Цель эксперимента: получить «ламповое» звучание от серийно выпускаемой транзисторной аппаратуры. Итог и общие выводы.
Предельно простая методика получения «лампового звука», с полным наглядным обоснованием. Не требующая почти никаких затрат, но с мгновенным результатом.
Настоятельно рекомендую попытаться повторить это дома. ;)
Предупреждение.
Если для вас «ламповый звук» тождественно «ламповые гармоники» (и побольше, побольше!)- дальше можете уже не читать. Мне гармоники слушать совершенно не интересно, какого бы порядка они ни были, и абсолютно никаких гармоник в этой статье нету.
Для поклонников DSP и прочих любителей разного рода «цифровых затычек» (к месту и не к месту) тут тоже вряд ли найдется что-то любопытное. У меня чисто аналоговый тракт, начинающийся с виниловой вертушки- цифровых источников звука, а следовательно и цифровых «примочек», я не использую.
Если у вас «звучат» даже провода и разъемы (тем более резисторы), а «превосходство» лампы не подлежит сомнению настолько, что вы применяете ламповые диоды в выпрямителях для ЦАПов, а потом «слышите» разницу- лучше тоже не читайте.
Оборудование, использованное в эксперименте:
1. Усилитель полный Sherwood AX5505.
2. Акустические системы Focal Chorus 706.
3. Макет усилителя с выходным каскадом «класса А» на пентоде 6п6с в триодном включении.
4. Резисторы подстроечные проволочные ППБ-50Е.
5. Измерительный микрофон
Dayton audio iMM-6C.
6.
Внешняя звуковая карта на чипе CM6206.
7. ПО «Arta».
1. Наблюдение.
В прежних своих обзорах я неоднократно жаловался на плохой звук в хате. Главная причина- имхо комнатные моды, дающие совершенно невыносимый для уха гудеж. Пытаться давить это- бесполезно.
О коврах и яйцах
Низкие частоты, где гудеж, нормально не давятся абсолютно ничем. Вот табличка с различными материалами- у большинства коэффициент звукопоглощения падает в разы с понижением частоты относительно килогерца.
Следовательно- нет никакого смысла покупать «ловушки» из поролоновых пирамидок за стопицот тысяч долларов. Упаковки от яиц значительно дешевле, конечно, но результат вряд ли будет сильно отличаться от пирамидок. ;) И традиционный ковер, кстати, тоже не поможет.
Попыткой улучшить этот самый «звук в хате» было приобретение китайских широкополосных динамиков
Lii Song F6S. В целом- очень годные поделия. Однако, цель была достигнута совершенно неочевидным путем.
Во время исследования этих широкополосов я, по совершенно непонятной мне самому причине, решил воспользоваться рекомендацией производителя- и покачать их «ламповым усилителем в два ватта». Никогда в жизни я ламповых усилков не делал, но если даже пионеры в радиокружке могли- то мне сам бог велел. Усилитель был собран на 6ф3п «на скорую руку», никаких «двух ватт» и близко не выдавал, но, тем не менее, звучал в целом приятно- если абстрагироваться от «ламповых» искажений.
Когда я чисто из любопытства подключил к нему свои Фокалы, звук в хате стал внезапно приличным. Почти хорошим- по крайней мере уже не вызывающим желание выключить спустя пару песенок. Проявилась «серединка», которой мне не хватало, и куда-то исчез вечно раздражающий меня гудеж, а «басы» стали «упругими».
После того, как Аладдин отпустил джина на свободу, никаких чудес «из лампы» больше не бывает, и все имеет рациональное объяснение. Я его нашел практически сразу. Точнее- я его увидел, в буквальном смысле. Потому что у меня теперь есть пусть и дешевый, но очень неплохой измерительный микрофон. Он позволяет видеть то, о чем раньше можно было только догадываться. Уши обманут («человек хочет быть обманутым»), а своим глазам я привык верить.
Для того, чтобы демонстрация увиденного была более наглядной- я собрал другой макет лампового усилителя, посерьезнее.
Строительство макета лампового усилителя
Получился некий «обратный гибрид». Обычно ведь как: на вход ставят лампу, а на выход камни- и получают смесь недостатков ламповых и транзисторных усилителей. Дикое потребление энергии и космических масштабов уровень гармоник с «ламповой» стороны, при том низкое выходное сопротивление с «транзисторной». Почему низкое выходное сопротивление- это не всегда хорошо, станет понятно ниже. В общем, я гармоники слушать не люблю, потому сделал ровно наоборот:
Классика жанра. Мощный пентод в псевдотриодном включении работает на динамик через согласующий трансформатор. Я взял ТВЗ-1-1 (из ящика с деталями)- он с зазором, для однотактных каскадов. Коэффициент трансформации 28. Приведенное к аноду сопротивление я прикинул для наихудшего случая- 6 Ом чисто омического сопротивления «8-омной» головки. Получилось 4.7 КОм.
