Юпитер-11. Он же в девичестве Carl Zeiss Sonnar 4/135. Изумительный по картинке объектив, которому так сложно найти применение! Но нет, я, кажется, снова лезу не в своё дело. Применение ему пусть находят фотографы. И они замечательно справляются с этим делом. Вот только кольца поворачивать им не всегда легко получается. И тут как раз в дело вступают те, кого это касается напрямую. Друзья мои, дорогие коллеги, на «операционном столе» объектив Юпитер-11 производства Казанского завода. Именно этот экземпляр объектива предназначен для некоторых специальных камер. Но благодаря адаптеру получил возможность работать на зеркальных камерах с резьбой 39х1. И, разумеется, на цифровых, способных принять такую оптику через переходник. Присаживайтесь поближе. Мы начинаем.
Как всегда, в начале немного истории, технических данных и просто сухих цифр
Четырехлинзовый просветленный анастигмат. Снабжен ирисовой диафрагмой. Создан на основе объектива Sonnar производства Carl Zeiss. Красногорским заводом выпускался в оправах: для дальномерных камер типа «Киев» (Contax), дальномерных фотокамер типа «Зоркий» и для зеркальных фотоаппаратов типа «Зенит» (M39x1/45,2) и «Старт». В варианте для зеркальных фотоаппаратов снабжен устройством предварительной установки диафрагмы. Выпускался также Казанским оптико-механическим заводом в оправе M39x1/45,2 и с адаптерным кольцом: Юпитер-11А. Для фотоаппаратов Киев-10 и Киев-15 Производственное объединение «Арсенал» выпускало байонетный вариант «Юпитер-11 автомат». Предназначался для съемки удаленных и труднодоступных объектов, для репортерских съемок с больших расстояний, а также как портретный объектив, дающий хорошую перспективу.
Технические характеристики объектива Юпитер-11:
Фокусное расстояние — 133 мм.
Максимальная диафрагма — 4.
Минимальная диафрагма — 22.
Количество линз/групп — 4/3.
Минимальная дистанция фокусировки — 1,4м.
Разрешающийся способность центр/край 34/19 линий на мм.
Количество лепестков диафрагмы -12.
Резьбовое крепление оптики — м39.
Рабочий отрезок — 45,2.
Фактический вес — 460 грамм.
От себя добавлю к изложенному под катом то, что объектив действительно прекрасен для портрета, особенно на пленэре. Естественная картинка, зона нерезкости без каких-либо искажений. Мягкий, одновременно резкий… ой, опять я полез не в своё дело!
Всё, занимаемся ремонтом.
Вот он перед нами, Юпитер-11. Изумительно сохранился. А ведь выпущен, судя по номеру, пятьдесят одни год тому, в 1970-м году. Просто не работал, поскольку изначально предназначен для специального устройства, но не для камеры. А вот мы его адаптировали под Зенит-С, добавили промежуточное кольцо, выточили его из оправы негодного Индустар-50 от дальномерной камеры, и теперь… теперь нужно заменить смазку в геликоиде.
Идеальное состояние передней линзы и оправы.
Здесь прекрасно видна та самая знаменитая двенадцатилепестковая диафрагма, дающая апертуру в виде круга, столь ценимая знатоками боке.
Но приступим к разборке. Отпускаем, а лучше вывинчиваем и откладываем в отдельную коробочку винты по окружности кольца фокусировки, после чего легко снимаем само кольцо в сторону «хвоста». Так они точно не выпадут и не потеряются при чистке.
Теперь, если перевести объектив на минимальную дистанцию съёмки, открывается доступ к резьбе геликоида.
Вот как она выгляди с близкого расстояния.
Знаете, если кроме замены смазки больше ничего не требуется, на этом разборку лучше прекратить. Аккуратно смоченной бензином ветошью прочистить резьбу и нанести на неё свежую смазку, не разбирая геликоид полностью. Почему? Потому, что на геликоиде этого объектива двенадцатизаходная резьба и совместить резьбы при сборке — пытка адова. Так лучше пойти на компромисс.
Не вняли предупреждению, хотите дальше? Ну, поехали…
Вывинчиваем винты крепления кольца управления диафрагмой. Туда мы не пойдём. Нет необходимости, а блок линз в этом экземпляре посажен на краску и вывинтить его… лучше не надо, если в этом нет насущной необходимости. Но посмотреть состояние, что там, нужно.
Вот так. Этот винт трогать не надо. Он для упора внешнего кольца геликоида и ничего не держит.
А вот для снятия хвостовика Нужно вывинтить вот этот винт, крепящий кольцо хвостовика.
Далее — отвинтить кольцо хвостовика…
… и снять кольцо и сам хвостовик.
Вот они, кольцо, хвостовик, объектив.
Я протёр резьбу от старой смазки.
Так. Последний раз предупреждаю: если уж вы со мной и сюда добрались, то дальше не советую разбирать категорически. Протрите, промойте, нанесите смазку, соберите и пользуйтесь объективом.
Если будете следовать за разборкой дальше — это на собственный страх и риск. Я предупреждал. Но покажу.
Итак, вывинчиваем два ограничительных и направляющих винта.
Вот так.
И вот эти винты.
Разбираем геликоид. Видите, достаточно было протереть его, не разбирая полностью.
