YouPro VT-2: радиопульт дистанционного управления для фото- и видеокамер Sony
- Цена: $33,99
- Перейти в магазин
Здравствуйте, достопочтенные читатели. Сегодня я представляю вашему вниманию обзор очередного фотографического аксессуара, достаточно полезного, чтобы представлять интерес для широкой публики, и достаточно дешёвого, чтобы всякий желающий мог его себе позволить. Обозревать на этот раз я буду программируемый пульт дистанционного управления для фото- и видеокамер YouPro VT-2.
Пульт этот, по результатам первых недель пользования, очень понравился и полностью меня удовлетворил. Потому я смело рекомендую его владельцам фотоаппаратов и видеокамер Sony, испытывающим нужду в качественной дистанционке с функцией программируемой серийной съёмки.
Прежде всего скажу пару слов о том, для чего вообще может понадобиться столь хитроумный электроприбор, как пульт дистанционного управления фотоаппаратом, да ещё и с программируемым таймером и передачей сигнала по радио. В моём случае это:
Список, как вы понимаете, отнюдь не полный, и любители других оригинальных жанров наверняка могли бы внести в него ещё ряд пунктов, о которых я даже не подозреваю. Однако даже перечисленного мною вполне достаточно, чтобы согласиться: дистанционка — вещь для фотографа весьма полезная.
В незапамятные времена, когда я снимал на свою первую беззеркалку Sony NEX-5, в Таиланде я купил к ней инфракрасный пультик за целых 500 бат (около $10 по тогдашнему курсу).
Хоть и за нескромную цену, пультик оказался на удивление удачным приобретением: пускай вид у него простецкий, он верой и правдой служит мне уже седьмой год. Однако и этот чудесный маленький пультик не лишён недостатков. Поскольку в качестве носителя сигнала используется инфракрасное излучение, а его приёмник на камерах Sony расположен спереди, чтобы пульт сработал, нужно «светить» им либо в переднюю панель камеры, либо в расположенную перед камерой поверхность, хорошо отражающую ИК-лучи. Первое может быть неудобно, особенно при макросъёмке, второе — не всегда имеется в наличии.
Кроме того, с его помощью оказалось не слишком удобно снимать селфи. Не то, чтобы я был поклонником этого жанра, однако, стоит лишь уехать в отпуск, как родственники начинают беспокоить настойчивыми просьбами прислать им свежую «себяку» на фоне туземного пейзажа. С инфракрасным пультиком этот процесс выглядит примерно так: штатив ставится на песочек, я кадрируюсь, фокусируюсь, замечаю место, куда надо будет встать и выставляю на камере спуск по таймеру через 10 секунд. После чего встаю в намеченное место, жму кнопку на пультике, и, пока тикает таймер, пытаюсь проделать следующее:
В норматив удаётся уложиться не всегда, но даже если удалось, это ещё половина дела. После этого нужно проверить, что получилось на снимке. И если на заднем плане вдруг окажется что-нибудь, не соответствующее авторскому замыслу, вроде спаривающихся собак, зарывшегося в песок кверху задом ребёнка или китайца, которому вдруг приспичило заглянуть в объектив из-за моей спины — придётся повторить всё сначала.
Разумеется, ради одних лишь «себяк» я бы ни в жизнь не стал тратить сколь-нибудь существенную сумму, однако в круг моих фотографических интересов входит макросъёмка и астрофотография, где хорошая дистанционка весьма востребована. Сверх того, летом я пару раз занимался «фотоохотой» за молниями, методика которой заключается в серийной съёмке участка неба с длинной выдержкой в надежде, что за время экспозиции в кадре вспыхнет молния. Как вы понимаете, заниматься этим, сидя на балконе рядом с камерой и клацая кнопкой пульта, было скучно и довольно утомительно. Поэтому, с приобретением Sony A7, а потом и Sony A6300, я начал всерьёз задумываться о пульте дистанционного управления с управлением по радиоканалу и программируемым таймером.
Посетив ebay и оглядев дорогие и дешёвые варианты, я почёл за благо ориентироваться на «золотую середину», которую занимали пульты производства Viltrox, YouPro, JYC, Pixel и некоторых других производителей, постеснявшихся себя обозначить. На первый взгляд все они отличались лишь дизайном корпуса, однако даже при поверхностном изучении описаний товаров становится заметна разница. Одни пульты умеют сигнализировать о завершении программы съёмок звуковым сигналом, другие используют для питания приёмника малораспространённые батареи, третьи — поддерживают только ограниченный набор камер, в который не входят беззеркалки Sony. Потратив час или два, я определился с выбором и предпочёл всем прочим пульт YouPro VT-2.
Согласно информации продавца, технические характеристики пульта выглядят следующим образом:
Несущая частота: 2.4 ГГц
Количество каналов: 32
Рабочая дистанция: до 100м
Время работы передатчика в режиме ожидания: до 1000 часов
Время работы приёмника в режиме ожидания: до 300 часов
Питание: батареи типа ААА, 4 штуки
Габариты передатчика: 135.5×44×17.8мм
Габариты приёмника: 70.5×38×25мм
Пульт этот внешне аналогичен ранее обозревавшемуся здесь YouPro YP-870 (за исключением красного цвета кнопки «►/◼»). Он несколько упрощен по сравнению с YP-870 в части цейтраферной съёмки, зато взамен получил функцию удалённого управления видеосъёмкой. Кроме того, пульт-передатчик для подключения к камере вместо традиционного микроджека использует разъём mini-USB, а приёмник питается не дорогими и редкими элементами CR2, а обычными батарейками AAA, которые можно купить в любом деревенском лабазе.
После недолгих раздумий пульт был заказан, оплачен и выслан на мой адрес. Продавец предоставил полностью рабочий трек вида LMxxxxxxxxxCN, посредством которого я мог наблюдать за перипетиями российской логистики.
На двадцать третий день странствий посылка с пультом достигла нашего почтового отделения. Прислали его в хорошо знакомом многим из нас серо-голубом пластиковом пакете. Несмотря на отсутствие на пакете видимых повреждений, осязание подсказало мне, что внутри находится картонная коробка, и что коробка эта, без сомнения, измята.
Вскрытие показало, что изнутри пакет выстлан пузырчатой плёнкой, которая, однако защищает содержимое пакета исключительно символически. Как я и ожидал, коробка оказалась помята, а один из углов даже надорван.
На обратной стороне коробки приведён внушительный список камер, которые данный пульт поддерживает.
К счастью, ценное содержимое коробки — пульт, приёмник и два кабеля — было упрятано в прозрачный блистер и потому не пострадало.
По фотоснимкам на страничке товара реальные размеры передатчика оценить трудно; мне казалось, что на фото передатчик довольно крупный, размером со средний пульт для телевизора. В действительности же это оказалось миниатюрное и изящное устройство, не отягощённое излишним весом и габаритами.
Передатчик, вид сверху
Передатчик изготовлен из чуть шершавого пластика, обе половинки подогнаны друг к другу идеально; щелей, заусенцев и дефектов литья я не обнаружил. В моей руке пульт лежит хорошо, хотя обладателю крупных рук может показаться мелковат. Все кнопки нажимаются чётко и с небольшим, но заметным усилием. Единственное, что вызывает нарекания — четырёхпозиционный джойстик, который будет удобен разве что ребёнку или эльфу, а вот для взрослого обладателя обычных пальцев слишком мал: лично у меня нажимать «качельку» джойстика получается только ногтем. После снятия защитной плёнки глянцевая вставка вокруг экрана, конечно же, моментально покрывается отпечатками пальцев, но на читаемости экрана и работе пульта это никак не сказывается. В передней части пульта мы видим жидкокристаллический экранчик, а над экранчиком — небольшое круглое окошечко, за которым, скажу вам по секрету, прячется двухцветный красно-синий светодиод.
