RSS блога
Подписка
Матбокс, компендиум, или попросту внешняя бленда для съёмки видео с креплением к 15мм трубам
- Цена: 905р
- Перейти в магазин
В кинопроизводстве компендиум — это устройство к киносъёмочному аппарату, состоящее из светозащитной бленды и держателя светофильтров. Здесь у нас штучка попроще: чисто шторки. Для меня, впрочем, она оказалось довольно полезным и без держателя — пользуюсь уже наверное полгода, ну а светофильтр (как правило ND) можно и отдельно установить. Впрочем недостатки также опишу в обязательном порядке — их на самом деле много.
Итак, что у нас тут есть:
Не сообразил снять точно сверху и сбоку, увы мне, но вроде бы устройство из этих снимков понятно. Пластиковый раструб, съёмные пластиковые шторки, снизу крепление на трубы. Вот крепление кстати металлическое, и пожалуй даже излишне надёжное для такой штучки. Шторки ребристые, во-первых, видимо для улучшения жёсткости, а во-вторых, для уменьшения переотражений и бликов от самой бленды. Пластик пластичный, по свойствам это почти наверняка полипропилен, в принципе самое то — расколотить бленду об окружающий ландшафт не получится, пружинит.
Закрепим бленду на трубы:
И поставим какую-нибудь камеру:
И нет, я не ошибся слишком далеко отодвинув камеру назад. Матбокс реально стоит так, что не попадает в кадр и не даёт виньетирования, при том что на камере стоит ширик с фокусным расстоянием в эквиваленте 28мм. Если у вас есть китовый объектив на какую-нибудь систему, то максимально широкое положение соответствует как раз тому же углу, реже 24мм, там немного шире. И в принципе в эту щель может прокрасться какой-то особо хитрый луч и светануть в объектив. Теоретически. И есть специальные устройства «пончики» для компендиумов (так и зовутся, matte box donat), а также бывает на всю систему накидывают чёрное полотно. На практике у меня объективы в этой зоне совершенно не ловят зайцев. Исключение может быть гелиос-44, но я его настолько давно не использовал в видео (слишком узкий для моих задач) что не могу подтвердить или опровергнуть догадку. Современные же объективы достаточно неплохо справляются с бликами вне поля своего зрения. Настолько хорошо, что частенько вовсе не комплектуются блендами.
Более того, если мы снимаем на солнце, то как правило можем подвинуть камеру или объект съёмки так, чтобы лучи не убивали изображение. Ведь вокруг свежий воздух и как правило много пространства. Так зачем же тогда нужна эта штука? Ну, на самом деле чаще всего всё как с зонтиком. Тебе он не нужен, но ты как идиот таскаешь его изо дня в день, наконец решаешь что это попросту глупо — таскать с собой настолько бесполезную вещь, вынимаешь его из сумки… И тут приходит зверский ливень, хилая курточка не справляется, карманы полны размокших купюр, новенький пауэрбанк коротит, короче приехали. Слава богу, с блендой всё не так страшно, и если ты взял с собой достаточно скотча и чёрной плёнки, всегда можно сообразить временную замену. Хм, а ведь и в случае с зонтиком это поможет! Ну, Голливуд держится на скотче — и нам наверное не помешает взять рулончик.
Впрочем, к делу. На самом деле довольно частая ситуация на съёмке когда ты добиваясь идеальной композиции запихиваешь источник света буквально на миллиметр за край кадра, так что самого источника нет, а вот гало от него ещё как есть и грызёт тебе край кадра. Вот тут-то и бывает необходимо расположить что-то непрозрачное между объективом и источником света. Особенно жёстко эта проблема выплывает когда у тебя попросту нет бюджета на съёмку и приходится использовать достаточно немощные и небольших размеров светильники. В этом случае они неминуемо оказываются придвинуты так близко к объектам съёмки как это только возможно, ведь сокращение дистанции до светильника вдвое увеличивает падающий свет вчетверо, да ещё и смягчает его что как правило тоже совершенно не лишне. Так что идёт борьба за каждый сантиметр.
Например буквально неделю назад решил что мне проще будет снимать без обозреваемого матбокса. Помещение слишком маленькое и перегороженное колонками в полтора человеческих роста, так что камеру пришлось расположить у стены, и тянуться через шторки к сенсорному экрану достаточно тяжело. Окей, мотор… И тут замечаю, что гало от светильника перекрывает лицо подавшегося вперёд саксофониста. Накручивать коробку уже поздновато. Ничего, постоял семь минут изобразив козырёк ладонью. Да, рука затекла, а кому сейчас легко? Всё было бы гораздо проще, если бы коробка стояла наготове без шторок, благо они съёмные. Давайте кстати посмотрим на их крепления.
