RSS блога
Подписка
Kase Bright Star 77mm: «маска Бахтинова» в оправе фотографического фильтра
- Цена: $45
- Перейти в магазин
Здравствуйте, достопочтенные читатели. Сегодня я поведаю вам о предмете, совершенно необходимом всякому любителю астрономической фотографии, и практически бесполезном для всех остальных. В общем, речь пойдёт о фокусировочном инструменте, известном как «маска Бахтинова» и выполненном в форм-факторе не совсем обычного 77-миллиметрового светофильтра с совсем уж необычным магнитным креплением.
В астрофото точная фокусировка имеет первостепенное значение. От неё зависит не только визуальная резкость картинки, но и проницание, то есть минимальная яркость объектов, которые будут зарегистрированы на снимке. Кроме того, не у всех объективов продольный хроматизм исправлен достаточно хорошо, из-за чего даже минимальная ошибка в фокусировке проявит себя на снимке в виде зелёных или пурпурных ореолов вокруг ярких звёзд.
Для сравнительно короткофокусных объективов фокусировка сложности не представляет: мой сверхширокоугольный Samyang 12/2.0 отлично наводится на резкость по шкале дистанций. Объективы с фокусным расстоянием 35 и 55 миллиметров тоже несложно сфокусировать, воспользовавшись LiveView со включённым режимом увеличения. Однако чем больше фокусное расстояние, тем выше требования к точности попадания в фокус, и с некоторого момента ловля максимальной резкости «на глазок» становится утомительна, не гарантируя при этом желаемый результат.
Однако здесь астрофотографам повезло: основной объект их интереса – очень удалённые и почти точечные светящиеся объекты на тёмном фоне. А это позволяет использовать для фокусировки более продвинутые методики, основанные на использовании размещаемых перед объективом особого рода диафрагм, также известных как «маски». Первая из них, «маска Хартмана» с двумя или тремя отверстиями, появилась ещё в конце позапрошлого столетия. Её принцип действия заключается в том, что каждое из отверстий работает как отдельный объектив и строит собственное изображение. В фокальной плоскости эти изображения идеально накладываются друг на друга, однако при неточной фокусировке дают двоящуюся или троящуюся картинку.
Маска Хартмана и ей подобные (за годы было предложено множество вариантов формы и расположения отверстий в маске) имеет несомненные достоинства при фокусировке по Солнцу, Луне и планетам, однако для фокусировки по звёздам теряет слишком много света и не всегда обеспечивает желаемую точность. Поэтому сравнительно недавно Павел Иванович Бахтинов предложил иную конструкцию, где вместо крупных единичных отверстий используется множество тонких прорезей. Надетая на объектив, эта маска превращает точечный светящийся объект в шестилучевую звезду, полностью симметричную в точке наилучшей фокусировки. Если же фокусировка неидеальна, центральная линия звезды будет смещена относительно точки пересечения двух других, и шестилучевая звезда утратит правильность формы. Зрение человека устроено так, что легко замечает даже небольшое нарушение симметрии, благодаря чему фокусироваться с маской Бахтинова проще, а точность фокусировки при этом оказывается выше.
Ширина и период прорезей в канонической маске Бахтинова – величины вычисляемые и зависящие от фокусного расстояния и апертуры телескопа. Однако на практике китайцы давно наладили выпуск масок под разные диаметры, которые расчётным параметрам соответствуют лишь приблизительно, однако неплохо работают. Одну такую, вырезанную лазером из чёрного акрила, я купил на Aliexpress несколько лет назад и успешно её использовал совместно с апохроматическим рефрактором TS PhotoLine 80/480.
Её установка на трубу занимает считанные секунды: маска просто цепляется силиконовыми ножками за бленду телескопа. Дальше нужно навести телескоп на звезду второй-третьей звёздной величины (таких немало в любой области неба) и, крутя ручку фокусировки, добиться, чтобы все три хорошо заметных дифракционных луча пересеклись в одной точке.
Однако несколько месяцев назад мне случилось обзавестись новеньким фотографическим объективом Samyang 135/2 ED UMC, одной из главных областей применения которого я видел астрофотографию. Объектив меня весьма впечатлил сочетанием высокой светосилы, отличной резкости и практически полным отсутствием хроматизма, как обычного, так и продольного. Единственной сложностью стала фокусировка этого чуда техники. Наведение на резкость «на глазок» по LiveView практически гарантировало небольшую ошибку, ну а маска Бахтинова, которая отлично садилась на бленду Samyang’а, хоть и работала, однако давала слишком короткие дифракционные «шипы», фокусироваться по которым было неудобно.
Тогда я отправился искать в интернете, не изобрело ли человечество чего-нибудь более удобного, чем акриловая нахлобучка на бленду. И, как оказалось, изобрело! Блуждая по мировой паутине, я набрёл на упоминание светофильтра «Kase Bright Star», представляющего собой маску Бахтинова, выгравированную на прозрачном пластике или оптическом стекле. Причём эти фильтры существуют в трёх различных форм-факторах: плоской пластины 100×100мм для держателя Cokin Z-Pro и совместимых, обычного светофильтра с резьбовым креплением под диаметры 77, 82 и 95 миллиметров и светофильтра в круглой оправе под фирменную систему магнитного крепления фильтров.
Изначально рассматривал лишь два последних варианта, и в итоге склонился к обычному резьбовому фильтру диаметром 77 миллиметров. Причина была чисто экономическая: магнитная система крепления добавляла к цене больше 10 долларов, не суля для моего сценария использования никаких видимых преимуществ.
