RSS блога
Подписка
Made in USSR. Музыкальный синтезатор ПОЛИВОКС
Про советский плеер тут уже писали.
Пора бы взглянуть поближе и на более профессиональную технику.
Добро пожаловать под кат!
Разработка синтезатора ПОЛИВОКС началась в 1980 году, серийное производство длилось с 1982 по 1991 год. Могло бы длиться и дальше, но страны уже не стало. Впрочем, примерно 30000 экземпляров выпустить успели.
Основная часть(и масса) корпуса металлическая, фронтальная панель набрана из отдельных пластин ради упрощения производства — штампа на весь размер у разработчика не было. Нет, она не разбирается на отдельные вставные блоки, хотя и похожа на военную аппаратуру, и на Западе изделие порой прямо называют «Soviet military syntezer».
Задняя стенка:
Дно крепится на четырех винтах. Ножки — тоже, на этих же самых винтах.
При разработке конструкции разработчики ушли от применения моноплаты, содержащей всю или почти всю электронику изделия, тоже по технологическим соображениям — не было возможности делать платы такого размера. Поэтому кросс-плата состоит из двух частей, в которые вставляются восемь плат функциональных узлов и прижимаются сверху общей металлической планкой:
Для доступа к этим платам её придется предварительно снять:
Синтезатор четырехоктавный, клавиатура собрана из четырех однотипных модулей:
В качестве контактов для повышения эксплуатационной надежности применены герконы:
Галетные переключатели фронтальной панели:
Значительная часть схемы синтезатора собрана на операционных усилителях серии К140. Для них требуется двухполярное питание, обеспечиваемое источником на базе унифицированного трансформатора серии ТПП:
Структура синтезатора в принципе не отличается от общепринятой в те времена:
-широкодиапазонные генераторы с разной формой колебаний;
-генератор шума;
-микшер;
-перестраиваемый во всей области звуковых частот фильтр с разными формами АЧХ и регулировкой резонанса;
-управляемый напряжением усилитель;
-два генератора огибающей (отдельно для фильтра и усилителя) с независимыми регуляторами атаки, затухания, пьедестала, послезвучания и переключателем перевода режима генератора огибающей из однократного в периодический.
Генераторы выдавют пять форм выходного напряжения: треугольную, пилообразную и три прямоугольные формы с разной скважностью. Портаменто в режиме одноголосия идет на оба генератора, а в режиме двухголосия только на один, что дает специфический эффект, похожий на «подтяжку» одной струны к ноте другой струны гитары. В один генератор можно плавно вводить выходной сигнал с другого генератора, получая разные эффекты типа ринг-модулятора.
Одной из отличительных схемотехнических особенностей данного синтезатора является бесконденсаторный фильтр переменных состояния:
Генератор огибающей(их два):
Они имеют переключатель режима работы однократный/периодический. В режиме «однократный» при нажатии на клавишу вырабатывается традиционная форма ADSR. При включении режима «периодический» и установке регулятора Пьедестал (Sustain) на 0, генератор начинает вырабатывать периодически повторяющуюся форму огибающей с периодом, равным сумме времен Атаки и Затухания, и формой, зависящей от их соотношения. Причем начало вырабатывания колебаний синхронизировано с моментом нажатия на клавишу. То есть звук всегда будет начинаться с атаки и нажатие на клавишу никогда не попадет в «провал», как это обычно происходит при амплитудной модуляции. Таким образом, синтезатор имеет два дополнительных регулируемых источника модуляционных колебаний для фильтра и усилителя, помимо традиционного модулирующего источника.
Остальные платы функциональных узлов(все электролитические конденсаторы К50-16 уже заменены на современные):
Почти всё собрано на гетинаксе, известном своей нестойкостью к нагреву — при пайке дорожки отлетают от него почти мгновенно, а паять придётся обязательно. В частности, поэтому герконы клавиатуры паяются не непрямую к дорожкам плат, а через промежуточные скобы.
В остальном синтезатор достаточно надежен, сложноубиваем и восстанавливается почти из любого состояния. В настоящее время выпускаются и наборы для самостоятельной сборки функциональных аналогов.
