Штативная головка Leofoto LH-55
- Цена: AU $309,10
- Перейти в магазин
Зима понемногу отступает, неумолимо надвигается лето — золотой сезон любительской фотографии. Кто-то наверняка вынашивает свежие идеи, строит планы и готовится к реализации новых проектов. И случается, что реализация новых идей требуют нового оборудования.
Мне, к примеру, для моих будущих замыслов потребовалась новая штативная головка повышенной грузоподъёмности. В качестве таковой я выбрал Leofoto LH-55, приобрёл её, опробовал и сегодня изложу широкой общественности своё мнение об этом фотографическом аксессуаре.
Лет примерно десять тому назад я решил усовершенствовать свой штатив Manfrotto 055 CLB, приобретя шаровую головку Benro B-1 на замену штатной. То была одна из первых моих покупок в интернете, и, совершенно точно, первая из тех, что приблизились к стодолларовому рубежу. Приобретение вышло очень удачным: с её помощью я фотографировал лунные и солнечные затмения, прохождение Венеры по диску Солнца, созвездия, молнии, не говоря уже о десятках, если не сотнях бабочек. Ей довелось нести на себе каждый из моих фотоаппаратов, бинокли, подзорные трубы и даже телескоп. За прошедшие годы она исцарапалась и выгорела на солнце, а ручка-фиксатор шара погнулась, когда я случайно уронил штатив на асфальт, однако, не утратив работоспособности. Но всё же в последние пару лет я начал замечать, что новые творческие замыслы требуют обновления оборудования, поскольку кое-то старая головка уже «не тянет».
В своей линейке Benro B-1 занимает промежуточное положение между Benro B-00 (самая слабая модель для лёгкого оборудования) и B-4 – громоздкой, тяжёлой, но способной выдержать нагрузку в 40 килограмм. Это отличный вариант до тех пор, пока вы держитесь в фотолюбительском мэйнстриме и снимаете лёгкими и компактными объективами. Однако, обзаведясь тяжёлой и длиннофокусной оптикой, вы осознаёте, что ваша Benro B-1 не столь уж идеальна. И тогда в голову приходит мысль, что было бы неплохо прикупить головку помощнее, а нынешнюю перевести на менее ответственную позицию.
Что выбрать взамен? Здесь всё решают индивидуальные предпочтения и финансовые возможности.
«Грузоподъёмность» в большой степени определяется диаметром шара. У вышеупомянутой Benro B-1, по паспорту рассчитанной на нагрузку до 14 кг (в реальности эту цифру нужно делить на 3, чтобы не испытать разочарований), шар имеет диаметр 36 миллиметров; в наиболее мощные головки ставят шары диаметром 50-55 миллиметров, а случается, что и более.
Другой важный момент — эргономика. Обязательно нужно обратить внимание на расположение органов управления, особенно — ручки блокировки шара. Она должны быть достаточно крупной, нескользкой и удобно расположенной. Если при съёмке приходится сильно наклонять камеру вниз или вверх, нужно взглянуть и на расположение вырезов в корпусе, позволяющих снимать с такими экстремальными углами наклона.
Ну и, конечно же, не стоит забывать о конструкции зажима, который будет удерживать съёмную площадку с камерой. Здесь всё просто — никакого эксклюзива от Manfrotto, Giotto’s и прочих, только «челюсти» стандарта Arca-Swiss. И желательно — с обычным винтовым зажимом, а не хитрой конструкцией из рычажка с эксцентриком. На первый взгляд рычажок выглядит предпочтительнее, но если вы не настолько богаты, чтобы совершенно отказаться от использования «безымянных» аксессуаров, то наверняка столкнётесь с китайскими вольностями в трактовке стандарта, несовместимыми с эксцентриковым зажимом.
Если говорить о конкретных марках и моделях, то в среде богатых буржуазных фотографов синонимом мощной шаровой головки для тяжёлой оптики считается RRS BH-55:
Входной билет в клуб богатых буржуазных фотографов обойдётся вам минимум в $455 без учёта доставки и пошлин — именно столько стоит эта головка в комплектации, минимально пригодной к использованию.
Именно она послужила если не прототипом, то, как минимум, источником вдохновения для многочисленных аналогов китайского производства. Вот, к примеру, Sunwayfoto XB-52 с заявленной допустимой нагрузкой до 60 кг и ценой в районе $350-400:
Примерно за те же деньги можно приобрести Marsace XB-3Pro, оснащённую хитрым механизмом наклона съёмной площадки по двум осям.
Именно её я и порывался сперва купить, но всё же не рискнул: не было уверенности, как поведёт себя под нагрузкой вся эта вычурная механика.
За несколько меньшую сумму, а именно за $250, можно приобрести Desmond DLOW-55, если не оттолкнёт кондовый дизайн.
Leofoto LH-55 выглядит куда симпатичнее, и, к тому же, обойдётся на полсотни долларов дешевле.
Ну а если уйти в самый бюджетный сегмент — около $100 — за ваше внимание будут бороться Xiletu G54 и Innorel N52.
Ещё глубже зарывшись в дебри интернет-магазинов фототехники можно изыскать и другие варианты, но главную мысль вы наверняка и так уже уловили: либо проверенная и надёжная головка от Really Right Stuff, но дорого, либо множество вариантов за меньшие деньги, но на свой страх и риск. Как раз о страхе и риске и пойдёт речь в данном обзоре.
Проведя несколько вечеров в раздумьях и медитациях над изображениями всех вышеперечисленных головок, я сделал свой выбор в пользу Leofoto LH-55, не в последнюю очередь из-за более изящного дизайна в сравнении с более дешёвыми вариантами. Определившись с моделью, я принялся просматривать предложения на ebay в поисках наиболее выгодного.
Самая дешёвая позиция содержала два смущающих пункта. Первый — цена в экзотических для нас австралийских долларах. Второй — плашка «DHL Express» при отсутствии обычного в таких случаях предупреждения «Продавец не отправляет товар в Российскую Федерацию» (для тех, кто не в курсе: DHL Express в России с физическими лицами не работает, а всё же отправленные этой службой посылки разворачивают на границе).
Первое для меня не было проблемой, банк умеет конвертировать обычные доллары в австралийские. Правда, не без широко известного и многажды проклятого банкирского трюка с «курсом на момент осуществления перевода», который обязательно отличается от курса на момент оплаты, причём отличие всегда идёт в ущерб клиенту.
Ну а второе… Второе — проблема продавца, раз взялся за гуж, пускай сам что-нибудь придумает. В общем, я сделал заказ, оплатил и назавтра получил сообщение от продавца, что DHLe для России недоступен, поэтому товар будет отправлен самым быстрым из известных ему способов, то есть посредством EMS. После чего прислал трек-номер, согласно которому посылка весом чуть больше килограмма была принята в почтовом отделении китайского населённого пункта с названием, состоящим исключительно из иероглифов.
Ну а далее начались чудеса национальной логистики. 24 декабря посылка пересекла границу, приземлившись в месте под названием «Химки». Проведя там три дня, посылка отбыла из политической столицы в культурную, где провела ещё четыре дня, видимо, прогуливаясь по набережной Невы и посещая Эрмитаж. Ну а потом, в предпоследний день года, перенеслась в Красноярск, чтобы зависнуть там на празднование Нового Года. И лишь ранним утром третьего числа, придя в себя от пьяного угара, соизволила приехать в наш скромный городок, где её подобрал курьер и передал в мои заботливые руки.
