RSS блога
Подписка
Часовой механизм (калибр) Заря 2009 17 камней. Похоже, да не одно и то же!
Вместо эпиграфа:
"… почему-то всю жизнь думал что это механизм «Зари». Про «Славу» даже не подозревал".
Firestarterv, (Калибр Слава 1809 17 камней)
Да, Слава 1809 и Заря 2009 действительно очень похожи внешне. Очень даже похожи. Но по сути своей отличаются, как небо и земля. Калибры производства Пензенского часового завода всегда несли в себе инженерную оригинальность. Иногда в мелочах, но именно эти мелочи отличали их от других похожих по компоновке механизмов в лучшую сторону. В начале 60-х был произведён ребрендинг часовой продукции завода и завод стал выпускать часы под общим брендом «Заря». Отличительной чертой этих часов был калибр диаметром двадцать миллиметров. Была разработана линейка механизмов 20хх. Это были калибры 2009, 2009.1, 2009Б, 2009В и другие на их базе. О некоторых из них мы уже беседовали, но в этот раз я хочу рассказать о самом первом калибре 2009 — без дополнительных буквенных и цифровых маркировок, коль уж скоро он был упомянут в сравнении с калибром Слава 1809. Итак, без лишних разговоров заглянем внутрь раннего калибра Заря 2009. Прошу, Коллеги — «Вперёд, „Заре“ навстречу!» ©
Так выглядят калибры Заря 2009 и 2009.1. Разницы между ними с точки зрения практического применения нет. Но если присмотреться к внешнему виду механизмов, сразу же обращает на себя внимание разный подход к обработке деталей. На 2009.1, он слева, финальная обработка упрощена, отсутствуют фаски. Значит, процесс изготовления калибра был в большей степени механизирован и «косметические» операции были упразднены. Справа — 2009. Тут заметна ручная сборка. Мосты обработаны более тщательно. Вот его то мы и обследуем изнутри, поглядим, как он отличается по конструкции от таких «одноклассников», как, например, внешне с ним схожий Слава 1809. Тем более, что с первого бегло брошенного взгляда эти механизмы часто не могут отличить даже опытные мастера.
Баланс я уже снял. Здесь на фоне современников присутствует ряд инженерных новшеств. Прежде всего колонка баланса закреплена так называемой «прищепкой», а не привычным нам винтом. Разумеется, колонка баланса подвижная. Это позволяет весьма точно выставить синхронизм хода, «выкачку» в просторечии. Между прочим, с достаточной точностью это можно сделать на глаз без прибора. Суть в том, что анкерная вилка при спущенной пружине должна стоять точно посередине между ограничивающими её ход штифтами. Вот и передвигаем рычажок, удерживающий колонку баланса до тех пор, пока вилка не займёт нужное нам положение. По прибору это, разумеется, быстрее и точнее. Но как-то же триста лет делали это без прибора (смайлик!).
Далее всё обычно. Спираль не брегетирована, хотя при такой высоте механизма можно было бы и озадачится этим. Штифты градусника на замке. В общем, замечательно организованный баланс. И, разумеется, противоударный.
Да, о противоударном устройстве. Обычно я отмываю платину вместе с бушоном, но сегодня, ввиду изрядной общей загрязнённости механизма, сниму бушон и положу его в бензин. Пусть отмокнет от закисшей смазки, грязи да прочего того, чему быть в часах совсем ни к чему. И гнездо бушона в платине соответственно приведём в порядок. Заметьте, пружина («звёздочка») здесь имеет довольно длинные лучи. Во-первых, её легко обслуживать, то есть, снять и установить, во-вторых, при такой конструкции противоударные свойства механизма довольно высоки. Помните постоянные нарекания на короткие лучи у звёздочек калибра Слава 24хх? Вот тут этого нет.
Хорошо. Займёмся медленной стороной.
Первым делом снимем минутный триб. Меня часто спрашивают об инструменте, о съёмниках, например. Ну так вот, я, не мудрствуя лукаво, делаю это при помощи пинцета с усиленными изогнутыми губками — «клювом». За всю мою практику ни разу это не вызвало проблемы.
Теперь анкерная вилка и мост анкерной вилки. Мост простой навесной. Но простота конструкции компенсируется значительной толщиной детали. Особо здесь рассказывать нечего. Вилка самой стандартной конструкции.
