RSS блога
Подписка
✧Зарядные устройства LiitoKala Lii-500 vs SkyRC MC3000. Как увеличить емкость "никеля" не привлекая внимания санитаров
- Цена: 137 €
- Перейти в магазин
Есть мнение, что LiitoKala Lii-500 и ряд ее конкурентов, типа Opus BT-C3100, заметно завышают результаты замеров ёмкости аккумуляторов. После покупки наиболее точного домашнего показометра MC3000 давно собирался проверить это. И наконец-то собрался.
Внимание! Опять много букв и картинок.
Об основных особенностях ЗРУ можно глянуть у «датчанина» HKJ:
LiitoKala Lii-500
Opus BT-C3100 V2.1
SkyRC MC3000***.
***Примечание. Датчанин тестировал некоммерческий (предсерийный) образец MC3000. И нашел там ряд недочетов, начиная с кривого адаптера и заканчивая багами в прошивке. Все это давным-давно устранено. Но это никак не отражено в этом обзоре. Ибо HKJ вообще никогда не правит старые обзоры и не пишет к ним дополнений. Что не есть хорошо, ибо некоторые очень внимательные, но не особо осведомленные, периодически находят в записках HKJ всяко-разные давно устаревшие моменты и тычут ими аки неопровержимыми доказательствами.:)
Опуса у меня сейчас нет и теперь вряд ли когда-нибудь будет. Но есть Lii-500 и MC3000.
HKJ про Lii-500 коротенько:
— выдает сильно завышенные значения в FAST TEST для Ni-MH аккумуляторов. [Даже проверять не буду, мне это не интересно]
— так же выдает завышенные значения в NOR TESТ для Ni-MH аккумуляторов, но HKJ считает, что терпимо. [Вот и проверим]
— в случае Li-ионных все не так печально. [Проверим, ежели будет время]
Осталось только выяснить НАСКОЛЬКО завышенные? В циферках, конечно.
И еще один нюанс:
— Lii-500 разряжает «никель» до ~1.00В (по приборам HKJ), хотя показометр ЗРУ показывает ~0.90В (наблюдал неоднократно). Я склонен верить замерам HKJ [но можно и проверить :)]
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Триггером для проведения этого небольшого расследования послужила публикация Большой тест аккумуляторов PKCell LSD.
Порадовало то, автор статьи оказался достаточно грамотным человеком, изучил-таки инструкцию к Lii-500 и понимает, что:
— для замера емкости надо использовать не FAST TEST, а NOR TESТ
— ток разряда ВСЕГДА не равен току заряда.
Эти 2 момента совершенно не очевидны и по-хорошему вендор д.б. налепить предупреждающую наклейку на само устройство… Но не суть.
1) Я решил проверить, а что будет показывать мой экземпляр Lii-500 в режиме NOR TESТ как это было представлено в статье, ссылка на которую приведена выше:
— заряд 700mA/разряд 500mA (для АА)
— заряд 300mA/разряд 250mA (для ААА)
2) Сравнить с результатами измерения емкости по ГОСТ (MC3000, процедура «Break_in»). См. в предыдущем обзоре — «4. Легкое оживление и проверка общей емкости по рекомендациям МЭК (ГОСТ 61951-2-2019)».
3) Сравнить с результатами измерения емкости MC3000 при тех же токах заряд/разряд по алгоритму "- ∆V"***. См. в предыдущем обзоре — «Определение момента окончания заряда. Как избежать перезаряд?».
Испытуемые — 6 комплектов по 4 ячейки
☀ История использования
БУ в хорошем состоянии.
Это аккумуляторы, которые проходили испытания в предыдущем обзоре — там про них все написано. Все замеры были сделаны между первым и вторым циклированием. Из-за чего выход предыдущего обзора задержался на несколько суток.
«Break_in»
Был выбран алгоритм:
— заряд током 0.1С, 16 часов
— пауза 1 час
— разряд током 0.2С до напряжения 1.00В (определение емкости).
Было принято, что С=2200 mAh.
Lii-500
Lii-500 благополучно «добавляет» 7.6-8.5% к емкости, определенной по ГОСТу (точная копия рекомендаций МЭК).
MC3000 при тех же токах заряд/разряд по алгоритму "- ∆V"
Думаю, занижение емкости связано с тем, что остановка заряда («поимка дельты») происходит чуть раньше положенного. И это даже хорошо — аккумуляторы прослужат немножко дольше.
☀ История использования
БУ в хорошем состоянии.
Это аккумуляторы из комплекта питания Флюка — о них рассказано в начале предыдущего обзора.
«Break_in»
— заряд током 0.1С, 16 часов
— пауза 1 час
— разряд током 0.2С до напряжения 1.00В (определение емкости).
Было принято, что С=2200 mAh.
Lii-500
Lii-500 «добавляет» до ~16% (!!!) к емкости, определенной по ГОСТу. Неожиданно.
MC3000 при тех же токах заряд/разряд по алгоритму "- ∆V"
MC3000 по алгоритму "- ∆V" несколько недозаряжает и эти ячейки.
Эта четверка помотала нервы, попила крови и скушала кучу времени. А результат… ну сами увидите.
Duracell (убитые) добавил для «полноты картинки». Ведь пользователь ЗРУ пользует то самое ЗРУ не только с новыми, белыми и пушистыми ХИТ. А с тем, что есть под рукой.
☀ История использования
1) Eneloop AA 1900 mAh (белые) — БУ в хорошем состоянии.
Это аккумуляторы из комплекта питания Флюка — о них рассказано в начале предыдущего обзора.
2) Duracell AA 2650 mAh (убитые) — БУ в сильно ушатанном состоянии, валяются много лет, иногда подзаряжаю… Перед тестом замер НРЦ показал 0.21-0.23 В.
«Break_in»
— заряд током 0.1С, 16 часов
— пауза 1 час
— разряд током 0.2С до напряжения 1.00В (определение емкости).
Было принято, что С(Eneloop)=1900 mAh, а С(Duracell)=2650 mAh.
Результат сильно удивил:
С Eneloop все нормально и они показали отличный результат.
А у Duracell-ов разряд фактически не запустился. Такое на «Break_in» случилось в первый раз за 4 года. Я немного поэкспериментировал с разрядными токами и все стало понятным.
Объяснение оказалось до смешного простым. Настройка «Break_in» на МС3000 выполняется следующим образом.
Пользователь задает:
— номинальную емкость ячейки (mAh)
— порядок следования разрядов [D] и зарядов [С] в одном цикле: [D]→[С]→[D] или [С]→[D]→[С]
— количество таких циклов
— продолжительность пауз (мин.) для переходов [D]→[С] и [С]→[D]
— отсечку по напряжению (0.50-1.00В).
Программа автоматически выставляет:
— время заряда (16 ч.)
— ток заряда (0.1С)
— ток разряда (0.2С).
Так вот, вся закавыка заключалась в том, что сабжевые Duracell ток заряда 0.2С (0.52А) не тянут даже рядом. Методом тыка определил: у обр. №3 и №4 разрядные полки при смешной нагрузке 0.25А (меньше 0.1С) на 1.02В и 1.00В соответственно!
Lii-500
И здесь тоже не обошлось без неожиданностей. Лиитокала внезапно начудила с обр.№2. Причем два раза подряд.
Что же не так с Eneloop №2 и чем он отличается от №1? Я сделал замеры импеданса двух Eneloop-ов. И Duracell — просто до кучи. Сделал их от безысходности и без особой надежды на прояснение ситуации. Это типа как в общеизвестной рекомендации:
«Если машина не заводится — что делать?
— выйти из нее
— попинать скаты
— протереть лобовое стекло
Если и это не помогло — вызывать эвакуатор.»
Вот что получилось [через 2 часа отдыха после заряда/разряда]:
Что из этого следует? Да ничего.
Почему Lii-500 2 раза подряд лажанула на Eneloop №2? До сих пор неведомо.
Есть такое правило (или поверие), что чем ниже импеданс, тем в более хорошем состоянии находится ячейка. В общем случае оно может не срабатывать — для ячеек от разных производителей или разных марок. Но в данном случае оно подходит. Так вот — Eneloop №2 выглядит более свежим, чем чем Eneloop №1. И в разряженном и в заряженном состоянии.
Опять время потрачено впустую…
MC3000 при тех же токах заряд/разряд по алгоритму "- ∆V"
☀ История использования
В данном пуле 2 аккумулятора принимали участие в тестировании Аккумуляторы Maha Powerex 1000 (900) mAh vs Eneloop Pro 950 (930) mAh (120+ циклов заряд-разряд 2А-2А ). Два других — нигде и никогда не использовались. Один из аккумуляторов из того обзора получил №4. Второй — пока неизвестен, т.к. метка ставилась только на один Eneloop и на один Powerex. После выполнения Break_in все стало ясно: второй из обзора — №1.
«Break_in»
— заряд током 0.1С, 16 часов
— пауза 1 час
— разряд током 0.2С до напряжения 1.00В (определение емкости).
Было принято, что С=900 mAh.
Lii-500
Lii-500 для свежих обр. №2 и №3 дала неплохие результаты. А полуубитые обр.№ 1 и № 4 просто не потянули разрядный ток 250 mA — это 0.33-0.39С относительно их текущей емкости по ГОСТу. Но ток, меньше 250 mA на Lii-500 выставить невозможно.
MC3000 при тех же токах заряд/разряд по алгоритму "- ∆V"
Комплект оказался чудесатым.
☀ История использования
Ситуация такая же как и в случае черных Eneloop из предыдущего комплекта №4. В данном пуле 2 аккумулятора принимали участие в тестировании Аккумуляторы Maha Powerex 1000 (900) mAh vs Eneloop Pro 950 (930) mAh. Два других — нигде и никогда не использовались. Один из аккумуляторов из того обзора получил №4. Вторая ячейка, поучаствовавшая в обзоре с жестким циклированием, так и осталась неизвестной. Это первая странность Maha Powerex.
«Break_in»
— заряд током 0.1С, 16 часов
— пауза 1 час
— разряд током 0.2С до напряжения 1.00В (определение емкости).
Было принято, что С=900 mAh.
Получено
Lii-500
Очень хорошее попадание по текущей емкости. На уровне экспериментальной погрешности.
MC3000 при тех же токах заряд/разряд по алгоритму "- ∆V"
И вот здесь случился казус.
Примерно через 9 часов после запуска циклирования на MC3000 я обнаружил такое:
Обр.№2 благополучно прошел 1 цикл заряд-разряд, «дельта» была поймана, емкость на разряде определена. Образец отдыхал на паузе.
Во всех остальных слотах дельта не определилась на первом же заряде, и уже часа 3-4 вхолостую молотил кислородный цикл (электроэнергия тупо перегонялась в тепло). Это могло продолжаться до бесконечности, т.к. при подготовке материалов к обзорам я отключаю всяческие защиты по времени проведения процедур.
Такое развитие сюжета («непойманные дельты») было вполне возможно, т.к. нарушено правило «ток заряда 0.5С или больше». Если считать текущую емкость ячеек ~900 mAh, то получается, что 300 mA — это 0.33С. В одном слоте 0.33С хватило, а в остальных — «пролет мимо дельты».
