У фотолюбителей, снимающих в традиционных жанрах, потребность в сверхширокоугольной оптике возникает нечасто. Однако если вы планируете выйти за пределы обыденного, широта взгляда на мир — насущная необходимость. Очередной отпуск я намеревался провести не где-нибудь, а на Окинаве, где равно представлены и буйная природа субтропиков, и японская экзотика, и знаменитый японский же комфорт. Поэтому, собираясь в поездку, я приобрёл сверхширокоугольный объектив Samyang 12/2.0 NCS CS, о достоинствах которого и пойдёт речь в этом обзоре. А ещё там будут бабочки.
Необходимое предупреждение: те, кому уже доводилось читать мои обзоры, знают, что я не слишком сдерживаю себя в количестве печатных знаков. Однако этот обзор даже по моим меркам получился поистине титаническим. Так что устраивайтесь поудобнее, а я начинаю свой рассказ.
Вообще я не любитель широкоугольников. Обычно ими пользуются пейзажисты, фоторепортёры и профессиональные фотографы интерьеров. Моя же область интересов — съёмка всяческой живности и астрофото — скорее предполагают применение длиннофокусной оптики. Неудивительно, что формировать свой парк объективов я начал с макро- и телеобъективов, а для пейзажей и общих планов использовал штатный зум. Когда же его широкоугольности не хватало, снимал несколько кадров и собирал из них панораму.
Недостатки такого подхода были для меня очевидны, однако пейзажил я практически исключительно в отпуске, и покупать отдельный объектив, чтобы пользоваться им тридцать дней в году, находил нерациональным, ибо качественные широкоугольники были раньше весьма дороги.
Всё изменилось летом 2013, когда я собирался на учёбу на Окинаву, где мне предстояло провести полгода. Понимая, что на панорамах с китового объектива далеко не уедешь, я решился на покупку широкоугольного объектива. И не просто широкоугольного, а сразу «рыбьего глаза», чтобы широкоугольности хватило наверняка. А потому за месяц до отъезда приобрёл Samyang 8/2.8 UMC Fish-eye для байонета Sony E. На тот момент (да и сейчас тоже) по качеству изображения это был один из лучших «рыбоглазов», при этом он был лёгок, миниатюрен и стоил в отечественной рознице сумму, эквивалентную $350.
Объектив оказался весьма достойный и в поездке сильно пригодился, однако в ходе эксплуатации обнаружился и ряд, нельзя сказать, что недостатков, а, скорее, особенностей, ограничивающих сферу его применения. Первый и самый очевидный — сильная дисторсия, «изгибающая» предметы тем сильнее, чем ближе они к краю поля зрения. В некоторых случаях дисторсия на снимках совсем не бросается в глаза:
Парк Сикинаэн
Млечный Путь, область Кассиопеи
В других — заметна, но не вызывает отторжения:
Фейерверк на морском побережье
Но нередко дисторсия бывает неуместна, из-за чего приходится исправлять её программно, с потерей части изображения в кадре и уменьшением разрешения:
Пример снимка с «рыбьего глаза»
Тот же снимок с исправленной дисторсией
Вторая особенность, вытекающая из большого поля зрения — масштаб изображения. Не секрет, что короткофокусные объективы способствуют разделению планов, однако когда удалённые объекты выглядят мелкими, а близкие — гротескно преувеличенными, с искажёнными пропорциями, это чаще всего неэстетично.
Остальные недостатки носят чисто технический характер. Передняя линза любого «рыбьего глаза» имеет большую выпуклость и выступает вперёд за пределы корпуса объектива. Прикрыть её фильтром невозможно, поэтому даже при самом аккуратном использовании на ней неизбежно появятся следы от морских брызг, капелек дождя или росы, слой растительной пыльцы или ещё какие загрязнения. Кроме того, бленда на Samyang 8/2.8 UMC Fish-eye несъёмная и является продолжением корпуса, а крышечка объектива имеет оригинальную конструкцию, из-за чего её совершенно невозможно положить в карман, но, при этом, категорически нежелательно терять.
И вот, собираясь в очередной вояж, я задумался о приобретении ещё одного сверхширокоугольника, на этот раз не столь экстремального. Поскольку качество предыдущего объектива меня удовлетворило, я решил вновь обратиться к продукции Samyang, тем более, что за прошедшие годы номенклатура изделий этой фирмы изрядно расширилась. Решив, что широкий угол я буду снимать на Sony A6300, область поиска удалось сократить до двух вариантов: Samyang 10/2.8 ED AS NCS CS и Samyang 12/2.0 NCS CS.
Графики MTF у 10мм объектива выглядели лучше, однако беглый поиск в интернете показал, что и нареканий на качество этой модели больше. Плюс, опять же, выпуклая передняя линза, делающая невозможной установку защитного фильтра, и, в качестве вишенки на торте — это
зеркалочный объектив, адаптированный к беззеркалкам удлиннением хвостовой части с соответствующим увеличением габаритов. 12-миллиметровый объектив был меньше, легче, светосильнее на целую ступень, и, при всём этом, ещё и дешевле. Одолжив у знакомой камеру с широкоугольным зумом и прикинув на местности, как выглядят 12 миллиметров фокусного расстояния, я убедился, что такой широты поля зрения мне будет достаточно, и окончательно решился на покупку.
Тут следует сказать пару слов о технических характеристиках. Итак: объектив Samyang 12/2.0 NCS CS, как это очевидно из названия, имеет фокусное расстояние 12 миллиметров и максимальную светосилу 1:2. Этот объектив впервые поступил в продажу в мае 2014 года и стал первым из объективов, в котором фирма Samyang применила многослойное покрытие собственной разработки под названием «Nano Coating System» (что бы это ни значило), которое должно обеспечивать меньше паразитных отражений и более высокий контраст, чем использовавшееся ранее покрытие UMC.
Фокусировка и управление диафрагмой осуществляется исключительно вручную, а сам объектив, рассчитанный на сенсоры размера APS-C и менее, выпускается с байонетами Sony E, Micro 4/3, Fujifilm X, Canon M и Samsung NX. Поскольку рабочий отрезок объектива невелик, в списке совместимых присутствуют исключительно беззеркальные камеры, зато это позволило сделать данный сверхширик весьма компактным.
Оптическая схема объектива Samyang 12/2.0 NCS CS
Оптическая схема объектива включает 12 линз в 10 группах, из которых три линзы — с аномальной дисперсией (т. е. из ED-стекла), одна — стеклянная асферическая, и ещё одна — гибридно-асферическая (надо полагать, здесь имеется в виду популярная технология асферизации при помощи накладки из оптического пластика).
