RSS блога
Подписка
Однокомпонентная паяльная маска - 2, по следам комментариев
- Цена: $2.13
- Перейти в магазин
В комментариях к обзору uncle_sem про паяльную маску товарищ CuMr аргументированно и взвешенно решил поспорить со мной о способах ровно нанести её на печатную плату:
Ну ладно. Лезем в ящик и достаём оттуда отрезок сетки для шелкографии, купленной на Али за два бакса. Она обычно продаётся кусками по пять или десять погонных метров, мне же повезло найти лот, в котором продавался метр. Она очень скользкая по ощущениям, с очень мелкой и идеально ровной сеткой:
В описании лота значилось: material: Solyester, mesh: 120 mesh 48T, size: 1 x 1.27m. Сетка приехала сложенной в конверт и была сильно помята :(
В магазине рукоделия за 16 рублей покупаем пяльцы для вышивки, натягиваем на них отрезок сетки. Также я взял резиновый шпатель для штукатурки за, кажется, 12 рублей. Как вы можете видеть, шпатель у меня побитый жизнью, отчего на маске потом остались полосы — надо было найти специальный ракель или пользоваться старой пластиковой картой)
Пожертвуем куском текстолита. Выдавливаем на него через сетку немного маски:
Размазываем в одно движение:
Сетку можно отмыть изопропиловым спиртом, но проще выкинуть и вырезать на замену ещё квадратик.
Заготовку сушим паяльным феном при температуре 100С минуты так три. Я не засекал время — можно просто ориентироваться на подтёки по бокам — если высохли, значит и краска на текстолите тем более сухая.
Капаем на текстолит машинного масла «для швейных машинок» и наляпываем первый попавшийся под руку фотошаблон. (Прошу прощения за качество — фотошаблон отпечатан на позорном самом дешёвом в линейке принтере Xerox 3010 с китайским «совместимым» картриджем. Его спасает только то, что при контакте с маслом он становится чернее). Суём «бутерброд» под маникюрную УФ-лампу на 9 Вт секунд на тридцать (не засекал).
Благодаря маслу фотошаблон легко снимается. Незасвеченную паяльную маску удаляем изопропиловым спиртом.
Маска отлично держится (как синяя, так и красная одинаково) и не сдирается металлической губкой:
Пробуем снять отвердевшую маску растворителями — немного поддаётся ацетону, а «646», уайт-спирит и керосин ничего маске сделать не могут. Возможно, надо было ещё дать заготовке полежать под УФ-лампой после отмывки маски для полного задубения, но мне было лень.
Я спилил излишки платы и ради интереса решил её протравить. Используется ванна из оргстекла (описание in English тут), аквариумный компрессор и протравочный раствор из перекиси и лимонной кислоты:
Посмотрим на результаты поближе:
сдерём маску шкуркой и посмотрим на открывшуюся медь:
Не знаю, как вам, но мне такое качество после процедуры, исполненной тяп-ляп, без засекания времени — вполне нравится.
P.S. Моя ссылка на лот «протухла», но вы без труда найдёте аналогичную сетку по запросу «120 mesh 48T»:
P.P.S. Интересующимся вопросами изготовления печатных плат с применением фоторезиста и масок, горячо рекомендую этот YouTube-канал — почерпнул оттуда много годных идей. Идеальный серьёзный автор, отличное качество видео — малолетним «обзорщикам за еду» до такого — как до Луны пешком. Снимаю шляпу:
Ну ладно. Лезем в ящик и достаём оттуда отрезок сетки для шелкографии, купленной на Али за два бакса. Она обычно продаётся кусками по пять или десять погонных метров, мне же повезло найти лот, в котором продавался метр. Она очень скользкая по ощущениям, с очень мелкой и идеально ровной сеткой:
В описании лота значилось: material: Solyester, mesh: 120 mesh 48T, size: 1 x 1.27m. Сетка приехала сложенной в конверт и была сильно помята :(
В магазине рукоделия за 16 рублей покупаем пяльцы для вышивки, натягиваем на них отрезок сетки. Также я взял резиновый шпатель для штукатурки за, кажется, 12 рублей. Как вы можете видеть, шпатель у меня побитый жизнью, отчего на маске потом остались полосы — надо было найти специальный ракель или пользоваться старой пластиковой картой)
Пожертвуем куском текстолита. Выдавливаем на него через сетку немного маски:
Размазываем в одно движение:
Сетку можно отмыть изопропиловым спиртом, но проще выкинуть и вырезать на замену ещё квадратик.