Пришлось начинать циклирование по новой. Но уже с зарядным током не 300, а 450 mA (0.5С).
Вы будете смеяться, но даже в этом случае не обошлось без приключений:
В трех слотах все нормально, все три цикла пройдены без сучка и задоринки.
А в четвертом была пропущена дельта (!), но не на первом цикле, а на втором. И дальше все зависло на этапе второго заряда.
Вот это поворот. За 4 года пользования МС3000 пропуск дельты на токе 0.5С у меня случился впервые. Такое ощущение, что эти черные Powerex-ы какие-то заговоренные. Или проклятые?
Полученные циферки — в табличке
Ожидаемый «недобор» по емкости. Но для обр. №1 этот недобор аномально большой, самый большой из зафиксированных в ходе подготовки к данному обзору. Причем, это не случайность и не вылет: 3 цикла подряд для обр. №1 дали идеально совпадающие результаты. Похоже, эти Powerex-ы следует окропить святой водой…
☀ История использования
В идеальном состоянии. Все принимали участие в обзоре Аккумуляторы Ni-MH в воде: питьевой и «морской», но исключительно в качестве контрольных. Прошли 5 циклов заряд-разряд 0.5С-0.5С, были вновь заряжены током 0.5С. Потом тихо лежали в боксах, а через некоторые интервалы у них измерялась U (30 Ω) — разность потенциалов под нагрузкой 30 Ω. Всё.
«Break_in»
— заряд током 0.1С, 16 часов
— пауза 1 час
— разряд током 0.2С до напряжения 1.00В (определение емкости).
Хотел выставить С=750 mAh (минимальная гарантированная емкость). Но в меню МС3000 емкость задается с шагом 100 mAh. Пришлось задать 800 mAh — это т.н. «рейтинговая» емкость, раньше именовалась как «номинальная». Присутствует в даташите на эти Энелупы. Это то, что вендор назначает несколько произвольно, аргументируя тем, что емкости свежекупленных ячеек скорее всего будут крутится вокруг этого значения. Поэтому поводу в 2011 г. МЭК выпустила рекомендацию: на самих аккумуляторах обязательно указывать минимальную гарантированную. А «номинальную» — это по желанию, для пущего маркетинга.
Lii-500
Все остальное будет приведено в сводной таблице (см. следующий раздел).
Для Break_in продолжительность пауз (мин.) на переходах [D]→[С] и [С]→[D] всегда выставлялась 60 мин. Ибо по ГОСТу — не менее 1 часа.
В случае замеров MC3000 "- ∆V" — тоже 60 мин.
Lii-500 заряды-разряды всегда долбит без пауз.
Что происходит, если разряд ячейки следует сразу же после заряда, т.е. без паузы?
Измеряемая величина емкости неминуемо становится больше. Ибо в процессе заряда на электродах накапливается дополнительный (избыточный) заряд, пропорциональный степени его поляризации. Чем больше ток заряда, тем больше поляризация, т.к. для бОльшего зарядного тока нужно бОльшее избыточное напряжение. Если по простому — ячейка накапливает электричество не только химически, но и как электролитический конденсатор. Правда, пробитый. Ибо сразу же после снятия нагрузки начинается деполяризация — протекание тока в обратном направлении. Потенциалы электродов стремятся к равновесным значениям относительно электролита. Наиболее активно деполяризация протекает в течении первого часа.
Последующие часа 2-3 значительно слабее.
Через 0.5-1 сутки остаточною поляризацию ячейки можно вообще не учитывать.***
***Кривые получены после заряда Eneloop AAA 750mAh до полной емкости током 1А. Ток 1А = 1.33С. На меньших нагрузках все это будет выглядеть не столь сурово.
Подробности с кучей примеров можно найти ТУТ (если осилите).
Что бы исключить влияние этого фактора сделал дополнительные замеры на MC3000. Теперь уже без пауз.
1) Сделал сборный пул из 4-х ААА:
— Eneloop Pro AAA 930 mAh №№ 2 и 3
— Powerex AAA 900 mAh №№ 1 и 3
Запустил 3 цикла на MC3000
— заряд током 0.5С (0.45А), ∆V= — 3 мВ
— пауза — 0 мин.
— разряд током 0.25С (0.18А) до напряжения 1.00В (определение емкости)
— пауза — 0 мин.
Результаты:
Если не ститать аномально-странного Powerex № 1, отсутствие паузы добавляет к замерам на MC3000 1.5-2%.
Но самое интересное — получается, что Lii-500 достаточно адекватно работает с ААА. Возможно, выборка слишком мала и поэтому нерепрезентативна. Это поправимо.
2) Сделал дополнительную проверку. Для этого собрал комплект №6 из Eneloop AAA 750(800) mAh (белые) — см. выше.
Результаты:
И в этом случае Lii-500 неплохо попадает в «ГОСТовскую» емкость. И так же как и MC3000 с небольшим занижением, что, скорее всего, в пределах экспериментальной погрешности определения.
Просто взял целиком комплект №2 PKCELL AA 2200 mAh. Он интересен тем, что именно на нем были зафиксированы рекордные завышения емкости при замерах на Lii-500.
Запустил 4 цикла на MC3000
— заряд током 0.5С (1.10А), ∆V= — 3 мВ
— пауза — 0 мин.
— разряд током 0.25С (0.44А) до напряжения 1.00В (определение емкости)
— пауза — 0 мин.
Результат:
В данном случае хорошо видно, что отсутствие пауз при выполнении NOR TESТ Lii-500 не объясняет явное завышение измеряемой величины емкости ячейки для АА.
Ну и в завершение — еще один небольшой эксперимент. Сделан по-быстрому, без повторов и набора статистики.
1) Разряженный на MC3000 до 1.00В комплект №2 PKCELL AA ставим в Lii-500
2) Запускаем заряд током 700 mA и через 2.5-3 часа начинаем внимательно наблюдать за показаниями в слотах.
3) Как только появляется мигающий значок «END» (окончание процедуры), шустро извлекаем ячейку из слота Lii-500 и переставляем в стоящую на парАх MC3000. Выковыривать банки удобнее с помощью ножа.
4) Немедля запускаем разряд ячейки на MC3000, ток 500 mA.
Все это выглядит как-то так:
Смысл в том, что бы показать, что «добавка» 7-16% к емкости, определенной по ГОСТу — это чистый бзик прошивки Lii-500, а не чудесная способность ЗРУ заряжать АА «сверх меры».
А вот и результат. Сравните со значениями из крайней таблички сверху — колонки «без пауз». Если и есть небольшая разница, то во всех 4-х случаях она ну никак не в пользу заряда на Lii-500.
Насколько это важно — напряжение отсечки 1.00В или 0.90В?
На самом деле, в 90-95% случаев — без разницы. Но есть нюанс. Когда нагрузочная полка разряда ячейки пересекает уровень отсечки по напряжению или даже ниже оного, ЗРУ определит или только некую часть емкости, или не покажет наличие накопленного электричества в ячейке. Как говорят электрики, «за счет слишком большой просадки напряжения на банке под нагрузкой». Такое наиболее вероятно для сильно «усталых» аккумуляторов даже на относительно небольших токах разряда. Ваш Кэп.:)
Примеры — см. выше в обзоре.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Ежели кратко, то мой экземпляр Lii-500 разряжает «никель» до 1.05 В.
Хотя на Lii-500 в этот момент отображается ~0.91-0.92В (поймать на фото очень сложно).
HKJ прав, а показометр Lii-500 весьма груб. И часто показывает абы что.
Lii-500--Флюк:
1.00В→1.14В
0.90В→1.05В
Или вот пример: 4.20В→4.23В (на «литии»)
Если вы думаете, что показометр Lii-500 всегда занижает, то вы слишком хорошо о нем думаете. Иногда он ведет себя более непредсказуемо. К примеру, 4.13В→4.10В (на «литии») — это уже завышение.
А с какой погрешностью задаются токи заряда и разряда — совсем неведомо.
Может быть, в одном из следующих обзоров. Если будет время и энтузиазм.
Исключительно для 24 ячеек, поучаствовавших в испытаниях и без намека на фундаментальные обобщения:
1. NOR TESТ: заряд 300mA/разряд 250mA (для ААА)
Lii-500 в целом неплохо справляется с замером текущей емкости ячеек формфактора ААА. Отклонения возможны как в меньшую (не более -4.3%), так и в большую (не более +1.3%) стороны.
2. NOR TESТ: заряд 700mA/разряд 500mA (для АА)
На всех вменяемых образцах АА, Lii-500 заметно завышает емкость (от +7 до +16%). Причина не ясна, возможные варианты:
— [скорее всего] Ток разряда не 500, а ~450mA. И вообще гуляет при разряде.
— [маловероятно] Алгоритм расчета кривоват. Хотя, где там можно напортачить: С=I•t?
Отсутствие паузы между зарядом-разрядом и способ определения момента окончания заряда существенной роли не играют.
3. Показометр Lii-500 грубоват и чудноват, поэтому одиночные замеры емкости ячеек крайне не рекомендуются. Нужно провести не менее 3-4 замеров. Это около суток или даже несколько больше.
4. В случае MC3000 при определении емкости с использованием стандартного алгоритма заряда "- ∆V" можно смело добавлять 1.5-2% к измеренному значению.
Но в идеале — использование процедуры «Break_in». Это — примерно сутки.
Всего доброго.
Сообщения об опечатках-ошибках пишите прямо сюда, в комменты. Спасибо за понимание.
Внимание! Опять много букв и картинок.
Введение
Об основных особенностях ЗРУ можно глянуть у «датчанина» HKJ:
LiitoKala Lii-500
Opus BT-C3100 V2.1
SkyRC MC3000***.
***Примечание. Датчанин тестировал некоммерческий (предсерийный) образец MC3000. И нашел там ряд недочетов, начиная с кривого адаптера и заканчивая багами в прошивке. Все это давным-давно устранено. Но это никак не отражено в этом обзоре. Ибо HKJ вообще никогда не правит старые обзоры и не пишет к ним дополнений. Что не есть хорошо, ибо некоторые очень внимательные, но не особо осведомленные, периодически находят в записках HKJ всяко-разные давно устаревшие моменты и тычут ими аки неопровержимыми доказательствами.:)
Опуса у меня сейчас нет и теперь вряд ли когда-нибудь будет. Но есть Lii-500 и MC3000.
HKJ про Lii-500 коротенько:
— выдает сильно завышенные значения в FAST TEST для Ni-MH аккумуляторов. [Даже проверять не буду, мне это не интересно]
— так же выдает завышенные значения в NOR TESТ для Ni-MH аккумуляторов, но HKJ считает, что терпимо. [Вот и проверим]
— в случае Li-ионных все не так печально. [Проверим, ежели будет время]
Осталось только выяснить НАСКОЛЬКО завышенные? В циферках, конечно.
