Авторизация
Регистрация

Напомнить пароль

Разделительный фильтр для двухполосной акустической системы

  1. Цена: US$3.39 за 1 шт.
  2. Перейти в магазин
Всем привет, продолжаю серию обзоров про самодельную акустику. Про динамики начало тут. Сегодня о том, как не надо делать разделительный фильтр.

Что такое разделительный фильтр (для любителей англицизмов «кроссовер»)?
Это устройство, пропускающее определенные частотные составляющие в сигнале и ослабляющее остальные. Фильтр может быть реализован в виде аналоговой схемы (пассивные и активные фильтры), а также реализован программно или в виде цифрового устройства (цифровые фильтры).
Если в акустической системе больше одного динамика, то что бы динамики играли согласовано по своим частотным диапазонам, необходим фильтр, который даст динамику играть в своей полосе частот, в своей «зоне комфорта».

Но есть главная особенность. Фильтр для акустической системы нельзя рассчитать, слишком много факторов будут влиять на конечную АЧХ акустики (параметры динамика, расположение их на корпусе, бафлстеп и пр.) Нужны измерения конкретных динамиков в конкретном корпусе. Конечно, это касается домашнего Hi Fi, а не low автозвука и поделок из отечественных динамиков в ящике для хранения картофеля.

Так как здесь все же сайт для
для обзоров товаров, заказанных в зарубежных интернет-магазинах
а не форум по звукотехнике, я расписывать все подробно не буду, но очень рекомендую ознакомится с этой статьей и данным разделом форума.

Теперь посмотрим на то, что предлагают китайцы тем, кто все таки решился пойти по простому пути и поставить готовый фильтр.
Так как проект у меня ультрабюджетный, я выбрал самое дно рынка, самый дешевый и простой разделительный фильтр для двух полос.
Плата фильтра продается по одной.

Размеры платы и подключения:

Тут есть система перемычек:
  • Без перемычек — «нормальный» режим.
  • С1 перемычка — усиление высоких частот (ВЧ).
  • С2 перемычка — усиление низких частот (НЧ).
  • Обе перемычки — усиление всего и вся))

Внешний вид платы:

Клеммы: вход с усилителя, выход для НЧ динамика и выход для ВЧ динамика.
Так на вскидку, тут фильтр второго порядка (катушка+конденсатор) на НЧ и фильтр первого порядка на ВЧ (конденсатор).
Аттенюатор из резисторов отсутствует, если у Вас отличается чувствительность (громкость) динамиков, то это Ваши проблемы.
Примерно такую передаточную характеристику мы ждем от такого фильтра:

Но давайте рассмотрим подробнее, перевернув плату топология становится на свои места:

Это все же фильтр первого порядка на НЧ с сабсоник фильтром. Конденсатор тут стоит последовательно с катушкой. На ВЧ работают один либо пара конденсаторов.
Вот, собственно, и разница между НЧ фильтром второго порядка и первый порядок + сабсоник:

Сабсоник может быть полезен как раз для мелких динамиков, что бы низкие частоты не шли на динамик, не способный их воспроизвести.
Посмотрим теперь номиналы элементов:


Электролит 220 мкФ 50 В, пленка 1,5 мкФ 100 В 2 шт.
Индуктивность катушки я не смог определить, она очень мала.
Вот ее параметры: Ферритовый каркас 6 мм в диаметре 20 мм длиной, намотана 17 витков проводом 1 мм.

Измеренные графики работы этого фильтра:

По два графика — это работа перемычек.
Что же мы видим? Да то, что фильтр-то, нифига не фильтрует.
По НЧ индуктивность совсем не работает (зеленая линия), не заваливает АЧХ к середине (басовик будет играть весь диапазон), второй график (желтый) работа сабсоника. По ВЧ — обычный фильтр первого порядка. В принципе, все это плату можно заменить одним конденсатором 3,3 мкФ.

Результат (точнее отсутствие результата) вполне ожидаемо, фильтр по НЧ не работает, сэкономили на катушке. Но для моего проекта пойдет и этот)) Но, если задумаете делать много полосную систему, перечитайте еще раз эту статью.

Продолжение следует.

Спасибо за просмотр. Удачных покупок!
Планирую купить +24 Добавить в избранное
+86 +117
свернутьразвернуть
Комментарии (95)
RSS
+
avatar
+33
Фильтр для акустической системы нельзя рассчитать
закрыл страницу и дальше не читал. Ракетный двигатель — можно, а колонки нет оказывается.
+
avatar
+2
  • bdos
  • 04 февраля 2020, 09:39
По формулам, без измерений — увы нет. Методы моделирования акустических систем шагнули вперед с времен Алдошиной.
+
avatar
+15
конечно же с измерениями. А без измерений то и методом научного тыка результата будет мало — никогда не поймешь, что получил хороший. Очень уж субъективно это. Так и рождаются «наушники для джаза, наушники для попсы, наушники для классики». Потому что художники, а не инженеры.
+
avatar
+3
  • bdos
  • 04 февраля 2020, 09:44
Ну так речь то именно об этом. Измерение АЧХ в корпусе и моделирование фильтра в CAD
+
avatar
+7
Речь о том что своё и перечитать не грех на «свежую» голову, чтобы самому понять и мусор в обзор не сыпать.
«перевернув плату топология становится на свои места» — а где она (и смысл) были до переворота?
+
avatar
+15
Это что за бред?


