Авторизация
Регистрация

Напомнить пароль

Делаем полочные АС своими руками, с использованием ВЧ динамика с Aliexpress

Всем добрый день! В данном обзоре я расскажу, как я сделал небольшие полочные АС из запылившихся на полке автомобильных НЧ/СЧ динамиков, и новых ВЧ динамиков, купленных на Aliexpress. Новые колонки будут работать от изготовленного усилителя на базе TPA 3116, представленного чуть ранее в моём предыдущем обзоре. Так как это будет комплект, то и стилистика, и материал новых АС будут соответствующие. Посмотрим, что из этого получилось, и можно ли собрать из данного комплекта что-то стоящее.
Под cut много фото, опилок, клея, инструмента, и моей любимой фанеры, будьте осторожны!


Всё началось с того, что усилитель пойдет сыну, после завершения корпуса нового большого, и соответственно необходимо то, что этим усилителем питать. Были мысли на время поставить сателлиты от старого ДК, но они вообще никакие. Вспомнил, что у меня есть в наличии комплект автомобильной АС DLS B6A, оставшиеся после замены в авто, и лежащие без дела.
Понятно что автомобильные головки не очень подходят для домашних АС, но это гораздо лучше чем ничего, поэтому решил собрать новые полочные АС на этих динамиках.
ВЧ динамик T20 из комплекта DLS немного с особенностями, он очень яркий и сверлит мозг. Я его в авто поменял первым, не удалось его побороть. Для домашних АС решил взять новый ВЧ динамик, но что-то попроще. На странице магазина AIYIMA, где я раньше заказывал моно УНЧ (правда не совсем удачно, подробности есть другом обзоре на плату усилителя) увидел недорогой комплект:

Aiyima 2pcs Tweeter 1«inch 6Ohm 30W Dome Silk Film Tweeter Hifi Treble Speaker Audio Loudspeaker With Heatsink

Небольшой и быстрый обзор ВЧ динамиков:

Спецификация от производителя:


  • Импеданс: 6 Ом
  • Мощность: 30 Вт
  • Диаметр: 52 мм
  • Высота: 23 мм
  • Диагональное расстояние между монтажными отверстиями: 45 мм
  • Толщина лицевой панели: 3мм

Общий вид:



Внешний диаметр фланца — 52 мм


Диаметр обоймы корпуса ВЧ динамика — 36 мм


Сопротивление — 5,6 Ом, (сопротивление щупов — 0,2 Ом)


С лицевой стороны выглядит очень аккуратно, с внутренней есть наплывы пластика. Больше обозревать нечего, надо их ставить и пробовать.

Проектирование АС:


При проектировании корпуса новой АС было принято следующее решение: корпус будет ЗЯ, корпус будет небольшой, сейчас у сына в комнате незачем ставить большие „тумбочки“, должно быть относительно компактно, поэтому решено было взять чистый объем корпуса 12л. Т.е. в любом случае будем уходить меньше рекомендуемого объема корпуса, но вот насколько, и как это скажется.

Для начала, для расчета характеристик в ЗЯ были использованы заводские данные по параметрам динамиков:



В JBL Speakershop получалась вот такая картина:



Не очень далеко ушли от рекомендуемого ящика по данным параметрам. Но в будущем хотелось бы попробовать на практике корректор Линквица (у нас же ЗЯ), а так как для его расчета нужны достаточно точные данные, то решил еще самостоятельно снять Параметры Тиля — Смолла. Собрал испытательный стенд, для определения Vas собрал тестовый ящик:



Получилась вот такая картина:



И соответственно рекомендуемые данные по ЗЯ:



Для расчета своего корпуса взял объем 12л и высокую степень заполнения демпфирующими материалами, будет таким образом снижать добротность в ящике.

Как всегда, в SketchUp спроектировал корпус:



Динамик DLS B6A рассчитан всё-таки для скрытой установки, либо под защитную сетку, монтажный фланец очень некрасивый. Поэтому решил сделать декоративное кольцо для монтажа сверху фланца динамика.



Стенки корпуса АС 20мм (сдвоенная фанера 10мм), внутри добавим распорку для жесткости.
Очень люблю работы Troels Gravesen, его отчеты и статьи можно читать без перерыва (www.troelsgravesen.dk), и он тоже любит фанеру )). Многие вещи я подсматривал у него, нравится его подход к работе с деревом.

Изготовление корпусов АС:

В ходе параллельного изготовления корпуса нового усилителя были получены следующие отходы, которые пошли на изготовление новых АС, а также пришлось использовать остатки от листа фанеры:



Пилим на распиловочном столе будущие внешние стенки АС из заготовок:



Внешние стенки корпуса будем собирать с торцами, под углом 45 град. Меняем наклон диска циркулярной пилы под 45 град, и срезаем торцы:





Собираем внешние стенки короба:



Склеиваем:



Склеиваем двойную переднюю стенку:



Пилим и клеим внутренние верхние и боковые стенки:





Для фрезерования отверстий в передней панели для динамиков за вечер было изготовлено следующее приспособление для фрезера:



Крепим переднюю панель к столу через кусок черновой фанеры, сверлим отверстие в центре круга, вставляем наше приспособление с фрезером, и фрезером сначала выбираем диаметр под монтажный фланец динамика, а затем насквозь окно под корзину динамика.




Примеряем динамики:



По такому же принципу выпиливаем из фанеры 6 мм декоративные кольца для фланцев динамиков:





Кладем кольцо, сверху динамик, центруем и размечаем отверстия под крепление кольца и динамика к передней панели. Для крепления использую красивые темно-коричневые саморезы, с головкой под внутренний шестигранник, от задней стенки старого сабвуфера SVEN 620.



Для того, чтобы головка самореза утопилась в теле кольца, сначала аккуратно высверливаем углубление сверлом 7мм, проверяем каждый раз глубину головкой самореза, а затем насквозь сверлом 4 мм.