Графики MTF для объектива Samyang 12/2.0 NCS CS
Графики MTF ничего выдающегося не демонстрируют; если судить исключительно по ним, объектив даёт весьма резкое изображение в центре, хорошее на периферии и посредственное по краю. Впрочем, падение разрешения в углах характерно для всех без исключения сверхширокоугольников, а оценить, представляет ли это существенную проблему, можно лишь по реальным снимкам.
Для полноты картины приведу остальные паспортные характеристики объектива в версии для байонета Sony E:
- Поле зрения (по диагонали): 98.2°
- Минимальная дистанция фокусировки: 0.2м
- Минимальная диафрагма: f/22
- Число лепестков диафрагмы: 6
- Диаметр резьбы под фильтр: 67мм
- Габариты: 73×59мм
- Бленда: съёмная
- Масса: 260 грамм
Отправившись по натоптанной дорожке на ebay, я обнаружил, что нужные мне объективы там есть, стоят на четверть дешевле, чем в местной рознице, и что можно даже выбрать объектив под цвет камеры — в наличии были как чёрненькие, так и серебристые. Недолго думая, я оформил заказ на Samyang 12/2.0 NCS CS чёрного цвета в количестве одной штуки, тут же его оплатив. Вечером того же дня я получил от продавца уведомление об отправке и трек вида EGxxxxxxxxxKR.
Всего через 9 дней после того, как заказ был сделан, объектив уже находился в моих руках: в 10 часов утра мне позвонили из службы доставки EMS, а незадолго до полудня курьер принёс посылку. Посылка представляла собой коробку из толстого желтовато-коричневого картона размерами 20×16×13 сантиметров, несколько утратившую первоначальную форму в процессе доставки.
Внутри внешней коробки, замотанная в два слоя защитной пузырчатой плёнки, таилась другая коробка, глянцевая, в которой и находился заказанный мной объектив.
Первое, что я увидел, открыв коробку — толстую прокладку из пенополиэтилена, защищавшую объектив сверху.
Под ней обнаружился сам объектив в прозрачном полиэтиленовом пакетике, тканевый мешочек с тесёмками и инструкция по эксплуатации.
Инструкция написана исключительно на корейском языке (знанием которого я похвалиться не могу), и, судя по картинкам, никаких глубинных тайн мироздания своему читателю не раскрывает.
Далее — мешочек. Обычный, тканевый, ничем не замечательный мешочек, не помню уже, какой по счёту в моей коллекции мешочков от объективов. Помимо того, что этот мешочек некрасив и бесполезен, он материально свидетельствует о безрадостных процессах, протекающих в недрах фирмы-производителя: мешочек прилагавшийся к купленному пять лет назад «рыбоглазу» Samyang 8/2,8 был сделан из вполне приличного кожзама, нынешний же более напоминает обрезок рукава от фуфайки.
Однако самым главным из всего содержимого коробки, несомненно, является собственно объектив, на который задом наперёд надета лепестковая бленда.
Байонет объектива закрывает пластиковая крышечка с надписью «FOR SONY», переднюю линзу — крышечка с надписью «Samyang»; передняя крышечка устроена так, что её можно снять с объектива даже при надетой бленде. Конструкция её совершенно стандартна, крышечка рассчитана на диаметр 67 миллиметров, и, в случае утери, может быть легко заменена на аналогичную.
Габариты объектива (рядом для масштаба аккумулятор типа АА)
В общем и целом объектив лёгок и весьма компактен. Высота объектива от нижней части байонета переднего среза — 64 миллиметра; максимальный диаметр (без учёта бленды) — 72,5мм.
Вес объектива без аксессуаров составляет 252 грамма.
Корпус объектива большей частью изготовлен из твёрдого чёрного глянцевого пластика. В верхней части объектива находится кольцо фокусировки с крупным рифлением и шкалой дистанций. Само кольцо широкое, его несложно найти на ощупь в темноте, а усилие его вращения не слишком велико, но хорошо ощутимо и достаточно, чтобы фокусировка не сбивалась при переноске камеры в фотосумке.
Дистанции на шкале указаны как в футах (оранжевые цифры), так и в метрах (белые цифры), причём шкала довольно грубая: между дистанцией в 1 метр и знаком бесконечности никаких промежуточных делений нет (опытным путём мне удалось установить, что вертикальный штрих L-образной метки приблизительно соответствует дистанции 2 метра). Ход фокусировочного кольца составляет около 120° дуги, чего для суперширика с огромной глубиной резкости вполне достаточно. Если судить по надписям на кольце фокусировки, минимальная дистанция фокусировки составляет 20 сантиметров, что позволяет снимать крупные планы и даже даёт некоторую надежду на возможность макросъёмки. На это кольцо также нанесена надпись, указывающая страну-производителя объектива: «Made in Korea».
«Made in Korea»
Кстати, обращу ваше внимание на тот факт, что дистанция фокусировки измеряется от плоскости фокусировки и не учитывает габариты самого объектива. Поэтому, если на шкале установлено значение «0.2m», это означает, что дистанция от объекта до передней линзы объектива составит всего всего лишь 12 сантиметров.
Фокусировка объектива — внутренняя, при вращении фокусировочного кольца габариты объектива не меняются, а передняя линза остаётся неподвижной. А вот задняя линза при фокусировке всё-таки перемещается, но не более, чем на миллиметр, поэтому нет нужды беспокоиться о том, что при активном использовании объектив «наглотается» пыли.
В нижней части объектива расположено кольцо регулировки диафрагмы, позволяющий изменять её значение от f/2 до f/22. Кольцо это довольно тонкое, с более крупным рифлением. Диафрагма изменяется ступенчато, с шагом 0.5Ev, причём каждый шаг сопровождается тактильно ощутимым «кликом», что позволяет при необходимости выставить нужное значение, не глядя на шкалу.
Между кольцами фокусировки и изменения диафрагмы располагается тонкое красное колечко с жирной белой точкой, одновременно являющейся индикатором дистанции фокусировки и значения диафрагмы. Никаких иных меток, например, шкалы глубины резкости, на этом кольце нет.
Шкала дистанций фокусировки и диафрагм
Передняя линза объектива имеет большой радиус кривизны и заметно выступает над декоративным кольцом, на которое нанесено название фирмы-производителя и надписи «12mm», «1:2.0», «NCS», «CS» и «E».
Над дизайном надписей явно не слишком старались: для их нанесения использовалось как минимум три разных шрифта. Декоративное кольцо окружает невысокий пластиковый же бортик с резьбой для светофильтра диаметром 67 миллиметров. Каких-то особых требований к фильтрам на официальном сайте Samyang не заявлено, поэтому, приобретя такой объектив, вам не придётся заниматься поисками тонких и «низкопрофильных» фильтров.