Схема неправильно срисована? Или автор такую придумал??

Тогда неудивительно, что все расчёты идут лесом…

Генератор, работающий непосредственно на ёмкость 220 мкФ.
Это пять.
+
avatar
-7
  • bdos
  • 04 февраля 2020, 09:47
+
avatar
+17
  • tklim
  • 04 февраля 2020, 10:08
Вы же сами написали, что конденсатор последовательно с катушкой. А моделируете нечто странное.
+
avatar
-3
Кстати я глянул ту статью, на которую ссылается bdos, так там тоже не все так однозначно. Статья представляет из себя песочницу с эмуляцией, вот только зачастую эмуляция в реальной жизни не работает так как надо. Вообще вот если по чесноку, то любую акустическую систему, которая не выступает излучателем частот на соревнованиях, надо делать по своим ощущениям, все остальное это просто бессмысленный кич.
+
avatar
+14
эмуляция в реальной жизни не работает так как надо.
— значит эмуляция плохая и все. Слишком упрощенная либо содержит ошибки. А делать устройства воспроизведения звука «по ощущениям» это неправильно, ощущения будут разными в зависимости от ноги, с которой встал и кучи других фаз Луны.
+
avatar
0
Я говорю для себя, а не на продажу либо соревнования. Для себя моя акустика звучит иначе. А вот всякие там излучатели, которые побеждают в соревнованиях не всегда приятно слушать. Скажу, как человек, который не раз был на таковых и я не понимал некоторых победителей, мне категорически не нравилось их звучание, но как излучатели они были очень хороши. Так что везде должен быть баланс.
+
avatar
+9
  • tirarex
  • 04 февраля 2020, 10:10
А вот всякие там излучатели, которые побеждают в соревнованиях не всегда приятно слушать
В этом и есть смысл качественной акустики, которая играет так как играет запись, без приукрасов от эквалайзера усилителя итд.

Если правильная акустика играет не так «круто» как ваша, значит у вас звук подкручен, а в оригинальной записи, музыканты так сказать недоиграли, или плохо записаны.
+
avatar
+3
  • Rain13
  • 05 февраля 2020, 08:49
только вот проблема в том что ни одна акустика не играет так как запись. Любая акустика это набор компромиссов. То что хорошо играет джаз 30-х не сыгарет рок 70-х. То что отигрывает любую класическую музыку не справится альтернативой. Более того, то, на чем писали Битлов в Ливерпуле не отиграет Хендрикса, записанного на Вудстоке. Потому что английский и американский подход к звукозаписи отличался. Потому что производители техники разные, студии разные, звукорежиссёры разные. Не существует «правильной» акустики способной точно отиграть любую запись.
+
avatar
0
  • Mevpost
  • 04 февраля 2020, 10:39
имхо для включения, где на нч фильтре конденсатор параллельно динамику, забыли перемычку сделать
.и вроде электролит в фильтре нч не приветствуется.
+
avatar
+1
  • Esculap
  • 04 февраля 2020, 09:56
сабсоник фильтр
Интересно увидеть реализацию сабсоника или это одиночный конденсатор? Хорошо бы схему разрисовать, тут деталей кот наплакал.
+
avatar
+1
Никаким сабсоником там и не пахнет: ФНЧ-сабсоник должен быть на частоту раздела около 100 Гц (в активных сабах эта частота перестраивается примерно от 50 до 150 Гц ).
Для получения такой частоты в схеме должна присутствовать индуктивность более 1 мГн.