Ставятся легко, двигаются шторки на дискретные углы, рано или поздно крепление явно сотрётся, но судя по тому что за полгода и наверное порядка пятидесяти сьёмок крепление нисколько не ослабло, думаю ещё несколько лет оно протянет.
Естественно можно установить не все шторки разом, а в нужной комбинации: только верх, только бок, верх и бок. К сожалению расстояние между верхними креплениями и боковыми различное, так что поменять местами полностью их не получится: шторка встанет, но будет едва держаться лишь на одной петле. И вот это безымянный китаец сделал зря — иногда надо защитить объектив от лучей именно сбоку-снизу. А тут придётся переворачивать для этого всю систему.
Также видны здоровенные щели между шторками и центральной рамкой. Можно подумать, что это плохо и мешает, не даром иногда на матбокс накидывают полотнище сверху, но мне пока ни разу это не пришлось сделать. Разумеется всё ещё впереди, и если придётся оказаться на площадке с десятками мощных светильников установленных по периметру кадра, то придётся достать чёрную плёнку из сумки.
Но пока «Металлика» не зовёт руководить съёмкой их концерта — всё в порядке, и эти шторки вполне выполняют свою задачу не заставляя быстрее искать лучшее решение. Пожалуй было бы неплохо если бы их крепление к трубам было бы как у недавно обоз… эээ...обозрённого мной фоллоу фокуса, а у фоллоу фокуса наоборот такое крепление как здесь. Не нужно таким лёгким шторкам настолько жёсткое и надёжное крепление, вполне хватило бы максимально быстрого прижима с одним барашком.
Пробовал ещё из матбокса с стёклышком, двух мэджик армов и телефона собрать телесуфлёр. В принципе рабочий вариант, но у меня вышло классическое «машину купил, права купил, ездить не купил» — пользованию телесуфлёром надо долго и упорно учиться.
Так же не буду отпираться, жалко что нет интегрированного крепления под светофильтры. И под донаты. Как и сами шторки, эти штуки не необходимы, но в случае чего повышают оперативность съёмки. А оперативность это важно: ты сам меньше устаёшь, и меньше мурыжишь своих актёров.
В общем, я доволен приобретением. Дёшево и сердито. Я сослался на тот магазин где купил, но на али кажется сейчас есть варианты и подешевле. Хочу ли купить что-то более дорогое? Нет, скорее вижу смысл доколхозить функционала (прикрутить крепление светофильтров) сюда. Наоборот, не хочется брать ещё более крупную бленду, учитывая, что и с этой бывает сложно развернуться.
Этот шлимазл таки правда потратил шекели
Итак, что у нас тут есть:
Не сообразил снять точно сверху и сбоку, увы мне, но вроде бы устройство из этих снимков понятно. Пластиковый раструб, съёмные пластиковые шторки, снизу крепление на трубы. Вот крепление кстати металлическое, и пожалуй даже излишне надёжное для такой штучки. Шторки ребристые, во-первых, видимо для улучшения жёсткости, а во-вторых, для уменьшения переотражений и бликов от самой бленды. Пластик пластичный, по свойствам это почти наверняка полипропилен, в принципе самое то — расколотить бленду об окружающий ландшафт не получится, пружинит.
Закрепим бленду на трубы:
И поставим какую-нибудь камеру:
И нет, я не ошибся слишком далеко отодвинув камеру назад. Матбокс реально стоит так, что не попадает в кадр и не даёт виньетирования, при том что на камере стоит ширик с фокусным расстоянием в эквиваленте 28мм. Если у вас есть китовый объектив на какую-нибудь систему, то максимально широкое положение соответствует как раз тому же углу, реже 24мм, там немного шире. И в принципе в эту щель может прокрасться какой-то особо хитрый луч и светануть в объектив. Теоретически. И есть специальные устройства «пончики» для компендиумов (так и зовутся, matte box donat), а также бывает на всю систему накидывают чёрное полотно. На практике у меня объективы в этой зоне совершенно не ловят зайцев. Исключение может быть гелиос-44, но я его настолько давно не использовал в видео (слишком узкий для моих задач) что не могу подтвердить или опровергнуть догадку. Современные же объективы достаточно неплохо справляются с бликами вне поля своего зрения. Настолько хорошо, что частенько вовсе не комплектуются блендами.
Более того, если мы снимаем на солнце, то как правило можем подвинуть камеру или объект съёмки так, чтобы лучи не убивали изображение. Ведь вокруг свежий воздух и как правило много пространства. Так зачем же тогда нужна эта штука? Ну, на самом деле чаще всего всё как с зонтиком. Тебе он не нужен, но ты как идиот таскаешь его изо дня в день, наконец решаешь что это попросту глупо — таскать с собой настолько бесполезную вещь, вынимаешь его из сумки… И тут приходит зверский ливень, хилая курточка не справляется, карманы полны размокших купюр, новенький пауэрбанк коротит, короче приехали. Слава богу, с блендой всё не так страшно, и если ты взял с собой достаточно скотча и чёрной плёнки, всегда можно сообразить временную замену. Хм, а ведь и в случае с зонтиком это поможет! Ну, Голливуд держится на скотче — и нам наверное не помешает взять рулончик.
