RSS блога
Подписка
Сабвуфер 100 литров в акустическом оформлении "закрытый ящик" на базе динамика 100ГДН-3.
Обзор, написанный в ходе постройки сабвуфера.
Рассчитано на подготовленного читателя.
1. Вместо предисловия.
Если посмотреть незамутнённым взглядом на выбор продаваемых сабвуферов, то можно заметить, что все модели имеют акустическое оформление — фазоинвертор (ФИ).
Я не сильно ошибусь, если напишу, что сабов в акустическом оформлении ЗЯ по доступным ценам по сути и нет.
На эту тему мне попалась любопытная статья на habr-е:
В поисках закрытого ящика или почему исчезает целый класс акустических систем (ссылка на первоисточник)
2. 14.01.2021
Праздники закончились, и свободного времени стало ещё больше.
Проект мега-колонок объёмом 200 литров канул в лету, а НЧ динамики 100ГДН-3 в заводской упаковке спокойно себе хранились до настоящего времени.
Всего было куплено две пары динамиков 100ГДН-3.
У первой пары были успешно измерены параметры Т/С:
В то время я работал в конторе Fonel, лаборатория разработки которой находилась в нашем захолустном городе.
Затем мне показалось, что одной пары динамиков будет мало.
И была куплена ещё одна пара, которая осталась без «входного контроля».
Далее события развивались совсем нелогично: протестированная пара динамиков была подарена другу на эксперименты, а вторая так и осталась храниться.
3. Прежде, чем пилить корпус из фанеры, было решено изготовить «черновой» вариант из 18мм ДСП.
Кусок такого ДСП размерами 80*160см (бывшая спинка кровати) хранился в доме вот уже 30 лет (с 1990 года).
Примерно половину этого срока — у родителей. И всё остальное время — у меня.
Внутренний объём закрытого ящика (ЗЯ) задуман 100 литров.
Естественно, сколько-то отнимут брусья, магнитная система и звукопоглотитель (наполнитель).
Хотелки:
— не планируется использовать саб на больших мощностях и пугать соседей
— масса корпуса должна быть такой, чтобы его мог поднять и переместить один человек без последствий в виде грыжи (двойные стенки с заполнением песком\цементом\смолой отложим на будущее)
— послушать резонансы корпуса такой конфигурации и потренироваться в их снижении различными методами (например, автомобильной антишумкой, распорками и т.д.)
По результатам экспериментов можно будет решить, что дальше делать с ящиком: использовать «для рассады» © или просто выкинуть с балкона 9-го этажа.
Эскизы корпуса (и распиловка куска ДСП):
4. Пока эскизы были в работе, нашлось время почитать немного разного на тему расчётов ЗЯ, проблем снижения резонансов корпуса и т.д.
Чем обклеить саб внутри? (ссылка)
Звукоизоляция саба (ссылка).
Материалы для демпфирования корпуса АС (ссылка).
5. 2.02.2021 Наконец то получен корпус:
Первая примерка:
Спектр звука корпуса (удар по стенке):
Сравнить не с чем, т.к. это первые шаги.
Будет над чем подумать…
Клеммники для подключения кабелей к АС достались мне раскомплектованными (только пластсмасски).
Пришлось потратить время, чтобы вернуть им прежний функционал и установить на корпусе:
6. Замеры параметров Т/С (или грабли #1 )
По обыкновению использована программа JBL Speakershop.
Список оборудования:
— звуковая карта ПК ION2 (Intel Atom D525) в качестве источника синусоиды (+ программа SpectraLab)
— стерео усилитель на базе tpa3116
— мультиметр MASTECH MS8239C в качестве вольтметра
Результаты замеров:
Сравнил с паспортными данными:
Частота резонанса: 25 Гц (±5 Гц)
Эквивалентный объем: 200 л (±50 л)
Полная добротность: 0,35 (±0,1)
Что-то не сходится. ((
Но окончательно меня добил расчёт ЗЯ:
500 литров!
Прежде, чем повторить замеры, решил проверить, что же обеспечивает усилитель по выходу на нагрузку 1 кОм.
Вот что получилось:
500 Гц — 10,75 В (RMS)
100 Гц — 10,57 В
50 Гц — 10,0 В
25 Гц — 8,4 В
16 Гц — 6,42 В
Линейная АЧХ «не состоялась».
Теперь предстоит разобраться, где же слабое звено в списке оборудования?
7. 3.02.2021 Проверка выхода звуковой карты ПК Ion.
Условия эксперимента:
— к выходу звуковой карты (т.е. к выходу на наушники) подсоединены в параллель usb-осциллограф и мультиметр MS8239C
— синус генерируется программно в SpectraLab
Частота (Гц) Показание осциллографа (мВ) Показание мультиметра (мВ)
500________840_______________________837
250________841_______________________840
100________842_______________________840
50_________828_______________________831
25_________800_______________________808 (+1% по сравнению с осциллографом)
20_________776_______________________789 (+2%)
15_________736_______________________753 (+2%)
10_________633_______________________673 (+6%)
По осциллографу спад АЧХ на частоте 10 Гц составил -25% (по сравнению с 500 Гц).
По мультиметру немного меньше.
Т.о. из трех неизвестных (звуковая карта ПК, усилитель на tpa3116, мультиметр) определён 1-й кандидат «на отчисление»: ПК Ion.
8. ПК с материнской платой Gigabyte MA770T-UD3 (грабли #2 ).
При попытке по быстрому установить программу JBL Speakershop комп ругнулся.
Не удивительно: Win7 64bit. (((
Ставить виртуальную машину меня совсем не прельщало.
Поэтому пришлось снести Win7 и установить Win XP из образа системы.
Только после запуска Win XP получилось установить программы JBL Speakershop и SpectraLab.
9. Проверка выхода звуковой карты Gigabyte MA770T-UD3.
Условия эксперимента — без изменений.
Частота (Гц) Показание осциллографа (мВ) Показание мультиметра (мВ)
500________887_______________________884
250________883_______________________888
100________886_______________________890
50_________883_______________________890
25_________872_______________________888
20_________866_______________________888
15_________852_______________________887
10_________821_______________________883
Супер! Звуковая карта ПК обеспечивает линейную АЧХ до 10 Гц.
Показания мультиметра вполне достоверны, поэтому для дальнейших замеров можно обойтись только им.
10. Проверка АЧХ усилителя Амфитон-У-101-М.
Условия эксперимента:
— к выходу звуковой карты Gigabyte MA770T-UD3 подсоединён усилитель
— нагрузка усилителя — 1 кОм (можно считать на х.х. )
— мультиметр в качестве измерителя
Частота (Гц) Показание мультиметра (В)
500________3,191
250________3,197
100________3,198
50_________3,194
25_________3,189
20_________3,184
15_________3,175
10_________3,154
Всё ОК.
11 Замеры параметров Т/С (2-я попытка).
Дальше дело пошло как по маслу.
Параметры динамика 100ГДН-3 №3:
Добротность 0,51, что больше похоже на правду.
Но в ЗЯ 100 литров этот динамик не очень вписывается:
Пока собран стенд для проверки, я вытащил 2-й «новенький» динамик:
Параметры динамика 100ГДН-3 №4:
Расчёт для ЗЯ 100л порадовал:
12. Виброглушение стенок корпуса (грабли #3).
Начитавшись всякого разного, решил я утяжелить (задемпфировать) стенки.
Вариантов было немного:
1) битумная мастика из автомагазина (меня вежливо предупредили, что вонь от неё будет пожизненная)
2) самоклеящиеся «коврики» из автомагазина (как я понял из разговора с продавцом, висеть на стенках они долго не будут: отклеятся)
3) слой резины на какой-нибудь клей
4) толстый слойшоколада акрилового герметика
Самым простым представлялся 4-й вариант.
Нашлась вот такая субстанция: супер эластичный акриловый герметик (клей) Lacrysil.
Цена 3 кг ведра — около 15уе. Дороговато. (
Но без запаха!
По обыкновению без проделок фортуны не обошлось.
«Пошли покупать ноутбук, а купили шубу». ©
Вот и у меня, как в этом анекдоте.
Пошёл в строительный магазин за проводом 2*1 кв.мм, и увидел… 2мм листовую резину.
Всего 35 грн/кг.
Прикинул в уме: 3кг * 35 грн/кг = 105 грн.
Нормально. А клей какой-нибудь придумаю…
По предварительным расчётам масса куска резины с такими размерами должна составить около 3,4 кг (для плотности 1200 кг/куб.м).
Прикинул, что куска 1,1*1,3 м будет достаточно.
Отрезали, взвесили: почти 5 кг.
Странно. Где же ошибка?
Не стал мучить продавцов лишними вопросами, схватил покупку и помчался домой.
Листовая резина, отогревшись в квартире, начала жутко вонять (пришлось временно поселить её на балконе).
Осталось дело за малым: по быстрому намазать стенки клеем, наклеить куски резины и подождать.
И тут мне показалось, что использовать акриловый клей-герметик будет в самый раз:
— не воняет
— сохнет не очень быстро (чтобы успеть намазать склеиваемую поверхность)
Пришлось сделать ещё один заход в строймаг за 1кг ведром с клеем:
Лист резины перед «раскройкой»:
Грабли #3: после склейки стенки из ДСП прогнулись на несколько мм.