Дешевле всего Kase Bright Star оказались на Aliexpress: резьбовой 77-миллиметровый фильтр там стоил всего $45 с бесплатной доставкой, так что долго раздумывать я не стал и оформил заказ.
С момента заказа и до получения посылки прошло 29 дней; столь длительный срок ожидания может быть связан с тем, что Aliexpress объединил три моих заказа в один пакет. И такая неторопливость меня совсем не порадовала: я спешил. Ибо с конца мая по конец июля на 56° северной широты небо не темнеет до конца даже в час ночи, и на весь этот период про астрофото можно забыть.
Но вот посылка получена. Открываем её, и видим: до консолидации мой Kase Bright Star был упакован в тонкий пластиковый пакет, внутри которого ощущается жёсткая коробка.
Рвём пакет, смотрим — так и есть, внутри коробка из толстого гофрированного картона без каких-либо ярлычков, надписей или иных пометок.
Теперь пора заглянуть в коробку. Что у нас там?
А там у нас объёмный свёрток из пузырчатого полиэтилена, занимающий весь внутренний объём коробки и для верности перемотанный скотчем. Избавляемся от него — и видим, что в недрах свёртка пряталось нечто, в корне отличное от изображённого на фото продавца!
«Нечто» было запаяно в целлофан, от которого я поспешил избавиться.
На своё счастье, за месяц я успел подзабыть, как должна была выглядеть коробка от Bright Star, так что счастливо избег ещё одного совершенно лишнего стресса, и тысячи нервных клеток спаслись от неминуемой гибели.
Тем не менее, я точно помнил: то, что я заказывал, должно было называться «Kase Bright Star». Передо мной лежал, несомненно, продукт от «Kase» из какой-то неведомой «росомаховой серии», о чём гордо возвещали золотистые буквы. Может быть, нужная надпись найдётся на обратной стороне?
На задней поверхности коробки нашлось много всякого — адрес предприятия-изготовителя, QR-код для проверки подлинности, ссылка на официальный сайт — однако вожделенной надписи «Bright Star» там не оказалось.
И только маленькая бумажная этикетка, наклеенная на одну из боковых поверхностей, смогла развеять мои сомнения.
«Star Focusing Tool» — именно то, что мне и было нужно! А 77 миллиметров — как раз мой диаметр. Однако, ответив на один вопрос, она породила другой: почему этот «tool» — «magnetic», и что за кольцо-адаптер к нему прилагается?
Открываем картонную коробочку, находим внутри коробочку из серого полупрозрачного пластика:
Что же у неё внутри?
И тут все странности находят объяснение. Оказывается, вместо заказанной ординарной версии фильтра мне прислали более дорогую с магнитным креплением! Не иначе, продавец как-то прознал про мой грядущий день рождения и вознамерился сделать мне подарок. В общем, на то, что прислали «более ценный мех», я нисколько не обиделся, а вовсе даже наоборот. Ведь, помимо собственно фокусировочной маски-фильтра я получил возможность ознакомиться с магнитными креплениями фильтров в исполнении Kase и оценить их сильные и слабые стороны.
Удерживать светофильтры на объективе посредством магнетизма придумали далеко не вчера: среди известных фотофирм собственные системы с магнитным креплением предлагают Manfrotto, Marumi и Kenko. Сравнительно недавно с магнитным креплением начали экспериментировать и китайцы: помимо Kase, выпустившей обозреваемый продукт, магнитные фильтры предлагают K&F Concept, Freewell, Haida, Neewer, и наверняка этот список далёк от полноты.
Конкретно у Kase магнитное крепление реализовано следующим образом: в резьбу объектива ввинчивается металлическое кольцо-адаптер, а уже к нему прикладывается магнитный фильтр. Или не фильтр: Kase также выпускает магнитные крышечки на объектив.
И кольцо-адаптер, и оправа фильтра — металлические, анодированные в чёрный цвет. На их внешние поверхности нанесено мелкое сетчатое рифление — довольно оригинальное решение, ранее светофильтры с сетчатым рифлением оправы мне не встречались ни разу. На боковой стороне фильтра и адаптера какие-либо надписи отсутствуют.
Название продукта — «Kase MAGNETIC Brightstar 77mm» нанесено на оправу фильтра снизу.
Схожая надпись — «Kase MAGNETIC ADAPTER RING 77mm AL23» — присутствует и на адаптере, но уже не на нижней, а на верхней его стороне.
Интересно, что и адаптер, и светофильтр намагничены лишь с одной стороны – с той, на которую нанесены надписи. Именно к ней притягивается, к примеру, стальная булавка.
Противоположная сторона не намагничена и металлические предметы к ней не «прилипают», но при этом сама она на магнит реагирует, притягиваясь к нему. Намагничено кольцо не слишком сильно: если установить фильтр на объектив Samyang 135/2 ED UMC с байонетом Sony E (масса этой версии объектива составляет 845 грамм), а потом попытаться приподнять объектив, держась за фильтр, магнитный фильтр сразу же «отклеится» от адаптера.
Наружный диаметр кольца-адаптера совпадает с внешним диаметром обыкновенного светофильтра, а вот наружный диаметр самой маски Бахтинова – приблизительно на миллиметр больше.
Весит фильтр с кольцом-адаптером всего 24±0,1 грамма.
В коробку с фильтром была вложена небольшая карточка из тонкого картона, судя по тексту, одинаковая для всех фильтров с магнитным креплением, и объясняющая основы их использования на английском и китайском языках.