Пора бы взглянуть поближе и на более профессиональную технику.
Добро пожаловать под кат!
Разработка синтезатора ПОЛИВОКС началась в 1980 году, серийное производство длилось с 1982 по 1991 год. Могло бы длиться и дальше, но страны уже не стало. Впрочем, примерно 30000 экземпляров выпустить успели.
Основная часть(и масса) корпуса металлическая, фронтальная панель набрана из отдельных пластин ради упрощения производства — штампа на весь размер у разработчика не было. Нет, она не разбирается на отдельные вставные блоки, хотя и похожа на военную аппаратуру, и на Западе изделие порой прямо называют «Soviet military syntezer».
Задняя стенка:
Дно крепится на четырех винтах. Ножки — тоже, на этих же самых винтах.
При разработке конструкции разработчики ушли от применения моноплаты, содержащей всю или почти всю электронику изделия, тоже по технологическим соображениям — не было возможности делать платы такого размера. Поэтому кросс-плата состоит из двух частей, в которые вставляются восемь плат функциональных узлов и прижимаются сверху общей металлической планкой:
Для доступа к этим платам её придется предварительно снять:
Синтезатор четырехоктавный, клавиатура собрана из четырех однотипных модулей:
В качестве контактов для повышения эксплуатационной надежности применены герконы:
Галетные переключатели фронтальной панели:
Значительная часть схемы синтезатора собрана на операционных усилителях серии К140. Для них требуется двухполярное питание, обеспечиваемое источником на базе унифицированного трансформатора серии ТПП:
Структура синтезатора в принципе не отличается от общепринятой в те времена:
-широкодиапазонные генераторы с разной формой колебаний;
-генератор шума;
-микшер;
-перестраиваемый во всей области звуковых частот фильтр с разными формами АЧХ и регулировкой резонанса;
-управляемый напряжением усилитель;
-два генератора огибающей (отдельно для фильтра и усилителя) с независимыми регуляторами атаки, затухания, пьедестала, послезвучания и переключателем перевода режима генератора огибающей из однократного в периодический.
Генераторы выдавют пять форм выходного напряжения: треугольную, пилообразную и три прямоугольные формы с разной скважностью. Портаменто в режиме одноголосия идет на оба генератора, а в режиме двухголосия только на один, что дает специфический эффект, похожий на «подтяжку» одной струны к ноте другой струны гитары. В один генератор можно плавно вводить выходной сигнал с другого генератора, получая разные эффекты типа ринг-модулятора.
Одной из отличительных схемотехнических особенностей данного синтезатора является бесконденсаторный фильтр переменных состояния:
Генератор огибающей(их два):
Они имеют переключатель режима работы однократный/периодический. В режиме «однократный» при нажатии на клавишу вырабатывается традиционная форма ADSR. При включении режима «периодический» и установке регулятора Пьедестал (Sustain) на 0, генератор начинает вырабатывать периодически повторяющуюся форму огибающей с периодом, равным сумме времен Атаки и Затухания, и формой, зависящей от их соотношения. Причем начало вырабатывания колебаний синхронизировано с моментом нажатия на клавишу. То есть звук всегда будет начинаться с атаки и нажатие на клавишу никогда не попадет в «провал», как это обычно происходит при амплитудной модуляции. Таким образом, синтезатор имеет два дополнительных регулируемых источника модуляционных колебаний для фильтра и усилителя, помимо традиционного модулирующего источника.
Остальные платы функциональных узлов(все электролитические конденсаторы К50-16 уже заменены на современные):
Почти всё собрано на гетинаксе, известном своей нестойкостью к нагреву — при пайке дорожки отлетают от него почти мгновенно, а паять придётся обязательно. В частности, поэтому герконы клавиатуры паяются не непрямую к дорожкам плат, а через промежуточные скобы.
В остальном синтезатор достаточно надежен, сложноубиваем и восстанавливается почти из любого состояния. В настоящее время выпускаются и наборы для самостоятельной сборки функциональных аналогов.