Демонтируем мост ангренажа. Кто-то уже оставил на нем неизгладимый след, ну да ладно, как говорят, «на скорость не влияет».
Вот он, мост ангренажа.
REM: А вот надо бы в конце концов взять, да и рассказать, что оно такое и как устроено это забавное устройство, обозначаемое таким оригинальным красивым французским словом — «ангренаж».
Мост перед нами. Деталь весьма крупная. Мост объединяет под собой три колеса колёсной системы — анкерное, промежуточное и секундное. Следовательно, в мосте установлены три сквозных камня. Все признаки ручной обработки присутствуют — фаска в первую очередь. На мосте выполненная на латинице маркировка, согласно которой механизм собран на семнадцати камнях.
Да. Металл в те годы не экономили. Много разнообразной фрезеровочной работы, значительная масса самой детали, немалый отход материала. Однако, я бы не спешил записывать это в недостатки. Стабильность, как никак.
И вот перед нами открывается ангренаж, те самые анкерное, промежуточное и секундное колёса.
Снимем два последних.
А за ними — анкерное.
И разложим детали частично разобранного механизма на листе бумаги. Пусть полежат в ожидании чистки бензином,
а мы перейдём к пружинному двигателю и мосту центрального колеса.
Детали сняты и разложены на листе бумаги.
А вот с мостом промежуточного колеса познакомиться надо бы подробнее. Во-первых, мост перекидной, как в Ракете 26хх.НА. Вот вам и стабильность параметров. Во-вторых, обратите внимание на толщину этой детали. Это серьёзно. Ещё раз уважительно подумаем о стабильности. Есть ещё кое-что, но об это при сборке. После того, как отмоем. Особенности лучше будут видны на чистой детали.
Это вид моста снизу.
А это вид моста сверху.
Разбираем двигатель.
Снят мост барабана. Обратите внимание на утолщение в гнезде коре — там, где вращается ось барабана. Твердосплавной вставки не предусмотрено в конструкции, но такого утолщения достаточно, чтобы механизм бесперебойно работал долгие годы. На нашем экземпляре выработка отсутствует полностью.
Вид с обратной стороны моста полностью подтверждает это.
Ну вот. С быстрой стороной мы совладали. Отправляемся в гости к ремонтуару.
Ремонтуары у Зари всегда отличались своеобразием. Посмотрите на сложную форму «иероглифа» — пружинной крышки. Кроме того, для промежуточного рычага в данной конструкции предусмотрена отдельная пружина.
Перед тем, как приступить к разборке ремонтуара, снимаю планку с накладными камнями колёс ангренажа. Да-да, тут всё серьёзно. Ангренаж установлен в бушоны с накладными камнями. Ещё один плюс к стабильности калибра.
После этого самое время снять «иероглиф» — пружинную крышку ремонтуара, и открыть этот механизм.
Ой… Как же тут всё запущено! Даже ржавчина. Ну, работаем — отчищаем, отмываем, где залегло, выбиваем, но так, деликатно, разумеется.
Вот наша кнопочка разъединителя промежуточного рычага. Она залегла на грязи. Капнем капельку WD-40 и подождём, пока появится возможность выдавить её из гнезда.
И вот механизм разобран и готов к чистке.
Отмываем детали в бензине при помощи зубной щётки и кисточки. Промокаем салфеткой и перекладываем в чашку Петри под прозрачную крышку, чтобы не запылились до того, как начнем сборку механизма. Как всегда, на этом этапе небольшой перерыв.
И снова за дело. Рассмотрим конструкцию платины. В платину запрессовано три камня для колёс ангренажа и анкерной вилки. Но вот центральное колесо — увы! — не поставлено на камень. Я считаю это недостатком. С другой стороны при довольно большой высоте всего механизма отверстие под центральное колесо достаточно высокое, то есть, тело детали в этом месте достаточно утолщённое. По крайней мере, в данном экземпляре механизма выработки я не вижу. Но всё же наличие камня в гнезде говорило бы об отношении к технологии. Медленная сторона плоская. Возможно, это сделано в расчёте на усложнение калибра календарём. Но это моё личное предположение.