Первые два пункта сообщают, что магнитные УФ-фильтры следует вкручивать непосредственно в резьбу объектива, а все остальные типы фильтров устанавливаются либо поверх магнитного УФ-фильтра, либо через специальное кольцо-адаптер. Третий пункт мне совершенно непонятен: в нём не рекомендуется использовать магнитные фильтры при ураганном ветре и на большой высоте над уровнем моря. Нет, правда, что такого ужасного может случиться с магнитным фильтром на высоте или при сильном ветре? Возможно, китайский текст способен пролить свет на эту странную рекомендацию, однако я по-китайски читать не умею.
Ну а на обратной стороне карточки располагаются координаты производителя фильтра — фирмы Jiangmen Kase Optics.
Также в коробку вложено двуязычное руководство по эксплуатации.
Начинается оно вполне здраво: «переведите объектив в режим ручной фокусировки, включите Live View и найдите точечный источник света». А вот далее мы видим нечто странное: пользователю рекомендуется кручением фокусировочного кольца добиваться максимальной яркости в точке пересечения лучей. Судя по тексту, тот, кто писал эту часть руководства, не только ни разу не пользовался описываемым продуктом, но и вообще не имеет представления о том, как работает маска Бахтинова. О том же свидетельствует и приведённая ниже иллюстрация, на которой изображена полная и откровенная чушь.
Далее следуют советы по уходу за фильтром, которые сводятся к тому, что для его чистки нельзя использовать абразивные материалы и химические растворители. Что, в свою очередь, вызывает сомнения насчёт материала, из которого изготовлен фильтр: у стекла обычно проблем с растворителями нет, а вот оптические пластики агрессивная химия приводит в негодность.
Поскольку вечер дня, когда я получил посылку, выдался ясным, я поспешил опробовать новый фокусировочный инструмент. Для этого я поставил Samyang 135/2 на Sony A7, вкрутил кольцо-адаптер в резьбу установленного на объектив защитного светофильтра, и приложил к нему фильтр.
Фильтр под действием магнитных сил тут же прилип к кольцу. Приложив некоторое усилие, его можно было снять с кольца-адаптера, однако магнитной силы было достаточно, чтобы фильтр крепко держался на своём месте при любом положении камеры.
Далее следовало надеть бленду, и тут меня поджидал неприятный сюрприз. Как я уже говорил, диаметр оправы Kase Bright Star оказался буквально на миллиметр больше, чем у стандартного светофильтра. Казалось бы, какая жалкая, ничтожная разница. Однако из-за этого миллиметра при установленном Kase Bright Star оказалось невозможно надеть бленду на объектив.
К счастью, на кольцо-адаптер это не распространяется: оно имеет обычный диаметр, установке/снятию бленды никак не препятствует, так что скручивать его перед съёмками нет необходимости. И это хорошо: если снимать приходится при низких температурах, из-за теплового расширения фокус может «уплывать» по мере остывания оборудования, поэтому приходится иногда проверять фокусировку и, при необходимости, вносить поправки. Благодаря тому, что магнитное крепление позволяет за считанные секунды устанавливать и снимать маску Бахтинова, эти действия не отнимут много времени. Ну а фокусироваться можно и без бленды.
Но коли магнитное крепление позволяет так ловко жонглировать фильтрами, почему оно не завоевало весь мир, и большинство фотографов по старинке пользуется резьбовыми соединениями? Мне видятся две причины.
Причина первая: недостаточная надёжность крепления. Магнитная сила, удерживающая фильтр на адаптере, не так уж велика. И на тряской дороге её может просто не хватить, чтобы в недрах фоторюкзака удержать фильтр или крышечку объектива на своём месте. А такая ситуация чревата, в лучшем случае, попорченным фильтром, а в худшем — грязью и царапинами на полевой линзе объектива. И в фирме Kase это отлично понимают: единственный из всей линейки магнитных фильтров, который устанавливается не через адаптер, а вкручивается в резьбу на объективе — защитный.
Не менее очевидно, что тяжёлое оборудование с креплением на резьбу объектива (как то: резьбовые бленды, ахроматические макролинзы, светодиодные осветители, макровспышки и т. п.) магнитное крепление просто «не потянет».
Причина вторая, проистекающая из первой: проблема второго фильтра. То, что я устанавливал обозреваемый Kase Bright Star поверх защитного фильтра — это нормально и правильно, фокусироваться нужно с теми фильтрами, через которые собираешься снимать. Но мой случай крайне специфический: маска Бахтинова нужна лишь на время фокусировки, после чего её снимают. Вообще же фотографы стараются избегать съёмки через «слойку» из фильтров. И если вы, к примеру, захотите поставить полярик, нейтральный или эффектный фильтр, вам придётся выбирать между «быстро» и «качественно». «Быстро» в данном случае — прилепить второй фильтр поверх защитного на магнитное крепление и смириться с возможным падением резкости, сниженным контрастом и лишними бликами. Ну а «качественно», соответственно, выльется в «скрутить защитный фильтр и поставить на его место магнитный фильтр с адаптером». Во втором случае магнитное крепление, очевидно, никакого выигрыша не даёт.
А ещё, как я уже упоминал выше, реализация магнитного крепления от Kase оказалась несовместима с блендой объектива Samyang 135/2 (и, весьма вероятно, не только его). Поэтому, на мой взгляд, магнитное крепление решает не так уж много проблем, создавая при этом лишние сложности на ровном месте. И, судя по малой распространённости таких креплений, фотографическая общественность пришла к тому же мнению.
