Случилось так, что мой верный Muse X5 сломался. Разъём mini-USB отвалился. Попробовал припаять, но с моими кривыми руками так ничего и не получилось. Вот и настало время задуматься о чём-то новом. Ибо, даже после скромного PCM2704, слушать интегрированный в мой компьютер звук стало решительно неприятно. «Аудиофилию головного мозга», как известно, можно только остановить. Вылечить невозможно. Останавливаться на Muse X5 мне не хотелось.
Тем более, что довелось послушать FiiO E10K в паре с наушниками Sony MDR-7509 и я понял каким бывает звук. На такой комплект я замахнуться не решился. У имеющегося у меня WiFi приёмника аудио на ЦАП-е Wolfson WM8918G звук также оказался намного лучше чем у X5. Но, его слушать неудобно в портативном режиме. Поэтому, начал подбирать что-нибудь маленькое. Желательно с поддержкой OTG, чтобы можно было использовать и дома и на работе и в пути. Ограничил себя бюджетом в $50.
В ходе поисков первым делом наткнулся на изделия фирмы S.M.S.L. Модель S.M.S.L. IDEA на ЦАП-е SABRE9018Q2C не подходила по бюджету ($85.99). Кроме того, на форумах писали, что есть проблемы с работой по OTG на смартфонах. Модель S.M.S.L. X4 по деньгам подошла ($41.99). Да ещё и оказалась собрана на ЦАП-е от Wolfson. Со звуком от этого производителя я знаком (кроме wifi аудио приёмника, у меня ещё есть микрокомпьютер LinkIt Smart 7688 со звуковухой на WM8960G ) и мне этот звук нравится.
Совсем уж было собрался заказывать, но увидел пост на одном англоязычном форуме о том, что некая фирма Sabaj выпускает полный клон S.M.S.L. X4 под названием Sabaj Da1. Ровно на 12 долларов дешевле ($29.99). Я не смог устоять.
Дополнительная информация
Примечательно, что фирма Sabaj также выпускает под своим брендом и клон S.M.S.L. IDEA, по цене $69.99. С названием заморачиваться не стали — Sabaj Da2. Кроме того, существует ещё модель Sabaj Da3 ($99.99). С балансным выходом и экранчиком, который показывает режимы. У S.M.S.L. я аналогов Da3 не нашел.
Посылка шла в Кишинёв 16 дней почтой Швейцарии. Доставка бесплатная. Упаковано очень хорошо.
Загнутая колбаса — это просто скрученный валик из пенки. Для уплотнения. Чтоб не болтался основной груз.
Под двумя слоями пенки — коробочка с собственно ЦАП-ом и аксессуарами. Если присмотреться, то можно увидеть, что надпись Da1 наклеена поверх Da2, для которой предназначалась коробочка.
В коробочке — краткая трёхстраничная инструкция на английском и китайском, два коротких (по 20 см) кабеля
(USB-microUSB и microUSB-microUSB) и сам герой обзора.
Скан инструкции:
Кабели качественные, гибкие. Без маркировки бренда. На ощупь — как резина или софт-тач. В разъёмы входят с некоторым усилием. Не болтаются.