Виной тому — вода в составе акрилового клея.
Это искривление замедлило сборку корпуса на пару недель.
«Подождём» © — подумал я. Просохнет и само собой выровняется.
Неа, за неделю не выровнялось.
Дальше последовали пляски со струбцинами, грузами и многослойными ругательствами.
Стенки немного подровнялись, но 1-2 мм прогиб всё же остался.
Далее последовало склеивание частей корпуса на обычный ПВА.
На фото ниже — корпус после приклеивания верхней панели корпуса.
Подходящего груза, чтобы прижать, в доме не нашлось.
Пришлось использовать колесо с летней резиной:
В последнюю очередь была приклеена декоративная панель из ламинированного ДСП.
13. Сборка.
Звукопоглощающий материал внутри корпуса отсутствует.
В перспективе © вовнутрь будет добавлен синтепух.
Ну а пока что без него.
Динамик закреплён на шесть саморезов ф4,2мм:
По окружности корзины динамика — уплотнитель для дверей с клейкой основой шириной 1 см.
14. АЧХ сабвуфера.
Условия замеров:
— любые фильтры в сетапе отсутствуют
— саб подключен к одному каналу УМ
— расстояние до микрофона 33 см
Совмещённые графики:
АЧХ красным цветом:
— свип-тон 20-200 Гц (логарифмическое увеличение частоты во времени)
— период повторения 10 с
— октавная шкала частот (усреднение 1/6 октавы)
АЧХ зелёным цветом:
— свип-тон 20-200 Гц (логарифмическое увеличение частоты во времени)
— период повторения 10 с
— логарифмическая шкала частот
АЧХ голубым цветом
— розовый шум 20 Гц — 20 кГц
— октавная шкала частот (усреднение 1/6 октавы) при общем усреднении 500
Самый любопытный замер — АЧХ свип-тоном 20-200 Гц.
Можно услышать и выловить любые призвуки и резонансы системы: во время выполнения замера видны точки при построении АЧХ и соответствующая ей частота.
Словом, мультфильм для очень взрослых дядей.
Вывод: необходимо компенсировать спад АЧХ в диапазоне 30-50 Гц.
Хотя быодин ящик © 6..10 дБ.
Компенсация на большее значение (например, трансформатором Линквитца) потянет за собой:
— увеличение ГВЗ
— усложнение схемы
— увеличение коэффициента гармоник динамика
15. Корректирующее звено (корректирующий ФНЧ) для сабвуфера.
При первом включении использовался ФНЧ 1-го порядка, который уже был в сетапе с 48л сабом (см. пункты 9 и 10 в недавнем обзоре).
Данный ФНЧ используется в необычном режиме: интерес представляет диапазон частот от полосы пропускания до полосы заграждения, где спад АЧХ 6дБ/октаву.
После первых прослушиваний и замеров схемка корректирующего ФНЧ была изменена до следующего вида:
Собственно ФНЧ на схеме — это R2 и C1 совместно с входным сопротивлением 9,2 кОм УМ для саба.
ФНЧ подключается к одному из каналов стереопары Heco.
АЧХ фильтра:
Спад -3дБ начинается с частоты 42 Гц.
Частота единичного усиления (ФНЧ+УМ) 230 Гц
Важная особенность сетапа: отсутствие фильтра-сабсоника.
Иначе какой смысл корректирующего ФНЧ? )))
АЧХ саба (замер розовым шумом):
график синим цветом — без корректирующего ФНЧ
график жёлтым цветом — с корректирующим ФНЧ (6,8кОм 1мкФ на Rвх.=9,2кОм)
Суммарная АЧХ саб+стереопара Heco:
график коричневым цветом — АЧХ стереопары Heco без саба
график жёлтым цветом — суммарная АЧХ
Подъём +20 дБ на частоте 40 Гц. Куда уж больше? )))
Собственно, цифра +20дБ соответствует коэффициенту усиления сабового усилителя Ку=10.
Совпадение?
16. В качестве музыкального материала для прослушивания были отобраны некоторые композиции и альбомы.
1) Vaya Con Dios — The Best
Сборник откровенно пиратский, качество записей на троечку. Но подборка композиций — 5+.
С приходом торрентов сборник был пересобран лично из фирменных CD-дисков европейских изданий.
Для этого было скачано более десятка альбомов, треки были прослушаны и проанализированы спектроанализатором.
Естественно, каждая интересующая композиция была выбрана в лучшем качестве.
Сколько времени ушло на пересборку история умалчивает.
Треки в сборнике немного отличаются по качеству.
Но самое важное — тональный баланс. Нет выпирающих низких частот, что важно для прослушивания сабвуфера.
2) Richard Clayderman — Tango (1996)
В этом издании НЧ несколько побольше.
1. La Cumparsita
2. A Media Luz
3. El Choclo
4. Mano a Mano
5. Volver
6. Adios Pampa Mia
7. Caminito
8. Mi Buenos Aires Querido
9. Sus Ojos se Cerraron
10. El Dia Que Me Quieras
11. Tomo y obligo
12. From A Distance
13. Sacrifice
14. Moonfire
15. Lizzie
16. Careless Whisper
17. Maracaibo
3) Youngblood Brass Band (выборка)
Вот тут уже можно пожелать соседям доброй ночи.
4) Чтобы послушать барабаны (могу ошибиться в названии муз. инструментов)
Kitaro — Daylight, Moonlight — Live in Yakushiji (CD2) 2002
04 Kitaro — Wa (с отметки 6 мин)
Творчество Kitaro — для любителей инструментальной музыки.
Это не для поколения пепси. ;)
5) Tommy Emmanuel (выборка)
6) Kazu Matsui, Keiko Matsui – Bamboo (2002)
7) Yasmin Levy «Mano Suave» (2007)
Естественно, было прослушано на много больше из своей коллекции.
Я постараюсь описать максимально ОБЪЕКТИВНО свои впечатления от прослушивания.
«Старался изо всех сил.» ©
Впечатления и выводы:
1. Звук саба ЗЯ 100л — это нечто (пусть даже в акустически неподготовленном помещении).
Если хочешь саб для музыки — только ЗЯ.
ФИ (не говоря уже про пассивный излучатель) — это компромис.
2. Всё, что сказано в скопированной статье (в начале обзора) — правда.
Если хочется настоящих НЧ, не надо искать отговорки («жена не поймёт», «места нет» и т.д.).
Достаточно упразднить какой-нибудь пуфик или тумбочку, и место 0,5*0,5м для саба найдено.
3. Качество свучания связки саб+стереопара очень зависит от музыкального материала: даже в одном сборнике (например, в «Bamboo» ) одни треки звучат очень даже, а другие — не очень.
4. Саб ЗЯ 100 литров — это заметно лучше, чем саб ЗЯ 48 литров.
По началу кажется, что много НЧ.
По мере прослушивания различных композиций «процессор Dolby ProLogic», который под крышкой черепа, адаптируется к новым условиям.
Чем ЗЯ больше, тем лучше. ©
5. По НЧ получился немного перебор. В будущем планируется доводка корректирующих цепей для саба, пляски с микрофоном, перемещения саба по комнате и т.д.
Тонкомпенсация в сетапе отсутствует. Поэтому небольшой перебор нивелируется при прослушивании на низких уровнях.
6. О громкости прослушивания сетапа.
Да, иногда хочется «добавить коксу» и послушать в кайф несколько композиций.
Но 99% времени я слушаю всё на очень умеренной громкости.
Так что соседям грех жаловаться.
7. Для сабвуфера требуется отдельный усилитель с регулировками (частота среза ФНЧ, уровень и др.).
АЧХ корректирующих цепей в полосе пропускания ФНЧ, в общем случае, нелинейна.
8. Поскольку уровень НЧ у различных записей отличается (от «ничего нет» до «ввалим так, чтобы на сматрфоне было слышно»), в сетапе желательно иметь подстройку уровня для саба, выполняемую с пульта ДУ.
Имхо, достаточно пяти ступеней:
-6 дБ
-3 дБ
0 дБ
+3 дБ
+6 дБ
Как это реализовать? Не придумал ещё.
9. Я нисколько не жалею о времени, потраченном на сборку саба.
Надо было не лениться и сделать это лет 15 назад. ))
Всем удачных экспериментов!
Это ещё не всё. ;) Продолжение следует…
Примечания и пояснения: графики удобней рассматривать в полноразмерном виде (открываются по клику), тогда отображение тонких линий корректно, и лучше видны тёмные цвета.
Рассчитано на подготовленного читателя.
1. Вместо предисловия.
Если посмотреть незамутнённым взглядом на выбор продаваемых сабвуферов, то можно заметить, что все модели имеют акустическое оформление — фазоинвертор (ФИ).
Я не сильно ошибусь, если напишу, что сабов в акустическом оформлении ЗЯ по доступным ценам по сути и нет.