Также вышеприведённом фото можно увидеть диафрагму объектива. Она шестилепестковая и при закрытии принимает форму правильного шестиугольника с незначительно скруглёнными сторонами. Обычно в таких случаях одиночные блики в зоне нерезкости приобретают форму шестигранных «гаек», а небольшие яркие источники в зоне резко изображаемого пространства — в «звёзды» с шестью лучами.
В завершение картины следует отметить, что байонет объектива изготовлен из белого металла, красная точка на байонете отмечает «верх» и упрощает установку объектива, а задняя линза утоплена внутрь корпуса и поэтому объектив можно ставить на стол байонетом вниз, не опасаясь поцарапать оптику.
Объектив Samyang 12/2.0 NCS CS на камере Sony A6300
При этом на камере Sony A6300 (в которой установлена более новая модификация байонета E-mount, не содержащая пластиковых частей) объектив сидит плотно и без люфтов. На камерах класса A6x00 объектив смотрится вполне гармонично и практически не нарушает балансировку.
Бленда
Последняя деталь, которой до сих пор оставалась без внимания — бленда. Она четырёхлепестковая, чёрная, изготовлена из пластика и на объективе держится на защёлках. Максимальный наружный диаметр бленды — 83 миллиметра, максимальная высота — 39 миллиметров, вес — 18 грамм. На один из лепестков бленды нанесён логотип «Samyang», на противоположный — надпись «Made in Korea». Для простоты установки на бленде присутствует круглая белая метка, которую нужно совместить с такой же белой меткой на объективе, после чего повернуть бленду против часовой стрелки до срабатывания защёлки. При необходимости бленду можно надеть на объектив «задом наперёд»; от этого она станет занимать меньше места в сумке, но доступ к кольцу фокусировки будет сильно затруднён.
С первичным осмотром покончено, объектив — на камере, пора снимать. Поскольку автофокуса на обозреваемом объективе, как я уже говорил, не предусмотрено, чудо японской фототехники с этим объективом превращается в шкальную камеру навроде «Смены-8М», только цифровой. Выхожу на балкон, на шкале расстояний выставляю «бесконечность», открываю диафрагму пошире — и, глядя на получившийся фотоснимок, задаюсь вопросом «а резкость где?»
Представленная выше картинка была бы неплоха для штатного зума на полностью открытой диафрагме, но я ожидал от объектива много большего. Собравшись с мыслями после первого разочарования, я задумался о причинах столь ужасной ситуации. Их могло быть две: заводской брак либо несовпадение метки «бесконечность» на корпусе с реальной бесконечностью. В первом случае объектив пришлось бы отправлять обратно, чтобы вернуть хотя бы часть потраченных денег, а вот второй вариант оставлял возможность относительно благоприятного исхода.
Проблема юстировки «на бесконечность» далеко не нова и родилась вместе с зеркальными камерами, в которых собственно наводка на резкость не была привязана ни к шкале дистанций, ни к механическому дальномерному устройству. Идеально соблюсти все параметры при сборке объектива было довольно сложно, а индивидуально юстировать каждый объектив — нетехнологично. Кроме того, существовал фактор температурного расширения из-за которого положение «бесконечности» могло плавать в достаточно существенных пределах. Поэтому в массовом производстве выбрали самый простой путь: фокусировочное кольцо допускало небольшой перебег «за бесконечность», что решало вышеозначенные проблемы. И если беда моего объектива заключалась как раз в фокусировке «за бесконечность», требовалось лишь найти истинное положение «бесконечности» и запомнить его либо отметить на корпусе.
Установив фотоаппарат на штатив и включив режим лупы, я сразу же обнаружил, что фокусировочное кольцо действительно имеет небольшой — менее миллиметра — перебег за бесконечность. Однако даже этого миллиметра оказалось достаточно, чтобы на полностью открытой диафрагме возникала потеря резкости.
Истинная (слева) и «неправильная» (справа) бесконечности
Несколько позже я обнаружил, что если диафрагму зажать до значения 5.6, кольцо фокусировки можно просто крутить по часовой стрелке до упора: разница между «правильной» и «неправильной» бесконечностью исчезает, а снимки в обоих случаях получаются одинаково резкими.
Кого-то может удивить, что я уделил столько времени фокусировке на бесконечность. Однако вопрос этот на самом деле весьма важен: если вы приобретёте себе такой (или подобный) объектив, то скорее всего — для пейзажной съёмки, неважно, будут ли это горные вершины вдали от цивилизации, или же небоскрёбы оживлённого мегаполиса, так или иначе, это будут объекты достаточно удалённые. Заглянув же в калькулятор ГРИП (то есть «глубины резко изображаемого пространства») вы обнаружите, что при диафрагме f/2 и фокусировке на бесконечность это самое «резко изображаемое пространство» начинается уже в четырёх метрах от фотографа.
На практике это означает, что, установив диафрагму 4-5.6 и сфокусировав объектив на бесконечность, вам останется лишь наводить камеру и снимать в своё удовольствие — глубины резкости хватит с запасом.
Прояснив вопрос с фокусировкой на бесконечность, я проверил, насколько качественное изображение способен выдавать приобретённый мной объектив. Для этого я снял один и тот же пейзаж на 24-мегапиксельную камеру при разных значениях диафрагмы, и рассмотрел качество изображения в центре кадра и на краю. Выкадровки из тестовых кадров представлены ниже:
Samyang 12/2 NSC CS, центр кадра (конвертер — Capture One 11, настройки по умолчанию)
Samyang 12/2 NSC CS, левый край кадра (конвертер — Capture One 11, настройки по умолчанию)
Результаты говорят сами за себя: даже на открытой диафрагме центр выглядит достаточно резким (тем более, что видимую резкость можно поднять постобработкой), диафрагмы 2.8 и 4 рабочие без всяких скидок, а наилучшее качество изображения достигается при значении диафрагмы 5.6. Дальнейшее зажатие диафрагмы уже не улучшает разрешение, приводя лишь к дифракционному «замыливанию» картинки.
Разрешение по краю изображения ожидаемо хуже, чем в центре: на открытой диафрагме детали сливаются в сплошную массу, и лишь диафрагмирование хотя бы до 2.8 улучшает ситуацию. Также становится заметно, что контрастные детали на краю кадра окружает фиолетово-зелёная хроматическая кайма. Наилучшее качество по краю поля достигается опять же при значении диафрагмы 5.6.
И, наконец, самая экстремальная область — углы кадра. Здесь я ограничил тестирование тремя диафрагмами: f/2, f/4 и f/8.
Samyang 12/2 NSC CS, левый верхний угол кадра
Кроме очевидного снижения разрешения, особый интерес представляет хорошо заметный хроматизм на контрастных деталях. Поскольку он не исчезает полностью даже на диафрагме f/8, а распространённые сценарии использования сверхширокоульных объективов предполагают, что в углах кадра может оказаться листва либо стены и крыши домов на фоне неба, важно заранее знать, получится ли «вылечить» этот дефект изображения программно.
