Как измерить параметры Тиля-Смолла динамиков с помощью ПК и выбрать для них правильный корпус
Любой динамик предназначен для установки в корпус определенных размеров и конструкции (точнее сказать, акустического оформления). Если динамик установить в несоответствующий ему корпус (например, слишком малого объема или неподходящего акустического оформления), то играть такая колонка будет плохо. Будет глухой и плоский звук, отсутствие басов и/или верхов, искажения и призвуки, бубнение на одной частоте и т.п. Какое оформление требуется для конкретного динамика, определяют его параметры Тиля-Смолла (T/S параметры). Но проблема в том, что даже брендовые производители не всегда их указывают для всех моделей своих динамиков, не говоря уже о безродных китайских динамиках с Али. В обзоре будет показано, как самостоятельно их измерить с помощью простого кабеля и компьютера, а также рассчитать по полученным T/S параметрам правильные размеры и конструкцию корпуса под динамик.
Для измерения параметров Тиля-Смолла я подготовил следующие динамики (для всех из них T/S параметры производителем не указаны):
— JBL CS760Cru.jbl.com/CS760C.html
6-1/2", 50W RMS/150W max., 55 Гц– 20 кГц, 4 ом, 92 дБ (2,83 В на 1 м)
Эти динамики стоят сейчас у меня в дверях машины. Один из них когда-то сломался (внутренний обрыв катушки) и я купил еще один комплект для замены. Если из такого неисправного динамика снять магнитную систему, из него можно сделать пассивный излучатель (ПИ) для повышения отдачи АС в области низких частот. Снятый магнит тоже пойдет в дело, о чем будет рассказано ниже.
— 2 динамика 5W 8Ohm, один из которых уже установлен в свое акустическое оформление.
Измерения параметров Тиля-Смолла будем проводить с помощью программы AudioTester.
Также можно использовать программу Limp из пакета Arta Software, кабель в обоих случаях используется один и тот же, и результаты измерений обеих программ должны практически полностью совпадать — за подсказку благодарю Vairon и yopopt.
Программа AudioTester дает повторяемый результат. Я измерял один и тот же динамик на основном ПК, дополнительном ПК и ноутбуке. Все эти измерения показывают очень схожие результаты. Также результаты измерений AudioTester признаются Роспатентом, например, вот патент RU 2707905 (акустическая система с щелевым настраиваемым резонатором Гельмгольца).
Для измерений с помощью AudioTester требуется сделать несложный кабель с одним резистором. Готовим 2 куска экранированного кабеля (т.е. кабеля, состоящего из 2-х отдельных многожильных проводов с общей медной оплеткой, типа кабеля для наушников), 2 разъёма «джек» 3.5мм для подключения к ПК, резистор 10 ом, провода с крокодилами и/или с автоклеммами для подключения к динамикам. Для изготовления таких проводов лучше использовать акустический кабель достаточного сечения (я сделал их из кабеля 2х1.5мм2).
Схема кабеля:
Паяем такой кабель, фиксируем провода стяжками, затем закрываем этот узел термоусадкой. Чтобы не перепутать, на штекер для подключения к аудиовыходу ПК надеваем зеленую термоусадку:
Скачиваем программу с официального сайта www.audiotester.de/ и устанавливаем. На компьютере ставим громкость динамиков и микрофона 100% и отключаем все улучшайзеры, если включены (типа объемный звук, тонкомпенсация и т.д.). Полностью убираем усиление микрофона. Подключаем кабель к компьютеру. В программе нажимаем кнопку TSP.
Но прежде чем измерять динамики, нужно сделать калибровку для учета сопротивления изготовленного кабеля. Вместо динамика к другому концу кабеля подключаем резистор с сопротивлением, близким к динамику. Я использовал для калибровки резистор 6.6 ом. Нажимаем Start и смотрим по зеленой кривой, насколько правильно AudioTester измеряет сопротивление резистора. При необходимости изменяем значение в поле Impedance, пока не получим максимально точного соответствия:
Теперь можно приступать к измерению динамика. Насчет того, как это правильно делать, встречаются 2 противоположные точки зрения. Одни утверждают, что динамик нужно подвешивать за люстру в центре большой комнаты со стенами завешенными коврами). Другие доказывают, что динамик нужно наоборот зажимать в тиски. На мой взгляд, правильно делать так, как рекомендует сам автор AudioTester — динамик при измерении нужно положить на мягкую подушку диффузором вверх.
В видео ниже показано, как сделать настройки с учетом измеряемого динамика и выполнить процедуру измерений:
Итак, мы измерили параметры Тиля-Смолла нашего динамика. Что с ними делать дальше?
Сохраняем результаты в текстовый файл кнопкой List / Print и затем вбиваем эти значения в одну из программ расчета корпусов, например JBL SpeakerShop, Bassbox Pro, UniBox и т.п. Там выбираем желаемый тип корпуса под этот динамик и программа сама рассчитывает размеры выбранного корпуса.
Программу расчета корпусов мы запустим позже, а сейчас попробуем бегло проанализировать полученные T/S параметры нашего динамика JBL CS760C.
Самых главных параметров Тиля-Смолла всего три: Fs, Qts и Vas.
Fs — это собственная резонансная частота динамика (без корпуса). Частоты ниже Fs динамик воспроизводит плохо.
Qts — это полная добротность динамика. Значение Qts может определить тип акустического оформления, наиболее подходящего для динамика, а также склонность динамика к бубнению на своей резонансной частоте (чем выше добротность, тем больше будет бубнить, при некоторых условиях).
Есть разные классификации предназначения динамиков в зависимости от Qts, до сих пор к единому знаменателю по этому вопросу так и не пришли. Например, вот одна из таких классификаций:
Qts > 1,2 —динамики для открытых ящиков, оптимально 2,4;
0,6 < Qts < 1,2 — динамики для закрытых ящиков, оптимально 0,7–0,8;
0,4 < Qts< 0.6 — динамики для фазоинверторов, оптимум — 0,4;
0,2 < Qts< 0.8 — динамики для систем с пассивным излучателем;
Qts < 0.4 — динамики для рупоров.
Vas — это эквивалентный объём, по нему можно примерно прикинуть минимальный объем корпуса для установки динамика. Например, если Vas равен объему корпуса, то Fс и Qtс увеличится в 1.4 раза. А если объем корпуса будет больше Vas в 3-5 раз, это практически не ухудшит звучания акустики.
