RSS блога
Подписка
Удаление пассивного излучателя из акустической системы 35АС-015
Изменение акустического оформления НЧ секции 35АС-015 на «закрытый ящик».
1. 35 АС-015 «Электроника» — отечественная 3-х полосная напольная АС с пассивным излучателем (ссылка на полное описание).
Технические характеристики:
— диапазон воспроизводимых частот 25 (-9 дБ) – 35500 Гц
— чувствительность 86 дБ (0,4 Па/√Вт)
— неравномерность АЧХ в диапазоне 100 – 8000 Гц ±4 дБ
— сопротивление 4 Ом
— минимальное значение импеданса 3,2 Ом
— паспортная мощность 130 Вт
— кратковременная мощность 240 Вт
— используемые динамики 75 ГДН-1-4 (НЧ), 20 ГДС-1-8 (СЧ), 6 ГДВ-6-16 (ВЧ)
— габариты (ВхШхГ) 685х350х320 мм
— масса: 25 кг
2. Первая авторская модификация 35АС-015 была выполнена более 20 лет назад.
Пара колонок была доработана вслед за моими S-90.
Это была вторая пара АС, доработанных по схеме:
С того момента 35АС-015 радовали своего хозяина.
После серии экспериментов с оформлением типа закрытый ящик было решено упразднить пассивные излучатели.
ТЗ на 2-ю переделку АС 35АС-015:
— фильтры, динамики, корпус оставить без изменений
— удалить ПИ
— коррекцию АЧХ в области НЧ выполнить в строящемся усилителе мощности
Главное — не побеспокоить кошку:
3. Заглушки.
Пассивные излучатели получилось выковырять без особых проблем:
Посадочное место в корпусе 160*280 мм.
Размеры излучателя 157*277 мм.
Из 10мм фанерки были вырезаны две заглушки:
После обработки напильником:
Примерка:
Времянка, чтобы выполнить замеры:
Вот так выглядит заглушка за декоративной панелью:
Примечание: сначала был удалён ПИ только из одной колонки (на фото выше), а вторая колонка — на потом. ))
Заглушка (для 2-й колонки) после покраски:
4. Экспресс замеры.
Демонтаж НЧ динамиков с целью определения параметров Т/С я решил не выполнять.
Почему? Да потому, что никто не собирается менять существующий корпус на какой-то другой.
Достаточно лишь прикинуть добротность, которая получится для ЗЯ.
Параметры НЧ динамика 75 ГДН-1-4 известны:
— частота основного резонанса 25 Гц (±5 Гц)
— полная добротность 0,35 (±0,05)
— эквивалентный объём около 52 литров
В ЗЯ объёмом 48 литров получатся добротность около 0,6 (для Qts динамика = 0,4).
Супер!
Сравнительные АЧХ (микрофон на уровне НЧ динамика с расстояния 35 см ):
График голубым цветом — с пассивным излучателем,
график красным цветом — без ПИ.
Таким образом, после удаления ПИ требуется подъём АЧХ всего +6..9 дБ.
5. Для коррекции АЧХ в области НЧ применён пропорционально-интегрирующий фильтр,
подобный применённому с сабом 48 литров:
Подъём АЧХ составляет +6дБ на 40 Гц по сравнению с уровнем передачи на 1 кГц:
ФЧХ равномерная с частоты 40 Гц:
«Коридор» всего 40 градусов. Тут всё ОК.
Решение (bass boost) подсмотрено
Элементы R4, R8, C8.
Работает супер!
Данный фильтр был установлен перед оконечным усилителем мощности (после предварительного усилителя с регулятором громкости).
Как вариант, можно было бы использовать эквалайзер, но за отсутствием оного в сетапе обошлись бОлее компактным и надёжным решением.
6. Что достигнуто?
Во первых, ушло бубнение на НЧ, свойственное акустическим системам S-90 и их клонам.
Во вторых, субъективно НЧ стало меньше, но качество НЧ стало намного приятней.
Это переделка для музыки, а не для кино.
Должен предупредить, что любителиудара в грудь НЧ такую доработку не поймут.
Поэтому, прежде чем браться за отвёртку, определитесь, что для Вас важнее: громкость или качество.
Всем удачных экспериментов!
1. 35 АС-015 «Электроника» — отечественная 3-х полосная напольная АС с пассивным излучателем (ссылка на полное описание).
