Заказывали с товарищем сборную посылку из американского ebay. Решил воспользоваться случаем посмотреть на данный девайс в работе и написать о нём небольшой обзор. Datacolor Spyder 5 Pro — узкоспециализированное устройство, которое анализирует охват цветового пространства монитора, яркость, освещение вокруг монитора и задаёт пресет с правильными цветами и балансом белого.
Чем полезен
Например, cамая простые наглядные ситуации: «почему у меня на мониторе цвета одни, а при печати цвета другие?» или «почему на моём мониторе фото после обработки выглядит вроде бы нормально, а у всех остальных на мониторе это же фото сильно краснит/зеленит/синит?» — с подобными проблемами калибратор призван бороться, устанавливая пресет с правильной цветопередачей. В основном, эти устройства находят применение среди профессиональных дизайнеров, фотографов, кто занимается обработкой фотографий и графики.
Внешний вид
Упакован девайс в картонную коробку с глянцевым покрытием. Spyder 5 бывают трёх версий — Express, Pro и Elite. Начинка одинаковая, цена разная (Elite самый дорогой), а отличаются только функционалом ПО. Например через тот же Elite можно откалибровать несколько мониторов в студии под одну эталонную цветопередачу, а также вручную настраивать баланс серого, белого, яркость, а также калибровать цветопередачу у проекторов. Диапазон измерения цветовой температуры у Pro — 5000К-6500К, у Express — только 6500K, у Elite — без ограничений
Комплектация состоит собственно из основного устройства
Корпус выполнен из пластика. В центральной части размещён сенсор для оценки уровня освещённости. В Express-версии эта функция недоступна.
Сбоку видна резьба под установку на штатив, однако в случае с Pro- и Express-версиями — он бесполезен, так как калибровать цветопередачу проекторов можно только в дорогой Elite-версии.
Замеры калибратор делает при помощи оптического сенсора с ультрафиолетовыми фильтрами. Окно сенсора изначально прикрыто крышкой, которое призвано защищать также от попадания пыли. Вокруг сенсора ворсистая кайма — для того, чтобы не царапать монитор. Крышка может использоваться в качестве противовеса при установке устройства на монитор, и смещать по проводу.
В работе
При подключении устройства по USB к ПК на Windows 10, в диспетчере устройств определяется сразу.
Предварительно с
официального сайта необходимо скачать приложение и установить его.
Сперва должна произойти активация калибратора онлайн
Перед началом процедуры калибровки в стартовом окне сообщается о необходимости соблюдения нескольких условий — прогреве монитора в течении не менее получаса, отсутствии прямого оcвещения, сбросить настройки монитора и собственно, подключить калибратор.
Далее предлагается выбрать тип монитора — стационарный или ноутбучный. В моём случае это стационарный Acer Nitro XV3
В следующем окне предлагается выбрать целевые настройки монитора — цветовая температура, гамма, яркость и состояние внешнего освещения
Далее необходимо поместить калибратор на экран прямо в указанную рамку
Следом пойдёт процесс калибровки — в течение нескольких минут на экране будут отображаться фоны разных градаций основных цветов
В процессе может появиться необходимость вручную настроить яркость экрана, чтобы ползунок входил в требуемый диапазон
По окончании калибровки предлагается сохранить настроенный цветовой профиль в системную папку. Также сообщается о необходимости ежемесячной калибровки, о чём программа будет сама напоминать.
Для визуальной оценки цветности предусмотрен набор различных тестовых изображений. По кнопке «переключиться» можно посмотреть, как выглядел экран до калибровки и после
У меня получилось так.
До калибровки — цвета явно уходили в бледно-синий
После калибровки появилась насыщенность, вместе с тем белый стал теплее. Читал, что естественный белый так и должен выглядеть.
Оценка цветового охвата.
sRGB 99%, как, впрочем и должно быть
NTSC 74%
AdobeRGB 77%
P3 81%
Для сравнения, у моего ноутбука Thinkpad E590 с цветовым охватом всё намного скромнее — там даже невооружённым взглядом было видно, что красный цвет отображается не красным, а морковным. 63% sRGB и 45% NTSC
Итоги
На первый взгляд я получил слегка тепловатый белый цвет, к которому глаза впрочем быстро привыкли. Если говорить про цветопередачу, то например после работы с RGB-кривыми в фотошопе, и при последующем просмотре на других мониторах или смартфоне, на фотографиях действительно уже нет того аномального ухода в красные или зелёные тона. Что уже неплохо.