Самая главная кнопка — та, которая окружена серебристым колечком и отвечает за спуск затвора — до половины нажимается легко и мягко, а вот дальше — с заметным усилием. Работает эта кнопка точно так же, как и кнопка спуска на камере: полунажатие активирует процесс автофокусировки, нажатие до конца — спускает затвор.
Передатчик, вид спереди
На передний торец пульта выведен разъём mini-USB; если пульт используется в качестве проводной дистанционки, в этот разъём одним концом вставляется кабель mini-USB – micro-USB, а другой конец кабеля, соответственно, подключается к разъёму micro-USB, расположенному на фото- или видеокамере.
Передатчик, вид снизу. Батарейка AA — для масштаба.
Питается передатчик от двух батареек типа AAA; в комплект поставки батарейки не входят. Вместо батареек можно использовать аккумуляторы того же форм-фактора, в чём я убедился лично, вынув пару аккумуляторов из беспроводных наушников и вставив в передатчик.
Без батареек передатчик весит всего лишь 41,9±0,1г.
Приёмник, вид сверху
Приёмник представляет собой прямоугольную пластиковую коробочку со скруглёнными углами размером со спичечный коробок, вес приёмника без батареек — 31,9±0,1г. Сверху — закрытый прозрачным пластиком жидкокристаллический экранчик, отображающий радиоканал, на которой настроен приёмник, пара кнопок и логотип производителя. Без защитной плёнки прозрачный пластик приёмника покрывается отпечатками пальцев ещё быстрее, чем экранчик передатчика. Кнопки нажимаются с заметным усилием, поэтому случайные нажатия практически исключены.
Приёмник, вид сбоку
На левой боковой поверхности расположились два разъёма. Согласно документации 2,5мм микроджек предназначен для подключения к фотоаппарату, а mini-USB, помимо фотоаппаратов, позволяет управлять видеокамерами. Кроме того, в обе боковые поверхности врезаны две небольшие полупрозрачные вставки молочно-белого цвета. Изнутри их подсвечивают двухцветные светодиоды, вспыхивающие в момент получения радиосигнала.
Приёмник, вид снизу
На нижней поверхности приёмника расположен отсек для элементов питания (то есть всё тех же батареек или аккумуляторов типа AAA в количестве двух штук) и пластиковый выступ со стандартным штативным гнездом ¼ дюйма для установки приёмника непосредственно в «горячий башмак» фотоаппарата или на кронштейн с соответствующим винтом.
Руководство по эксплуатации и кабели для подключения к камере
Далее — два проводка, один длинный, другой короткий. Короткий имеет длину 35 сантиметров (без учёта разъёмов), с одной его стороны — штекер «микроджек» 2,5мм в варианте «стерео», известный также как «TRS», с другой — micro-USB. Согласно руководству, короткий шнур предназначен для подключения фото-, но не видеокамер, поскольку способен передавать только два сигнала: «фокусировка» и «спуск затвора». Для подключения к видеокамерам предназначен второй шнур, mini-USB — micro-USB, длиной 97 сантиметров, немного более толстый и ощутимо менее гибкий. Этот шнур уже способен передать все команды, которые поддерживает пульт, то есть, кроме уже перечисленных, зум в обе стороны, запуск и остановку видеозаписи. Также на кабеле имеется лента-«липучка», позволяющая аккуратно сложить ненужную часть кабеля и зафиксировать в таком состоянии.
И, наконец, инструкция по эксплуатации. Она отпечатана на листе хорошей плотной глянцевой бумаги; на лицевой стороне — богато иллюстрированный текст на китайском, достоинства которого я оценить не могу, на оборотной — то же самое, но по-английски и с известным количеством грамматических ошибок и опечаток. Несмотря на обилие картинок, в управлении пультом присутствуют небанальные моменты, поэтому для полноценного использования дистанционки инструкцию всё же лучше прочесть. Или же продолжить чтение данного обзора, в котором я всё это опишу, но уже на русском языке.
Проверив комплектность и вставив свежие батарейки, я подключил пульт к фотоаппарату, посмотреть, что из этого получится. Инструкция уверяет, что фотоаппарат надо подключать через разъём «микроджек», а mini-USB, кроме фотоаппарата, позволяет подключать ещё и видеокамеры Sony. Если длина комплектного шнура вас не смущает (или у вес есть кабель более подходящей длины), я бы рекомендовал использовать именно подключение через USB, а вот микроджек, наоборот, поостерёгся бы использовать.
Дело в том, что одна моя знакомая как-то купила похожий пульт для камер Nikon, и не успела даже толком его освоить, как кончик микроджека отломился внутри гнезда приёмника. Итог: съёмка насмарку, шнурок пришлось заказывать новый, а когда, месяц спустя, он пришёл, оказалось, что отломившийся кончик штекера из разъёма самостоятельно ей не вытащить. Приёмник пришлось отдать в ремонт народным умельцам, а пока его чинили, использовать передатчик как обычный проводной пульт с таймером (благо такую функциональность он предоставлял). Однако даже после ремонта уже не было никакой уверенности, что в самый ответственный момент микроджек на новом шнуре не развалится так же, как на предыдущем.
Подключаем камеру к приёмнику через микрождек
Включается пульт длительным (около двух секунд) нажатием на кнопку включения/смены канала (она расположена во втором ряду слева); выключается — точно так же. При первом включении и передатчик, и приёмник настроены на канал 01. Поменять канал на передатчике очень просто: после короткого нажатия на кнопку включения/смены канала номер канала в нижнем правом углу экрана начинает мерцать. Теперь кнопками «+/T» и «-/W» выбираем нужный канал и фиксируем его нажатием любой другой кнопки, например, «S/L». На приёмнике процесс немного сложнее: чтобы номер канала начал мерцать, нужно нажать обе кнопки одновременно. Затем кнопками выбираем нужный канал и либо подтверждаем его коротким нажатием обеих кнопок, либо ждём шесть секунд, и выбор канала будет зафиксирован автоматически.
Очевидно, что дистанционное управление будет работать лишь если приёмник и передатчик настроены на один и тот же номер канала. Выбранные номера каналов сохраняются при выключении устройств и даже при извлечении батареек. Впрочем, практическая необходимость в смене номера канала возникает очень редко, разве что в радиусе ста метров от вас найдётся ещё один фотограф с таким же пультом, настроенным на тот же канал.
Теперь можно выполнить проверку связи. Для этого нужно нажать до половины кнопку спуска и убедиться, что на приёмнике загорелись синие светодиоды. Также должен загореться и синий светодиод в передней части пульта.
Операция эта отнюдь не лишняя, поскольку по неизвестной причине передатчик иногда «зависает». Выглядит это, как будто и приёмник посылает сигнал (моргая светодиодом), но передатчик на него не реагирует. При этом в проводном режиме пульт продолжает работать вполне корректно. Случается такое нечасто, однако пару раз я всё же с этим столкнулся.
Нажатие кнопки спуска (и вообще любой кнопки), кроме всего прочего, на 7 секунд зажигает подсветку дисплея. Подсветка белая, неяркая, позволяет уверенно читать экран и, при этом, не слепит в темноте.
Передатчик с работающей подсветкой
При первом включении пульт находится в режиме «CS». В документации этот режим описан как «Single shootings mode» («режим одиночной съёмки»).
Вид пульта в режиме «Single shooting»
Если камера находится в режиме съёмки одиночного кадра, при нажатии кнопки спуска камера делает один кадр. Если же на фотокамере установлен режим серийной съёмке, в момент нажатия на спуск камера начинает съёмку серии, и прекращает её в, как только кнопка спуска будет отпущена.
Тут же я проверил и «дальнобойность» пульта. Отойти на 100 метров у меня не было возможности, однако четыре бетонные стены и 10 метров пространства радиосигнал пульта «пробивает» совершенно точно.