Заготовку сушим паяльным феном при температуре 100С минуты так три. Я не засекал время — можно просто ориентироваться на подтёки по бокам — если высохли, значит и краска на текстолите тем более сухая.
Капаем на текстолит машинного масла «для швейных машинок» и наляпываем первый попавшийся под руку фотошаблон. (Прошу прощения за качество — фотошаблон отпечатан на позорном самом дешёвом в линейке принтере Xerox 3010 с китайским «совместимым» картриджем. Его спасает только то, что при контакте с маслом он становится чернее). Суём «бутерброд» под маникюрную УФ-лампу на 9 Вт секунд на тридцать (не засекал).
Благодаря маслу фотошаблон легко снимается. Незасвеченную паяльную маску удаляем изопропиловым спиртом.
Маска отлично держится (как синяя, так и красная одинаково) и не сдирается металлической губкой:
Пробуем снять отвердевшую маску растворителями — немного поддаётся ацетону, а «646», уайт-спирит и керосин ничего маске сделать не могут. Возможно, надо было ещё дать заготовке полежать под УФ-лампой после отмывки маски для полного задубения, но мне было лень.
Я спилил излишки платы и ради интереса решил её протравить. Используется ванна из оргстекла (описание in English тут), аквариумный компрессор и протравочный раствор из перекиси и лимонной кислоты:
Посмотрим на результаты поближе:
сдерём маску шкуркой и посмотрим на открывшуюся медь:
Не знаю, как вам, но мне такое качество после процедуры, исполненной тяп-ляп, без засекания времени — вполне нравится.
P.S. Моя ссылка на лот «протухла», но вы без труда найдёте аналогичную сетку по запросу «120 mesh 48T»:
P.P.S. Интересующимся вопросами изготовления печатных плат с применением фоторезиста и масок, горячо рекомендую этот YouTube-канал — почерпнул оттуда много годных идей. Идеальный серьёзный автор, отличное качество видео — малолетним «обзорщикам за еду» до такого — как до Луны пешком. Снимаю шляпу:
YouTube
Самые обсуждаемые обзоры
+72 |
5656
190
|
+38 |
5913
105
|
+45 |
3034
107
|
+30 |
3288
82
|
Ну и тоже есть опция «полная версия».
Мир, дружба, жвачка :)
Можно не использовать шаблоны а сразу рисовать УФ-лазером на плоттере поверх свежей маски, или ИК-лазером зажаривающим её мгновенно в точке.
Красавец!!!
Жалко плюс больше одного раза не жмякается…
Может, я и неправ. Говорю же, что мнение существует, но не утверждаю, что именно так и есть.
Есть 4К матрицы с подобной диагональю. Пиксель будет ещё мельче. Правда у них ценник выше.
(Интересный вариант применения таких матриц — подавление бликов, динамическим формированием полупрозрачной маски — каждая «точка» имеет 256 градаций яркости).
Ещё лучшего результата можно достичь при помощи DMD чипов — они работают на отражение, контрастность будет выше.
Проблема в том, что в свободную продажу они не поступают, даже в виде запасных частей. Т.к. их установка требует юстировки оптики. Поэтому новую не купить. В отличие от DMD — они устанавлиаются просто.
Неисправный проектор можно найти на авито за 1-2 тысячи рублей. У которого всё в порядке с матрицами, а сгорело что-нибудь в высоковольтном тракте. Или повредилась входная линза, когда рванула неоригинальная лампа. Или лампа выработала ресурс, а менять не хотят — оригинал слишком дорого, а ттх уже устарели.
Я лично купил 5 штук, 2шт DLP(DMD) и 3шт 3LCD. Все с нативным разрешением 1024*768 (это весьма немало, полно 800*600 проекторов, FHD ещё совсем свежие, а 4К только недавно появились и стоят совсем запредельно).
Причём один 3LCD оказался вполне рабочим, только жаловался на ресурс лампы. Из каждого 3LCD добывается по 3 таких HTPS матрицы + ещё огромная куча всякой оптики и обвязки. Матрицы простые, аналоговые, управление несложное.
DMD чипы на али начинаются от 2 тысяч рублей НОВЫЕ. Но управление ими слишком сложное. Проще взять проектор целиком и немного переделать объектив. Спектра лампы вполне хватает на засвечивание UV. Видел результаты работы такой установки — разрешение порядка 10 микрон.
Выше я писал про шарп-матрицу 2K 5.5". Вот она даёт те же 50 микрон. Стоит 1000 (тысячу) рублей.