Итак, динамик JBL CS760C имеет T/S параметры: Fs=75.5 Гц, Qts=1.02, Vas=10.37 л.
Этот динамик автомобильный, предназначен для установки в двери. Высокая добротность этого динамика вполне уместна, т.к. внутренний объем двери не является полностью закрытым из-за щелей и технологических отверстий. Vas=10.37 л говорит о том, что, если ставить такой динамик в закрытый ящик, его объем должен быть от 30 литров минимум (например, куб с размерами 31х31х31см), что немало.
А есть ли способы еще сильнее уменьшить размеры корпуса без заметного изменения качества звучания АС?
Да, есть. Их как минимум три:
— Панель акустического сопротивления (ПАС), позволяет снизить добротность динамика в корпусе, конструкция ПАС подбирается опытным путем;
— Набивка корпуса демпфирующим материалом типа ваты или синтепона с плотностью до 24 г на литр объема, позволяет получить виртуальную прибавку объема корпуса до 40%;
— Обратный магнит, позволяет снизить электрическую добротность динамика. Попробуем на практике проверить его эффективность. Приклеим снятый с неисправного динамика магнит к рабочему динамику. Магниты должны отталкиваться, а не притягиваться!
Измерим динамик с прикрепленным обратным магнитом:
Видим, что добротность динамика JBL CS760C уменьшилась с 1.02 до 0.84. Насколько существенно это позволит уменьшить объем корпуса, будет показано чуть ниже.
А пока продолжим наши измерения.
Динамик JVC CS-J420X
T/S параметры: Fs=135,9 Гц, Qts=2.39, Vas=1.57 л.
Да уж…. Кроме автомобиля, такой динамик можно поставить только в открытый ящик. Добротность 2.39 ни обратный магнит, ни ПАС до приемлемого уровня не понизит.
Noname динамик SJ H9053201, 8Ohm 5W
T/S параметры: Fs=420,5 Гц, Qts=4.96, Vas=0.13 л.
Этот динамик стоял в телевизоре, качеством звучания не блистал)
Noname динамик 55085-010, 8Ohm 5W (в корпусе)
Этот динамик я измерил просто из интереса). Он тоже из телевизора, имеет собственный корпус, который я снимать не стал. Корпус интересен тем, что имеет вибродемпфирующий элемент в форме конуса, перераспределяющий звуковые волны в закругленные углы корпуса:
Такое решение уменьшает вибрации и резонансы корпуса. Звучал этот динамик, в отличие от такого же по мощности и импедансу собрата выше, гораздо приятнее. Даже какие-то низы можно было услышать.
Расчет корпуса под динамик на основе параметров Тиля-Смолла
Имея на руках T/S параметры интересующего динамика, можно приступать к расчету корпуса для него. Программ расчета корпусов достаточно много: JBL SpeakerShop, Bassbox Pro, UniBox и т.п. Эти программы, а также дополнительные материалы по теме можно скачать например здесь doctorbass.ru/zagruzki/
Попробуем просчитать корпус для динамика JBL CS760C в программе JBL SpeakerShop.
Создаем новый проект, копируем T/S параметры из текстового файла AudioTester в SpeakerShop. Программа просчитывает по ним оптимальный корпус в вариантах фазоинвертора (Vented Box) и закрытого ящика (Closed Box) и строит расчетную АЧХ (амплитудно-частотную характеристику) для каждого варианта. Нажимаем Ctrl-D и появляется окно с объемом и размерами корпуса. Всего в SpeakerShop 21 вариант корпусов на выбор: прямоугольный, куб, призмы разной формы, эллипсоид, сфера, конус, цилиндр и т.д. Как видим ниже, для динамика JBL CS760C размеры получаются немалыми:
Попробуем их уменьшить с помощью заполнения корпуса демпфирующим материалом. Выбираем заполнение “normal” и объем закрытого ящика уменьшается почти в полтора раза, АЧХ при этом практически не меняется:
Теперь проверяем эффективность обратного магнита для дальнейшего уменьшения объема корпуса. Создаем новый проект, копируем в него T/S параметры динамика с обратным магнитом и смотрим:
Объем закрытого ящика уменьшается еще в два раза, АЧХ при этом также существенно не меняется.
Таким образом, в нашем примере с динамиком JBL CS760C, использование заполнения и обратного магнита позволяет снизить объем корпуса почти в 3 раза, с 43.2 литров до 14.9 литров, без существенного изменения АЧХ. При этом добротность в корпусе будет 0.96.
Магниту из неисправного динамика мы нашли применение, теперь попробуем найти применение и оставшейся части этого динамика, т.е. корзине с диффузором.
Из нее можно сделать пассивный излучатель (Passive Radiator). Такой ПИ устанавливается в одном корпусе с основным динамиком и оба диффузора работают синфазно, но диффузор ПИ настраивается на более низкую резонансную частоту, что повышает отдачу АС в области низких частот:
Для расчета такого пассивного излучателя в SpeakerShop нужно ввести 3 параметра: объем ящика Vb, эквивалентный объем Vap (его значение такое же как Vas) и резонансную частоту Fp. Ранее при измерении T/S параметров с помощью AudioTester мы уже настраивали этот динамик на более низкую резонансную частоту 45 Гц добавлением груза 20 г. Поэтому вводим Fp=45 Гц и смотрим, какая АЧХ пассивного излучателя у нас получается:
Поднятая в области НЧ АЧХ фазоинвертора и пассивного излучателя дает мощный жесткий бас (то самое «мясо»). А равномерно падающая АЧХ закрытого ящика делает басы чистыми и прозрачными, но относительно слабыми. Такое звучание больше понравится музыкальным веганам).
Подводя итог, программа JBL SpeakerShop позволяет на основе T/S параметров рассчитать размеры корпуса под динамик в нескольких акустических оформлениях и показать в виде АЧХ звучание каждого из вариантов.
Резюме обзора
Какое оформление и размеры корпуса требуются для конкретного динамика, определяют его параметры Тиля-Смолла (T/S параметры). Если эти параметры неизвестны, их можно определить самостоятельно с помощью самодельного кабеля и компьютера. В обзоре подробно описана процедура измерений T/S параметров при помощи программы AudioTester, измерено 4 разных динамика, показано как влияют значения T/S параметров на конструкцию и размеры корпуса динамика. Рассмотрен расчет корпуса для динамика на основе T/S параметров в программе JBL SpeakerShop, приведены способы уменьшения размеров корпуса (заполнение демпфирующим материалом, обратный магнит) и показана их эффективность. Также описан расчет пассивного излучателя, который можно сделать из динамика без магнита.