Довольно не дешёвая приблуда, даже б/у. Однако фотографам, лайтрумщикам и дизайнерам определённо будет полезна.
И ещё дополнение: после калибровки полученный профиль можно сохранить в файл и применить вручную, а приложение удалить.
Связано это с использованием в них пластиковых фильтров, которые со временем выцветают.
Профиль с нового калибратора весьма отличается от профиля такого же калибратора пролежавшего года 3-4 на полке.
Поэтому покупка б/у — это лотерея в данном случае.
Выбор софта конечно ограничивается тем который такое поддерживает. DisplayCAL к примеру. Это еще один недостаток — там довольно много настроек, чтобы все осмыслить нужно потратить время.
Еще были разговоры про невозможность нормально калибровать мониторы с широким цветовым охватом колориметрами. Но на моем NEC PA 241W я проблем не заметил. Может с LED-подсветкой или OLED и есть разница. Пока у самого нет — не вникал.
Весь стрим офигенный, но именно про калибратор-спектрофотометр послушайте на 37:20 и далее.
Но мы покупали новый Spyder 4 (когда он был актуальной моделью), и даже из коробки его работа мне не нравится, неестественно тёплое изображение после него (хотя температура выбрана 6500К).
Да, сейчас i1 Display Pro отвратительно будет калибровать, потому что он является колориметром (иногда пишут просто калибратор), это не спектрофотометр.
Как я и писал, ВСЕ колориметры начинают плохо калибровать из-за пластика внутри, судя по информации, которую я когда-то читал, примерный срок работы у них около 5 лет, иногда раньше врать начинают, иногда чуть позже.
К сожалению, карточки i1 Pro на x-rite.com уже не могу найти, нашел только табличку сравнения i1 Pro vs i1 Pro 2: xritephoto.com/documents/literature/en/L7-518_i1PRO-i1PRO2_en.pdf
Воспроизводишь такую мишень в виде файле.
Отдаёшь на печать.
Напечатанную мишень сканируешь, как и сканируешь на том-же сканере исходную мишень. Это нужно для приведения цветов отсканированной напечатной мишени, для устранения цветовых искажений сканера.
Полученный файл отсканированной напечатанной мишени используется для создания профиля принтера.
И ничего не надо выпрашивать у печатников. Более того, полученный профиль будет гораздо лучше и точнее, чем профиль в минилабе.
про сублимацию вообще молчу)
ЗЫ ну и данным аппаратом под печать не откалибруешь, там понавороченнее приблуда
Единственная сложность — это необходимость обязательно распечатывать сначала тестовую мишень на каждой бумаге. И делать это нужно весьма быстро. Чтобы между печатью тестовой мишени, созданием профиля и печатью реальный файлов не успела закончиться бумага или другие расходники. Иначе придётся калибровку начинать сначала.
Цветопередача настраивается, а стабильность от партии к партии позволяет делать только один цветопрофиль под связку чернила-бумага-принтер.
Раньше интересовался этим вопросом, так у вот у ряда калибраторов монитора такая мишень должна быть.
Потому как показания калибраторов от времени плывут.
А вообще, если нужен калибратор, то не проще было-бы купить модуль типа APDS-9960 или TCS3472, цветовую мишень и немножко заняться программированием?
У меня была серо-голубая бумажка только у CRT моника LG, которая позволяла типа откалибровать моник.
про такой вариант не знал. Надо посмотреть
Вместо обзора тут можно написать две строчки.
1. По факту сам колориметр бессмысленная трата (версия про), особенно со стоковым софтом. Имеет смысл взять самую дешевую версию и софт DisplayCAL + Argyll CMS. Для любителей норм.
2. Для профессиональной работы с цветом — хрень. Очень не стабильные результаты.
P.S. А кто такие лайтрумщики? :)
по софту информацию принял, надо попробовать.
активные пользователи Adobe Lightroom
Надо было наверное начать с того, что большинство мониторов вообще не откалибруешь «в ноль». Поэтому существуют проф мониторы за совсем другие деньги
Вспомнилось: «мыши плакали кололись но продолжали жрать кактус»
Тут важно, сумеет ли глаз адаптироваться и будут ли цвета относительно этого белого правильными. Тут понятное дело точку белого стоит выбирать под цветовую температуру освещения рабочего места и позаботиться о нейтральном цвете хотя бы стены за монитором.
Вот мне кажется об этом автор и говорит — адаптация глаза к точке белого происходит нормально.