На эту тему мне попалась любопытная статья на habr-е:
В поисках закрытого ящика или почему исчезает целый класс акустических систем (ссылка на первоисточник)
Копия статьи
В поисках закрытого ящика или почему исчезает целый класс акустических систем
Мировая аудиоиндустрия стремительно развивается. Вектор этого развития известен, способность производить удобоваримую электронику с минимальными затратами. Казалось бы, одним из самых логичных типов акустического оформления, не требующих ничего, кроме точного расчета, максимально технологичных и дешевых является закрытый ящик(ЗЯ). При таком оформлении можно минимизировать резонансы корпуса, получить сравнительно ровную АЧХ, а при адекватном демпфировании предотвратить появление заметных на слух стоячих волн. Получается дёшево и сердито, а значит, казалось бы, должно быть востребовано. Между тем, если вы попытаетесь найти такую акустику среди актуальных предложений интернет-магазинов и салонов электроники — вас ожидает разочарование.
Ассортимент предельно мал, если сравнивать с фазоинверторной акустикой, при этом стоимость закрытого ящика существенно выше. Многие безусловно удовлетворятся старой доброй YAMAHA NS-6490 или профессиональными мониторами от Behringer. Также есть узкий сегмент встраиваемой и ландшафтной акустики, который является достаточно нишевыми и редкие дорогие образцы за полмиллиона, типа Graham Audio LS5/9f. Но в сравнении с другими типами оформления процент ЗЯ ничтожно мал. Это означает, что сегодня, новые АС с закрытым акустическим оформлением производят крайне неохотно. Под катом анализирую ситуацию и рассуждаю на тему того, почему закрытые ящики перестали быть востребованными.
Ниша закрытого ящика
С маркетологической точки зрения целевой аудиторией закрытого ящика является притязательный средний класс с уровнем интеллекта выше среднего. С одной стороны, это люди, которые хорошо понимают проблемы ставшего повсеместным фазоинверторного типа. С другой — это те, кто не способны заплатить за дорогие лабиринтные системы и поэтому выбирающие более технологичное и недорогое решение.
Это часто инженеры и другие люди, знакомые с основами акустики. В некоторых случаях такое же решение может понравится небогатым аудиофилам, которые одержимы идеей максимально высокой верности воспроизведения, но не имеют достаточно денег на ультимативно-бескомпромиссные и настолько же нерациональные дорогие решения из маркетингового класса High End.
Можно сказать, что эта категория покупателей больше прочих страдает сегодня от отсутствия продуктов. Как правило, они используют технику из сегмента попроще, при этом, с одной стороны, недовольны её качеством, а с другой, при переходе в премиум сегмент начинают жаловаться на стоимость.
И, казалось бы, всё не так сложно, достаточно начать производить хорошо рассчитанные закрытые ящики из МДФ или фанеры, и всем будет счастье. Но как обычно, дьявол скрывается в мелочах.
Проблема габаритов
Я исследовал мнение 60 человек, которых можно отнести к категории, которую я описал. Оказалось, что большинство (57 человек) из них очень заинтересованы в преимуществах, которые дает закрытый ящик. Трое сказали, что это впечатляет, но они не будут готовы быстро сменить акустику, т.к. их вполне устраивает та, что есть в настоящий момент. Однако, когда позитивно настроенное большинство узнало, что для получения звукового давления, которое обычно позволяет обеспечить фазоинвертор, понадобится увеличить объем в 3 раз, 38 человек отказалось от такого решения без обсуждения преимуществ и взвешивания фактов. Остальные же, лояльно настроенные к такому конструктивному решению, потеряли однозначную уверенность в том, что так лучше.
Получается, что даже решение, которое полностью удовлетворяет по сочетанию верность воспроизведение/стоимость, обладая значительно большими габаритами при равном или меньшем КПД, перестаёт быть интересным для подавляющего большинства потенциальных посетителей.
У такой неприязни к размерам 3 причины. Первая — эстетическая, АС такого размера с трудом сочетается с современным интерьером, где нормой, последние 15 лет, стали колонки столбики. Вторая — прагматическая, АС ЗЯ сжирает объем помещения, который часто хочется сохранить. Третья проблема массы, большие габариты гарантированно увеличивают массу устройства, что создает сложности в перспективе, например, при переезде или перестановке.
“Слабый низ”, как аргумент большинства
Те, кому довелось слышать закрытые ящики в форм факторе полноценной АС, в один голос заявляют о, якобы, “слабых” низких частотах, которых сильно не хватает. Не могу спорить с любителями низа, как минимум в силу того, что восприятие очень индивидуально и никакого стандарта в отношении тембральных акцентов не существует. При этом достаточно ровная АЧХ закрытого ящика не делает акцентов на НЧ, и любителям “сочного баса” его там очень не хватает.
Именно такие утверждения формируют проблему в производительности. По сути, по современным меркам размер такой АС непропорционален ожидаемой звуковой мощности устройства. Оно слишком тихое, что значительно затрудняет визуальную оценку предельной громкости. Работает вечное: “если они такие большие, почему они такие тихие, ведь у соседа 2 столбика, а от них просто уносит”. И именно ради соревнования с соседом Васей у, казалось бы, неглупых людей, способных оценить преимущества конструкции, полностью пропадает желание приобретать “тихие колонки”.
Сабвуфер, как исключение
Единственными современными устройствами, среди которых можно найти ЗЯ в широком ассортименте и ценовом диапазоне, являются сабвуферы. Факт в том, что те, кто хорошо знаком с физикой, неплохо знают о психоакустическом эффекте, когда человеческий слух практически не способен локализовать источники низких частот (ниже 80 Гц). При этом ЗЯ имеет массу преимуществ именно по части НЧ воспроизведения, таких как уменьшение вероятности резонансов, отсутствие специфических ФИ призвуков, турбулентных потоков и за счет этого всего очень ровную АЧХ. В связи с этим ЗЯ стали востребованными именно для создания сабвуферов. К слову, по сравнению с ЯИ и использующими пассивные излучатели, они также достаточно не громкие.
Сухой остаток
Будем честны, несмотря на громкие слова в миссиях кампаний, все они созданы как источник дохода, и соответственно, заботятся о пресловутой “верности воспроизведения” ровно настолько, насколько этого требуют потребители в их сегменте рынка. И, если взглянуть на маркетинговую привлекательность превосходно звучащих, но больших закрытых ящиков, мы увидим очевидную убыточность их возрождения в форм-факторе полноценной АС. Аудиофилы и притязательные богачи избалованы более изощренными решениями, а средний класс не готов поступиться объемом небольших квартир.
Лучшим решением с ЗЯ-оформлением на сегодняшний день являются сабвуферы. При наличии настраиваемого кроссовера можно отрегулировать частоту среза так, чтобы резонансная частота ФИ стереопары воспроизводилась сабом, и таким образом получить вожделенную ровную АЧХ. Также, судя по продуктам представленным на рынке, популярностью пользуется акустика центрального канала с закрытым акустическим оформлением. ©
Мировая аудиоиндустрия стремительно развивается. Вектор этого развития известен, способность производить удобоваримую электронику с минимальными затратами. Казалось бы, одним из самых логичных типов акустического оформления, не требующих ничего, кроме точного расчета, максимально технологичных и дешевых является закрытый ящик(ЗЯ). При таком оформлении можно минимизировать резонансы корпуса, получить сравнительно ровную АЧХ, а при адекватном демпфировании предотвратить появление заметных на слух стоячих волн. Получается дёшево и сердито, а значит, казалось бы, должно быть востребовано. Между тем, если вы попытаетесь найти такую акустику среди актуальных предложений интернет-магазинов и салонов электроники — вас ожидает разочарование.
Ассортимент предельно мал, если сравнивать с фазоинверторной акустикой, при этом стоимость закрытого ящика существенно выше. Многие безусловно удовлетворятся старой доброй YAMAHA NS-6490 или профессиональными мониторами от Behringer. Также есть узкий сегмент встраиваемой и ландшафтной акустики, который является достаточно нишевыми и редкие дорогие образцы за полмиллиона, типа Graham Audio LS5/9f. Но в сравнении с другими типами оформления процент ЗЯ ничтожно мал. Это означает, что сегодня, новые АС с закрытым акустическим оформлением производят крайне неохотно. Под катом анализирую ситуацию и рассуждаю на тему того, почему закрытые ящики перестали быть востребованными.
Ниша закрытого ящика
С маркетологической точки зрения целевой аудиторией закрытого ящика является притязательный средний класс с уровнем интеллекта выше среднего. С одной стороны, это люди, которые хорошо понимают проблемы ставшего повсеместным фазоинверторного типа. С другой — это те, кто не способны заплатить за дорогие лабиринтные системы и поэтому выбирающие более технологичное и недорогое решение.
Это часто инженеры и другие люди, знакомые с основами акустики. В некоторых случаях такое же решение может понравится небогатым аудиофилам, которые одержимы идеей максимально высокой верности воспроизведения, но не имеют достаточно денег на ультимативно-бескомпромиссные и настолько же нерациональные дорогие решения из маркетингового класса High End.
Можно сказать, что эта категория покупателей больше прочих страдает сегодня от отсутствия продуктов. Как правило, они используют технику из сегмента попроще, при этом, с одной стороны, недовольны её качеством, а с другой, при переходе в премиум сегмент начинают жаловаться на стоимость.
И, казалось бы, всё не так сложно, достаточно начать производить хорошо рассчитанные закрытые ящики из МДФ или фанеры, и всем будет счастье. Но как обычно, дьявол скрывается в мелочах.