Спасибо за просмотр этого обзора! Буду рад, если какая-то информация окажется вам полезной.
Вам откроется мир различных акустических оформлений и вытягивания приличного звука из копеечных/халявных динамиков, а также понимание того, какое днище аудиоширпотреб, продающийся в магазинах.
Аудиотестер классная штука, а вот вместо старого спикершопа я бы взял хорнресп, вот уж где можно разгуляться
Так в том то и дело. Как то раньше не попадалось в таком доступном виде и в одном месте «инструкция» как из чего то коричневого сделать конфетку. Теперь можно попробовать. Одно слово: спасибо за труд!
Из чего-то «коричневого» конфета получается, но со вкусом той же субстанции, законы природы не обманешь. А если брать приличные излучатели и пихать их в самодельный приличный корпус (сравнимый с фабричным), по стоимости получится конечно дешевле готовых изделий. Но если посчитать человеко/часы работы, то оправданием цены может быть только любовь к рукоблудию рукоделию. Если у вас при подсчете стоимости изделия (материалы+работа (включая теоретические расчеты, сидения в интернетах и пр)) изделие получается все равно дешевле фабричного, то тут два варианта: или вы нашли «золотую жилу», или у вас что-то не так с доходом на основной работе. В любом случае решение принимает каждый сам, делать все самому, или отдать на «аутсорс» (купить).
З.Ы. и еще одно замечание — «Бойтесь сбывшихся мечт»
15 лет назад мы студенты делали колонки для продажи дискотекам, о таком софте мы только могли мечтать. Мы носили одному товарищу динамики, он измерял все требуемые параметры на стенде, а потом по большой и толстой книге считали корпуса.
А если посмотреть ВЕСЬ раздел то там будет достаточно исчерпывающая и инфа. И это не специализированный (по акустике) сайт. На Веге будет и того подробнее и думаю даже более старые.
а также понимание того, какое днище аудиоширпотреб, продающийся в магазинах.
Это же слышно...)
Я помню, как иностранцы в Киеве скупали 35АС и S90, а к ним Бриги, Барки и Одиссеи…
А все наши пускали слюни на японские 2х-кассетники с надписями 500, 800, 2000W...)
Писали...)
Тогда, в 88-89 про Китай никто не думал ещё!
А я служил во Владивостоке и пускал слюни в комиссионках на эти 2х кассетники…
Но больше на охренительные 3х моторные катушечники…
Sharp777 в те времена в комиссионках предлагался по цене чуть ниже стоимости украинской микролитражки «Запорожец».
Полагаю, за цену любой сегодняшней микролитражки сейчас можно приобрести вполне сносную акустику без необходимости вникать в параметры Тиля-Смолла.
не у всех есть возможность сравнить.
Недавно на Ютубе попалось видео с обзором ямаховского сабвуфера, тысяч за 11. Ну это был мрак, баса не было вообще, только намеки на мидбас и хрипение на совершенно смешных уровнях громкости.
Я помню, как иностранцы в Киеве скупали 35АС и S90, а к ним Бриги, Барки и Одиссеи
Среди советских колонок есть удачные разработки, но то были совершенно уж безумно дорогие и редкие модели, типа электроники с диффузорами из пенометалла.
Не хочу нарываться на холивар, но, по моим ощущениям, С90 к hi-fi моделям не причислить, помимо известных проблем с качеством, и сч и вч глуховаты, фильтры и фи я бы пересчитал, ну это на мой взгляд.
Одними из самых интересных из доступных считаю электронику/амфитон с изодинамическими пищалками, но там тоже приколы — пищалки довольно легко горели, сч динамик сч не является, это фактически нч, отсюда глухая середина, в том числе и из-за фильтра. Про НЧ динамик можно только сказать про быстро сгнивающий подвес, в остальном вроде неплохо, если бы не высоко настроенный фи, от чего баса ниже 50гц очень не хватает. В итоге я бы в этих на первый взгляд неплохих колонках оставил бы только корпус, вч и нч после замены подвеса, а это фактически уже половина колонки под переделку.
Простенькие двухполосные динаудио фокус 140 с крошечным нч/сч динамиком на 130 мм звучат гораздо лучше, ровнее, спокойно копая до 30 Гц (как это им удается, вообще не понимаю), переваривая при этом сумасшедшие уровни громкости.
Про ЛОМО и ГОИ он видимо даже не слышал…
ГОИ основан в 1918 году
ЛОМО основано в 1914 году
Их наработки и продукция используются и ценятся до сих пор.
А оборудование — оно и есть оборудование!
Паста ГОИ (от ГОИ — Государственный оптический институт) — шлифовальные и полировальные пасты на основе оксида хрома (III), используемые для шлифования и полирования стальных сплавов, в том числе термически упрочнённых, цветных металлов, твёрдых пластмасс и полимеров, стёкол (в том числе оптического стекла), керамических материалов и изделий из них.
Я так думаю, что добавив второй магнит к первому, мы повысили напряженность магнитного поля в рабочем зазоре. И следовательно чувствительность динамика. За счет демпфирующего свойства выходного сопротивления усилителя у нас увеличилось и демпфирование динамика.
Тут как-бы взаимосвязь прослеживается.
Потрясающая работа по популяризации нормального и удобного измерения параметров Т-С. один вопрос про резистор в 10 ом — какой он должен быть мощности и какие точностные характеристики к нему нужно применять?
а точночть? 1%, может вообще 0,5%
мощность надо учитывать, чтобы он не нагревался при работе иначе сопротивление поплывет.
а мощность то не такая и маленькая, ведь наушники этот выход в состоянии прокачать… пусть и не большие
Юрий, по поводу результатов аудиотестера. Сравнивал с Limp из общепризнанного аудиобратией комплекса Arta, результаты совпадают практически полностью. И Limp полностью работоспособен с приведённой схемой, без арта-бокса. Можете добавить в статью.
За труд спасибо, плюсую вас всюду ). Мне пришлось копаться по куче статей в своё время.
Подписываюсь под комментатором выше. Проверял именно кабель с выхода на наушники, резистор и кабель на вход — то, что и нарисовано у вас в статье. Единственное — пользуюсь линейным, а не микрофонным входом.