Представшая перед моим взором упаковка на 200 с хвостиком долларов явно не тянет: это обычный серо-голубой пластиковый пакет. К нему изначально был приклеен целлофан с документами для почтовой службы, который EMS оставил себе, поэтому страховую сумму, указанную продавцом (т. е. действительную цену эта головки) нам узнать не суждено.
Разрезав пакет, достаю из него перемотанный скотчем свёрток пенополиэтилена. Внутри, под тремя слоями молочно-белого вспененного пластика, обнаруживается увесистая картонная коробка размерами 145×105×130 миллиметров с логотипом Leofoto на фронтальной стороне. Картон коробки тонкий, но прочный. Однако то ли на складе в ожидании покупателя, то ли уже во время транспортировки, но углы коробки чуть помялись.
На верхней стороне коробки — глянцевая наклейка с кратким описанием характеристик и достоинств содержимого. Главное из них — максимальная нагрузка в 25 килограмм, которую обеспечивает диаметр шара в 55 миллиметров. Другая глянцевая наклейка на боковой поверхности обещает целых 10 лет гарантии, что, конечно, звучит внушительно.
На нижней стороне коробки указана страна-производитель — думаю, все уже догадались, какая — и информация о предприятии, данный продукт выпустившем. Это Zhongshan Laitu Photographic Equipment Co., Ltd, обретающаяся в Sanxiang Town Zhongshan City провинции Guandong. Там же вы можете найти ссылку на интернет-сайт этого предприятия: www.leofoto.cn, откуда можно перейти на международный www.leofoto.com.
Если вы вдруг на этот сайт забредёте, не поленитесь заглянуть в раздел «About», содержащий наглядный пример абсолютного научно-технического превосходства Китая над всем остальным человечеством. Ибо чем, как не использованием машины времени, объяснить, что страничка начинается со строки «Zhongshan Laitu Photographic Equipment Co., Ltd was founded at the beginning of 2014», а заканчивается надписью «Copyright 2009-2019 Zhongshan Laitu Photographic Equipment Co.,Ltd»?
Ладно, хватит об упаковке, перейдём к содержимому. Аккуратно открываем коробку и вынимаем… Мешочек!
Ещё один мешочек в мою коллекцию мешочков, постоянно пополняемую всё новыми и новыми экземплярами, число которых неумолимо приближается к двум десяткам.
Сам по себе мешочек отнюдь не прост: нижняя часть его изготовлена из коричневого кожзаменителя, верхняя — из какой-то бархатистой на ощупь чёрной ткани, ну а внутри — подклад из тонкой синтетики, более всего напоминающей нейлон. Горловину мешочка можно стянуть шнурком с двумя пружинными зажимами. В общем, мешочек неплох.
Только вот видели ли вы хоть раз в жизни человека, который носил бы в мешочке штативную головку? И всё же я всё я нашёл ему применение: когда головка установлена на штатив, этим мешочком удобно прикрывать её от пыли на время хранения, и от дождя и снега — при использовании штатива на пленэре. Тем более, что и то, и другое рекомендовано руководством по эксплуатации.
Используем мешочек для защиты головки от пыли и непогоды
Но к этому я пришёл позже, а пока просто откроем мешочек и извлечём из него штативную головку.
Штативная головка Leofoto LH-55, вид сзади
Корпус головки изготовлен из металла с чёрным покрытием; магнит от жёсткого диска к корпусу притягивается, но слабо.
Весит головка целых 824 грамма,
а по габаритам гораздо шире, чем Benro B-1 при немногим большей высоте.
Leofoto LH-55 (слева) и Benro B-1 (справа)
Спереди на корпус нанесён логотип производителя, надпись «Leofoto», наименование модели — «LH-55» и метка для отсчёта азимута. Одна-единственная метка. И если она вдруг окажется под объективом фотоаппарата, считывать азимут будет неудобно.
Штативная головка Leofoto LH-55, вид спереди
У головки от RRS такой проблемы нет, поскольку меток на ней — три: спереди, слева и справа. Жаль, но эту полезную мелочь в Leofoto то ли не заметили, то ли не посчитали нужным воспроизвести.
Шар головки матово-серебристый, немагнитный, с короткой ножкой, к которой привинчены «челюсти». Если провести по нему пальцем, ощущается лёгкая шероховатость, что отличает данную головку от продукции, скажем, Benro, в которую ставят гладкие шары с чёрным гальваническим покрытием. Спереди-справа и спереди-слева в корпусе выбраны два паза, позволяющие уложить в них ножку головки и направить камеру вертикально вниз. Поскольку «ножка» шара укорочена настолько, насколько это возможно, производитель причисляет данную головку к классу низкопрофильных, хотя в абсолютных числах высота головки от основания до верхней поверхности «челюстей» составляет 10 сантиметров.
Штативная головка Leofoto LH-55, вид справа
Заднюю часть головки украшают три изящные ручки из серебристого металла с широкими выемками под пальцы. Крупная, расположенная справа (если смотреть на головку спереди) и слева, если ей пользоваться, называется «Main lock knob» и фиксирует шар головки в заданном положении.
Штативная головка Leofoto LH-55, вид слева
С противоположной стороны — две другие ручки, поменьше. Верхняя в руководстве обозначена как «Minimum tension setting knob» («Ручка регулировки минимального трения») и задаёт усилие, с которым вращается шар, когда он не зафиксирован левой ручкой. Нижняя называется «Panning base lock knob» и отвечает за блокировку вращения по азимуту. Рядом с обеими ручками нанесены стрелочки, указывающие, к чему приведёт их вращение в ту или иную сторону.
Когда я в муках выбора изучал и сравнивал фотоснимки головок, у меня были сомнения, не помешают ли «зализанные» формы ручек затягивать их, не прилагая усилий. Оказалось, что беспокоиться не о чем: крупные выемки лишь облегчают её вращение. Кроме того, ручка регулировки трения на данной головке действительно выполняет предназначенную ей функцию. На Benro B-1 аналогичная ручка работала слишком грубо, чтобы приносить хоть какую-нибудь пользу, а на других имеющихся у меня шаровых головках её и вовсе нет.
На нижнюю часть головки нанесена, судя по всему, методом гравировки, шкала азимута, облегчающая съёмку панорам. Самые длинные штрихи шкалы отмечают углы, кратные 15 градусам дуги и подписаны соответствующими числами. Каждый 15-градусный интервал разделён на 3 части по 5º более короткими штрихами. И, наконец, самые мелкие деления шкалы разделяет угол в 2.5º. Шкала легко читаемая, а шаг между делениями не вызывает недоумения, в отличие от упоминавшейся выше Xiletu G-54, где цена деления шкалы составляет весьма странные и непрактичные 12º.
Основание штативной головки
Основание головки плоское, с резьбовым гнездом 3/8", стандартным для установки тяжёлого фото- и видеооборудования. На случай, если головку понадобится поставить на штатив с посадкой 1/4", в комплекте присутствует соответствующий переходник. А ещё на основание нанесён серийный номер данного экземпляра головки и наклеен ярлычок с указанием страны изготовления, которую мы и так все знаем.