А вот и наш красавчик:
В руках выглядит совсем маленьким:
Строго говоря, внешне Da1 клоном X4 не является. У первого — рёбра острые и на концах корпус расширяется. В то время как у второго — ребра скошены вдоль корпуса и никаких расширений нет. Корпус полностью металлический. Пишут, что алюминий. Покрашен в чёрный цвет. Других вариантов цветов нет (у X4 три цвета на выбор). Поверхность матовая. На обратной стороне — четыре малюсеньких винтика со шлицом в виде пятиконечной звезды. Разобрать пока нечем, но те кому это удалось утверждают, что начинка ничем не отличатся от той, что у более благородного брата. Одна и та же плата и состав чипов. А именно:
- USB: TAS1020B от TI
- DAC: WM8524G от Wolfson
- MCU: MR690PA
- AMP: BSG Ti5CI (да-да, там отдельный усилитель)
- EEPROM: 4L64I
Характеристики с сайта производителя:
- OTG: supports some mobile phones
- Input: Micro USB
- Output: 3.5mm headphone jack
- Color: black
- Supports headphone impedance range: 16-300 Ohm
- Dynamic Range: 103dB
- SNR: 96dB
- USB program: TAS1020B
- Sampling rate: 44.1/48/88.2/96 (kHz)
- Bit depth: 24bit
- TGD + N: 0.008%
- Output power: 32 Ohm: 80mW(THD=0.1%) 64 Ohm: 48mW(THD=0.1%)
- Size: L54xW17xH6 (mm)
- Power consumption: 0.1W
- Weight: 8.6g
- Accessories: USB to Micro cable, Micro to Micro cable
Измерять в этом ЦАП-е особо нечего. Или, вернее будет сказать, нечем. Демонстрировать фотографиями свои умения пользоваться линейкой и весами не буду. Скажу лишь, что линейные размеры и вес соответствуют заявленным. Потребляемый ток на максимальной громкости и в «спокойном» состоянии:
При работе корпус Sabaj Da1 слегка греется. По ощущениям, где-то 35-40°C.
Синий светодиод горит постоянно при подключении к USB. При изменении громкости кнопками на корпусе одиночными нажатиями индикатор гаснет на секунду. Если удерживать кнопку, индикатор начинает быстро моргать. Гаснет на каждом шаге. Всего я насчитал 25 ступеней громкости от минимума до максимума. Кнопки работают чётко.
При подключении к компьютеру или смартфону, Sabaj Da1 практически мгновенно становится основной звуковой картой. Запас громкости очень большой. Звук можно регулировать как из приложений, так и кнопками на ЦАП-е. В смартфоне звук есть во всех приложениях, отрабатываются все системные звуки. К сожалению, при телефонных звонках звук разговора через ЦАП не воспроизводится, работает встроенный в телефон разговорный динамик. Возможно, существуют какие-нибудь программные решения для этой проблемы, но я пока не находил вариантов. Для меня это и не проблема вовсе.
У меня довольно большая коллекция музыки (примерно 24 Gb). Слушаю в основном jazz, ethnic, easy listening, country, funk, instrumental, latin, pop 50'-70', reggae, rockabilly, soul, surf, klezmer и многочисленные каверы и мэшапы из них. Альбомов не держу. Отбираю музыку по принципу: нравится композиция — в коллекцию, не нравится — в корзину. Вся отобранная музыка в одной папке. Слушаю или в режиме «радио» (shufle на всю папку + кнопка NEXT) или составляю плейлисты. Кроме того, стараюсь прописывать теги и встраивать обложку диска в каждый файл, по возможности. Примерно половина всей коллекции хранится в lossless форматах. Остальное в mp3 256-320 kbps. При наличии свободного времени произвожу апгрейд файлов до lossless. К Hi Res Audio отношусь с уважением, но прагматично. В большинстве случаев, для прослушивания музыки мне отлично подходит 16-bit 44.1kHz lossless. В разницу между 192 и 96 kHz не верю. Во всяком случае — не доводилось услышать. Поэтому и ограничился выбором Da1. Серьёзными наушниками похвастаться не могу. Есть в наличии Koss KS75, AKG K 24P, Audio-Tehnica EQ500, Sennheiser HD 228 и, неожиданно хорошо зазвучавшие после переделки, A4tech HS-200. Кроме того, специально одалживал у приятеля Sony MDR-7509 на послушать.
Немного о звуке. Немного, потому что довольно сложно описывать звук словами. Что вам сказать… Во всех наушниках музыка заиграла совершенно новыми красками. Лично для меня — невероятный прорыв в звуке. Я очень впечатлён. Захотелось переслушать всё, что у меня есть. От прослушивания совсем не устаёшь. Хочется ещё и ещё. Погружение в музыку полное. Лучше всего звучат, конечно, Sony, что вполне ожидаемо. Koss и AKG также отыграли прекрасно. Остальные наушники несколько воспряли духом, но оказались на порядок или два ниже классом источника звука. В Sony разницу между стандартом и хайрезом слышу отчетливо. Гораздо больше деталей и более полное погружение. Даже не знаю что ещё написать.