Одни утверждают, что динамик нужно подвешивать за люстру в центре большой комнаты со стенами завешенными коврами). Другие доказывают, что динамик нужно наоборот зажимать в тиски
Я бы зажал в тиски, а тиски подвесил на люстру. Для надежности… ))
Не знаю, актуально ли это будет тут, но может кто подскажет советом.
Хочу выбрать какой-нибудь комплект (ну или по отдельности можно), микрофона и внешней звуковой карты, до 100 долларов, для записи голоса.
Может кто посоветует?
Естественно это будет как черновик, перед студией. По поводу BM-800, посмотрел обзоры, как-то не впечатлил совсем. Засматриваюсь на Maono фирму.
Но в любом случае спасибо.
Старина, у меня жена диктор. Всегда писа́ла в студии, но сейчас, в связи с ситуацией, перешла на работу на дому. Взяли ей комплект Focusright Solo Studio 3rd gen. Пишется, смешно сказать, в шкафу, обшитом акустическим поролоном. Результат заказчиков полностью устраивает, а жена так даже и удивлена была после студии: ожидала худшего. Понимаю, что это не 100, а примерно 350 баксов, учитывая стойки и поролон, но надобность в студии отпала совсем.
Хорошая статья. Если у динамика есть вентиляционное отверстие в керне, то измерять его как в статье нельзя. Вообще лучше измерять динамики в том положении, в котором они будут установлены. Также крайне важны точность измерения сопротивления резистора и массы груза. Мне больше нравится LIMP для измерений параметров.
В расчёте корпуса нужно учитывать не только VAS и добротность, а то результат может не порадовать. Кроме результирующей АЧХ есть ещё важные параметры «Peak cone excursion» и «Group delay». Peak cone excursion — максимальный ход диффузора. Если он окажется слишком большим, динамик может выплюнуть катушку. Обычно чем больше объём, тем больше движение диффузора. Group delay — общая задержка связанная с большим перемещением диффузора и, соответственно, масс воздуха за ним. Чем больше задержка, тем хуже. Басс может казаться размазанным. В общем большой корпус не всегда хорошо.
Также для ФИ надо найти компромисс между скоростью движения воздуха в порте и его размером. При большой скорости добавятся призвуки.
В общем если учесть кучу мелочей, то расчёт всегда совпадает с реально сделанной АС. И это радует. :)
Если у динамика есть вентиляционное отверстие в керне, то измерять его как в статье нельзя.
Вы имеете в виду что подушка на которую положен динамик, будет оказывать влияние на поток воздуха из отверстия в керне? Не думаю, что на такой малой мощности это будет иметь какое-то значение, отличное от погрешности.
Я прочел все Ваши обзоры по аудио- и велотематике, Вы в этих темах очень хорошо разбираетесь, примите мой искренний респект!
Про важность учета параметров Тиля- Смолла при выборе корпуса для акустики Вы совершенно правильно упоминали в каждом своем обзоре на динамики. Но Ваш обзор про (насколько я понял) измерение этих параметров я видимо пропустил(.
Если можно, дайте пожалуйста на него ссылку.
Ссылку и я могу дать на что угодно, но люди приходят за информацией в готовом виде, и думаю этот обзор не возымел бы столько рейтинга, если автор просто написал «вот здесь читайте» и ссылку дал
Экспериментировал с лабиринтами, пытаясь сделать компактную и эффективную колонку, но не пошло. Может динамики были неправильные. В общем не понравилось.
Мне кажется, все эти четверть- и полуволновые структуры в любом случае должны давать сильные линейные искажения (АЧХ и ФЧХ) в области своего действия. Есть примеры акустических измерений в среднем поле, где складываются излучения от передней и задней стороны диффузора, опровергающее это? Кроме субъективных отзывов ничего не нашел.
И вряд ли найдется. Интерференцию волн еще никто не отменил. А если кто-то будет утверждать обратное, посмотрите на него с укором :) В ФИ, кстати, всегда наглухо затыкаю отверстие. Не нравится звук ФИ и все.
Это про «задержку звука» во всех его проявлениях включая и помещения (эффект эхо). Погуглите на тему «ревербераторы звука» и найдете много старого и нового — от пружин до цифровых. Раньше о цифре только мечтали, стоило дорого, а теперь почти ничего (решается программно). Нравится этот эффект лично Вам или нет проще всего проверить на 2х одинаковых динамиках пустив звук одного из них напрямик, а другого с электронно регулируемой задержкой (заодно и частотой второго динамика подыграть можно слегка её изменив). Если понравилось — то замерьте время этой задержки, а если нет — так зачем Вам все эти танцы с лабиринтами городить?
Хорошо. Попробую в ваших терминах пояснить свою мысль. Для реального сигнала задержка каждой спектральной составляющей сигнала на выходе из трубы будет разной, и результат сложения с тем же сигналом с нулевой фазой (от передней стороны диффузора) для всех спектральных компонентов будет меняться от удвоения амплитуды до 0. И это называется линейными искажениями и разрушает сигнал.
Здесь ключевой момент заключается в том, что длина волны для каждой частоты разная, а длина трубы одна и та же, рассчитанная на определенную частоту, наверное, основного резонанса.
Все было бы понятно для узкой полосы частот, например, сабвуфера. Но в клипах по вашим ссылкам на сборку лабиринтов все норовят поставить широкополосник, и это вызывает удивление.
Вот и считайте для себя «узкой полосой» — только НЧ, поскольку всех остальных «составляющих» про которые Вы писали на выходе лабиринта не будет от слова «вообще» т.е. получился фильтр.
все норовят поставить широкополосник, и это вызывает удивление
А что нужно ставить в бюджетном сегменте колонок в которых 1 динамик?
P.S. Если честно, то читая Ваши комментарии об «высоких материях» — искажениях, линии АЧХ и прочего создается впечатление что тут как минимум колонки на 3 динамика обсуждаются да ещё и премиум класса, а ведь это не так (см.фото).
Для того нишевого сегмента к которому они относятся вполне достаточно приятного мягкого (не раздражающего) звука. Ну а тут этим туннелем — лабиринтом к общей звуковой картине немного выделенных басов добавили причём с задержкой для «объемного звучания» и что обсуждать? то что было хуже до этого вроде как всем слышно: с 12.20 youtu.be/Z95df6QrJY4?t=739
Лично мне больше нравится звук после переделки, но Вы можете оставить себе не искаженный консервно-баночный оригинал.