Схема обсчитывалась в Микрокапе «по минимуму гармоник». То есть фактически я подбирал лампу под имеющийся трансформатор, а не наоборот, как это делают все нормальные люди. Однако, я строю не ламповый усилитель чтоб слушать, а макет чтоб понять- посему «и так сойдет».
В итоге лампы я применил 6п6с- очень доступные. Рабочий ток приблизительно соответствует максимально допустимому, что гарантирует минимум искажений- порядка 40 мА. Я применил автосмещение, в том числе ради уменьшения искажений. Кроме того- фиксированое смещение предполагает стабилизацию анодного, а мне было лень заморачиваться…
Раскачка лампы осуществляется обычным операционным усилителем. В инвертирующем включении- потому что каскад на лампе тоже инвертирует. Лампе ведь все равно чем ее раскачивают. Максимальная амплитуда сигнала на управляющей на сетке- чуть больше 6 вольт, потому операционник вполне годится. Городить еще одну лампу в предварительный каскад не вижу смысла- только электричество зазря жрет и искажений добавляет.
Операционник лучше взять не самый паршивый, с полосой пошире- поскольку коэффициент усиления в схеме приличный. Я взял TDA2320а (с полки).
Я исчо применил пару ВЧ-фильтров «от звона» и шунтанул катодную емкость мелкой пленкой «чтоб наверняка»- на схеме это не показано, поскольку не принципиально.
О пропитании.
Я взял стандартный трансформатор ТАН2-220-50 (снова из ящика).
Я НЕ рекомендую применять эти трансформаторы в серьезных аппаратах. Причина банальная: гудят. Вот сколько у меня ни было трансформаторов стандартных серий- ТА, ТН, ТАН- гудели все без исключения в той или иной степени. Для промышленности это не важно, а для аудиотехники критично. Однако, для макета сгодится.
В анодном питании применен «электронный дроссель». Очень простой транзисторный фильтр классической конструкции. В последнее время туда модно пихать мосфеты, вообще не предназначенные для линейных режимов, я не понимаю зачем так делают- и сделал «дедовским» способом. Прекрасный результат. Притом транзисторы самые доступные и дешевые. 13003 в дохловатом корпусе- потому его надо установить на небольшой радиатор.
У трансформатора есть две обмотки по 16 вольт- их я задействовал для питания ОУ. Схема стабилизатора нарисована в упрощенном виде- для понимания. Вместо древних и относительно шумных «кренок» я использовал более крутые микросхемы- регулируемые сверхмалошумящие стабилизаторы TPS7A30 и TPS7A49 (были в закромах). Но купить их можно сейчас уже только на алиэкспрессе (там и брал). Из недостатков- совсем мелкие корпуса, натуральные SMD-клопы, да еще PowerPAD. Если не боитесь- очень рекомендую.
Всякая «шунтирующая керамика»- по умолчанию, потому на схеме не показана. Резистор R7 можно не ставить- он служит для разряда банок после выключения питания. Но я ставлю, из соображений электробезопасности. Номинал от 470 КОм до 1 МОм.
В итоге вышел такой вот макетик:
Которым думают что «резюки фуфло» напоминаю: МЛТ- они не только теплостойкие, но и металлопленочные. Так же как и С2-23. А я лучше поставлю советскую металлопленку, чем самый что ни на есть «фирменный» углерод. Тем более что этого добра мне одного дня подарили аж целую кассу… :)
По расчетам макет выдает в среднем около 2х ватт на канал, при искажениях около 1% на максимальной мощности. Приемлемо. Микрокаповские модели достаточно точные, в реальности если и будет хуже, то не сильно.
В конце концов это всего лишь макет.
Амплитудно-частотная характеристика макета (АЧХ)
Диапазон по неравномерности +-0.5 Дб: 200 — 18000 Гц.
Диапазон по неравномерности +-1.5 Дб: 108 — 19000 Гц.
Небольшая «волнистость» на ВЧ- скорее всего особенность работы выходного фильтра звуковой карточки.
Выходные трансформаторы, конечно, «так себе», но за их цену вполне нормальные. Мне их вообще подарили… :) Приятно удивила идентичность характеристик в обоих каналах, хотя подбором деталей я не занимался.