Проблема габаритов
Я исследовал мнение 60 человек, которых можно отнести к категории, которую я описал. Оказалось, что большинство (57 человек) из них очень заинтересованы в преимуществах, которые дает закрытый ящик. Трое сказали, что это впечатляет, но они не будут готовы быстро сменить акустику, т.к. их вполне устраивает та, что есть в настоящий момент. Однако, когда позитивно настроенное большинство узнало, что для получения звукового давления, которое обычно позволяет обеспечить фазоинвертор, понадобится увеличить объем в 3 раз, 38 человек отказалось от такого решения без обсуждения преимуществ и взвешивания фактов. Остальные же, лояльно настроенные к такому конструктивному решению, потеряли однозначную уверенность в том, что так лучше.
Получается, что даже решение, которое полностью удовлетворяет по сочетанию верность воспроизведение/стоимость, обладая значительно большими габаритами при равном или меньшем КПД, перестаёт быть интересным для подавляющего большинства потенциальных посетителей.
У такой неприязни к размерам 3 причины. Первая — эстетическая, АС такого размера с трудом сочетается с современным интерьером, где нормой, последние 15 лет, стали колонки столбики. Вторая — прагматическая, АС ЗЯ сжирает объем помещения, который часто хочется сохранить. Третья проблема массы, большие габариты гарантированно увеличивают массу устройства, что создает сложности в перспективе, например, при переезде или перестановке.
“Слабый низ”, как аргумент большинства
Те, кому довелось слышать закрытые ящики в форм факторе полноценной АС, в один голос заявляют о, якобы, “слабых” низких частотах, которых сильно не хватает. Не могу спорить с любителями низа, как минимум в силу того, что восприятие очень индивидуально и никакого стандарта в отношении тембральных акцентов не существует. При этом достаточно ровная АЧХ закрытого ящика не делает акцентов на НЧ, и любителям “сочного баса” его там очень не хватает.
Именно такие утверждения формируют проблему в производительности. По сути, по современным меркам размер такой АС непропорционален ожидаемой звуковой мощности устройства. Оно слишком тихое, что значительно затрудняет визуальную оценку предельной громкости. Работает вечное: “если они такие большие, почему они такие тихие, ведь у соседа 2 столбика, а от них просто уносит”. И именно ради соревнования с соседом Васей у, казалось бы, неглупых людей, способных оценить преимущества конструкции, полностью пропадает желание приобретать “тихие колонки”.
Сабвуфер, как исключение
Единственными современными устройствами, среди которых можно найти ЗЯ в широком ассортименте и ценовом диапазоне, являются сабвуферы. Факт в том, что те, кто хорошо знаком с физикой, неплохо знают о психоакустическом эффекте, когда человеческий слух практически не способен локализовать источники низких частот (ниже 80 Гц). При этом ЗЯ имеет массу преимуществ именно по части НЧ воспроизведения, таких как уменьшение вероятности резонансов, отсутствие специфических ФИ призвуков, турбулентных потоков и за счет этого всего очень ровную АЧХ. В связи с этим ЗЯ стали востребованными именно для создания сабвуферов. К слову, по сравнению с ЯИ и использующими пассивные излучатели, они также достаточно не громкие.
Сухой остаток
Будем честны, несмотря на громкие слова в миссиях кампаний, все они созданы как источник дохода, и соответственно, заботятся о пресловутой “верности воспроизведения” ровно настолько, насколько этого требуют потребители в их сегменте рынка. И, если взглянуть на маркетинговую привлекательность превосходно звучащих, но больших закрытых ящиков, мы увидим очевидную убыточность их возрождения в форм-факторе полноценной АС. Аудиофилы и притязательные богачи избалованы более изощренными решениями, а средний класс не готов поступиться объемом небольших квартир.
Лучшим решением с ЗЯ-оформлением на сегодняшний день являются сабвуферы. При наличии настраиваемого кроссовера можно отрегулировать частоту среза так, чтобы резонансная частота ФИ стереопары воспроизводилась сабом, и таким образом получить вожделенную ровную АЧХ. Также, судя по продуктам представленным на рынке, популярностью пользуется акустика центрального канала с закрытым акустическим оформлением. ©
2. 14.01.2021
Праздники закончились, и свободного времени стало ещё больше.
Проект мега-колонок объёмом 200 литров канул в лету, а НЧ динамики 100ГДН-3 в заводской упаковке спокойно себе хранились до настоящего времени.
Всего было куплено две пары динамиков 100ГДН-3.
У первой пары были успешно измерены параметры Т/С:
Файл датирован 2004-м годом
В то время я работал в конторе Fonel, лаборатория разработки которой находилась в нашем захолустном городе.
100ГДН-3 Параметры Т/С
N1
Fs=25.2 Hz
Fc=53.0 Hz (Vbox=56.7 l)
Qms=3.206
Qmc=5.7117
Vas=225.72 l
Cms=0.4848 mm/N
Mms=82.27 grams
Rms=4.0634 kg/sec
Sd=572.6 cm2
Qes=0.4039
Qec=0.9565
Re=5.6 Ohms
BL=13.44 N/A
Qts=0.3587
Qtc=0.8193
Eff=0.8623%
Sens=91.56 dB
N2
Fs=23.4 Hz
Fc=51.4 Hz
Qms=4.253
Qmc=6.065
Vas=238.934 l
Cms=0.5132 mm/N
Mms=90.141 grams
Rms=3.116 kg/sec
Sd=572.56 cm2
Qes=0.4549
Qec=1.0798
Re=5.9 Ohms
BL=13.111 N/A
Qts=0.4109
Qtc=0.9166
Eff=0.6489%
Sens=90.32 dB
Fs=25.2 Hz
Fc=53.0 Hz (Vbox=56.7 l)
Qms=3.206
Qmc=5.7117
Vas=225.72 l
Cms=0.4848 mm/N
Mms=82.27 grams
Rms=4.0634 kg/sec
Sd=572.6 cm2
Qes=0.4039
Qec=0.9565
Re=5.6 Ohms
BL=13.44 N/A
Qts=0.3587
Qtc=0.8193
Eff=0.8623%
Sens=91.56 dB
N2
Fs=23.4 Hz
Fc=51.4 Hz
Qms=4.253
Qmc=6.065
Vas=238.934 l
Cms=0.5132 mm/N
Mms=90.141 grams
Rms=3.116 kg/sec
Sd=572.56 cm2
Qes=0.4549
Qec=1.0798
Re=5.9 Ohms
BL=13.111 N/A
Qts=0.4109
Qtc=0.9166
Eff=0.6489%
Sens=90.32 dB
Затем мне показалось, что одной пары динамиков будет мало.
И была куплена ещё одна пара, которая осталась без «входного контроля».
Далее события развивались совсем нелогично: протестированная пара динамиков была подарена другу на эксперименты, а вторая так и осталась храниться.
3. Прежде, чем пилить корпус из фанеры, было решено изготовить «черновой» вариант из 18мм ДСП.
Кусок такого ДСП размерами 80*160см (бывшая спинка кровати) хранился в доме вот уже 30 лет (с 1990 года).
Примерно половину этого срока — у родителей. И всё остальное время — у меня.
Оффтоп.
Сказать честно, хранение одного велосипеда в доме напрягает намного больше, чем кусок ДСП.
Когда количество собранных велосипедов в трехкомнатной квартире — пять (и это не складники на 18" колёсах), не считая разобранных, то про какой-то кусок ДСП можно вообще не вспоминать: это мелочи. ))
Когда количество собранных велосипедов в трехкомнатной квартире — пять (и это не складники на 18" колёсах), не считая разобранных, то про какой-то кусок ДСП можно вообще не вспоминать: это мелочи. ))
Внутренний объём закрытого ящика (ЗЯ) задуман 100 литров.
Естественно, сколько-то отнимут брусья, магнитная система и звукопоглотитель (наполнитель).
Хотелки:
— не планируется использовать саб на больших мощностях и пугать соседей
— масса корпуса должна быть такой, чтобы его мог поднять и переместить один человек без последствий в виде грыжи (двойные стенки с заполнением песком\цементом\смолой отложим на будущее)
— послушать резонансы корпуса такой конфигурации и потренироваться в их снижении различными методами (например, автомобильной антишумкой, распорками и т.д.)
По результатам экспериментов можно будет решить, что дальше делать с ящиком: использовать «для рассады» © или просто выкинуть с балкона 9-го этажа.
Эскизы корпуса (и распиловка куска ДСП):
4. Пока эскизы были в работе, нашлось время почитать немного разного на тему расчётов ЗЯ, проблем снижения резонансов корпуса и т.д.
Чем обклеить саб внутри? (ссылка)
Звукоизоляция саба (ссылка).
Материалы для демпфирования корпуса АС (ссылка).
5. 2.02.2021 Наконец то получен корпус:
Первая примерка:
Спектр звука корпуса (удар по стенке):
Сравнить не с чем, т.к. это первые шаги.
Будет над чем подумать…
Клеммники для подключения кабелей к АС достались мне раскомплектованными (только пластсмасски).
Пришлось потратить время, чтобы вернуть им прежний функционал и установить на корпусе:
6. Замеры параметров Т/С (или грабли #1 )
По обыкновению использована программа JBL Speakershop.