И еще один нюанс:
— Lii-500 разряжает «никель» до ~1.00В (по приборам HKJ), хотя показометр ЗРУ показывает ~0.90В (наблюдал неоднократно). Я склонен верить замерам HKJ [но можно и проверить :)]
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Триггером для проведения этого небольшого расследования послужила публикация Большой тест аккумуляторов PKCell LSD.
Несколько цитат из той статьи
У меня нет стенда для измерения точной ёмкости аккумуляторов, нет каких-то прецизионных зарядных устройств. Мой инструмент – зарядное устройство LiitoKala Lii-500. К нему претензий по точности измерения ёмкости я не встречал, поэтому принимаю его измерения за правду и держу в уме погрешность (по ощущениям не должно быть больше 5%). В данном случае я считаю такое вольное обхождение с цифрами допустимым для себя. Кто не согласен – можете дальше не читать.
Вот какие результаты у меня получились для комплекта размером AA:
ФОТО
Как видите, AA выдают в среднем 2416 мАч при 2200 мАч заявленных, что означает ~110% от номинала.
А вот результаты 2-х комплектов размера AAA:
ФОТО
Для размера AAA средняя ёмкость составляет 926 мАч при 850 мАч заявленных, что означает ~109% от номинала.
Конечно, проведенные измерения нельзя считать абсолютно точными, но они очень похожи на правду, т.к. я проверил другие свои аккумуляторы, к ёмкости которых у меня доверие, и результаты совпали с ожиданиями. Мне хотелось увидеть именно примерное соответствие номиналу и оценить разброс характеристик.
Порадовало то, автор статьи оказался достаточно грамотным человеком, изучил-таки инструкцию к Lii-500 и понимает, что:
— для замера емкости надо использовать не FAST TEST, а NOR TESТ
— ток разряда ВСЕГДА не равен току заряда.
Дополнительная информация
Эти 2 момента совершенно не очевидны и по-хорошему вендор д.б. налепить предупреждающую наклейку на само устройство… Но не суть.
Постановка задачи
1) Я решил проверить, а что будет показывать мой экземпляр Lii-500 в режиме NOR TESТ как это было представлено в статье, ссылка на которую приведена выше:
— заряд 700mA/разряд 500mA (для АА)
— заряд 300mA/разряд 250mA (для ААА)
2) Сравнить с результатами измерения емкости по ГОСТ (MC3000, процедура «Break_in»). См. в предыдущем обзоре — «4. Легкое оживление и проверка общей емкости по рекомендациям МЭК (ГОСТ 61951-2-2019)».
3) Сравнить с результатами измерения емкости MC3000 при тех же токах заряд/разряд по алгоритму "- ∆V"***. См. в предыдущем обзоре — «Определение момента окончания заряда. Как избежать перезаряд?».
***Примечание. Несколько смущали величины токов заряда. Для надежного определения "- ∆V" они маловаты. Как для АА, так и для ААА. По хорошему, зарядный ток д.б. не меньше 0.5С, где С — «реальная» емкость ячейки на данный момент (наиболее близкое значение определяется по процедуре «Break_in»). В случае 0.3С существует немалая вероятность, что «дельта» может быть не поймана. А для 0.2С вероятность поимки «дельты» стремится к нулю. Значения х•С приблизительные, были экспериментально определены для белых Энелупов АА ТУТ.
В случае зарядного тока силой 700mA (АА):
0.5С — для емкости 1400 mAh
0.3С — для емкости 2333 mAh
0.2С — для емкости 3500 mAh
В случае зарядного тока силой 300mA (ААА):
0.5С — для емкости 600 mAh
0.3С — для емкости 1000 mAh
0.2С — для емкости 1500 mAh
Дальнейшее развитие событий показало, что в случае ААА я не зря опасался этого момента.
Ni-MH
Испытуемые — 6 комплектов по 4 ячейки
Комплект №1. PKCELL AA 2200 mAh (зеленые) — из предыдущего обзора
☀ История использования
БУ в хорошем состоянии.
Это аккумуляторы, которые проходили испытания в предыдущем обзоре — там про них все написано. Все замеры были сделаны между первым и вторым циклированием. Из-за чего выход предыдущего обзора задержался на несколько суток.
«Break_in»
Был выбран алгоритм:
— заряд током 0.1С, 16 часов
— пауза 1 час
— разряд током 0.2С до напряжения 1.00В (определение емкости).
Было принято, что С=2200 mAh.
Lii-500
Lii-500 благополучно «добавляет» 7.6-8.5% к емкости, определенной по ГОСТу (точная копия рекомендаций МЭК).
MC3000 при тех же токах заряд/разряд по алгоритму "- ∆V"
Думаю, занижение емкости связано с тем, что остановка заряда («поимка дельты») происходит чуть раньше положенного. И это даже хорошо — аккумуляторы прослужат немножко дольше.
Комплект №2. PKCELL AA 2200 mAh (зеленые) — другой комплект
☀ История использования
БУ в хорошем состоянии.
Это аккумуляторы из комплекта питания Флюка — о них рассказано в начале предыдущего обзора.
«Break_in»
— заряд током 0.1С, 16 часов
— пауза 1 час
— разряд током 0.2С до напряжения 1.00В (определение емкости).
Было принято, что С=2200 mAh.
Lii-500
Lii-500 «добавляет» до ~16% (!!!) к емкости, определенной по ГОСТу. Неожиданно.
MC3000 при тех же токах заряд/разряд по алгоритму "- ∆V"
MC3000 по алгоритму "- ∆V" несколько недозаряжает и эти ячейки.
Комплект №3. Eneloop AA 1900 mAh (белые) + Duracell AA 2650 mAh (убитые)
Эта четверка помотала нервы, попила крови и скушала кучу времени. А результат… ну сами увидите.
Duracell (убитые) добавил для «полноты картинки». Ведь пользователь ЗРУ пользует то самое ЗРУ не только с новыми, белыми и пушистыми ХИТ. А с тем, что есть под рукой.
☀ История использования
1) Eneloop AA 1900 mAh (белые) — БУ в хорошем состоянии.
Это аккумуляторы из комплекта питания Флюка — о них рассказано в начале предыдущего обзора.
2) Duracell AA 2650 mAh (убитые) — БУ в сильно ушатанном состоянии, валяются много лет, иногда подзаряжаю… Перед тестом замер НРЦ показал 0.21-0.23 В.
«Break_in»
— заряд током 0.1С, 16 часов
— пауза 1 час
— разряд током 0.2С до напряжения 1.00В (определение емкости).
Было принято, что С(Eneloop)=1900 mAh, а С(Duracell)=2650 mAh.
Результат сильно удивил:
С Eneloop все нормально и они показали отличный результат.
А у Duracell-ов разряд фактически не запустился. Такое на «Break_in» случилось в первый раз за 4 года. Я немного поэкспериментировал с разрядными токами и все стало понятным.
Объяснение оказалось до смешного простым. Настройка «Break_in» на МС3000 выполняется следующим образом.
Пользователь задает:
— номинальную емкость ячейки (mAh)
— порядок следования разрядов [D] и зарядов [С] в одном цикле: [D]→[С]→[D] или [С]→[D]→[С]
— количество таких циклов
— продолжительность пауз (мин.) для переходов [D]→[С] и [С]→[D]
— отсечку по напряжению (0.50-1.00В).
Программа автоматически выставляет:
— время заряда (16 ч.)
— ток заряда (0.1С)
— ток разряда (0.2С).
Так вот, вся закавыка заключалась в том, что сабжевые Duracell ток заряда 0.2С (0.52А) не тянут даже рядом. Методом тыка определил: у обр. №3 и №4 разрядные полки при смешной нагрузке 0.25А (меньше 0.1С) на 1.02В и 1.00В соответственно!
Lii-500
И здесь тоже не обошлось без неожиданностей. Лиитокала внезапно начудила с обр.№2. Причем два раза подряд.
Что же не так с Eneloop №2 и чем он отличается от №1? Я сделал замеры импеданса двух Eneloop-ов. И Duracell — просто до кучи. Сделал их от безысходности и без особой надежды на прояснение ситуации. Это типа как в общеизвестной рекомендации:
«Если машина не заводится — что делать?
— выйти из нее
— попинать скаты
— протереть лобовое стекло
Если и это не помогло — вызывать эвакуатор.»
Дополнительная информация
В предыдущих обзорах я уделял много внимания измерениям импеданса и пытался связать его величину с изменением состояния ячейки в ходе циклирования. В конце-концов пришел к простому выводу — в 9 случаях из 10 связываться с импедансом не имеет смысла. Его изменения плохо коррелирует с другими параметрами ХИТ. Да, в ходе длительных «тяжелых» циклирований импеданс всегда увеличивается. Но у ячеек от разных производителей скорость изменения импеданса сильно различается.
Есть даже обзор по измерению импеданса для аккумуляторов, который прошел мимо целевой аудитории, т.к. получился слишком длинным, нудным и сложным для понимания.
Из той публикации следуют 2 простых правила корректного изменения импеданса.
1) Импеданс ячейки зависит от степени ее заряженности. При полном заряде — он максимален. При полном разряде — минимален. Измерять и сравнивать импедансы 2-х или более ячеек имеет смысл только в этих крайних положениях. Измерять импеданс при произвольной (неизвестной) степени заряженности — неразумно.
2) Под нагрузкой (заряд или разряд) ячейка поляризуется. Т.е. выходит из состояния равновесия. Степень ее поляризации зависит от кучи факторов:
— силы тока, протекавшего через ячейку (в том или ином направлении)
— площадей электродов внутри ХИТ и величин активных масс на них
— особенностей «химии» ячеек данного типа
— технологии изготовления
— температуры
Время, необходимое для эффективного протекания деполяризации (релаксации) ХИТ после снятия нагрузки и почти полного «устаканивания» в т.ч. и импеданса, составляет от нескольких часов до суток. Чем больше сила тока (в единицах хС), протекавшего через ячейку, тем больше времени требуется. В идеале, после снятия нагрузки нужно делать замеры с интервалом ~1 часа до момента стабилизации. Как вариант, если идет относительное сравнение импедансов ячеек, то время «отдыха» сделать одинаковым. Но не менее 1-2 часов. Желательно — от 4 часов до суток.
Есть даже обзор по измерению импеданса для аккумуляторов, который прошел мимо целевой аудитории, т.к. получился слишком длинным, нудным и сложным для понимания.
Из той публикации следуют 2 простых правила корректного изменения импеданса.
1) Импеданс ячейки зависит от степени ее заряженности. При полном заряде — он максимален. При полном разряде — минимален. Измерять и сравнивать импедансы 2-х или более ячеек имеет смысл только в этих крайних положениях. Измерять импеданс при произвольной (неизвестной) степени заряженности — неразумно.
