя для меня и то и другое одинаково незаметно.

Еще раз, поясняю логику. По крайней мере, свою.
Я не против воссоздания ретро-решений. Когда цель именно в ретро.

Но мне кажется, что кто-то зачастую пытается спекулировать на невежестве адептов Hi-End. С лампами, например. И предлагая устаревшие решения (но достойные в то время!), как превосходящие современные. Т.е. не воссоздание забытого (и ненужного, чаще всего), а типа раньше было лучше, но китайцы проклятые все испоганили.)))

А вот это в корне неверно. Я не знаю, знал ли в 71-м это Джулиан, но уверен что в 2017 на примере этой схемотехники учат как не надо делать усилители ЗЧ.
А в те времена и не надо было лучше. Ни источников не было, ни динамиков хороших.
+
avatar
-1
  • Alex_74
  • 05 февраля 2018, 14:24
В симуляторах и на реальных аппаратах (оригиналы и клоны) его схемы 70-х годов проверяли много раз, все ок с характеристиками. Не хуже современных. Усилители мощности до сих пор по схемам 70-х годов на продажу NAIM собирает. 90-е преды по указанным схемам перестал делать. Что сейчас в их схемах предов стоит — не знаю. Возможно та же схемотехника.
+
avatar
+4
  • dskinder
  • 05 февраля 2018, 14:56
Что там ок то с характеристиками? Параметры, к примеру, opa1612 посмотрите для образования. NAIM просто развод для больных аудиофилией…
+
avatar
0
  • Alex_74
  • 05 февраля 2018, 15:11
Что там ок то с характеристиками?
Нормальные характеристики для бытовой техники. Без явных косяков и прочего.
opa1612
Это ОУ — а не готовое устройство в железе.
NAIM просто развод для больных аудиофилией…
Жалко что Julian Vereker это прочитать не может.
+
avatar
+5
  • dskinder
  • 05 февраля 2018, 16:24
От готового решения его отделяют блок питания и несколько пассивных элементов, не влияющих на искажения. При параметрах на два порядка!!! лучших чем у этой реинкарнации старья.
Впрочем, лечить аудиофилию я давно зарекся, слушайте что хотите, только не надо ваши сетевые провода из серебра и прочий бред обозревать тут, зачем вы все напоказ выставляете, пощадите наш мозг, пожалуйста! ;-)
+
avatar
0
  • Alex_74
  • 05 февраля 2018, 18:07
От готового решения его отделяют блок питания и несколько пассивных элементов, не влияющих на искажения. При параметрах на два порядка!!! лучших чем у этой реинкарнации старья.
Конкретную конструкцию в железе с и измерениями. Но эта тема про другую конструкцию будет.
К моему обзору не относящуюся. Никак! Как и про сотни других схем c еще более лучшими параметрами.
Впрочем, лечить аудиофилию я давно зарекся, слушайте что хотите, только не надо ваши сетевые провода из серебра и прочий бред обозревать тут, зачем вы все напоказ выставляете, пощадите наш мозг, пожалуйста! ;-)
Вы мой обзор хоть читали? Где вы про провода серебряные сетевые нашли в обзоре и про аудиофильский «берд» так называемый?
+
avatar
+1
  • dskinder
  • 05 февраля 2018, 18:18
Вы мой обзор хоть читали? Где вы про провода серебряные сетевые нашли в обзоре и про аудиофильский «берд» так называемый?
Это была гипербола, разумеется. Но всерьез обозревать поделку уровня школьного кружка электроники, тщательно обмерять ее параметры — это не так далеко от серебряных проводов, как вам кажется! И есть что-то религиозное в вашем постоянном упоминании Julian Vereker :-)
+
avatar
0
  • Alex_74
  • 05 февраля 2018, 18:23
Но всерьез обозревать поделку уровня школьного кружка электроники, тщательно обмерять ее параметры — это не так далеко от серебряных проводов,
На мощник был обзор, соотв и на пред обзор как дополнение. Ибо конструкция эта единое целое.
+
avatar
0
  • dskinder
  • 05 февраля 2018, 18:31