А трындим вроде по методам измерений неважно каких динамиков.
А что нужно ставить в бюджетном сегменте колонок в которых 1 динамик?
Кстати, вытянутые телевизионные из обзора меня недавно заинтересовали некоторыми своими параметрами. Сейчас вот как раз думаю, как их бюджетно оформить, чтобы не потерять то, что они могут выдать.
призван повышать отдачу на низких, но, по-моему, повышает только геморрой
Не только отдачу низких, но и объем звучания. Чем длинней будет тоннель-лабиринт тем и задержка звука будет больше. Для трубы Войта габариты ящика приходится делать слишком большими, а «лабиринт» видимо попытка достичь практически того же самого, но в более компактных корпусах.
Не тянут грубо сколоченные фанерные ящикини на какое «мастерство». А разница в звуке естественно есть (сравнение ДО переделки и ПОСЛЕ) в большинстве подобных видеороликов.
Так у японцев практически всегда всё «опрятно» чем бы они не занимались — ножами, катанами, шкатулками, мебелью, станками и этими пресловутыми колонками. Но дав первые ссылки просто не учел поправку на здешнюю аудиторию у которой вечно ничего нет — ни древесины, ни станков, ни инструментов. Так что пришлось исправится и выложить фанеру (не думаю что звук от этого сильно пострадает, хотя «страдивари» и «амати» разумеется не получится).
Вопрос по телевизионному динамику SJ H9053201. Почему на картинке две пары графиков? Это разные измерения? Частота основного резонанса 420 Гц не высоковата для этого динамика? У таких динамиков подвес довольно мягкий.
По JVC CS-J420X такие же сомнения.
Для определения всех параметров динамика делается 2 измерения. Соответственно получается 2 пары графиков
Один график без грузика (1-е измерение), другой график с грузиком (2-е измерение).
Аудиотестер — замечательно простая софтинка, которая отлично измеряет и правильно вычисляет. Измерить можно чем угодно, причём вариантов куча как софта так и методик: постоянным током или напряжением, бегущим синусом или шумом, ящиком или грузом искать объём. Но ещё при измерениях можно нарваться: ток через катушку какие-то производители нормируют, какие-то нет. В старых документах Сканспика были указаны 36 мА, к примеру. Голова должна быть заранее размята, а непосредственно перед измерением должна чутка поработать. Температура — комнатная. Конечно же лучше использовать усилитель, а не выход звуковухи.
Параметры и оформление ГГ не такой уж формальный вопрос, только добротностью тут не обойтись. Для поверхностного понятия хорошо бы прочитать хотя бы брошюру Виноградовой Э. Л. и статьи Алдошиной с собачкой Лушей, а лучше её книги.
А вот расчёта и софта для этого ничего лучше LspCAD и LEAP нет. Первый попроще сильно, но хороший, второй побольше учитывает.
Всё эти простые программки, ну как СпикерВоркшоп и похожее позволяют ну разве что на километр не пролететь, не более того. И если это не машина, тогда первые грабли — бафлстеп: это когда с ростом частоты длина волны становится меньше ширны АС и ГГ начинает излучать в полупространство. В машине же наоборот, со снижением частоты длина волны станет сравнимой с размерами машины и начнётся рост уровня.
А вообще говоря граблей на этой тропинке накидано без жадности, и по ним нужно побегать, без этого никак.
И практический совет: не надо бегать за СПЛ, делайте ЗЯ с добротностью чуть больше 0.7 и хотя бы бас будет нормальным.
Замысел правильный, но исполнение — ниже плинтуса.
Аудиотестер — говно мамонта с соответствующей пользой.
Мощность подаваемого сигнала должна быть порядка ватта, а не доли милливатта.
Выход звуковой карты на такую низкоомную нагрузку не расчитан абсолютно.
И так далее, и тому подобное.
Минус не ставлю т. к. замысел правильный, но перед тем как делать публикацию, надо самому НАУЧИТЬСЯ делать правильно измерения.
Относительно качественных динамиков, таких как СИС, Сканспик и т. п. (стоимость в сотни евро), параметры в datasheet указаны достаточно точно, им можно верить.
Относительно китайских динамиков и прочего ноунейма — верить им нельзя категорически, однозначно врут. Разброс параметров у советских динамиков — чудовищный. Но измерив их, можно расчитать оптимальный ящик.
Вообще-то всё это давно описано на соответствующих сайтах, хотя и там мусора и дезинформации выше крыши.
Автору желаю успехов в изучении!
Какая разница чем получить графики? Хоть генератором и вольтметром, причём это будет даже правильнее. Да, аудиотестер старый софт, но ничего нового и не нужно, на мой взгляд.
Совет измерять на большом сигнал весьма вредный. Во-первых нелинейность подвеса проявляется на весьма малом сигнале. Во-вторых это не всегда возможно технически. Я постараюсь пояснить, но не уверен, что у меня получится. Дело в том, что сопротивление резистора (на самом деле выходное сопротивление усилителя, но не важно), в идеале, должно быть существенно выше сопротивления катушки на резонансе, 10 Ом — это весьма мало, тут нужно иметь сотни. К ним нужно добавить десятки на резонансе и получится уже довольно много. В старые времена Сканспик-Вифа-Пирлисс писали, что измеряют 8 Ом головки при токе 36 мА, похожий размер тока говорили СИС и Морель — десятки мА. Это всё до полуватта. Я доверяю мнению инженеров этих фирм, неоднократно изменял Т-С ГГ этих фирм и сходилось. С учётом сопротивления нагрузки получается, что для корректных измерений нужен усилитель, карточка никак не даст выходного напряжения.
Простите если только запутал. Объяснятель я никакой.
На добротности, в результате, будет ошибка, размер её — вопрос, но наличие — безусловно. Физика глобальна, её нельзя обмануть или подкупить.
Нужно сотни Ом сопротивления, нужно десятки вольт на выходе усилителя. Да, можно и без усложнений, но так точнее.
Аудиотестер — г**** мамонта с соответствующей пользой
Если бы Вы сказали, что Спикершоп — древняя программа, я бы с Вами согласился)
А последняя версия Аудиотестера от 15 апреля 2020 г.
Также я упоминал, что результаты измерений Аудиотестером признаются Роспатентом findpatent.ru/patent/270/2707905.html Кстати, эту конструкцию не хотите покритиковать?);
Мощность подаваемого сигнала должна быть порядка ватта, а не доли милливатта.
