Достался мне как-то по случаю совсем за недорого первый системный фотоаппарат от фирмы Nikon — Nikon1 J1. Принципиальное отличие такого типа фотоаппарата от зеркального состоит лишь в отсутствии оптического тракта с зеркалом, которое перенаправляет изображение из объектива в видоискатель. На качество фотосъемки данная особенность конструкции влияния не оказывает, ну или не должна оказывать. Теоретически системный фотоаппарат по качеству съемки при прочих равных ни в чем не уступает зеркальному, однако на практике ситуация бывает иной (но не по причине отсутствия зеркала).
У таких фотоаппаратов, также как и у зеркальных, имеется сменная оптика и по логике вещей, они могут использоваться с другими, нештатными объективами. Однако, как всегда это бывает, маркетинг победил технический прогресс и производитель решил оснастить свои системные фотоаппараты Nikon совсем другим байонетом, нежели у своих же зеркальных камер. Соответственно установить объектив от зеркального фотоаппарата Nikon на системный фотоаппарат того же Nikon не получится.
Вернее получится, но только через фирменный переходник, который стоит весьма немалых денег. Чем же меня не устраивал штатный объектив? Да в общем-то всем устраивал, кроме того, что в один прекрасный день он сломался.
Шторку диафрагмы заклинило в одном положении — минимального раскрытия и соответственно на матрицу не попадало нужного количества света и все снимки получались темными. Лишь при максимальном зуме и на светлом объекте съемки на экране становилось хоть что-то видно.
Как оказалось, это системная болезнь всех серий Nikon1, сродни типу фотоаппарата, виной которой оказалась неверно сконструированная шестеренка, отвечающая за раскрытие лепестков диафрагмы и стоящая в самой глубине объектива.
Чтобы до нее добраться, нужно полностью разобрать объектив, а сделать это без соответствующих навыков практически не реально.
Во всяком случае я, имея опыт разборки цифромыльницы Panasonic для очистки её матрицы, понимал, что на такую тонкую и кропотливую работу моих умений точно не хватит.
О проблеме в компании Nikon знают и даже делали бесплатный ремонт этого дефекта, но почему-то прекратили его за полгода до случившейся у меня поломки. Переписка с официальным представительством Nikon в РФ (когда оно еще было) ни к чему не привела.
А за ремонт этой неисправности в мастерских просили больше, чем я отдал за весь фотоаппарат вместе с объективом. Да и сейчас его еще можно купить на Авито дешевле стоимости такого ремонта, но наступать на те же грабли с очень вероятной поломкой как-то уж очень не хотелось. В общем поставил я этот фотоаппарат на полку и даже забыл про него на какое-то время, пока разбирая вещи в гараже, не наткнулся на коробку с бережно упакованным своим первым зеркальным фотоаппаратом — Зенит 122.
Для тех, кто не в курсе, что это за зверь такой: Зенит-122 — советский пленочный фотоаппарат производства Красногорского механического завода. Выпускался с 1990 по 2005 гг. Он имеет систему полуавтоматической установки экспозиции и оснащался сменным светосильным объективом Гелиос-44М в различных вариациях. Конкретно мой экземпляр имел объектив МС HELIOS-44М-4.
Его параметры:
Фокусное расстояние: 58 мм
Угол поля зрения: 40° 28′
Размер кадра: 24×36 мм
Количество линз/групп: 6/4
Рабочий отрезок — 45,5 мм
Относительное отверстие: 1:2
Пределы шкалы диафрагм: 1:2–1:16
Количество лепестков диафрагмы — 6
Регулировка диафрагмы — моргающая
Ближний предел фокусировки — 0,5 м
Соединения:
объектива с камерой — M42×1
для ввинчивающихся насадок — M52×0,75
Расположение крепления для светофильтров: переднее
Разрешающая способность по ТУ (центр/край): 41/20 линий/мм
Коэффициент светопропускания: 0,85
Вес — 246 грамм
А самое главное, этот объектив имеет хорошую линзу с многослойным просветлением фиолетового цвета. Значит есть надежда, что с его помощью можно делать неплохие фотографии.
Понятное дело, что если даже Никоновские объективы от зеркальных фотоаппаратов не подходят к их же системным, то и на совместимость с Гелиос-44М можно не рассчитывать. Но возможно есть какой-то другой способ? Конечно есть и о нем пойдет речь в сегодняшнем обзоре.
Выходом из этой ситуации является переходник, он же адаптер, он же переходное кольцо, которое соединяет два разных типа крепления на объективе и байонете камеры. Существует очень большое количество таких переходников с одной системы на другую.
Разделить эти приспособления помимо типов крепления, можно на две большие категории: переходники с чипом и без чипа. В зависимости от продвинутости этого чипа, он может поддерживать автофокусировку или экспозамер на неродном объективе, а может и все вместе. Это идеальный переходник и он есть для моей камеры, но повторюсь, стоит просто космических денег, поэтому такой вариант я не рассматривал в принципе.