Впрочем, к делу. На самом деле довольно частая ситуация на съёмке когда ты добиваясь идеальной композиции запихиваешь источник света буквально на миллиметр за край кадра, так что самого источника нет, а вот гало от него ещё как есть и грызёт тебе край кадра. Вот тут-то и бывает необходимо расположить что-то непрозрачное между объективом и источником света. Особенно жёстко эта проблема выплывает когда у тебя попросту нет бюджета на съёмку и приходится использовать достаточно немощные и небольших размеров светильники. В этом случае они неминуемо оказываются придвинуты так близко к объектам съёмки как это только возможно, ведь сокращение дистанции до светильника вдвое увеличивает падающий свет вчетверо, да ещё и смягчает его что как правило тоже совершенно не лишне. Так что идёт борьба за каждый сантиметр.
Например буквально неделю назад решил что мне проще будет снимать без обозреваемого матбокса. Помещение слишком маленькое и перегороженное колонками в полтора человеческих роста, так что камеру пришлось расположить у стены, и тянуться через шторки к сенсорному экрану достаточно тяжело. Окей, мотор… И тут замечаю, что гало от светильника перекрывает лицо подавшегося вперёд саксофониста. Накручивать коробку уже поздновато. Ничего, постоял семь минут изобразив козырёк ладонью. Да, рука затекла, а кому сейчас легко? Всё было бы гораздо проще, если бы коробка стояла наготове без шторок, благо они съёмные. Давайте кстати посмотрим на их крепления.
Ставятся легко, двигаются шторки на дискретные углы, рано или поздно крепление явно сотрётся, но судя по тому что за полгода и наверное порядка пятидесяти сьёмок крепление нисколько не ослабло, думаю ещё несколько лет оно протянет.
Естественно можно установить не все шторки разом, а в нужной комбинации: только верх, только бок, верх и бок. К сожалению расстояние между верхними креплениями и боковыми различное, так что поменять местами полностью их не получится: шторка встанет, но будет едва держаться лишь на одной петле. И вот это безымянный китаец сделал зря — иногда надо защитить объектив от лучей именно сбоку-снизу. А тут придётся переворачивать для этого всю систему.
Также видны здоровенные щели между шторками и центральной рамкой. Можно подумать, что это плохо и мешает, не даром иногда на матбокс накидывают полотнище сверху, но мне пока ни разу это не пришлось сделать. Разумеется всё ещё впереди, и если придётся оказаться на площадке с десятками мощных светильников установленных по периметру кадра, то придётся достать чёрную плёнку из сумки.
Но пока «Металлика» не зовёт руководить съёмкой их концерта — всё в порядке, и эти шторки вполне выполняют свою задачу не заставляя быстрее искать лучшее решение. Пожалуй было бы неплохо если бы их крепление к трубам было бы как у недавно обоз… эээ...обозрённого мной фоллоу фокуса, а у фоллоу фокуса наоборот такое крепление как здесь. Не нужно таким лёгким шторкам настолько жёсткое и надёжное крепление, вполне хватило бы максимально быстрого прижима с одним барашком.
Пробовал ещё из матбокса с стёклышком, двух мэджик армов и телефона собрать телесуфлёр. В принципе рабочий вариант, но у меня вышло классическое «машину купил, права купил, ездить не купил» — пользованию телесуфлёром надо долго и упорно учиться.
Так же не буду отпираться, жалко что нет интегрированного крепления под светофильтры. И под донаты. Как и сами шторки, эти штуки не необходимы, но в случае чего повышают оперативность съёмки. А оперативность это важно: ты сам меньше устаёшь, и меньше мурыжишь своих актёров.
В общем, я доволен приобретением. Дёшево и сердито. Я сослался на тот магазин где купил, но на али кажется сейчас есть варианты и подешевле. Хочу ли купить что-то более дорогое? Нет, скорее вижу смысл доколхозить функционала (прикрутить крепление светофильтров) сюда. Наоборот, не хочется брать ещё более крупную бленду, учитывая, что и с этой бывает сложно развернуться.
+78 |
14370
37
|
+90 |
8954
70
|
свернутьразвернуть
Комментарии (1)
RSS
0
- 10 октября 2020, 20:41
Хорошая вещь! Спасибо за обзор. Пользовался такой, в комплекте.
Самые обсуждаемые обзоры
+77 |
4050
147
|
+58 |
4191
73
|