Быстрая сторона платины. Здесь надо отметить достаточно высокий прилив под установку оси барабана. Да, думали о долговечности механизма. За что и спасибо конструкторам. Других особенностей на платине механизма нет.
Сборку начнем с того, что вернем на место обслуженный, вымытый и смазанный бушон баланса.
Зафиксируем его «звёздочкой». У пружины достаточно длинные лучи, чтобы её установка не вызывала больших трудностей.
Далее работаем по привычной схеме. Устанавливаем «шашлык» — заводной триб с кулачковой муфтой нанизываем на «шампур» — заводной вал.
Возвращаем на место промежуточный рычаг. От коррозии отчистили, ну цветные пятна… так это «на скорость не влияет» (смайлик!)
Главное, не забыть смазать.
Перед тем, как установить переводной рычаг кулачковой муфты, как и обещал, расскажу об одной занимательной особенности. Эта особенность присуща всем «двадцаткам» производства пензенского часового завода. Видите этот винтик по стрелке? А вот это вовсе не винтик. Это — эксцентрик! Благодаря такой конструкции можно регулировать степень подвода кулачковой муфты к переводному трибу ремонтуара. Благодаря этому работу системы можно настроить весьма точно. Ни у каких иных калибров я не встречал подобного решения.
На этом снимке очень хорошо видно, как устроен эксцентрик с пальцем, входящим в паз кулачковой муфты («бочонка»).
Устанавливаем переводной рычаг, пружину переводного рычага, переводное и вексельное колёса.
Вот какой у нас «иероглиф» — пружинная крышка ремонтуара.
Смазываем накладные камни ангренажа.
И закрываем ремонтуар и устанавливаем на место планку с накладными камнями.
Переходим на быструю сторону.
Собираем барабан. Пружина обычная спиральная. На удивление весьма чистая. Смазываем пружину и закрываем крышку барабана.
Устанавливаем барабан на платину.
Мост барабана. Снова хочу обратить внимание читателя на значительное утолщение гнезда оси барабана. Надежно, хоть твердосплавные материалы и не применены.
Устанавливаем мост барабана
и переходим к сборке колёсной системы. Начинаем с центрального колеса.
Смазываем гнездо в платине и устанавливаем в него центральное колесо.
Теперь, после того, как мост центрального колеса вымыт, хорошо видно, что камень в мосте установлен в латунном шатоне. Чем это вызвано, не знаю, но это хорошо. По крайней мере говорит о внимании к технологии.
Мост с обратной стороны.
Устанавливаем перекидной мост центрального колеса. Толщина детали обращает на себя внимание. Прочно и стабильно. Центральное колесо закреплено мостом. Теперь можно вернуть минутный триб на ось центрального колеса.
Подготавливаем минутный триб
и устанавливаем его на место.
Упс… я забыл поставить пружину промежуточного рычага, отвечающую за разъединение его с заводным валом. Как я уже говорил, в этом калибре она выполнена отдельной деталью. Устанавливаем её и фиксируем винтом.
Собираем заводные колёса двигателя и ангренаж.
Накрываем колёсную систему мостом и устанавливаем анкерную вилку.
Аккуратно возвращаем на место баланс.
Несколько оборотов заводной коронки… Всё, победа! Баланс весьма резво начинает колебаться с первого же оборота. Жив, курилка!
А, вот ещё что. Я же не показал, где находится разъединитель. А он тут спрятан под мостом. Сразу и не приметишь.
Итог. Что же, весьма интересный калибр. Но прогресс требует своего, и на смену калибрам Заря 2009 и 2009.1 пришли малогабаритные и очень тоненькие 2009Б и 2009В, не потерявшие актуальности и в наше время.
"… почему-то всю жизнь думал что это механизм «Зари». Про «Славу» даже не подозревал".