Долгое (примерно 2 секунды) нажатие верхней левой кнопки (над ней нарисован двойной прямоугольник) переключает пульт в режим серийной съёмки с задержкой.
Вид пульта в режиме серийной съёмки с задержкой
Число в левой части экрана — количество кадров, которое будет отснято (от 1 до 99), правое число — задержка в секундах перед началом серийной съёмки (от 1 до 59 секунд). Если требуется изменить какой-либо из этих параметров, нужно нажать кнопку «S/L»; после этого счётчик кадров начнёт мерцать. Кнопками «+/T» и «-/W» можно изменить значение, а кнопками «◄» или «►» — перейти к изменению величины задержки. Когда число кадров и начальная задержка установлены, нужно нажать кнопку «S/L» или просто подождать шесть секунд, чтобы параметры съёмки зафиксировались сами.
После этого полунажатием на спуск фокусируем камеру, а дожав спуск до конца, запускаем собственно съёмку. При этом пульт сначала подождёт заданное время, демонстрируя в правой части экрана обратный отсчёт секунд, а потом начнёт серийную съёмку, выдавая команду на спуск затвора один раз в секунду и показывая количество кадров, которые осталось снять, в левой части экрана. При использовании этого режима следует помнить, что пульт просто раз в секунду выдаёт команду на спуск затвора, ничего не «зная» о том, закончено уже экспонирование предыдущего кадра или нет. И если при съёмке выдержка составляет 1 секунду или более, реальное число отснятых кадров очевидным образом будет меньше того, которое вы установите на счётчике.
Самый простой из всех режимов, поддерживаемых пультом — BULB. Включается этот режим при помощи кнопки «BULB» на пульте (вторая по счёту) и позволяет снимать с выдержкой «от руки».
Вид пульта в режиме «BULB»
Чтобы воспользоваться этим режимом пульта, необходимо предварительно перевести фотоаппарат в режим «М» (ручное управление экспопарой), выставить нужную диафрагму и задать выдержку BULB; если этого не сделать, команды пульта будут исполнены камерой некорректно. Как обычно, предварительная фокусировка выполняется полунажатием кнопки спуска на пульте, а, нажав кнопку до конца, мы открываем затвор камеры. В этот момент на экране пульта запускается секундомер, отсчитывающий время выдержки, при этом красный светодиод начинает мигать с периодичностью один раз в секунду. Второе нажатие на кнопку спуска закрывает затвор и останавливает секундомер.
К сожалению, в программном обеспечении пульта присутствует недоработка, осложняющая использование секундомера для контроля выдержки. Как я уже упоминал, при нажатии любой кнопки включается подсветка экрана. Поскольку режим ручной выдержки практически всегда используется в тёмное время суток, было бы логично, чтобы экран был освещён всё время, пока открыт затвор камеры. Однако в действительности подсветка гаснет через шесть секунд, и если вам нужно следить за показаниям секундомера, экран придётся подсвечивать фонариком.
И вот мы добрались до самого интересного режиму, ради которого обычно и покупают подобные пульты: программируемого режима серийной съёмки. Включается он третьей по счёту кнопкой в верхнем ряду; над этой кнопкой ещё изображена пиктограмма секундомера. В этом режиме можно настроить целых четыре параметра:
Настройка задержки перед началом съёмки
Настройка продолжительности нажатия на кнопку спуска
Настройка межкадрового интервала
Настройка количества кадров
Переключение между параметрами осуществляется кнопками «◄» и «►»; для изменения значения какого-либо параметра нужно нажать кнопку «S/L», четырьмя клавишами джойстика выставить новое значение и вновь нажать кнопку «S/L» для его фиксации. Задержка и время нажатия могут принимать значения от 0 часов 0 минут 0 секунд до 99 часов 59 минут 59 секунд, минимальное значение интервала между кадрами — одна секунда, а количество кадров можно установить от 1 до 99, либо бесконечное (на дисплее оно отобразится как двойной прочерк: «--»). Это и есть наиболее существенный, с моей точки зрения, недостаток пульта: серии в 99 кадров вполне может оказаться недостаточно как для сборки видеоролика (99 кадров это всего 4 секунды при частоте 25к/с), так и для лунно-солнечного астрофото, где не так уж редки серии в 200-300 кадров. Отчасти выручает режим с бесконечным числом кадров, однако с ним есть риск, отвлёкшись и позабыв об идущей съёмке, израсходовать ресурс затвора (поскольку электронный затвор есть далеко не на всех камерах и не во всех случаях его можно использовать).
Кстати, если вам нужно установить достаточно больше число кадров, совершенно необязательно нажимать на кнопку множество раз подряд; достаточно нажать её и удерживать — таким способом можно «пролистать» всю сотню значений приблизительно за 12 секунд.
Если параметр «время нажатия на кнопку спуска» равен нулю, желательно убедиться, что на камере не установлена выдержка «BULB». В принципе, даже если снимать с выдержкой BULB, ничего страшного не случится, просто поведение пульта при таких настройках не описано в документации. Экспериментальным путём я выяснил, что в этом случае пульт просто имитирует нажатие на кнопку продолжительностью в 1/10 секунды.
И наоборот, если время нажатия на кнопку спуска выставлено отличным от нуля, камеру необходимо перевести в режим «M» и выставить выдержку BULB, иначе камера будет определять выдержку самостоятельно, а значение этого параметра на выдержку никакого влияния не окажет.
Также следует быть осторожным с выбором параметра «интервал» при ночных съёмках: нужно убедиться, что интервал между кадрами заведомо больше, чем выдержка. Если интервал окажется короче выдержки, камера пропустит часть сигналов от пульта, отснимет меньше кадров, чем ожидается, а интервалы между кадрами окажутся совсем не теми, которые были выставлены на пульте.
Запуск программы съёмки, в отличие от предыдущих режимов, выполняется красной кнопкой «►/◼»; эта же кнопка позволяет остановить уже запущенную программу съёмки в любой момент. В течение всего времени, пока идёт отработка программы, на экране мерцает оставшееся до конца съёмки число кадров и отображается таймер, показывающий время до завершения текущего шага программы.
В режиме программируемой съёмки присутствует одна особенность, о которой полезно знать тем, кто снимает таймлапсы с большими промежутками между кадрами. Обычно для таких съёмок камера настраивается так, чтобы она после каждого снятого кадра как можно скорее «засыпала», не расходуя энергию батареи и не нагревая сенсор. Так вот, за три (или менее, если установлен короткий интервал между кадрами) секунды до снимка пульт отправляет камере сигнал на фокусировку. Хотя сама автоматическая фокусировка в цейтраферной съёмке обычно ни к чему, польза от этого сигнала есть, и немалая: ушедшая в режим энергосбережения фотокамера от этого сигнала «проснётся» и подготовится к съёмке.
Последняя из верхнего ряда кнопок — правая — над которой изображена иконка с часами и надпись «N1/N2», ответственна за управление видеосъёмкой. Управление видеосъёмкой присутствует является отличительной особенностью модели VT-2, работает только с фото- и видеокамерами Sony и требует, чтобы камера была подключена к USB-разъёму приёмника или самого пульта.
Сначала рассмотрим режим N1, как более простой. В этом режиме пульт используется как обычная «дистанционка», позволяющая запускать и останавливать видеозапись (за обе эти функции ответственна красная кнопка «►/◼»), а также управлять зумом объектива камеры (кнопка «+/T» выполняет «приближение», «-/W» — «отдаление» от снимаемого объекта).
Разумеется, чтобы управление зумом работало, трансфокатор в объективе должен быть моторизован и поддерживать управление с камеры. Среди видеокамер это обычное дело, а вот моторизованные объективы для фотоаппаратов Sony весьма малочисленны, и ни одного из них у меня нет. Однако проверить работу этих кнопок я всё же смог: в режиме просмотра фотоснимка они увеличивают и уменьшают просматриваемое изображение. Кнопка спуска в этом режиме работает, как обычно, выполняя фокусировку при полунажатии и делая фотоснимок в момент полного нажатия.