К тому же другого рабочего объектива с поддержкой автофокуса и экспозамера у меня тоже не было. Ну а так как в Гелиос-44М никакой автоматики нет, то мой выбор закончился на простом переходнике без чипа.
Поставляется переходник Fusnid в небольшой картонной коробке. Никаких обозначений на ней нет, кроме надписи JingLu. Не знаю, что это такое — возможно бренд производителя.
Внутри лежит обычный целлофановый пакетик с переходником и маленьким шестигранным ключиком.
Я ожидал увидеть перед собой пластиковую болванку и даже в ожидании доставки товара впервые пожалел, что у меня нет 3D принтера, однако когда получил посылку в пункте выдачи, понял, что никакого пластика здесь нет. Полностью металл. Весит переходник солидные 99 г.
Представляет он из себя крашенную в черный цвет металлическую шайбу с двумя разной размерности резьбами.
Точнее не так, верхняя резьба М42 – для объектива Гелиос-44М, а с обратной стороны имеются три лепестка, которые защелкиваются на байонете Nikon1.
Причем, самое интересное, на что я обратил свое внимание позже: верхняя резьба М42 под советские типы объективов — съемная. Чтобы её снять, как раз и нужен шестигранный ключик. Кольцо удерживают аж 3 винтика.
Сняв это некрашеное алюминиевое кольцо и заменив его другим, можно установить на этот переходник какой-либо другой объектив. Вот тут я пожалел, что токарного станка у меня тоже нет. Внутри переходника также имеется резьба, возможно она подходит еще для какого-то объектива.
С боковой стороны переходника обозначены типы крепления, логотип бренда, а рядом пара значков, смысл которых мне не очень понятен.
С противоположной стороны имеется резьба меньшей размерности, нежели штативная 1/4".
На камеру переходник устанавливается аналогично штатному объективу — путем совмещения лепестков с выемками на байонете и последующим защелкиванием.
Вот так выглядит установленный на Nikon1 переходник Fusnid.
Теперь остается снять объектив с Зенита и накрутить его на переходник.
Всё — монтаж «нового» объектива на камеру завершен. Касательно внешнего вида — переходник просто идеально слился с этим объективом. Со стороны даже и не поймешь, что он здесь вообще есть. Такое ощущение, что это просто одно единое целое.
А вот когда берешь камеру в руки, то сразу ощущаешь что-то чужеродное. Развесовка камеры поменялась кардинально и теперь объектив ощутимо перевешивает тушку. Если раньше фотоаппарат было вполне комфортно держать за корпус во время съемки, то теперь его нужно придерживать второй рукой за объектив, тем более, что с ним всё оказалось ой как не просто.
Во-первых, просто так Nikon1 не позволяет производить съемку с чужеродными объективами и после установки нештатного объектива оповещает об этом на экране, не давая ничего сделать.
Чтобы убрать эту надпись, нужно войти в меню настроек и переключить режим экспозиции на ручной.
После чего фотоаппарат дает возможность производить съемку, но! Исключительно в ручном режиме. Вручную нужно выбирать диафрагму на объективе, вручную устанавливать выдержку в фотоаппарате и вручную фокусироваться на объекте съемки.
Так как у Гелиоса другое фокусное расстояние, да к тому же между объективом и корпусом камеры появился переходник, то итоговое фокусное расстояние изменилось кардинально и объект съемки на экране стал в несколько раз ближе, чем был со штатным объективом. Теперь, чтобы сделать снимок одного и того же предмета, придется отодвинуть фотоаппарат на расстояние в 4-5 раз дальше, нежели это было со штатным объективом 1NIKKOR.
Гелиос-44М в паре с переходником превратился в эдакий телевик без возможности зуммирования – всегда максимальное увеличение. Вот так например выглядит снимок, сделанный штатным объективом 1NIKKOR с максимальным 3-х кратным увеличением и тот же объект съемки с Гелиос-44М. Как вы видите, кратность увеличения стала даже вдвое выше, чем была.
Соответственно это усложняет макросъемку, предметную съемку, а особенно портрет – чтобы сделать фотографию одного лишь лица, придется отойти метра на 3-4, а сфотографировать человека в полный рост получится разве что с 10-метрового расстояния. Мне например в малогабаритной двушке даже не хватило расстояния, чтобы сделать снимок в полный рост.
Вторая сложность – придется заново вспоминать, что такое ручной (глазной) экспозамер и как нужно комбинировать диафрагму на объективе с подбором подходящей выдержки в камере, благо их диапазон достаточно велик – от 1/16000 до 30 с.
С такими возможностями легко получаются фотографии ночных пейзажей, но при обязательном использовании штатива – стабилизации теперь нет никакой.