Список оборудования:
— звуковая карта ПК ION2 (Intel Atom D525) в качестве источника синусоиды (+ программа SpectraLab)
— стерео усилитель на базе tpa3116
— мультиметр MASTECH MS8239C в качестве вольтметра
Результаты замеров:
Сравнил с паспортными данными:
Частота резонанса: 25 Гц (±5 Гц)
Эквивалентный объем: 200 л (±50 л)
Полная добротность: 0,35 (±0,1)
Что-то не сходится. ((
Но окончательно меня добил расчёт ЗЯ:
500 литров!
Прежде, чем повторить замеры, решил проверить, что же обеспечивает усилитель по выходу на нагрузку 1 кОм.
Вот что получилось:
500 Гц — 10,75 В (RMS)
100 Гц — 10,57 В
50 Гц — 10,0 В
25 Гц — 8,4 В
16 Гц — 6,42 В
Линейная АЧХ «не состоялась».
Теперь предстоит разобраться, где же слабое звено в списке оборудования?
7. 3.02.2021 Проверка выхода звуковой карты ПК Ion.
Условия эксперимента:
— к выходу звуковой карты (т.е. к выходу на наушники) подсоединены в параллель usb-осциллограф и мультиметр MS8239C
— синус генерируется программно в SpectraLab
Частота (Гц) Показание осциллографа (мВ) Показание мультиметра (мВ)
500________840_______________________837
250________841_______________________840
100________842_______________________840
50_________828_______________________831
25_________800_______________________808 (+1% по сравнению с осциллографом)
20_________776_______________________789 (+2%)
15_________736_______________________753 (+2%)
10_________633_______________________673 (+6%)
По осциллографу спад АЧХ на частоте 10 Гц составил -25% (по сравнению с 500 Гц).
По мультиметру немного меньше.
Т.о. из трех неизвестных (звуковая карта ПК, усилитель на tpa3116, мультиметр) определён 1-й кандидат «на отчисление»: ПК Ion.
8. ПК с материнской платой Gigabyte MA770T-UD3 (грабли #2 ).
При попытке по быстрому установить программу JBL Speakershop комп ругнулся.
Не удивительно: Win7 64bit. (((
Ставить виртуальную машину меня совсем не прельщало.
Поэтому пришлось снести Win7 и установить Win XP из образа системы.
Только после запуска Win XP получилось установить программы JBL Speakershop и SpectraLab.
9. Проверка выхода звуковой карты Gigabyte MA770T-UD3.
Условия эксперимента — без изменений.
Частота (Гц) Показание осциллографа (мВ) Показание мультиметра (мВ)
500________887_______________________884
250________883_______________________888
100________886_______________________890
50_________883_______________________890
25_________872_______________________888
20_________866_______________________888
15_________852_______________________887
10_________821_______________________883
Супер! Звуковая карта ПК обеспечивает линейную АЧХ до 10 Гц.
Показания мультиметра вполне достоверны, поэтому для дальнейших замеров можно обойтись только им.
10. Проверка АЧХ усилителя Амфитон-У-101-М.
Условия эксперимента:
— к выходу звуковой карты Gigabyte MA770T-UD3 подсоединён усилитель
— нагрузка усилителя — 1 кОм (можно считать на х.х. )
— мультиметр в качестве измерителя
Частота (Гц) Показание мультиметра (В)
500________3,191
250________3,197
100________3,198
50_________3,194
25_________3,189
20_________3,184
15_________3,175
10_________3,154
Всё ОК.
11 Замеры параметров Т/С (2-я попытка).
Дальше дело пошло как по маслу.
Параметры динамика 100ГДН-3 №3:
Добротность 0,51, что больше похоже на правду.
Но в ЗЯ 100 литров этот динамик не очень вписывается:
Пока собран стенд для проверки, я вытащил 2-й «новенький» динамик:
Параметры динамика 100ГДН-3 №4:
Расчёт для ЗЯ 100л порадовал:
12. Виброглушение стенок корпуса (грабли #3).
Начитавшись всякого разного, решил я утяжелить (задемпфировать) стенки.
Вариантов было немного:
1) битумная мастика из автомагазина (меня вежливо предупредили, что вонь от неё будет пожизненная)
2) самоклеящиеся «коврики» из автомагазина (как я понял из разговора с продавцом, висеть на стенках они долго не будут: отклеятся)
3) слой резины на какой-нибудь клей
4) толстый слой
Самым простым представлялся 4-й вариант.
Нашлась вот такая субстанция: супер эластичный акриловый герметик (клей) Lacrysil.
Цена 3 кг ведра — около 15уе. Дороговато. (
Но без запаха!
По обыкновению без проделок фортуны не обошлось.
«Пошли покупать ноутбук, а купили шубу». ©
Вот и у меня, как в этом анекдоте.
Пошёл в строительный магазин за проводом 2*1 кв.мм, и увидел… 2мм листовую резину.
Всего 35 грн/кг.
Прикинул в уме: 3кг * 35 грн/кг = 105 грн.
Нормально. А клей какой-нибудь придумаю…
По предварительным расчётам масса куска резины с такими размерами должна составить около 3,4 кг (для плотности 1200 кг/куб.м).
Прикинул, что куска 1,1*1,3 м будет достаточно.
Отрезали, взвесили: почти 5 кг.
Странно. Где же ошибка?
Не стал мучить продавцов лишними вопросами, схватил покупку и помчался домой.
Дополнительная информация
Уже дома в спокойной обстановке посчитал плотность резины:
получилось 1680 кг/куб.м
Перепроверил расчёт: вроде не ошибся. ))
получилось 1680 кг/куб.м
Перепроверил расчёт: вроде не ошибся. ))
Листовая резина, отогревшись в квартире, начала жутко вонять (пришлось временно поселить её на балконе).
Осталось дело за малым: по быстрому намазать стенки клеем, наклеить куски резины и подождать.
И тут мне показалось, что использовать акриловый клей-герметик будет в самый раз:
— не воняет
— сохнет не очень быстро (чтобы успеть намазать склеиваемую поверхность)
Пришлось сделать ещё один заход в строймаг за 1кг ведром с клеем:
Лист резины перед «раскройкой»:
Грабли #3: после склейки стенки из ДСП прогнулись на несколько мм.
Виной тому — вода в составе акрилового клея.
Это искривление замедлило сборку корпуса на пару недель.
«Подождём» © — подумал я. Просохнет и само собой выровняется.
Неа, за неделю не выровнялось.
Дальше последовали пляски со струбцинами, грузами и многослойными ругательствами.
Стенки немного подровнялись, но 1-2 мм прогиб всё же остался.
Далее последовало склеивание частей корпуса на обычный ПВА.
На фото ниже — корпус после приклеивания верхней панели корпуса.
Подходящего груза, чтобы прижать, в доме не нашлось.
Пришлось использовать колесо с летней резиной:
В последнюю очередь была приклеена декоративная панель из ламинированного ДСП.
13. Сборка.
Звукопоглощающий материал внутри корпуса отсутствует.
В перспективе © вовнутрь будет добавлен синтепух.
Ну а пока что без него.
Динамик закреплён на шесть саморезов ф4,2мм:
По окружности корзины динамика — уплотнитель для дверей с клейкой основой шириной 1 см.
14. АЧХ сабвуфера.
Условия замеров:
— любые фильтры в сетапе отсутствуют
— саб подключен к одному каналу УМ
— расстояние до микрофона 33 см
Совмещённые графики:
АЧХ красным цветом:
— свип-тон 20-200 Гц (логарифмическое увеличение частоты во времени)
— период повторения 10 с
— октавная шкала частот (усреднение 1/6 октавы)
АЧХ зелёным цветом:
— свип-тон 20-200 Гц (логарифмическое увеличение частоты во времени)
— период повторения 10 с
— логарифмическая шкала частот
АЧХ голубым цветом
— розовый шум 20 Гц — 20 кГц
— октавная шкала частот (усреднение 1/6 октавы) при общем усреднении 500
Самый любопытный замер — АЧХ свип-тоном 20-200 Гц.
Можно услышать и выловить любые призвуки и резонансы системы: во время выполнения замера видны точки при построении АЧХ и соответствующая ей частота.
Словом, мультфильм для очень взрослых дядей.
Вывод: необходимо компенсировать спад АЧХ в диапазоне 30-50 Гц.
Хотя бы
Компенсация на большее значение (например, трансформатором Линквитца) потянет за собой:
— увеличение ГВЗ
— усложнение схемы
— увеличение коэффициента гармоник динамика
Оффтоп про замеры
Во всех программах, которые меряют АЧХ путём подачи импульса на АС, мне непонятно следующее:
импульс на входе АС д.б. точно прямоугольной формы, а реально подаётся кривулька с выхода ЗК.
Эту кривульку АС «пережёвывает» в ещё большую кривульку, которая записывается микрофоном.
После чего софтина пытается анализировать этот «фарш».
По сути из двойного «фарша» собирается обратно кусок мяса.
Не понимаю. ©
Поэтому методы измерений розовым (или белым) шумом, скользящим тоном мне более понятны.
импульс на входе АС д.б. точно прямоугольной формы, а реально подаётся кривулька с выхода ЗК.