Большинство RAW-конвертеров и некоторые графические редакторы имеют в своём арсенале средства для удаления хроматических ореолов. Однако хватит ли у них сил победить такую хроматику? Capture One версии 11, который я предпочитаю для конвертирования пейзажей, не справился — не хватило диапазона хода соответствующего ползунка. Зато встроенный в Photoshop, и, в силу этого, широко распространённый Adobe Camera Raw подавил хроматизм вполне успешно. Также неплохо справился DxO Optics Pro 11-й версии, который не так давно раздавали совершенно бесплатно.
Контраст изображения по всему полю также оказался на высоком уровне. С контровым светом объектив также справляется хорошо: само по себе солнце в кадре не становится сколь-нибудь существенной проблемой.
Правда, при особенно неудачном расположении солнца (или любого другого яркого объекта) в кадре может появиться небольшой радужный блик или даже цепочка бликов. Причём такая ситуация возможна не только если солнце присутствует на снимке, но и если оно находится за пределами кадра, но недалеко от его границ, особенно если при съёмке не использовать бленду.
Радужные блики (на фото обведены красным)
И, наконец, ещё один часто встречающийся недостаток светосильных объективов — виньетирование. Скажу сразу, оно в обозреваемом объективе есть, и на открытой диафрагме хорошо заметно:
Виньетирование (контраст изображения принудительно увеличен).
На самом деле всё не столь ужасно: если не выкручивать контраст до экстремальных значений (как это сделал я в демонстрационных целях), уже на диафрагме f/4 потемнение в углах перестаёт бросаться в глаза, а на f/8 исчезает практически полностью. К тому же, виньетирование правится очень легко, и обычно — совершенно без последствий для качества снимка. Единственное исключение из правила — астрофото на высоких ISO, где принудительное высветление виньетированных областей «вытягивает» и цифровой шум.
Также тестовые снимки показали наличие небольшой отрицательной («бочкообразной») дисторсии, то есть искривления прямых линий, проявляющегося тем сильнее, чем более эти линии удалены от центра кадра.
Бочкообразная дисторсия на краю кадра. Тестовый объект — край двери
Как видите, дисторсия действительно очень мала и легко исправляется в Photoshop в фильтре «Camera Raw Filter» установкой ползунка «Distortion» в на значение «+3».
Раз уж речь зашла о виньетировании и дисторсии, стоит упомянуть и о поле зрения объектива. В официальных источниках указана цифра 98.2° по диагонали, что вызывает естественный вопрос «98.2° по диагонали — это сколько?». Не знаю, как вам, а мне угловые размеры кадра по диагонали говорят очень немногое, для практических целей куда полезнее знать угловые размеры кадра по длинной и по короткой стороне. И в этом мне помогла программа Photo Aide, по фокусному расстоянию объектива и размеру сенсора вычисляющая все эти параметры:
Разумеется, программа выполняет расчёт для идеального объектива без учёта дисторсии, и поэтому расчётное поле зрения по диагонали оказалось на 1° больше паспортного, но этим расхождением можно пренебречь. Зато теперь мы знаем, что длинная сторона кадра охватывает угол приблизительно 88°, а короткая — 66°. Согласитесь, что «почти 90° по горизонтали» на местности представить куда проще, чем «примерно 100° по диагонали».
Как вы помните, первым моим сверхширокоугольником был «рыбий глаз» Samyang 8/2.8, у которого поле зрения по диагонали лишь немногим меньше 180 градусов. Как это выглядит на практике, вы уже могли видеть на фото в начале обзора, и вам наверняка интересно было бы взглянуть и сравнить его со снимком того же места, сделанным на Samyang 12/2. Поэтому я не поленился пять лет спустя сходить на то же самое место (пешеходный переход возле порта Томарин) примерно в то же самое время (незадолго до захода солнца) и сделать такой снимок.
Нетрудно заметить, что поле зрения стало меньше, кусочек моря с кораблями и мост пропали из поля зрения, зато здания стали крупнее, а реклама пива «Орион» сменилась фотографией котика с цветочной гирляндой на шее.
Разумеется, все вышеуказанные величины полей зрения относятся к случаю, когда объектив установлен на камеру с сенсором размером около 23.5×15.6мм. Очевидно, что для камер с другим размером сенсора цифры будут отличаться: на камере с меньшим сенсором поле зрения станет меньше, и наоборот. Поэтому мне стало интересно, что произойдёт, если поставить Samyang 12/2 на Sony A7 с размером кадра 24×36мм. А получилось следующее:
Как видите, плёночный кадр 135-го формата обозреваемый объектив не кроет, но всё же позволяет получить ещё более широкое поле зрения, хотя и ценой ухудшения картинки по краям. И — кроме того — даёт возможность снимать, не задумываясь об ориентации кадра, ведь из полученной картинки с равным успехом можно вырезать как горизонтальный, так и вертикальный кадр формата APS-C (правда, с разрешением всего лишь 10 мегапикселей против исходных 24).
Последний по порядку, но не по важности тест — по звёздному небу, заключающийся в съёмке этого самого звёздного неба на малых значениях диафрагмы, и позволяющий проверить, как объектив рисует (и искажает) яркие точечные источники света. Этот тест — самый жёсткий, поскольку позволяет наблюдать во всей красе и неравномерности разрешения по полю, и аберрации, и перекосы элементов оптической схемы. Тест показал, что в оптической системе заметные перекосы отсутствуют, звёзды в центре кадра — точечные, а вот в углах превращаются в «птички» с заметной хроматической каймой.
Изображение звезды в центре и в правом нижнем углу кадра. Диафрагма f/2, ISO 400, выдержка 30 секунд.
Из приведённой картинки очевидным образом следует, что на полностью открытой диафрагме снять качественный астропейзаж вряд ли получится, а для получения более точечных и менее хроматичных звёзд придётся либо закрыть диафрагму как минимум на одну ступень, либо откадрировать края снимка.
Убедившись, что объектив оптически и механически исправен, я со спокойной совестью упаковал его в фоторюкзак и отбыл на Окинаву. Поэтому далее постигать свойства и особенности обозреваемого объектива мне предстояло в условиях реальных съёмок, на результаты которых вы можете взглянуть ниже: все последующие фото, за одним-единственным исключением, сняты на обозреваемый Samyang 12/2.
Обычно на Окинаве в середине июня заканчивается сезон дождей и устанавливается ясная и жаркая погода. Именно на это я и рассчитывал, планируя приехать в двадцатых числах июня, чтобы пару недель посвятить релаксации, пляжному отдыху и городским достопримечательностям, а после Танабаты отправиться на север острова знакомиться с тамошними пейзажами и фауной.