«Челюсти» штативной головки и быстросъёмная площадка
Теперь взглянем повнимательнее на быстросъёмную площадку и «челюсти», её удерживающие. «Челюсти» стягиваются при помощи винтового зажима. Винт зажима — с крупной и удобной металлической головкой, рифление на его поверхности позволяет накрепко затянуть его хоть в перчатках, хоть голыми руками.
Сами «челюсти» геометрически соответствуют стандарту Arca-Swiss, работают со всеми моими быстросъёмными площадками, которые этому стандарту соответствуют, и даже с парой не вполне соответствующих, но сделанных по его подобию. Никаких дополнительных деталей, способных эту совместимость нарушить, «челюсти» не несут. Зато сверху на «челюсти» нанесена миллиметровая шкала и, по старинной китайской традиции, вклеен круглый пузырьковый уровень.
Также в «челюстях» выбраны два паза, в которые заходят головки винтов, предотвращающих выскальзывание площадки. Расстояние между пазами позволяет использовать площадки длиной от 40 миллиметров и более; чтобы использовать головку с более короткими площадками (такие хоть и редко, но встречаются; к примеру, у меня есть одна 30-миллиметровая), из площадки придётся выкрутить один из предохранительных винтов.
Быстросъёмная площадка со всех сторон
В комплекте с головкой идёт металлическая быстросъёмная площадка стандарта Arca-Swiss длиной 70 миллиметров с двумя винтами, предотвращающими случайное выскальзывание. На одну из боковых поверхностей площадки нанесена миллиметровая шкала, а на верхнюю наклеены небольшие резиновые площадки. К камере или другому фотооборудованию площадка притягивается винтом со стандартной в фотографическом мире резьбой 1/4". «Из коробки» винт расположен в центре площадки, однако, при необходимости, его можно переставить в любую из двух продольных прорезей.
Рассмотрев со всех сторон головку, перейдём к содержимому пластикового пакетика, притаившегося на дне коробки.
Лицевая сторона руководства по эксплуатации и гарантийного талона
Прочее содержимое пакетика
В нём мы находим:
Руководство по эксплуатации, английская часть, начало
Инструкция — универсальная для всех головок линейки LH; она представляет собой сложенную гармошкой узкую полосу глянцевой бумаги. На одной стороне отпечатан английский текст, на другой — китайский. Из всех четырёх страничек интерес представляет лишь последняя, где указан диапазон рабочих температур (от -30ºC до +60ºC) и правила ухода: избегать попадания грязи и жидкости, а если это всё-таки случилось, пыль и песок сдуть грушей, а жидкую грязь и солёную воду убрать влажной тряпочкой, после чего протереть насухо. Кроме того, если вы предполагаете не использовать головку долгое время, инструкция рекомендует ослабить все регулировочные ручки.
Вообще же над составлением руководства производитель слишком не усердствовал: в тексте не упомянуты ни комплектация, ни вес/размер, ни максимальная нагрузка на головку. Что делать с двумя ключами из пакетика, покупателю тоже предлагается догадаться самостоятельно.
Руководство по эксплуатации, английская часть, окончание
Её даже не вычитывали перед сдачей в печать, иначе чем объяснить присутствие в разделе 4 строки: «Prevent the macro focusing rail from getting fouled in mud, dirt or sand»?
Гарантийный талон, начало
Гарантийный талон устроен аналогичным образом: сложенная вчетверо глянцевая «гармошка» с английским текстом на одной стороне и китайским — на другой. Судя по его содержанию, заполнять его — обязанность продавца, однако в моём случае талон был девственно чист. Впрочем, даже будь он заполнен, жаждущий гарантийного обслуживания наверняка будет послан в Sanxiang Town Zhongshan City и далее со всеми остановками.
Гарантийные обязательства и отказ от ответственности
Зато в талоне перечислены все негарантийные случаи, включая землетрясения и наводнения, а также со всей вежливостью указано, что пересылку в оба конца и ремонт предстоит оплачивать владелец. В общем, единственным издевательски-светлым пятном во всём тексте является гарантийный срок, составляющий целых 10 лет, в течение которых вы имеете право хранить головку в тёплом сухом месте, регулярно сдувая с неё пылинки.
Ставить такую головку на монопод я нашёл занятием непрактичным и глубоко бессмысленным (хотя, как следует из представленного выше фото, не удержался от соблазна посмотреть, что из этого выйдет). Очевидно, что носить такую конструкцию будет тяжело и неудобно, несмотря на всю её внушительность. Впрочем, моноподы вообще не очень хорошо сочетаются с шаровыми головками, а с такими крупными — и подавно.
Поэтому она обрела своё окончательное пристанище на моём главном штативе Manfrotto 055CLB, сменив вышеупомянутую Benro B-1. Замена прошла легко и непринуждённо, потребовав буквально пару минут.
Головка Leofoto LH-55 на штативе Manfrotto 055CLB
Далее я водрузил на штатив камеру Sony A7 с объективом «широкого профиля» Zeiss FE 55/1.8. Вместо родной быстросъёмной площадки на камере стоял L-bracket LB-A7 стандарта Arca-Swiss очевидно китайского происхождения. Тем не менее, «челюсти» надёжно захватили «ласточкин хвост», а поворот рукоятки намертво зафиксировал шар.
Первые же попытки поработать со штативом выявили пару недостатков в конструкции головки.
Первое: даже если полностью выкрутить ручки блокировки шара и регулировки трения, некоторый минимальный уровень трения всё равно сохраняется и препятствует изменению наклона камеры. Вращение головки по азимуту также требовало приложения некоторого усилия, особенно в момент страгивания. Не могу сказать, было ли так задумано изначально, или это недостаток купленного мной конкретного экземпляра, но во всех прочих шаровых головках, которыми мне доводилось пользоваться, при полной разблокировке шар вращался абсолютно свободно.
Вторая проблема — неравномерность прижима шара. Повертев камеру на штативе так и этак, я заметил, что в некоторых направлениях камеру наклонять легче, чем в других. Опять же, различие в необходимом усилии невелико, однако ощущается вполне отчётливо.
И хотя оба отмеченных выше момента использованию головки не мешают, однако и не позволяют забыть, что бюджетная копия, даже качественная, всё же не равна оригиналу.
Затем я проверил, как поведёт себя шаровая головка в сочетании с самым тяжёлым и длиннофокусным объективом из тех, что у меня есть. Таковым оказался Canon 70-300/4-5.6L IS USM, который я последние три года использую с переходником Sigma MC-11 на Sony A6300. Собрав обычную комбинацию из объектива, камеры, переходника и неродной штативной лапы, я установил фокусное расстояние на 300 миллиметров и внимательно изучил в видоискатель, что происходит в момент фиксации шара.
На старой штативной головке после затягивания соответствующей ручки объектив опускался примерно на треть поля зрения. Для меня это было постоянным источником раздражения, особенно при использовании автофокуса: даже после внесения упреждения точка автоматической фокусировки часто оказывалась не там, где надо. Не скажу, что новая головка абсолютно идеальна — в процессе блокировки шара картинку немного уводит вниз и вправо — однако величина смещения столь мала, что никаких дополнительных коррекций не требуется. Ну а с более короткофокусными и менее увесистыми объективами всё было и вовсе отлично.
Следующее, что я опробовал — использование Leofoto LH-55 на штативе в качестве эрзац-монтировки для небольшого телескопа. В роли «небольшого телескопа» выступил мой апохромат TS Photoline 80/480 с двухдюймовой диагональю и окуляром TS UltraFlat 18mm 65º.