2) Под нагрузкой (заряд или разряд) ячейка поляризуется. Т.е. выходит из состояния равновесия. Степень ее поляризации зависит от кучи факторов:
— силы тока, протекавшего через ячейку (в том или ином направлении)
— площадей электродов внутри ХИТ и величин активных масс на них
— особенностей «химии» ячеек данного типа
— технологии изготовления
— температуры
Время, необходимое для эффективного протекания деполяризации (релаксации) ХИТ после снятия нагрузки и почти полного «устаканивания» в т.ч. и импеданса, составляет от нескольких часов до суток. Чем больше сила тока (в единицах хС), протекавшего через ячейку, тем больше времени требуется. В идеале, после снятия нагрузки нужно делать замеры с интервалом ~1 часа до момента стабилизации. Как вариант, если идет относительное сравнение импедансов ячеек, то время «отдыха» сделать одинаковым. Но не менее 1-2 часов. Желательно — от 4 часов до суток.
Вот что получилось [через 2 часа отдыха после заряда/разряда]:
Что из этого следует? Да ничего.
Почему Lii-500 2 раза подряд лажанула на Eneloop №2? До сих пор неведомо.
Есть такое правило (или поверие), что чем ниже импеданс, тем в более хорошем состоянии находится ячейка. В общем случае оно может не срабатывать — для ячеек от разных производителей или разных марок. Но в данном случае оно подходит. Так вот — Eneloop №2 выглядит более свежим, чем чем Eneloop №1. И в разряженном и в заряженном состоянии.
Опять время потрачено впустую…
MC3000 при тех же токах заряд/разряд по алгоритму "- ∆V"
Комплект №4. Eneloop Pro AAA 930 mAh (черные)
☀ История использования
В данном пуле 2 аккумулятора принимали участие в тестировании Аккумуляторы Maha Powerex 1000 (900) mAh vs Eneloop Pro 950 (930) mAh (120+ циклов заряд-разряд 2А-2А ). Два других — нигде и никогда не использовались. Один из аккумуляторов из того обзора получил №4. Второй — пока неизвестен, т.к. метка ставилась только на один Eneloop и на один Powerex. После выполнения Break_in все стало ясно: второй из обзора — №1.
«Break_in»
— заряд током 0.1С, 16 часов
— пауза 1 час
— разряд током 0.2С до напряжения 1.00В (определение емкости).
Было принято, что С=900 mAh.
Lii-500
Lii-500 для свежих обр. №2 и №3 дала неплохие результаты. А полуубитые обр.№ 1 и № 4 просто не потянули разрядный ток 250 mA — это 0.33-0.39С относительно их текущей емкости по ГОСТу. Но ток, меньше 250 mA на Lii-500 выставить невозможно.
MC3000 при тех же токах заряд/разряд по алгоритму "- ∆V"
Комплект №5. Maha Powerex AAA 900 mAh (черные)
Комплект оказался чудесатым.
☀ История использования
Ситуация такая же как и в случае черных Eneloop из предыдущего комплекта №4. В данном пуле 2 аккумулятора принимали участие в тестировании Аккумуляторы Maha Powerex 1000 (900) mAh vs Eneloop Pro 950 (930) mAh. Два других — нигде и никогда не использовались. Один из аккумуляторов из того обзора получил №4. Вторая ячейка, поучаствовавшая в обзоре с жестким циклированием, так и осталась неизвестной. Это первая странность Maha Powerex.
«Break_in»
— заряд током 0.1С, 16 часов
— пауза 1 час
— разряд током 0.2С до напряжения 1.00В (определение емкости).
Было принято, что С=900 mAh.
Получено
Lii-500
Очень хорошее попадание по текущей емкости. На уровне экспериментальной погрешности.
MC3000 при тех же токах заряд/разряд по алгоритму "- ∆V"
И вот здесь случился казус.
Примерно через 9 часов после запуска циклирования на MC3000 я обнаружил такое:
Обр.№2 благополучно прошел 1 цикл заряд-разряд, «дельта» была поймана, емкость на разряде определена. Образец отдыхал на паузе.
Во всех остальных слотах дельта не определилась на первом же заряде, и уже часа 3-4 вхолостую молотил кислородный цикл (электроэнергия тупо перегонялась в тепло). Это могло продолжаться до бесконечности, т.к. при подготовке материалов к обзорам я отключаю всяческие защиты по времени проведения процедур.
Такое развитие сюжета («непойманные дельты») было вполне возможно, т.к. нарушено правило «ток заряда 0.5С или больше». Если считать текущую емкость ячеек ~900 mAh, то получается, что 300 mA — это 0.33С. В одном слоте 0.33С хватило, а в остальных — «пролет мимо дельты».
Пришлось начинать циклирование по новой. Но уже с зарядным током не 300, а 450 mA (0.5С).
Вы будете смеяться, но даже в этом случае не обошлось без приключений:
В трех слотах все нормально, все три цикла пройдены без сучка и задоринки.
А в четвертом была пропущена дельта (!), но не на первом цикле, а на втором. И дальше все зависло на этапе второго заряда.
Вот это поворот. За 4 года пользования МС3000 пропуск дельты на токе 0.5С у меня случился впервые. Такое ощущение, что эти черные Powerex-ы какие-то заговоренные. Или проклятые?
Полученные циферки — в табличке
Ожидаемый «недобор» по емкости. Но для обр. №1 этот недобор аномально большой, самый большой из зафиксированных в ходе подготовки к данному обзору. Причем, это не случайность и не вылет: 3 цикла подряд для обр. №1 дали идеально совпадающие результаты. Похоже, эти Powerex-ы следует окропить святой водой…
Комплект №6. Eneloop AAA 750 mAh (белые)
☀ История использования
В идеальном состоянии. Все принимали участие в обзоре Аккумуляторы Ni-MH в воде: питьевой и «морской», но исключительно в качестве контрольных. Прошли 5 циклов заряд-разряд 0.5С-0.5С, были вновь заряжены током 0.5С. Потом тихо лежали в боксах, а через некоторые интервалы у них измерялась U (30 Ω) — разность потенциалов под нагрузкой 30 Ω. Всё.
«Break_in»
— заряд током 0.1С, 16 часов
— пауза 1 час
— разряд током 0.2С до напряжения 1.00В (определение емкости).
Хотел выставить С=750 mAh (минимальная гарантированная емкость). Но в меню МС3000 емкость задается с шагом 100 mAh. Пришлось задать 800 mAh — это т.н. «рейтинговая» емкость, раньше именовалась как «номинальная». Присутствует в даташите на эти Энелупы. Это то, что вендор назначает несколько произвольно, аргументируя тем, что емкости свежекупленных ячеек скорее всего будут крутится вокруг этого значения. Поэтому поводу в 2011 г. МЭК выпустила рекомендацию: на самих аккумуляторах обязательно указывать минимальную гарантированную. А «номинальную» — это по желанию, для пущего маркетинга.
Lii-500
Все остальное будет приведено в сводной таблице (см. следующий раздел).
Что добавляется к «емкости» в случае отсутствие паузы между зарядом и разрядом?
Для Break_in продолжительность пауз (мин.) на переходах [D]→[С] и [С]→[D] всегда выставлялась 60 мин. Ибо по ГОСТу — не менее 1 часа.
В случае замеров MC3000 "- ∆V" — тоже 60 мин.
Lii-500 заряды-разряды всегда долбит без пауз.
Что происходит, если разряд ячейки следует сразу же после заряда, т.е. без паузы?
Измеряемая величина емкости неминуемо становится больше. Ибо в процессе заряда на электродах накапливается дополнительный (избыточный) заряд, пропорциональный степени его поляризации. Чем больше ток заряда, тем больше поляризация, т.к. для бОльшего зарядного тока нужно бОльшее избыточное напряжение. Если по простому — ячейка накапливает электричество не только химически, но и как электролитический конденсатор. Правда, пробитый. Ибо сразу же после снятия нагрузки начинается деполяризация — протекание тока в обратном направлении. Потенциалы электродов стремятся к равновесным значениям относительно электролита. Наиболее активно деполяризация протекает в течении первого часа.
Последующие часа 2-3 значительно слабее.
Через 0.5-1 сутки остаточною поляризацию ячейки можно вообще не учитывать.***
***Кривые получены после заряда Eneloop AAA 750mAh до полной емкости током 1А. Ток 1А = 1.33С. На меньших нагрузках все это будет выглядеть не столь сурово.
Подробности с кучей примеров можно найти ТУТ (если осилите).
Что бы исключить влияние этого фактора сделал дополнительные замеры на MC3000. Теперь уже без пауз.
ААА
1) Сделал сборный пул из 4-х ААА:
— Eneloop Pro AAA 930 mAh №№ 2 и 3
— Powerex AAA 900 mAh №№ 1 и 3
Запустил 3 цикла на MC3000
— заряд током 0.5С (0.45А), ∆V= — 3 мВ
— пауза — 0 мин.
— разряд током 0.25С (0.18А) до напряжения 1.00В (определение емкости)
— пауза — 0 мин.
Результаты:
Если не ститать аномально-странного Powerex № 1, отсутствие паузы добавляет к замерам на MC3000 1.5-2%.
Но самое интересное — получается, что Lii-500 достаточно адекватно работает с ААА. Возможно, выборка слишком мала и поэтому нерепрезентативна. Это поправимо.
2) Сделал дополнительную проверку. Для этого собрал комплект №6 из Eneloop AAA 750(800) mAh (белые) — см. выше.
Результаты:
И в этом случае Lii-500 неплохо попадает в «ГОСТовскую» емкость. И так же как и MC3000 с небольшим занижением, что, скорее всего, в пределах экспериментальной погрешности определения.
АА
Просто взял целиком комплект №2 PKCELL AA 2200 mAh. Он интересен тем, что именно на нем были зафиксированы рекордные завышения емкости при замерах на Lii-500.
Запустил 4 цикла на MC3000
— заряд током 0.5С (1.10А), ∆V= — 3 мВ
— пауза — 0 мин.
— разряд током 0.25С (0.44А) до напряжения 1.00В (определение емкости)
— пауза — 0 мин.
Результат:
В данном случае хорошо видно, что отсутствие пауз при выполнении NOR TESТ Lii-500 не объясняет явное завышение измеряемой величины емкости ячейки для АА.
Вишенка на торте: заряжаем на Lii-500 — разряжаем на MC3000. Почти без паузы
Ну и в завершение — еще один небольшой эксперимент. Сделан по-быстрому, без повторов и набора статистики.
1) Разряженный на MC3000 до 1.00В комплект №2 PKCELL AA ставим в Lii-500
2) Запускаем заряд током 700 mA и через 2.5-3 часа начинаем внимательно наблюдать за показаниями в слотах.
3) Как только появляется мигающий значок «END» (окончание процедуры), шустро извлекаем ячейку из слота Lii-500 и переставляем в стоящую на парАх MC3000. Выковыривать банки удобнее с помощью ножа.
4) Немедля запускаем разряд ячейки на MC3000, ток 500 mA.
Все это выглядит как-то так:
Смысл в том, что бы показать, что «добавка» 7-16% к емкости, определенной по ГОСТу — это чистый бзик прошивки Lii-500, а не чудесная способность ЗРУ заряжать АА «сверх меры».
А вот и результат. Сравните со значениями из крайней таблички сверху — колонки «без пауз». Если и есть небольшая разница, то во всех 4-х случаях она ну никак не в пользу заряда на Lii-500.