Технические характеристики:
— диапазон воспроизводимых частот 25 (-9 дБ) – 35500 Гц
— чувствительность 86 дБ (0,4 Па/√Вт)
— неравномерность АЧХ в диапазоне 100 – 8000 Гц ±4 дБ
— сопротивление 4 Ом
— минимальное значение импеданса 3,2 Ом
— паспортная мощность 130 Вт
— кратковременная мощность 240 Вт
— используемые динамики 75 ГДН-1-4 (НЧ), 20 ГДС-1-8 (СЧ), 6 ГДВ-6-16 (ВЧ)
— габариты (ВхШхГ) 685х350х320 мм
— масса: 25 кг
2. Первая авторская модификация 35АС-015 была выполнена более 20 лет назад.
Пара колонок была доработана вслед за моими S-90.
Это была вторая пара АС, доработанных по схеме:
С того момента 35АС-015 радовали своего хозяина.
После серии экспериментов с оформлением типа закрытый ящик было решено упразднить пассивные излучатели.
ТЗ на 2-ю переделку АС 35АС-015:
— фильтры, динамики, корпус оставить без изменений
— удалить ПИ
— коррекцию АЧХ в области НЧ выполнить в строящемся усилителе мощности
Главное — не побеспокоить кошку:
3. Заглушки.
Пассивные излучатели получилось выковырять без особых проблем:
Посадочное место в корпусе 160*280 мм.
Размеры излучателя 157*277 мм.
Из 10мм фанерки были вырезаны две заглушки:
После обработки напильником:
Примерка:
Времянка, чтобы выполнить замеры:
Вот так выглядит заглушка за декоративной панелью:
Примечание: сначала был удалён ПИ только из одной колонки (на фото выше), а вторая колонка — на потом. ))
Заглушка (для 2-й колонки) после покраски:
4. Экспресс замеры.
Демонтаж НЧ динамиков с целью определения параметров Т/С я решил не выполнять.
Почему? Да потому, что никто не собирается менять существующий корпус на какой-то другой.
Достаточно лишь прикинуть добротность, которая получится для ЗЯ.
Параметры НЧ динамика 75 ГДН-1-4 известны:
— частота основного резонанса 25 Гц (±5 Гц)
— полная добротность 0,35 (±0,05)
— эквивалентный объём около 52 литров
В ЗЯ объёмом 48 литров получатся добротность около 0,6 (для Qts динамика = 0,4).
Супер!
Сравнительные АЧХ (микрофон на уровне НЧ динамика с расстояния 35 см ):
График голубым цветом — с пассивным излучателем,
график красным цветом — без ПИ.
Таким образом, после удаления ПИ требуется подъём АЧХ всего +6..9 дБ.
5. Для коррекции АЧХ в области НЧ применён пропорционально-интегрирующий фильтр,
подобный применённому с сабом 48 литров:
Подъём АЧХ составляет +6дБ на 40 Гц по сравнению с уровнем передачи на 1 кГц:
ФЧХ равномерная с частоты 40 Гц:
«Коридор» всего 40 градусов. Тут всё ОК.
Решение (bass boost) подсмотрено
в кассетном плеере Sanyo
Элементы R4, R8, C8.
Работает супер!
Данный фильтр был установлен перед оконечным усилителем мощности (после предварительного усилителя с регулятором громкости).
Как вариант, можно было бы использовать эквалайзер, но за отсутствием оного в сетапе обошлись бОлее компактным и надёжным решением.
6. Что достигнуто?
Во первых, ушло бубнение на НЧ, свойственное акустическим системам S-90 и их клонам.
Во вторых, субъективно НЧ стало меньше, но качество НЧ стало намного приятней.
Это переделка для музыки, а не для кино.
Должен предупредить, что любители
Поэтому, прежде чем браться за отвёртку, определитесь, что для Вас важнее: громкость или качество.
Всем удачных экспериментов!
Самые обсуждаемые обзоры
+58 |
3600
113
|
+139 |
2540
66
|
не увлекаюсь разработкой динамиков, это не моё
измерительные микрофоны собираю, когда ко мне обращаются…
Довольно мучительно занятие, причем перематывать пришлось несколько раз — намотанная катушка снова сгорала…
рукам покоя не дает.
Я тоже пару раз менял «пищалки» в свое время.Потом дошло.Устранил
возбуждение RC последовательной цепочкой на выходе УНЧ.
И будет чарующее звучание с прозрачностью верхов и глубиной низов.
Почему производители отказались от ЗЯ, рассказывается в начале обзора.
Повторюсь: В поисках закрытого ящика или почему исчезает целый класс акустических систем.
Если речь о строгом определении ( т.е. имеющие компрессионную камеру) — тем более нет.