При крайней необходимости возможен и такой вариант применения головки. Однако даже для относительно короткого телескопа массой всего в 3.5 килограмма шаровая головка оказалась отнюдь не лучшей опорой. Сначала его неудобно наводить на объект (нужно надёжно держать трубу, чтобы она не завалилась набок), а потом крайне затруднительно вести вслед за суточным движением неба.
А вот более скромные наблюдательные приборы вроде монокуляра или бинокля на L-адаптере на обозреваемой головке смотрятся весьма органично, а их использование не сопряжено с какими-либо неудобствами.
Бинокль Nikon Action EX 7×35 на штативной головке Leofoto LH-55
Однако самый интересный результат я получил, установив на Leofoto LH-55 астротрекер Sky-Watcher Star Adventurer, который я обозревал немногим менее пяти лет назад. Ранее, каждый раз, когда я хотел использовать этот чудо-прибор, мне приходилось снимать со штатива старую головку, ставить на её место трекер, головку привинчивать на специальный адаптер, выравнивать штатив, регулируя длину каждой из его ног, и лишь после этого приступать к съёмкам. Даже при съёмке с собственной лоджии приготовления отнимали лишнюю четверть часа. А уж если предстояло заниматься астрономической фотографией на выезде, да ещё и при температуре -15º…
В общем, появление новой и мощной шаровой головки процесс сильно упростило. Для начала я прикрутил к трекеру снизу 70-миллиметровую быстросъёмную площадку, а освободившуюся Benro B-1 поставил на адаптер. Теперь, когда у меня в планах намечалось занятие астрофото, требовалось лишь установить Sky-Watcher Star Adventurer на обозреваемую головку, по пузырьковому уровню в основании трекера выставить горизонт, и направить полярную ось в сторону севера.
Ставим астротрекер Sky-Watcher Star Adventurer на Leofoto LH-55
Затраты времени на подготовку к съёмкам сократились до пяти минут, что позволило больше времени уделять собственно фотографии. В качестве примера, демонстрирующего работоспособность этой конструкции, позвольте продемонстрировать результат одной из первых моих съёмок созвездия Ориона:
Созвездие Ориона
На этом фото, помимо огромного множества звёзд и Большой Туманности Ориона, расположенной в области «меча», вы можете заметить, что звезда Бетельгейзе, отмечающая левое плечо небесного гиганта, выглядит куда менее яркой, чем обычно. И это не случайность: приблизительно начала с января и по конец февраля этого года Бетельгейзе действительно потеряла в блеске не менее одной звёздной величины. Причины этого феномена для современной науки представляют загадку; известно лишь, что в последний раз Бетельгейзе столь сильно тускнела аж в 1941 году.
Съёмка серии растянулась примерно на полчаса, и, отсмотрев её результаты, я не обнаружил, чтобы под нагрузкой около 5 килограмм головка хоть сколько-нибудь изменила своё положение. Ну а поскольку съёмка производилась на открытом воздухе при температуре около -10ºC, я заодно выяснил, как головка ведёт себя при температуре ниже нуля. Час, проведённый на умеренно холодном зимнем воздухе, на работе головки никак не отразился: вся механика работала точно так же, как и в домашнем тепле.
А теперь подошло время рассказать и показать, какова была наиглавнейшая цель приобретения обозреваемой головки. А куплена она была прежде всего для установки на неё компьютеризованных макрорельсов. Этот чудесный фотографический аксессуар кардинально ускоряет, упрощает и автоматизирует макросъёмку с использованием стекинга. Но, вот беда, для качественного стекинга необходимо, чтобы рельсы на штативе были закреплены как можно более жёстко и удерживали заданное положение даже когда по ним поедут два-три килограмма фототехники. Зная характер головки Benro, я не питал уверенности, что ей такое под силу. А вот Leofoto LH-55, паспортная грузоподъёмность которой превосходила требуемую минимум в пять раз, внушала надежду на благополучный исход.
И вот настал момент истины: опытная макроконструкция из камеры Sony A6300, объектива Canon 70-300/4-5.6L IS USM, макролинзы Marumi, переходника, макрорельс и всего прочего была собрана и готова к испытанию.
Готовим оборудование для макростекинга
Поскольку зима отнюдь не благоприятствует съёмкам живого макро, в качестве фотомодели я взял фарфоровую фигурку совы ростом около трёх сантиметров. Согласно заданной программе, камера проделала по рельсам путь в 30 миллиметров, через каждый миллиметр останавливаясь и делая снимок. Далее все полученные кадры были сшиты в Zerene stacker и отрихтованы в Photoshop; превратившись в итоге в следующую картинку:
Фарфоровая сова
Как вы можете видеть, на итоговом изображении сова выглядит абсолютно резкой от клюва до кончика хвоста, хотя на каждом отдельном кадре глубина резкости не превышала трёх миллиметров, а всё, что находилось за пределами зоны резкости, было безнадёжно размыто. Изучение отдельно взятых кадров также показало, что жёсткость полученной конструкции оказалась достаточной для данного вида съёмок, а обозреваемая головка смогла удержать макрорельсы в заданном положении без какого-либо наклона или смещения.
Полагаю, к этому моменту я продемонстрировал достаточное число аспектов использования штативной головки Leofoto LH-55, и настала пора переходить к подведению итогов. У меня данная головка (или, по крайней мере, купленный мной экземпляр) вызвала неоднозначные чувства. С одной стороны, она работает, и работает вполне достойно; всё, что я от неё ожидал, я получил. Но с другой стороны — отсутствие полной равномерности вращения шара, что для продукта с ценой в 200 долларов серьёзный прокол. Кроме того, непонятно, кому данная головка адресована: для профессионального применения без оглядки на цену предпочтительнее оригинальная RRS BH-55, а любителя скорее всего устроят и в два раза более дешёвые Xiletu и Innorel. Поэтому, если данная головка вас заинтересовала, отговаривать от покупки не буду, однако и безусловно рекомендовать тоже не рискну.
Мне, к примеру, для моих будущих замыслов потребовалась новая штативная головка повышенной грузоподъёмности. В качестве таковой я выбрал Leofoto LH-55, приобрёл её, опробовал и сегодня изложу широкой общественности своё мнение об этом фотографическом аксессуаре.
Лет примерно десять тому назад я решил усовершенствовать свой штатив Manfrotto 055 CLB, приобретя шаровую головку Benro B-1 на замену штатной. То была одна из первых моих покупок в интернете, и, совершенно точно, первая из тех, что приблизились к стодолларовому рубежу. Приобретение вышло очень удачным: с её помощью я фотографировал лунные и солнечные затмения, прохождение Венеры по диску Солнца, созвездия, молнии, не говоря уже о десятках, если не сотнях бабочек. Ей довелось нести на себе каждый из моих фотоаппаратов, бинокли, подзорные трубы и даже телескоп. За прошедшие годы она исцарапалась и выгорела на солнце, а ручка-фиксатор шара погнулась, когда я случайно уронил штатив на асфальт, однако, не утратив работоспособности. Но всё же в последние пару лет я начал замечать, что новые творческие замыслы требуют обновления оборудования, поскольку кое-то старая головка уже «не тянет».