Дополнение. Lii-500 разряжает «никель» до 1.00В или 0.90В?
Насколько это важно — напряжение отсечки 1.00В или 0.90В?
На самом деле, в 90-95% случаев — без разницы. Но есть нюанс. Когда нагрузочная полка разряда ячейки пересекает уровень отсечки по напряжению или даже ниже оного, ЗРУ определит или только некую часть емкости, или не покажет наличие накопленного электричества в ячейке. Как говорят электрики, «за счет слишком большой просадки напряжения на банке под нагрузкой». Такое наиболее вероятно для сильно «усталых» аккумуляторов даже на относительно небольших токах разряда. Ваш Кэп.:)
Примеры — см. выше в обзоре.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Ежели кратко, то мой экземпляр Lii-500 разряжает «никель» до 1.05 В.
Хотя на Lii-500 в этот момент отображается ~0.91-0.92В (поймать на фото очень сложно).
HKJ прав, а показометр Lii-500 весьма груб. И часто показывает абы что.
Lii-500--Флюк:
1.00В→1.14В
0.90В→1.05В
Или вот пример: 4.20В→4.23В (на «литии»)
Если вы думаете, что показометр Lii-500 всегда занижает, то вы слишком хорошо о нем думаете. Иногда он ведет себя более непредсказуемо. К примеру, 4.13В→4.10В (на «литии») — это уже завышение.
А с какой погрешностью задаются токи заряда и разряда — совсем неведомо.
Li-ion
Может быть, в одном из следующих обзоров. Если будет время и энтузиазм.
Заключение
Исключительно для 24 ячеек, поучаствовавших в испытаниях и без намека на фундаментальные обобщения:
1. NOR TESТ: заряд 300mA/разряд 250mA (для ААА)
Lii-500 в целом неплохо справляется с замером текущей емкости ячеек формфактора ААА. Отклонения возможны как в меньшую (не более -4.3%), так и в большую (не более +1.3%) стороны.
2. NOR TESТ: заряд 700mA/разряд 500mA (для АА)
На всех вменяемых образцах АА, Lii-500 заметно завышает емкость (от +7 до +16%). Причина не ясна, возможные варианты:
— [скорее всего] Ток разряда не 500, а ~450mA. И вообще гуляет при разряде.
— [маловероятно] Алгоритм расчета кривоват. Хотя, где там можно напортачить: С=I•t?
Отсутствие паузы между зарядом-разрядом и способ определения момента окончания заряда существенной роли не играют.
3. Показометр Lii-500 грубоват и чудноват, поэтому одиночные замеры емкости ячеек крайне не рекомендуются. Нужно провести не менее 3-4 замеров. Это около суток или даже несколько больше.
4. В случае MC3000 при определении емкости с использованием стандартного алгоритма заряда "- ∆V" можно смело добавлять 1.5-2% к измеренному значению.
Но в идеале — использование процедуры «Break_in». Это — примерно сутки.
Просто посмотреть
Всего доброго.
Сообщения об опечатках-ошибках пишите прямо сюда, в комменты. Спасибо за понимание.
Дополнение от 15.11.22. Про то, как MC3000 «не умеет» работать с живыми трупами.
SKYRC MC3000 или почему НУЖНО покупать самое навороченной зарядное устройство, но ЕСЛИ ДРУЖИШЬ С ГОЛОВОЙ
Посвящается Великому ГК (Главному Консультанту разработчиков из SkyRC)
Данное дополнение – это результат небольшого исследования на тему, что может и что не может MC3000 (а оно может все, кроме оживления трупов). Данное дополнение посвящено отсутствию проблем, возникающих при использовании MC3000.
ЭПИГРАФ
1) Берем 2 конкретных полу-трупа — это из Комплекта №3: Duracell AA 2650 mAh (убитые), образцы №3 и №4.
2) Меряем ихний импеданс.
№3 — 723 мОм — это явно больше 500 мОм
№4 — 741 мОм — это явно больше 500 мОм
3) Теперь пхаем в ужасную MC3000.
О ужос! Трупаки определились! Проклятая MC3000 желает с ними поработать?
4) Но сначала нужно познать тайный смысл IR в понимании ГК. Может это та самая бестолковщина, которую определяют сами ЗРУ? Ща проверим. Жмем 2 средние кнопки внизу девайсины. Одновременно.
1338 и 1164 мОм — шеф, все пропало. MC3000 заряжать не сможет!
5) Давайте в этом убедимся. Только вот каким током заряжать-то?
Начнем с 2А, хотя ГК не пользует выше 1А (значит, не все еще потеряно). Но для интереса 2А таки попробуем:
В замедленном темпе гляньте последние секунды записи. Какой там ток был перед появлением грозной надписи? 1.3А? Ну, значит, больше ЗРУ не может дать (в данном случае). Т.к. стоит защита от дурака — внешнее напряжение 1.65В максимум
Сия несложная операция заняла неск. секунд. Но сколько визга с заламыванием рук и адских переживаний было вокруг этого пустяка… а еще — писем разработчикам! ;))
6) Ну и ладно. Спустимся немного вниз. До 1 А.
3 мин. полет нормальный. Посмотрим, што будет дальше (через несколько часов).
Неужто дельту поймает? Существует некоторая вероятность, что нет. Ибо для Дуриков заявлено 2650 mAh, а 1А = 0.38С. А у полутрупов возможен пролет даже при 0.5С. Что и было отмечено на обр.№4 из комплекта №5. Но такое еще зависит насколько насколько полутруп близок к полному трупу — на 30, 50 или даже 90-99%. Последнее — это то, что любит глубокоуважаемый ГК.
7) Через 180 мин произошла остановка по таймеру. Это было сделано специально.
8) Я просто хотел показать момент поимки дельты на графиках. Получилось не очень наглядно. Ну и ладно.
Тем не менее, через 11 и 14 минут дельта была поймана без проблем на 2 ячейках.
9) Что я делал не так? Какие проблемы у MC3000?
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ, ЕСЛИ МНЕ СООБЩАТ ЧТО ЕЩЕ ХОЧЕТ ЛИЦЕЗРЕТЬ УВ. ПУБЛИКА.
Данное дополнение – это результат небольшого исследования на тему, что может и что не может MC3000 (а оно может все, кроме оживления трупов). Данное дополнение посвящено отсутствию проблем, возникающих при использовании MC3000.
ЭПИГРАФ
Если установить на зарядку в MC3000 старый NiMH, у которого IR уже подросло и аккумулятор уже не может принимать большой ток, то MC3000 вообще откажется его заряжать, если указать ток, который аккумулятор не может принять. Так как я не использую для зарядки NiMH токи больше 1A, я заметил, что MC3000 отказывается заряжать аккумуляторы, когда их IR превышает 500mOhm. Причём речь идёт не про убитые аккумуляторы, а вполне нормальные. При старте MC3000 проводит тест, и пишет «Connection Break». На этом всё. © Великий ГК Животворный источник знанийОК.
1) Берем 2 конкретных полу-трупа — это из Комплекта №3: Duracell AA 2650 mAh (убитые), образцы №3 и №4.
2) Меряем ихний импеданс.
№3 — 723 мОм — это явно больше 500 мОм
№4 — 741 мОм — это явно больше 500 мОм
3) Теперь пхаем в ужасную MC3000.
О ужос! Трупаки определились! Проклятая MC3000 желает с ними поработать?
4) Но сначала нужно познать тайный смысл IR в понимании ГК. Может это та самая бестолковщина, которую определяют сами ЗРУ? Ща проверим. Жмем 2 средние кнопки внизу девайсины. Одновременно.
1338 и 1164 мОм — шеф, все пропало. MC3000 заряжать не сможет!
5) Давайте в этом убедимся. Только вот каким током заряжать-то?
Начнем с 2А, хотя ГК не пользует выше 1А (значит, не все еще потеряно). Но для интереса 2А таки попробуем:
В замедленном темпе гляньте последние секунды записи. Какой там ток был перед появлением грозной надписи? 1.3А? Ну, значит, больше ЗРУ не может дать (в данном случае). Т.к. стоит защита от дурака — внешнее напряжение 1.65В максимум
Сия несложная операция заняла неск. секунд. Но сколько визга с заламыванием рук и адских переживаний было вокруг этого пустяка… а еще — писем разработчикам! ;))
6) Ну и ладно. Спустимся немного вниз. До 1 А.
3 мин. полет нормальный. Посмотрим, што будет дальше (через несколько часов).
Неужто дельту поймает? Существует некоторая вероятность, что нет. Ибо для Дуриков заявлено 2650 mAh, а 1А = 0.38С. А у полутрупов возможен пролет даже при 0.5С. Что и было отмечено на обр.№4 из комплекта №5. Но такое еще зависит насколько насколько полутруп близок к полному трупу — на 30, 50 или даже 90-99%. Последнее — это то, что любит глубокоуважаемый ГК.
7) Через 180 мин произошла остановка по таймеру. Это было сделано специально.
Дополнительная информация
№3
№4
№4
8) Я просто хотел показать момент поимки дельты на графиках. Получилось не очень наглядно. Ну и ладно.
графики
на крайнем графике время сбито на 4 мин. Это «фирменный» глюк родной проги мониторинга. SKYRC уже много лет его не устраняют.
Тем не менее, через 11 и 14 минут дельта была поймана без проблем на 2 ячейках.
9) Что я делал не так? Какие проблемы у MC3000?
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ, ЕСЛИ МНЕ СООБЩАТ ЧТО ЕЩЕ ХОЧЕТ ЛИЦЕЗРЕТЬ УВ. ПУБЛИКА.
Самые обсуждаемые обзоры
+62 |
2762
113
|
+49 |
3060
63
|
+22 |
1862
31
|
+48 |
1799
34
|
Первый!.. Не читал, но одобряю!Честно: промотал до выводов. :)
Нужно что-то прикупить домой, что умеет не только заряжать, но и разряжать (помимо iMAX B6) — чтобы «гонять» аккумуляторы и как-то оценивать их ёмкость. Но для этих целей MC3000 — как-то дороговато… Lii-500 выглядит более разумным решением.
обзор тоже пока не читал (вечером займусь), плюс поставил.
например, у меня есть Ni-Zn аккумы и опусу как-то удается их зарядить до 1,9в, а ли500 этого не умеет
Количество багов и недоработок в нём запредельно.
Причём, это не какие-то мелкие баги, а серьёзные, практически критические ошибки, нарушающие нормальную работу MC3000.
Речь идёт о версию с самой последней прошивкой.
Если сравнивать MC3000 с Lii-500, то несмотря на все косяки Li-500, по факту Li-500 оказывается просто образцом гибкости и безглючности.
Описывать все косяки MC3000 не буду — одно это описание тянет на большой обзор.
Так что острожнее, с тестами и сравнениями с MC3000.
Может знаете что-то аналогичное, но более добротное?
Не надо описания. Просто перечислите те самые косяки.