Так или иначе, я приступил к фокусировке. Поймав в центр кадра Вегу (самая яркая звезда созвездия Лиры, нулевой звёздной величины), я перевёл LiveView в режим максимального увеличения и увидел сплющенную и перекошенную шестилучевую звезду с хорошо различимыми длинными радужными лучами. Вращая кольцо фокусировки, я наблюдал хорошо знакомую мне картину: вместе с фокусом центральный луч звезды «уплывал» то в одну сторону, то в другую. Для астрономии фокусировочное кольцо Samyang’а с ходом около 210 градусов — инструмент довольно грубый, однако мне без особых усилий удалось добиться симметричности дифракционных лучей, что означало идеальную фокусировку.
Разумеется, я не забыл в демонстрационных целях снять, как выглядит дифракционная картина во всех трёх вариантах: при точной фокусировке, при «недолёте» и когда фокус ушёл «за бесконечность».
А теперь, для сравнения, взгляните, как на том же объективе выглядела дифракционная картина со старой, акриловой маской Бахтинова:
Может показаться, что всё не так уж плохо: лучи хоть и короче, но вполне видны. Однако сделайте поправку на то, что картинка в видоискателе обрабатывается самыми простыми и грубыми (зато быстрыми и экономичными) алгоритмами и выводится на маленький экранчик не самого высокого разрешения. Так что на практике фокусировать Samyang 135/2 при помощи Kase Bright Star несомненно легче и удобнее, чем с маской Бахтинова, рассчитанной на длиннофокусные телескопы со светосилой f/6 и менее.
Кроме того, можно заметить, что на первой серии фото фон неба заметно светлее. Поскольку все кадры снимались при одинаковых настройках (диафрагма f/2, выдержка 0.5 секунды, чувствительность 400 единиц ISO), очевидно, что Kase Bright Star пропускает больше света.
Как я уже упоминал, посылку я получил незадолго до окончания весеннего сезона астрономических наблюдений, и образно выражаясь, успел запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда. К тому же, поздневесеннее небо не очень интересно в плане широкопольного астрофото, так что на этот раз примеров фотоснимков будет не так много, как хотелось бы. Но пока есть возможность, ставим камеру на астротрекер и снимаем!
Что снимаем? А что ни попадя. Например, созвездие Лиры:
Оригинал фото
Некрупные созвездия вроде Дельфина, Стрелы и той же Лиры умещаются в поле зрения Samyang’а с хорошим запасом. Правда, оборотной стороной становится небольшой масштаб изображения: знаменитая Кольцевая туманность на этой картинке выглядит бледно-голубым кружочком на полпути между звёздами β и γ; если не знать, где она находится, нипочём её не найдёте.
А вот созвездие Стрелы будет поинтереснее.
Оригинал фото
Оно расположено на фоне Млечного пути, причём чуть выше фигуры созвездия располагаются тёмные «провалы» — облака поглощающей свет межзвёздной пыли. А ещё на фото несложно разглядеть планетарную туманность M27 «Гантель», на снимке выглядящую как голубые песочные часы и расположенную ближе к левому краю кадра. На самом деле объектов на фото больше. Это и скопление M71, расположенное чуть ниже середины линии, соединяющей звёзды γ и δ, и скопление NGC 6830, и астеризм Collinder 399 «Вешалка», но чтобы их заметить, опять же, нужно знать, где искать.
Ну а если не искать, то позвольте представить вашему вниманию рассеянное звёздное скопление NGC 6940 в созвездии Лебедя:
Оригинал фото
Здесь сгущение звёзд в центре кадра прямо-таки бросается в глаза.
Увы, на этом мои достижения с использованием обозреваемого фильтра пока закончились. Конечно, в августе, когда ночи вновь станут тёмными и прозрачными, можно будет с новыми силами взяться за Туманность Андромеды, созвездие Треугольника, ассоциацию Персея и многие другие объекты, однако пока Kase Bright Star вынужден недвижимо лежать на полке в ожидании своего часа.
Людям свойственно задаваться вопросом: «А что будет, если … ?» В моём случае этот вопрос трансформировался в: «А что будет, если сфотографировать через Kase Bright Star самый обычный дневной сюжет?» К примеру, вот такой:
Бессмысленным экспериментам — бесполезные результаты. Совершенно ничего хорошего из этой затеи не вышло: при дневном освещении этот фильтр делает изображение мутным, белёсым и смазанным, не привнося в него совершенно ничего интересного.
Так что используйте этот фильтр по прямому назначению, и примите как данность: ни для чего иного, кроме точной фокусировки на звёздное небо, он не пригоден.
В общем, Kase Bright Star – вещь, без сомнения, стоящая – при условии, что он вам нужен. А нужен он вам только если вы всерьёз занимаетесь астрофотографией и используете для этого длиннофокусный (ориентировочно – от 85 миллиметров) объектив либо небольшой телескоп, позволяющий устанавливать перед объективом резьбовые фотографические фильтры. Что же касается магнитного крепления на объектив, с данным конкретным фокусировочным устройством оно действительно полезно и оправданно, однако желания «пересадить» на него все остальные свои фильтры и макролинзы у меня не возникло.
Достоинства
Недостатки
В астрофото точная фокусировка имеет первостепенное значение. От неё зависит не только визуальная резкость картинки, но и проницание, то есть минимальная яркость объектов, которые будут зарегистрированы на снимке. Кроме того, не у всех объективов продольный хроматизм исправлен достаточно хорошо, из-за чего даже минимальная ошибка в фокусировке проявит себя на снимке в виде зелёных или пурпурных ореолов вокруг ярких звёзд.