Такой режим также возможен, см. документацию на Аудиотестер, стр. 59
Выход звуковой карты на такую низкоомную нагрузку не расчитан абсолютно.
См. схему кабеля, нагрузка будет 10 ом + сопротивление динамика. Если динамик 4 Ом, нагрузка звуковой карты будет 14 Ом.
А линейный выход ПК имеет примерно такую мощность:
Выходная мощность на нагрузке 16 Ом при КНИ=0,27% – 0,1 Вт;
Выходная мощность на нагрузке 8 Ом при КНИ=0,63% – 0,18 Вт;
Повысит КПД, так как усилит магнитное поле мотора динамика. Соответственно, динамик станет менее разгильдяйски колебаться. Добротность — это склонность к резонансу, она понизится.
(этот вопрос уже был, но ответа не последовало. Надо исправить ))
Улучшение электрического демпфирования, численно полученная в обзоре, получается за счет лучшей магнитной связью катушки с магнитами. Что может произойти только при повышении напряженности магнитного поля в зазоре. Чем сильнее поле, тем выше КПД преобразования электрической энергии в механическую.
Громче будет. )) Но не особо, ведь поле особо сильно и не возросло.
Именно увеличить, хоть это, возможно, и не очевидно. Например, расколотый магнит отталкивается, если пытаться сложить его обратно, а ведь поле целого магнита больше, чем отдельных осколков.
гдето я ошибаюсь, но у меня не укладывается
1. Притягиваются если SN-><-SN крайние полюса разные… сильнее
2. Отталкиваются если SN<-->NS крайние полюса одинаковые… слабее
Да, наверное я неудачный пример привел с расколотым магнитом. Если взять линейный магнит S-----N и разломать посредине, то, скорее всего, получится два коротких SN SN, которые будут притягиваться. Но в динамиках кольцевые магниты имеют полюса на сторонах блина:
SSSS
NNNN
поэтому если его сломать пополам, осколки оттолкнутся:
SS<->SS
NN<->NN
И еще, в динамиках поле не торчит во все стороны, его стараются максимально сконцентрировать в зазоре катушки, для этого на один полюс приклеивают шайбу с отверстием, на другой — шайбу с керном, который вводится в это самое отверстие и в результате почти все поле получается сконцентрировано в узком зазоре. Почти. И наклеивая магнит «на отталкивание», мы остатки несконцентрированного поля вталкиваем в нужный нам промежуток. Я так это понимаю.
Где-то я видел красивые симуляции магнитных полей и как они отталкиваются друг от друга именно в случае с динамиком. И что-то не могу найти теперь… Зато попалась статья аж 1978 года:
Черт, теперь я знаю как обьяснить, почему неодимы имеют в 10 раз большую силу, но не магнитятся в громкоговорителям(был вопрос на али, что магнит не неодимовый)
Хм… Как по мне, так обзор нужно было начать с подключения динамика у которого измеряемые параметры известны от производителя и посмотреть на сколько программа правильно их измерит…
Согласен с Вами. Такие динамики у меня были, правда они уже установлены в корпус бумбокса, который находится у сына). Попробую при первой возможности один из динамиков оттуда вытащить и измерить Аудиотестером.
Надеюсь не сочтут за рекламу сайта, хочу дать ссылку на цикл статей про звук от разбирающегося человека.
Там про технический подход к улучшению характеристик, в том числе Тиля-Смолла (его акустика имеет Qms больше 20), и про то, почему он считает Импульсный отклик одним из самых важных параметров громкоговорителя.
Импульсный отклик характеризует переходные процессы в динамике. Это более понятный взгляд на добротность звуковой системы, как долго она успокаивается. Меня это интересует в основном в этом параметре.
Динамики которые приводились в той статье (немецкие довоенные) по моему мнению и есть СЧ динамики (откуда там может быть ШП ?). Подвес довольно жёсткий, диффузор тонкий и лёгкий. Я это имел в виду.
А кто говорит про частотные свойства динамиков? Статью, к сожалению, прочитал пока поверхностно, но как я понял, автор высказывает свое мнение о важнейшем значении инерционных свойств динамиков на эмоции слушателей. По-моему, чересчур категорично для такой мутной темы, как эмоции.
Qts > 1,2 —динамики для открытых ящиков, оптимально 2,4;
0,6 < Qts < 1,2 — динамики для закрытых ящиков, оптимально 0,7–0,8;
0,4 < Qts< 0.6 — динамики для фазоинверторов, оптимум — 0,4;
0,2 < Qts< 0.8 — динамики для систем с пассивным излучателем;
Qts < 0.4 — динамики для рупоров.
И
добротность динамика JBL CS760C уменьшилась с 1.02 до 0.84
??
IMHO. Как интерпретировать то, что перед глазами.
ЗЯ — это самый консервативный вариант с минимальным уровнем линейных и фазовых искажений. Базовый вариант, лучше уже вряд-ли будет. Остальные варианты пытаются вытянуть подъем отдачи в одной области за счет провала в другой. Для ФИ — красная линия над желтой — повышение отдачи 22-100 Гц с созданием некоторой дополнительной фазовой неустойчивостью (обращайте внимание на «колебательность» АЧХ). Ниже 22 Гц ФИ имеет отдачу ниже ЗЯ — красная ниже желтой. Амплитуда колебаний динамика и так большая, а здесь еще и происходит разрыв в нагрузке — амплитуда резко возрастет. Если в усилителе нет специального фильтра для обрезания F<30 Гц, звук будет… давайте я не буду описывать качество звука (скорее уж вибрации) с уровнем искажений под 30%. При этом гармоники этого действа будут 25*2, 25*3, 25*3… т.е. пролезут из «вибрации» в «звук».
У ПИ всё настолько плохо, что даже не стоит на это смотреть. Эффективность не повышает, АЧХ-ФЧХ портит непревзойденно. Впрочем, отрицательный результат — тоже результат. ))
Всё не так немножко: на резонансе ФИ и ПИ смещение ГГ будет минимальным, минимальными будут и искажения. Ниже настройки там да, всё валится, но и спектральная плотность к низу падает. И КПД чутка получше и вниз чутка, и голову подзагризить можно. Т.е. грамотно настроенные они хорошо играют, импульсный характеристики у ПИ похуже, но нет органных резонансов, нет выхода отражений, нет шума при малой площади. Как обычно сплошные компромиссы. И головка нужна под такое оформление. Поэтому с высокой настройкой, безотносительно всего другого, сразу шляпа.