Если начать уменьшать зарядный ток, то если получится угадать, какой ток может принимать аккумулятор, то зарядка пойдёт. Замечу, что если этот-же аккумулятор установить в любое другое зарядное устройство, из тех что я протестировал: Liitokala lii-500, Lii-100, Lii-100C, LaCrosse BC-900, Soshine H2, то зарядка этого аккумулятора будет успешно производиться любым заказанный током. Зарядное устройство будет вливать в аккумулятор такой ток, который тот способен принять, и всё успешно зарядится.
Из-за этого при работе с MC3000 нужно постоянно помнить, какой аккумулятор хочешь заряжать, новый или старый. И для старых приходится держать рядом LaCrosse BC-900 или Li-500.
Я не поленился и связался с производителем об это мегакосяке. Они меня долго мурыжили, но потом пошли ответы. Ответы фееричны:
На что я им ответил, товарищи, а как же работают все другие зарядники на рынке? И мне ответили:
На что я им ответил, что увеличение внутренного сопротивления батереи уменьшает ток. Плюс, нафига Вам термоконтроль. На это они мне снова ответили. Это прям «вишенка на торте»:
Если бы я знал, что MC3000 НЕ УМЕЕТ ЗАРЯЖАТЬ СТАРЫЕ АККУМУЛЯТОРЫ, я бы НИКОГДА ЕГО НЕ КУПИЛ!!!
А это лишь первый косяк из серии косяков MC3000.
Имеет смысл немного «толкнуть» ячейку вверх от внешнего источника. И, скорее всего, она определится.
ЗЫ. Только что померил импеданс разряженных Дураселлов из обзора. У обоих — немного больше 600 мОм. МС3000 их нормально принимает.
Какие еще «ужасные» косяки у МС3000?
Кроме того, даже если аккумуляторы переразряжены, но на них есть напряжение, зарядное устройство должно их заряжать. Все зарядные устройства так и делают, кроме MC3000.
Нужно зарядный ток увеличить, и будет «Connection Break».
Не понимаю иронии. Разве этот косяк не проходит по категории «ужасного» или мегакосяка?
Тем более, что сам производитель подтвердил факт его наличия и нежелания его исправлять.
По поводу остальных косяков, там будет ещё больше букв, может обзор запилю, если время будет.
Да пусть его, устраивает эта китайка ЛИ — ну и на здоровье! :) Убитые банки заряжает — да на здоровье! :)
Удачи вам с Вашей любимой зарядкой!
И вопрос — риторический — «энергии хватает с запасом» это сколько? :) — для Вас… А меня — такое положение дел не устраивает. У китайских банок — очень короткий срок, впрочем, и у «фирмы» — при активном использовании тоже. Банку сунул в зврядку — не прошла тест, толкнул разок, если перележала — снова не прошла — в морг! Для меня — важнее нормальная работа того, куда я ставлю аккумы, а не возня с ними тяни-толкай с перебором ЗУ.
Да, и никто тут ничего и никому не должен, дружище… :) Никто ж Вас тут за горло не брал и не заставлял выкидывать ваши «нормальные» аккумы… :)
Ещё ни разу не удалось высадить аккумуляторы в ноль. Обычно использую их 10-12 часов. Судя по количеству вливаемой энергии после зарядки, я использую не больше 60%, при реально ёмкости аккумуляторов около 2Ah. Аккумуляторы LSD B-Tone 2500mAh.
Кстати, MC3000 не только кривой зарядник, но и кривой анализатор. Но это уже следующие, найденный мной косяки в MC3000. И есть у меня ощущение, что я их далеко не все обнаружил.
1) Снять ограничение по напряжению и оставить по температуре, вдувать до прожарки
2) Убавить ток
3) Заряжать по таймеру
Так же присоединяюсь к ранее высказанной просьбе:
Там в двух словах не объяснить. Будет время, напишу обзор. Остальные косяки, что я нашёл, все связаны с циклами.
а тут как раз вполне логично, неадекватные параметры — отказ, раз пользователь захотел цацку с крутилками — нехай крутит и подбирает.
и если это самый страшный косяк — продолжать уже смешно.
То есть, для всех остальных зарядных устройств, которые аккумуляторы с высокими IR заряжают — это адекватные настройки. Только для MC3000 они не адекватны. В сад таких адекватов. Раз в инструкции нет ни слова, что не будет заряжать аккумуляторы с высоким IR, заряжать обязано.
Для чего покупают зарядное устройство? Чтобы заряжать аккумуляторы. Если оно не может выполнять свою главную функцию — это точно страшный косяк. Ближайшая аналогия, для не понятливых. Купить авто, который не будет ездить.
лежит на полочке, а что?
сильно не уверен — в продаже на первичке она есть.
То есть, для всех остальных зарядных устройств, которые аккумуляторы с высокими IR заряжают — это адекватные настройки.
так уж и все.
вам уже 10 раз повторили — аккумы дохлые, хотите от них добится чего-то — извольте задать адекватные настройки. не хотите крутить настройки — зачем было брать mc3000?
Для чего покупают зарядное устройство? Чтобы заряжать аккумуляторы.
вы что-то напутали. mc3000 берут играться с аккумуляторами.
для «заряжать» есть куча «однокнопочного».
1)
для совсем дебиловдля блондинок2) для внезапно продвинутых блондинок
А это 99,99% пользователей ЗРУ. ИМХО.
Кстати, в mc3000 основные моменты по работе с «никелем» взяты у махи. Но подходы намного более гибкие — для тех, кто не шибко твердолобый и хоть немножко соображает.)
А управление кажется сложным только по первоначалу.
Именно так!
Мне, и любому потребителю, до одного места Ваши проблемы с «газа/электричества» и вообще с чем бы-то ни было!
Эти отношения регулирует ЗАКОН, а именно договор (счёт — форма договора), по которому потребитель обязуется принять и оплатить товар (услугу) НАДЛЕЖАЩЕГО качества, а производитель — поставить его в срок и по цене договора. Иначе — и деньги вернёте, и неустойку оплатите, и, того и гляди, моральный ущерб.
И отмазки типа «голова болит», «транспорта нет» — НЕ ПРИНИМАЮТСЯ. Для ЗАКОННЫХ отмазок есть раздел договора — форс-мажор (а в нём никакого «газа/электричества» нет и в помине). Но, даже наступление обстоятельств из него, НЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ фиксирует, а торгово-промышленная палата.
Кстати — «приготовить… еду» и «блюдо с сырым мясом» — исключают друг друга.
Попробую по-другому — Я человек достаточно толерантный (по закону привык), а есть у меня знакомый — у него альтернативные закону понятия.
Так вот ежели бы Вы, со своей проблемкой и «сырой курицей» припхались к нему, то курицу он засунул бы Вам — не догадаетесь куда, а сами бы Вы попали в реанимацию. И это было бы меньшей Вашей проблемой. А когда Вы бы оттуда вышли — он бы Вам сообщил, что Вы торчите торбу бабок, и сидите на счётчике. К тому времени Вы бы точно лишились гонора и спеси, и их место занял бы животный страх. И это нормально, это Вам не закон, эти парни два раза не говорят, они действуют.
А теперь по этому зарядному, не хотелось в это влезать, но придётся.
Для неруских, и тех кто с трудом на нём и, даже английском понимает:
и по-русски
Так вот — если бы это была «функция безопасности», то:
1. Она ДОЛЖНА была бы быть указана в мануале.
2. Не было бы никакой необходимости «проверил с инженером», да ещё и ДВАЖДЫ.
А так — это ТОЧНО, хоть и не мега, но косяк. А уж чем его считать — багом или фичей — зависит от индивидуального восприятия.
Оу. Начинать уже откладывать виртуальные кирпичи по поводу виртуальных знакомых?)
У нас подобных знакомых сейчас в стране уничтожают. Физически. Но на муське об этом нельзя
Да, должна. Но обратное не говорит о том, что устройство обязано это делать. У него возник вопрос, он обратился в поддержку, ему объяснили. Да, за мануал, это их бок. Но не более
После этой фразы становится понятно, кто вы и что вы. Извольте не посещать больше этот сайт, или хотя бы воздержитесь от комментов, а то пугать бандюками здесь не принято
Во-вторых — Вы даже значения этого термина не понимаете, а это юридический термин. Ознакомьтесть плюс к нему с термином «погашенная судимость», и, может быть, поймёте как Вы сели в лужу.
В-третьих — в украине были, в Вашем, бытовом, представлении уголовники: президент, министр МВД, губернаторы, мэры, и даже целый спец. батальон МВД — и они били очень со многими «знакомыми» — так, что всё, что Вы написали — «ваш косяк».
И кем это Вы себя возомнили? Манечка величия воротник не жмет?
А Вы «воздержитесь» и от советов
И снова «Манечка величия».
А табличкой «берегись поезда» Вас тоже запугивают?
А чо, «мануал» и «устройство» — разные женщины родили?
Не надо их поощрять, у них и без Вас для этого куча маркетологов и юристов имеется.
Я не знаю про ваш зоопарк, но мой зоопарк заряжает. Весь без исключений.
Да, иногда случается «Connection Break», но он ВСЕГДА устранялся в течении пары минут путем элементарного «толкания» ячейки.
А «живые трупы», практически полностью выработавшие свой ресурс я отправляю в Далекую Страну Батареек — в соседней Пятерочке стоит ящик для их сбора…
Ждем Вашей статьи с описанием ВСЕХ косяков MC3000. Думаю, будет о чем поговорить.;)
Все Ваши тесты посвящены только новым батареям. У меня же реально много батарей, и новых и старых. Думаю количество NiMH в меня ужё к сотне приближается.
Я хочу сам решать, когда мне отбраковывать аккумулятор. Зарядное устройство должно заряжать, а не указывать мне, что батарею пора выкинуть. Всё дело в том, что есть различные потребители. Батарейка работающая в беспроводном телефоне, измерителе артериального давления или фотоаппарате предъявляет совсем другие требования по отбраковке, чем батарейка работающая в радиоприёмнике, GPS навигаторе или мышке.
Я практически уверен, что смогу оправдать Ваши ожидания.
Неа, не заказанным, а тем, что получится при данном внутреннем сопротивлении и ограниченном напряжении.
Да, для пользователя не надо ломать голову всем этим, но 3000я и не для обычных пользователей.
Просто при старте глянуть на экран, как он себя ведёт. Ну и сделать программы для старых.
Умеет. Это вы не умеете, без обид :)
То есть нужно выбрать программу, стартануть, дождаться «Connection Break», уменьшить зарядный ток, снова стартануть, снова увидеть «Connection Break», ..., на последней итерации увидеть, что при токе больше 200mA заряжать MC3000 отказывается. После чего плюнуть, воткнуть аккумулятор в LaCrosse, установить зарядный ток 750mA и успешно зарядить его за пару часов.
Ну так научите меня заряжать старый аккумуляторы в MC3000.
В ходе заряда «внутреннее сопротивление» и импеданс увеличиваются. Вроде как общеизвестно.
По литию — не помню. С т.з. здравого смысла д.б. так же.
Не, просто глянуть, что напряжение растёт неадекватно.