Приехав в Наху (для тех, кто не в курсе, сообщаю: Наха — столица префектуры Окинава и вообще лучший город земли) и наскоро обустроившись, я отправился к храму Нами-но Уэ — не ради молитв и предсказаний, а потому, что он располагался всего в пяти минутах ходьбы от моего нового жилища и как раз по пути на одноимённый пляж.
Тории храма Нами-но Уэ
Помимо собственно храмовых ворот на этом фото вы можете увидеть и специфическую передачу перспективы сверхширокоугольниками: чем сильнее вы наклоняете камеру вверх или вниз, тем менее вертикальными выглядят на фото вертикальные линии. Конечно, развитые средства коррекции перспективных искажений в Photoshop позволяют это исправить, но заплатить за это придётся снижением разрешения и обрезанием части кадра.
Несмотря на то, что Нами-но Уэ — главный синтоистский храм префектуры, размеры его отнюдь не поражает. Зато окинавский колорит присутствует в полном объёме: крыша храма покрыта местной оранжевой черепицей, а вместо обычных для остальной Японии изваяний собак или лисиц вход в храм стерегут местные звери, называемые «си: са:».
Изображения этих самых «си: са:», представляющих собой помесь собаки с китайским львом, на Окинаве можно увидеть буквально повсюду, так что неудивительно, что они стали одним из символов острова и практически обязательным атрибутом местных сувениров.
Если же дойти до побережья и подняться на автомобильный мост, оттуда откроется не менее живописный вид, глядя на который сразу становится ясно, за что этот храм получил название «Нами-но уэ» («[Храм] над волнами»).
Как я уже упоминал, рядом с храмом расположился пляж, отлично видимый с того же моста:
Называется он «Nami-no Ue Beach» и выглядит весьма скромно для города с населением в 300 тысяч человек. Более того, это
единственный пляж на весь город, и если он вас по каким-то причинам не устраивает, чтобы добраться до других пляжей, вам придётся преодолеть не менее десяти километров. Впрочем, местным жителям хватает и этого клочка песчаного побережья: в будние дни на пляже всё равно немноголюдно, да и половина отдыхающих — вездесущие китайцы.
Однако обычный турист, впервые оказавшийся в Нахе, чаще начинает своё знакомство с местными достопримечательностями либо с улицы Кокусай-дори, либо с замка Сюри. Кокусай-до: ри («Международная улица») начинается в центре города возле здания городской администрации и девятиэтажного универмага «Ryubo» и тянется на два километра на северо-восток.
Центр города. Справа — здание администрации префектуры, в центре — перекрёсток Кокусай-до: ри, за спиной — универмаг «Ryubo» и станция Кэнтё:-маэ
Обе стороны улицы усеяны всевозможными магазинами, ресторанами и сувенирными лавками; также к Кокусай-до: ри прилегает общественный рынок Макиси, где можно приобрести всё, что угодно, от пучка зелени до армейской униформы американского образца. Там же располагается и рыбный рынок, который для меня представлял исключительно культурный интерес: поглазеть на всяческих рыб и гадов морских, конечно, занимательно, однако готовить их — определённо не моё. Кроме того, в дни больших праздненств Кокусай-до: ри превращается в пешеходную зону, где и проходят парады и иные мероприятия (за исключением перетягивания самого большого в мире каната — Кокусай-до: ри неспособна вместить всех участников, поэтому канат тягают на куда более широком шоссе 58).
Ну а с Кокусай-до: ри можно отправляться и в замок Сюри — либо на автобусе (но городские автобусы в Японии дороги и, прежде чем достигнуть цели, обычно в неспешном темпе объезжают половину города), либо на монорельсовом поезде (ещё дороже, зато напрямую и намного быстрее).
Разумеется, мне уже случалось бывать в замке Сюри, причём не только туристом, но и в качестве участника ежегодного исторического парада от нашей «日本文化経済学院» — пять лет назад я имперсонировал одного из вельмож королевской свиты. И вот я вновь еду туда — частью из ностальгии, но прежде всего — ради открывающегося с высоты замка вида на город.
Пруд под стенами дворца Сюри. Вдали видна крепостная стена и крыши строений замка.
Путь к замку и внешние ворота Зуйсэнмон
Кое-что за пять лет успело измениться: там и раньше было многолюдно, но в этот раз китайские туристы буквально заполонили замок и окрестности.
Ворота Кофукумон. За воротами виден замок Сюри.
Сам замок, кстати, оказался на ремонте и был весь опутан полиэтиленом и строительными лесами, не оставлявшими ни малейшего шанса на приличное фото. Для тех, кому интересно, как этот замок выглядит, привожу снимок пятилетней давности, сделанный, разумеется, с использованием другого объектива:
Не удивляйтесь, что замок подозрительно хорошо выглядит для постройки 500-летней давности: перед вами не оригинал. От оригинала сохранилась лишь часть фундамента, которую можно увидеть через специальное окно, поскольку замок со всеми прилегающими постройками был практически полностью разрушен во время битвы за Окинаву в 1945-м и восстанавливался по документам и фотоснимкам с 60-х по 80-е годы прошлого века.
Суймуй утаки: священное место, по преданиям окинавской религии, созданное богами
В этот раз я не стал тратить 800 йен на входной билет, а потоптался возле священного места Суймуй утаки, дожидаясь, пока китайцы уйдут из кадра, после чего отправился через парк на смотровую площадку, откуда открывается вид на всю юго-западную часть города и несколько ближайших островов. Однако, несмотря на расположение замка на высоком холме, для данного объектива вид на город оказался плосковат, и, на мой взгляд тут было бы уместно что-нибудь более длиннофокусное:
Поскольку моей целью были городские пейзажи, в Сюри я отправлялся налегке, то есть взял с собой лишь Sony A6300 с обозреваемым объективом и ничего более. И, как оказалось, был неправ: покидая территорию замка через ворота Сюрэймон, я заметил, как с асфальта взлетела и уселась поблизости на камнях крупная тёмная бабочка. Стоило мне присмотреться к ней получше, как меня охватили противоречивые чувства: радость от того, что передо мной свеженький, не потерявший яркость красок «синий адмирал» (в отечественных определителях проходящий как «японская траурница») и горькое сожаление, что фотографировать-то её и нечем — макрообъектив на этот раз остался дома. Не супершириком же её снимать, в самом деле?!
Однако бабочки — существа непостоянные, и второго шанса сфотографировать адмирала могло просто не представиться, так что я решил: уж лучше снимать тем, что есть, чем предаваться сожалениям, что даже не попытался. Выставив диафрагму 5.6 и чувствительность в 400 единиц ISO, я сфокусировал объектив на минимально возможную дистанцию, включил режим «лупы» и начал осторожно приближать камеру к бабочке, контролируя резкость по изображению на экране. Как только изображение стало резким, я отснял несколько десятков кадров, рассчитывая в дальнейшем выбрать из них наиболее качественный.