Снимал на постоянном резисторе 8 Ом- традиционный «эквивалент нагрузки». Ниже покажу, что вот ни разу это не «эквивалент», и вообще эта картинка не имеет никакого практического смысла. ;)
Звучит в целом неплохо. Фона нет, вообще. Искажения если и есть, то я их не слышу. Вполне чистый звук. Мощности для моих колонок маловато, конечно- дубовые они, не для «лампы».
В остальном- гудеж отсутствует, будто колонки наконец вынули из бочки. Немного не хватает «сочности». Высоких частот тоже не хватает. Зато женские вокалы теперь красивые.
Нет, вообще- здорово, хотя и не совсем то, чего хотелось бы. Уже годится для длительного прослушивания, тем более как «образец». Мучался со сборкой не зря, «стоило того».
2. Предположение.
Если вам еще интересно что же я такого «увидел» и на кой все эти действия- очень рекомендую асилить многабукаф ниже. Поясняю суть «лампового звука» максимально «на пальцах»:
1. Все современные усилители (самодельную итун-экзотику в расчет не беру)- «источники напряжения, управляемые напряжением». Это неправильно, но так исторически сложилось. Задача усилителя- выдавать одинаковый уровень неискаженного напряжения на своем выходе независимо от частоты сигнала. Тогда считается, что усилитель обладает линейной АЧХ.
2. Все современные акустические системы строятся с таким расчетом, чтобы выдавать одинаковое звуковое давление при одинаковом приложенном напряжении на всех частотах. На самом деле это не всегда так- очень часто АЧХ сознательно делается «псевдоравногромкой», но условно будем считать что так. И это тоже неправильно- просто потому, что динамическая головка строится на принципе «проводник с током в магнитном поле». Но так исторически сложилось. Всякую экзотику (типа электростатов) в расчет пока опять не беру.
Итого: усилитель выдает напряжение, акустическая система преобразует его в звуковое давление. Одинаково на всех частотах- в идеальном случае. Но есть промежуточный этап, который всю малину портит- внутри самой головки приложенное напряжение преобразуется в ток. Который течет через катушку проводника, которая находится в магнитном поле постоянного магнита. Что порождает вокруг проводника магнитное поле, которое взаимодействует с полем магнита. И катушечка вместе с диффузором, который к ней приклеен, куда-то двигается- что и создает звуковую волну.
«Преобразователь напряжения в ток»- это постоянный резистор. Если бы катушка обладала чисто омическим сопротивлением- преобразование было бы одинаковым на всех частотах. Но катушка обладает еще и индуктивностью. К активной составляющей сопротивления добавляется реактивная. Как минимум. Плюс на резонансе с сопротивлением динамика происходят крайне интересные вещи- потому что к электрике подключается еще и механика. ;)
Посему- надпись на динамике «8 Ом» на самом деле очень мало о чем говорит, и практически не имеет смысла. Зато смысл имеет "
импеданс"- мера сопротивления динамика переменному току.
Больше импеданс- меньше ток в катушке. Меньше ток- ниже создаваемое звуковое давление. Это уже проблема. Например, у 4ГД-35 «высоких нет» именно из-за большой индуктивности, а с «итунами» они звучат «получше». Непостоянство импеданса производитель динамиков компенсирует всяческими ухищрениями- формой диффузора, и дополнительными конусочками, или пулеобразными наконечниками в центре… Задача «одинаковое звуковое давление при одинаковом приложенном напряжении на всех частотах» худо-бедно выполняется. Очень худо, и очень бедно- потому реально годных широкополосных динамиков практически не существует в природе, а производители акустики вынуждены строить многополосные АС- с набором динамиков, каждый из которых обеспечивает хоть как-то линейную АЧХ в своем узком диапазоне частот.
Это я все к тому, что «импеданс» очень частотно-нелинейный по своей природе, и лучше его все-таки не игнорировать (хотя именно это все и делают). В некоторых случаях он играет решающую роль.
Ну вот для примера график импеданса 15ГД-11 (из интернета):
Покажите мне где тут «8 ом». Ну да, где-то есть… По факту сопротивление динамика «пляшет» от 8 аж до 50 Ом- в зависимости от частоты.
Теперь прикиньте в каких пределах меняется «приведенное сопротивление» нагрузки в аноде лампы с таким динамиком. ;)
Вот- реальная нагрузка, на которую работают усилители.
Очень печально, что проиводители акустических систем никаких импедансных характеристик (ИХ) не приводят, а если приведут хотя бы сильно сглаженную АЧХ- то считай уже праздник. Традиционные параметры АС, указаные в паспорте изделия (8 Ом, 100 Ватт, 20-20000 Гц) по факту не говорят практически ни о чем. :(
Почему это может оказаться важно- картинкой.