Самые обсуждаемые обзоры
+77 |
3959
147
|
+58 |
4112
73
|
Репетировал школьный ансамбль!!! без «где»))))
— В каморке что за актовым залом…
— Где? Я не понял. В какой каморке?
— Ну там… Где репетировал школьный ансамбль.
Может, потому что у меня просто нет штампов?
А мы в детстве делали «пианинки» — симметричный мультивибратор на двух транзисторах, цепочка резисторов и «клавиатура» из куска жести, вырезанной как расчёска. Жмёшь пальцем на «зуб», он касается нашлёпки припоя, цепь замыкается через несколько резисторов, генератор издаёт звук.
Да, правильного звукоряда там и рядом не стояло, но тон каждой «клавиши» был разный и попытаться изобразить одним пальцем что-то отдалённо похожее на мелодию было можно.
P.s. ссылка
Помню, в детстве попадалась древняя книжка (кажется, «Физика и музыка»), в которой для детей доступным языком излагались история и физические основы музыки, от доисторической эпохи — до современности (на тот момент). И там этот АНС упоминался как одно из новейших достижений науки и техники в области музыки.
Ведь на традиционных инструментах каждая клавиша, каждое положение струны, каждый клапан на духовом и т. д. — строго привязаны к ноте какой-то октавы, т.е. звуку строго определенной частоты. И повторяемость звукоизвлечений со временем — почти 100%. А на терменвоксе приходится играть «по воздуху», безо всяких четких ориентиров и без дискретизированной градации звуков. Условно, махнул рукой раз — получил звук 1100 Гц, а второй вроде точно так же махнул — но уже вышло 1200 Гц.
И терменвокс вполне себе вписывается в традиционные музколлективы, что периодически доказывается оными на практике.
И да, одинаковые махи и фигуры руками дают на нем одни и те же ноты.
Вот, к примеру, научить бренчать на пианине по нотам можно даже совершенно глухого человека. Благодаря четкой дискретизации звуков он, потренировав механичсекую память (какая нота какая клавиша), выдаст примерно то, что записано на листе. Будет далеко не Бетховен (да и тот же не от рождения глухим был, а оглох постепенно), но вполне узнаваемо. А вот на терменвоксе — крайне сомневаюсь, что такое возможно. Так как даже разные люди, при повторении идентичных движений, будут извлекать немножко разный звук из-за отличий влияния конкретного тела на электромагнитное поле. И отточить навык повторяемости, не имея жесткой механичсекой привязки к ориентирам (даже таким не особо точным, как положение пальца относительно грифа на безладовой гитаре), можно только при наличии тонкого слуха.
А то, что у фортепиано «одна клавиша — один звук»… так ведь музыка — это не только тон ноты. У нот есть еще громкость и огибающая (сила и скорость удара, время удержания клавиши, работа педалями), а еще ноты должны следовать в четком темпе… а еще у человека две руки, и на каждой по пять пальцев — и все это: темп, сила, скорость — должно работать синхронно на всех десяти пальцах. И к тому моменту, как вы это натренируете у себя, слух вполне успеет развиться и проявиться :)
По моим наблюдениям, есть 10% людей со склонностью к музыке, 10% совершенно безнадежных — а остальные 80% обладают и слухом, и чувством ритма, и всем прочим потребным — просто не знают про это, потому что это никто у них не развивал.
Поэтому — отдавайте детей в музыкалку! То, что в детском возрасте развивается за 2 года, во взрослом может не получиться и за 20… ну, разве что за 30 (как в моем случае :) )
www.youtube.com/watch?v=H9UzNh_2TXk
А, да, точно, напомнили ниже. Он еще и от прогрева плавал строем. В общем, такой терменвокс с клавишами :)
настраивал с помощью частотомера MY65
строй же (между самой левой ля и самой правой, например), от этого не уплывёт.
вон там выше, на ролике ютуб, передняя панель со снятой крышкой, строй там подстраивается. Муторное занятие.