Во вторых, фильтр-сабсоник д.б. хотя бы 2-го порядка. Обычно он собирается на операционном усилителе.
+
avatar
0
Катушки занятные.Скажите, а ферритовые сердечники в катушках подобного назначения не есть зло?
+
avatar
+5
после электролитического конденсатора — терять уже нечего. Да и смотреть уже желательно с в сторону цифровых активных фильтров и раздельных усилителей по полосам. А еще проще — приобрести Edifer R2700 с триампом (три усилителя, на каждую полосу — свой, и фильтры высокого порядка на каждую полосу свои)
+
avatar
+1
  • usb350
  • 04 февраля 2020, 10:45
Фильтр штука не универсальная, а рассчитывается исходя из частот раздела, которые выбираются опять же исходя из характеристик динамических головок.
Электролитический конденсатор, катушка индуктивности на магнитопроводе — это плохо.
А уж первый порядок на ВЧ это совсем плохо — спад всего 6 дб/окт. Резонанс всё равно будет «играть», как следствие — грязный звук и низкая неискаженная мощность. Если с режектором на частоту резонанса — худо-бедно жить можно, но проще 3 порядок сделать, деталей столько же.
+
avatar
0
  • bdos
  • 04 февраля 2020, 10:51
а рассчитывается исходя из
Измеренной АЧХ динамиков в корпусе
+
avatar
0
  • usb350
  • 04 февраля 2020, 11:56
Да. Хотя для ВЧ это менее критично, особенно при высоких частотах раздела (выше 4 кГц).
+
avatar
0
  • bdos
  • 04 февраля 2020, 12:10
Там критично положение пищалки на корпусе
+
avatar
0
возможно глупый вопрос, но всё-таки: можно использовать подобный фильтр, чтобы отсечь белый шум?
Есть БТ модуль с аптх, всё в нём норм, кроме постоянного белого шума (мои догадки что подлые китаёзы выставили коэфф. предусилиения на максимум -дабы получить на выходе бОльшую мощность.)
+
avatar
+3
белый на то и белый, нельзя. Фильтром из него разве что розовый сделаете (со спадом на ВЧ)
+
avatar
+2
  • Mevpost
  • 04 февраля 2020, 11:02
у вас скорее всего не белый шум а наводка по питанию или ошибка в монтаже. этот фильтр скорее всего не подойдёт. белый шум это сигнал с бесконечным спектром, трудно достижимый. если определите частоту помехи, попробуйте собрать режекторный фильтр.
+
avatar
0
От акб шум тот же самый, так что это именно шумы в плате
+
avatar
0
  • Mevpost
  • 04 февраля 2020, 21:43
у вас связка батарея — плата блютус — наушники?
+
avatar
+1
  • vovka036
  • 04 февраля 2020, 11:04
Такой заказывал. Пока не собрал ничего. Есть НЧ динамики. Посоветуйте ВЧ.

+
avatar
+9
  • DeivaSA
  • 04 февраля 2020, 12:17
Никто вам не поможет — нет таких программ чтобы считали динамики под имеющийся кроссовер. Конструкция динамиков не предполагают гибкой настройки, поэтому кроссовер подбирают под динамики, а не наоборот.
Спросите у китайца под какие динамики сделан этот кроссовер и покупайте пару в том же магазине.
+
avatar
+1
  • Vairon
  • 04 февраля 2020, 19:00
Если б китаец сам это знал… Выглядит приятно, аккуратно — и этого достаточно ).
+
avatar
+3
  • LePart
  • 04 февраля 2020, 22:51
Ну, давайте так. Если предположить, что частота раздела, судя по элементам, выбрана где-то около четырёх килогерц, то по элементам НЧ звена можно с уверенностью сказать, что они расчитаны на головку сопротивлением четыре ома. То есть, если Ваши низкочастотные головки четырёхомные, то судя по элементам ВЧ звена фильтра, и высокочастотная головка должна быть сопротивлением четыре ома. Это единственное, что можно сказать адекватно. Если возьмёте восьмиомный твиттер, то при таком фильтре частота раздела по ВЧ уйдет значительно ниже и окажется в наиболее информативном речевом диапазоне — 0,3-3,4 килогерца. Это крайне не желательно. Сопротивление (резистор) 1,2 ома предназначен для выравнивания чувствительности головок. Но поскольку никто не знает, какой чувствительности головки в Вашей колонке стоять будут, то и бог с ним, тембром подгоните. Итак, ищите что-то по тегу «высокочастотный динамик 4 ома». При этом Ваш фильтр по крайней мере будет работать на штатной полосе раздела. Это всё, увы.
+
avatar
+5
  • Brs
  • 04 февраля 2020, 11:10
Судя по количеству компонентов, проще спаять на коленке самому. Разве нет?
+
avatar
+1
  • bdos
  • 04 февраля 2020, 11:11
их сами обычно и делают при проектировании АС.
+
avatar
+3
  • vovka036
  • 04 февраля 2020, 11:24
Основная трудность — намотать катушки с нужными параметрами. И ещё аккуратно. Пытался. Рассчитал, намотал. Подсоединяю к тестеру элементов. Мотать и мотать показывает.
+
avatar
+2
  • tagpin
  • 04 февраля 2020, 12:36
Этот тестер не корректно измеряет малую индуктивность.
+
avatar
+5
Если бы эти тестеры ещё и добротность умели показывать «цены бы им не было», или была но «другая»)))
По катушкам фильтров НЧ в колонки вспомнилось: достались нам с приятелем как то фильтры от концертных колонок (гр. Земляне с ними выступала). Ну и погоняв их на обычных динамиках (оригиналов нам разумеется не дали) они нам понравились, решили повторить. Катушки там были без ферритового сердечника — просто пластик диаметром примерно 80мм сечение провода 1,5 мм. Но нужно же было и узнать — сколько витков. Одну катушку размотали — 300 витков оказалось, а вот обратно мотать замучились. Хоть и укладывали «виток к витку» как до этого было, но звук всё одно сильно отличался от оригинальной заводской намотки.
+
avatar
0
Хоть и укладывали «виток к витку» как до этого было, но звук всё одно сильно отличался от оригинальной заводской намотки.