Rгд- сопротивление динамической головки, на которое работает усилитель, это ее импеданс.
Но сам по себе усилитель- в общем не «идеальный» источник напряжения. Он обладает некоторым внутренним (выходным) сопротивлением Rвых.
У транзисторных усилителей это самое Rвых. практически равно нулю. А бывает даже отрицательным в экзотических случаях- это делается для лучшего демпфирования НЧ-головок на резонансе, абы не было «бубнежу». Транзисторные усилители наиболее подобны идеальным «источникам напряжения, управляемым напряжением». Им почти без разницы какой там у головки импеданс, Rвых. во всех случаях будет много меньше него.
А вот в случае лампы- совершенно другая картина. Ламповые усилители обладают сравнительно высоким выходным сопротивлением, о чем все старательно забывают. Rвых и Rгд образуют делитель- и падающее на динамике напряжение уже зависит от его импеданса. Чем меньше импеданс- тем меньше это напряжение, а значит и звуковое давление тоже меньше. И наоборот. Результирующая АЧХ по звуковому давлению уже не будет линейной, даже если с транзисторным усилителем она таковой и была.
А ухо чувствительнее всего именно к амплитуде! Даже самое дубовое ухо (как у меня) спокойно слышит разницу всего лишь в 1Дб.
Итого:
ламповый усилитель просто искажает АЧХ в соответствии с собственным выходным сопротивлением и импедансом АС — и получается тот самый «ламповый звук». Может и не весь, но бОльшая его часть. Тембральная окраска меняется, а «вкусные ламповые гармоники» тут особо и не при чем…
Вот если я свои лампы включу пентодами- добавится общая отрицательная обратная связь, бо иначе не работает. Следовательно, АЧХ «по напряжению на клеммах АС» станет более ровной. И это объясняет, почему одни и те же лампы в «триодном» и «пентодном» включениях «звучат» по-разному.
Ладно, с теорией покончили, теперь будут пруфы.
3. Проверка предположения.
Буквально одной картинкой. Две АЧХ, снятые измерительным микрофоном, в одной и той же точке, с одним и тем же уровнем звукового давления на частоте 1 КГц.
Более чем наглядно. ;)
Красная линия- ламповый усилитель.
Черная линия- транзисторный.
Все, что ниже 80 Гц, можно смело считать «шумом» и игнорировать, с этого места и далее. Мои колонки на этих частотах уже не работают. :(
Первая комнатная мода- на частоте 120 герц, вторая- 215, третья- 380. Ну, либо это «особенность» АЧХ моих колонок- я не обладаю безэховой камерой чтоб точно выяснить. :( Да и не нужно. Вот откуда мне «гудит».
Ламповый усилитель очень сильно «придавил» вторую и третью моды, и вообще весь диапазон частот от 100 до 500 герц- что начисто убрало раздражающий меня гудеж! Это не объяснить «плохими трансформаторами», бо выше 200 герц АЧХ усилителя на «эквиваленте» практически ровная (+-0.5 Дб), а по звуковому давлению просадка аж 4 Дб! Да при том, что на 100 герцах линии вообще совпадают. ;)
Первая мода «придавлена» меньше- что воспринимается как «упругий бас».
Зато усилитель немного «поднял» диапазон от 1000 до 5000 Гц, особенно область 1200 — 2400 Гц- вот мне «появилась середина».
«Высоких» объективно стало меньше- не зря мне их не хватило!
Окей, если моя гипотеза верна, импедансная характеристика АС должна быть примерно такая:
Резонанс близко 90 Гц, где на АЧХ маленький горбик. Да, у этих колонок «басов нет», что отмечают многие послушавшие. От 100 до 700 Гц импеданс АС минимальный, от 1000 до 5000 Гц — максимальный, потом снижается.
Давайте проверим.
Ну, почти попал. :) Резонанс оказался на 80 герцах…
Провал АЧХ на 3000 Гц с импедансом никак не связан- это частота раздела кроссовера АС. На ИХ там небольшая «полочка»- именно поэтому.
Вот-
реальная нагрузка. Обратите внимание- импеданс меняется от примерно 3.5 до 17 Ом, хотя колонка заявлена как «8-омная». Где тут 8 ом? В шести точках! Потому снимать АЧХ ламповых усилителей на постоянных «эквивалентах»- нет смысла. И лучше заранее знать как меняется импеданс колонки- для более грамотного подбора выходного трансформатора, поскольку надпись «8 Ом» только вводит в заблуждение.