Поливокс с этим тыщ 50 раньше стоил
аналоговые синты все примерно одинаковы — VCO, LFO, ADSR, фильтры, и ещё кое-чего)… Я всегда это дело очень любил, а лет 10, или уже больше даже назад, наткнулся вот на этот сайт www.musicfromouterspsce.com (странно, что-то не открывается ((((. Много чего оттуда спаял…
musicfromouterspace.com/
Если по простому, этот поливокс чем то отличается от современных простых бытовых или проф синтезаторов? Или это чудо техники под что то другое заточено?
В наши времена проще программно сделать прямой цифровой синтез звука и его последующую цифровую обработку, чем настраивать аналоговый тракт.
Давно уже другие составы, посмотрите этикетки.
Мыло не следует путать с синтетическими моющими средствами, изготавливающимися на основе синтетических поверхностно-активных веществ.
акустика есть разная.
динамики телефона дополняют, а не заменяют хорошую музыкальную технику.
А если кому-то “заменяют», так это их личные желания и вкусы.
ОДна акустика для качественного прослушивания музыки,
другая для подачи сигналов, громкой связи по телефону и бум-тыц у некоторых людей.
Общаться по телефонной конференц-связи через Hiend акустику — так себе удобство.
Но это же категория «дербан» а не DIY сообщество
Справа вверху есть такой текст:
Каким боком он в DIY?
По построению фразы я подумал что они были заменены давным-давно, а не вами.
Ну тогда да, DIY налицо.
Что я не так сделал? О_о
Я стараюсь делиться тем, что может быть полезным для других людей.
Ну или тем, что присылают на обзоры.
Если это типичная неисправность и может быть у таких же моек почему бы и не написать?
— Может `дружный`?
— Кавычки должны быть елочками
А можно было слепить аналогичную муйню ниачем…
Век живи — век учись.:)
Коллекционерам может быть интересен, музыкантам — вряд ли, разве что для винтажных вечеров «как в 80е».
Значит, винтажных рок- и электронных концертов будет больше.
И какого бы размера пришлось делать корпус под одну моноплату?
Первые полупроводниковые калькуляторы видели? Какие бы вышли габариты моноплаты? А как такие моноплаты то набивать элементами и паять, не ошибившись ниразу?
Не завидую электронщикам того времени, у которых возникала потребность вот такое диагностировать. К примеру, «уплыли» параметры отдельных элементов (а про «легендарные» армянские электролиты слыхало даже молодое поколение) и калькулятор начал не то считать. Это ж все просмотри, проверь, прозвони — ужас. Я как-то ковырял блок реле и предохранителей авто. Там вроде ерунда на фоне такого куркулятора: на плате всего несколько фишек контактов, пара десятков кроваток под преды и десяток под реле. Но разобраться, что куда, и выяснить, где же там плохо контачит, вызывая просадки — мозг плавится)
Вот это я понимаю — плотная конструкция.
А вот здесь, что переменник проходит через белый.
Так что «не было штампа» притянуто за уши. И чёрные накладки просто для «красявости».
Я лично, ещё будучи школьником чернил травлением алюминий для усилителя, с надписями, панель единая, размером примерно 40 на 6-7, и это в домашних условиях на балконе, чего уж говорить об производстве. Конечно надписи были убогие, лута тогда не существовало, а красивые переводные трафареты появились только под конец 80 годов.
До сих пор металлисты за ними гоняются.
Это сейчас на импорте и китайчатине пины толщиной с иголку. Пока не разогнешь все в разные стороны, нормального контакта не будет.
А «металлисты» (?) «гоняются» совсем не потому, что они были качественные как разъемы
Но мы ж про бытовую говорим.
Сохран в целом не идеальный, но ничего не разваливалось. Особенное «удовольствие» это прогрев и подстройка генераторов перед началом творческой работы. В целом подобные конструкции вызывают определенный интерес и уважение к разработчикам. Я и не фанат коллекционирования — особенно крупногабаритных предметов, а вот привести что-то такое «древнее» в рабочее состояние это классно
Понятия не имею, почему они так ценились.
в советских деньгах сейчас на 500 миллионов потянет, если не 5 миллиардов.
За такие деньги можно было купить муз. центр Радиотехника 101 стерео.
был у меня такой, и на ремонт и настройку тоже приносили.