Примеряем динамик и кольцо:



Как подсмотрено у Троельса, фрезеруем внутреннюю часть отверстия под динамик в передней панели кромочной конусной фрезой, чтобы дать динамику немного свободы:





Фрезеруем отверстия под новые ВЧ динамики по той же технологии, что и СЧ/НЧ:





Крепление динамиков к панели выполним длинными черными винтами с резьбой М3, с плоской головкой под внутренний шестигранник, причем отверстие под него в фанере сверлим 2,5 мм, и затем прямо в фанеру вкручиваем. Такой способ я уже проверял, спокойно выдерживает несколько закручиваний, а нам нужно только одно ).



Вклеиваем двойную заднюю стенку и промазываем ПВА все стыки внутри корпуса:



Для повышения жесткости корпуса сделаем и вклеим внутреннюю распорку. Внутренние окна распорки выпиливаем лобзиком, и фрезеруем кромочной конусной фрезой:







Разделительный фильтр комплекта DLS B6A представляет собой отдельные блоки для НЧ/СЧ и ВЧ динамика:



Настройку фильтра менять не будем, по простой причине, что нечем сделать измерения, да и опыт нужен, доверимся инженерам DLS. Однако конденсаторы в фильтрах заменим на К73-16, особенно неполярный электролит 18 мкФ на в ФНЧ. Катушки на сердечниках оставим.
Кстати, буду рад если поделитесь опытом изготовления своего измерительного микрофона, схем в сети много, но интересен будет прямой практический опыт.
Фильтры размечаем на фанерных панельках, которые будем крепить на саморезы внутри корпуса.



Далее берем корпуса, и идем заниматься демпфированием корпусов. Оклеиваем стенки ватином на пва, в два-три слоя (3 см)
Остальной объем заполним синтепоном:


Размещаем разделительные фильтры:




Вклеиваем переднюю панель корпуса:



Берем шлифовальную машину и начинаем упорно шлифовать со всех сторон 180 зерном:



Готовим корпуса к покрытию маслом. Масло использовал то же, что и для корпуса усилителя, BELINKA Interier:



Покрываем маслом в два-три слоя, через сутки полируем шерстяным падом до красивого блеска:




Для подключения проводов от усилителя к АС были куплены вот такие терминалы:



Сверлим отверстия в задней стенке и крепим терминалы, припаиваем внутри провода к контактным площадкам терминала:



Заполняем корпус синтепоном (плотность 300г/м2), но аккуратно, оставим свободное место под динамик:



Припаиваем выводы и устанавливаем динамики. У НЧ/СЧ 8 отверстий в монтажном фланце, в четыре скрытые отверстия закручиваем саморезы:



Клеим на дно ножки, купленные в магазине мебельной фурнитуры:



Ну и в результате смотрим, какой получился комплект:




Звучит хорошо. Мне в мидбасах B6A всегда не хватало панча, а здесь он как-то появился. Да, не хватает нижнего баса, рядом SOLO-3 ниже берут, но там и ФИ. Зато бас получился очень шустрый, я за это и сабвуферы ЗЯ очень люблю.
ВЧ вполне хорошо, не так детально, как хотелось бы, но мягко и прозрачно, вполне устраивает, можно брать.
На ФВЧ даже пришлось включить аттенюатор, чувствительность динамика ВЧ гораздо выше динамика НЧ/СЧ.
Планирую попробовать собрать корректор Линквица, вытащить немного НЧ.

Это был интересный проект, это мои первые АС, так сказать тренировка, до этого делал только сабы в авто, а там аккуратность по подгонки деталей не так важна, все равно под оклейку карпетом. Здесь пришлось постараться.

Впереди корпус нового усилителя, и как обещал, обзор на распиловочный стол.

Спасибо за внимание!

P.S.: дань традиции, он также контролировал этапы работ, постоянно заходил в мастерскую ):
Кот


Планирую купить +42 Добавить в избранное
+212 +329
свернутьразвернуть
Комментарии (152)
RSS
+
avatar
+5
  • bdos
  • 18 января 2019, 14:33
Настройку фильтра менять не будем
Это главный эпик фейл отличного проекта.
И еще типичная ошибка начинающих — ВЧ отдалена от мида.
+
avatar
+8
  • Gdenich
  • 18 января 2019, 14:39
Это пока менять не будем, сделаю измерительный микрофон, потренируюсь, посмотрим, что получится в LspCad, мне самому интересно, как можно улучшить.
+
avatar
+13
… Если быть честным и откровенным, то начал конкретно уважать автора обзора(-разумеется, плюс!) за дотошный и непритязательный подход к изготовлению\описанию процесса…
В каждом обзоре своя, без изысков!-изюминка.
Надеюсь, ожидание следующих обзоров будут столь же оправданы. ;)