Это еще не самая плохая ИХ (в сравнении с ранее упомянутой 15ГД-11), и у ваших колонок будет ничуть не лучше.
4. Эксперимент.
Ну, фрик-шоу я вам показал, а теперь по программе вечера идут, конечно, фокусы.
Теперь попробуем сделать все то же самое, только без лампы. ;)
Ради этого на авито по неприлично низкой цене были приобретены подстроечные резисторы типа
ППБ. Я взял 50-ваттные, чтоб наверняка. На 22 ома- с запасом. Тип Е- у них есть цанговая фиксация оси гайкой. Они до сих пор производятся и продаются. Цены в магазинах тоже неприличные, но в другую сторону.
Резисторы проволочные. Поскольку сопротивление подстроечников у меня низкое- автоматически получаем низкую индуктивность, которой спокойно можно пренебречь. Но с другой стороны- количество витков провода в резисторе «маловато будет», так что выходит почти «дискретник». Не страшно.
Я включил резисторы последовательно с колонками- практически по приведенной выше схеме, просто Rвых. вместо «внутреннего» стал внешним. Потом коснулся их волшебной палочкой, подозрительно похожей на отвертку, сказал «ахалай-махалай»- и вот что вышло:
Красная линия- ламповый усилитель.
Черная линия- транзисторный, с резистором в цепи АС.
Хотите без сглаживания? Извольте.
Разницы- никакой! После 12500 Гц начинается небольшое расхождение- поскольку выходной трансформатор, как я уже говорил, «так себе». И то- отличие буквально на какие-то доли Дб.
Какая разница «на слух»? Да тоже никакой. Откуда б ей взяться… Хотя… Транзисторный усилок звучит почище, что ли. Гармоник-то нема. В общем, если разница и есть- то точно не в пользу лампы.
Значение сопротивления подстроечников, которое получилось: почти ровно 4 Ома (3.96 и 4.06 для одного и второго подстроечника соответственно). Вот это и есть выходное сопротивление моего макета. Имхо великовато- макет вообще в целом «так себе», но суть «лампового звука» показал отлично.
Для других ламповых усилителей будут другие значения.
Собственно, на этом можно было бы и закончить, но…
Мне же «высоких» не хватало! Попробуем исправить этот недостаток.
Разница между изначальными АЧХ «лампы» и «транзистора» на частотах выше 5000 Гц составляла примерно 2 дБ.
Я делаю самое простое и очевидное: шунтирую подстроечник небольшим пленочным конденсатором (4.7 мкФ)- и вот:
Микрофон я немного передвинул, чтоб был максимально на оси пищалки.
Красная линия- АЧХ лампового макета.
Черная линия- АЧХ транзисторного усилителя с подстроечным резистором, зашунтированым конденсатором, в цепи АС.
Всего две пассивных детали на канал- и транзисторный усилитель «звучит» уже лучше лампового. Хотя все еще не идеально- и предстоит мне настройка всего этого хозяйства под личные вкусы. Добавлю «сочности», и так далее… Это уже не имеет отношения к эксперименту.
Что ж, макет отправляется на место своего последнего пристанища- в ящик. Он сослужил отличную службу- нехай покоится с миром. Разбирать не буду- мало ли пригодится куда…
Подстроечники я, скорее всего, на постоянные резисторы менять тоже не буду, а просто сделаю «коробочку-ламповизатор», с возможностью перенастройки.
Буду ли я еще когда-нибудь делать ламповые усилители? Это вряд ли. На кой они теперь нужны… Не слушать же гармоники, в самом деле, да еще за большие деньги. А вот полученный в ходе эксперимента опыт «коррекции АЧХ выходным сопротивлением» использую всенепременно.
5. Выводы.
1. Серийные акустические системы разрабатываются без учета реальных условий- поскольку «учесть» реальную комнату невозможно. При том всякие «экспертные оценки», полученные в специально подготовленных комнатах прослушивания- в основном «пустой звук».
2. Звучание даже самой лучшей акустической системы очень легко испортить плохой комнатой, где эта АС работает. А «хороших» комнат, считайте, и вовсе не бывает. Большинство слушателей живет в типовых бетонных коробках с соответствующей акустикой.
3. Борьба со стоячими волнами и всякими переотражениями от стен при помощи ковров и ловушек неэффективна на низких частотах.
4. Когда вы строите (покупаете) усилитель на лампах- на самом деле вы строите (покупаете) усилитель с высоким выходным сопротивлением.