Firestarterv, (Калибр Слава 1809 17 камней)
Да, Слава 1809 и Заря 2009 действительно очень похожи внешне. Очень даже похожи. Но по сути своей отличаются, как небо и земля. Калибры производства Пензенского часового завода всегда несли в себе инженерную оригинальность. Иногда в мелочах, но именно эти мелочи отличали их от других похожих по компоновке механизмов в лучшую сторону. В начале 60-х был произведён ребрендинг часовой продукции завода и завод стал выпускать часы под общим брендом «Заря». Отличительной чертой этих часов был калибр диаметром двадцать миллиметров. Была разработана линейка механизмов 20хх. Это были калибры 2009, 2009.1, 2009Б, 2009В и другие на их базе. О некоторых из них мы уже беседовали, но в этот раз я хочу рассказать о самом первом калибре 2009 — без дополнительных буквенных и цифровых маркировок, коль уж скоро он был упомянут в сравнении с калибром Слава 1809. Итак, без лишних разговоров заглянем внутрь раннего калибра Заря 2009. Прошу, Коллеги — «Вперёд, „Заре“ навстречу!» ©
Так выглядят калибры Заря 2009 и 2009.1. Разницы между ними с точки зрения практического применения нет. Но если присмотреться к внешнему виду механизмов, сразу же обращает на себя внимание разный подход к обработке деталей. На 2009.1, он слева, финальная обработка упрощена, отсутствуют фаски. Значит, процесс изготовления калибра был в большей степени механизирован и «косметические» операции были упразднены. Справа — 2009. Тут заметна ручная сборка. Мосты обработаны более тщательно. Вот его то мы и обследуем изнутри, поглядим, как он отличается по конструкции от таких «одноклассников», как, например, внешне с ним схожий Слава 1809. Тем более, что с первого бегло брошенного взгляда эти механизмы часто не могут отличить даже опытные мастера.
Баланс я уже снял. Здесь на фоне современников присутствует ряд инженерных новшеств. Прежде всего колонка баланса закреплена так называемой «прищепкой», а не привычным нам винтом. Разумеется, колонка баланса подвижная. Это позволяет весьма точно выставить синхронизм хода, «выкачку» в просторечии. Между прочим, с достаточной точностью это можно сделать на глаз без прибора. Суть в том, что анкерная вилка при спущенной пружине должна стоять точно посередине между ограничивающими её ход штифтами. Вот и передвигаем рычажок, удерживающий колонку баланса до тех пор, пока вилка не займёт нужное нам положение. По прибору это, разумеется, быстрее и точнее. Но как-то же триста лет делали это без прибора (смайлик!).
Далее всё обычно. Спираль не брегетирована, хотя при такой высоте механизма можно было бы и озадачится этим. Штифты градусника на замке. В общем, замечательно организованный баланс. И, разумеется, противоударный.
Да, о противоударном устройстве. Обычно я отмываю платину вместе с бушоном, но сегодня, ввиду изрядной общей загрязнённости механизма, сниму бушон и положу его в бензин. Пусть отмокнет от закисшей смазки, грязи да прочего того, чему быть в часах совсем ни к чему. И гнездо бушона в платине соответственно приведём в порядок. Заметьте, пружина («звёздочка») здесь имеет довольно длинные лучи. Во-первых, её легко обслуживать, то есть, снять и установить, во-вторых, при такой конструкции противоударные свойства механизма довольно высоки. Помните постоянные нарекания на короткие лучи у звёздочек калибра Слава 24хх? Вот тут этого нет.
Хорошо. Займёмся медленной стороной.
Первым делом снимем минутный триб. Меня часто спрашивают об инструменте, о съёмниках, например. Ну так вот, я, не мудрствуя лукаво, делаю это при помощи пинцета с усиленными изогнутыми губками — «клювом». За всю мою практику ни разу это не вызвало проблемы.
Теперь анкерная вилка и мост анкерной вилки. Мост простой навесной. Но простота конструкции компенсируется значительной толщиной детали. Особо здесь рассказывать нечего. Вилка самой стандартной конструкции.
Демонтируем мост ангренажа. Кто-то уже оставил на нем неизгладимый след, ну да ладно, как говорят, «на скорость не влияет».
Вот он, мост ангренажа.
REM: А вот надо бы в конце концов взять, да и рассказать, что оно такое и как устроено это забавное устройство, обозначаемое таким оригинальным красивым французским словом — «ангренаж».
Мост перед нами. Деталь весьма крупная. Мост объединяет под собой три колеса колёсной системы — анкерное, промежуточное и секундное. Следовательно, в мосте установлены три сквозных камня. Все признаки ручной обработки присутствуют — фаска в первую очередь. На мосте выполненная на латинице маркировка, согласно которой механизм собран на семнадцати камнях.