Смешно.Наверное индуктивность не кошерная стала.Надо было 20 витков домотать до «того» звука.:) «Нет хлопцы не Земляне вы а Песняры.»©
Зачем вам добротность в катушке БЕЗ сердечника?
Она элементарно рассчитывается и хорошо совпадает.Но ЗАЧЕМ?
+
avatar
+3
Наверное индуктивность не кошерная стала. Надо было 20 витков домотать до «того» звука.:)
Измерять индуктивность мы тогда даже не пытались — под рукой окромя RCL работа с которым чаще напоминала шаманство с терменвоксом ничего не было. Как не существовало тогда и кретинов аудиофилов, так что все намёки мимо. А так же в питерском рок-клубе не было «песняров»))
P.S. а катушку действительно раза 3 тогда перематывали — видимо укладка первого витка нового слоя не совсем аккуратно получалась (переход со слоя на слой). Но приборы там были абсолютно не нужны — даже те кому медведь на ухо наступил прекрасно слышали разницу между двумя катушками.
+
avatar
0
(даже те кому медведь на ухо наступил прекрасно слышали разницу между двумя катушками.)
Ага -щаз! И направление илехтронов в безвоздушных проводах.Про 20 витков это был стёб а про Землян это древний анекдот.

Чистейшае адиофилия!
Не пытаться измерить индуктивность катушки имея прибор???? И гадая что там отличается? Нуууу это уметь надо!
Тем самым мостовым прибором РЛЦ всё отлично измерялось.И у меня измеренная индуктивность катушек на ТОМ мосту идеально совпадала с расчётной по программе после ИЗГОТОВЛЕНИЯ и намотки гнутым бу проводом-всё ровняется прямыми руками (была такая книжечка готовых программ для радиолюбителей) калькулятора Б3-34 после намотки катушек.Также достаточно точно удавалось и рассчитать число витков по параметрам катушки.

Если уж вы его, прибор освоить не смогли-то у вас была чистая рукастая адиофелия.
+
avatar
+3
Не пытаться измерить индуктивность катушки имея прибор???? И гадая что там отличается?
А зачем? Катушка заводская, так что просто поправили и всё стало так же как и было.
идеально совпадала с расчётной по программе
Ни одна программа и ни один прибор не учитывают «кривизну рук» мотальщика, так что «укладчик» лучше. Но мы просто бумагу между слоями проложили и всё.
Если уж вы его, прибор освоить не смогли
Да там осваивать нечего, но точность там была аховая, да и «самовозбуждение» на некоторых режимах в нём добивало, так что использовали крайне редко (а если бы не знаменитые конденсаторы изготовляемые с точностью +20/-80% номинала так наверное не использовали бы его вообще).
+
avatar
0
  • Yurissum
  • 05 февраля 2020, 04:59
Основная трудность — намотать катушки с нужными параметрами.
В Аудиомании продаются готовые. Я себе весь комплект железяк заказывал.
+
avatar
+3
И проще и лучше и качественнее и дешевле.И самое главное работать будет!
Как вижу эти китайские «фильтры» с электролитами и мини дросселями-так на ржачь пробивает.
Я брал готовые пром катушки с проводом 1,5мм от реле, контакторов и трансформаторов 3х фазных.Но они весят более 1 кг и размеры с пол литровую банку.Лишний провод отматывал до нужной индуктивности.
Мотать тоже не проблема.Клеим из картона катушку и мотаем руками толстый провод до заполнения.Катушку естественно предварительно рассчитываем по заданной индуктивности, частоте и диаметру провода.
А конденсаторы бумажные или полипропиленовые.