Ну а естественный белый цвет — это не явно синюшный. Возьмите белый лист А4, положите под прямой солнечный свет — не поверите, но это и есть естественный белый цвет. Ну и суть мероприятия, как выше уже отметили, не в первом визуальном впечатлении на глаза, а в правильной цветопередаче.
Вообще, например для измерительных приборов, цепочка выглядит как-то так, приводил в одном из обзоров
А то сейчас без калибратора живу и один монитор белый, второй желтоватый и руками как-то не получается выправить.
Удивительное дело, но ЕДИНСТВЕННЫМ экраном, который был настроен «с завода» правильно (графики калибровки представляли ровную диагональ) оказался старенький 45'' телевизор LG.
www.publish.ru/articles/199903_4041918 (сейчас пробежался глазами — даже сегодня для понимания основ в самый раз)
www.publish.ru/articles/200506_4053676
Могу сказать, что автор, похоже, сделал все правильно — получил на своем бытовом мониторе ~sRGB. Вот только что теперь делать с этим знанием? Для сколь-нибудь профессиональной работы нужен AdobeRGB (на самом деле сильно упрощаю, но не суть)
А принтеры, не говоря о профессиональном печатном оборудовании (я сейчаc занимаюсь на работе HP Indigo) имеют цветовой охват, частично выходящий за рамки AdobeRGB, а частично (в ярком синем — особенно) его не захватывающем.
Так что за обзор плюс, но если кто-то бросится тратить свои кровные — сильно советую изучить вопрос. И главное, ответить на главный индейский вопрос — зачем.
Да и слова камрада andy_isoft очень в точку. То, что я писал выше — это про печатное железо стоимостью сотни тысяч и миллионы долларов. Соответственно мониторы — часто несколько штук и калибровочные решения такого же диапазона цен. И все равно трудно.
63% sRGB маловато для работы в Capture One если нужно цвета править. В свое время намучился с таким охватом. В ноутбуке ips помню в синий любила уходить.
Если монитор тянет цвета без искажения до 160, то это прям идеальный вариант. 120 — устарел по современным меркам.
на 160 вообще слепить будет, если такую вытянет (моник уже старый, лампы подсели)
Раньше на этом замарачивался, но понял, что ориентироваться лучше гистограмме.
этого пассажа не понял.
Нетринерованный взгляд на среднеднеценовом мониторе вообще разницы не увидит, кроме контраста может быть, а винда, как её не настраивай, вообще непредсказуемо профили включает, и часто ей наплевать даже на принудиловку от комплектного, либо стороннего софта.
Комплектное ПО вообще смех, от экспресса до элита, как тут уже отмечали. Самое печальное, что цена по сути за него.
PS: Так и не понял, в чем был смысл откалибровать монитор, чтоб белый желтил.
Если для корректировки фотографий, то можно использовать Калибриллу (Calibrilla). Много точек для калибровки и разные углы монитора можно по разному откалибровать. Плюс разные профили можно подгружать в любое время.
Вообще конечно все эти калибровки это дикий геморрой. Мало того что субъективные цвета зависят от монитора, так ещё и окружающего освещения(утро-день-вечер, солнце/искусственное). А ещё от положения головы (особенно для ноутбуков с плохими матрицами). Поэтому если и покупать такой вот калибратор, то для очень хорошего монитора.
Calibrilla крайне неудобная программа, огромное количество бесполезных точек, когда обычно надо смещать прямую целиком. И на ней невозможно изменить предыдущую цифру смещения. Например сместил красную кривую на 5678 точек, переключился на зелёную, приключаешься обратно на красную а там 0 — идиотизм.
Позволяет настроить практически любой (с DDC обменом) монитор без использования его кнопок, мышкой.
Может кому пригодится.
И простенькая прога для настройки яркость, контрастность, фаза и т.д. + проверка битых пикселей —
Такого откровенного ТРЕША я давно не встречал!
Автор упустил ключевые моменты при работе с данным калибратором.
Я бы тоже этого не знал, но поскольку пообщался вплотную с данной моделью калибратора, напишу следующее.
Для ЖК мониторов калибратор НЕ подходит: после калибровки получаются искажённые цвета.
При том после повтора процедуры калибровки ситуация иногда меняется.
Свой монитор ASUS PA246Q смог откалибровать только с 3-й или 4-й попытки.
Да и то, результат странный.
В случае дешёвых матриц типа TN+film, как у автора, калибратор можно вообще не доставать из коробки.
Для ноутбуков (матрицы TN+film и подобн.) результат — серо-буро-малиновые оттенки на градиентах серого.