В своей линейке Benro B-1 занимает промежуточное положение между Benro B-00 (самая слабая модель для лёгкого оборудования) и B-4 – громоздкой, тяжёлой, но способной выдержать нагрузку в 40 килограмм. Это отличный вариант до тех пор, пока вы держитесь в фотолюбительском мэйнстриме и снимаете лёгкими и компактными объективами. Однако, обзаведясь тяжёлой и длиннофокусной оптикой, вы осознаёте, что ваша Benro B-1 не столь уж идеальна. И тогда в голову приходит мысль, что было бы неплохо прикупить головку помощнее, а нынешнюю перевести на менее ответственную позицию.
Что выбрать взамен? Здесь всё решают индивидуальные предпочтения и финансовые возможности.
«Грузоподъёмность» в большой степени определяется диаметром шара. У вышеупомянутой Benro B-1, по паспорту рассчитанной на нагрузку до 14 кг (в реальности эту цифру нужно делить на 3, чтобы не испытать разочарований), шар имеет диаметр 36 миллиметров; в наиболее мощные головки ставят шары диаметром 50-55 миллиметров, а случается, что и более.
Другой важный момент — эргономика. Обязательно нужно обратить внимание на расположение органов управления, особенно — ручки блокировки шара. Она должны быть достаточно крупной, нескользкой и удобно расположенной. Если при съёмке приходится сильно наклонять камеру вниз или вверх, нужно взглянуть и на расположение вырезов в корпусе, позволяющих снимать с такими экстремальными углами наклона.
Ну и, конечно же, не стоит забывать о конструкции зажима, который будет удерживать съёмную площадку с камерой. Здесь всё просто — никакого эксклюзива от Manfrotto, Giotto’s и прочих, только «челюсти» стандарта Arca-Swiss. И желательно — с обычным винтовым зажимом, а не хитрой конструкцией из рычажка с эксцентриком. На первый взгляд рычажок выглядит предпочтительнее, но если вы не настолько богаты, чтобы совершенно отказаться от использования «безымянных» аксессуаров, то наверняка столкнётесь с китайскими вольностями в трактовке стандарта, несовместимыми с эксцентриковым зажимом.
Если говорить о конкретных марках и моделях, то в среде богатых буржуазных фотографов синонимом мощной шаровой головки для тяжёлой оптики считается RRS BH-55:
Входной билет в клуб богатых буржуазных фотографов обойдётся вам минимум в $455 без учёта доставки и пошлин — именно столько стоит эта головка в комплектации, минимально пригодной к использованию.
Именно она послужила если не прототипом, то, как минимум, источником вдохновения для многочисленных аналогов китайского производства. Вот, к примеру, Sunwayfoto XB-52 с заявленной допустимой нагрузкой до 60 кг и ценой в районе $350-400:
Примерно за те же деньги можно приобрести Marsace XB-3Pro, оснащённую хитрым механизмом наклона съёмной площадки по двум осям.
Именно её я и порывался сперва купить, но всё же не рискнул: не было уверенности, как поведёт себя под нагрузкой вся эта вычурная механика.
За несколько меньшую сумму, а именно за $250, можно приобрести Desmond DLOW-55, если не оттолкнёт кондовый дизайн.
Leofoto LH-55 выглядит куда симпатичнее, и, к тому же, обойдётся на полсотни долларов дешевле.
Ну а если уйти в самый бюджетный сегмент — около $100 — за ваше внимание будут бороться Xiletu G54 и Innorel N52.
Ещё глубже зарывшись в дебри интернет-магазинов фототехники можно изыскать и другие варианты, но главную мысль вы наверняка и так уже уловили: либо проверенная и надёжная головка от Really Right Stuff, но дорого, либо множество вариантов за меньшие деньги, но на свой страх и риск. Как раз о страхе и риске и пойдёт речь в данном обзоре.
Проведя несколько вечеров в раздумьях и медитациях над изображениями всех вышеперечисленных головок, я сделал свой выбор в пользу Leofoto LH-55, не в последнюю очередь из-за более изящного дизайна в сравнении с более дешёвыми вариантами. Определившись с моделью, я принялся просматривать предложения на ebay в поисках наиболее выгодного.
Самая дешёвая позиция содержала два смущающих пункта. Первый — цена в экзотических для нас австралийских долларах. Второй — плашка «DHL Express» при отсутствии обычного в таких случаях предупреждения «Продавец не отправляет товар в Российскую Федерацию» (для тех, кто не в курсе: DHL Express в России с физическими лицами не работает, а всё же отправленные этой службой посылки разворачивают на границе).
Первое для меня не было проблемой, банк умеет конвертировать обычные доллары в австралийские. Правда, не без широко известного и многажды проклятого банкирского трюка с «курсом на момент осуществления перевода», который обязательно отличается от курса на момент оплаты, причём отличие всегда идёт в ущерб клиенту.
Ну а второе… Второе — проблема продавца, раз взялся за гуж, пускай сам что-нибудь придумает. В общем, я сделал заказ, оплатил и назавтра получил сообщение от продавца, что DHLe для России недоступен, поэтому товар будет отправлен самым быстрым из известных ему способов, то есть посредством EMS. После чего прислал трек-номер, согласно которому посылка весом чуть больше килограмма была принята в почтовом отделении китайского населённого пункта с названием, состоящим исключительно из иероглифов.
Ну а далее начались чудеса национальной логистики. 24 декабря посылка пересекла границу, приземлившись в месте под названием «Химки». Проведя там три дня, посылка отбыла из политической столицы в культурную, где провела ещё четыре дня, видимо, прогуливаясь по набережной Невы и посещая Эрмитаж. Ну а потом, в предпоследний день года, перенеслась в Красноярск, чтобы зависнуть там на празднование Нового Года. И лишь ранним утром третьего числа, придя в себя от пьяного угара, соизволила приехать в наш скромный городок, где её подобрал курьер и передал в мои заботливые руки.
Представшая перед моим взором упаковка на 200 с хвостиком долларов явно не тянет: это обычный серо-голубой пластиковый пакет. К нему изначально был приклеен целлофан с документами для почтовой службы, который EMS оставил себе, поэтому страховую сумму, указанную продавцом (т. е. действительную цену эта головки) нам узнать не суждено.
Разрезав пакет, достаю из него перемотанный скотчем свёрток пенополиэтилена. Внутри, под тремя слоями молочно-белого вспененного пластика, обнаруживается увесистая картонная коробка размерами 145×105×130 миллиметров с логотипом Leofoto на фронтальной стороне. Картон коробки тонкий, но прочный. Однако то ли на складе в ожидании покупателя, то ли уже во время транспортировки, но углы коробки чуть помялись.
На верхней стороне коробки — глянцевая наклейка с кратким описанием характеристик и достоинств содержимого. Главное из них — максимальная нагрузка в 25 килограмм, которую обеспечивает диаметр шара в 55 миллиметров. Другая глянцевая наклейка на боковой поверхности обещает целых 10 лет гарантии, что, конечно, звучит внушительно.
На нижней стороне коробки указана страна-производитель — думаю, все уже догадались, какая — и информация о предприятии, данный продукт выпустившем. Это Zhongshan Laitu Photographic Equipment Co., Ltd, обретающаяся в Sanxiang Town Zhongshan City провинции Guandong. Там же вы можете найти ссылку на интернет-сайт этого предприятия: www.leofoto.cn, откуда можно перейти на международный www.leofoto.com.