… током 200 :) Физику не обманешь.
Ставьте ток 0.1С и таймер 13 часов — любой зарядит.
— Зашли Вы в магазин, выбрали товар, к примеру телевизор.
— Вам говорят, оплачивайте.
— Вы оплатили.
— Подходите получать товар, а Вам говорят, выбранным Вам телевизор не подходит под цвет Ваших волос или глаз. Мы его Вам не отдадим, и деньги не вернём.
Не нужно фантазировать. Никакой неадекватности MC3000 по напряжению не сообщает. Идёт рост тока при старте, и почти сразу «Connection Break». Всё.
Возможно. Я не против, чтобы MC3000 заряжал аккумулятор тем-же током, что и LaCrosse, а не выдавал бы мне вместо зарядки «Connection Break».
LaCrosse реально заряжает быстрее, чем 0.1C. По времени зарядки, ток зарядки у LaCrosse точно в разы выше, чем 0.1C.
Она показывает напряжение в реальном времени. И если было 1 вольт, а с ростом тока стало 1.5 (нет ещё Connection Break) я уже пойму, что дело дрянь, аккум неадекватно себя ведёт. Либо не контачит (с ААА бывает, мелковаты)
Попробуйте Dummy-mode, может там так и сделано. Никогда его не использовал, просто как вариант.
Но Dummy-mode попробуйте всё же
Если я ставлю аккумулятор, который и в Advanced таким током не заряжался, он и в Dummy не заряжается. Текст ошибки «Battery so Poor»
(ток, кстати, там настраивается)
А я с вашей странной проблемой ни разу не сталкивался.
SKYRC MC3000 — самая совершенное и приличное ЗРУ, с которым приходилось работать. И наиболее замороченное, увы.
Сотню баксов и даже чуть больше вы сможите вернуть в легкую. На вторичном рынке цены на SKYRC MC3000 сейчас подскочили. БУ можно продать за 100-110 долл. без проблем. Имею опыт...;)
И потом, при общении с тех поддержкой SkyRC, я их сразу уведомил, что всю информацию о косяках MC3000 выложу, если они их не исправят. Они НИ ОДИН косяк не исправили. Одна из последних их отписок выглядела так:
что в переводе на человеческий означает, «иди на фиг, ничего исправлять не будем».
Если заниматься тестами новых аккумуляторов, естественно это проблема не встретится.
Приличное, но кривое до безобразия. Косяки в MC3000 реально убивают половину функций MC3000.
Вообще не напрягает. Но, если бы я знал о MC3000 то, что я знаю сейчас, то точно бы не купил, даже за 50$. Лучше бы взял пару модельных зарядок с интерфейсом для PC.
Передо мной лежит в хлам убитый панасоник ААА из радиотрубки, и то я его нормально зарядил 3000й. Хотел в наключнике поюзать, но его выкинуть пора, да.
А так продайте. Она сейчас 8к минимум в магазах на али, и то с опаской брать можно. За эту же цену заберут.
100mA? Попробуйте зарядный ток увеличить хотя-бы до 500mA, и сразу вылезет косяк. Если это реально убитый AAA.
Я же сказал, для меня эта сумма не критична. Тем более, что очень хочется отплатить SkyRC за их общение с клиентами и написать обзор о косяках MC3000.
Если я вижу что он убит — убавляю ток и всё. Точно так же сделает зарядка, где пользователь ограничен в настройках. Она просто выставит 1.5 вольта и ток убавится сам по себе, зарядка по сути пойдёт в режиме CC/CV. Вы можете точно так же сделать и на 3000й, выбрав какой-нибудь NiZn в качестве химии и напряжение по минимуму. Но зачем, если просто убавит ток до вменяемого значения? Понять это значение — минута.
Тем более, я же не призываю заряжать аккумулятор таким током, а лишь провести тест. Взять убитый AAA и попробовать его в MC3000 зарядить током 500mA. Если зарядка запустится и отработает хотя-бы 15 сек, можно её прервать. Чтобы убедиться, что «Connection Break» — это не миф.
1. Как мне угадать ток, который установить для зарядки, чтобы не сработал «Connection Break»/
2. Даже если за несколько попыток удаётся угадать ток, от которого не случается «Connection Break», почему-то этот ток получается в разы меньше, чем ток которым я могу заряжать тот-же аккумулятор в Liitokala или LaCrosse. LaCrosse реально заряжает такой аккумулятор в разы быстрее.
Термофото окончания зарядки белого энелупа током 1 ампер в махе и лакроссе
Ну нравится человеку возиться с полутрупами, досрочно превращая в них хорошие элементы — его дело.
Я против лютой дезинформации читателей данной ветки.
«Горбатый Запорожец = рулит, а Нива = гуано на палочке… Потому что Я ТАК ВИЖУ».
Ну надо же знать меру, ИМХО.
Продал и этому рад.
ничего близкого на МС3000 не происходит.
И даже простой, дешёвый, примитивный 1-слотовый Opus так не поджаривает.
Лично я никель только на нем заряжаю. При наличии других зарядок
2) Термодатчики внутри коробки есть?
La Crosse bc-1000 = bc-9009 = bc-700.
4 язычка (соединенных попарно) ---> на 2 термопары.
А зачем La Crosse следят за температурой, в чем смысл того контроля?
Я одному товарищу «сдавал в эксплуатацию» не помню какой La Crosse, но тайный смысл температурного контроля как бы остался за боротом. Но мы и не сильно упирались в этот момент.)
так решил производитель
Алё, это не сайт Бауманки, если чо, и не сайт универа! :) Даже не колледж и не институт какой, прости Господи… :)
А вот «учить» «должен» ИМЕННО что «кто-то»!
И, как раз «прости Господи» «Даже не колледж и не институт какой» — А ТОЛЬКО ТЕ, КТО ТАМ работают, да и то далеко не во всех «колледж и не институт»-ах, а только в «каких-то» типа " Бауманки, если чо".
Вам показать, как MC3000 показывает ещё большую лажу, типа 1mOhm батареях с внутренним сопротивлением больше 600mOhm?
YR1035+? Так он измеряет внутреннее сопротивление по переменному току. Это по сути другая величина.
Пропуск на 0.5С в обзоре — первый за 4 года моего плотного юзания MC3000. Я сам шоке. Раз в 100 лет даже МС по стрельбе из малокалиберной может не попасть в мишень.
Зато обзор просто набит примерами успешной ловли дельты на токах около 0.3С. Что само по себе весьма стремно.
Вы обзор-то внимательно читали?:)
Как варианты — просто стеб или бан этого чуда…
Лемминги и тролль, их предводитель — это муськино все.
Увы и ах.
Золотые слова.
Ну покажите. Возможно там ограничения есть в алгоритме. А вообще я писал о другом. В литокале нет 4х проводного измерения, поэтому бред оно будет показывать всегда. Даже при повторном измерении того-го же аккума. У меня так было раз — измерил, снял-всунул аккум и было +40% к измерению
Он измеряет импеданс на определенной частоте. Классическое измерение по ГОСТ с помощью двух замеров, оно другое. Но после того, как в новых документах относительно измерения импеданса тоже стали говорить о 'внутреннем сопротивлении', я как-то не возражаю, когда говорят, что измерили внутреннее сопротивление 1035 :) А вообще много чего ещё есть. Есть и точная лаб. электронная нагрузка и точные мультиметры и другие приборы
И, кстати, может кто-нибудь выставит фото, где Литокала 500 вообще знает, что вн. сопротивление NiMn бывает и больше 82 мОм?
Вообще любой NiMn может заряжать только дешман за 50руб на балластном конденсаторе и диоде и без какой-либо защиты и с полным отсутствием мозгов. Возможно, для вас это будет идеальный вариант зарядки. А если проявите капельку разума и присовокупите к нему реле времени за 100 руб и USB тестер как показометр, то сможете написать ещё не один обзор данного чуда с заголовком «Убийца МС3000 и Литокалы 500». Ибо будет пытаться заряжать даже предварительно смоченные с солевом растворе деревянные чопики))). Ирония если чо.
Смогу, но зачем мне. это? Не интересно.
Я даже когда обнаружил кучу косяков в MC3000 не собирался писать обзор на него. Только благодаря INN36, который настойчиво уговаривал меня создать обзор о MC3000, обзор о косяках MC3000 появился.
К примеру, У NiMn мультиметр показывает напряжение вполне себе 1,25В, а внутреннее сопротивление такое высокое, что при первичном тесте IR, напряжение падает чуть не в ноль, и MC3000 и LitoKala 500 сбрасывают и не заряжают. Не сталкивались с такими? Не выкидывать же их, правда? Их же то же можно использовать (к примеру в часах) и их даже можно заряжать, на указанном мной простом балластном. И даже можно замерить сколько берут и сколько отдают. И говорит ли этот факт о том, что балластное зарядное, состоящее из конденсатора, сопротивления и диода, заряжающее по таймеру, малым током, без проблем вообще любой NiMn, в том числе и прям дохлые-предохлые-предохлые, не имеющее вообще большинства описанных вами недостатков лучше дорогих и навороченных?
Если вы так рдеете за зарядку чахлых и в основном по ним судите о качестве зарядки, не логичнее ли заняться лечением самих дохликов. Что бы и им было хорошо. Всего- то пара капель дистиллята
Пример (один из многих моих личных):
NiMn AAA IKEA LADDA 750 mAh.
1акк. До: Ir = 2270 mR, Ток КЗ = 0,57А, остат ёмк = 6мА*Ч
После: Ir = 56mR, Ток КЗ = 10,5А, Восстан ёмк = 513мА*ч
2акк. До: Ir = 2730 mR, Ток КЗ = 0,50А, остат ёмк = 3мА*Ч
После: Ir = 61mR, Ток КЗ = 10,5А, Восстан ёмк = 503мА*ч
И проблемы с зарядкой вообще ни какой.
И ещё. Игрались с настройкой дельтаV на МС3000?
В этом сегменте, первый вопрос — «безопасно (правильно) или небезопасно (неправильно) заряжаются аккумуляторы». Дальше вопросы, по возрастанию цены зарядного устройства.
Погрешность 10% и более, вполне нормальное для недорогих устройств.
P.S. Насколько вообще правильным является зарядка аккумуляторов Eneloop током в 700мА? Для тех же Ladda 2450 производитель рекомендует ток 0.1С на 16ч. А тут — в 4 раза больше.
В общем случае для всех типов аккумуляторов чем ниже зарядные и разрядные токи, тем лучше для их здоровья.
Отнюдь не всегда. К примеру, у Li-500 другой алгоритм. Ссылки — в самом начале обзора.
lygte-info.dk/review/Review%20Charger%20LiitoKala%20Lii-500%20UK.html
И очень хорошо что нет. Что бы ее ловить нужен весьма показометр напряжения с хорошим разрешением. И вменяемым алгоритмом обнаружения…
Во всех исследованных случаях — слабый недозаряд на «ужасной» МС3000.
И вообще — что понимается под «перезарядом»?
Все зависит от тока. Если некто догадался ловить -∆V на малых токах (~0.2С), то пролет неизбежен.