5. При работе АС с ламповым усилителем за счет образования делителя напряжения (Rвых+Rгд) происходит искажение АЧХ по звуковому давлению, что часто воспринимается слушателем как «улучшение» звука. Но не всегда. ;) «Подбор» АС под ламповый усилитель- частое явление.
6. Аналогичный эффект от транзисторного усилителя можно достичь простым подключением постоянного резистора небольшого номинала в цепь АС. Таким способом можно скопировать «звучание» любого лампового усилителя.
Недостатки: часть мощности будет впустую рассеиваться на этом резисторе, но добыть транзисторный усилитель повышенной мощности- в наше время не проблема.
Достоинства: общий уровень искажений в такой системе никогда не превысит максимальный для выбраного усилителя (до десятых долей процента по сути). Скорее всего вы их просто не услышите, и уже не важно какого они будут порядка.
Если у вас уже есть ламповый усилитель- прежде чем говорить «у тя просто макет фуфло, а вот у меня!...» — возьмите транзисторный (да хоть китайский модуль на TDA2030), возьмите переменный резистор небольшого номинала (до 10 Ом), возьмите любой приличный микрофон (хоть клон капсюля WM-61a)- и повторите этот занимательный опыт.
Если лампового усилителя нет, но звук в хате «плохой»- теперь вы знаете как это можно легко, быстро, а главное- дешево исправить. При том без всяких сложных и дорогостоящих DSP.
6. Историческая справка.
Я далеко не первый, кто связал «приятное уху звучание» с высоким выходным сопротивлением усилителя. Очень рекомендую нагуглить следующие статьи:
1. С. Агеев — «Должен ли УМЗЧ иметь малое выходное сопротивление?»
2. А. Любимов — "«Сладкая парочка»: громкоговоритель + УЗЧ"
Там многое вышеизложенное объяснено грамотно, с формулами, и вообще сделано это умными людьми. ;)
А статью Сухова не найдете? ;) Я бы ее добавил к «исторической справке»…
Примечание: персоналки со спектралабом или REW тогда ещё не пришли в нашу жизнь.
Т.о. образом увидеть АЧХ своеего сетапа несложно: выйти на любое открытое пространство.
Посему как во всяких квестах- «использую что есть».
Для измерения микрофон у вас есть, для создания панелей нужны фанера, ДСП, минвата и герметик
А мне ж еще это все потом «в железе» надо, с компа-то я не кручу… Убоялся сложности грядущей приблуды, в общем.
зу
Но третьоктавный эквалайзер "… не все могут иметь. Вернее иметь могут не только лишь все, мало кто может это делать" (перефраз из Кличко).
Обычный октавный не годится. Вернее, недостаточно эффективен.
Как-то хетел приобщиться, даже купил дорогую звуковуху. Фишки не просек, карту продал и больше к идее не возвращаюсь. Не мое. Или какого-то чуда ждал, но его не произошло. Звук как звук, только дохрена дороже.
Envy24 или Aureal Vortex никогда не стоили дорого, а звук давали (драйверов под современные ОС традиционно нет) очень и очень хороший.
ЦАП на PCM2704 (если не ударяться головой в 96-128-256 кГц) — вообще песня, и заводится в любой ОС, без дополнительных движений.
Поэтому сравнение «дорогое <> дешевое» прокатывает только с совсем убогими картами, у которых плохо всё — от ЦАПа до выходных каскадов. Из последнего, что было в личном пользовпнии, и за что стоило бы отдавать деньги, отмечу Audigy2 ZS (да, я в курсе про внутренние 48 кГц) — с правильными драйверами она давала очень хороший звук и удобство использования.
Раньше, с выходом в продажу Creative SB16 (да, я старый), это было действительно сильно. Качество звука там подросло как минимум за счет ушедших шумов, наводок и всякого мусора. Ну а дальше и интегрированные подтянулись, и акустика хорошая доступнее стала.
В\ч писк дросселя в БП слышу, злит; красивые переходы в мелодии тоже, нравится если умело написали\сыграли\спели. А вот этих «расширений сцен» и «шелковистостей\бархатностей» и что бы «другими красками заиграло»… ну никак. Похоже, тут вера нужна больше, чем слух. :)
по отзывам, звук у неё не ахти. как по-мне, AE-5 Plus звучит лучше.
Audigy2 ZS тоже есть, звучит неплохо, но тоже хуже АЕ5.
После А2ЗС (у ней померли конденсаторы, но я об этом узнал через три года) у меня была Энви, а потом случайно за копейки купил PCM-2704 (для совсем другого применения). Послушал её, и понял — всё, мне больше ничего не нужно (микрофона мне не надо, есть в USB-камере). Нормальный усилитель, АС — и хватит метаний.