Получилось куда лучше, чем я ожидал:
Синий адмирал (Kaniska сanace)
Правда, чтобы бабочка не терялась на фоне камней, пришлось откадрировать примерно половину площади кадра, но высокая резкость объектива и 24-мегапиксельный сенсор такие вольности вполне позволяют.
Потом бабочка решила, что хватит уже позировать, и сложила крылышки. Но я от неё всё равно не отстал:
Кстати, пользуясь случаем, обращу ваше внимание на бокэ обозреваемого объектива: размытие в зоне нерезкости у этого объектива смотрится вполне достойно, хотя в форме некоторых бликов всё же можно разглядеть намёк на шестиугольник диафрагмы.
А вот и те самые ворота Сюрэймон, возле которых всё это произошло:
Разумеется, дневными пейзажами я не ограничился, и в первую же относительно ясную ночь заснял вид, открывавшийся из моего окна:
«А из нашего окна…» Яркая звезда выше центра кадра — Венера.
Ну а затем отправился на набережную фотографировать созвездие Скорпиона, в наших широтах едва видимое наполовину, однако представляющее собой настоящее украшение южного неба:
При внимательном рассмотрении вышеприведённого фото можно заметить ещё один недостаток данного объектива: яркие блики от фонарей, тем более заметные, чем ближе фонарь к углу кадра. Однако надо отметить, что они куда менее выражены, чем аналогичные блики на фото с объектива Samyang 8/2.8 UMC Fish-eye, приведённом в начале обзора.
А вот что действительно может стать проблемой при ночных съёмках, так это недостаточная чистота защитного фильтра, если вы таковой используете. Именно с этим я и столкнулся, отправившись однажды поздним вечером на станцию Асахибаси поснимать ночные виды на шоссе 58. С оптикой я стараюсь обращаться аккуратно, поэтому, пребывая в полной уверенности, что с фильтром всё в порядке, за исключением неизбежных пылинок, уложил камеру в фотосумку, взял штатив и отправился снимать. Первые же кадры меня обескуражили:
Лучистые «звёзды» вокруг источников света были ожидаемы, блики и ореол вокруг фонаря меня бы тоже не очень удивили, но вот облако из светящихся шестигранников я решительно отказывался принять как должное.
Поверхностный осмотр немедленно выявил причину: фильтр был покрыт тонкой мутной плёнкой то ли жира, то ли какого-то налёта. Откуда она взялась, было решительно непонятно, зато было ясно, что с этим делать. Назавтра я отправился в фотомагазин, купил блокнот безворсовой бумаги, жидкость для чистки линз и привёл всё в порядок, в очередной раз порадовавшись своей предусмотрительности: не накрути я защитный фильтр, вся эта грязь наверняка оказалась бы на линзе объектива.
Кстати, чуть позже я попал в точно такую же ситуацию, но уже с поляризационным фильтром. Перед отъездом он был в идеальном состоянии — я специально это проверил, после чего пару недель фильтр спокойно лежал в коробочке. Однако когда он мне наконец потребовался, я обнаружил, что и его поверхность покрылась тонкой плёнкой неизвестного загрязнения.
Мои первоначальные фотографические планы были весьма обширны, однако мне «повезло» столкнуться с редкой погодной аномалией, внёсшей серьёзные коррективы в культурную программу. Едва минула неделя с моего прибытия, как Окинаву накрыл тайфун. В принципе, ничего страшного в том тайфуне не было, сильным ветром и проливными дождями меня не удивить, однако на четыре дня погода испортилась напрочь. Более всего я беспокоился, что непогода продлится до самой Танабаты, то есть до 7 июля, но, к счастью, через пару дней после того, как тайфун уходит, всегда устанавливается отличная солнечная погода.
Так случилось и на этот раз, благодаря чему вечер уличной астрономии в Нахе прошёл, как запланировано, а я смог понаблюдать Юпитер в 405-миллиметровый телескоп, а назавтра и вовсе смог увидеть невооружённым глазом все семь «классических» небесных светил.
Затем, пользуясь случаем, я решил посетить тематический парк «Okinawa World», раскинувшийся вокруг пещеры Гёкусэндо. Помимо самой пещеры там можно посетить «Музей хабу», посвящённый одноимённым ядовитым змеям, посмотреть этническое шоу, выпить пива из местной пивоварни, приобрести продукцию окинавских ремесленников, ознакомиться с процессом приготовления хабусю и, разумеется, затариться сувенирами.
Прибыл я туда незадолго до полудня, когда жара перевалила за 33 градуса, и потому сражу не направился в пещеру, где круглый год стоит температура +21°C, и летом можно отдохнуть от зноя, а зимой, наоборот, погреться.
Пещера Гёкусэндо
Освещение в пещере, разумеется, присутствует, но не слишком яркое. Вернее будет сказать, что там царит полумрак, и чтобы хоть что-то снять, мне пришлось выставить чувствительность в 1600 единиц и полностью открыть диафрагму. Однако даже после этого выдержка колебалась от 1/50 до 1/6 секунды, и примерно половина кадров оказалась испорчена «шевелёнкой». Какие снимки получились у прочих посетителей, снимавших то же самое на мобильные телефоны, я боюсь даже предположить.
Подземный источник
Отдохнув в прохладной пещере, я отправился на заводик, где производят хабусю. «Хабусю» (или «хабудзакэ», кому какое чтение больше по душе) — ни что иное, как традиционная местная настойка, изготавливаемая из авамори (окинавский вариант рисовой водки), трав, мёда и ядовитых змей хабу. Змеи эти знамениты своей способностью спариваться до 26 часов подряд без сна и отдыха, и, по бытующему среди местных жителей мнению, регулярно употребляющий змеюковку человек становится способен на столь же впечатляющие достижения.
Для приготовления этого зелья в старые времена змей просто бросали заживо в чан авамори. Эта технология всё ещё используется для приготовления сувенирных вариантов хабусю со змеёй в бутылке, однако чаще из хабу удаляют кишечник и помещают в высокотехнологичный металлический танк, где они выдерживаются несколько месяцев в настойке из лекарственных трав.
Далее готовый напиток разливается по бутылкам, упаковывается и отправляется в крупные универмаги и мелкие, но многочисленные сувенирные магазинчики, чтобы порадовать ценителей этого небанального напитка.
Как раз такой магазинчик и расположился неподалёку от выхода из Гёкусэндо:
Замечу, что представленный на фото ассортимент далеко не полон: кроме ещё одного стеллажа с хабусю там присутствует и другая сопутствующая продукция: рюмки из окинавского стекла, мази со змеиным ядом и некое «змеиное масло», помогающее при укусах насекомых и кожных заболеваниях.