Да. Металл в те годы не экономили. Много разнообразной фрезеровочной работы, значительная масса самой детали, немалый отход материала. Однако, я бы не спешил записывать это в недостатки. Стабильность, как никак.
И вот перед нами открывается ангренаж, те самые анкерное, промежуточное и секундное колёса.
Снимем два последних.
А за ними — анкерное.
И разложим детали частично разобранного механизма на листе бумаги. Пусть полежат в ожидании чистки бензином,
а мы перейдём к пружинному двигателю и мосту центрального колеса.
Детали сняты и разложены на листе бумаги.
А вот с мостом промежуточного колеса познакомиться надо бы подробнее. Во-первых, мост перекидной, как в Ракете 26хх.НА. Вот вам и стабильность параметров. Во-вторых, обратите внимание на толщину этой детали. Это серьёзно. Ещё раз уважительно подумаем о стабильности. Есть ещё кое-что, но об это при сборке. После того, как отмоем. Особенности лучше будут видны на чистой детали.
Это вид моста снизу.
А это вид моста сверху.
Разбираем двигатель.
Снят мост барабана. Обратите внимание на утолщение в гнезде коре — там, где вращается ось барабана. Твердосплавной вставки не предусмотрено в конструкции, но такого утолщения достаточно, чтобы механизм бесперебойно работал долгие годы. На нашем экземпляре выработка отсутствует полностью.
Вид с обратной стороны моста полностью подтверждает это.
Ну вот. С быстрой стороной мы совладали. Отправляемся в гости к ремонтуару.
Ремонтуары у Зари всегда отличались своеобразием. Посмотрите на сложную форму «иероглифа» — пружинной крышки. Кроме того, для промежуточного рычага в данной конструкции предусмотрена отдельная пружина.
Перед тем, как приступить к разборке ремонтуара, снимаю планку с накладными камнями колёс ангренажа. Да-да, тут всё серьёзно. Ангренаж установлен в бушоны с накладными камнями. Ещё один плюс к стабильности калибра.
После этого самое время снять «иероглиф» — пружинную крышку ремонтуара, и открыть этот механизм.
Ой… Как же тут всё запущено! Даже ржавчина. Ну, работаем — отчищаем, отмываем, где залегло, выбиваем, но так, деликатно, разумеется.
Вот наша кнопочка разъединителя промежуточного рычага. Она залегла на грязи. Капнем капельку WD-40 и подождём, пока появится возможность выдавить её из гнезда.
И вот механизм разобран и готов к чистке.
Отмываем детали в бензине при помощи зубной щётки и кисточки. Промокаем салфеткой и перекладываем в чашку Петри под прозрачную крышку, чтобы не запылились до того, как начнем сборку механизма. Как всегда, на этом этапе небольшой перерыв.
И снова за дело. Рассмотрим конструкцию платины. В платину запрессовано три камня для колёс ангренажа и анкерной вилки. Но вот центральное колесо — увы! — не поставлено на камень. Я считаю это недостатком. С другой стороны при довольно большой высоте всего механизма отверстие под центральное колесо достаточно высокое, то есть, тело детали в этом месте достаточно утолщённое. По крайней мере, в данном экземпляре механизма выработки я не вижу. Но всё же наличие камня в гнезде говорило бы об отношении к технологии. Медленная сторона плоская. Возможно, это сделано в расчёте на усложнение калибра календарём. Но это моё личное предположение.
Быстрая сторона платины. Здесь надо отметить достаточно высокий прилив под установку оси барабана. Да, думали о долговечности механизма. За что и спасибо конструкторам. Других особенностей на платине механизма нет.
Сборку начнем с того, что вернем на место обслуженный, вымытый и смазанный бушон баланса.
Зафиксируем его «звёздочкой». У пружины достаточно длинные лучи, чтобы её установка не вызывала больших трудностей.
Далее работаем по привычной схеме. Устанавливаем «шашлык» — заводной триб с кулачковой муфтой нанизываем на «шампур» — заводной вал.
Возвращаем на место промежуточный рычаг. От коррозии отчистили, ну цветные пятна… так это «на скорость не влияет» (смайлик!)
Главное, не забыть смазать.