А что касается эксперимента автора, то советую попробовать ИТУН. Там усилитель с резистором включаются чуть иначе:
Я пробовал когда-то, лучше всего эффект достигается с широкополосными головками с высокой добротностью в акустическом экране. Фазоинверторные многополосные системы начинают играть иначе и, по моему мнению, значительно хуже, особенно в низкочастотном диапазоне. Частота настройки фазоинвертора улетает вверх, нижняя середина немного гундосит.
Но вообще, всё это рукоблудие. Хороший источник и акустика+помещение решают. С ними любой усилитель играет хорошо, если он не «полное дно» (вроде TDA7265 из Sven).
Если источник и акустика на вторичном рынке суммарно стоят меньше $500 — с усилителями считаю вообще заморачиваться смысла 0. Пара Lm3886 и вопрос можно закрывать.
А «ламповый звук» лучше и проще добавить соответствующими плагинами в плеере. Например, в Foobar2000 таких полно.
Думаю, стоит попробовать что-то такое:
R1,R2 — ООС по напряжению. R4 шунт. R3,R2 -ООС по току.
При этом не придется почти половину мощности расходовать на нагрев резистора.
Например такая.
Нижний конец C5 следует подключить к общему проводу, иначе идея не сработает. Это косяк автора схемы.
Впрочем, не буду утверждать. Возможно, есть специальные проходные конденсаторы для аудиофилов, с четырьмя выводами…
Нагрузка включается в цепь ОС. Колонки подключены проводами по 3 метра- получалась адова куча наводок, побороть фон мне так и не удалось. :( Встраивать усилитель в колонку не готов морально…
Кстати, что «чистый ИТУН» звучит «плохо»- упомянуто в какой-то из статей, которые я приводил в конце. В какой- не помню. :(
но я имел в виду влияние через воздух.
В общем случае бетонные стены (панель/монолит) = комната заводится (резонансы).
У вас я так понял теории, у меня практика)
Если у вас дешевая акустика, которой не может управлять дешевый усилитель то вот вам и гундежь)
Вы в начале пути:)
Я уже в конце пути. Ничего менять не планирую)
Просто наслаждаюсь музыкой)
Ну надеюсь, хоть корпус ламповизатора на трыдэ принтере будет напечатан? А то как-то отступили от канонов муськи, должно быть дорого, должно быть недоступно, надо сложно и колхозно… (злой сарказм окончен)
В принципе, расхождения в доли ома, я так понимаю, зависят от конкретной АС, точнее от разброса её параметров, следовательно можно усреднить и просто запихать 4 ома керамический резюльник и кондюк вовнутрю АС. Интересно, а есть разница между плёночными кондёрами и бумажными?
Дальше даже копаться не стану, пытаясь понять, где именно автор не прав. Где-то, да не прав, потому что чудес не бывает.
Все давно уже изучено.
Измерено и не на коленке
ну и слушать музыку, конечно, а не недостатки.
И вы уверены, что тот блин который вы получите из звука будет соответствовать звуку, который получил звукорежиссер в студии.
Возможно музыканты не узнали бы своих гитар)
Еще приплюсуйте к стоимости сетапа ковры)
Когда писАл пост думал про оцифровки 70-х)
PS как-то с рутреккера скачал дискографию МодернТокинг. Первые несколько альбомов до 90-х явно с мастер ленты оцифровки, компрессии нет. Я аж заслушался)
Проверил АЧХ в Аудишн
Ясен пень, что не получу. Если что, в стдии оно вообще специфически играет, и сама акустика там тоже специфическая. А вот получу ли я то, что звукорежиссёр хотел, чтобы я получил — скорее всего, да. И да, это посчти наверняка не то, что ожидали музыканты. Как-то так оно и работает.
Звук максимально приближен к оригиналу) хочется надеяться)
Есть еще один параметр хорошего усилителя — скорость нарастания напряжения. Крутилками это не исправить, а кашу в звуке можно получить. Есть некоторые композиции, с которыми мой сетап не справляется)
Может, это и можно решить сетапом (хотя не знаю, как он магически подстроится под провал в конкретной точке АЧХ в комнате, но допустим). Но многополосным эквалайзером это решается предсказуемо и, скорее всего, в разы дешевле.