Sabaj Da1 к покупке однозначно рекомендую. Особенно, за такую цену. Думаю, что многим он подойдёт в качестве первого внешнего ЦАП-а или в качестве второго, портативного, в комплект к смартфону. Если есть вопросы или замечания — милости прошу в комментарии.
Спасибо за внимание.
подделка или просто в другом корпусе?
цена 19.99 но магазин обзывается Sabaj Official Store
В комплекте даже шнурок специальный есть.
Но, не уверен на все 100%.
Это не большая коллекция, а весьма скромная...)
Речь идёт о самых любимых композициях, которые сопровождают меня везде.
Кроме этого, я перелопачиваю в неделю по 20-30 альбомов новой музыки и слушаю интернет радио.
Кстати, вкусовые предпочтения у нас практически идентичны, как и способы прослушивания музыки. Мало ли, если ищите какой-нибудь редкий альбом, дайте знать, вполне вероятно имею и не составит труда скинуть...)
Санкции блин?
Я связался с продавцом.
Она написала, что на китайском складе в данный момент нет этой модели.
И это — цап (тут список параметров и регалий)
и то — цап, но регалий поменьше.
И получается к портативному мп3 плееру его не подключить (про ОТГ читал)
Спасибо
1. Встроенный звук у всех — очень разный, и это мало зависит от конкретно чипа и фирмы этот чип родившей. Как бы не львиную часть качества звучания определят электрическая обвязка.
Причем высокий ценник матери в разрезе качества реализации звука — ничего не гарантирует.
2. Городские легенды, самовнушение, плацебо и банальное незнание порядков искажений, генерируемых трактом, акустикой и аудио-оформлением.
До кучи изрядное число камрадов не в курсе что современная встройка, при не рукожопой реализации — по ттх перекрывает параметры студийного железа 60-80х. Количеству хитов, записанных в тот период нашему времени — только завидовать.
3. Уши который встройка просто технически не может раскачать по электрическим ттх. В реальной жизни вариант встречается нечасто, поскольку как правило это уже модели верхне-среднего ценового диапазона, которые покупаются (обычно) более-менее компетентными пациентами.
… как-то так :)
возьмем например уши
personalaudio.ru/raa/otchety/naushniki/audio-technica-ath-m50/
приведенный средневзвешенный разброс ачх, судя по картинке, пальцем в небо +\- 6дб
чтобы не городить огород там-же берем измерения «какахи» по аудиофильским меркам creative Audigy 5
personalaudio.ru/raa/otchety/usiliteli/audigy-5-rx/
смотрим график «АЧХ усилителя Creative Audigy 5 под нагрузкой динамического типа»
видим разброс 2Дб в зоне где наушники кривят аж на 10-15
в остальном диапазоне — искажения стремятся к нулю
вывод — при условии согласования электрических параметров (усилителя и наушников)
а в данном случае — они вполне согласованы (при желании — см. калькулятор, там-же)
суммарная тональная окраска звучания тракта будет определяться наушниками и акустическим оформлением (читай — форма акустической камеры, формируемой при надевании наушника на ухо)
но никак не усилителем
и тд и тп
Вопрос — насколько?
В штатных режимах работы исправного современного (некривого) усилителя — это не более чем нюансировка. В фоновом режиме эта слышимость — стремиться к нулю. В попытках «расслышать подробнее» — рождается гомеопатия и ересь :)
В смысле на улице? Там не важно, да. Дома при спокойном прослушивании, совсем другой расклад
Почему попытках? Все эти вещи прекрасно слышны
мы не сможем прийти к согласию, незачем тратить время :)
.
некоторые её почитатели. перегоняют винил от бабушки в WAV чтобы наслаждается такой записью на дорогом железе
.
у них даже кабели особеные ;) чтобы электроны которые несут звук не ударялись об стенки меди
Я тоже видел эту штуку и тоже думаю над покупкой (так как дешевле смсл оригинала, а я очень жаден).