К мощному усилителю кстати претензий меньше гораздо, схемотехника вполне норм, учитывая отсутствие мощных npn pnp пар транзисторов, в сущности там схема простейшего операционника, без токовых зеркал, полевиков и прочего, в те годы неизвестного… Но пред это полное убожество, уж извините
+
avatar
0
  • Alex_74
  • 05 февраля 2018, 21:18
Считается что мощные транзисторы спец используют не парные, чтобы легче подбирать их (из одной партии брать)
+
avatar
0
  • Frankz
  • 07 февраля 2018, 11:45
При параметрах на два порядка!!! лучших чем у этой реинкарнации старья.
Параметры читают глазами, а усилитель для ушей.
+
avatar
0
  • BoBateny
  • 05 февраля 2018, 14:24
А главное не было комплиментарных транзисторов.
+
avatar
+1
  • Asasl
  • 05 февраля 2018, 21:25
да этого Джулиана и знать не знаю.
Он что революцию в радиоэлектронике совершил?
+
avatar
0
  • Frankz
  • 07 февраля 2018, 11:38
А в те времена и не надо было лучше. Ни источников не было, ни динамиков хороших.
Я помню некоторые комплекты звучали потрясающе.
+
avatar
0
Del
+
avatar
+4
  • DeivaSA
  • 05 февраля 2018, 09:47
Не понимаю зачем оно надо?
1. Усиление сигнала до необходимого уровня для последующего усиления усилителем мощности...
Сколько я знаю все бытовые современные источники выдают -10dBV это Vrms=2, а профессиональные +4dBu это Vrms=7,75. Может в 60-90xx единого стандарта еще не было, но сейчас это неактуально. Я бы еще понял если речь шла о виниле, но там нужен RIAA корректор. Так-что пред нужен только если усилитель «дубовый» неспособный работать напрямую с источниками.
4. Согласование источника сигнала и усилителя мощности…
5. Изменение сигнала — от простейших регуляторов тембра…
6. Иногда в предусилители встраивают другое различное оборудование...
А в вашем преде оно где-то есть?
И электролиты на пути сигнала само по себе мовитон, тем более современные танталовые…
+
avatar
-2
  • Alex_74
  • 05 февраля 2018, 09:58
1. Усиление сигнала до необходимого уровня для последующего усиления усилителем мощности… Сколько я знаю все бытовые современные источники выдают -10dBV это Vrms=2, а профессиональные +4dBu это Vrms=7,75. Может в 60-90xx единого стандарта еще не было, но сейчас это неактуально.
Там же есть в обзоре — «из современных — сотовые телефоны, адаптеры Bluetooth или некоторые звуковые карты/ЦАП/DAC»
А в вашем преде оно где-то есть?
Я вообще про преды писал. Если возникнет необходимость то можно и сделать.
И электролиты на пути сигнала само по себе мовитон, тем более современные танталовые…
Если колонируют Naim — то тантал обязателен
+
avatar
0
  • DeivaSA
  • 05 февраля 2018, 10:12
«из современных — сотовые телефоны, адаптеры Bluetooth или некоторые звуковые карты/ЦАП/DAC»
По телефонам не скажу, но по-моему все одинаковы, назовите модель звуковой карты или DAC не работающими со стандартными уровнями сигнала?
+
avatar
+1
  • Alex_74
  • 05 февраля 2018, 10:23
Звуковушка у меня с древней SB Live 128 такая проблема была — работала долго на домашнем сервере. Из DAC на PCM2704 и китайских копеечных 5-1/7-1 и прочих.
+
avatar
0
  • Asasl
  • 05 февраля 2018, 10:13
Там же есть в обзоре — «из современных — сотовые телефоны, адаптеры Bluetooth или некоторые звуковые карты/ЦАП/DAC»
А зачем подключать всю эту «какаху» в виде сотовых телефонов и адаптеров блютуз?
Неужели хорошим ЦАП нельзя обойтись?
+
avatar
+6
  • BoBateny
  • 05 февраля 2018, 11:39
Тоже начинал делать усилитель, сваял плату входных реле на 6 входов, с разным коэффициентом усиления, электронный регулятор громкости с распределённой тонкомпенсацией, дискретный регулятор тембра. А потом подключил оконечники к компьютеру, и даже без регулятора громкости. Недавно правда поставил ALPS и буфер на ОУ, просто для удобства.