А нонсенс это засовывать любой дин куда бы то ни было без основания, без снятия параметров Тилля-Смолла.
Ваше утверждение справедливо только на «пассивных» акустических системах.
Например subj, хоть пример и очень грубый, — замена типа ак. оформления в помышленной колонке дичайшая дичь. Но, поверх этого была сделана доработка АЧХ эл. тракта.
Второй аргумент — «легкие» динамики ставят в маленькие корпуса. Это тоже дикая дичь. Или? Оказывается, нелинейность подвески гораздо больше (несоизмеримо больше) компрессии воздуха. При запихивании в малый корпус диффузор в большей степени висит на воздухе, чем на подвеске. За счет этого снижаются НИ. Падение на низших частотах придется компенсировать в усилителе и это очевидный недостаток, но… не всем нужно бухать на весь дом, а 30+см динамики особо маломощными не назовешь.
Путем 3-х кратного снижения подводимого ко входу усилителя напряжения.
P.S. человек всего лишь «фанерную заплату на борт титаника поставил» и если ему так нравится — то пусть стоит. А прежде чем его грязью поливать, Kshishtoff сначала покажи сам на что способен, а до той поры «твое бесценное мнение» в вопросах DIY гроша ломаного не стоит.
А тот кто на вентилятор «вбросил» — вообще полный ноль над которым любые математические действия производить не имеет разницы — все одно тем же и останется.
Но если другие аллегории окромя «сосать» Вашему потребительскому разуму не доступны —
вкусите любимых диспенсеров и зарядок закусив их скидками (хрен редьки не слаще). С таким отношением тут авторов скоро не останется вообще — многие это дело уже забросили, а другие — на грани этого.
P.S. скоро так останутся вообще одни нули-минусаторы которые будут минусовать друг друга, будет любопытно глянуть на этот серпентарий, НО издалека — со стороны))
А если по делу, то приложите ссылку или скрин того, где я поливал тов. Maxim_Sed грязью, будьте добры.
На заводах ВСЕ руководство практически то же самое — сотни предприятий могу назвать, где от директора до банального мастера выходцы из рабочего класса (получать высшее образование их посылали только после того, как они проявляли «склад ума» и не ранее того). Образование полученное заранее на стороне — это как правило был «приговор на всей последующей карьере» — ИТР инженер-технолог с зарплатой 110 руб. и практически невозможностью с этой должности вылезти — карьерного роста там не было.
Чем занимались технологи — они писали «дичь» называемую технологиями (и сами в это верили). На самом деле их «технологии» во времена СССР представляли собой… банальную дезинформацию для западных разведслужб — это еще Берия придумал, а Андропов продолжил. Можно смело отдать чертежи ракетных двигателей и технологии (что и было сделано) американцам, но сделать их по ним увы не получится: «Слава советским технологам!» Дело в том, что за порог своего кабинета они никогда не выходили, а потому не знают даже оборудования на котором это делается (про индивидуальную оснастку у каждого работника вообще молчу). Написать что-либо вменяемое при этом вообще невозможно и поэтому дезинформация идеальна. То что делалось на местах известно только непосредственным исполнителям: рабочим, бригадирам, мастерам, начальникам цехов и… ведущим инженерам — конструкторам которые общались с рабочей средой напрямик минуя технологов-дезинформаторов. Частенько приходилось видеть как они по пол-дня бегают и консультируются у рабочих по цеху. Кстати зарплата инженера конструктора была 550 руб. а не 110руб. как у дезинформаторов. В общем историю Вы увы не знаете вообще…
В ссср были нормальные колонки на широкополосных динах типа 4А32 итп и несколько бытовых моделей. Но вся эта серия ящиков для рассады к нормальному звуку отношения не имеет
Берете и сравниваете на своем материале. У вас салон аудио в городе есть?
Я вам больше скажу. У меня ещё группа по интересам была, где прослушку проводили, ездили по салонам, выставкам итд. Так что даже больше, чем 'нравится'
А для потакания личному восприятию придумали прибор, который называется регулятор тембра.
а реально звук — полное гуано (гудёж-бубнёж и прочие прелести)
Не смешите. Нормальный современный хай-фай их делает по качеству воспроизведения как бобик тряпку"
все массовые советские АС были редкостной фигнёй.
Звучали они только на фоне советских же дешёвых поделок.
Относительно хорошими были 75АС «Кливер», появившиеся под самый закат Союза.