Я не случайно зачеркнул слово легко – нет, совсем не легко. Так как в процессе съемки вы не видите на экране конечный результат – даже если на дисплее прекрасная по экспозиции картинка, то на результирующем снимке она может быть либо пересвеченной, либо недосвеченной – такого поворота я не ожидал. Это усложняет процесс съемки, но наловчившись можно привыкнуть и быстро угадывать нужную экспозицию.
А вот самое сложное, к чему привыкнуть не получится — это экран с не очень высоким разрешением, поймать по которому точку наилучшей резкости ой как не просто. При съемке на автомате я даже и не замечал этой проблемы – ну появилась зеленая рамка и появилась, значит все ОК, фокус настроился. А теперь приходится ювелирно крутить объектив и пристально всматриваться в экран, нащупывая наилучшую фокусировку на объекте съемки.
Это действительно сложно и редко когда с первого кадра попадаешь в точку, поэтому приходится делать серию снимков в пределах видимой резкости на экране.
Но, если все получилось удачно, то с объективом Гелиос-44М можно получать вполне себе неплохие фотографии, ничем не уступающие штатному объективу. Даже доступна макросъемка, правда с несколько иного, непривычного для этого жанра расстояния до объекта съемки.
Данный переходник поддерживает возможность фокусировки на бесконечность. Рабочий отрезок позволяет это делать безо всякой дополнительной линзы в переходнике.
А вот поймать в фокус активную собаку в вечернее время оказалось архисложно. Оптическая стабилизация все-таки очень полезная вещь.
Что могу сказать в итоге о таком переходнике? Менять на него рабочий штатный объектив смысла мало. Придется вручную подбирать все параметры съемки, брак при этом возрастает многократно. В случае же поломки штатного объектива, это вполне себе выход, если покупка нового объектива экономически не целесообразна. К тому же это интересный эксперимент — поработать с полностью мануальным фотоаппаратом, вспомнить так сказать молодость. А для начинающих фотографов это и вовсе будет бесценным опытом, дающим понимание, что такое фотография и как происходит процесс съемки своими руками и головой, а не одной кнопкой — на автомате.
+47 |
2530
89
|
+23 |
1969
52
|
+169 |
4019
48
|
+25 |
2008
26
|
+ обзору
подобная проблема на затворе у Nikon D90, тоже лопается шестеренка.
И да, никон выпускает переходники по крайней мере для нового байонета (вы об этом даже написали), которые позволяют использовать парк объективов с зеркалки, но вот наоборот не получится.
Уверен, что приоритет диафрагмы так же должен корректно работать.
Не работает. Я специально для никон 1 покупал переходник с чипом, который передавал в фотик данные объектива и тогда никон работал в режимах A P S и оценивал яркость, А если он не видит объектива, то просто отказывается подсчитывать выдержку по яркости и даже не отображает реальную яркость на экране. На экране нормально, в результате темень или белое фото. Ни гистограммы, ничего нет. То есть снимаешь наугад и смотришь получившееся фото, корректируешь выдержку диафрагму и так постоянно. Фотик г…, не хочет работать с мануальными объективами. У меня лежит такой и переходник на C-mount и объектив C с дыркой 1,7 и два дохлых родных 10-30 как у автора обзора.
За обзор спасибо! Врядли мне это пригодится, но каждый ваш обзор читаю, как роман.
и скидку делать не хотят, вроде камере сто лет в обед и система уже мертвая
И это не единичный случай. Так что поздравьте свою жабу, она права. Я перешел на Sony A58 — отлично работает и с мануальными объективами — есть и фокус пикинг и быстрое увеличение центра кадра. И работает с безмоторными объективами от минолты под байонет A — потому что в тушке есть отвертка. Ни чипов не надо ничего, очень дружелюбный фотик.
Canon. Читать обзоры перед выбором системы«Системный фотоаппарат» может быть и зеркальным. Система — это совокупность устройств и объективов на одном байонете. Получается «масло масляное».
Теперь о победе маркетинга над техническим прогрессом. Здесь как раз-таки маркетинг сыграл лишь незначительную роль, если вообще сыграл. Отказ от зеркала (а также оптического видоискателя) в пользу беззеркальных систем — закономерное и вполне логичное развитие фотокамер. Благодаря этому удалось уменьшить габариты и вес устройства. Создание нового байонета — процесс затратный, долгий и кропотливый. Например, Canon и Nikon десять лет разрабатывали свои новые полнокадровые и APS-C системы. Как я уже выше упомянул, отказ от зеркала влечет за собой уменьшение габаритов, а именно — толщины устройства. Из-за этого рассчитывается новый рабочий отрезок (расстояние от задней линзы объектива до матрицы камеры). Чем короче отрезок, тем компактнее можно произвести оптику. Компактность не единственный плюс, объектив можно оснастить дополнительными оптическими элементами для исправления искажений и аберраций, улучшить проецирование света на матрицу, оптимизировать внутреннее пространство в корпусе для добавления стабилизатора, пыле/влагозащиты или более совершенных механизмов фокусировки и т.д.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.