Если вы вдруг на этот сайт забредёте, не поленитесь заглянуть в раздел «About», содержащий наглядный пример абсолютного научно-технического превосходства Китая над всем остальным человечеством. Ибо чем, как не использованием машины времени, объяснить, что страничка начинается со строки «Zhongshan Laitu Photographic Equipment Co., Ltd was founded at the beginning of 2014», а заканчивается надписью «Copyright 2009-2019 Zhongshan Laitu Photographic Equipment Co.,Ltd»?
Ладно, хватит об упаковке, перейдём к содержимому. Аккуратно открываем коробку и вынимаем… Мешочек!
Ещё один мешочек в мою коллекцию мешочков, постоянно пополняемую всё новыми и новыми экземплярами, число которых неумолимо приближается к двум десяткам.
Сам по себе мешочек отнюдь не прост: нижняя часть его изготовлена из коричневого кожзаменителя, верхняя — из какой-то бархатистой на ощупь чёрной ткани, ну а внутри — подклад из тонкой синтетики, более всего напоминающей нейлон. Горловину мешочка можно стянуть шнурком с двумя пружинными зажимами. В общем, мешочек неплох.
Только вот видели ли вы хоть раз в жизни человека, который носил бы в мешочке штативную головку? И всё же я всё я нашёл ему применение: когда головка установлена на штатив, этим мешочком удобно прикрывать её от пыли на время хранения, и от дождя и снега — при использовании штатива на пленэре. Тем более, что и то, и другое рекомендовано руководством по эксплуатации.
Используем мешочек для защиты головки от пыли и непогоды
Но к этому я пришёл позже, а пока просто откроем мешочек и извлечём из него штативную головку.
Штативная головка Leofoto LH-55, вид сзади
Корпус головки изготовлен из металла с чёрным покрытием; магнит от жёсткого диска к корпусу притягивается, но слабо.
Весит головка целых 824 грамма,
а по габаритам гораздо шире, чем Benro B-1 при немногим большей высоте.
Leofoto LH-55 (слева) и Benro B-1 (справа)
Спереди на корпус нанесён логотип производителя, надпись «Leofoto», наименование модели — «LH-55» и метка для отсчёта азимута. Одна-единственная метка. И если она вдруг окажется под объективом фотоаппарата, считывать азимут будет неудобно.
Штативная головка Leofoto LH-55, вид спереди
У головки от RRS такой проблемы нет, поскольку меток на ней — три: спереди, слева и справа. Жаль, но эту полезную мелочь в Leofoto то ли не заметили, то ли не посчитали нужным воспроизвести.
Шар головки матово-серебристый, немагнитный, с короткой ножкой, к которой привинчены «челюсти». Если провести по нему пальцем, ощущается лёгкая шероховатость, что отличает данную головку от продукции, скажем, Benro, в которую ставят гладкие шары с чёрным гальваническим покрытием. Спереди-справа и спереди-слева в корпусе выбраны два паза, позволяющие уложить в них ножку головки и направить камеру вертикально вниз. Поскольку «ножка» шара укорочена настолько, насколько это возможно, производитель причисляет данную головку к классу низкопрофильных, хотя в абсолютных числах высота головки от основания до верхней поверхности «челюстей» составляет 10 сантиметров.
Штативная головка Leofoto LH-55, вид справа
Заднюю часть головки украшают три изящные ручки из серебристого металла с широкими выемками под пальцы. Крупная, расположенная справа (если смотреть на головку спереди) и слева, если ей пользоваться, называется «Main lock knob» и фиксирует шар головки в заданном положении.
Штативная головка Leofoto LH-55, вид слева
С противоположной стороны — две другие ручки, поменьше. Верхняя в руководстве обозначена как «Minimum tension setting knob» («Ручка регулировки минимального трения») и задаёт усилие, с которым вращается шар, когда он не зафиксирован левой ручкой. Нижняя называется «Panning base lock knob» и отвечает за блокировку вращения по азимуту. Рядом с обеими ручками нанесены стрелочки, указывающие, к чему приведёт их вращение в ту или иную сторону.
Когда я в муках выбора изучал и сравнивал фотоснимки головок, у меня были сомнения, не помешают ли «зализанные» формы ручек затягивать их, не прилагая усилий. Оказалось, что беспокоиться не о чем: крупные выемки лишь облегчают её вращение. Кроме того, ручка регулировки трения на данной головке действительно выполняет предназначенную ей функцию. На Benro B-1 аналогичная ручка работала слишком грубо, чтобы приносить хоть какую-нибудь пользу, а на других имеющихся у меня шаровых головках её и вовсе нет.
На нижнюю часть головки нанесена, судя по всему, методом гравировки, шкала азимута, облегчающая съёмку панорам. Самые длинные штрихи шкалы отмечают углы, кратные 15 градусам дуги и подписаны соответствующими числами. Каждый 15-градусный интервал разделён на 3 части по 5º более короткими штрихами. И, наконец, самые мелкие деления шкалы разделяет угол в 2.5º. Шкала легко читаемая, а шаг между делениями не вызывает недоумения, в отличие от упоминавшейся выше Xiletu G-54, где цена деления шкалы составляет весьма странные и непрактичные 12º.
Основание штативной головки
Основание головки плоское, с резьбовым гнездом 3/8", стандартным для установки тяжёлого фото- и видеооборудования. На случай, если головку понадобится поставить на штатив с посадкой 1/4", в комплекте присутствует соответствующий переходник. А ещё на основание нанесён серийный номер данного экземпляра головки и наклеен ярлычок с указанием страны изготовления, которую мы и так все знаем.
«Челюсти» штативной головки и быстросъёмная площадка
Теперь взглянем повнимательнее на быстросъёмную площадку и «челюсти», её удерживающие. «Челюсти» стягиваются при помощи винтового зажима. Винт зажима — с крупной и удобной металлической головкой, рифление на его поверхности позволяет накрепко затянуть его хоть в перчатках, хоть голыми руками.
Сами «челюсти» геометрически соответствуют стандарту Arca-Swiss, работают со всеми моими быстросъёмными площадками, которые этому стандарту соответствуют, и даже с парой не вполне соответствующих, но сделанных по его подобию. Никаких дополнительных деталей, способных эту совместимость нарушить, «челюсти» не несут. Зато сверху на «челюсти» нанесена миллиметровая шкала и, по старинной китайской традиции, вклеен круглый пузырьковый уровень.
Также в «челюстях» выбраны два паза, в которые заходят головки винтов, предотвращающих выскальзывание площадки. Расстояние между пазами позволяет использовать площадки длиной от 40 миллиметров и более; чтобы использовать головку с более короткими площадками (такие хоть и редко, но встречаются; к примеру, у меня есть одна 30-миллиметровая), из площадки придётся выкрутить один из предохранительных винтов.
Быстросъёмная площадка со всех сторон
В комплекте с головкой идёт металлическая быстросъёмная площадка стандарта Arca-Swiss длиной 70 миллиметров с двумя винтами, предотвращающими случайное выскальзывание. На одну из боковых поверхностей площадки нанесена миллиметровая шкала, а на верхнюю наклеены небольшие резиновые площадки. К камере или другому фотооборудованию площадка притягивается винтом со стандартной в фотографическом мире резьбой 1/4". «Из коробки» винт расположен в центре площадки, однако, при необходимости, его можно переставить в любую из двух продольных прорезей.