За ~4 тысячи можно взять 4К 5.5", у которой точка около 30 микрон.
Да, область засветки небольшая. Зато плата готова сразу вся, за пару десятков секунд.
А плоттер… Режущий так дорожки не нарежет. УФ стоит как хороший автомобиль. А струйный… чем он отличается от струйного же принтера? последний тоже 50 микрон выдаст. Но — краской по бумаге.
Развёртка лазера линейная, растровая? Потому что векторная накопит такую ошибку, что о 50 микронах можно сразу забыть. Растровая же разверка даже на 100мвт длится многие десятки минут. Хотя бы просто потому, что знакопеременные нагрузки. Я знаком с установкой alphacrow, и прочитал всю тему, связанную с ней. Неинтересно. Точнее интересно разве что с т.з. получить точность в десяток микрон на листе а4. Но там и направляющие нужны прецизионные, а не каретка принтера. И стол-основание в десятки килограмм с идеальной плоскостью, иначе все эти микроны поплывут и исчезнут. Для понимания — обычная пыль может дать ошибку в 60 микрон. Также возможен прогиб неправильно установленной даже у толстенной гранитной плиты. Вообщем все сложно и весьма недёшево.
ЖК панели и дмд имеют идеальную геометрию, недостижимую в кустарных условиях. Недорого стоят. И засвечивают сразу массово, по площади.
Механика — как у 3D-принтеров на шаговых двигателях, абсолютную точность в 50мкм он не обеспечит, но разрешающая способность на ура что обычно и требуется для более плавного рисования. А ЖК панели… максимум 5 дюймов по диагонали и всё. Микроплатки рисовать? Такие даже в ручную забесплатно чем возится с матрицами рискуя её испортить.
В blueray стоят нужные 405nm диоды, и мощность там выше, особенно с ростом скорости. Но САМЫЙ МОЩНЫЙ bluray имеет ВСЕГО ЛИШЬ 1вт мощности, работая при этом с изрядным перегрузом — некоторые экземпляры даже не выходят на это значение, сгорая раньше. Модель привода BDR-209, далее в гугл.
В энграверах используются модули с длиной волны 450nm. Они стоят не так дорого, как 405nm, и имеют мощность в единицы ватт. Но совершенно не годятся для резиста и плохо фокусируются из-за многомодовости.
Чтобы поджечь спичку или резать бумагу достаточно хорошо сфокусированных 100мвт, или 200мвт сфокусированных похуже.
Может вы путаете электрическую мощность с оптической? Китайцы обожают так делать, указывая ТТХ модулей.
Механика как у 3Д принтеров — и опять полнейшее непонимание предмета обсуждения. Их тонкие алюминиевые направляющие это ПЛАСТИЛИН. Там можно говорить разве что о 0,1 мм повторяемости. А не о 50 микронах.
Ну и раз вы всё равно собираетесь двигать рисующее устройство — двигайте ЦЕЛИКОМ ЖК панель/плату. Это даст (условно) неограниченную площадь экспозиции, с незначительной (для вас) потерей точности только в местах стыков. В остальном — будет идеальная геометрия и великолепная скорость засветки.
Уверен, ни одна механика не даст повторяемости даже в 0.1мм уже на линейных размерах больше 5 сантиметров. НИ ОДНА. Речь идёт о разрешающей способности! Т.е. способности рисовать БОЛЕЕ ПЛАВНЫЕ кривые, при этом точка фокусировки лазера может быть и 0.2мм, всеравно точнее для плат нет смысла делать.
Для энгравера видел оба варианта и 450нм, и 405нм. и широкий выбор мощностей модулей.
Далее — паразитные засветки. Почитайте про постройку станка на голове от phr-803t. Сколько проблем вылезло, при использовании лазера.
насчет струйника — ну сделали же на радиокоте мегадевайс на базе струйника, ардуины и лазера. норм работает. и по скорости и по точности. и для двухсторонних плат тоже поддержва есть — выравнивание по маркерным точкам.
Есть возможность сфоткать какую-нибудь плату, сделанную по такой технологии?
Способ понравился, проще чем я делал, надо будет опробовать его, только сетку закажу. Спасибо.
Ещё интересно, как с маслом себя поведёт шаблон, напечатанный на струйнике. У меня на нём контрастность лучше получается.
— на текстолите остаётся ровно столько краски, сколько поместилось в ячейки сетки
— натянутая сетка сразу отпрыгивает от поверхности текстолита из-за натяга, обеспечивая чистую поверхность.