Если катушка не совпадает по параметрам при измерении, значит расчёт и-или формулы или частота измерения прибора или прибор неправильные.Аналогично и с RLC фильтром.
+
avatar
+1
  • Brs
  • 04 февраля 2020, 13:19
От контакторов пме 211 катушки вынимал, не прямо же они большие. Положил как раз катушки в загашник, провод в них реально хороший, но применить не применил никуда)
+
avatar
0
  • Vairon
  • 04 февраля 2020, 19:04
Он же там тонкий, меньше, чем 0.2мм.
+
avatar
0
Разумеется в пускателе ПМЕ 211 он тонкий — ведь это же сетевая обмотка. Но человек написал:
применить не применил никуда
И это в данном случае его полностью оправдывает)))
P.S. а вот фразу «провод в них реально хороший» увы не понял: провод как провод, ничего особенного. На первичных обмотках тр-ров такого добра море, а вот толстый провод 1,5мм только на вторичках у них искать но витков может и не хватить.
+
avatar
+4
Мотать тоже не проблема. Клеим из картона катушку и мотаем руками толстый провод до заполнения. Катушку естественно предварительно рассчитываем по заданной индуктивности, частоте и диаметру провода.
И получаем полную ж@пу. И этот человек комментом выше обвинял меня в аудиофильстве. Вам правильно написали: толстый провод руками — проблема. Смотрим на рисунок:

Рис.1 это то, что у Вас при попытке намотки вручную неизбежно получится, и басы будут но «как из задницы». На рисунке 2 — машинная намотка, но уложить так витки руками БЕЗ выравнивания винтовой поверхности почти нереально. Так что остается только рисунок 3 про который Вы не написали ни слова. «Внавалку» как Вы советуете катушки не мотают.
Для выравнивания винтовой поверхности после намотки первого слоя, необходимо положить прокладку полоской бумаги. Наматываем второй слой. Во время намотки нужно все время держать провод в натянутом состоянии, чтобы намотка получалась плотной. После второго слоя также делаем прокладку из бумаги. Полоску вырезаем шириной равной расстоянию между щечками катушки плюс еще пару миллиметров, чтобы бумага легла плотно, по краям витки не залезали друг на друга. В процессе работы необходимо внимательно следить за тем, чтобы провода ложились ровными параллельными рядами и ни я коем случае нигде не пересекались.
P.S. именно из-за этого «песняры» 3 раза катушку и мотали, но хотя бы поняли в отличии от Вас из-за чего)))
+
avatar
+1
и что изменится в катушке при ручной намотке? Межвитковые емкости и подобное — отбрасываем, на этих частотах роли не играет.
+
avatar
+2
и что изменится в катушке при ручной намотке?
Ничего не изменится если ровно слои укладывать. Просто без прокладки бумагой намотать также, как было намотано на заводе проблематично. С бумагой — проблем нет.
+
avatar
-1
(Для выравнивания винтовой поверхности после намотки первого слоя, необходимо положить прокладку полоской бумаги. Наматываем второй слой. Во время намотки нужно все время держать провод в натянутом состоянии, чтобы намотка получалась плотной. После второго слоя также делаем прокладку из бумаги. Полоску вырезаем шириной равной расстоянию между щечками катушки плюс еще пару миллиметров, чтобы бумага легла плотно, по краям витки не залезали друг на друга. В процессе работы необходимо внимательно следить за тем, чтобы провода ложились ровными параллельными рядами и ни я коем случае нигде не пересекались.)

Капитан Очевидный прочитал инструкцию лохматого 50-60 года из учебника? Узнали много нового?
Ну именно ТАК руками я и мотал.Да все так мотали у кого руки не.
Если вас смущает дребезг витков катушки от мощщи звука в 250вт уложенных кривыми руками то потом любителями обмотка пропитывалась воском или эпоксидкой.