Кроме того, в момент начала видеозаписи на экране появляется таймер, отсчитывающий продолжительность съёмки. Помимо информационной функции этот таймер может оказаться небесполезен тем, кто снимает длинные видеоролики на фотокамеры. Как известно, из-за особенностей европейского налогообложения редко какой фотоаппарат способен непрерывно снимать видео более 29 минут 59 секунд. Обойти это ограничение при помощи пульта не выйдет, также он ничем не поможет, если камера решит остановить запись из-за перегрева. Зато таймер позволит проконтролировать приближение рокового значения «29:59», и, не дожидаясь его наступления, остановить и перезапустить видеозапись вручную. Впрочем, для тех, кому очень важно снимать ролики длиннее 30 минут, существует приложенька «OpenMemories tweak», позволяющая похекать камеру и вырвать с корнем некоторые заботливо установленные фирмой Sony ограничения.
В режим видеосъемки по таймеру («N2») можно перейти из режима N1 длительным нажатием на всё ту же кнопку с часиками.
Этот режим позволяет записать видеоролик заданной продолжительности по команде с пульта. Зачем это может понадобиться, я не очень хорошо представляю, однако пульт такую возможность даёт. А, как все мы понимаем, возможности всегда лучше иметь, чем не иметь. Единственный параметр, который можно настроить в этом режиме — продолжительность записи в часах, минутах и секундах. Настраивается она точно так же, как в режиме программируемой серийной съёмки, поэтому останавливаться на процессе настройки я не буду. Кнопка спуска в этом режиме тоже работает, как обычно, и позволяет сделать фотоснимок, если в этот момент не идёт запись видео.
Видеозапись стартует по нажатию на красную кнопку «►/◼»; в этот момент также начинается обратный отсчёт времени на экране пульта. Таким образом, пока идёт видеосъёмка, вы можете видеть на экранчике, сколько ещё времени она будет продолжаться. Как только обратный отсчёт достигает значения «00:00'00"», пульт даёт команду на прекращение видеозаписи, а таймер возвращается к первоначальному значению.
На этом я завершу живописание достоинств пульта и режимов его работы и перейду к неформальной части обзора, в которой поведаю, как я применил пульт на практике для фотосъёмки знаменитой Туманности Андромеды (она же M31, она же NGC224), о которой наверняка все слышали, но мало кому довелось её увидеть вживую. На самом деле это, конечно, никакая не туманность, а целая галактика размерами побольше нашей и удалённая примерно на 2,5 миллиона световых лет. Причём не просто галактика, а самая яркая из видимых на территории РФ и сопредельных государств. На ней-то я и решил опробовать новый пульт.
Помимо обозреваемого пульта в съёмках принимали участие: ранее обозревавшийся мною телескоп TS APO Triplet 80/480 на автоматизированной монтировке SkyWatcher AZ-EQ5, фотокамера Sony α6300, PowerTank Sky-Watcher на 17 ампер-часов и некоторое количество адаптеров, чтобы собрать всё это воедино. Параметры съёмки я определил экспериментальным путём, установив на камере чувствительность 1600 единиц ISO и выдержку в 25 секунд.
После этого я перевёл пульт в режим программируемой серийной съёмки и задал следующие параметры:
DELAY 00:00'00" (задержка перед съёмкой не требовалась)
LONG: 00:00'00" (поскольку выдержка установлена на камере, достаточно было короткого сигнала на спуск затвора)
INTVL: 00:00'29" (на 4 секунды больше, чем выдержка)
N1: 99
То, что интервал желательно выставлять примерно на 4 секунды больше выдержки, я выяснил экспериментальным путём.
Нетрудно подсчитать, что съёмка 99 кадров должна была занять 2871 секунду, или, без малого, 48 минут. Не будь у меня этого пульта, все эти 48 минут мне пришлось бы провести рядом с телескопом, отслеживая, когда проэкспонируется очередной снимок, чтобы тут же запустить съёмку следующего. Ну а с пультом я просто запустил съёмку, после чего взял астрономический бинокль, поставил его на штатив и обозревал глубины звёздного неба в своё удовольствие, лишь изредка поглядывая на пульт.
Одиночный кадр с необходимым минимумом обработки выглядел так:
Пример одиночного кадра Туманности Андромеды
На нём хорошо заметна яркая центральная часть Туманности, в верхней части галактики просматривается т.н.«лыжня» (тёмные пылевые облака, разделяющие рукава галактики). Нетрудно разглядеть и пару галактик-спутников: M32 (яркая жирная «звезда» с нечёткими краями ниже и правее M31) и M110 (более слабое вытянутое пятно сверху от Туманности).
Даже в таком виде фото показывает больше, чем 150мм рефрактор, а ведь можно ещё ценой повышения шумов «вытянуть» периферию галактики. Правда, визуальные достоинства картинки от этого сильно пострадают. Поэтому в астрофото принято делать длинные серии снимков одного объекта и складывать полученные изображения при помощи специального программного обеспечения. Соотношение «сигнал/шум» от этого улучшается пропорционально корню квадратному от числа снимков, и, соответственно, растут возможности по обработке снимков, а, стало быть, и качество результата. Именно так я и поступил с отснятыми 99 кадрами, отобрав из них 81 наилучший и подвергнув сложению в программе DeepSky Stacker с последующей постобработкой.
Итогом моей обработки стал следующий снимок:
Результат сложения 81 кадра Туманности Андромеды
Тот же снимок в высоком разрешении
Теперь на снимке появился цвет, добавились более слабые звёзды, ранее тонувшие в яркостном шуме, а пылевые облака проработались намного лучше.
Несколько дней спустя мне представился повод вновь воспользоваться пультом, на этот раз — в качестве обычной проводной дистанционки. Выйдя вечером на лоджию поглазеть на небо и подышать свежим воздухом, я разглядел вокруг Луны тусклое светящееся кольцо. Оказалось, что я стал свидетелем довольно редко случающегося атмосферного явления — лунного гало. Решив сделать фото на память, я вытащил штатив, поставил на него фотоаппарат, подключил к пульту комплектным USB-шнуром и сделал несколько кадров.
Подключаем пульт в проводном режиме
Не то, чтобы результат этой съёмки чем-то отличался от съёмки с инфракрасным пультом или даже с автоспуском по таймеру, однако таким образом я лишний раз убедился в работоспособности проводного подключения пульта.
В общем, по итогам практического применения пульт мне очень понравился. К подобным пультам часто возникают претензии по поводу быстрого разряда батареек даже если пульт отключен, однако я за три недели пользования в данной модели пульта с такой проблемой не столкнулся. Конечно, если бы разработчики чуть подольше посидели над прошивкой, он мог бы стать воплощением совершенства, но и в нынешнем виде я могу смело рекомендовать его всем владельцам камер Sony.
Достоинства:
Недостатки:
Пульт этот, по результатам первых недель пользования, очень понравился и полностью меня удовлетворил. Потому я смело рекомендую его владельцам фотоаппаратов и видеокамер Sony, испытывающим нужду в качественной дистанционке с функцией программируемой серийной съёмки.
Прежде всего скажу пару слов о том, для чего вообще может понадобиться столь хитроумный электроприбор, как пульт дистанционного управления фотоаппаратом, да ещё и с программируемым таймером и передачей сигнала по радио. В моём случае это:
- Макросъёмка со штатива
- Цейтраферная съёмка (в последнее время более известная как «таймлапс»)
- Астрофотография
- «Охота» на молнии
- Съёмка селфи
Список, как вы понимаете, отнюдь не полный, и любители других оригинальных жанров наверняка могли бы внести в него ещё ряд пунктов, о которых я даже не подозреваю. Однако даже перечисленного мною вполне достаточно, чтобы согласиться: дистанционка — вещь для фотографа весьма полезная.