P.S.: А критика..-а как же без эНтого на *муське*?!..-не-е, без этого никак ни-з-з-я-я!...(чай, рассадник вундеркиндов!..-правда, порой безграмотных, но с апломбом «гениев от сохи»… ;-)).
+
avatar
0
  • Alex_74
  • 18 января 2019, 21:52
А как же обзоры наушников и электронных сигарет по п.18?
+
avatar
0
  • Kerdyks
  • 18 января 2019, 14:57
Это вообще ошибка молодежи. Ты не исключение. Читай, хотя-бы литературу…
Это я сказал bdos*у…
Есть фазовое выравнивание, которое к расстоянию между динамиками никакого отношения не имеет. Просто динамики крепятся на, или под панель.
+
avatar
+3
  • bdos
  • 18 января 2019, 15:14
Ты не исключение.
Вы.
Есть фазовое выравнивание
Которое видно на измерениях.
к расстоянию между динамиками никакого отношения не имеет
ПроEdge слышали?
+
avatar
+4
  • Kerdyks
  • 18 января 2019, 16:34
не слышал. но читал и вникал в работы алдошиной и войшвило. уже как сорок лет… много пробовал. а сейчас уже забил на всё. производятлам не выгодно делать нормальный, хороший товар…
прибыль главное.
а ваша участь это гав… о расхлёбывать и меряться пиписьками.
без обид, и конкретных личностей…
+
avatar
+1
  • deBocsh
  • 19 января 2019, 00:18
Едж — про отражения с краёв, не про расстояния между излучателями.
+
avatar
+1
  • deBocsh
  • 19 января 2019, 00:15
Дело не в фазе, а в том, что нужно стремиться к точечному источнику, а не разносить.
Ну и поставить пищик по оси симметрии без измерений и расчётов, в том же Едже — самонадеянно.
+
avatar
0
  • trex
  • 19 января 2019, 09:05
Все не так однозначно, есть колонки высшего класса с вынесенными отдельно ВЧ. Даже иногда они смотрят вверх и там отражающий конус. Есть колонки с кучей динамиков и у каждого свой усилитель, и персональный сдвиг по фазе. И вообще не вижу трагедии в раздельном по вертикали размещении ВЧ и СЧ излучателей, в случае прослушивания дальше 1.5 метра от них.
+
avatar
-1
  • deBocsh
  • 19 января 2019, 12:10
Персональный сдвиг по фазе у всех головок и фильтров, фундаментальные законы физики невозможно обмануть или подкупить, к сожалению. Активная АС или пассивная — никакой разницы. Задача получить в полосе совместного излучения синфазный сигнал, но, опять же к сожалению, реально получается это в узкой полосе, а +- всё разъезжается. Эээ, чета я куда-то в ненужную теорию поехал.
Мы тут толдычим про стремление к точечному источнику, так вот, чем больше расстояние между центрами излучения, тем реже будут горы и овраги на на внеосевых АЧХ, но тем больше будет их амплитуда. И все эти красоты остро проявляются если длина волны сопоставима с расстоянием между излучателями. Поэтому расстояние между пищиком и мидом/мидбасом важное, а между мидом и басом — вообще без разницы. Это если на пальцах.
Вообще вся эта тема кАлонкастроения непростая. Базовая теория — тфу и растереть, на уровне третьекурсника троечника, но в реальной жизни дофига странных эффектов.
Ну и последнее: в сети дофигища готовых проектов, без минимальных знаний и приборов сделать хоть как то играющую АС невозможно.
+
avatar
0
  • s60
  • 21 января 2019, 11:47
И еще типичная ошибка начинающих — ВЧ отдалена от мида.
что есть «отдалена»?
как рассчитывать расстояние между центрами и позиционировать относительно оси симметрии фасада колонки?

И Троелс вроде не сильно близко крепит…
картинки Троелса

+
avatar
+2
Много труда вложено, похвально!
Но конечно автодинамики… эх, так же лежит пара Focal, хотел в домашку попробовать поставить, подобрать к ним ВЧ, но аналогичная ситуация при проектировании — ниже 100 герц резкий спад, НЧ не будет совсем. Ну или ФИ объемом 50 литров, который хоть как-то вытягивает)
В общем к таким сабвуфер просится!
+
avatar
+2
Все равно, старая автоакустика брендов сделана очень качественно… Уже подумываю, на разборках пожилых авто собирать акустику — стоит, как правило, очень недорого… Один нюанс — вч головки на картоне, который сыпется от времени…
+
avatar
+6
  • kirich
  • 18 января 2019, 15:44
Все равно, старая автоакустика брендов сделана очень качественно…
Но она ведь часто настолько «тугая» что делать из нее акустику для квартиры можно только по безнадеге.
+
avatar
+3
Тугая — это пластик современный… Старая — это все таки качественный картон или соты — я про бас…
Есть в москвиче батином 3-х полосная акустика панас… На днях сфотаю и приложу… Повторяю: трехполосная!!!
+
avatar
+3
  • kirich
  • 18 января 2019, 17:27
Старая — это все таки качественный картон или соты — я про бас…
Да особо без разницы. Автомобильные АС имеют особенности, связанные со сферой применения, а значит защита от влаги, утяжеление диффузора, низкая чувствительность, коаксиальная конструкция и т.д.

Повторяю: трехполосная!!!
Так что здесь удивительного, коаксиально можно хоть четырехполосную сделать.
+
avatar
+1
Можно… Но где за 5 баксов 4-х полосная… Вопрос все-таки в финансах…
+
avatar
+2
  • kirich
  • 18 января 2019, 17:39
Если вопрос в финансах, это одно, если в качестве, то другое, я потому и написал в каком случае для домашних АС обычно применяют динамики от автомобильных.
+
avatar
0
Андрей… Тема была про дешевые китайские динамики, купленные по ошибке… Я про качественную акустику, купленную за те же деньги… Вот и все… Говорить об особенностях компоновки в авто и ящиках я не планировал…
+
avatar
0
Кстати, я про Ваши транзисторы вчерашние страшные, но хорошие, помню и всячески приветствую…
+
avatar
0
  • kirich
  • 18 января 2019, 17:48
страшные, но хорошие
Выяснились некоторые подробности, на днях обзор хочу сделать.
+
avatar
0
Будем рады…
+
avatar
0
  • kirich
  • 18 января 2019, 17:47
Не, ну я ведь не говорю что нельзя. просто результат может быть хуже ожидаемого.
Если речь получить более-менее нормальный звук минимальными вложениями, то автомобильные как раз нормально, часто их много и стоят они не очень дорого, особенно БУ.
Просто у них есть свои «нюансы».
+
avatar
+1
Согласен… Нюансы есть всегда…
+
avatar
+1
  • mike888
  • 18 января 2019, 19:52
В тех же бмв были сабы из 4 динамиков под задней полкой. Динамики эксклюзив с утяжеленым диффузором, проше говоря там была приклеена алюминиевая болванка. Динамики подарил кому то, так что фоток не будет.
Поскольку динамик ниже собственого резонанса ничего не излучает, то есть два простых пути снизить резонанс. Это увеличить массу подвижной системы и уменьшить жесткость подвеса, хотя всё это и не бесплатно. Снижение кпд одна из плат за это, но сейчас с усилителями и корректировкой ачх проблем нет, поэтому это несуществено.
А динамиков от авто на разборках кучи по сути за копейки и собрать можно много чего пристойного за весьма гуманные деньги.
+
avatar
0
«Поскольку динамик ниже собственого резонанса ничего не излучает, „
Это почему это не излучает? Еще как излучает…
+
avatar
+1
  • mike888
  • 19 января 2019, 12:27
Теория утверждает что не излучает, практика это подтверждает. Но это по госту, спад 18dB на октаву, а в китайских версиях ещё как излучает и влегкую сотни ватт 4" динамик может быть, только ватты там свои :)
+
avatar
0
Финансы, к сожалению, нынче поют романсы… Вам (нам) это известно не понаслышке…
+
avatar
0
  • kifitim
  • 19 января 2019, 18:54
подскажите какой усилок+bluetoth+mp3 для колонок от музцентра Aiwa (3-х полосная 4-х компонентная) лучше. Подойдет ли ebay.com/itm/303027321025
+
avatar
0
Нужно смотреть импеданс… Музцентры часто используют акустику 8-16 Ом… Т.К. сетевые усилители имеют ряд преимуществ… Мобильные усилители -5-12 вольт рассчитаны по другому… Вопрос не очень простой… Я этим специально не занимался… Лучше зайти на соответствующий форум…
+
avatar
+1
  • chvf
  • 18 января 2019, 15:24
Фазоинвертор решает. В стародавние времена делал колонки на 10ГД34 и 2гд36. Кубики Салтыкова очень похожи. Великолепное звучание.
Читать вот здесь
+
avatar
+3
  • Rokko
  • 18 января 2019, 14:39
Люди садисты. Коту взяли и уши оторвали. Бедолага.
А по колонкам автор с руками. Очень аккуратно.
+
avatar
+17
  • lohness
  • 18 января 2019, 16:31
не — просто котик от такого «звука» их сложил