Для сравнительно короткофокусных объективов фокусировка сложности не представляет: мой сверхширокоугольный Samyang 12/2.0 отлично наводится на резкость по шкале дистанций. Объективы с фокусным расстоянием 35 и 55 миллиметров тоже несложно сфокусировать, воспользовавшись LiveView со включённым режимом увеличения. Однако чем больше фокусное расстояние, тем выше требования к точности попадания в фокус, и с некоторого момента ловля максимальной резкости «на глазок» становится утомительна, не гарантируя при этом желаемый результат.
Однако здесь астрофотографам повезло: основной объект их интереса – очень удалённые и почти точечные светящиеся объекты на тёмном фоне. А это позволяет использовать для фокусировки более продвинутые методики, основанные на использовании размещаемых перед объективом особого рода диафрагм, также известных как «маски». Первая из них, «маска Хартмана» с двумя или тремя отверстиями, появилась ещё в конце позапрошлого столетия. Её принцип действия заключается в том, что каждое из отверстий работает как отдельный объектив и строит собственное изображение. В фокальной плоскости эти изображения идеально накладываются друг на друга, однако при неточной фокусировке дают двоящуюся или троящуюся картинку.
Маска Хартмана и ей подобные (за годы было предложено множество вариантов формы и расположения отверстий в маске) имеет несомненные достоинства при фокусировке по Солнцу, Луне и планетам, однако для фокусировки по звёздам теряет слишком много света и не всегда обеспечивает желаемую точность. Поэтому сравнительно недавно Павел Иванович Бахтинов предложил иную конструкцию, где вместо крупных единичных отверстий используется множество тонких прорезей. Надетая на объектив, эта маска превращает точечный светящийся объект в шестилучевую звезду, полностью симметричную в точке наилучшей фокусировки. Если же фокусировка неидеальна, центральная линия звезды будет смещена относительно точки пересечения двух других, и шестилучевая звезда утратит правильность формы. Зрение человека устроено так, что легко замечает даже небольшое нарушение симметрии, благодаря чему фокусироваться с маской Бахтинова проще, а точность фокусировки при этом оказывается выше.
Ширина и период прорезей в канонической маске Бахтинова – величины вычисляемые и зависящие от фокусного расстояния и апертуры телескопа. Однако на практике китайцы давно наладили выпуск масок под разные диаметры, которые расчётным параметрам соответствуют лишь приблизительно, однако неплохо работают. Одну такую, вырезанную лазером из чёрного акрила, я купил на Aliexpress несколько лет назад и успешно её использовал совместно с апохроматическим рефрактором TS PhotoLine 80/480.
Её установка на трубу занимает считанные секунды: маска просто цепляется силиконовыми ножками за бленду телескопа. Дальше нужно навести телескоп на звезду второй-третьей звёздной величины (таких немало в любой области неба) и, крутя ручку фокусировки, добиться, чтобы все три хорошо заметных дифракционных луча пересеклись в одной точке.
Однако несколько месяцев назад мне случилось обзавестись новеньким фотографическим объективом Samyang 135/2 ED UMC, одной из главных областей применения которого я видел астрофотографию. Объектив меня весьма впечатлил сочетанием высокой светосилы, отличной резкости и практически полным отсутствием хроматизма, как обычного, так и продольного. Единственной сложностью стала фокусировка этого чуда техники. Наведение на резкость «на глазок» по LiveView практически гарантировало небольшую ошибку, ну а маска Бахтинова, которая отлично садилась на бленду Samyang’а, хоть и работала, однако давала слишком короткие дифракционные «шипы», фокусироваться по которым было неудобно.
Тогда я отправился искать в интернете, не изобрело ли человечество чего-нибудь более удобного, чем акриловая нахлобучка на бленду. И, как оказалось, изобрело! Блуждая по мировой паутине, я набрёл на упоминание светофильтра «Kase Bright Star», представляющего собой маску Бахтинова, выгравированную на прозрачном пластике или оптическом стекле. Причём эти фильтры существуют в трёх различных форм-факторах: плоской пластины 100×100мм для держателя Cokin Z-Pro и совместимых, обычного светофильтра с резьбовым креплением под диаметры 77, 82 и 95 миллиметров и светофильтра в круглой оправе под фирменную систему магнитного крепления фильтров.
Изначально рассматривал лишь два последних варианта, и в итоге склонился к обычному резьбовому фильтру диаметром 77 миллиметров. Причина была чисто экономическая: магнитная система крепления добавляла к цене больше 10 долларов, не суля для моего сценария использования никаких видимых преимуществ.
Дешевле всего Kase Bright Star оказались на Aliexpress: резьбовой 77-миллиметровый фильтр там стоил всего $45 с бесплатной доставкой, так что долго раздумывать я не стал и оформил заказ.
С момента заказа и до получения посылки прошло 29 дней; столь длительный срок ожидания может быть связан с тем, что Aliexpress объединил три моих заказа в один пакет. И такая неторопливость меня совсем не порадовала: я спешил. Ибо с конца мая по конец июля на 56° северной широты небо не темнеет до конца даже в час ночи, и на весь этот период про астрофото можно забыть.
Но вот посылка получена. Открываем её, и видим: до консолидации мой Kase Bright Star был упакован в тонкий пластиковый пакет, внутри которого ощущается жёсткая коробка.
Рвём пакет, смотрим — так и есть, внутри коробка из толстого гофрированного картона без каких-либо ярлычков, надписей или иных пометок.
Теперь пора заглянуть в коробку. Что у нас там?
А там у нас объёмный свёрток из пузырчатого полиэтилена, занимающий весь внутренний объём коробки и для верности перемотанный скотчем. Избавляемся от него — и видим, что в недрах свёртка пряталось нечто, в корне отличное от изображённого на фото продавца!