В незапамятные времена, когда я снимал на свою первую беззеркалку Sony NEX-5, в Таиланде я купил к ней инфракрасный пультик за целых 500 бат (около $10 по тогдашнему курсу).
Хоть и за нескромную цену, пультик оказался на удивление удачным приобретением: пускай вид у него простецкий, он верой и правдой служит мне уже седьмой год. Однако и этот чудесный маленький пультик не лишён недостатков. Поскольку в качестве носителя сигнала используется инфракрасное излучение, а его приёмник на камерах Sony расположен спереди, чтобы пульт сработал, нужно «светить» им либо в переднюю панель камеры, либо в расположенную перед камерой поверхность, хорошо отражающую ИК-лучи. Первое может быть неудобно, особенно при макросъёмке, второе — не всегда имеется в наличии.
Кроме того, с его помощью оказалось не слишком удобно снимать селфи. Не то, чтобы я был поклонником этого жанра, однако, стоит лишь уехать в отпуск, как родственники начинают беспокоить настойчивыми просьбами прислать им свежую «себяку» на фоне туземного пейзажа. С инфракрасным пультиком этот процесс выглядит примерно так: штатив ставится на песочек, я кадрируюсь, фокусируюсь, замечаю место, куда надо будет встать и выставляю на камере спуск по таймеру через 10 секунд. После чего встаю в намеченное место, жму кнопку на пультике, и, пока тикает таймер, пытаюсь проделать следующее:
- Спрятать пультик в карман
- Принять непринуждённую позу
- Раскрыть глаза до нормального состояния (что непросто, поскольку солнце обычно как раз в них и светит)
- Глядя в объектив, изобразить позитивный и жизнерадостный вид
В норматив удаётся уложиться не всегда, но даже если удалось, это ещё половина дела. После этого нужно проверить, что получилось на снимке. И если на заднем плане вдруг окажется что-нибудь, не соответствующее авторскому замыслу, вроде спаривающихся собак, зарывшегося в песок кверху задом ребёнка или китайца, которому вдруг приспичило заглянуть в объектив из-за моей спины — придётся повторить всё сначала.
Разумеется, ради одних лишь «себяк» я бы ни в жизнь не стал тратить сколь-нибудь существенную сумму, однако в круг моих фотографических интересов входит макросъёмка и астрофотография, где хорошая дистанционка весьма востребована. Сверх того, летом я пару раз занимался «фотоохотой» за молниями, методика которой заключается в серийной съёмке участка неба с длинной выдержкой в надежде, что за время экспозиции в кадре вспыхнет молния. Как вы понимаете, заниматься этим, сидя на балконе рядом с камерой и клацая кнопкой пульта, было скучно и довольно утомительно. Поэтому, с приобретением Sony A7, а потом и Sony A6300, я начал всерьёз задумываться о пульте дистанционного управления с управлением по радиоканалу и программируемым таймером.
Посетив ebay и оглядев дорогие и дешёвые варианты, я почёл за благо ориентироваться на «золотую середину», которую занимали пульты производства Viltrox, YouPro, JYC, Pixel и некоторых других производителей, постеснявшихся себя обозначить. На первый взгляд все они отличались лишь дизайном корпуса, однако даже при поверхностном изучении описаний товаров становится заметна разница. Одни пульты умеют сигнализировать о завершении программы съёмок звуковым сигналом, другие используют для питания приёмника малораспространённые батареи, третьи — поддерживают только ограниченный набор камер, в который не входят беззеркалки Sony. Потратив час или два, я определился с выбором и предпочёл всем прочим пульт YouPro VT-2.
Согласно информации продавца, технические характеристики пульта выглядят следующим образом:
Несущая частота: 2.4 ГГц
Количество каналов: 32
Рабочая дистанция: до 100м
Время работы передатчика в режиме ожидания: до 1000 часов
Время работы приёмника в режиме ожидания: до 300 часов
Питание: батареи типа ААА, 4 штуки
Габариты передатчика: 135.5×44×17.8мм
Габариты приёмника: 70.5×38×25мм
Пульт этот внешне аналогичен ранее обозревавшемуся здесь YouPro YP-870 (за исключением красного цвета кнопки «►/◼»). Он несколько упрощен по сравнению с YP-870 в части цейтраферной съёмки, зато взамен получил функцию удалённого управления видеосъёмкой. Кроме того, пульт-передатчик для подключения к камере вместо традиционного микроджека использует разъём mini-USB, а приёмник питается не дорогими и редкими элементами CR2, а обычными батарейками AAA, которые можно купить в любом деревенском лабазе.
После недолгих раздумий пульт был заказан, оплачен и выслан на мой адрес. Продавец предоставил полностью рабочий трек вида LMxxxxxxxxxCN, посредством которого я мог наблюдать за перипетиями российской логистики.
На двадцать третий день странствий посылка с пультом достигла нашего почтового отделения. Прислали его в хорошо знакомом многим из нас серо-голубом пластиковом пакете. Несмотря на отсутствие на пакете видимых повреждений, осязание подсказало мне, что внутри находится картонная коробка, и что коробка эта, без сомнения, измята.
Вскрытие показало, что изнутри пакет выстлан пузырчатой плёнкой, которая, однако защищает содержимое пакета исключительно символически. Как я и ожидал, коробка оказалась помята, а один из углов даже надорван.
На обратной стороне коробки приведён внушительный список камер, которые данный пульт поддерживает.
К счастью, ценное содержимое коробки — пульт, приёмник и два кабеля — было упрятано в прозрачный блистер и потому не пострадало.
По фотоснимкам на страничке товара реальные размеры передатчика оценить трудно; мне казалось, что на фото передатчик довольно крупный, размером со средний пульт для телевизора. В действительности же это оказалось миниатюрное и изящное устройство, не отягощённое излишним весом и габаритами.
Передатчик, вид сверху
Передатчик изготовлен из чуть шершавого пластика, обе половинки подогнаны друг к другу идеально; щелей, заусенцев и дефектов литья я не обнаружил. В моей руке пульт лежит хорошо, хотя обладателю крупных рук может показаться мелковат. Все кнопки нажимаются чётко и с небольшим, но заметным усилием. Единственное, что вызывает нарекания — четырёхпозиционный джойстик, который будет удобен разве что ребёнку или эльфу, а вот для взрослого обладателя обычных пальцев слишком мал: лично у меня нажимать «качельку» джойстика получается только ногтем. После снятия защитной плёнки глянцевая вставка вокруг экрана, конечно же, моментально покрывается отпечатками пальцев, но на читаемости экрана и работе пульта это никак не сказывается. В передней части пульта мы видим жидкокристаллический экранчик, а над экранчиком — небольшое круглое окошечко, за которым, скажу вам по секрету, прячется двухцветный красно-синий светодиод.
Самая главная кнопка — та, которая окружена серебристым колечком и отвечает за спуск затвора — до половины нажимается легко и мягко, а вот дальше — с заметным усилием. Работает эта кнопка точно так же, как и кнопка спуска на камере: полунажатие активирует процесс автофокусировки, нажатие до конца — спускает затвор.
Передатчик, вид спереди
На передний торец пульта выведен разъём mini-USB; если пульт используется в качестве проводной дистанционки, в этот разъём одним концом вставляется кабель mini-USB – micro-USB, а другой конец кабеля, соответственно, подключается к разъёму micro-USB, расположенному на фото- или видеокамере.
Передатчик, вид снизу. Батарейка AA — для масштаба.
Питается передатчик от двух батареек типа AAA; в комплект поставки батарейки не входят. Вместо батареек можно использовать аккумуляторы того же форм-фактора, в чём я убедился лично, вынув пару аккумуляторов из беспроводных наушников и вставив в передатчик.
Без батареек передатчик весит всего лишь 41,9±0,1г.