Ну я то лично мотал из кривого БУ провода и ровнял его руками протяжкой, а песнярам на станке делали на заводе.
Вы индуктивность не в состоянии то были измерить с добротностью при наличии прибора! Это УМЕТЬ надо или учиться! На точность измерительных мостов надо уметь жаловаться, и молоток вам в руки.
+
avatar
+3
На точность измерительных мостов надо уметь жаловаться
«точность измерительных мостов» у нормальных производителей позволяет получить погрешность измерения до 1 %. По поводу «жаловаться» — так это к даташиту, который на производителей жалуется, а не ко мне)))
+
avatar
+3
  • vkv
  • 04 февраля 2020, 11:48
Аттетюнер
Это о чем?
+
avatar
0
  • bdos
  • 04 февраля 2020, 11:51
делитель из резисторов
+
avatar
+7
  • assoly
  • 04 февраля 2020, 12:26
делитель из резисторов
Делитель из резисторов — ето аттенюатор. А «аттетюнер» — как знать…
Что-то из мистики, окультой науки, возможно…
+
avatar
+1
  • ksiman
  • 04 февраля 2020, 15:20
Что-то из мистики, окультой науки, возможно…
Аттетюнер — это приём во Французскую коммуну:)
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%82%D1%82%D0%B5%D0%BD
+
avatar
+1
  • bdos
  • 04 февраля 2020, 15:28
да, проклятая автозамена)
+
avatar
0
  • Aksakal
  • 04 февраля 2020, 12:08
Не современно, не интересно и результат сомнительный.
Берём DSP проц, Выставляем задержки, настраиваем срезы, эквалайзер, можно сураунды, бас бусты. Там много чего есть интересного. Дорого? Не так оно и дорого, зато результатов много.
+
avatar
0
  • assoly
  • 04 февраля 2020, 12:28
Не так оно и дорого, зато результатов много.
И можно менять и настраивать «под себя», не перематывая катушки. ;)
+
avatar
+1
  • Aksakal
  • 04 февраля 2020, 12:49
Я недавно два эстрадных динамика мучал через 1701 DSP. Так они реально заиграли, весьма качественно, до этого я думал что они играть не могут.
Сейчас в звуке можно забыть про серьёзные расчёты. Главное нарисовать правильно проект и всё учесть, все хотелки. Всё упирается в деньги и знания современной номенклатуры.
+
avatar
0
Да, каждый раз смотрю на кроссоверы в колонках и радуюсь, что это все прошло мимо меня.
+
avatar
+5
  • bdos
  • 04 февраля 2020, 18:07
Вот например мои от трехполосок первых:
+
avatar
+1
  • Vairon
  • 04 февраля 2020, 19:06
Вот чойта мне думается, что Юрий очередной бумбоксик мутит, в котором не место всем перечисленным прелестям ).
+
avatar
0
  • bdos
  • 04 февраля 2020, 19:16
пока цикл вредных советов, «как делать не надо»
+
avatar
+1
  • victor_t
  • 04 февраля 2020, 17:50
В индуктивностях сердечники и электролиты, не очень хорошее решение для фильтра.
Проще и дешевле самому фильтр сделать. Конденсатор на пищалку, будет лучше обозреваемого фильтра.
+
avatar
+1
Фильтры делал в машину
Как-то все более габаритное было )) и правильное

И то, пищалка до 3000Гц иногда прослушивалась на тестовом треке
+
avatar
+3
  • LePart
  • 04 февраля 2020, 18:47
Фильтр для акустической системы нельзя рассчитать
Почему «нельзя рассчитать»? Есть такой предмет, ТПС — теория передачи сигнала. Мерзкий такой предмет. У нас курсовой по фильтрам был. Обязательный. Ещё как считали! Притом на логарифмических линейках и по таблицам. В конце 60-х — начале 70-х калькулятор, знаете ли… Прекрасно всё рассчитывается. И усилители рассчитывали. Всё рассчитывается. Задаёшься параметрами: входным сопротивлением, нагрузкой — согласование необходимо — характеристической кривой, порядком, и — вперёд и с песней! Одно посчитать нельзя — уши.
И вообще — вот и не мучайтесь. В наше время фильтры в колонках — дурной тон. Всё решается аппаратно в усилителе или даже на уровне источника сигнала — настроил свою ALSA (Advanced Linux Sound Architecture) и всё. Это же не дискретный огород городить.
+
avatar
+6
  • Gruffy
  • 04 февраля 2020, 20:39
вот и не мучайтесь
Данный икк (простите) квалайзер на уровне обозреваемых фильтров. Оба ничем хорошим не пахнут (чем пахнут, умолчу).
Ещё как считали! Притом на логарифмических линейках и по таблицам.
Считать в УЧЕБНЫХ целях вы могли что угодно, даже на куркуляторах. А результат в железе приборами проверяли?? То-то и оно.
Считали вы фильтры, наверняка, радиочастотные при неизменном импедансе как источника, так и нагрузки. А вот динамики — это не резисторы, а электроМЕХАНИЧЕСКИЕ приборы с жуткой неравномерностью и нелинейностью. Их точные параметры неизвестны никому, у советских динамиков был разброс плюс-минус километр (но вот писать «отечественных динамиков в ящике для хранения картофеля» нехорошо, большинству современных, особенно китайских, до них, как до Луны). И кроме того, фильтры должны быть не просто под динамики, а динамики в конкретном акустическом оформлении.
Так что в словах «Фильтр для акустической системы нельзя рассчитать» немало истины.
Расчитать можно, результат при этом будет точным, я этого добился, но требуются предварительные измерения, кое-какие навыки и т. п.
Обозреваемые «фильтры» без кавычек называть нельзя. Достаточно того, что в нём нет катушек, на схеме указан 1миллиГенри, по факту раз в 100 меньше. И фильтры расчитывают, собирают и подгоняют под конкретные динамики в конкретном корпусе, а не наоборот. Поэтому покупать фильтр, а потом искать под него первые попавшиеся динамики — пустая затея.
***
Обзор вполне добросовестный, вывод правильный.
Радостно видеть программу ARTA. Но сами измерения сомнительны. Измерять без динамиков или даже нагружая на резисторы — нет смысла.
В симулянте схемы нарисованы неверно, данные катушки в симулянте неверные. Так что прогресс налицо, но до совершенства очень далеко.
+
avatar
0
  • bdos
  • 07 февраля 2020, 08:45
Обзор вполне добросовестный, вывод правильный.
Спасибо.
Так что прогресс налицо, но до совершенства очень далеко.
Лучшее враг хорошего, тут сайт пользовательских обзоров, а не научный совет.
+
avatar
+5
В наше время фильтры в колонках — дурной тон
Это шутка такая? :) Имхо — дурной тон слушать в классе D усилители для качественных сетапов. Насчет раздельного усиления — пробовал и не раз. Пока идеала не получил. Видимо идеально согласовать задача, как минимум, не проще, чем хороший фильтр посчитать
+
avatar
0
  • iamjdoe
  • 07 февраля 2020, 09:18
А какая связь между «классом D» и «качественным сетапом»? Объясните, пожалуйста, мне, бестолковому.
+
avatar
0
Прямая. Если у вас качественный источник и акустика, нет смысла брать класс D
+
avatar
0
если захотите делать сами — не ставьте электролиты как разделительные. есть качественная малогабаритная пленка — EVOX Rifa MMK до 22uF
+
avatar
+3
  • standov
  • 04 февраля 2020, 21:48
в постановке вопроса «комфортной работы динамиков» достаточно неполярного электролита на 4.7 мкф на ВЧ и ВСЕ (что собственно и делается в бюджетных колонках и автокомплектах), это будет решать задачу, стоить мизер и точно не хуже непонятного фильтра на катушках с сердечниками расположенных близко друг к другу
+
avatar
+1
  • kukuseg
  • 04 февраля 2020, 23:02
Дилетантский вопрос: как характеристика динамика зависит от корпуса, куда он вставлен?