Да, конечно. После «профессиональной чистки» детали выглядят красиво.
Итак… у меня на то, чтобы сопрячь все двенадцать витков резьбы, ушло, считай, четыре дня. Поэтому не создавайте себе головную боль и берегите нервы — не разбирайте геликоид, как я советовал выше.
Так, а мы же о смазке! Так вот, на этот раз применим тот самый ЦИАТИМ-221, самую настоящую силиконовую смазку, предназначенную для пары «металл-металл» (особенно алюминий-алюминий) и даже способную работать в условиях вакуума, поскольку не испаряется. Меня давеча «угостили» тюбиком этого раритета, как было сказано, выпущенного в такой упаковке по особому заказу.
Вот он какой красивый! Правда, замечу, что по сравнению с ОКБ-122-7-5, ЦИАТИМ-221 более жёсткий, более липкий. Ход несколько туже, чем на ОКБ-122-7, но такой же плавный.
Итак, наносим смазку на резьбу (немного перестарался, уберу) и собираем объектив в обратной последовательности.
Как я говорил выше, объектив под специальную камеру, так что хвост у него вот такой. Сейчас наденем адаптер.
Ну вот. Объектив с блендой и адаптером под камеру Sony a37 готов к тестам.
Устанавливаем объектив на камеру…
Вуаля! Снимки такие, какие их выдала камера. Слегка скадрировал и уменьшил вдвое, иначе сайт не пропускает размер, увы.
Здесь я комментировать не буду. Да и нужны ли здесь комментарии.
Здесь в общем плане.
А здесь подвинем штатив малость ближе к модели.
Для сравнения тот же сюжет, но снят объективом Таир-11 при диафрагме четыре.
Спасибо!
За обзор спасибо! Немного технопорно на фото и приятный язык в тексте. Всё что нужно для счастья вечером в понедельник.
Спасибо!
С одной стороны — высокая гигроскопичность (7,1 % при выдержке в течение 16ч во влажном воздухе). При поглощении воды из влажного воздуха смазка уплотняется, и её эксплуатационные, в частности низкотемпературные свойства ухудшаются.
С другой стороны — водостойкость — смазка не растворяется в воде;
сохраняет рабочие свойства даже при кипячении;
То есть смазка уплотняется и ухудшаются низкотемпературные свойства, одновременно, сохраняет рабочие свойства.
В пятикилограммовой банке из магазина, как в покупной колбасе, будут приняты все меры для удешевления продукта. То есть и фторопласт будет частично заменён на тальк и силиконовое масло разбавлено минеральным. Ну и проконтролировать кинематическую вязкость никак не получится. Хотя, мороки с самодельной больше. Тут не поспоришь, конечно.
Лицевые портреты классно получаются, но очень тяжело им управлять.
Глубина резкости так и норовит убежать, приходиться использовать штатив и двигая кольцо фокусировки делать серию снимков.
Теперь в таком цвете оптики почти что нету.
Спасибо за статью!
Боке отличное, но резкость… Нет, если объектив резкий, то и боке у него такое, нервное. А если боке пластичное, то и резкость не звенящая. Да и Юпитер-11 из той эпохи, когда резкость была не контурами, а тонами. И у вас на снимке как раз это и видно.
Только то что реально продается и действительно соответствует области применения.
Периодически приходится смазывать всякие оптические приводы и даже лпм, частенько и автомобильные электро-механические пластиковые механизмы.
Раньше в электромелочах всегда можно было купить шприц с силиконовой смазкой СИ-180 за копейки, а сейчас нифига в продаже нет ( в моем городишке).
В интернете какие то цены дикие за шприц с не известной смазкой + пересылка.
Марку смазки вообще не указывают, продают как для каких то тупых баранов.
Я раньше не заморачивался с маркировками, теперь когда у меня все закончилось, а купить негде, приходится изучать вопрос глубжее)))
Лет эдак 8-10, когда было время экспериментов с камерами и объективами, подсел на советскую оптику.
Экспериментировал, переделывал под рабочий отрезок Никона различные 44-ые Гелиосы, более всех понравился старый отцовский Гелиос 44-2, боке крутил достаточно лихо при изумительной резкости на открытой диафрагме.
Черный Юпитер-9 особо не впечатлил своим софтом на открытой и боязнью контрового света.
Сравнивал Юпитер-37А с приобретенным тогда Nikon AF-S Nikkor 70-200mm 1:2.8GII ED N VR, схожие диафрагмы и фокусное 135.
Никон конечно Юпитер делал, но не настолько насколько они стоили, 2500 против 85000 в 14-ом году.
Немного темнее, не такое чистое, кремовое боке. Но! Резкость, геометрия, отсутствие хроматики — это были несомненные плюсы.
Если бы не зрение, то до сих пор бы баловался мануальной советской оптикой. Очень жалею что все распродал. И выхлопа никакого и какое то сожаление… (-:
Тут народ прознал про эти дела. Принесли кое-что ещё. Делаем помалу. Тоже интересно будет.
А по ценам… Хороший Ю-11 можно купить от 20-30 Евро. А Никоновский или тем паче к Сони? А разница в сфере применения не столь уж и разительна.
Кстати, это в СССР Nikon, Canon… а тут очень популярна Сони, весь массовый сектор на ней.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.