Калибровка бессмысленна в принципе.
Почему спайдеры не подходят для ЖК матриц?
На спец.форуме был дан ответ:
у ЖК матриц линейчатые (полосатые) спектры, поэтому для их калибровки нужен спектрофотометр.
Например X-Rite i1 PRO.
У спайдеров — обычный фотодиод за светофильтром, поэтому они годятся только для ЭЛТ-мониторов.
2-й ляп, который допустил автор обзора: пропущен момент подстройки яркости монитора.
Мониторы с заявленной яркостью 300 кд/кв.м необходимо подстроить на значение 90 кд/кв.м.
Иначе калибровка не пройдёт с вероятностью 90%.
Любители большой яркости это совсем не поймут: 90 кд/кв.м комфортно, если в освещённость в помещении 10-20 лк всего.
Поэтому сейчас все продают спайдеры на вторичном рынке.
Скажу просто.
Пользуюсь этим паучком уже четыре года — и продавать его не собираюсь. Доволен до ужаса, несмотря на [неадекватное] мнение о том, что он не подходит для ЖК :).
pic.mysku-st.ru/uploads/pictures/07/25/14/2020/12/30/58406addfa.png
И самое главное…
Я живу с мыслью, что все мои мониторы, телевизоры и проекторы откалиброваны!
В тексте тоже есть
правда у автора чота 120 просит.
1. Надо бы взять что-нибудь такое, потому что цвета достаточно критичны в некоторых случаях, а монитора целых три, не считая ноутбуков. Так что давно пора. Скорее всего возьму спектрофотометр, потому что из ругани профессиональных пользователей в принципе можно вычленить аргументы о его плюсах.
2. Пожалуй сам обзоры я писать не буду никогда. Мне лишних негативных эмоций совершенно не надо.
Да, на амазоне новый SpiderX pro продают за 130 евро всего — то есть всего чуть дороже. В чём подвох?
а вообще, врут фотокамеры, врут мониторы, врут принтеры… идеал близок, но…
Пытаться уровнять на 100% их, это как пришивать бабушке яйца и возмущаться почему она не становится дедушкой.
Потому Ваша подруга и воспринимала цвета по кодам, она точно знала, что на выходе будет нужный дедушка :)
Были мысли поправить ситуацию калибраторами, но взвесив все «за и против», понял, что лучше заменить сам ноут.
Пример: в DOOM 3 на плохой матрице в пещере видимость была «как в пещере» (видно только там куда луч фонаря направлен), запустив тот же сейв на IPS увидел ВСЁ будто «свет в комнате включили», много деталей (из темных на TN углов).
Совет скорее для обычных пользователей, профи и так в курсе: ребят выбираете ноут/комп не экономьте на Мониторе/Экране/Матрице,
во первых глаза побережете, во вторых на (подходящей под Ваши задачи качественной матрице) Игры, Фильмы, обработка фото/видео раскроется в полной красе!
Б/у могут ощутимо привирать, ну или поверять, сравнивая с новым и точным.
А вот потом софт строит такой себе паспорт монитора: «я хочу чтобы он показал такой-то цвет, а он (скотина такая) показывает немного другой». Этот паспорт передается всем программам которые его понимают (тот же лайтрум) и они по нему, зная косяки монитора, этот самый монитор обманывают чтобы он нужные цвета показывал. По принципу: «Чтобы он показал тот цвет который я хочу, надо от него требовать другой цвет».
И да, я в комментариях сам этой терминологии не следовал, но «разве ж это хорошо?»
Я так делал на всех ноутах, что у меня были, а год назад после покупки нового ноута решил купить калибратор, чтобы не брать каждый раз в аренду. И оказалось, что на новых прошках, зараза, родной профиль уже совпадает с самим экраном настолько, что калибровка почти бессмысленна. Так и лежит на полке.
а в целом, если печатью не занимаешься, то пофиг.
Похоже красно — желтый оттенок после калибровки болезнь всех калибраторов. X-Rite i1 Display Pro имеет такой же печальный результат калибровки с уходом в розово — красный.
Одно дело полная цветовая нейтральность, нейтральный серый цвет, но слишком большая цветовая насыщенность красного и других цветов (как на amoled и oled экранах), убавил насыщенность и нет проблем, это я бы простил. Но когда таблицы серого, белый и даже чёрный цвет красные как будто на экран вино пролили, это никуда не годится, это фиаско производителя калибратора. Потратить 200-500$ чтобы исправить и сделать хуже чем было, сами знаете как это называется.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.