Приёмник, вид сверху
Приёмник представляет собой прямоугольную пластиковую коробочку со скруглёнными углами размером со спичечный коробок, вес приёмника без батареек — 31,9±0,1г. Сверху — закрытый прозрачным пластиком жидкокристаллический экранчик, отображающий радиоканал, на которой настроен приёмник, пара кнопок и логотип производителя. Без защитной плёнки прозрачный пластик приёмника покрывается отпечатками пальцев ещё быстрее, чем экранчик передатчика. Кнопки нажимаются с заметным усилием, поэтому случайные нажатия практически исключены.
Приёмник, вид сбоку
На левой боковой поверхности расположились два разъёма. Согласно документации 2,5мм микроджек предназначен для подключения к фотоаппарату, а mini-USB, помимо фотоаппаратов, позволяет управлять видеокамерами. Кроме того, в обе боковые поверхности врезаны две небольшие полупрозрачные вставки молочно-белого цвета. Изнутри их подсвечивают двухцветные светодиоды, вспыхивающие в момент получения радиосигнала.
Приёмник, вид снизу
На нижней поверхности приёмника расположен отсек для элементов питания (то есть всё тех же батареек или аккумуляторов типа AAA в количестве двух штук) и пластиковый выступ со стандартным штативным гнездом ¼ дюйма для установки приёмника непосредственно в «горячий башмак» фотоаппарата или на кронштейн с соответствующим винтом.
Руководство по эксплуатации и кабели для подключения к камере
Далее — два проводка, один длинный, другой короткий. Короткий имеет длину 35 сантиметров (без учёта разъёмов), с одной его стороны — штекер «микроджек» 2,5мм в варианте «стерео», известный также как «TRS», с другой — micro-USB. Согласно руководству, короткий шнур предназначен для подключения фото-, но не видеокамер, поскольку способен передавать только два сигнала: «фокусировка» и «спуск затвора». Для подключения к видеокамерам предназначен второй шнур, mini-USB — micro-USB, длиной 97 сантиметров, немного более толстый и ощутимо менее гибкий. Этот шнур уже способен передать все команды, которые поддерживает пульт, то есть, кроме уже перечисленных, зум в обе стороны, запуск и остановку видеозаписи. Также на кабеле имеется лента-«липучка», позволяющая аккуратно сложить ненужную часть кабеля и зафиксировать в таком состоянии.
И, наконец, инструкция по эксплуатации. Она отпечатана на листе хорошей плотной глянцевой бумаги; на лицевой стороне — богато иллюстрированный текст на китайском, достоинства которого я оценить не могу, на оборотной — то же самое, но по-английски и с известным количеством грамматических ошибок и опечаток. Несмотря на обилие картинок, в управлении пультом присутствуют небанальные моменты, поэтому для полноценного использования дистанционки инструкцию всё же лучше прочесть. Или же продолжить чтение данного обзора, в котором я всё это опишу, но уже на русском языке.
Проверив комплектность и вставив свежие батарейки, я подключил пульт к фотоаппарату, посмотреть, что из этого получится. Инструкция уверяет, что фотоаппарат надо подключать через разъём «микроджек», а mini-USB, кроме фотоаппарата, позволяет подключать ещё и видеокамеры Sony. Если длина комплектного шнура вас не смущает (или у вес есть кабель более подходящей длины), я бы рекомендовал использовать именно подключение через USB, а вот микроджек, наоборот, поостерёгся бы использовать.
Дело в том, что одна моя знакомая как-то купила похожий пульт для камер Nikon, и не успела даже толком его освоить, как кончик микроджека отломился внутри гнезда приёмника. Итог: съёмка насмарку, шнурок пришлось заказывать новый, а когда, месяц спустя, он пришёл, оказалось, что отломившийся кончик штекера из разъёма самостоятельно ей не вытащить. Приёмник пришлось отдать в ремонт народным умельцам, а пока его чинили, использовать передатчик как обычный проводной пульт с таймером (благо такую функциональность он предоставлял). Однако даже после ремонта уже не было никакой уверенности, что в самый ответственный момент микроджек на новом шнуре не развалится так же, как на предыдущем.
Подключаем камеру к приёмнику через микрождек
Включается пульт длительным (около двух секунд) нажатием на кнопку включения/смены канала (она расположена во втором ряду слева); выключается — точно так же. При первом включении и передатчик, и приёмник настроены на канал 01. Поменять канал на передатчике очень просто: после короткого нажатия на кнопку включения/смены канала номер канала в нижнем правом углу экрана начинает мерцать. Теперь кнопками «+/T» и «-/W» выбираем нужный канал и фиксируем его нажатием любой другой кнопки, например, «S/L». На приёмнике процесс немного сложнее: чтобы номер канала начал мерцать, нужно нажать обе кнопки одновременно. Затем кнопками выбираем нужный канал и либо подтверждаем его коротким нажатием обеих кнопок, либо ждём шесть секунд, и выбор канала будет зафиксирован автоматически.
Очевидно, что дистанционное управление будет работать лишь если приёмник и передатчик настроены на один и тот же номер канала. Выбранные номера каналов сохраняются при выключении устройств и даже при извлечении батареек. Впрочем, практическая необходимость в смене номера канала возникает очень редко, разве что в радиусе ста метров от вас найдётся ещё один фотограф с таким же пультом, настроенным на тот же канал.
Теперь можно выполнить проверку связи. Для этого нужно нажать до половины кнопку спуска и убедиться, что на приёмнике загорелись синие светодиоды. Также должен загореться и синий светодиод в передней части пульта.
Операция эта отнюдь не лишняя, поскольку по неизвестной причине передатчик иногда «зависает». Выглядит это, как будто и приёмник посылает сигнал (моргая светодиодом), но передатчик на него не реагирует. При этом в проводном режиме пульт продолжает работать вполне корректно. Случается такое нечасто, однако пару раз я всё же с этим столкнулся.
Нажатие кнопки спуска (и вообще любой кнопки), кроме всего прочего, на 7 секунд зажигает подсветку дисплея. Подсветка белая, неяркая, позволяет уверенно читать экран и, при этом, не слепит в темноте.
Передатчик с работающей подсветкой
При первом включении пульт находится в режиме «CS». В документации этот режим описан как «Single shootings mode» («режим одиночной съёмки»).
Вид пульта в режиме «Single shooting»
Если камера находится в режиме съёмки одиночного кадра, при нажатии кнопки спуска камера делает один кадр. Если же на фотокамере установлен режим серийной съёмке, в момент нажатия на спуск камера начинает съёмку серии, и прекращает её в, как только кнопка спуска будет отпущена.
Тут же я проверил и «дальнобойность» пульта. Отойти на 100 метров у меня не было возможности, однако четыре бетонные стены и 10 метров пространства радиосигнал пульта «пробивает» совершенно точно.
Долгое (примерно 2 секунды) нажатие верхней левой кнопки (над ней нарисован двойной прямоугольник) переключает пульт в режим серийной съёмки с задержкой.
Вид пульта в режиме серийной съёмки с задержкой
Число в левой части экрана — количество кадров, которое будет отснято (от 1 до 99), правое число — задержка в секундах перед началом серийной съёмки (от 1 до 59 секунд). Если требуется изменить какой-либо из этих параметров, нужно нажать кнопку «S/L»; после этого счётчик кадров начнёт мерцать. Кнопками «+/T» и «-/W» можно изменить значение, а кнопками «◄» или «►» — перейти к изменению величины задержки. Когда число кадров и начальная задержка установлены, нужно нажать кнопку «S/L» или просто подождать шесть секунд, чтобы параметры съёмки зафиксировались сами.