Эту кривульку АС «пережёвывает» в ещё большую кривульку, которая записывается микрофоном.
После чего софтина пытается анализировать этот «фарш».
По сути из двойного «фарша» собирается обратно кусок мяса.
Не понимаю. ©
Поэтому методы измерений розовым (или белым) шумом, скользящим тоном мне более понятны.
15. Корректирующее звено (корректирующий ФНЧ) для сабвуфера.
При первом включении использовался ФНЧ 1-го порядка, который уже был в сетапе с 48л сабом (см. пункты 9 и 10 в недавнем обзоре).
Данный ФНЧ используется в необычном режиме: интерес представляет диапазон частот от полосы пропускания до полосы заграждения, где спад АЧХ 6дБ/октаву.
После первых прослушиваний и замеров схемка корректирующего ФНЧ была изменена до следующего вида:
Собственно ФНЧ на схеме — это R2 и C1 совместно с входным сопротивлением 9,2 кОм УМ для саба.
ФНЧ подключается к одному из каналов стереопары Heco.
АЧХ фильтра:
Спад -3дБ начинается с частоты 42 Гц.
Частота единичного усиления (ФНЧ+УМ) 230 Гц
Важная особенность сетапа: отсутствие фильтра-сабсоника.
Иначе какой смысл корректирующего ФНЧ? )))
АЧХ саба (замер розовым шумом):
график синим цветом — без корректирующего ФНЧ
график жёлтым цветом — с корректирующим ФНЧ (6,8кОм 1мкФ на Rвх.=9,2кОм)
Суммарная АЧХ саб+стереопара Heco:
график коричневым цветом — АЧХ стереопары Heco без саба
график жёлтым цветом — суммарная АЧХ
Подъём +20 дБ на частоте 40 Гц. Куда уж больше? )))
Собственно, цифра +20дБ соответствует коэффициенту усиления сабового усилителя Ку=10.
Совпадение?
16. В качестве музыкального материала для прослушивания были отобраны некоторые композиции и альбомы.
1) Vaya Con Dios — The Best
Дополнительная информация
Сборник откровенно пиратский, качество записей на троечку. Но подборка композиций — 5+.
С приходом торрентов сборник был пересобран лично из фирменных CD-дисков европейских изданий.
Для этого было скачано более десятка альбомов, треки были прослушаны и проанализированы спектроанализатором.
Естественно, каждая интересующая композиция была выбрана в лучшем качестве.
Сколько времени ушло на пересборку история умалчивает.
Треки в сборнике немного отличаются по качеству.
Но самое важное — тональный баланс. Нет выпирающих низких частот, что важно для прослушивания сабвуфера.
2) Richard Clayderman — Tango (1996)
В этом издании НЧ несколько побольше.
Список треков
1. La Cumparsita
2. A Media Luz
3. El Choclo
4. Mano a Mano
5. Volver
6. Adios Pampa Mia
7. Caminito
8. Mi Buenos Aires Querido
9. Sus Ojos se Cerraron
10. El Dia Que Me Quieras
11. Tomo y obligo
12. From A Distance
13. Sacrifice
14. Moonfire
15. Lizzie
16. Careless Whisper
17. Maracaibo
3) Youngblood Brass Band (выборка)
Список треков
Вот тут уже можно пожелать соседям доброй ночи.
4) Чтобы послушать барабаны (могу ошибиться в названии муз. инструментов)
Kitaro — Daylight, Moonlight — Live in Yakushiji (CD2) 2002
04 Kitaro — Wa (с отметки 6 мин)
Дополнительная информация
Творчество Kitaro — для любителей инструментальной музыки.
Это не для поколения пепси. ;)
5) Tommy Emmanuel (выборка)
Список треков
6) Kazu Matsui, Keiko Matsui – Bamboo (2002)
Список треков
1 Shrine
2 Black Bird & The Bamboo Forest
3 Small Monk, Opening The Gate
4 Sign Of The Snow Crane
5 Dancing In The Remaining Lights
6 Talking With Rice Spirit
7 Up In The Sky
8 Legend Of The Lake
9 Riding With The Sword
10 The Desert
2 Black Bird & The Bamboo Forest
3 Small Monk, Opening The Gate
4 Sign Of The Snow Crane
5 Dancing In The Remaining Lights
6 Talking With Rice Spirit
7 Up In The Sky
8 Legend Of The Lake
9 Riding With The Sword
10 The Desert
7) Yasmin Levy «Mano Suave» (2007)
Список треков
1 Irme Kero
2 Mano Suave
3 Adio Kerida
4 Una Noche Mas
5 Nani Nani
6 Komo La Roza
7 Si Veriash
8 Mal De L'Amor
9 Por La Mia
10 Una Ora
11 Perdono
12 Odecha
2 Mano Suave
3 Adio Kerida
4 Una Noche Mas
5 Nani Nani
6 Komo La Roza
7 Si Veriash
8 Mal De L'Amor
9 Por La Mia
10 Una Ora
11 Perdono
12 Odecha
Естественно, было прослушано на много больше из своей коллекции.
Я постараюсь описать максимально ОБЪЕКТИВНО свои впечатления от прослушивания.
«Старался изо всех сил.» ©
Впечатления и выводы:
1. Звук саба ЗЯ 100л — это нечто (пусть даже в акустически неподготовленном помещении).
Если хочешь саб для музыки — только ЗЯ.
ФИ (не говоря уже про пассивный излучатель) — это компромис.
Off
Хотя, фз, что имеется в виду под словом «компромис»?
Лень пилить корпус самостоятельно? Понятное дело, что купить ФИ саб на олх\авито быстрей и проще.
Супруга не одобрит 100л корпус? Девушкам вообще фиолетово, саб 20 литров или 100 литров.
Главное, чтобы красивенький.
Кого-то смущает розовый цвет? Лично мне пусть любой цвет, хоть серо-буро-малиновый в крапинку.
Лишь бы супруге нравилось. ))
Звук от этого не поменяется.
Линейка под названием Pink ориентирована на прекрасную половину человечества. ))
Имхо, созерцать огромный чёрный «гроб» в комнате — сомнительное удовольствие.
Лень пилить корпус самостоятельно? Понятное дело, что купить ФИ саб на олх\авито быстрей и проще.
Супруга не одобрит 100л корпус? Девушкам вообще фиолетово, саб 20 литров или 100 литров.
Главное, чтобы красивенький.
Кого-то смущает розовый цвет? Лично мне пусть любой цвет, хоть серо-буро-малиновый в крапинку.
Лишь бы супруге нравилось. ))
Звук от этого не поменяется.
Линейка под названием Pink ориентирована на прекрасную половину человечества. ))
Имхо, созерцать огромный чёрный «гроб» в комнате — сомнительное удовольствие.
2. Всё, что сказано в скопированной статье (в начале обзора) — правда.
Если хочется настоящих НЧ, не надо искать отговорки («жена не поймёт», «места нет» и т.д.).
Достаточно упразднить какой-нибудь пуфик или тумбочку, и место 0,5*0,5м для саба найдено.
3. Качество свучания связки саб+стереопара очень зависит от музыкального материала: даже в одном сборнике (например, в «Bamboo» ) одни треки звучат очень даже, а другие — не очень.
4. Саб ЗЯ 100 литров — это заметно лучше, чем саб ЗЯ 48 литров.
По началу кажется, что много НЧ.
По мере прослушивания различных композиций «процессор Dolby ProLogic», который под крышкой черепа, адаптируется к новым условиям.
Чем ЗЯ больше, тем лучше. ©
5. По НЧ получился немного перебор. В будущем планируется доводка корректирующих цепей для саба, пляски с микрофоном, перемещения саба по комнате и т.д.
Тонкомпенсация в сетапе отсутствует. Поэтому небольшой перебор нивелируется при прослушивании на низких уровнях.
6. О громкости прослушивания сетапа.
Да, иногда хочется «добавить коксу» и послушать в кайф несколько композиций.
Но 99% времени я слушаю всё на очень умеренной громкости.
Так что соседям грех жаловаться.
7. Для сабвуфера требуется отдельный усилитель с регулировками (частота среза ФНЧ, уровень и др.).
АЧХ корректирующих цепей в полосе пропускания ФНЧ, в общем случае, нелинейна.
8. Поскольку уровень НЧ у различных записей отличается (от «ничего нет» до «ввалим так, чтобы на сматрфоне было слышно»), в сетапе желательно иметь подстройку уровня для саба, выполняемую с пульта ДУ.
Имхо, достаточно пяти ступеней:
-6 дБ
-3 дБ
0 дБ
+3 дБ
+6 дБ
Как это реализовать? Не придумал ещё.
9. Я нисколько не жалею о времени, потраченном на сборку саба.
Надо было не лениться и сделать это лет 15 назад. ))
Всем удачных экспериментов!
Это ещё не всё. ;) Продолжение следует…
Примечания и пояснения: графики удобней рассматривать в полноразмерном виде (открываются по клику), тогда отображение тонких линий корректно, и лучше видны тёмные цвета.