В тырнетах видел тривиальную форму расчёта фильтра: даёшь две точки отсечения, а он показывает, какие катушки и кондеры ставить. Схема тоже элементарная.

На мой взгляд, всё это пижонство вокруг акустики гроша выеденого не стоит — хотя бы потому, что ни у кого из этих нищебродов нет тех динамиков, ради которых стоило бы рвать задницу с настройками. Про слух тоже молчу.
Берём динамик, микрофон, ПК. Строим АЧХ, которая пусть даже в грубом приближении, но даёт нужные диапазоны. По ним рассчитываем фильтр — вуаля! Единственная сложность — это ОГРОМНЫЕ, редкие и дорогие кондеры. Строим систему, слушаем почти идеальный (на данных колонках) звук. Кому мало — пусть идут живьём в консерваторию.
+
avatar
0
как характеристика динамика зависит от корпуса, куда он вставлен?
Например у НЧ динамика в зависимости от внутреннего объёма и конструкции корпуса колонки изменяется резонансная частота, добротность.Но не так значительно, как хотелось бы.
В остальном всё верно.
Кондёры НЕ редкие и НЕ дорогие, это очередной меломанский миф о проводах.Обычные МБМ или пластик.Самое дорогое это настоящий дроссель на большую индуктивность, без сердечника и нужным сечение меди.А не это мимими копеечное.
Всё рассчитывается НО колонки делают из чего попало материал не стабилен.С другой стороны никто не мешает подобрать параметры фильтра потом переменным резистором и заменой конденсаторов.Так сказать индивидуальная настройка.
Кстати динамики в СССР были относительно стабильны по параметрам а вот кАлонки! делали от фонаря из того что было на складе сегодня.С нарушением технологии-это же столярка! а не электроника. И столяр на заводе вечно бухой.Ха-ха-ха.
+
avatar
-1
  • kukuseg
  • 05 февраля 2020, 14:49
У меня есть подозрение, что даже элементарное ДСП, оббитое синтепоном, на 99% удовлетворяет меломанским потребностям. Хотя я делал из superwood — это такой «толстый оргалит» (15мм). Можно измерить АЧХ в уже собраной колонке, можно отдельно — не думаю, что страшно большая разница будет. Главное же — примерно попасть в наиболее хорошо воспроизводимый диапазон.