Ну раз все хорошо то надо брать.
а у сталкера на деле как всё работает.там есть ролики и по наушникам и ушам и как делают замеры.и конечно цапы и усилители с колонками
и слепые тесты
теплыйтепловойламповыйрезисторный шум?habrahabr.ru/post/260273
И это один из очень хороших (и стоит как восьмая часть всего этого цапа). Посмотрите на график THD+N.
Что тут поставили, я догадываюсь. И да, в данном случае самый дешевый китайский потенциометр за 50 центов будет лучше. С шумами (которые вы, правда, только при регулировке услышите)
А насчет программной регулировки — думаю обьяснять не надо, что всегда до ЦАП должно стоять 100% громкости везде и звук надо пускать в обход виндового микшера?
в нормальных потенциометрах это не критично вообще. не нравится теплый, в холодильник положите)
А цифровая регулировка громкости осуществляется самым цифровым методом: програмной обработкой сигнала.
надо. Расскажите, что криминального происходит при програмной регулировке громкости? При том, что исходный сигнал 16 бит, а обработка и цап- 24.
учите матчасть. Тепловой шум есть даже у идеального сферического потенциометра в вакууме.
читайте
www.diyinhk.com/support/digital-vs-analog-volume-control.pdf
как мило, ничего в этом не понимаете, но пишете про матчасть
www.resonessencelabs.com/wp-content/uploads/2012/05/invicta_analog_vs_digital_volume.pdf
и идиоту понятно, что если 16битно обрабатывать 16 битный сигнал и отправлять его на 16битный ацп будет гробиться динамический диапазон (что разжевано в первой половине статьи).
во второй половине разжевывается, что при обработке сигнала с бОльшей разрядностью все just like the analog one.
В статье описывается, что на 32 бит потери меньше. И еще — вам ссылку еще xxx_xxx дал. Потрудитесь посмотреть. И в статье написали вывод:
'As long as the analog volume control has a noise floor better than the DAC noise floor, the analog one will win'
Btw, в той статье берется для сравнения очень неплохой ЦАП — es9008, который сам по себе стоит в 2 раза больше готового устройства, о котором пишут в этом ревьюв. Качество, подобное нормальным потенциометрам, обеспечит только очень хороший ЦАП при внутренней 64 битной обработке. Я вообще не уверен, что подобные есть для бытового аудио. Либо программной 64-битной обработке в системе и выводе 64 битного сигнала на ЦАП (и таких ЦАП для бытового аудио я не знаю). Блин, это же самая основа, зачем я это все пишу…
Поэтому да — для данного недорого ЦАП самый дешевый китайский потенциометр будет лучше. Не важно, каким из способов там регулируется громкость в цифре
раз не осилили — ок, пусть будет здесь
«The bottom line is: there is no doubt that ideally an analog volume control should be used.
We choose not to, because in the Invicta case the benefits are not so profound as one may
guess, and the difficulty of maintaining reliability, noise and distortion performance was
judged to be greater than the benefit.»
… для случая 24 bit применительно :)
Может быть вы не осилили? :)
Ага. Пусть будет. Один из лучших аудио-цапов только приблизился к аналоговым регуляторам и все-равно их хуже. В описании из устройства за $3995. Действительно, полезная ссылка)
Имхо, вы с товарищем выше выкручиваетесь теперь
Часть, шумов, уменьшаемая увеличением разрядности, называется шумом дискретизации.
В эпоху 16 битных ЦАП и, что важнее — 16 битной обработки сигнала, он являлся проблемой (хотя при обработке с большей разрядностью и выводе на 16 бит ЦАП с использованием дизеринга большинство эту проблему не услышит).
Но эта эра ушла: при переходе на 24 бита шум дикретизации уменьшается на 48 dB, что решает проблему с ним на корню.
Остальное — собственные шумы ЦАП. Для данной конкретной железяки заявлен SNR в 106dB (что существенно выше, чем теоретический шум дискретизации на 24 битах).