Самые обсуждаемые обзоры
+73 |
3606
145
|
+32 |
2825
55
|
+53 |
3769
69
|
зы
не понял, что означает «ВиЯр», пока не увидел ответ ниже
не, местный мебельщик
конкретно для меня важным моментом стало качество распила, в Вияре оно норм, правда я пользовался услугами только троих контор, в одной из них мне очень не понравилось, а вторая далековата (но нареканий нет), а вияр близко и качество норм, последние 12 листов пилил у них,
ну и вияр не в каждом городе (вроде только 6 городов)
upd: а, не, на кромках — ДСП
— верхняя и нижняя панели
— передняя накладка (ака декоративная панель)
Всё остальное — из обычной 18мм ДСП
А еще МДФ устойчив к катаклизмам. Завезли мы как-то в мастерскую материалы, и ДСП, и фанеру, и МДФ. МДФ в том числе 50 мм толщиной. Весил такой лист немеряно, а стоил еще больше, чем весил. Поставили у стенки в коридорчике и пошли отдыхать. Рано утром в сортире сорвало гибкую подводку с горячей воды и коридорчик затопило. Благо первый этаж промышленного здания и ничего более не пострадало. Кроме свежепривезенных материалов, которые намокли примерно до середины. Всё, думаем, сидеть нам без зарплаты месяца три — хозяин вычтет стоимость. ДСП наполовину ушло в помойку, потому что расслоилось. Фанеру повело, конечно, но мы ее сложили и стянули, плюс из нее обычно всякие небольшие детали резали. МДФ так и стоял у стенки, пока не высох. Потому что он и так неподъёмный, вдесятером выгружали, а мокрый… Так вот, высох он без последствий вообще.
И только один у него недостаток — мало, где его купить можно. Ну и цена повыше, чем у ДСП, но если изделие штучное и на долгие годы, то этим можно пренебречь.
Сабу «выдан» диапазон до 50 Гц всего.
Смотрите картинку в обзоре:
На этих частотах корпус «глухой». ;)
«Ну-у Семён Семёныч!» ©
Хорошо хоть жилось людям без тебя.
2,5" HDD накопитель «отчислен» за шумность, сейчас контент — с SSD диска.
Жужжащие трансформаторы давно все проданы на олухе.
Так что если отталкиваться от 20дБА, до до уровня 90дБА в запасе 70дБ.
Мне достаточно. )))
Потому как Педивикия определяет этот уровень как: , что как-то совершенно не вяжется с «очень умеренным» ;)
90дБА — это 1% времени
Жду результата измерения 99% :)
А также стало интересно, 90дБА — это какой процент от абсолютного неискажённого максимума сабжевого саба? 50, 70%?
При этом на шумомера (включен режим «МАХ», т.е. он отлавливает пиковые значения! )
А вот 99% (-25дБ на РГ)
Так то. ))
зы У меня пылесос шумит на 80 дБА.
Стало «здорово» (нет, действительно здорово), но какой ценой? Спад на НЧ -12дб/октава, смещение диффузора 1/пропорционально квадрату частоты. В результате — взяли крутейший мощнейший динамик и можем его использовать только на 3-5 Вт. Для комнаты этого вполне достаточно. Но «люстры трястись» уже не будут.
Выбрать менее мощный динамик? У него будет меньший ход диффузора и/или поверхность излучения. Вот и получается — хочешь хорошего и тихого звука — бери офигенно мощные динамики (и дорогие, иначе получишь дребезжалку)
Поэтому экспериментальная плата была модифицирована под корректирующий фильтр.
И вышла «бубнилка». Зачем надо было поднимать то, что было и так линейно? Вот и вылез горб в 50-80 Гц. IMHO, если «править», то править в «линию» — т.е. сдвинуть корректирующий фильтр «левее» на пол октавы (где синий график начал спадать).
«Тонкомпенсация» ))
К настоящему времени опробован метод Z, которые и для ЗЯ работает.
Прежде, чем пихать синтепух, надо увидеть Fc без звукопоглотителя внутри.
Так что хочу ещё понизить Qts.
на прошлой недели был закончен фильтр-корректор (ака корректирующий ФНЧ, кФНЧ)
счас пишу отчёт…
Мало, но что делать со стояками в комнате? Нижний, как раз, туда и ухается. Я специально глушил эту область (80 Гц) на -6db. Качественный результат заметил сразу.
Какое вообще максимальное звуковое давление НЧ (которое, даже не особо большое, в многоэтажке без труда проникает сквозь стены несколько квартир) способен выдавать этот саб и каков процент от него составляет эта самая авторская «очень умеренная громкость»?
Почти все 90-е в квартире этажом выше моей прожил молодой любитель басистой музыки
и оргий, которому, насколько понимаю, тоже искренне казалось что слушает её(а также ритмично раскачивает скрипучую кровать под громко стонущими в такт девушками)на вполне себе умеренной громкости.А у нас внизу люстра ходуном ходила, бокалы в серванте звенели, а по батарее остервенело стучала соседка этажом снизу!
И детки малые с недоумением вопрошали, почему это дядям и тётям сверху можно ночами напролёт скакать с прихлопами под бу́хающую музычку, а их бесцеремонно укладывают спать уже в десять?
Устроит?
Почему-то не получается не провести непроизвольную аналогию со спорткаром, за рулём которого вместо доступных 300 по автобану едется 60 км/ч. ;)
У меня тоже они есть. А фильтры не модифицировали, верхний динамик не меняли? Высоких там совсем маловато.
Старые динамики так и лежат на балконе без подвесов. Говорят, что их, бывает, скупают.
на слух: думал что что-то изменится характере НЧ. степени бубнения и т.п., но вроде как и отличий нет. Впрочем, впрямую тоже не сравнивал по понятным причинам.
Продают на радиорынке.
Выросла частота резонанса динамика, немного на 5 Гц кажется с 20 до 25, и стала хуже чувствительность.А ухо не точный инструмент.
мягкость прежнего подвеса и резинового слишком значительна, думал, что на слух заметно будет. Оказалось что нет.
А других в СССР вспененных и не было.
Никому саб не нужен?)
Я — в 5-м подъезде на 9-м этаже. Таким образом «половина соседей» не в счёт: они в «соседнем» доме живут. )))
На моём же этаже по соседству всего одна квартира, в которой глуховатая бабуля, любящая собирать гостей и петь песни. Вот она меня реально достаёт своим гундежом, т.к. гипсокартонная стенка между её комнатой и моей лабораторией.
21л, 10' голова AudioSystem M.
Корпус осб 20мм найденный возле мусорных баков и каркас из сосновой рейки 20х20. Собранно на пва и саморезы.
Звук собранный, быстрый. Слушать RHCP, одно удовольствие. Вообще любой рок и джаз звучат идеально.
Ливер не ворочает, но 50 американских копеек, звучит вполне мясисто.
Для моего слуха, лакмусовой бумажкой в скорости баса является DJ Cosmonaut. Все его треки сведены так, что плохой саб сильно запаздывает буд-то кто-то реверберацию включил.
Резонанс с учетом влияния кузова вышел около 42Гц, т.е для 'черных' высоковато. Но учитывая плавный спад, бас хорошо чувствуется от 32Гц.
В моём недоджипчике Хонда чёрти какого года выпуска стоят четыре штатных широкополосных динамика Pioneer, и поныне звучащие вполне басисто и зычно, если их «хорошо попросить» :)
А вот на на любителей рэпа с сабами в их тюнингованных бюджетных авто, заставляющих вибрировать басом всё в радиусе 100м от себя, неизменно реагирую подспудным желанием: «шоб тебе этим сабом все барабанные перепонки повырывало» :)
Так же, при низких уровнях громкости, штатная акустика тоже не вывозит.
Если Вы думаете, что ЗЯ это про бас на 100метров, то Вы мягко говоря не в теме ;) Это удел фазинверторов. Это они не для музыки, а для ливера и озвучки района.
Авто у меня старое, Passat B5. Штатная акустика не устраивала всем, от чистоты верхов, до глубины баса. Орала она хорошо, если попросить, но играла при этом плохо как на мой мызыкальный слух. Уже не говоря про ширики в Honda Jazz, жены. Там вообще как телевизор Электрон.
Пришлось строить многополоску с сабиком, дабы не нагружать мидбас, басом.
Фронт полностью от магнитолы, она позволяет повесить верх и мидбас на разные каналы, саб от усилителя. С порезкой всего кроссовером с процессором.
Сзади динамиков нет, как и ушей на затылке.
Ну и опять же, многое зависит от источника. Если слушать перекомпресс который идет по FM, то хватит и штатной, у меня или flac или поток с премиум Spotify. Радио после этого вообще как рвотное.
Ну ладно, у меня изначально шумный автомобиль, обтекаемость как у кирпича, колёса грязевые.
В таком что ни ставь, а уже от 80км/ч музыку можно лишь узнавать.
Но пассажиром сидел и в гораздо более комфортабельных, скоростных и там тоже подобным образом нарастал уровень шума от движения, просто со скоростей, существенно выше привычных мне.
У меня звук на пасажира не сильно расчитан, звуковые задержки для смещения сцены, наводителя настроены.
Еще раз, у меня звук не для озвучки улицы, а только салона. На том уровне громкости, как я привык слушать, с улицы мало-что разобрать уже с пары метров от авто. А в салоне, все прекрасно, даже тонкомпенсация не нужна. Негры с качанием зеркал не мой репертуар, рок, джаз, раста, вот мое. В этих жанрах, нужен быстрый, собранный бас, а не раскаты пердежа и звон крышки багажника.