Уверен, многих интересует вопрос, довелось ли мне самому испить хабуковки, и если да, то что со мной после этого стало. Отвечу прямо и честно: да, я это пил. Вкус у хабусю сладковатый и достаточно специфический — не противный, но и особых восторгов не вызывает, хотя с копчёной колбаской сочетается очень даже неплохо. Способности спариваться 26 часов подряд я в себе после этого не ощутил, но здесь, возможно, виновато недостаточное количество выпитого.
Далее, пересидев-перескучав второй по счёту тайфун, я засобирался в северную часть острова. Незадолго до того мне случилось познакомить на курсах японского с Маэда-саном, который тоже оказался заядлым фотографом местной живности и предложил в ближайшие дни съездить на север острова, где обирает «ямбару куина» — редкая нелетающая птица, встречающаяся исключительно на Окинаве. Я, разумеется согласился. Выехав в четвёртом часу утра, уже к шести мы добрались в леса Ямбару, где мне довелось увидеть целых семь(!) ямбару куин (на что Маэда-сан, правда, сказал, что в последнее время популяция сильно страдает от бродячих собак, ибо в лучшие времена за одну поездку можно было встретить пару десятков этих птиц).
После мы доехали до мыса Хэдо — самой северной точки Окинавы:
Вид на мыс Хэдо
А на обратном пути побывали на водопаде Хидзи. Кстати, мыс Хэдо и водопад Хидзи — одни из немногих достопримечательностей, которые не испытывают особого наплыва туристов: мыс расположен в столь удалённой и малонаселённой области, что доехать туда можно лишь на такси, личном транспорте или с экскурсией на автобусе. Ну а чтобы добраться до водопада Хидзи придётся почти час преодолевать многочисленные подъёмы и спуски на тридцатиградусной жаре — а потом проделать всё тоже самое на обратном пути. Как вы понимаете, чтобы решиться на такую прогулку, нужно
очень хотеть увидеть этот водопад. Зато тех, кто всё же решился, в конце пути ожидает впечатляющее зрелище, которые, увы, через обозреваемый объектив выглядит не слишком внушительно:
Водопад Хидзи
Может сложиться впечатление, что на фото всего лишь небольшая речушка, стекающая по камням с высоты в два человеческих роста. Однако в действительности водопад Хидзи это падающий с двадцатиметровой высоты мощный водяной поток, шум которого вы услышите задолго до того, как доберётесь до самого водопада.
На следующий день я тоже не сидел дома, а отправился в «Ocean Expo Park», где расположен самый большой в Азии аквариум, и должен был состояться ежегодный фестиваль фейерверков. Да и в самом парке у меня осталось с прошлого посещения неоконченное дело: я тогда так и не посмотрел Tropical Dream Center и не поднялся на расположенную посреди него спиральную башню. В этот раз мне удалось исправить то досадное упущение, взглянув на окрестности с высоты той самой башни:
Спиральная башня в Tropical Dream Center
Вид на побережье с вершины башни. Панорама из четырёх кадров.
В ожидании фейерверка я посетил аквариум Тюрами, где и сверхширокоугольность объектива, и светосила, и нетребовательность к фокусировке оказались весьма кстати:
Щупание морских огурцов
Китовая акула
Отдельно отмечу, насколько удобно оказалось снимать обитателей аквариума на видео — для этого понадобилось лишь пробраться в первый ряд, поправить фокусировку (поскольку коэффициент преломления воды сильно отличается от такового у воздуха), навести камеру примерно по центру прозрачной стены аквариума и просто смотреть, как морская живность величественно проплывает через поле зрения камеры. У тех, кто пытался снимать то же самое на смартфоны, дела обстояли не столь успешно — для впечатляющей картинки им как раз не хватало широты поля зрения.
Снимать фейерверки мне случалось неоднократно, и я уже знал, что для хорошего снимка лучше взять объектив поширокоугольнее и подобраться поближе. С первым пунктом всё было отлично, а вот со вторым вышла накладка: поскольку на этот фестиваль я попал впервые, ни места, откуда будут запускать фейерверк, ни наиболее выгодных точек для съёмки я не знал. Позже выяснилось, что самые лучшие места расположены в платной VIP-зоне, где проходил концерт и которая была заполнена под завязку задолго до начала фейерверка, поэтому я туда не попал. Но даже вне этой зоны зрителей было столько, что мне с трудом удалось отыскать местечко, где можно было бы поставить штатив.
В итоге, когда фейерверк всё же начался, «огненные цветы» в кадре мне казались мелковаты. Однако, рассмотрев те же снимки дома на большом мониторе, я счёл, что занимающий немалую часть кадра пейзаж скорее украшает снимок, нежели наоборот:
А в один из последних дней моего пребывания на благословенном острове я решил посетить «американскую деревню» Михама. В действительности это давно уже никакая не деревня, а торгово-развлекательный квартал в городе Тятан с множеством магазинов, ресторанчиков, горячим источником, кинотеатром и «чортовым колесом», видимым с побережья за многие километры. «Американская» же она потому, что долгое время служила местом отдыха и развлечений для персонала с близлежащих военных баз, цепь которых тянется вдоль побережья на многие километры. И, раз уж мне случилось оказаться в таком месте, я воспользовался случаем и сфотографировал небольшой кусочек территории одной из этих баз:
Пять лет назад американцев в Михаме действительно было полно, однако в нынешних реалиях их настолько потеснили китайцы, что деревню, похоже, скоро придётся переименовывать. Особенно позабавило меня посещение местной аптеки: если в Китае иностранцы активно интересуются украшенными золотыми иероглифами зельями китайской медицины, то в Японии уже китайские туристы выстраиваются в очереди за витаминами, травяными чаями, улучшающими сон пилюлями и кремами для лица с лейбой «Made in Japan».
Обойдя местные магазинчики и выпив бутылочку «Ishigaki Hi-Beer» (смесь пива с авамори; в России подобные напитки известны под названием «ёрш»), я дождался приближения заката, купил билет на колесо обозрения и расчехлил фотоаппарат. Снимать пришлось через не очень чистое стекло кабинки, но кое-что у меня всё же получилось:
Mihama American Village, пляж Араха и — вдали на горизонте — город Гинован
Когда два пятнадцатиминутных круга завершились и я покинул колесо обозрения, на улице уже успело стемнеть.
На радужном фото я, пожалуй, закончу демонстрацию возможностей обозреваемого объектива, и перейду к подведению итогов.