«Нечто» было запаяно в целлофан, от которого я поспешил избавиться.
На своё счастье, за месяц я успел подзабыть, как должна была выглядеть коробка от Bright Star, так что счастливо избег ещё одного совершенно лишнего стресса, и тысячи нервных клеток спаслись от неминуемой гибели.
Тем не менее, я точно помнил: то, что я заказывал, должно было называться «Kase Bright Star». Передо мной лежал, несомненно, продукт от «Kase» из какой-то неведомой «росомаховой серии», о чём гордо возвещали золотистые буквы. Может быть, нужная надпись найдётся на обратной стороне?
На задней поверхности коробки нашлось много всякого — адрес предприятия-изготовителя, QR-код для проверки подлинности, ссылка на официальный сайт — однако вожделенной надписи «Bright Star» там не оказалось.
И только маленькая бумажная этикетка, наклеенная на одну из боковых поверхностей, смогла развеять мои сомнения.
«Star Focusing Tool» — именно то, что мне и было нужно! А 77 миллиметров — как раз мой диаметр. Однако, ответив на один вопрос, она породила другой: почему этот «tool» — «magnetic», и что за кольцо-адаптер к нему прилагается?
Открываем картонную коробочку, находим внутри коробочку из серого полупрозрачного пластика:
Что же у неё внутри?
И тут все странности находят объяснение. Оказывается, вместо заказанной ординарной версии фильтра мне прислали более дорогую с магнитным креплением! Не иначе, продавец как-то прознал про мой грядущий день рождения и вознамерился сделать мне подарок. В общем, на то, что прислали «более ценный мех», я нисколько не обиделся, а вовсе даже наоборот. Ведь, помимо собственно фокусировочной маски-фильтра я получил возможность ознакомиться с магнитными креплениями фильтров в исполнении Kase и оценить их сильные и слабые стороны.
Удерживать светофильтры на объективе посредством магнетизма придумали далеко не вчера: среди известных фотофирм собственные системы с магнитным креплением предлагают Manfrotto, Marumi и Kenko. Сравнительно недавно с магнитным креплением начали экспериментировать и китайцы: помимо Kase, выпустившей обозреваемый продукт, магнитные фильтры предлагают K&F Concept, Freewell, Haida, Neewer, и наверняка этот список далёк от полноты.
Конкретно у Kase магнитное крепление реализовано следующим образом: в резьбу объектива ввинчивается металлическое кольцо-адаптер, а уже к нему прикладывается магнитный фильтр. Или не фильтр: Kase также выпускает магнитные крышечки на объектив.
И кольцо-адаптер, и оправа фильтра — металлические, анодированные в чёрный цвет. На их внешние поверхности нанесено мелкое сетчатое рифление — довольно оригинальное решение, ранее светофильтры с сетчатым рифлением оправы мне не встречались ни разу. На боковой стороне фильтра и адаптера какие-либо надписи отсутствуют.
Название продукта — «Kase MAGNETIC Brightstar 77mm» нанесено на оправу фильтра снизу.
Схожая надпись — «Kase MAGNETIC ADAPTER RING 77mm AL23» — присутствует и на адаптере, но уже не на нижней, а на верхней его стороне.
Интересно, что и адаптер, и светофильтр намагничены лишь с одной стороны – с той, на которую нанесены надписи. Именно к ней притягивается, к примеру, стальная булавка.
Противоположная сторона не намагничена и металлические предметы к ней не «прилипают», но при этом сама она на магнит реагирует, притягиваясь к нему. Намагничено кольцо не слишком сильно: если установить фильтр на объектив Samyang 135/2 ED UMC с байонетом Sony E (масса этой версии объектива составляет 845 грамм), а потом попытаться приподнять объектив, держась за фильтр, магнитный фильтр сразу же «отклеится» от адаптера.
Наружный диаметр кольца-адаптера совпадает с внешним диаметром обыкновенного светофильтра, а вот наружный диаметр самой маски Бахтинова – приблизительно на миллиметр больше.
Весит фильтр с кольцом-адаптером всего 24±0,1 грамма.
В коробку с фильтром была вложена небольшая карточка из тонкого картона, судя по тексту, одинаковая для всех фильтров с магнитным креплением, и объясняющая основы их использования на английском и китайском языках.
Первые два пункта сообщают, что магнитные УФ-фильтры следует вкручивать непосредственно в резьбу объектива, а все остальные типы фильтров устанавливаются либо поверх магнитного УФ-фильтра, либо через специальное кольцо-адаптер. Третий пункт мне совершенно непонятен: в нём не рекомендуется использовать магнитные фильтры при ураганном ветре и на большой высоте над уровнем моря. Нет, правда, что такого ужасного может случиться с магнитным фильтром на высоте или при сильном ветре? Возможно, китайский текст способен пролить свет на эту странную рекомендацию, однако я по-китайски читать не умею.
Ну а на обратной стороне карточки располагаются координаты производителя фильтра — фирмы Jiangmen Kase Optics.
Также в коробку вложено двуязычное руководство по эксплуатации.
Начинается оно вполне здраво: «переведите объектив в режим ручной фокусировки, включите Live View и найдите точечный источник света». А вот далее мы видим нечто странное: пользователю рекомендуется кручением фокусировочного кольца добиваться максимальной яркости в точке пересечения лучей. Судя по тексту, тот, кто писал эту часть руководства, не только ни разу не пользовался описываемым продуктом, но и вообще не имеет представления о том, как работает маска Бахтинова. О том же свидетельствует и приведённая ниже иллюстрация, на которой изображена полная и откровенная чушь.