Но реальный перезаряд с т.з. электрохимии — будет весьма мал, даже если кислородный цикл молотил много-много часов. Просто >99% электроэнергии будет тупо переходить в тепло. И лишь ничтожно малая часть будет тратиться на реальный перезаряд — переход Ni⁺³ → Ni⁺⁴.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Представьте себе жестяную бочку с отрытым верхом, льем в нее воду. Когда заполнено 100% объема, вода начинает литься через край. И лишь весьма малая часть той воды пойдет на протекание хим. процесса — ржавления железа.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Берем тот же самый AAA и ставим на «Break_in» — самое «правильное» определение емкости по МЭК-ГОСТу. Там 16 часов на токе 0.1С.
1) Почему на 0.1С не 10 ч., а 16 ч.?
2) на «Break_in» тоже происходит перезаряд аккум.?
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Я это объяснял (долго и нудно) в предыдущем обзоре: «5. Для интересующихся. Что происходит в ходе заряда Ni-MH? В чем суть заряда током 0.1С в течении 14-16 часов?»
Только при зарядке малыми токами, типа 0.1C. Считается, что при зарядке током 0.1C даже двухкратный перезаряд для NiMH не наносит вреда. Но я-то заряжал током 0.5C!!! Для таких токов перезаряд опасен.
А так, оно конечно:
— сахар=белая смерть
— соль=белая смерть
— все кто ел огурцы — все умерли
— холестерин=вредно
— и прочий бред.
Уж извините.
Перед NOR TEST ячейки разряжались на МС3000 до 1.00В.
Даже для ААА — нормально. А для АА — даже маловато будет для надежного определения "- ∆V". Посмотрите даташиты на Энелупы ААА и АА. Могу выложить их полное собрание в облако.
ИКЕЯ — продавцы мебели. В области ХИТ — нули полные. Потому и путают теплое с мягким.
Поэтому вопрос, а lii-500 одинаково определит ёмкость при Nor Test от 1.0В в режимах заряда/разряда 300/250мА и 700/500мА для АА?
А заряжать рекомендуется большими токами (до 1С), что бы не пропустить дельту (если это и есть основной способ определения окончания заряда на ЗРУ).
Lii-500 использую главным образом для литиевых элементов или если нужно что-то подзарядить, а все слоты в BM110 заняты. С никелем она работает как-то очень нестабильно и веры ей нет.
Lii-500 при работе с никелем не нужно повышать зарядный ток выше 500mA, и тогда и никель можно в Lii-500 заряжать.
Думаю, модельные SkyRC д.б. неплохи. Но я их не юзал.
Мне кажется, что Вы нагнетаете жути по поводу МС3000 на ровном месте. И зачем-то дезинформируете людей, которые не сильно в теме.
Уж извините, но ЗАЧЕМ?
У самого La Crosse BC-1000 уже лет 12. Была и Maha Powerex MH-C800S — продал, т.к. избыточна по количеству, а место занимает. Потом долго смотрел в сторону Maha Powerex MH-C9000, т.к. была подсветка. Но время идет, появляются новые батареи, а заряжать нечем. Заказал на 11.11 Skyrc, там и лифер 32700 и Ni-Zc
Второе.
К т.н. «поляризации» это так-же не имеет никакого отношения. Снимать эффект стабилизации при напряжении конца заряда — это как забив гвоздь микроскопом негодовать, что микроскоп плохой, хватило только на 10 гвоздей. Если график и снимать, то никак не на таком запредельном режиме. Кто захочет повторить — делайте это на напряжении «хранения» аккумулятора.
Третье, по самой методике.
Может я ошибаюсь, но как-то не хочется уточнять у автора. В обзоре используется методика оценки емкости и заряда/разряда на основе… цифр с экрана зарядных устройств?… И наосновании этого делается вывод о мере пере-заряда аккумуляторов. Гм. Может быть и обратное — на экране «зарядник» показывает емкость с повышающим коэфф-том, а заряжате (и разряжает) до меньшего значения. А что, ручную или автоматическую поверку я не заметил, цифры на экране могут не совпадать с реальными данными.
Собственно, тогда непонятно, что измерялось и что сравнивалось. Показания на экране не измерительных приборов, не есть никакой критерий. От слова «совсем».
Вы патологически необразованы.
Явление поляризации электродов — важнейшее в электрохимии.
Понятно, что учебник для вузов — не для вас.
Но в викях (для домохозяек) хотя бы можно глянуть
Электрохимическая_поляризация? Или как?
Ой, да и серия у него вовсе не длинная, какая уж тут статобработка?
Разберитесь — оно таки Вам понятно или непонятно.
А я даже представить себе не могу шо это и как это — «автоматическая поверка».
Я Вам больше скажу — строго — они почти никогда «не совпадут с реальными данными» — для этого и пишут ту самую «методику» в которой есть раздел оценки ошибок.
Согласен! Даже больше скажу — «Показания на экране» даже «измерительных приборов» — ТОЧНО не являются «критерием»!
Критерий — он и есть принадлежность методики для оценки данных полученных ОТ, в том числе, и «измерительных приборов».
вывод делается не только «наосновании этого», а ещё и знаний и опыта, и кому-то это и нужно.
А теперь пару слов «без протокола» —
я считаю Ваш комментарий неадекватным (именно в оригинальном, не сленговом значении этого слова, не обижайтесь) потому, что это не Science и не Nature — это Муська со своей аудиторией, где «промотал до выводов» — это большинство, а есть и «обзор тоже не читал», и хуже «читал, ничо не понял, но обзор хороший». Так вот им высоконаучные споры — поперёк.
А что касается обзора — это, как раз, баланс между тем и этим, и очень хороший баланс.
Остальное — в личку.
Что посоветуете?
П.С. Плюс еще вчера…
А все (без исключения) ЗУ и ЗРУ меряют х.з. что, которое пользователи называют «нутряное сопротивление гальванического элемента» (придумано в электротехнике для общеобразовательных целей, практический смысл сомнителен). В ЗРУ получается при 2-контактном подключении тупым делением ∆U/I по зак. Ома для участка цепи. Погрешность определения — огромна. При этом еще и ПСК имеет тот же порядок величин — до нескольких десятков мОм.
Когда тот контроль делать-то: через микросекунду, секунду, минуту, час?
А главное — зачем? Уровень поляризации электродов зависит (в том числе) от внешней разности потенциалов. На картинке — НРЦ между электродами после снятия внешней нагрузки:
Паузы можно заметить в мобильном приложении, иногда опрос состояния попадает на них, и ток виден как ноль. Криворукие разработчики это не учли. Хотя на экране самого ЗУ всё ровно показывает.
Ссылку на его статью я приводил многократно
lygte-info.dk/info/batteryChargingNiMH%20UK.html
~~~~~~~~
Паузы имеют одинаковую продолжительность, поэтому разность НРЦ в конце 2-х соседних пауз вполне себе информативна, т.к. предположительно скорость деполяризации примерно одинакова. Но это самое начало кривой деполяризации.
Немножко добавил к картинке из ГОСТ Р МЭК 60086-3-2019
meganorm.ru/Data2/1/4293719/4293719461.pdf
Реально это выглядит так:
2) А что заряжается и каким током? Может, силы тока добавить?
Был энелуп разряженный где-то наполовину, напряжение 1.2, ток заряда был 0.7А
Было бы интереснее напряжение глянуть.
Паузы 0.25 с — если я правильно понял.
Пауза 1.1 сек, у меня же там курсоры выставлены на последнем скриншоте, смотрите табличку слева вверху — ΔT это и есть длительность паузы.
ИМХО, кривые куда интереснее, чем просто циферки.)
Если забуду — напишите в ЛС.
В принципе — не суть важно. Не заморачивайтесь.)
Ну да ладно, если вы не это имели ввиду — то хорошо. Но без обид — понять текст сложно.
Причем, в тексте выделено жирным.
Извините, но там непонятного? Как я должен был написать тоже самое, но по-другому, более понятно?
Можно даже целое исследование затеять: почему именно во втором слоте, а не в любом другом?:)
Но это вне моих «компетенций», тут электронщик нужен.
Дополнение от 15.11.22.
Про то, как MC3000 «не умеет» работать с живыми трупами.
Прекрасное дополнение, фактически ещё одна статья. Спасибо.
— сначала подзаряжает,
— потом разряжает (END загорается)
— потом опять заряжает (при горящем END-е)
Думаю, вы слишком рано вынимаете акку из ЗРУ.
Что бы вынать полностью заряженными, дождитесь пока показометр Лии в конце не покажет:
— на литии 4.21-4.22В
— на никеле 1.50-1.52В
На моем экз. лии-500 именно так. На вашем — может чутка отличаться. В сотых.
После цикла РАЗРЯД на дисплее появится мигающий значок END. Это означает, что реальная емкость аккумулятора уже определена, но устройство еще продолжает работу в режиме ЗАРЯД. После полного заряда аккумулятора значок END будет гореть не мигая.
А откуда вы знаете, что «NOR ВСЕГДА недозаряжает аккумы на 2/3»?
потому что не раз схватив аккум с зарядки после прекращения мигания-загорания ЕНД (и возможно стояния в этом режиме несколько часов), внезапно обнаруживал их почти полный разряд (недозаряд).
а если после окончания режима NOR поставить еще на обычный заряд — то накидается примерно 2/3 емкости.
акку, видать, полное Г.
с другими попробуйте.
тогда да — глюк прошивки.
показометр-то что показывает на NOR и на обычном заряде?
показывает нормально, примерно одинаковую емкость плюс-минус.
в общем-т ничего странного — в обычном режиме она получена при заряде, в NOR — при разряде. а вот последующий заряд на экране не отображается ничем, кроме мигания END.
Мибоксер c4-12 — отличный вариант.
Vapcell S4 PLUS v.2.0 — отличный вариант.
Opus 3100 v2 — отличный вариант.
СKYRC — слишком перемудрен за что и получил больше багов чем все остальные.
Статья хорошая, дотошная, но есть нюансы )
каких таких багов и от кого получил?
что есть «СKYRC»?
Озарение свыше или кто-то поведал Великое Знание?
Опыт использования (годы, кол-во акку в сотнях, типы): Мибоксер c4-12, Vapcell S4 PLUS v.2.0, Opus 3100 v2, «СKYRC» — ?
Или просто «поговорить»?)
1. глюки с зарядом энелупов (свежих), идет зарядка… через 10-15 минут уже мигает… явно не таймаут или температура, повторно запускаешь и уже 16 часов нормально заряжается
2. чтобы изменить название и настройки программ, нужно потратить много времени, а ведь хочется сделать, чтобы родители, например, видели на дисплее что-то более примитивное и на русском
3. мелкие жужжалки
почему для универсальности нельзя было сделать устройство как с балансировкой для заряда 2S-3S-4S батарей ??? поэтому следующая зарядка будет другой фирмы :)
как изменить название программ? поделись тайным знанием, чудик.
Или ЭТО ты видел только на картинах?
за тайным знанием к масонам, мудик.