Что я хотел бы сказать в завершение обзора? Прежде всего — что Окинава восхитительна, и я несказанно рад, что мне довелось туда вернуться. Но посокльку обзор посвящён не Окинаве а объективу Samyang 12/2.0 NCS, то у меня сложилось о нем следующее мнение: даваемое им изображение отличается резкостью и контрастом, сам объектив лёгок, компактен и весьма удобен в эксплуатации, ведёт себя предсказуемо и стабильно выдаёт ожидаемый результат. Отдельно я бы отметил его возможности в съёмке видео в условиях ограниченного пространства: более удачный вариант найти будет не так-то просто. Конечно, объектив не лишён недостатков, однако часть из них можно либо учесть при планировании съёмок и избежать, либо исправить в процессе постобработки.
Так или иначе, даже без учёта весьма демократичной цены конкурентов у обозреваемого объектива немного, а если всё же принять во внимание финансовые соображения, то он в своём классе и вовсе становится безальтернативен.
Тем не менее, я не стану безоглядно рекомендовать Samyang 12/2.0 NCS CS всем и каждому. Определённо не стоит покупать его «чтобы был» и «на всякий случай». Как вы могли видеть по фото из обзора, данный объектив имеет весьма специфический «взгляд» на мир, «не любит» плоские ландшафты и может сильно искажать привычную геометрию хорошо знакомых объектов. Его жанровое применение достаточно ограничено, а использование в качестве основного или единственного объектива практически нереально. Конечно, при желании им можно снимать и те жанры, для которых он мало подходит — я сам так делал — но для всякой работы лучше использовать тот инструмент, который для неё предназначен, а не тот, что оказался под рукой. Поэтому, если вы планируете использовать данный объектив в поездке (а скорее всего именно там вы его и будете использовать), определённо стоит взять с собой вторую камеру с менее экстремальной оптикой, причём на эту вторую камеру вы, вероятно, даже будете снимать чаще. Однако если вы считаете, что имеющаяся техника ограничивает ваши возможности, не давая нужной широты обзора, резкости и светосилы, определённо есть смысл повнимательнее присмотреться к Samyang 12/2.0 NCS CS.
Достоинства
- Низкая цена
- Компактность и малый вес
- Высокая светосила
- Хорошее качество изображения по полю
Недостатки
- Хроматизм
- Мой экземпляр при повороте фокусировочного кольца до упора фокусировался «за бесконечность»
- Если на объектив установлен какой-либо светофильтр, фильтра необходимо тщательно следить за чистотой фильтра
А тут даже п.18 нет.
Шедеврально!!!
Обзор шикарен.
Просмотрел наискосок.
Фотографией перестал заниматься в конце 90-х.
Эх, тогда бы нынешние возможности или сейчас тогдашнее количество свободного времени.
Обзор плюсанул.
Для урбанистики а-ля Нью Йорк или Сингапур, самое «что надо». Поставил на гиперфокал, не пожалел исошку и вперед, неглядя! :)
А как получилось так, что на фото с исправленной дисторсией, объекты в углах растра не «скрались», а, наоборот, стали еще «масштабнее»?
Фокус пикинг в помощь.
Считаю его одним из самых удачных приобретений.
как всегда
наверное не буду делать обзор тамрон 90, после такого масштабного труда будет выглядить убого
А не наоборот?
Использую с Fujifilm XE2
Прочитал с огромным удовольствием.
это вряд ли. у меня даже на 16мм есть виньетка, если фильтр не в тонкой оправе
По поводу бесконечности — сложилось ощущение, что каким то образом люфт влияет на точку фокусировки, по этому перед каждым кадром перефокусируюсь по лупе.
PS Обзор мега, почитал с удовольствием :)
Создатель программы вручную исправлял искажения на объективах и создавал под них профили.
Такая форма дисторсии называется «усы». Когда у меня был этот объектив, в Camera Raw не было штатного профиля для Samyang 14/2.8 и надо было только самому/вручную править.
Скорее всего и можно исправить вручную в ФШ, но зачем это делать если уже сделали за тебя?!
На быструю руку поправил, на диване мыша хреново ездиет. Можно профить более точно настроить. Только снимать не плитку.
если в начале брал несколько объективов, то теперь хватает этого + 70-300. Ширики рулят
К тому же если использовать этот объектив для пейзажей, которые снимаются обычно на диафрагмах 5-8, то можно вообще не беспокоиться о фокусировке. Поставил один раз куда то там и забыл. На старых мануальных объективах (например тот же Гелиос 44-2 ) была еще одна шкала, которая показывала глубину резкости для разных диафрагм. Т.е. при наводке скажем на 5 метров ГРИП при диафрагме 4 была от 3.2 до 10 метров, а уже при 5.6 — от 2.6м до бесконечности…
Вроде неплохая ссылка про это:
photoreporter.ru/text/24/
Я к чему — проблема бесконечности в этом объекте несколько раздута… и не нужно наводиться на бесконечность — нужно настраиваться чуть ближе и дать поработать ГРИП.
Объектив — ну норм, если не брать во внимание ужасающую хроматику. Правит то ее фотошоп правит, но есть ньюансы…
Думал самьянг такой взять (фишай уже есть, он классный, но редко использую). Но не так давно появилась Laowa 7.5mm. Крутой сверхширик. Правда, существенно дороже. Коплю )
Специально откатился в тему про объективы чтобы спросить про один: вот продают из Японии очень недорого объектив Sigma 70-300 DL macro ebay.com/itm/193415683790
но Вы посмотрите что у него с задней линзой, это же трешак! Поэтому он такой дешёвый? Это возможно очистить? У Вас вроде был такой — стоит брать такой и конкретно этот?
Я только на днях открыл для себя что Вы автор обожаемой мной программы Inq Soft sign 0f Mistry. Давно так не радовался! Честно! Не пользовался програмой уже 'цать лет, но помню её и люблю. На муське по вашим обзорам купил несколько вещей, в т.ч. этот объектив Samyang 12f2 для Sony A6300. Потом нашел ваш сайт и там бац — да это же CyberManiac! Т.е. я вашим опытом пользуюсь уже больше пятнадцати лет! Я пол часа был счастлив от этой встречи ))) Фильм «Бессмертные. Война миров» тоже люблю с малых ногтей. Сцена и слова «Taкиe женщиньı вcтpeчaютcя peдкo. Oни oблaдaют дapoм poжать oт бoгoв» впечаталась крепко. Буду читать/смотреть печатную новеллу в электронном варианте.
Когда искал Inq Soft sign 0f Mistry несколько лет назад набрёл на интервью на Хабре, сейчас поднял его, а там опять совпадение — этот объектив Sigma 70-300, на который я уже сделал ставку, «авось пронесет». Ну так что, мастер, стоит его брать или снять ставку?
версия с отвёрткой была супер (я сдуру продал её другу)
а себе позже купил версию с моторчиком внутри (хрень полная)
хотя оба объктива — АПО
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.