Далее следуют советы по уходу за фильтром, которые сводятся к тому, что для его чистки нельзя использовать абразивные материалы и химические растворители. Что, в свою очередь, вызывает сомнения насчёт материала, из которого изготовлен фильтр: у стекла обычно проблем с растворителями нет, а вот оптические пластики агрессивная химия приводит в негодность.
Поскольку вечер дня, когда я получил посылку, выдался ясным, я поспешил опробовать новый фокусировочный инструмент. Для этого я поставил Samyang 135/2 на Sony A7, вкрутил кольцо-адаптер в резьбу установленного на объектив защитного светофильтра, и приложил к нему фильтр.
Фильтр под действием магнитных сил тут же прилип к кольцу. Приложив некоторое усилие, его можно было снять с кольца-адаптера, однако магнитной силы было достаточно, чтобы фильтр крепко держался на своём месте при любом положении камеры.
Далее следовало надеть бленду, и тут меня поджидал неприятный сюрприз. Как я уже говорил, диаметр оправы Kase Bright Star оказался буквально на миллиметр больше, чем у стандартного светофильтра. Казалось бы, какая жалкая, ничтожная разница. Однако из-за этого миллиметра при установленном Kase Bright Star оказалось невозможно надеть бленду на объектив.
К счастью, на кольцо-адаптер это не распространяется: оно имеет обычный диаметр, установке/снятию бленды никак не препятствует, так что скручивать его перед съёмками нет необходимости. И это хорошо: если снимать приходится при низких температурах, из-за теплового расширения фокус может «уплывать» по мере остывания оборудования, поэтому приходится иногда проверять фокусировку и, при необходимости, вносить поправки. Благодаря тому, что магнитное крепление позволяет за считанные секунды устанавливать и снимать маску Бахтинова, эти действия не отнимут много времени. Ну а фокусироваться можно и без бленды.
Но коли магнитное крепление позволяет так ловко жонглировать фильтрами, почему оно не завоевало весь мир, и большинство фотографов по старинке пользуется резьбовыми соединениями? Мне видятся две причины.
Причина первая: недостаточная надёжность крепления. Магнитная сила, удерживающая фильтр на адаптере, не так уж велика. И на тряской дороге её может просто не хватить, чтобы в недрах фоторюкзака удержать фильтр или крышечку объектива на своём месте. А такая ситуация чревата, в лучшем случае, попорченным фильтром, а в худшем — грязью и царапинами на полевой линзе объектива. И в фирме Kase это отлично понимают: единственный из всей линейки магнитных фильтров, который устанавливается не через адаптер, а вкручивается в резьбу на объективе — защитный.
Не менее очевидно, что тяжёлое оборудование с креплением на резьбу объектива (как то: резьбовые бленды, ахроматические макролинзы, светодиодные осветители, макровспышки и т. п.) магнитное крепление просто «не потянет».
Причина вторая, проистекающая из первой: проблема второго фильтра. То, что я устанавливал обозреваемый Kase Bright Star поверх защитного фильтра — это нормально и правильно, фокусироваться нужно с теми фильтрами, через которые собираешься снимать. Но мой случай крайне специфический: маска Бахтинова нужна лишь на время фокусировки, после чего её снимают. Вообще же фотографы стараются избегать съёмки через «слойку» из фильтров. И если вы, к примеру, захотите поставить полярик, нейтральный или эффектный фильтр, вам придётся выбирать между «быстро» и «качественно». «Быстро» в данном случае — прилепить второй фильтр поверх защитного на магнитное крепление и смириться с возможным падением резкости, сниженным контрастом и лишними бликами. Ну а «качественно», соответственно, выльется в «скрутить защитный фильтр и поставить на его место магнитный фильтр с адаптером». Во втором случае магнитное крепление, очевидно, никакого выигрыша не даёт.
А ещё, как я уже упоминал выше, реализация магнитного крепления от Kase оказалась несовместима с блендой объектива Samyang 135/2 (и, весьма вероятно, не только его). Поэтому, на мой взгляд, магнитное крепление решает не так уж много проблем, создавая при этом лишние сложности на ровном месте. И, судя по малой распространённости таких креплений, фотографическая общественность пришла к тому же мнению.
Так или иначе, я приступил к фокусировке. Поймав в центр кадра Вегу (самая яркая звезда созвездия Лиры, нулевой звёздной величины), я перевёл LiveView в режим максимального увеличения и увидел сплющенную и перекошенную шестилучевую звезду с хорошо различимыми длинными радужными лучами. Вращая кольцо фокусировки, я наблюдал хорошо знакомую мне картину: вместе с фокусом центральный луч звезды «уплывал» то в одну сторону, то в другую. Для астрономии фокусировочное кольцо Samyang’а с ходом около 210 градусов — инструмент довольно грубый, однако мне без особых усилий удалось добиться симметричности дифракционных лучей, что означало идеальную фокусировку.
Разумеется, я не забыл в демонстрационных целях снять, как выглядит дифракционная картина во всех трёх вариантах: при точной фокусировке, при «недолёте» и когда фокус ушёл «за бесконечность».
А теперь, для сравнения, взгляните, как на том же объективе выглядела дифракционная картина со старой, акриловой маской Бахтинова:
Может показаться, что всё не так уж плохо: лучи хоть и короче, но вполне видны. Однако сделайте поправку на то, что картинка в видоискателе обрабатывается самыми простыми и грубыми (зато быстрыми и экономичными) алгоритмами и выводится на маленький экранчик не самого высокого разрешения. Так что на практике фокусировать Samyang 135/2 при помощи Kase Bright Star несомненно легче и удобнее, чем с маской Бахтинова, рассчитанной на длиннофокусные телескопы со светосилой f/6 и менее.