Толщина дорожек скрадётся за счёт мягкости ракеля.
Я когда-нибудь допишу обзор, который описывает мой toolchain полностью — от засветки фоторезиста лазером до финального лужения жидким оловом
вымазанную краской сетку можно так же как текстолит засветить через фотошаблон, затем выполоскать изопропилом незасвеченное.
Засвеченные ячейки сетки останутся прочно забитыми. Эту сетку можно использовать для нанесения краски на текстиль.
На YouTube полно видео, где находчивые подростки используют эту технологию для изготовления надписей на футболки. Лично не проверял, но желающие могут попробовать.
После этого, чтоб зачернить рисунок, можно кальку пропечь утюгом или паяльным феном, рисунок станет контрастнее.
И финал — на кальку капнуть масла, можно растительного, и растереть — калька станет прозрачная.
Вот ссылка, я делаю примерно так же: bsvi.ru/kak-ya-delayu-platy-s-pomoshhyu-fotorezista/
обалденный магазин, как зайдёшь, так в ж… пе начинает играть деццтво. Я вот на месте сообразил, что нынешнему поколению детей неизвестно о таких явлениях, как «ракета на сахаре и селитре» и «карбид в пруд», затарился, будем на даче навёрстывать (с соблюдением ТБ, есессно)
ХЧ 99,95%
ООО «Экспит»
и у него же по фоторезисту лучшая методика что я видел на ютубе www.youtube.com/watch?v=wNEUxLOx6CU
и по гипофосфиту тут неплохо расписано
Трафарет должен зафиксироваться на самой ткани (фотополимер), и краска наносится через не закрытую фотополимером сетку.
Просто катать краску через пустую сетку нет особого смысла. Когда у вас есть трафарет на сетке, вы через этот трафарет наносите любое изображение, насколько позволяет разрешение сетки в одну краску. Хотите маску на плату небольшим тиражом, а потом засвечиваете плату… Хотите свой логотип на кружку или инструмент…
upd: ну в комментах выше уже тоже об этом написали
Они есть, только как более геморройные, как мне кажется…
а через трафарет будет разрешение ниже — сабж 120dpi даст, а шаблон — не меньше 600
А вот сушить — это тема. Как то я до этого не допер. Нужно в печке попробовать. На этом месте жирное спасибо.
у меня фен ниже 100С не умеет, так бы я градусах на 70 грел даже
А всякие вот такие, не знаю как назвать, продолжительные процессы, что ли, печка — самое то. Бросил и потом забрал. Так что не буду нюхать. Спасибо за предостережение.
Ну этот недофен не измерял. Если не забуду, то завтра на термометр подую — оно все на работе.
Этот недофен большой объем гонит, и наличие нормального фена на столе и строительного в тумбочке никак не отменяет эту фигню. Ни разу не пожалел, что купил.
Для таких простых плат лучше желтой китайской бумаги под ЛУТ ничего нет. Даже не знаю во сколько раз проще и быстрей.
она позволяет упростить ЛУТ, но я настолько привык к фоторезисту, что на ЛУТ возвращаться мне только в страшном сне может присниться.
думаю заказать раскроить такой же себе
примерно 150мл объемом (но можно взять обрезки акрила и ими заполнять лишнюю ширину)
болты заменил на М4 — они у меня есть вроде даже, ну и ассортимент в леруа их больше)
и добавил вентиляцию в крышку, чтобы можно было в дырку ватную турунду засунуть и фильтровать мелкие капли раствора
осталось чертёж собрать и найти где раскроить)
Болты и их диаметр не имеют значения — они только для сборки «бутерброда» и его фиксации, пока клей не схватится.
По поводу раскроя — обращайтесь в фирмы по производству вывесок и наружной рекламы.
тут исходники если кому надо
добавил ещё дырки в крышку чтобы в торец просверлить и как подвес для платы использовать
теперь думаю уф акриловым клеить или силиконом) есть и то и то, акрил выглядеть будет лучше, а силикон дешевле, его больше и он не хрупкий)
Вот что получилось у меня:
Грел на 230 (откалиброванных) градусах, пока не высохла, после чего без масла положил фотошаблон, и засвечивал моей маломощной лампой 9Вт 1 час 30 минут, после стёр спиртом.
Мне маска ещё едет из Китая, а пока едет — штудирую статьи, но думаю несколько секунд под УФ дадут тот же эффект, что и сушка феном — маска не будет липнуть.