:)

P.S. Вспомнились мои первые самодельные наушники
год, наверное, 1977-78 (классе в третьем или в четвертом я тогда был)
берем две распределительные коробки

два динамика из телефонного аппарата

запихиваем динамики в коробки проложив поролоном
им же делаем амбушюры приклеив бублики клеем момент к крышкам коробок

между собой соединяем коробки латунной полосой

провод обычный — шнурок питания
диновский разъем на 3 штырька конечно же моно (электрофон Аккорд 202-Стерео появится только через пару лет)


и вот уже можно слушать ВЭФ-202 ночью не мешая другим спать

А уже позже были стереоколонки из динамиков от разобранного магнитофона «Днипро» и купленных в магазине Пионер на ул. Горького. Корпуса делались из остатков разобранного пианино «Красный октябрь» — отличные деревянные щиты у него.
Считал уже объемы по формулам и паял фильтры.

как же давно это было
+
avatar
0
  • zelenok
  • 19 января 2019, 08:25
Клей Момент в 77-78? По моему это Фантастика :)
+
avatar
+1
  • trex
  • 19 января 2019, 09:10
Был гдрэровский момент-цемент. Белый прозрачный клей на нитроцеллюлозе. Пластик склеивал неплохо. Ещё был похожий польский клей.
+
avatar
0
  • lohness
  • 19 января 2019, 11:50
ЗА давностью лет точность воспоминаний может быть утрачена :)

но помню был какой-то быстосохнущий
хотя вполне может быть это был и БФ

помню что когда лет через 10 разбирал отдирая поролон, то желтый слой остался
наверное, потому и решил что это момент
+
avatar
0
Пишут, что «Впервые в СССР клей «Момент» выпущен в 1979 году на Тосненском заводе бытовой химии (Ленинградская область). Клей не являлся советской разработкой, для производства были закуплены ноу-хау, лицензия и оборудование для производства клея марки «Pattex» западногерманской фирмы «Henkel». Клею было дано название «Момент-1», по соотношению цены и качества ему не было конкурентов среди других клеёв того времени, производящихся в СССР» (вика, но без указания источника). В начале 80-х «Момент» уже точно был, сам помню
+
avatar
0
спасибо за прямые руки.
+
avatar
+6
  • Posad
  • 18 января 2019, 14:47
Кот как мой
+
avatar
+11
НЕ, твой лежебока.
+
avatar
0
Жалостливый.
+
avatar
+4
И мой
+
avatar
+2
Все круто, но для того чтоб как комплект смотрелось, было бы круто, декоративные кольца из алюминия сделать.
+
avatar
0
  • vlandus
  • 18 января 2019, 17:41
Можно чёрной краской покрасить или морилкой.
+
avatar
0
  • wwest
  • 18 января 2019, 22:14
Только НЕ ЧЁРНОЙ.
Советские ГРОБЫ кАлонки просто БЕСИЛИ.Крашеные чёрной краской.
+
avatar
+2
  • trex
  • 19 января 2019, 09:16
Самое страшное в советских кОлонках была цена. 25АС-309 стоила 160 рублей пара. Это было больше моей зарплаты инженера в вузе 140 грязными- 11% ндфл — 6% налог на холостяков. Про С90 вообще не было речи, от 150 рублей штука до 220 АС С90-202 с юговскими динамиками.
+
avatar
0
  • vlandus
  • 19 января 2019, 13:59
Я про кольцо вокруг динамика.
+
avatar
0
  • Lexeich
  • 19 января 2019, 19:37
35АС-211? :)
Зато гнутая фанера и звучали неплохо.
+
avatar
0
  • trex
  • 20 января 2019, 13:11
Похожи но нет, не они. Подозреваю что это была пробная партия, и я их больше не видел.
сорри нашел 202 тоже не они. Будем считать за давностью лет обознался
+
avatar
+1
  • u3712
  • 18 января 2019, 14:49
Может я слишком консервативен, но обязательно прошелся морилкой. Чистое дерево не впечатляет.
И по subj. Вопрос — почему поставили такие ВЧ динамики, а не «с рассеивателем», например? Острая локализация ВЧ по оси — напрягает.
+
avatar
+4
  • Gdenich
  • 18 января 2019, 14:59
Мне нравится чистая фанера под маслом, да и надо было сохранить стилистику с усилителем. По ВЧ нужно было дешевое быстрое решение. Острой локализации я пока не ощутил, нормально получилось.
+
avatar
+7
Когда смотрел картинки где склеиваюся колонки и уменя в носу свежераспиленой фанерой засвербило вдруг. :)
+
avatar
+1
  • Lind
  • 18 января 2019, 14:55
Респект, скворечник знатный!
Но по мне так проще на авито взять что-то:)
+
avatar
+2
  • ambuddy
  • 18 января 2019, 14:58
Простите, можно расшифровать ЗЯ и АС.
+
avatar
+3
  • Gdenich
  • 18 января 2019, 15:00
АС — акустическая система, ЗЯ — акустическое оформление «закрытый ящик»
+
avatar
+6
  • ank
  • 18 января 2019, 14:58
Отличное исполнение и грамотный подход к делу. Отличный пример «доведения дела до конца».
Одно «но» — в идеале в закрытых корпусах используются компрессионные динамики, автомобильные таковыми не являются. Поэтому потенциал приложения рук реализован не в полном объеме.
Но зато — закрытый корпус является фильтром третьего порядка (ЕМНИП), корпус с ФИ — пятого порядка. Т.е. «вытянуть» низ можно при помощи коррекции АЧХ с увеличением мощности УНЧ.
+
avatar
+16
  • Gdenich
  • 18 января 2019, 15:07
Это был проект из ситуации — приходит сын 9-ти лет и говорит — «Папа, хочу колонки» — А давай что-то соберем из того что есть. Вот и собралось. Вообще не претендую на правильно подобранные динамики, правильно рассчитанную конструкцию, все эти серьезные вещи для другого проекта, здесь была тренировка и комплект на чем послушать музыку, а то мелкая блютус колонка уж совсем стала несерьезна.
+
avatar
+2
  • ank
  • 18 января 2019, 15:39
Тем более похвально — пример для сына!
И я не с претензией.
Вспомнилось, как в 80-х пытался установить ФИ в закрытый корпус акустики Мелодии 103 (длинненькие такие, квадратные, с соосными НЧ и ВЧ головками). Результат не понравился. Низы стали заметнее, но обрезанными до частоты резонанса. А без ФИ — звучание гораздо мягче было (для меня поприятнее). Потом еще были на хозяйстве 25АС109 в которых чего только не менялось (в том числе и с расчетами)…
+
avatar
+1
  • wwest
  • 18 января 2019, 16:20
ФИ в закрытый корпус акустики Мелодии 103
Куда там ставить если внутри объёма НЕТ совсем!
Я и фильтры делал новые, мотал, и проклеивал фанеру(с дырками от завода) и ватой забивал.
Хлам, для телевизора сгодились только.Даже Амфитон звучали на порядок лучше.
+
avatar
+3
  • ank
  • 18 января 2019, 16:56
Была статья в свое время (то ли в «Радио» то ли в «Моделисте-конструкторе») и в свои 14-16 лет решил повторить. В отличие от автора статьи не был впечатлён, но появилось желание разобраться в вопросе — литературы технической в библиотеках хватало.
Особо поразила книжка
«Конструирование громкоговорителей со сглаженными частотными характеристиками» Э. Л. Виноградовой.
+
avatar
0
  • wwest
  • 18 января 2019, 22:10
Статья была явно безграмотной.
Внутри нет объёма от слова совсем.
Я даже не понимаю где там поместится труба фазоинвентора согласно расчётам?
У мня внутрь еле-еле влазили катушки индуктивности без сердечников мотанные толстым проводом с бумажными конденсаторами.