Так и лежит мертвым грузом. С нормальными колонками никаких эквалайзеров не надо.
+
avatar
0
  • alanzet
  • 05 февраля 2018, 09:48
Tsya.ru
+
avatar
0
  • ChukaGek
  • 05 февраля 2018, 11:42
Поделитесь, покупал кто RIAA корректор в Китае и как оно?
+
avatar
0
  • Asasl
  • 05 февраля 2018, 16:51
А зачем? С хорошего винила на торренте куча записей в высоком качестве.
+
avatar
+2
  • vennn3
  • 05 февраля 2018, 14:19
В свое время делал и использовал Предварительный усилитель Сухова radiostorage.net/2795-vysokokachestvennyj-regulyator-gromkosti-i-tembra-k157ud2-k547kp1.html. там КГИ<0.001%. вот это был звук. Здесь, при всем уважении качества не получится
+
avatar
+1
  • dskinder
  • 05 февраля 2018, 21:53
Да, там просто операционники без всяких причуд, чем лучше будет ОУ тем лучше результат, сейчас выбор гораздо лучше чем был у Сухова. Но он мог 574уд2 поставить, на мой взгляд лучшее из доступного тогда, а поставил 157уд2 в угоду массовости…
+
avatar
0
  • Phisik
  • 05 февраля 2018, 23:30
Не понимаю я этого. Вкладываться в кондеры, трансы изолированные брать, корпус, чтобы поставить туда это чудо. Почему, если хочется качественного звучание, не взять пару OPA-шников и не сделать проверенный 10^5 раз пред от натали или что-то подобное.
+
avatar
+1
  • Alex_74
  • 06 февраля 2018, 05:32
Потому что с мощником — клоном Naim клон соотв преда делают. Никто, конечно, не мешает другую конструкцию использовать.
+
avatar
+2
  • Phisik
  • 06 февраля 2018, 09:04
Совершенно не обязательно. В чем глубокий тайным смысл? Если сопротивления и уровень согласованы (а они в большинстве своем близки с стандартным), можно ставить любой пред у любому УМ.

Клон Найма — тоже, кстати, непонятное мне и сомнительное занятие. Зачем надо копировать что-то старое, попутно снабжая китайцев деньгами. Вариантов проверенных много. Начиная от LM3886/TDA7294, которые играют очень хорошо, много готовых плат, разные схемы включения, и которые явно проще и от этого предпочтительнее для начального Hi-Fi. Но если уже LM3886/TDA7294 пройденный этап и очень хочется сделать все на рассыпухе, то вариантов еще больше: оплеуха микрухам, ланзар, усилитель Лайкова, Никитин, тот же Натали. Все проверенные, с печатками, инструкциями по сборке и наладке.
+
avatar
+2
  • Alex_74
  • 06 февраля 2018, 10:00
Клон Найма — тоже, кстати, непонятное мне и сомнительное занятие
С чего вы взяли? Схема сотни раз проверенная, простая, с хорошими характеристиками, без самовозбуда — промышленно выпускается с 1974 г до сих пор и тысячи раз радиолюбителями повторенная. Классическая схема, как и JLH1969. Думаю больше раз, чем любая из перечисленных вами, кроме микросхемных.
Зачем надо копировать что-то старое, попутно снабжая китайцев деньгами
Печатку под усилок ЛУТ-ом можно сделать, несколько вариантов в сети есть. Или по китайским самому нарисовать. Однослойные они ведь. Если чем-то китайские не устраивают по 8$. Детали основные все равно в Европе/США покупать. Ну или из того, что есть или китайского.

Оно все радиофорумы повторяет.

Спрашиваешь про какую-то конструкцию. Сразу начинается — а ты лучше ЭТО (перечисление того, что нравится) паяй, твоя схема ****, а сам *****. А проверить все почти невозможно — все же схемы не спаяешь сам.

Про микросхемные усилки у меня тут несколько обзоров есть.
+
avatar
+1
  • Phisik
  • 06 февраля 2018, 11:17
Ок." Спокойствие, только спокойствие". Просто поделился опытом, сам, когда увлекался, выбирал чтобы такое собрать, поскольку «все схемы не спаяешь». Приведу только один довод. Усилитель Naim — 6 страниц на Паяльнике, ОМ2 + ОМ2.5 — 811 страниц, усилитель Лайкова — 563 страницы и т.д. Поэтому еще раз повторю — ваш выбор видится мне очень странным…

Но все это болтовня. Будет время — сниму графики со своих усилков, тогда и померимся )
+
avatar
+1
  • Alex_74
  • 06 февраля 2018, 13:09
http://www.diyaudio.com/forums/solid-state/112453-nap-140-clone-amp-kit-ebay.html В основной теме — 2745 постов. При всем уважении к советскому/российскому радиолюбительству там про наши разработки скорее всего нету тем вообще и никто их не знает. Точно больше сообщений в темах по JLH1969 и quad405. Что, в принципе, понятно.