Я точно не помню, может и индуктивность — проблема. :) Что знаю, что среди 5-копеечных деталей таковых нет — нужно заказывать дорогие компоненты. Хотя как «дорогие»… для хорошего звука это копейки (по ср. с любым готовым брэндом).
+
avatar
0
А то что относительно тонкие стенки большой площади ящика дребезжат и резонируют вы не знаете?
Для маленьких колонок 15мм нормально а для больших это уже тонко.
«Фирменные спец» конденсаторы для звука это уже аудифилия и не лечится."— нужно заказывать дорогие компоненты"-ааа ну да-ну да и вакуумный медный направленный провод.
+
avatar
0
  • bdos
  • 07 февраля 2020, 08:52
как характеристика динамика зависит от корпуса, куда он вставлен?
АЧХ зависит
+
avatar
0
  • jam_yps
  • 07 февраля 2020, 12:43
Динамик это не только излучатель звука, а еще и генератор тока (при движении диффузора). И работает в открытом виде и в корпусе все это сильно по разному. Что и приведет к тому, что АЧХ построенная по 1 динамику не будет вязаться с АЧХ этого динамика в комбайне. А так, — да можно, часто-густо прекомпенсацию так делают на зал, бегая с микрофоном и анализатором :).
+
avatar
0
  • Billy_B
  • 04 февраля 2020, 23:04
Подскажите, для чего этот конденсатор? (см. фото)
+
avatar
0
  • Billy_B
  • 04 февраля 2020, 23:08
Динамик 2.5", максимальная мощность 60Вт.
+
avatar
0
  • bdos
  • 04 февраля 2020, 23:11
Неполярный электролит 68 мкФ 50 В
+
avatar
0
  • Billy_B
  • 04 февраля 2020, 23:34
Какую фунцию конденсатор выполняет в этой колонке?
У меня 3 таких колонки от комплекта ДК, все одинаково устроены.
+
avatar
+1
  • jo_b1ack
  • 05 февраля 2020, 11:55
скорее всего срез низа
+
avatar
+1
Низы режет, чтобы динамик не сгорел от мощности-естесвенно что 60 вт мощности по низкой частоте эта манюня не прокачает.

Вот только не ясно ЧТО это за динамик СЧ или ВЧ?
Потому что на ВЧ обычно ставят С=3-6,8 мкф.
А тут 68 или запятую стёрли???
+
avatar
0
  • jam_yps
  • 07 февраля 2020, 12:47
Похоже, что это среднечестотник, по характеристикам150-20000, 20 (60) Вт. В экране.
+
avatar
0
  • Mevpost
  • 04 февраля 2020, 23:25
широкополосникам иногда подрезают нижние частоты, для уменьшения искажений. скорее всего здесь подобный случай. в обзорном фильтре есть похожий вариант включения. то что на фото выглядит как авторская вариация по мотивам.
+
avatar
+4
  • LePart
  • 04 февраля 2020, 23:48
Возможно, две функции.
Первая — обрезать низ, чтобы на динамик не поступал не воспроизводимый им диапазон частот. НЧ большой мощности может повредить динамик. А то крутанет некто тембры и громкость…
Второе (возможно, это опосредованная функция) — этот конденсатор защищает колонку от попадания на нее постоянного тока в случае выхода из строя усилителя или иных катаклизмов и таким образом спасает её от повреждения. Упадут провода, например, на клеммы аккумулятора, и… а так ничего не случится.
+
avatar
0
  • victor_t
  • 05 февраля 2020, 14:30
Фильтр самостоятельно рассчитывается, частота среза для пищалки обычно 5-6 КГц, зная сопротивление динамика. Расчет фильтров ссылка.
Могут еще понадобится гасящие сопротивления, если звук динамика выпирает, все от динамиков зависит.
+
avatar
0
  • bdos
  • 05 февраля 2020, 14:43
Добрый день, вы читали статью, приведенную в обзоре?
+
avatar
+1
  • victor_t
  • 05 февраля 2020, 15:45
Добрый день. Статью прочитал. 3,3 Мкф при 4 Ом пищалке вы отделяете частоту < 12000Гц.
Мид. динамик частоту до 12000 тяжело будет вытянуть. Хотя разные динамики бывают.
Для себя бы я бы лучше последовательный классический фильтр он легче в настройке (частота раздела исходя из динамиков). Настройка только в необходимости приглушить выпирающий динамик, обычно пищалку.
Параллельный фильтр учитывающий особенности каждого динамика очень сложно настроить. Трех полосную систему переделал фильтр амфитоны 25ас-027, не надеялся что получится, звук не хуже чем в качественных, импортных колонках. Родной фильтр мягко сказать что безобразен, средняя частота на пищалку попадала. А настройка свелась только уменьшить выпирающие средние и высокие частоты, относительно низко частотной головки. Фильтр вынес наружу и подбирал сопротивления, слушая звук.
Двух полосную систему еще проще сделать.
+
avatar
-1
  • victor_t
  • 05 февраля 2020, 16:55
Приблизительно для двух полоски я так сделал бы.

Этот рисунок для примера, в нем Нч — 4 Ома, Вч — 8 Ом.
Высокочастотную головку последовательно нужно приглушить сопротивлением 2-10 Ом, 5-15 ват, в зависимости от динамика и фильтр настроен.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.