Кроме того, можно заметить, что на первой серии фото фон неба заметно светлее. Поскольку все кадры снимались при одинаковых настройках (диафрагма f/2, выдержка 0.5 секунды, чувствительность 400 единиц ISO), очевидно, что Kase Bright Star пропускает больше света.
Как я уже упоминал, посылку я получил незадолго до окончания весеннего сезона астрономических наблюдений, и образно выражаясь, успел запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда. К тому же, поздневесеннее небо не очень интересно в плане широкопольного астрофото, так что на этот раз примеров фотоснимков будет не так много, как хотелось бы. Но пока есть возможность, ставим камеру на астротрекер и снимаем!
Что снимаем? А что ни попадя. Например, созвездие Лиры:
Оригинал фото
Некрупные созвездия вроде Дельфина, Стрелы и той же Лиры умещаются в поле зрения Samyang’а с хорошим запасом. Правда, оборотной стороной становится небольшой масштаб изображения: знаменитая Кольцевая туманность на этой картинке выглядит бледно-голубым кружочком на полпути между звёздами β и γ; если не знать, где она находится, нипочём её не найдёте.
А вот созвездие Стрелы будет поинтереснее.
Оригинал фото
Оно расположено на фоне Млечного пути, причём чуть выше фигуры созвездия располагаются тёмные «провалы» — облака поглощающей свет межзвёздной пыли. А ещё на фото несложно разглядеть планетарную туманность M27 «Гантель», на снимке выглядящую как голубые песочные часы и расположенную ближе к левому краю кадра. На самом деле объектов на фото больше. Это и скопление M71, расположенное чуть ниже середины линии, соединяющей звёзды γ и δ, и скопление NGC 6830, и астеризм Collinder 399 «Вешалка», но чтобы их заметить, опять же, нужно знать, где искать.
Ну а если не искать, то позвольте представить вашему вниманию рассеянное звёздное скопление NGC 6940 в созвездии Лебедя:
Оригинал фото
Здесь сгущение звёзд в центре кадра прямо-таки бросается в глаза.
Увы, на этом мои достижения с использованием обозреваемого фильтра пока закончились. Конечно, в августе, когда ночи вновь станут тёмными и прозрачными, можно будет с новыми силами взяться за Туманность Андромеды, созвездие Треугольника, ассоциацию Персея и многие другие объекты, однако пока Kase Bright Star вынужден недвижимо лежать на полке в ожидании своего часа.
Людям свойственно задаваться вопросом: «А что будет, если … ?» В моём случае этот вопрос трансформировался в: «А что будет, если сфотографировать через Kase Bright Star самый обычный дневной сюжет?» К примеру, вот такой:
Бессмысленным экспериментам — бесполезные результаты. Совершенно ничего хорошего из этой затеи не вышло: при дневном освещении этот фильтр делает изображение мутным, белёсым и смазанным, не привнося в него совершенно ничего интересного.
Так что используйте этот фильтр по прямому назначению, и примите как данность: ни для чего иного, кроме точной фокусировки на звёздное небо, он не пригоден.
В общем, Kase Bright Star – вещь, без сомнения, стоящая – при условии, что он вам нужен. А нужен он вам только если вы всерьёз занимаетесь астрофотографией и используете для этого длиннофокусный (ориентировочно – от 85 миллиметров) объектив либо небольшой телескоп, позволяющий устанавливать перед объективом резьбовые фотографические фильтры. Что же касается магнитного крепления на объектив, с данным конкретным фокусировочным устройством оно действительно полезно и оправданно, однако желания «пересадить» на него все остальные свои фильтры и макролинзы у меня не возникло.
Достоинства
- Значительно упрощает и ускоряет точную фокусировку
- Работает со светосильными объективами
- Магнитное крепление позволяет оперативно устанавливать и снимать фокусировочный инструмент
Недостатки
- Описание процесса фокусировки в инструкции не имеет никакого отношения к реальности
- Магнитное крепление может оказаться несовместимо с блендами некоторых объективов
+267 |
23014
76
|
Самые обсуждаемые обзоры
+67 |
2995
124
|
+49 |
3298
64
|
+28 |
2168
36
|
+50 |
1915
36
|
К сожалению снимки не мои
www.facebook.com/photo.php?fbid=3858499110882686&set=pb.100001679046005.-2207520000..&type=3
www.facebook.com/photo.php?fbid=3637417692990830&set=pb.100001679046005.-2207520000..&type=3
www.facebook.com/photo.php?fbid=3256646757734594&set=pb.100001679046005.-2207520000..&type=3
искал переменный ND нормального качества, чтоб не было креста посредине на крайних значениях (популярная проблема, в т.ч. у брендов)
И нашел, вот он: https://aliexpress.com/item/item/32919194315.html
На широких углах может быть виньетка, но у меня он еще надет поверх защитного фильтра.
Что и наблюдается в данном фильтре.
1) Есть ограничение поворота
2) Переменная плотность ограничена nd32
Таким образом можно брать любой фильтр, если он будет с крестами на ваших положениях, то просто не доворачивать.
Но вот весы придется поменять… )))
А вот чтобы быть астрологом, на небо смотреть совсем не обязательно. И, при этом, можно быть вполне успешным астрологом…
Фильтр, конечно, модный-красивый, сам на него для 135gm и 200-600g посматриваю, но соотношение цена-качество несопоставимое )
www.markshelley.co.uk/Astronomy/SonyA7S/sonystareater.html