После этого полунажатием на спуск фокусируем камеру, а дожав спуск до конца, запускаем собственно съёмку. При этом пульт сначала подождёт заданное время, демонстрируя в правой части экрана обратный отсчёт секунд, а потом начнёт серийную съёмку, выдавая команду на спуск затвора один раз в секунду и показывая количество кадров, которые осталось снять, в левой части экрана. При использовании этого режима следует помнить, что пульт просто раз в секунду выдаёт команду на спуск затвора, ничего не «зная» о том, закончено уже экспонирование предыдущего кадра или нет. И если при съёмке выдержка составляет 1 секунду или более, реальное число отснятых кадров очевидным образом будет меньше того, которое вы установите на счётчике.
Самый простой из всех режимов, поддерживаемых пультом — BULB. Включается этот режим при помощи кнопки «BULB» на пульте (вторая по счёту) и позволяет снимать с выдержкой «от руки».
Вид пульта в режиме «BULB»
Чтобы воспользоваться этим режимом пульта, необходимо предварительно перевести фотоаппарат в режим «М» (ручное управление экспопарой), выставить нужную диафрагму и задать выдержку BULB; если этого не сделать, команды пульта будут исполнены камерой некорректно. Как обычно, предварительная фокусировка выполняется полунажатием кнопки спуска на пульте, а, нажав кнопку до конца, мы открываем затвор камеры. В этот момент на экране пульта запускается секундомер, отсчитывающий время выдержки, при этом красный светодиод начинает мигать с периодичностью один раз в секунду. Второе нажатие на кнопку спуска закрывает затвор и останавливает секундомер.
К сожалению, в программном обеспечении пульта присутствует недоработка, осложняющая использование секундомера для контроля выдержки. Как я уже упоминал, при нажатии любой кнопки включается подсветка экрана. Поскольку режим ручной выдержки практически всегда используется в тёмное время суток, было бы логично, чтобы экран был освещён всё время, пока открыт затвор камеры. Однако в действительности подсветка гаснет через шесть секунд, и если вам нужно следить за показаниям секундомера, экран придётся подсвечивать фонариком.
И вот мы добрались до самого интересного режиму, ради которого обычно и покупают подобные пульты: программируемого режима серийной съёмки. Включается он третьей по счёту кнопкой в верхнем ряду; над этой кнопкой ещё изображена пиктограмма секундомера. В этом режиме можно настроить целых четыре параметра:
- Задержка перед началом съёмки («DELAY»)
- Время нажатия на кнопку спуска («LONG»)
- Интервал между кадрами («INTVL»)
- Количество кадров («N1»)
Настройка задержки перед началом съёмки
Настройка продолжительности нажатия на кнопку спуска
Настройка межкадрового интервала
Настройка количества кадров
Переключение между параметрами осуществляется кнопками «◄» и «►»; для изменения значения какого-либо параметра нужно нажать кнопку «S/L», четырьмя клавишами джойстика выставить новое значение и вновь нажать кнопку «S/L» для его фиксации. Задержка и время нажатия могут принимать значения от 0 часов 0 минут 0 секунд до 99 часов 59 минут 59 секунд, минимальное значение интервала между кадрами — одна секунда, а количество кадров можно установить от 1 до 99, либо бесконечное (на дисплее оно отобразится как двойной прочерк: «--»). Это и есть наиболее существенный, с моей точки зрения, недостаток пульта: серии в 99 кадров вполне может оказаться недостаточно как для сборки видеоролика (99 кадров это всего 4 секунды при частоте 25к/с), так и для лунно-солнечного астрофото, где не так уж редки серии в 200-300 кадров. Отчасти выручает режим с бесконечным числом кадров, однако с ним есть риск, отвлёкшись и позабыв об идущей съёмке, израсходовать ресурс затвора (поскольку электронный затвор есть далеко не на всех камерах и не во всех случаях его можно использовать).
Кстати, если вам нужно установить достаточно больше число кадров, совершенно необязательно нажимать на кнопку множество раз подряд; достаточно нажать её и удерживать — таким способом можно «пролистать» всю сотню значений приблизительно за 12 секунд.
Если параметр «время нажатия на кнопку спуска» равен нулю, желательно убедиться, что на камере не установлена выдержка «BULB». В принципе, даже если снимать с выдержкой BULB, ничего страшного не случится, просто поведение пульта при таких настройках не описано в документации. Экспериментальным путём я выяснил, что в этом случае пульт просто имитирует нажатие на кнопку продолжительностью в 1/10 секунды.
И наоборот, если время нажатия на кнопку спуска выставлено отличным от нуля, камеру необходимо перевести в режим «M» и выставить выдержку BULB, иначе камера будет определять выдержку самостоятельно, а значение этого параметра на выдержку никакого влияния не окажет.
Также следует быть осторожным с выбором параметра «интервал» при ночных съёмках: нужно убедиться, что интервал между кадрами заведомо больше, чем выдержка. Если интервал окажется короче выдержки, камера пропустит часть сигналов от пульта, отснимет меньше кадров, чем ожидается, а интервалы между кадрами окажутся совсем не теми, которые были выставлены на пульте.
Запуск программы съёмки, в отличие от предыдущих режимов, выполняется красной кнопкой «►/◼»; эта же кнопка позволяет остановить уже запущенную программу съёмки в любой момент. В течение всего времени, пока идёт отработка программы, на экране мерцает оставшееся до конца съёмки число кадров и отображается таймер, показывающий время до завершения текущего шага программы.
В режиме программируемой съёмки присутствует одна особенность, о которой полезно знать тем, кто снимает таймлапсы с большими промежутками между кадрами. Обычно для таких съёмок камера настраивается так, чтобы она после каждого снятого кадра как можно скорее «засыпала», не расходуя энергию батареи и не нагревая сенсор. Так вот, за три (или менее, если установлен короткий интервал между кадрами) секунды до снимка пульт отправляет камере сигнал на фокусировку. Хотя сама автоматическая фокусировка в цейтраферной съёмке обычно ни к чему, польза от этого сигнала есть, и немалая: ушедшая в режим энергосбережения фотокамера от этого сигнала «проснётся» и подготовится к съёмке.
Последняя из верхнего ряда кнопок — правая — над которой изображена иконка с часами и надпись «N1/N2», ответственна за управление видеосъёмкой. Управление видеосъёмкой присутствует является отличительной особенностью модели VT-2, работает только с фото- и видеокамерами Sony и требует, чтобы камера была подключена к USB-разъёму приёмника или самого пульта.
Сначала рассмотрим режим N1, как более простой. В этом режиме пульт используется как обычная «дистанционка», позволяющая запускать и останавливать видеозапись (за обе эти функции ответственна красная кнопка «►/◼»), а также управлять зумом объектива камеры (кнопка «+/T» выполняет «приближение», «-/W» — «отдаление» от снимаемого объекта).
Разумеется, чтобы управление зумом работало, трансфокатор в объективе должен быть моторизован и поддерживать управление с камеры. Среди видеокамер это обычное дело, а вот моторизованные объективы для фотоаппаратов Sony весьма малочисленны, и ни одного из них у меня нет. Однако проверить работу этих кнопок я всё же смог: в режиме просмотра фотоснимка они увеличивают и уменьшают просматриваемое изображение. Кнопка спуска в этом режиме работает, как обычно, выполняя фокусировку при полунажатии и делая фотоснимок в момент полного нажатия.
Кроме того, в момент начала видеозаписи на экране появляется таймер, отсчитывающий продолжительность съёмки. Помимо информационной функции этот таймер может оказаться небесполезен тем, кто снимает длинные видеоролики на фотокамеры. Как известно, из-за особенностей европейского налогообложения редко какой фотоаппарат способен непрерывно снимать видео более 29 минут 59 секунд. Обойти это ограничение при помощи пульта не выйдет, также он ничем не поможет, если камера решит остановить запись из-за перегрева. Зато таймер позволит проконтролировать приближение рокового значения «29:59», и, не дожидаясь его наступления, остановить и перезапустить видеозапись вручную. Впрочем, для тех, кому очень важно снимать ролики длиннее 30 минут, существует приложенька «OpenMemories tweak», позволяющая похекать камеру и вырвать с корнем некоторые заботливо установленные фирмой Sony ограничения.