Рассмотрев со всех сторон головку, перейдём к содержимому пластикового пакетика, притаившегося на дне коробки.
Лицевая сторона руководства по эксплуатации и гарантийного талона
Прочее содержимое пакетика
В нём мы находим:
- Руководство по эксплуатации на английском и китайском языке
- Двуязычный гарантийный талон
- Треугольный синий ярлычок из плотной бумаги с фирменным логотипом
- Шестигранный ключ из металлического прутка
- Плоский ключ странной формы
- Переходник со штативной резьбы 3/8" на 1/4"
Руководство по эксплуатации, английская часть, начало
Инструкция — универсальная для всех головок линейки LH; она представляет собой сложенную гармошкой узкую полосу глянцевой бумаги. На одной стороне отпечатан английский текст, на другой — китайский. Из всех четырёх страничек интерес представляет лишь последняя, где указан диапазон рабочих температур (от -30ºC до +60ºC) и правила ухода: избегать попадания грязи и жидкости, а если это всё-таки случилось, пыль и песок сдуть грушей, а жидкую грязь и солёную воду убрать влажной тряпочкой, после чего протереть насухо. Кроме того, если вы предполагаете не использовать головку долгое время, инструкция рекомендует ослабить все регулировочные ручки.
Вообще же над составлением руководства производитель слишком не усердствовал: в тексте не упомянуты ни комплектация, ни вес/размер, ни максимальная нагрузка на головку. Что делать с двумя ключами из пакетика, покупателю тоже предлагается догадаться самостоятельно.
Руководство по эксплуатации, английская часть, окончание
Её даже не вычитывали перед сдачей в печать, иначе чем объяснить присутствие в разделе 4 строки: «Prevent the macro focusing rail from getting fouled in mud, dirt or sand»?
Гарантийный талон, начало
Гарантийный талон устроен аналогичным образом: сложенная вчетверо глянцевая «гармошка» с английским текстом на одной стороне и китайским — на другой. Судя по его содержанию, заполнять его — обязанность продавца, однако в моём случае талон был девственно чист. Впрочем, даже будь он заполнен, жаждущий гарантийного обслуживания наверняка будет послан в Sanxiang Town Zhongshan City и далее со всеми остановками.
Гарантийные обязательства и отказ от ответственности
Зато в талоне перечислены все негарантийные случаи, включая землетрясения и наводнения, а также со всей вежливостью указано, что пересылку в оба конца и ремонт предстоит оплачивать владелец. В общем, единственным издевательски-светлым пятном во всём тексте является гарантийный срок, составляющий целых 10 лет, в течение которых вы имеете право хранить головку в тёплом сухом месте, регулярно сдувая с неё пылинки.
Ставить такую головку на монопод я нашёл занятием непрактичным и глубоко бессмысленным (хотя, как следует из представленного выше фото, не удержался от соблазна посмотреть, что из этого выйдет). Очевидно, что носить такую конструкцию будет тяжело и неудобно, несмотря на всю её внушительность. Впрочем, моноподы вообще не очень хорошо сочетаются с шаровыми головками, а с такими крупными — и подавно.
Поэтому она обрела своё окончательное пристанище на моём главном штативе Manfrotto 055CLB, сменив вышеупомянутую Benro B-1. Замена прошла легко и непринуждённо, потребовав буквально пару минут.
Головка Leofoto LH-55 на штативе Manfrotto 055CLB
Далее я водрузил на штатив камеру Sony A7 с объективом «широкого профиля» Zeiss FE 55/1.8. Вместо родной быстросъёмной площадки на камере стоял L-bracket LB-A7 стандарта Arca-Swiss очевидно китайского происхождения. Тем не менее, «челюсти» надёжно захватили «ласточкин хвост», а поворот рукоятки намертво зафиксировал шар.
Первые же попытки поработать со штативом выявили пару недостатков в конструкции головки.
Первое: даже если полностью выкрутить ручки блокировки шара и регулировки трения, некоторый минимальный уровень трения всё равно сохраняется и препятствует изменению наклона камеры. Вращение головки по азимуту также требовало приложения некоторого усилия, особенно в момент страгивания. Не могу сказать, было ли так задумано изначально, или это недостаток купленного мной конкретного экземпляра, но во всех прочих шаровых головках, которыми мне доводилось пользоваться, при полной разблокировке шар вращался абсолютно свободно.
Вторая проблема — неравномерность прижима шара. Повертев камеру на штативе так и этак, я заметил, что в некоторых направлениях камеру наклонять легче, чем в других. Опять же, различие в необходимом усилии невелико, однако ощущается вполне отчётливо.
И хотя оба отмеченных выше момента использованию головки не мешают, однако и не позволяют забыть, что бюджетная копия, даже качественная, всё же не равна оригиналу.
Затем я проверил, как поведёт себя шаровая головка в сочетании с самым тяжёлым и длиннофокусным объективом из тех, что у меня есть. Таковым оказался Canon 70-300/4-5.6L IS USM, который я последние три года использую с переходником Sigma MC-11 на Sony A6300. Собрав обычную комбинацию из объектива, камеры, переходника и неродной штативной лапы, я установил фокусное расстояние на 300 миллиметров и внимательно изучил в видоискатель, что происходит в момент фиксации шара.
На старой штативной головке после затягивания соответствующей ручки объектив опускался примерно на треть поля зрения. Для меня это было постоянным источником раздражения, особенно при использовании автофокуса: даже после внесения упреждения точка автоматической фокусировки часто оказывалась не там, где надо. Не скажу, что новая головка абсолютно идеальна — в процессе блокировки шара картинку немного уводит вниз и вправо — однако величина смещения столь мала, что никаких дополнительных коррекций не требуется. Ну а с более короткофокусными и менее увесистыми объективами всё было и вовсе отлично.
Следующее, что я опробовал — использование Leofoto LH-55 на штативе в качестве эрзац-монтировки для небольшого телескопа. В роли «небольшого телескопа» выступил мой апохромат TS Photoline 80/480 с двухдюймовой диагональю и окуляром TS UltraFlat 18mm 65º.
При крайней необходимости возможен и такой вариант применения головки. Однако даже для относительно короткого телескопа массой всего в 3.5 килограмма шаровая головка оказалась отнюдь не лучшей опорой. Сначала его неудобно наводить на объект (нужно надёжно держать трубу, чтобы она не завалилась набок), а потом крайне затруднительно вести вслед за суточным движением неба.
А вот более скромные наблюдательные приборы вроде монокуляра или бинокля на L-адаптере на обозреваемой головке смотрятся весьма органично, а их использование не сопряжено с какими-либо неудобствами.
Бинокль Nikon Action EX 7×35 на штативной головке Leofoto LH-55
Однако самый интересный результат я получил, установив на Leofoto LH-55 астротрекер Sky-Watcher Star Adventurer, который я обозревал немногим менее пяти лет назад. Ранее, каждый раз, когда я хотел использовать этот чудо-прибор, мне приходилось снимать со штатива старую головку, ставить на её место трекер, головку привинчивать на специальный адаптер, выравнивать штатив, регулируя длину каждой из его ног, и лишь после этого приступать к съёмкам. Даже при съёмке с собственной лоджии приготовления отнимали лишнюю четверть часа. А уж если предстояло заниматься астрономической фотографией на выезде, да ещё и при температуре -15º…
В общем, появление новой и мощной шаровой головки процесс сильно упростило. Для начала я прикрутил к трекеру снизу 70-миллиметровую быстросъёмную площадку, а освободившуюся Benro B-1 поставил на адаптер. Теперь, когда у меня в планах намечалось занятие астрофото, требовалось лишь установить Sky-Watcher Star Adventurer на обозреваемую головку, по пузырьковому уровню в основании трекера выставить горизонт, и направить полярную ось в сторону севера.