Были «Электроника», слизанные с Fisher -ов, с динамиками из вспененного металла, редкие и очень дорогие, тоже хорошие.
Были 100АС, которые вообще мало кто вживую видел.
Все эти модели — большие, дорогие, редкие.
Да, было немного нормальных, как исключение из правил
а у каждого свой уровень восприятия звука!
инструменты, радиодетали — всё есть в доме в наличии
Если добиваться линейности АЧХ, лучше применить ПАС — панель акустического сопротивления или как уже говорили не раз усилитель с ЭМОС. Но всё это безполезно, т.к. применяемая ВЧ головка сс-ыкает на частоте 3 кГц, а СЧ имеет провал в середине АЧХ.
См. п. 7
В данной паре АС уже более 20 лет как заменены фильтры и динамики СЧ.
Тон «задают» СЧ динамики, которые заменены на 20ГДШ-101.
Их звучание очень узнаваемо.
Сейчас слушаю Heco Victa 601 через самодельный JLH-1969.
Нравится.
И к этому, естественно, новый кроссовер, в котором, что логично, частота раздела между СЧ и ВЧ прилично поднята.
Да, если бы я хотел радикально повысить качество НЧ для музыки, я бы ЭМОС сделал. Гуглится, там пьезоэлемент имплантируется под пылезащитный колпачок. Искажения на НЧ снижаются на порядки. Но я всё, ушеман (или наушникофил) — уже, наверное, никогда не повторю. Но отзывы положительные. Главным образом потому, что дорогие НЧ головки уже не особо нужны. Вполне хватает «совка».
Входное сопротивление усилителя, как правило, около 47 кОм, что почти не влияет на расчёт корректирующей цепочки.
Можно в том же симуляторе добавить Rнагр.
другой вопрос как мотивировать кошку урчать в такт музыке…
www.google.com/search?q=%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80+%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B2%D0%B8%D1%86%D0%B0&oq=%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80+%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B2%D0%B8%D1%86%D0%B0&aqs=chrome..69i57.4876j0j1&sourceid=chrome&ie=UTF-8
Они с ним все бубнят, даже относительно дорогие и хорошие (даже dynaudio bm-15 например).
Ну и да, есть разновидность людей которым надо чтобы бумкало погромче, ну а как — не важно. Им можно не затыкать.
Низы очень аккуратные, при этом вниз они лезут очень глубоко
У Вас великолепное чувство юмора!
Во вторых, если уж затыкать фазик, то весьма неплохо было бы и уменьшить внутренний объем колонки, навскидку на 30-40%.
В третьих, задуматься, а не зря ли его установили на заводе, простотпоробовать замерить правильность настройки фазика, подкорректировать трубу по необходимости.
«В ЗЯ объёмом 48 литров получатся добротность около 0,6 (для Qts динамика = 0,4).»
в данном случае 48л — оптимальный объём для ЗЯ (чтобы добротность была пониже)
С учетом разброса параметров и старения советских динов вполне вероятно, что именно этому дину хорошо в ЗЯ, не спорю.
2. Не обязательно, надо считать и мерить.
3. На заводе его установили не зря — не пропадать же добру даром, любители «бум-бум» будут очень расстроены если их лишат половины их законного «бума». Другое дело, что если вы предпочитаете не «бум-бум», а хороший звук. Тогда его тоже скорее всего установили не зря, просто эти колонки не для вас.
Ладно если бы речь шла о дешевых мультимедиа АС, их скорее всего небрежно рассчитывают и ориентируют именно на бум-бум, но Вы и условно хорошие колонки в общую массу свалили, те над ровностью АЧХ которых скорее всего работали, старались выровнять.
Фазоинвертор — это компромисс между мощностью и качеством.
Потому что без него вы половину акустической мощности рассеиваете в тепло. Что не есть хорошо в плане экономичности и КПД, но хорошо в плане правильности звука.
Точно так же как и усилитель класса А, например, ужасно неэкономичен, греется и имеет жуткий КПД и как правило мизерную мощность, зато его характеристика более-менее похожа на линейную.
Да, фазоинвертор можно настроить так, чтобы было не очень плохо, а ну где-то так себе плохо. Если у вас задача выдать достаточную мощность на акустику — конечно это неизбежное зло, с которым придётся мириться.
Если же вы хотите для себя любимого послушать музыку под бокальчик коньяка — затыкайте и не задумывайтесь. Или берите сразу закрытый ящик. Разумеется чем меньше полос — тем лучше, так что трёхполосные колонки как здесь — тоже не очень хороший вариант.