Меня особо поразило что советские заводы выпускали колонки от балды! Какой материал завезли, разной толщины и размера из того и лепили.В результате в паспорте были одни параметры и внутренний объём, в справоченике другие а в реальности третьи.
И ср… ь они хотели на все расчёты.
+
avatar
0
  • ank
  • 19 января 2019, 02:43
Так и я о том что статья безграмотная (но понимание этого было получено на собственном практическом опыте).
После попыток переделки 25АС109 (были заменены абсолютно все динамики и фильтры — на слух в итоге таки превзошли Technics SB3130 (или 3150 — точно не помню) купленные родственником в начале 80-х в «Березке») пришло понимание что что из совковой акустики толку не будет. Даже если и были какие-нибудь грамотно спроектированные единичные варианты — их исполнение в серии было ужасным, а если даже и были неплохо собраны — со временем получаем рассохшиеся динамики (пример — датские Peerless под маркировкой «Радиотехники» 50АС).
+
avatar
+2
  • mastak
  • 19 января 2019, 14:40
Из Мелодии 103 выдирались 6ГД6, 10ГД34 (позднее) + 2ГД36 и делались кубики Салтыкова.
+
avatar
0
  • trex
  • 19 января 2019, 17:11
ещё проще, покупалось две полки для обуви за 12 рублей штука, 10 гд34 за 15 рублей и 3 гд31 за 3 рубля, и в течении двух вечеров пилился кубик по Салтыкову, Объем совпадал, кубик был прямоугольным, но звучал неплохо. 2ГД36 в Новосибирске в1981 году не купить, а 10ГД34, как и раньше 6ГД6 по 6 рублей лежали в «Орбите» на Красном проспекте.
+
avatar
0
  • mastak
  • 19 января 2019, 17:27
3ГД31 не ставились в Кубики Салтыкова. 2ГД36 в каждом цветном телевизоре, только надо было выбирать с бумажными колпачками. А 3ГД31 вроде у Шорова были.
+
avatar
0
  • trex
  • 20 января 2019, 13:17
Да в 1980 году не было бросовых цветных ТВ. Это сейчас их до сих пор выкидывают А 3ГД31 был в продаже, и за гуманные 3 рубля.
+
avatar
0
  • LePart
  • 30 августа 2019, 11:03
«Салтыковки» у меня до сих пор в работе. А вот «брусочки» от Мелодии-103 лучше дополнить пассивным излучателем сзади. Недурно получалось. И ломать их совсем незачем.
+
avatar
+2
  • dmg
  • 18 января 2019, 15:02
Отличнейший обзор. Жаль только, что до фильтров и микрофонного измерения не добрались…
Я использовал обычный электретный капсуль Panasonic WM-62AT (не забываем что он требует фантомного питания). Микрофон оказался очень неплох, им можно вполне мерять гармонические искажения на акустике (до определенного уровня). Частотка у него дотягивает до 16 кГц без авала (но это не точно).
Очень интересно было бы увидеть результат применения корректора Линквица. Но вопрос достаточный ли у данных динов ход?