Это один форум, еще есть форумы оргинальных наймаводов (там самодельшиков с клонами не любят по понятным причинам), всякие нац. форумы поляков, итальянцев, немцев и проч.
+
avatar
+2
  • dskinder
  • 06 февраля 2018, 15:20
Вам про страницы, а вы про посты )) Постов в теме ом2 — 12256
+
avatar
0
  • AnnaSun
  • 06 февраля 2018, 08:13
Я не смогла понять одного. Почему не применили комплементарную пару на выходе (первая схема)? ведь сейчас у них один транзистор с ОК, второй с ОЭ, усиление получится разное, для корректировки прикрутили ещё один транзистор. А не могли разве поставить просто пару n-p-n & p-n-p?
+
avatar
+2
  • BoBateny
  • 06 февраля 2018, 09:09
Потому, что в те времена не было ещё комплиментарных пар мощных транзисторов.
+
avatar
0
  • Alex_74
  • 06 февраля 2018, 10:06
Либо, чтобы не подбирать пару.

На те же Sanken 2sc2922 есть комплиментарная пара 2SA1216. Тем не менее на выход ставили долгие годы пару 2sc2922.
+
avatar
0
  • BoBateny
  • 06 февраля 2018, 14:13
Не могу ничего сказать насчет 2SA1216 и 2sc2922, но я в свое время брал хваленые термалтраки NJL0302D и NJL0281D в Элитане, и они толком не подбирались. А вот NJL1302D и NJL3281A.

Шедевр? Это при токе 0,1 А, 1 А и 6 А.
+
avatar
0
  • AnnaSun
  • 06 февраля 2018, 15:49
Даже я знаю про ГТ404 и ГТ402, не говоря об КТ814-815, неужели в США не было аналогов? :))))
+
avatar
0
  • BoBateny
  • 06 февраля 2018, 16:07
Вспомните ещё ГТ703 и ГТ705. Но это всё 80 годы. Комплиментарные то они комплиментарные, но пары не подберёшь. Весьма горбатая характеристика зависимости Вст от тока, причем пик у pnp транзисторов при гораздо меньшем токе чем у npn. Вот я привожу здесь более поздние КТ850А и КТ851А. У КТ8101 и КТ8102 было аналогично. Первые действительно комплиментарные сделала по моему Toshiba в конце 90. Это 2SC5200 и 2SA1943. Вот их уже все начали копировать все кому не лень. Но возможно я ошибаюсь.
+
avatar
+1
  • BoBateny
  • 06 февраля 2018, 09:55
Для примера нашел у себя древние измерения 33 шт. КТ850А (график слева) и 28 шт. КТ851А. при токе от 1 до 300 мА. Это правда для предварительного каскада. Попробуйте подобрать пару.
+
avatar
0
  • dskinder
  • 06 февраля 2018, 15:36
На выходе первой схемы просто нагрузка эммитерного повторителя на источник тока
+
avatar
+1
  • trk_
  • 07 февраля 2018, 15:09
спасибо огромное!!! это очень замечательный обзор, как собственно и по naim140. я вдохновился и тоже собрал 140-й и пред 42.5. пока только в таком виде как на фото. сейчас жду корпус и платы стабилизатора. от части начал менять транзисторы и конденсаторы на одном канале. пред и селектор входа планирую установить в одном корпусе с усилителем. после установки селектора, появился фон, особенно когда дотрагиваешься до потенциометра. я понимаю, что это гуляет земля, соберу в корпус, буду смотреть что и как. звук мне уже нравится, очень напористый. но пока судить о прелестях рано. впереди еще много работы)

вопросы:
1. какой аудио кабель вы используете для разводки входного сигнала?
2. кабель от усилителя к плате защиты и выходным клемам?
3. тантал только от KEMET? не могу найти у себя в регионе((
4. если ставить Wima, то каких серий?
5. на какую акустику ориентироваться возможно есть конкретные модели?