В этом отношении ЗЯ лучше всех тем, что прощает ошибки.
Да, что бы примерно графически представить нч оформление его можно представить в виде НЧ-фильтра (хай-пасс у буржуев) и к нему прикладывать связанные резонансы других колебательных систем: ящик, подкинули ещё одну — вот тебе ФИ, ещё — вот и бандпасс.
«Ниже настройки там да, всё валится, но и спектральная плотность к низу падает.»
Есть ли жизнь в инфразвуке? — увы, есть. Можно почитать vegalab, если есть сомнения. Думаю, нет. ))
Теперь, по сути. Xmax определяет НЧ свойства колонки. Чем более нагружен динамик, тем меньше смещение (это всё очевидно, пока). Теперь, при снижении частоты растет амплитуда смещения (катушки). Для ЗЯ это смещение предсказуемо, а в системах с возвратом энергии (ФИ/ПИ/лабиринт...) в зоне активной работы (по частоте, естественно) амплитуда уменьшается, а вот ниже этой зоны (резонанса) следует разрыв и амплитуда возрастает катастрофически. Остается вопрос — насколько это действительно страшно, может это фигня и никак не влияет? Не вопрос, легко строится график предельной мощности на динамик для различной частоты. Искать долго, цифр не особо помню — кому надо, тот найдет. Так вот, при уходе на низкие частоты мощность динамика падает в несколько раз, а при переходе ниже резонанса (для ФИ &etc), в десятки раз.
Следующий шаг — берем обычный спектр музыки целевого типа (у каждого свой, но — обобщенно) и строим график мощности звука на (суб) низких частотах. Да, снижение есть и довольно резкое. Теперь накладываем графики мощности динамика (колонки) на график спектра звука и следует крайне неутешительный вывод — искажения неимоверные. Для нормального звучания надо или снижать мощность колонки в десяток раз (о как) или ставить фильтр для вырезания частот ниже резонансной ФИ. Причем, фильтр оооочень резвый, т.к. амплитуда колебаний растет крайне стремительно. Часто успокаиваются на «фильтр есть, значит всё хорошо». Увы.
Понятное дело, что все сказанное зависит не только от Xmax динамика, но и от… [шикарный список], но сути не меняет — ФИ не подарок.
Косвенный признак — есть вполне адекватный способ решения проблем с качеством НЧ в колонках. Это какая-либо разновидность ЭМОС. При этом колонки под ЭМОС делают из ЗЯ, а никак не ФИ, хотя в ФИ и меньшая амплитуда колебаний диффузора и бОльшая отдача. Прямо сказка для ЭМОС. Но нет.
Небольшой пример
Спектральная плотность падает к НЧ падает, могу ошибаться, но на Веге работу по жанрам музыки Женя Мицкевич провел, когда сводил теорию с практикой по шумам ФИ. Инфраниза у нас нет по техническим причинам: сначала нечем играть и записать, а потом нет носителей. Объективно.
Размер смещения и потребное объёмное смещение величины понятные и легко прогнозируемые, расчётные. Возможно нужна коррекция снизу, возможно нет. И это не вопрос оформления, это про вообще, так же и ЗЯ может потребовать коррекции, особенно с обратной связью. Да, системы высоких порядков быстрее увеличивают смещение, за всё своя цена. Нужно изначально верное ТЗ и верное решение его, по силам конструктора. Именно поэтому начинашкам стоит остановиться на ЗЯ, что бы потратить время на решение других проблем, их достаточно.
Не обязательно откусывать низ сабсоником, можно управляемым фильтром, с автоматической регулировкой усиления, так и с регулируемой уровнем сигнала в полосе частотой среза. Наиль Мухаметзянов в системах с ОС что то делал, снижал общее усиление или только на НЧ, не помню, но что то точно делал.
Работа ФИ в системе с механической ОС невозможна по другой причине: ОС отслеживает смещение, на резонанс ФИ минимально, ОС будет пытаться скомпенсировать, увеличивая уровень, т.е. на частоте резонанса будет огромный горб размером с усиление в петле. Если не механическая связь, а по давлению, то картина будет противоположной: будет овраг, потому, что давление на резонансе ФИ максимально и ОС будет пытаться его снизить. Сырицо делал с ОС по звуковому давлению с внешним микрофоном, кажется, подробностей не помню. Были там суровые проблемы с микрофоном, кажется. Но так помниться, что ЗЯ, хотя именно такой системе неважно с каким оформлением работать.
" Инфраниза у нас нет по техническим причинам: сначала нечем играть и записать, а потом нет носителей. Объективно."
Почитайте на той-же Веге материал — есть ли жизнь ниже 25 Гц. (название не точное). Очень много полезного. Вполне адекватно показано наличие и ~7 Гц составляющих (на гитаре) с серрьезной амплитудой.
А так — даже если _в_принципе_ отсутствуют сверхнизкие в источниках звука, то в результирующем сигнале сверхнизкие есть, и их вырезание существенно искажает восприятие. Это субгармоники, их не может не быть. ))
Впрочем… всё, что хотел — я сказал, а больше никому особо и не интересно.
P.S.
У меня в разработке лежит «ЭАОС», в нотации vegalab. По понятным причинам, «ей» безразлично всё, что проистекает в и вне колонки. Впрочем, лежать еще будет лет 10, наигрался и слух попортился. Основная проблема — как получить отклик частот ниже 20 Гц для колонки разумного размера. Задача в-принципе не решаемая. Но выполнимая.
Отличная статья, И сразу вопросы: Хочется сделать полочники закрытого типа. Приглядываю такие динамики. Программа расчета в статье не поддалась осмыслению. Вопрос — можно ли использовать эти динамики (возможно кто-то делал из них) и есть ли другие человеческие программы дл расчета корпусов. И да — посоветуйте широкополосники для закрытых полочников.
Немного удивлен что нет комментариев к Вашему сообщению, попробую тогда оставить свой)
Ваши динамики с Али вроде неплохие по характеристикам и отзывам, но я их в руках не держал, а еще смущает противоречие по резонансной частоте, вряд ли в таком маленьком размере 3 дюйма она будет 80 Гц, как заявлено. Реально будет скорее всего как на графике, в районе 130 Гц:
Насчет программ для расчета корпусов, можно попробовать также BassBox 6 Pro для сравнения:
Насчет широкополосников для закрытых полочников в формате 3-х дюймов можно посоветовать немецкие Visaton FRS 8 M/8 или испанские Beyma 3FR30
Хорошая статья для начинающих, да и прог этих вполне хватит для начала (только jbl ss разве встаёт на операционки выше XP ?)