Перед тем, как установить переводной рычаг кулачковой муфты, как и обещал, расскажу об одной занимательной особенности. Эта особенность присуща всем «двадцаткам» производства пензенского часового завода. Видите этот винтик по стрелке? А вот это вовсе не винтик. Это — эксцентрик! Благодаря такой конструкции можно регулировать степень подвода кулачковой муфты к переводному трибу ремонтуара. Благодаря этому работу системы можно настроить весьма точно. Ни у каких иных калибров я не встречал подобного решения.
На этом снимке очень хорошо видно, как устроен эксцентрик с пальцем, входящим в паз кулачковой муфты («бочонка»).
Устанавливаем переводной рычаг, пружину переводного рычага, переводное и вексельное колёса.
Вот какой у нас «иероглиф» — пружинная крышка ремонтуара.
Смазываем накладные камни ангренажа.
И закрываем ремонтуар и устанавливаем на место планку с накладными камнями.
Переходим на быструю сторону.
Собираем барабан. Пружина обычная спиральная. На удивление весьма чистая. Смазываем пружину и закрываем крышку барабана.
Устанавливаем барабан на платину.
Мост барабана. Снова хочу обратить внимание читателя на значительное утолщение гнезда оси барабана. Надежно, хоть твердосплавные материалы и не применены.
Устанавливаем мост барабана
и переходим к сборке колёсной системы. Начинаем с центрального колеса.
Смазываем гнездо в платине и устанавливаем в него центральное колесо.
Теперь, после того, как мост центрального колеса вымыт, хорошо видно, что камень в мосте установлен в латунном шатоне. Чем это вызвано, не знаю, но это хорошо. По крайней мере говорит о внимании к технологии.
Мост с обратной стороны.
Устанавливаем перекидной мост центрального колеса. Толщина детали обращает на себя внимание. Прочно и стабильно. Центральное колесо закреплено мостом. Теперь можно вернуть минутный триб на ось центрального колеса.
Подготавливаем минутный триб
и устанавливаем его на место.
Упс… я забыл поставить пружину промежуточного рычага, отвечающую за разъединение его с заводным валом. Как я уже говорил, в этом калибре она выполнена отдельной деталью. Устанавливаем её и фиксируем винтом.
Собираем заводные колёса двигателя и ангренаж.
Накрываем колёсную систему мостом и устанавливаем анкерную вилку.
Аккуратно возвращаем на место баланс.
Несколько оборотов заводной коронки… Всё, победа! Баланс весьма резво начинает колебаться с первого же оборота. Жив, курилка!
А, вот ещё что. Я же не показал, где находится разъединитель. А он тут спрятан под мостом. Сразу и не приметишь.
Итог. Что же, весьма интересный калибр. Но прогресс требует своего, и на смену калибрам Заря 2009 и 2009.1 пришли малогабаритные и очень тоненькие 2009Б и 2009В, не потерявшие актуальности и в наше время.
Самые обсуждаемые обзоры
+73 |
3651
145
|
+53 |
3820
69
|
+34 |
2897
55
|
Как-то в «лучшие годы» ремонтировал телевизор знакомому хирургу. Ещё «Радуга» ламповая, если кто помнит (или не «Радуга»?). Он как глянул туда…
— Что ты там вообще понять можешь? — говорит.
— Ну так ты же, — отвечаю, — в потрохах разбираешься.
А он
— Ну так там же всё просто!
Может быть какая ссылка на youtube
сколько на все это уходило времени?
Интересно, да, раз так, то похоже, не очень понятно. А это минус автору ((
П.С. За работу, а она есть по определению — очень большой плюс…
Иногда бывает механизм есть а вот корпуса и/или циферблата со стрелками нет.
Спасибо. было очень познавательно и ни капельки не занудно или сложно даже с учётом большого количества специальных терминов.
То есть, именно про часы, а не про механизм? Хорошо, чуть позже. Вот отпразднуем, отдохнем. Тогда и подумаем. И что-нибудь придумаем. Специально для Вас ;)
Спасибо!
MANtiCORE что-то такое показывал или мы просто вели частную беседу на эту тему. Запамятовал.
СССР долгое время успешно противостоял всей этой ахинее, поэтому диаметр советских часов измеряется в миллиметрах… Но буржуазные происки были сильны и не вся терминология была адаптирована на русский язык…
А капиталисты до сих пор мучаются с диаметром в линиях )))