В режим видеосъемки по таймеру («N2») можно перейти из режима N1 длительным нажатием на всё ту же кнопку с часиками.
Этот режим позволяет записать видеоролик заданной продолжительности по команде с пульта. Зачем это может понадобиться, я не очень хорошо представляю, однако пульт такую возможность даёт. А, как все мы понимаем, возможности всегда лучше иметь, чем не иметь. Единственный параметр, который можно настроить в этом режиме — продолжительность записи в часах, минутах и секундах. Настраивается она точно так же, как в режиме программируемой серийной съёмки, поэтому останавливаться на процессе настройки я не буду. Кнопка спуска в этом режиме тоже работает, как обычно, и позволяет сделать фотоснимок, если в этот момент не идёт запись видео.
Видеозапись стартует по нажатию на красную кнопку «►/◼»; в этот момент также начинается обратный отсчёт времени на экране пульта. Таким образом, пока идёт видеосъёмка, вы можете видеть на экранчике, сколько ещё времени она будет продолжаться. Как только обратный отсчёт достигает значения «00:00'00"», пульт даёт команду на прекращение видеозаписи, а таймер возвращается к первоначальному значению.
На этом я завершу живописание достоинств пульта и режимов его работы и перейду к неформальной части обзора, в которой поведаю, как я применил пульт на практике для фотосъёмки знаменитой Туманности Андромеды (она же M31, она же NGC224), о которой наверняка все слышали, но мало кому довелось её увидеть вживую. На самом деле это, конечно, никакая не туманность, а целая галактика размерами побольше нашей и удалённая примерно на 2,5 миллиона световых лет. Причём не просто галактика, а самая яркая из видимых на территории РФ и сопредельных государств. На ней-то я и решил опробовать новый пульт.
Помимо обозреваемого пульта в съёмках принимали участие: ранее обозревавшийся мною телескоп TS APO Triplet 80/480 на автоматизированной монтировке SkyWatcher AZ-EQ5, фотокамера Sony α6300, PowerTank Sky-Watcher на 17 ампер-часов и некоторое количество адаптеров, чтобы собрать всё это воедино. Параметры съёмки я определил экспериментальным путём, установив на камере чувствительность 1600 единиц ISO и выдержку в 25 секунд.
После этого я перевёл пульт в режим программируемой серийной съёмки и задал следующие параметры:
DELAY 00:00'00" (задержка перед съёмкой не требовалась)
LONG: 00:00'00" (поскольку выдержка установлена на камере, достаточно было короткого сигнала на спуск затвора)
INTVL: 00:00'29" (на 4 секунды больше, чем выдержка)
N1: 99
То, что интервал желательно выставлять примерно на 4 секунды больше выдержки, я выяснил экспериментальным путём.
Нетрудно подсчитать, что съёмка 99 кадров должна была занять 2871 секунду, или, без малого, 48 минут. Не будь у меня этого пульта, все эти 48 минут мне пришлось бы провести рядом с телескопом, отслеживая, когда проэкспонируется очередной снимок, чтобы тут же запустить съёмку следующего. Ну а с пультом я просто запустил съёмку, после чего взял астрономический бинокль, поставил его на штатив и обозревал глубины звёздного неба в своё удовольствие, лишь изредка поглядывая на пульт.
Одиночный кадр с необходимым минимумом обработки выглядел так:
Пример одиночного кадра Туманности Андромеды
На нём хорошо заметна яркая центральная часть Туманности, в верхней части галактики просматривается т.н.«лыжня» (тёмные пылевые облака, разделяющие рукава галактики). Нетрудно разглядеть и пару галактик-спутников: M32 (яркая жирная «звезда» с нечёткими краями ниже и правее M31) и M110 (более слабое вытянутое пятно сверху от Туманности).
Даже в таком виде фото показывает больше, чем 150мм рефрактор, а ведь можно ещё ценой повышения шумов «вытянуть» периферию галактики. Правда, визуальные достоинства картинки от этого сильно пострадают. Поэтому в астрофото принято делать длинные серии снимков одного объекта и складывать полученные изображения при помощи специального программного обеспечения. Соотношение «сигнал/шум» от этого улучшается пропорционально корню квадратному от числа снимков, и, соответственно, растут возможности по обработке снимков, а, стало быть, и качество результата. Именно так я и поступил с отснятыми 99 кадрами, отобрав из них 81 наилучший и подвергнув сложению в программе DeepSky Stacker с последующей постобработкой.
Итогом моей обработки стал следующий снимок:
Результат сложения 81 кадра Туманности Андромеды
Тот же снимок в высоком разрешении
Теперь на снимке появился цвет, добавились более слабые звёзды, ранее тонувшие в яркостном шуме, а пылевые облака проработались намного лучше.
Несколько дней спустя мне представился повод вновь воспользоваться пультом, на этот раз — в качестве обычной проводной дистанционки. Выйдя вечером на лоджию поглазеть на небо и подышать свежим воздухом, я разглядел вокруг Луны тусклое светящееся кольцо. Оказалось, что я стал свидетелем довольно редко случающегося атмосферного явления — лунного гало. Решив сделать фото на память, я вытащил штатив, поставил на него фотоаппарат, подключил к пульту комплектным USB-шнуром и сделал несколько кадров.
Подключаем пульт в проводном режиме
Не то, чтобы результат этой съёмки чем-то отличался от съёмки с инфракрасным пультом или даже с автоспуском по таймеру, однако таким образом я лишний раз убедился в работоспособности проводного подключения пульта.
В общем, по итогам практического применения пульт мне очень понравился. К подобным пультам часто возникают претензии по поводу быстрого разряда батареек даже если пульт отключен, однако я за три недели пользования в данной модели пульта с такой проблемой не столкнулся. Конечно, если бы разработчики чуть подольше посидели над прошивкой, он мог бы стать воплощением совершенства, но и в нынешнем виде я могу смело рекомендовать его всем владельцам камер Sony.
Достоинства:
- Отлично выполняет свои функции
- Способен работать с камерами почти любой модели, поддерживающими дистанционное управление (если приобрести или изготовить соответствующий кабель)
Недостатки:
- Пульт иногда «зависает»
- Количество кадров в режиме серийной съёмки ограничено числом 99
- Подсветка экрана в режиме BULB отключается через шесть секунд после начала экспозиции
+267 |
23027
76
|
Самые обсуждаемые обзоры
+77 |
3959
147
|
+58 |
4112
73
|
ebay.com/itm/252821964005
первый пультик у меня тоже есть. на улице правда дальность действия очень низкая. к тому же сейчас у меня телефон Ми с ИК портом. он тоже работает с моей камерой.
пульт в обзоре интересный конечно, но для себяшек дороговато. а астрофото или таймлапс не мое. но прочитал с интересом.
1) фотик 4 секунды сохраняет кадр?
2) как у младших сонек со stareater-ом?
3) более дешёвые проводные пульты умеют больше 100 кадров.
На Sony Alpha DSLR-A230 нет приёмника IR — делал провод в 3.5 jack, с транзистором (smd прямо на проводе, и термоусадка — даже не видно) и самодельным разъёмом. Служил несколько лет, с ним и провод. Потом был Sony Alpha DSLR-A390 — там IR, просто программа на телефоне (S4). Сейчас Sony SLT-A65 — тоже IR.
Со смартфона конечно удобнее было бы…
Так что смартфон с OTG, шнурок, программа… И всё ещё круче.
а пока жду аналогичный пульт как у автора
Кстати режим BULB с такими пультами работает?
Если уж пошло, то можно и на ардуине сделать, но аккуратное устройство за 5-10$ удобнее.
Я про андроидные проги спрашивал, которые через удалённое управление работают.
программа предположительно была digiCamControl, но точно не помню, их много довольно