ЗЫ: Тоже лежит пара автодинамиков со сверлящими «пыщиками» (8кГц). Хочу сделать «переносную» колонку.
+
avatar
+2
  • Gdenich
  • 18 января 2019, 15:13
сделаю микрофон, буду заниматься, самому интересно.
На небольшой подводимой мощности хода должно хватить (Xmax 6мм), а много и не надо для комнаты.
+
avatar
0
  • s60
  • 22 января 2019, 14:30
судя по картинке на ноутбуке у вас не Windows — какой аудио анализатор будете использовать?
+
avatar
0
  • Gdenich
  • 22 января 2019, 14:50
Есть еще ноут с Windows, хотя на маке попробую поработать с REW
+
avatar
-2
  • Gruffy
  • 18 января 2019, 16:22
электретный капсуль Panasonic WM-62AT (не забываем что он требует фантомного питания)
Абсолютный бред, показывающий полное непонимание вопроса.
Никакого фантомного питания он не требует!
+
avatar
+4
  • u3712
  • 18 января 2019, 17:01
При 0 вольт усилитель не работает.
Надеюсь, вы не собираетесь оспаривать наличие в капсуле усилителя?
+
avatar
0
  • dmg
  • 18 января 2019, 19:21
Вот ссылка на дашит (см. колонку Supply voltage)
Panasonic SENSORS & TRANSDUCERS
+
avatar
0
  • Ermak82
  • 18 января 2019, 15:05
По дизайну, на колонки проситься какой то элемент полированного метала, как и на усилителе. гармоничнее смотрелось бы. ИМХО. возможно кольца на динамик заменить на алюминиевый или накладку?
По остальному очень здорово. Ничего не понятно, но здорово.
+
avatar
0
  • s60
  • 21 января 2019, 14:27
может лучше эти фанерные в матовый черный и утопит заподлицо c фасадом?

будет как на картинке

+
avatar
+2
  • aa666
  • 18 января 2019, 15:22
А как же защитные решетки? Котэ могут не понравиться ваши музыкальные пристрастия и он решит отыграться на диффузоре.
+
avatar
+3
  • Gdenich
  • 18 января 2019, 15:28
Да ему лень будет, он лучше полежит на диване. За год к существующим колонкам не подходил, максимум запрыгнуть сверху для доступа дальше на полку.
+
avatar
0
Для ЗЯ есть расчёт (в виде таблицы xls) трансформатора Линквитца.

Но чтобы были корректные исходные данные для расчёта, надо снять АЧХ колонки в диапазоне 10-1000 Гц.
Для этого подойдёт любой микрофон.
+
avatar
0
  • Gdenich
  • 18 января 2019, 15:50
Для расчета в таблице можно использовать как расчетные на и измеренные параметры, для расчетных я специально сделал замер параметров Т-С, а для измерений мне в любом случае нужно делать микрофон.
+
avatar
+1
+
avatar
+2
  • deBocsh
  • 19 января 2019, 00:26
Аккуратно измеренные ТС и расчёт, замер ИЧХ, и сравнение с АЧХ дают очень близкую картину, очень. Измерить корректно АЧХ на низах совсем не просто. Только в ближнем поле, тогда нужно вычитать бафл, в дальнем поле будет АЧХ не АС, а комнаты. Реально с высокими потолками измерить начиная с сотен Гц и выше.
+
avatar
+3
по времени и затратам это тянет на БУ bowers and wilkins )

но за рукоделие — зачот!
так аккуратно, что аж зависть берет )
+
avatar
+3
  • mm1348
  • 18 января 2019, 16:26
Очень качественное изготовление. Инструменты и руки отлично сработали!
Снимаю шляпу!
+
avatar
+2
  • Gravity
  • 18 января 2019, 16:26
Отличная работа! Надеюсь, что позже автор найдет более приличные компоненты, чем говенные ДЛС B6A и твитеры.
+
avatar
+3
  • Gdenich
  • 18 января 2019, 16:39
То, что есть надо тоже в ход пускать )
+
avatar
+1
Красиво Вы работаете. Сам процесс, применение инструмента, тёплые материалы...:)
И котейков, жалуете. +
+
avatar
+1
  • Gravity
  • 18 января 2019, 18:57
Ну не соответствуют они тем затратам ( времени ) ИМХО. :((( Прям обидно…
Еще раз спасибо за такую работу! С Уважением!
+
avatar
0
  • OWL01
  • 20 января 2019, 17:30
Буквально на этой неделе нашёл в кладовке очень автомобильные динамики Panasonic. И тут такое счастье!
Спасибо! Воодушевило!
Но с детства осталась мечта сделать что-то в оформлении ОРТО.
РАДИО N12 за 2003 год. Простейший расчет от Носова.
Знаю, что их и хвалят и ругают.
Если есть время — не хотите сделать ещё один один корпус в версии ОРТО, чтобы сравнить с ЗЯ?
+
avatar
+2
Как писавший дипломную работу по теме «акустическое оформление низкочастотных систем», скажу «Зачет».
Сколько лет прошло, а программы и методы всё те же…
Спасибо, я даже представил как резко они звучат :)))
+
avatar
+2
  • kirich
  • 18 января 2019, 17:04
Сколько лет прошло, а программы и методы всё те же…
Так а с чего бы им меняться?
+
avatar
0
Хоть сейчас и применяют «музыку по костям», но большинство людей до сих пор музыку ушами — слушают :)
+
avatar
0
а можно про приспособление для фрезера для вырезания круглых отверстий, не очень понятно как оно работает.
Спасибо
+
avatar
+9
  • Gdenich
  • 18 января 2019, 19:25
В приспособление имеется алюминиевая пластина, на которой размещен стержень (винт М3, обточенный дремелем) На фото ниже я нарисовал, как между данным стержнем и ножом фрезы образуется радиус.
Перемещением пластины с стержнем в пазу приспособления мы задаем радиус нашего будущего отверстия. фиксируем пластину гайкой с широкой шайбой с обратной стороны.
Затем на обрабатываемой заготовке в центре планируемого отверстия под динамик сверлим отверстие 3 мм, вставляем стрежень в отверстие, включаем фрезер, заглубляем фрезу и начинаем вращать всю конструкцию относительно стержня. После каждого прохода всё больше заглубляем фрезу пока не получим отверстие.