Что до усилителей — насколько я понимаю, все проблемы с ними были решены лет сорок назад, и вполне себе средненькие транзисторные усилители годов восьмидесятіх-девяностых никаких подобных проблем не имели. Точнее, вообще никаких проблем не имели. А чего их иметь-то, всего-то двадцать килогерц и десятки ватт… И, если я правильно понимаю, о чём вы говорите, достаточно просто иметь запас по мощности, чтобы такой радости не было. Да и в принципе я бы такую проблему скорее на акустику списывал, чем на усилитель
Они необходимы
Но человек выше отмечает:
То есть, они просто использовали слишком дешевые голосовые связки?
И, при этом, вы же выше:
А вот теперь скажите, каким образом дорогой «сетап» без указанных выше компонентов будет хорошо звучать в любой комнате? А если он и правда так может, зачем же производитель их (указанные компоненты) производит?
Комната в моем случае тоже влияет на звук. Без этого никак.
Но звук сбалансирован, нет гундежа и отсутствие ковров (которые были на прошлой квартире) пошли на пользу. Звук стал более «воздушным»
Даллее если мы пригласим в мою комнату квартет Битлз, они будут играть в моей комнате и звук этот будет как звучание квартете в моей комнате.
Далее мы запишем каприз Паганини в студии в заглушенном помещении. Затем мы воспроизведем эту запись в соборе. Это будет звук скрипки в акустическом оформлении собора.
Затем мы пригласил оперную певицу спеть в комнату с плохой акустикой, голос будет звучать в комнате с плохой акустикой, но это будет голос с качественными связками)
Далее мы возьмем сетап за мильен долларов и в этойькомнате послушаем рок -ролл это будет звук хорошего сетапа в этой комнате.
Если же мы включим эту запись в этой комнате через бумбокс у нас отвалятся уши.
Думаю так)
Более качественный девайс стоит дороже.
Я бы хотел чтобы можно было купить достойно звучаший девайс задешево. Но почему-то никто не продает)
Суть эксперимента была выяснить «что же такое ламповый звук». ;)
Теперь можно не перебирать бесконечно разные ламповые усилители, а просто резюк крутить- с тем же результатом.
А «методика подбора»- на слух, разумеется. Подкрутил-послушал. По-другому никак.
Если снизить или убрать ООС в транзистрном, то выходное вырастет. Но звук в ламповый не превратится.
Иначе бы хай энд фирмы делали недорогй апгрейд вставляя резистор в транзистрный усилитель, и утверждая что звук не хуже многотысячедоларовых ламповых аппаратов.
Но увы, такого чуда не случается. Я уже сколь ламповых и транзисторных переслушал, но дело то не только в выходном сопротивлении, которое на НЧ в основном влияет. А есть, помимо этого, куча других параметров и там транзисторные обсираются, а ламповые выигрывают.Навскидку-тембрально более натуральный звук, более свободная динамика, лучше передача динамических выбросов и эмоций итп. Есть и хреновые ламповые, обычно по переусложненой схеме или на негодных комплектующих сделанные.
Но, как уже тонко подметил neko_nya — то, что проще, не продать за дофига денег. Особенно, если оно меньше весит, меньше по размеру и меньше греется.
Да и есть например Гейн кард от японцев, 47 лаб вроде, внутри ТДА -шка 3086 по памяти номер не точно, ее обвязка и все. 9 деталей. Цена 3 тыс долл. И 5 тыс дол при раздельных Блоках питания где ткакже БП это тансформатор и пара кондеров с диодами. Пользуется известностью, продается и получает призы. На выставке хай энда придите и приносите свой аппарат можно и н е открывать крыщку. Пусть обыграет известные апараты, ведь вставил резюк и типа обыграл лаповый за 20 тыс долл. Миллионером никто стать не желает, так? ?)) Или дело в том, что не все так просто, и не обыграет транзистор с резюком что либо приличное.
А здесь ни искажений лапмпы вызванные ее нелинейностью, ни горбатой АЧХ от выходного транса…
С тем же успехом можно было силовой транс включить между обычным усилителем и динамиком. Причем силовой транс лучше кривит звук, с равномерностью его импеданса в зависимости от частоты вообще не заморачивались.
ПС За статью спасибо, было интересно.
Ну серьёзно, вы изменили АЧХ добавлением резистора, и вам просто очень повезло, что такое изменение хорошо легло на особенности вашей комнаты. При этом вы полностью убили демпфирование динамиков. А эквалайзер имеет безграничные возможности в этом плане. Если к практике, почему бы не использовать ADAU1701, например? Там куча возможностей.
совершенно не обязательно. Есть ламповики с выходным импедансом в доли Ом
И выходное сопротивление усилителя обязано быть низким — оно влияет на коэффициент демпфирования — контроль управления динамической головкой. Если у вас проблема с конкретной АЧХ, используйте эквалайзер
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.