А про штатные динамики и всю акустическую систему, для производителей автомобилей, мягко скажем наплевать, чтото звучит и ладно.
Но выше автор по моей просьбе предоставил замер звукового давления, при котором он слушает музыку в 99% случаев дома.
Это 63.8дбА, а фоновый шум в его квартире — 20дбА. Следовательно, динамический диапазон 43.8.
Как по мне, это уже далеко не для всякой музыки!
А каков уровень фона на ходу в современном среднем авто? И какова должна быть реальная громкость в нём чтобы выйти хотя-бы на такое значение?
Вот так и получается вполне удовлетворяться штатной акустикой.
Учитывая факт что для достижения хоть-сколь либо достаточного динамического диапазона даже в самой шумоизолированной машине музыка должна звучать достаточно громко, а я не любитель этого,
Вы повторяете ошибку Незнайки из книги, он тоже дамал что громко и качественно, это одно и тоже.
Я еще раз повторю, чаще всего, уровень громкости моей системы не превышает уровня громкости беседы между людьми в офисном здании. Это громко? Но вот штатная акустика, при таком уровне, вместо контрабаса играла виоланчель. А басбочка была похожа на пионерский барабан.
Никто из пасажиров, даже не подозревал наличие саба в багажнике, но все отмечали очень живое звучание инструментов.
никто не пытается занизить ваши старания
судить по фото а качестве звука сетапа бессмысленно
И я спокоен как слон :) Но человек подменяет понятия основываясь на своих предпочтениях.
Кстати большую часть времени в авто, я вообще провожу с выключенной магнитолой. Но иногда, кроме прослушивания на низкой громкости, могу поехать на паркинг Ашана и накруть до уровня драйв. Под домом так не делаю, поубивал-бы таких сам, да и соседи очень легко вызовут копов. Европа.
Насколько припоминаю, трудитесь автомехаником в Польше и мне довольно странно, как такой человек не способен понять, что в весьма слабообтекаемом пожилом японском кроссовере со штатной шумоизоляцией шум набегающего воздушного потока на скоростях уже начиная с 80км/ч (и выше) начинает превышать шум от двигателя и трансмиссии и становится настолько большим, что уже даже разговаривать не особо комфортно!
Лобовое наклонено слабо, на крыше большие несъёмные релинги, а общая площадь остекленения большая.
В этих условиях делай — не делай шумку — а овчинка не стоит выделки!
Плюс к тому и езжу по загородным трассам на скоростях ближе к 100км/ч сейчас довольно нечасто, главным образом по грибы в горные г.вна и на горнолыжные спуски, куда местные приезжих Уазиками возят. :)
И в городских пробках стою не настолько часто, чтобы ради этого шумкой заморачиваться и штатные динамики модернизировать! Потому как там, в-основном, «пережатое ФМ» и слушаю :)
По этому, в Хонде у меня по звуку все штатно- отвратительно, она исключительно городской поджопник, ездить в булочную.
Максимум впаял блюпуп, что-бы не слушать рекламу, а в фоне Spotify, чуть громче звука двигателя.
Карпет. Думал над этим, но пока руки не дошли.
Откидывание спинок не даст ничего.
У саба длина волны и частота такая, что спинки ему не преграда. Потому и слышно снаружи у всех только саб, а не музыку. В салоне, дай бог пол волны или четверть поймаем и наполним салон накачкой и резонансом кузова.
Software — Heaven-To-Hell
На ютюбе
Я одно время очень от них тащился.
Для фильмов самое оно, но вот музыку слушать не очень.
Долго собирал комплект Dali concept, в том числе и Dali concept sub, который на удивление очень музыкальный и в оформлении ЗЯ.
Теперь дома стоит он, и хоть не берет такой глубокий низ в фильмах
стандартный канал сабсоников для этой задачи не подходит (без переделки естественно)
А в заводской ЗЯ я не желаю лезть, ибо по звуку он меня устраивает. Явно так и без меня есть корректировка.
Звук рулится ресивером ямаха
согласен: ковырять заводские изделия, срисовывая схему с печатных плат — то ещё удовольствие
в кино режиссёр собирает звуки по крупицам: там нет ни одного лишнего звука
поэтому ничего гезать\ограничивать не надо
Только разговорный канал заглушают и шум природы и окружения.
Просто вызывает раздражение этот громкое дребезжание, бубнение басов и барабанов и ор. Этот стон у них музыкой зовётся.Особенно как современные негры реп завоют!
Был же у них прекрасный джаз!!! Деградировали.
я попал на премьеру м\ф «Шрек» (1ч.)
НЧ вломили так, что на сцене, когда Шрек закрыл дверь получался взрыв
)))
Оригинальная дорожка по качеству — всё ОК (как правило).
Хотя да пириводчики и озвучатели любят поганить дорожки.
посмотрел 1 раз и стёр
И логика страдает по традиции своим отсутствием.Режиссёр открыл для себя показ снятой киноплёнки в обратном направлении и на этом построил сюжет. Дешёвые кинотрюки 30 годов.
+ Не каждый пользователь осилит весь путь от покупки до настройки.
Лично я как-нибудь обойдусь без лишних цифровых устройств.
Автозвук без этого нынче так и вовсе немыслим.
Насколько понимаю, главное, чем ценна эта технология — противофазным подавлением внешних шумов от двигателя. трансмиссии и набегающего воздушного потока, неизбежных в машине.
Но у меня есть BT наушники с таким активным шумоподавлением и оно, почему-то, мешает наслаждаться в них музыкой.
Не знаю как кому, а у меня при этом создаётся довольно противное впечатление искусственности.
А эквализация — это во вторую очередь.
Про шумоподавление — не в курсе.
Ещё лет 20 назад в не припомню уже каком автомобильном журнале читал что какой-то из производителей спорткаров взялся применять у себя активное компьютеризированное противофазное шумоподавление.
Чтобы его владелец с супермоделистой девушкой сбоку могли себе позволить выбирать, что слушать на скоростях от 200км/ч, агрессивный рык многоцилиндрового двигателя или музыку умеренной громкости с достаточным динамическим диапазоном! ;)
Да и желание слушателя пребывать точно в средней точке звуковой картины никогда не понимал?
Есть же ведь мозг в голове, всегда наилучшим способом могущий «расставить всё по местам»! :)
Зачем пробовать
отнимать у него работудавать всё уже за него пережёванное?Что-бы понять зачем в авто выставлять задержки, нужно вспомнить зачем разработчики домашних АС, пытаются совместить выспупание дифузоров из этих самых АС, даже когда чер о сантиметре, двух. А авто разница удаления многополосных источников звука до уха, может составлять десятки сантиметров.
Уже не говоря про саб который вообще в багажнике.
И впереди планеты всей Tesla Model S :)
Но я ведь вовсе не оспариваю что хитроумными современными решениями можно сдвинуть центр звуковой картины к переносице слушателя.
Просто для себя, меломана ещё с середины 70-х. когда приходилось довольствоваться ничтожным «что есть», не понимаю, зачем стремиться искусственно улучшать то, что и так, даже максимально уже улучшённое, неизбежно будет искажено мозгом в нужную ему сторону? ;)
Все несколько моих знакомых — меломанов определённого стиля рок-музыки (включая и меня самого) всегда утверждали что получению наслаждения от прослушивания нового альбома одной из групп, играющих в излюбленном стиле, особо не мешает даже если он впервые выложен в качестве 128kbps mp3!
Т.е., у таковых всегда включается мозг, «докручивающий» до требуемого качества (точнее, кайфа) вокал любимого уже по ранее прослушанным альбомам группы вокалиста или звучание гитары гитариста. :)
Я бы сравнил меломанию просто с любовью вкусно пожрать :) а аудиофилию — с любовью ещё и обставить это дело с шиком. Не «ночью у холодильника заточить пару котлет», а «выбраться в хороший вечер в красивый ресторан за правильно прожаренным стейком с сервировкой, вином и прочим».
в случае внешних акустических систем голова слушателя не зафиксирована. Поверните голову на сантиметр — и вся фазовая картина меняется. До тех пор, пока не создадут систему отслеживания ушей по 6 координатам — невозможно будет давить звук противофазным сигналом. Точнее, на НЧ это ещё как-то будет работать — в силу большой длины волны, но на ВЧ уже нужно фиксировать уши с сантиметровой точностью.
мощность была менее 100 вт
Кстати наполнитель в качестве увеличения объема и снижения температуры в ЗЯ не работает.
эксперимент закончен, результаты получены
саб перемещён в угол и сейчас не используется
Еще могу посоветовать для сабов послушать Горана Бреговича, чудесно в тишине наслаждаться. Особенно когда там там на тубе так дум-дум-дум и контрабас бумкает. :-)
Сам оклеивал ящик фанерный внутри виброизоляцией автомобильной, приклеилось хорошо, через пару лет проверял — сидит намертво.
Единственно что не надо гнаться за дешевой, от старых проектов остались образки, лет через 5 дешевая вибра стала крошиться и пришлось выбросить, а дорогая осталась такая же мягкая.