+
avatar
0
В приспособление имеется алюминиевая пластина,..
Спасибо!-бросил в свои закладки «приспособлений для фрезера». Вещь нужная и полезная, проста в изготовлении.
+
avatar
0
1200 Bosch?
+
avatar
0
  • Gdenich
  • 24 января 2019, 23:55
да, BOSCH POF 1200 AE
+
avatar
0
В курсе, что там можно микролифт разблокировать, как в 1400?
+
avatar
0
  • Gdenich
  • 25 января 2019, 12:54
Да, уже всё сделал, разобрал, достал квадрат черный, теперь пользуюсь микролифтом.
+
avatar
+1
  • mastak
  • 19 января 2019, 14:46
www.youtube.com/watch?v=lIQN2Fv3jnQ
Послушайте Михаила, заслушаетесь, и будете его фанатом. как и я.
+
avatar
+1
  • Gdenich
  • 19 января 2019, 16:36
Красивый циркуль, очень похожее у меня шло в комплекте в фрезеру, правда без микроподстройки. но я ее не использую, так как таким адаптером невозможно сделать отверстия радиусом меньше чем радиус основания фрезера, даже чуть больше чем радиус основания.
А с приспособлением типа того, что показал я, можно осевой стержень в пластине подогнать вообще вплотную к фрезе, и сделать отверстие диаметром хоть 2 см.
+
avatar
0
  • mastak
  • 19 января 2019, 17:11
У Михаила циркуль позволят делать малые диаметры.
Если у вас в комплекте есть штанги с поперечным креплением, то можно было добавить U-образную пластину, как у Михаила. Конструкция получилась бы очень жесткая, хотя для не частого использования и ваша приспособа подойдёт.
+
avatar
0
  • mastak
  • 19 января 2019, 17:21
del
+
avatar
0
  • s60
  • 21 января 2019, 12:18
вот наверно «родитель»
картинки







+
avatar
0
  • s60
  • 21 января 2019, 14:12
они его даже на ebay продавали за 18 евро ссылка

+
avatar
0
  • Gdenich
  • 21 января 2019, 14:53
На pinterest таких много, как у Троэльса, но это такая похоже классическая конструкция. Стержень в пластине я сделал проще: Отверстие диам. 3 мм, затем зенкерование с нижней стороны, в расзенкованное углубление гайку М3, и сверху винт М3 (16 мм), далее винт обточил дремелем.
+
avatar
0
  • Kromz
  • 18 января 2019, 17:18
Удалено
+
avatar
+1
  • norm
  • 18 января 2019, 17:36
Имхо, зря накладка нч сделана выступающей, такое обеспечивает горб на ачх. Надо было утопить динамик глубже, и накладку делать вровень с передней панелью.
+
avatar
+2
  • lohness
  • 18 января 2019, 20:05
ну какие это НЧ?
обычный широкополосник с горбом на средних
+
avatar
0
Автор пишет что низов нет. Какой там, горб:)
+
avatar
0
  • norm
  • 18 января 2019, 23:27
Горб будет не на низах, они-то как раз всё огибают. Не помню, как рассчитывается частоты оного, но таких решений всегда избегают, стараясь утапливать и вч динамик.
+
avatar
0
Скорей всего на середине. Но не уверен.
+
avatar
+12
После таких обзоров хочется все послать и пойти накупить хорошую циркулярку, фрейзер, сверлилку, шлифмашинку и верстачок. И делать вещи… Но, млять, куда это все поставить в двушке:( Эх мечты, мечты…
+
avatar
+2
  • lohness
  • 18 января 2019, 20:03
Элементарно, Ватсон!

Покупаешь участок или сразу дачу — и не ней уже делаешь нормальную мастерскую. :)

А в двушке всегда можно найти уголок, правда именно для вот таких небольших поделок

У меня однушка и то почти весь список имеется без верстачка и фрезера — фрезер в планах а верстачком стол на кухне служит
+
avatar
+5
Сначала надо жениться удачно, на богатой невесте.
А, возраст уже такой, что и на бедную… не хватает :)
+
avatar
0
  • Alex_74
  • 18 января 2019, 21:58
Покупаешь участок или сразу дачу — и не ней уже делаешь нормальную мастерскую. :)
Тогда работать там можно только летом.
+
avatar
0
Ну да, я с паяльником и причиндалами в шкафу не помещаюсь, и тоже лобзик есть, а кули толку :)
+
avatar
0
  • SBVF
  • 19 января 2019, 12:06
+
avatar
0
  • hanzo
  • 18 января 2019, 18:36
Чем транс-тороид обмотан-изолирован, лакоткань?
+
avatar
+1
  • Gdenich
  • 18 января 2019, 19:07
Пергаментная бумага и ПВА
+
avatar
0
  • Nok
  • 18 января 2019, 20:21
Эхх красота. А я всё не могу собраться и изготовить короба под автомобильные динамики Mystery MF-6.2. Лежат пару лет.