И если бы вместо резистора использовался идеальный аналоговый регулятор, то действительно: при аналоговом уменьшении уровня сигнала уменьшался бы и уровень шумов ЦАП (чего не будет при цифровой регулировке).
Но, увы, вместо несуществующих идеальных аналоговых регуляторов используют резисторы. А каждый (даже идеальный) резистор шумит. Тем сильнее, чем больше номинал и температура.
При температуре в 25 цельсия 100 киломный резистор в полосе частот 40kHz шумит на 8 микровольт.
8 микровольт при двухвольтовом сигнале дает SNR в 108dB
Это, конечно аж на целые 2 dB лучше, чем 106dB WM8524 (сарказм). Но это только тепловой шум идеального сферического резистора в вакууме. У реальных резисторов проблем несколько больше.
С этим, конечно же, можно бороться — уменьшать номинал резистора (порождая другие требующие решения проблемы), охлаждать, итд. (и естественно делать это нужно с наилучшими резисторами с минимальной 'нетепловой' частью искажений).
Но здесь вопрос — а какая инженерная задача стоит-то?
Сделать наиболее качественное устройство, невзирая ни на что? Здесь, возможно, качественная и дорогая аналоговая схема выиграет у цифровой регулировки.
Выжать максимум качества из бюджета в 30$ ??? Цифра, без вариантов.
Из теплового шума, фликкер-шума, дробового шума. Какое это имеет отношение к нашему разговору?
С потерями при цифровой регулировке громкости. И я не говорил о 64 битном ЦАП. Я говорил о внутреннем преобразовании до 64 бит и передискретизации при цифровой регулировке громкости (в статье по моей ссылке, как раз, пишут о хорошем цапе — ES9008 с внутренним преобразованием в 32 бит). Сам ЦАП может быть 24 битным. Еще раз посмотрите мою ссылку на статью: когда мы работаем в 32 битном поле, на самом деле, авторы пару вещей нам не договаривают, когда пишут о 'there is no numerical loss of accuracy'. Первое — потери, естественно, будут в силу целочисленного деления. Второе — эффективная разрядность ENOB цапа определяется не через SNR (а в статье был упор на это), а через параметр THD+N (если интересно, могу расписать, как посчитать верхнюю границу эффективной разрядности).
Тут в картинках, для простоты об SNR и THD+N www.ni.com/white-paper/3359/en/
И реальная потеря разрядности будет больше, а лучшие характеристики мы получим именно на полном сигнале. Это в обзорном документе от ESS скромно упустили из виду :)
Поэтому и уменьшать громкость надо со стороны аналоговой части, пока у нас нет качественного цифрового аналога. Кстати, так причем тут ЦАП в этом топике к ES9008? Какая внутренняя обработка у WM8524? У WM8524 из этого обзора эффективная разрядность меньше 14.7 бит. Что как бы намекает о его предназначении
Quantization Noise (он же шум квантования) — это понятия из теории АЦП :)
Ну капец…
Дискретизация — понятие оцифровки. Замена сигнала ф(t) с непрерывным временем t на дискретизованный сигнал — последовательность чисел ф(t_i) (преобразование непрерывной функции в дискретную).Мы вообще-то о ЦАП говорили
Шо?))
При аналоговой регулировке нас интересуют только параметры аналоговой части. Которые мы потом можем сравнить со вторым вариантом
Открыли глаза :) Я вам выше писал о типах шумов. В тех же углеродных резисторах фликкер-шум может на небольших частотах в сотни раз превосходить тепловой. У MF резисторов небольшой общий уровень шумов. Особенно специальных серий
А почему взяли для примера именно 100к, а не 10, 5? Да, на 100к 8uV
А чего не 80 микровольт взять в качестве базового? :) Зачем брать цифры из головы? А если мы возьмем 10к? А если полосу меньше?
Читайте выше про ENOB
Получить для любого решения лучший результат
описанная вами ситуация — нет, так не случится :)
Купил по случаю скидки кроватку к LinkIt Smart 7688.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.