Ну а да, если уж совсем красиво хочется, то возвращаясь к вашему первому тезису можно и в комнате резонансные моды убрать, низкочастотных ловушек навешать, и например её полностью заглушить или как LEDE оформить (лучше), но тут мы уже выходим за рамки рассматриваемого предмета.
Но для большинства достаточно, чтобы громко, чтобы «колышат супербасы». Поэтому они выбирают многополосные системы с фазоинверторами и сабвуферами. Ну а массовый производитель удовлетворяет этот спрос.
Как я выяснил для себя, прослушав множество аппаратуры самого разного качества и стоимости, любимая музыка способна доставить удовольствие при любом качестве и способе воспроизведения. Хоть из радиоточки, хоть с телефона, хоть уличным музыкантом (если он не фальшивит, конечно). Поэтому время стоит тратить не на аппаратуру, а на музыку.
Если же вы хотите для себя любимого послушать музыку под бокальчик коньяка — затыкайте и не задумывайтесь."
сразу видно мало понимающего в акустике человека.
Если мы говорим про рассчитанную под ЗЯ акустику — да, она может отлично звучать, и то не всегда.
Если просто заткнуть ФИ у акустики с ФИ, совсем не обязательно станет лучше, с хорошей станет не просто меньше низов, но ещё и кривее АЧХ.
«фазоинвертор можно настроить так, чтобы было не очень плохо,»
вообще-то в хороших он настроен так, что очень даже хорошо. Понятно, не только ФИ, всё рассчитывается и проверяется.
Абсолютно каждый мнит себя экспертом. И не стесняется сказать действующему члену AES, построившему несколько студий и проработавшему 18 лет звукорежиссёром кино что он «мало понимающий в акустике человек».
От здешних завсегдатаев почту за комплимент, пожалуй.
один человек экспериментирует и пишет обзор
а 100 человек
силой мысли генерального секретарярассказывают ему,как сделать лучше
топтать клавиатуру все умеют…
Что же касается вашего эксперимента — мне нравится. Особенно учитывая что эту трехствольную систему залпового бубня, разработанную лучшими инженерами советской аудиооборонной промышленности прямо не выходя из алкогольной комы и собранную нормальными советскими рабочими с растущими из нормальной задницы руками из нормальных советских комплектущих не способно в принципе ничто, задача кажется особенно интересной.
и на свет появились 100 АС-002-1 «Кливер»
по сути — те же s-90, но динамики завода «Красный луч»
и акустическое оформление — ЗЯ
Технические характеристики
3-х полосная АС закрытого типа
Диапазон воспроизводимых частот: 40 – 25000 Гц
Продавались они еще в начале 90х
Вообще большая часть советской бытовой техники (а для аудиотехники этот закон соблюдался на 100%) была цельнодраной с зарубежных аналогов, но разумеется на местных комплектующих и с соответствующими последствиями.
Но вот как раз этот экземпляр действительно скорее похож на локальное просветление в перестроечные времена, по крайней мере дизайн слегка намекает о своём не-западном происхождении, как и три полосы о тяжкой наследственности (в те годы уже на такую относительно небольшую мощность все обходились двумя без мучительно больного кроссовера)
Звучат по низам очень хорошо и к комнате-мебели не привередливы. По СЧ конечно унылы, там 20 ГДС стоит. В Кливерах стоит почти то же самое. По сути добавили индикатор и «дизайн».
помнится, народ отключал индикаторы в Кливерах
кто ж спорит?
но для реализации этих тестов нужны условия:
— группа неглухих участников
— аппаратура
— помещение
— выпивка с закуской
а перемещаться, чтобы послушать, за 100+ км (в другие города) ситуация не позволяет
правда, соратники были тогда старше меня (в отцы годились)
некоторые уже не с нами (
сегодня всего три человека в «группе по интересам», считая меня
не пробовал
задача состояла в том, чтобы выполнить доработку в кратчайшие сроки
описание
Продал их и купил Paradigm Studio V2, но продал и их и поcледние уже лет 7 слушаю Canton Ergo DC70, с удовольствием бы и менял бы и дальше — но увы, пока Кэнтоны вполне устраивают
Благо, АС не использовались (не хранились) в гараже.
На рынке полно акустики, новой и б/у, начиная от очень скромных сумм, которая звучит получше тех ящиков с дровами.
Если это не музейной ценности акустическая система — хорошо.
Если есть возможность откатить переделку — хорошо.
Если автор может качественно измерить параметры «до и после» — хорошо.
п.с. поручу ка я эквалайзер в плеере.