я рассматриваю покупку новых или на вторичном одной из моделей KEF IQ70, DALI Spektor 6, Monitor audio Bronze BR 6, Sound Sound SL-3SE, B&W 685 S2, B&W 683 S2, Tannoy Mercury 7.4. возможно у кого-то есть опыт прослушивания подобного схожего усилителя с данной акустикой?

большое всем спасибо за советы!
все что мы делаем, это не попытка получить точный звук naim, а лишь желание приблизится к своему комфортному звучанию))
это просто увлечение и хобби))

+
avatar
+1
trk, приветствую. Если Вы ещё не вступили в группу «наймоводов», в ВК, то заходите, тем более, что у вас уже есть практические наработки, ввиде готового макета. Уже и родовые признаки звука NAIM заметили: динамичность, напор, отличная передача атаки… теперь дело за постепенной тонкой настройкой. Из существенных улучшений-дополнений — сделать стабилизатор. Коротко, по пунктам: 1) для входных цепей можно использовать микрофонные кабели( из маг. Музоборудования) или из доступных вам, по цене, готовых межблочных. 2) У меня схема стабилизации, в которую встроена токовая защита, отдельной схемы нет, а все общие провода: от АС, с платы Цобель и входной земли — к общему на плате стаба. 3) Вместо тантала Kemet, попробуйте найти наши ниобиевые К53-19 на 16В и выше… я о них уже писал на тематической странице в ВК( Naim-clon). 4) У меня использована зелёная FKP, но сейчас её вроде бы не выпускают? Ищите полипропилен или полистирол( автор этого обзора их использовал — прозрачные, цилиндрические) 5) Чтобы тут или ещё где не писали про «прошлый век схемы», можете смело ориентироваться на самую лучшую акустику. Усилитель в полном комплекте, обязательно с предом, т.к. это ДВУХБЛОЧНИК( изначально, по задумке и по тому, какой характер звучания они старались получить) — вполне способен раскрыть потенциал самых лучших АС. Из тех марок, что вы обозначили, были когда-то DALI 606 blue и 808. Сейчас и уже давно — АС 2хполоска на СканахРевелаторах( «шлицованный»-НЧ\СЧ и «ринград-игла» — ВЧ ), так что потенциал у схемы позволит отследить переход с одного уровня АС-источника — на более высокий. Удачи!
+
avatar
0
  • trk_
  • 11 февраля 2018, 01:28
спасибо, Николай!
вас в вк прошерстил полностью, это так же сыграло в принятии решения собирать именно эту модель naim)
да прибудет с нами сила))
+
avatar
+1
  • Alex_74
  • 07 февраля 2018, 21:34
1 сигнальный моножильный из ofc в экране на али брал. Кто-то остатки распродавал за дёшево. В принципе микрофонный экранированный пойдет
2 выход мощники акустический кабель обычный 1.5 мм в квадрате. Им же питание к мощнику
3 разный я AVX и Kemet пробовал. Кемет больше понравился и у меня его больше. На ебее брал.
4 у меня неВима стоит
5.к акустике усилок всеяден. Норм играет с mission m51, YamahaNs515F, AEG LB 4720 это из того, что есть у меня. Если колонки с рук будите брать, то обычно их можно на некоторое время перед покупкой договориться и взять «на послушать» и там решить брать или нет.

На счёт фона. Попробуйте РГ взять 10 кОм и коэффициент усиления преда уменьшить как я тут написал.
Общий провод проверьте на предмет петель. Ручку РГ на корпус заземлить
+
avatar
0
  • trk_
  • 10 февраля 2018, 16:07
спасибо, Александр!
подскажите, а Kemet у вас какой серии? смотрю что там очень разные ESR))
заземлил ручку, все отлично!)) в корпусе все будет без наводок))
по настройке есть вопросы, чуть позже задам вам в личку, если вы не против)
+
avatar
0
  • Alex_74
  • 11 февраля 2018, 12:49
KEMET RADIAL TANTALUM CAPACITOR 10uF 20v 5% T351E106J020AS 2.54mm .1" LS 8pcs
47uF 35V KEMET tantalum capacitors
Tantalum Capacitors KEMET 10uf 50v Pear Shape Drop Shape,
Так назывались на ебее
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.