Ставим астротрекер Sky-Watcher Star Adventurer на Leofoto LH-55
Затраты времени на подготовку к съёмкам сократились до пяти минут, что позволило больше времени уделять собственно фотографии. В качестве примера, демонстрирующего работоспособность этой конструкции, позвольте продемонстрировать результат одной из первых моих съёмок созвездия Ориона:
Созвездие Ориона
На этом фото, помимо огромного множества звёзд и Большой Туманности Ориона, расположенной в области «меча», вы можете заметить, что звезда Бетельгейзе, отмечающая левое плечо небесного гиганта, выглядит куда менее яркой, чем обычно. И это не случайность: приблизительно начала с января и по конец февраля этого года Бетельгейзе действительно потеряла в блеске не менее одной звёздной величины. Причины этого феномена для современной науки представляют загадку; известно лишь, что в последний раз Бетельгейзе столь сильно тускнела аж в 1941 году.
Съёмка серии растянулась примерно на полчаса, и, отсмотрев её результаты, я не обнаружил, чтобы под нагрузкой около 5 килограмм головка хоть сколько-нибудь изменила своё положение. Ну а поскольку съёмка производилась на открытом воздухе при температуре около -10ºC, я заодно выяснил, как головка ведёт себя при температуре ниже нуля. Час, проведённый на умеренно холодном зимнем воздухе, на работе головки никак не отразился: вся механика работала точно так же, как и в домашнем тепле.
А теперь подошло время рассказать и показать, какова была наиглавнейшая цель приобретения обозреваемой головки. А куплена она была прежде всего для установки на неё компьютеризованных макрорельсов. Этот чудесный фотографический аксессуар кардинально ускоряет, упрощает и автоматизирует макросъёмку с использованием стекинга. Но, вот беда, для качественного стекинга необходимо, чтобы рельсы на штативе были закреплены как можно более жёстко и удерживали заданное положение даже когда по ним поедут два-три килограмма фототехники. Зная характер головки Benro, я не питал уверенности, что ей такое под силу. А вот Leofoto LH-55, паспортная грузоподъёмность которой превосходила требуемую минимум в пять раз, внушала надежду на благополучный исход.
И вот настал момент истины: опытная макроконструкция из камеры Sony A6300, объектива Canon 70-300/4-5.6L IS USM, макролинзы Marumi, переходника, макрорельс и всего прочего была собрана и готова к испытанию.
Готовим оборудование для макростекинга
Поскольку зима отнюдь не благоприятствует съёмкам живого макро, в качестве фотомодели я взял фарфоровую фигурку совы ростом около трёх сантиметров. Согласно заданной программе, камера проделала по рельсам путь в 30 миллиметров, через каждый миллиметр останавливаясь и делая снимок. Далее все полученные кадры были сшиты в Zerene stacker и отрихтованы в Photoshop; превратившись в итоге в следующую картинку:
Фарфоровая сова
Как вы можете видеть, на итоговом изображении сова выглядит абсолютно резкой от клюва до кончика хвоста, хотя на каждом отдельном кадре глубина резкости не превышала трёх миллиметров, а всё, что находилось за пределами зоны резкости, было безнадёжно размыто. Изучение отдельно взятых кадров также показало, что жёсткость полученной конструкции оказалась достаточной для данного вида съёмок, а обозреваемая головка смогла удержать макрорельсы в заданном положении без какого-либо наклона или смещения.
Полагаю, к этому моменту я продемонстрировал достаточное число аспектов использования штативной головки Leofoto LH-55, и настала пора переходить к подведению итогов. У меня данная головка (или, по крайней мере, купленный мной экземпляр) вызвала неоднозначные чувства. С одной стороны, она работает, и работает вполне достойно; всё, что я от неё ожидал, я получил. Но с другой стороны — отсутствие полной равномерности вращения шара, что для продукта с ценой в 200 долларов серьёзный прокол. Кроме того, непонятно, кому данная головка адресована: для профессионального применения без оглядки на цену предпочтительнее оригинальная RRS BH-55, а любителя скорее всего устроят и в два раза более дешёвые Xiletu и Innorel. Поэтому, если данная головка вас заинтересовала, отговаривать от покупки не буду, однако и безусловно рекомендовать тоже не рискну.
+34 |
5522
14
|
+267 |
23027
76
|
Самые обсуждаемые обзоры
+73 |
3651
145
|
+53 |
3820
69
|
+34 |
2897
55
|
У меня у самого их мелкая тренога MT-02 c головой LH-25 и панорамная голова побольше, NB-34. И L-bracket для 7r4.
Все руки не доходят купить ноги LS-284C в замен подубитому китайскому штативу с али.
п.с. Мучают смутные сомнения…
Хотя не знаю, мне кажется при подобном уровне оборудования экономить покупая китайскую копию — это лотерея, в которой проиграешь с вероятностью процентов 80. А классическая экономическая теория рекомендует нам, эконам, умножать цену на вероятность. И тут она однозначно рекомендует брать оригинал (не эконы мы, да).
Кстати, по поводу манфроттовского крепления с эксцентриком — у меня такое 12 лет уже живёт, площадки разные совершенно разной степени китайскости, пара родных — остальные просто неизвестно что. Прекрасно всё фиксируются, ничего никогда не гуляло. И приятно что зажимать не на винт.
Макру оценил, но явно мало кто оценит в чем кайф. Отдельный вид извращения, у меня как-то не пошло, ограничившись такиновской 100-кой и рельсами (поигрался один день).
Особенно для тех, кто в теме )
Неплохие головки Photo Clam.
Desmond можно рельсы брать.
Если сравнивать RRS vs что-то, то SunWayfoto.
Это мне ещё предстоит выяснить :-) Зима ещё толком не кончилась, снимал пока больше в тестовом режиме, чем всерьёз. Единственное, что очевидно — очень важна надёжность головки (почему и купил новую) и общая жёсткость штатива, на Manfrotto 055 после окончания перемещения камеры видно, что картинка дрожит ещё около секунды.
Если модель живая, вообще не представляю, как без него снимать. И даже если нет, процесс упрощается и ускоряется в разы. Не говоря уже о том, что фокусироваться подвижкой камеры удобнее, чем крутить фокусировочное кольцо — камера дрожит намного меньше. Родной софт, правда, страшненький и корявенький, но Helicon эти рельсы поддерживает. Да и другие идеи на этот счёт тоже имеются.
Модели у меня живые, но из растительного царства. Они терпеливые)
На сайте производителя покупали? Или есть где подешевле? Что из альтернатив рассматривали?
Альтернатива по сути одна (не считая крутить руками/пилить самопал на ардуине) — Stackshot, стоит в два раза дороже, плюс за любой дополнительный аксессуар хотят столько денег, как будто его из цельного «Боинга» выпиливали. Хотя, возможно, точность изготовления червяка у американцев и выше.