А так стоят пока Юпитер 10 АС-201, вполне устраивают.
+
avatar
0
работа шикарная. однозначно плюсую. это сделано от души и с душой :)
+
avatar
0
Подскажите, есть пустые коробки. Динамики или сгорели или порвали, их нет о слова совсем. Если просто по размеру подобрать вч-динамик и среднечастотник, заиграют или там не так всё просто? Внутрянка вся целая.
+
avatar
+1
  • norm
  • 18 января 2019, 23:25
Вероятность успеха крайне мала. Но звук будет.
+
avatar
0
  • Alex_74
  • 18 января 2019, 21:59
А как склеили под прямым углом?
+
avatar
+1
  • Gdenich
  • 18 января 2019, 22:05
Если имеется ввиду четыре стороны короба, то всё просто: выпиливаем заднюю стенку (копия передней) на столе, вкладываем её в этот ящик, относительно неё клеим стенки, она не даёт сместиться стенкам.
+
avatar
0
  • Johnny
  • 18 января 2019, 22:14
что с колпачками на нч динамиках? будто их пожевали и расправили) какая-то новомодная штука по типу поверхности гольф-мячиков у b&w?
+
avatar
0
Нелинейная компенсация нелинейной АЧХ :)
+
avatar
+1
  • Gdenich
  • 18 января 2019, 23:01
А DLS такой колпачок в виде грибка назвали банально «Extended Frequency Response» )
+
avatar
+1
Реально купол пулит высокие частоты неравномерно в пространстве. Какие-то налево, какие-то вправо и т.д.
Маркетинг чистой воды, с ухудшением равномерности распределения звука в пространстве. А, возможно и с увеличением неравномерности АЧХ на разных частотах.
Маркетинг. Не так как у всех… чтобы.
+
avatar
0
  • dansar
  • 18 января 2019, 23:41
Странно. У меня что в старой машине, что в новой штатная акустика. Ничто мне мозг не сверлит. Я, может, на ухо тугой?
+
avatar
+3
Ну у Вас в ухе ведь нет цифрового ачхометра?
Да и аудиофилы музыку в машине не слушают (так они рассказывают, те которые за бескислородную медь :))).
+
avatar
+2
Скажу просто — БРАВО!
+
avatar
0
Встречал много готовых проектов АС для повторения со всеми расчетами и рекомендациями, но не попадалось ни одного для изготовления саундбара под ТВ.
В спальне ограничен размерами комнаты, поэтому расположить нормальные АС не могу. Для просмотра ТВ хватит штатной АС, а иногда хочется поваляться и послушать музыку. кто нибудь видел нечто подобное?
+
avatar
+3
Я не вникал в суть этих саундбаров, но по мне — «саундбар» и «послушать музыку» вещи несовместимые.
+
avatar
0
по сравнению с телевизионными гунделками любой саундбар счастье.
+
avatar
0
Саундбар в большинстве своём весьма сложная конструкция. И если по части электроники можно скатиться до «джек в гнездо и на вход усилка на ТРА», то в акустическом плане там ад и израиль — пассивные излучатели для хоть какого-то низа, сч/вч, и всё упиханное в компактный корпус.

Посчитать саундбар можно, но без доступа к специальным динамикам всё будет грустно в плане габаритов. А невстречалось — ибо аудиофилам саундбары совсем неинтересны.

Итого — проще и дешевле купить.
+
avatar
0
  • GeodeZ
  • 19 января 2019, 17:10
За прямые руки однозначно плюсую. Приятно посмотреть!
+
avatar
0
  • dyadya
  • 20 января 2019, 09:05
Нигде не увидел реальной резонансной частоты ВЧ динамика. А ведь это важнейший параметр, для выбора частоты раздела полос. Или на покупку взамен сгоревшему — как подобрать без этого параметра?
+
avatar
0
  • s60
  • 21 января 2019, 12:27
а можно места стыков/соединений в таком же масштабе увидеть?
насколько все плотненько подошло?

+
avatar
+1
  • Gdenich
  • 21 января 2019, 21:44
+
avatar
0
  • s60
  • 21 января 2019, 22:12
такая точность сразу при распиливании или подгонялось шлифовкой?
+
avatar
0
  • Gdenich
  • 21 января 2019, 23:03
Шлифовкой подгонял плоскости передней панели и торцев короба, в паре мест был перепад в 0,5 мм, но это была моя ошибка при вклейке внутренних стенок, на которые впоследствии опирается передняя панель. Шлифовкой легко устраняется. Но перепад, который можно исправить, по выпиранию передней панели может быть максимум 0,5-0,7 мм, иначе дальше следующий слой фанерного листа, который уже темного цвета. Выпирание торцев устраняется без последствий, все шлифуется в одну плоскость.
Углы под 45 град. сошлись сами, если и где был зазор по 0,3-0,5 мм, то заполнился клеем.
+
avatar
0
  • s60
  • 25 января 2019, 16:14
а таким вариантом акустического оформления кто-нибудь занимался? впервые увидел его на сайте VISATON — PETIT ORGUE



конструкция:



большие картинки


+
avatar
0
  • MARKII
  • 29 января 2019, 14:48
читаю комментарии… мне одному показалось что это перебор????????
по мне так вы задушили колонки
+
avatar
0
  • Gdenich
  • 29 января 2019, 19:49
Поясните пожалуйста, засчет чего произошло удушение, так как пока не вижу проблем.
+
avatar
0
  • MARKII
  • 31 января 2019, 12:55
Непонятно для чего так много поглощающего материала. Вы уменьшили обьём корпуса.
Обклеивают внутренние стенки колонки для того что бы звук не отражался от стенок, а поглощался.
Вы написали «Оклеиваем стенки ватином на пва, в два-три слоя (3 см)» этого было достаточно. на фото выглядит хорошо.
+
avatar
0
  • Gdenich
  • 31 января 2019, 14:00
Поглощающий материал, в виде синтепона, был добавлен в корпус для снижения результирующей добротности системы, так как фактический объем корпуса значительно меньше расчетного. Объем он не уменьшает, а наоборот, частично позволяет компенсировать недостаточный объем корпуса, но это больше вынужденная полумера.
+
avatar
0
  • MARKII
  • 31 января 2019, 15:30
Простите, но я в первые слышу такую формулировку. Разбирал не мало колонок, но такого не видел. В основном звукопоглощающий материал используют на стенках, и в углах. Связано это с физикой распространения звуковой волны. Но что бы забивали синтепоном — не видел не разу. Я допускаю мысль что я могу что то не знать, пришлите пожалуйста статью или информацию на основе чего вы так сделали. Правда впервые слышу о таком.
+
avatar
0
  • Gdenich
  • 31 января 2019, 18:25
Данный принцип работает в ЗЯ, и в готовых заводских конструкциях он тоже редко используется, там проще добиться требуемых параметров правильным объемом корпуса, всё-таки заполнение — это уже больше корректировка. Про влияние заполнителя в корпусе можно почитать здесь и здесь

Программные средства расчета корпусов также включают в расчет заполнение корпуса. Вот скриншот из Bass Box 6 Pro (в JBL Speakershop также задаются подобные условия):
+
avatar
0
  • real64
  • 02 июня 2019, 08:48
Прикупил данные динамики для замены сгоревших в околокомьютерных колонках. На удивление подошли неплохо и на слух и по прикидочным измерениям АЧХ.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.