Динамик стоило хоть один взять не автомобильный, а нормальный низкочастотник, было бы гораздо нагляднее.
Эта программа старая и с такой установкой могут быть проблемы. Я работал с JBL SpeakerShop еще лет 15 назад и она у меня осталась на старом ноутбуке). Чтобы поставить JBL SpeakerShop на 64-битную Win10, есть такая инструкция doctorbass.ru/blog/kak-zapustit-jbl-speakershop-na-windows-10-x64-bit/
Динамик стоило хоть один взять не автомобильный, а нормальный низкочастотник
Нормального низкочастотника у меня сейчас на руках к сожалению нет.
Господь услышал мои стенания и автор написал этот материал!
Я уже пару месяцев ломаю голову над настройкой звучания одной самодельной акустической системы.
Огромная благодарность автору!
Спасибо, отличная статья! Правда, колонки я уже сделал, к сожалению «на глаз».
Но хороший повод измерить используемые динамики и оценить точность глазомера.
Эх, такой бы программе для тестирования, использовать WASAPI или ASIO, что бы точно мимо улучшайзеров и микшеров, а то в современной винде для обычного Audio API их фиг отключишь…
В статье не указано какой мощности в ватах ставить резистор.
Собрал по схеме переходник на резисторе 10ом 1вт, проверил мультиметром соединения и все равно не измеряет сопротивление.
Мощность резистора может быть небольшая, т.к. линейный выход ПК имеет примерно такую мощность:
Выходная мощность на нагрузке 16 Ом при КНИ=0,27% – 0,1 Вт;
Выходная мощность на нагрузке 8 Ом при КНИ=0,63% – 0,18 Вт;
Например, если Вы через кабель подключили 4-х омный динамик, то нагрузка линейного выхода будет 10+4=14 ом. Таким образом, резистора мощностью 0.25 Вт будет более чем достаточно.
Пересобрал на резисторе 10 ом 0.25 вт, результат тот же, не измеряет ачх и импеданс, как будто запускаю без подключения этого переходника, звук динамик пропускает. Мультиметром проверил, все провода припаяны на своих местах. Звуковая карта используется встроенная в ноутбук.
А в ноутбуке случайно не совмещенное гнездо? Попробуйте подключить к обычному ПК.
Проверьте еще настройки звука в Windows. Микрофонный вход не должен быть отключен или стоять на минимальной громкости.
Судя по описанию, в Fujitsu T734 стоит полноценный отдельный стереовход Line-In / Mic-In. Это хорошо.
Дело в том, что если вход микрофона будет моно, как на ноуте с совмещенным выходом на наушники и микрофонным входом, то программа не сможет измерить сопротивление.Поскольку измерение сопротивления динамика строится на сравнении сигнала с правого и левого канала микрофона, что видно по схеме кабеля:
Вначале проверьте что линейный вход/микрофон у вас стерео, а не моно:
Если показывает 2 канала как на этом скриншоте, все ок.
Теперь попробуйте проверить в программе, что у Вас выбран именно вход микрофона. Кликните на источник (показано стрелкой), затем выберите Audio-in-Device:
Например, здесь первым источником стоит USB микрофон от вебкамеры. А если у Вас там источником стоит встроенный микрофон, переключите на линейный вход/стереомикшер.
да уже 100 раз проверял, и глазами и тестером. Есть 2 компа — результаты приблизительно одинаковы. При измерении сопротивления вместо динамика тоже показывает отрицательное значение. Разве что усилитель воткнуть осталось. когда-то измерял с ARTA — там получались такие цифры (первый — с добавочной массой, второй — в закрытом ящике):
Fs = 78.67 Hz
Re = 2.65 ohms[dc]
Le = 168.09 uH
L2 = 237.00 uH
R2 = 6.19 ohms
Qt = 0.86
Qes = 1.04
Qms = 5.20
Mms = 11.63 grams
Rms = 1.118606 kg/s
Cms = 0.000352 m/N
Vas = 8.97 liters
Sd= 134.78 cm^2
Bl = 3.883889 Tm
ETA = 0.42 %
Lp(2.83V/1m) = 93.10 dB
Added Mass Method:
Added mass = 50.50 grams
Diameter= 13.10 cm
нет, разобрал все, собрал заново (хоть и собирать то нечего особо) ничего не изменилось. поставил галочку «flip channels» в Options => Audio-In-Parameter и все заработало как надо.
Хотя я никак не могу понять как так получилось. Если кабель был спаян правильно, то получается были перепутаны каналы L и R микрофонного входа сразу в 2-х аудиокартах 2-х разных компьютеров…
У меня стоят такие настройки (рабочие) в этом меню:
Я не знаю как так получается. Но факт.
В обзор — да ради бога. :)
Кстати, подозреваю, что это прога неправильно может обрабатывать каналы. Проверил другими способами — левый и правый везде на месте в компе.
Аудиотестер классная штука, а вот вместо старого спикершопа я бы взял хорнресп, вот уж где можно разгуляться
к рукоблудиюрукоделию. Если у вас при подсчете стоимости изделия (материалы+работа (включая теоретические расчеты, сидения в интернетах и пр)) изделие получается все равно дешевле фабричного, то тут два варианта: или вы нашли «золотую жилу», или у вас что-то не так с доходом на основной работе. В любом случае решение принимает каждый сам, делать все самому, или отдать на «аутсорс» (купить).З.Ы. и еще одно замечание — «Бойтесь сбывшихся мечт»
Подобную статью, я находил еще в далеком 2008г. когда по случаю прикупил 100ГДН3
2005г. ссылка
2006г. ссылка
А если посмотреть ВЕСЬ раздел то там будет достаточно исчерпывающая и инфа. И это не специализированный (по акустике) сайт. На Веге будет и того подробнее и думаю даже более старые.
Я помню, как иностранцы в Киеве скупали 35АС и S90, а к ним Бриги, Барки и Одиссеи…
А все наши пускали слюни на японские 2х-кассетники с надписями 500, 800, 2000W...)
Это уже был Китай.
Тогда, в 88-89 про Китай никто не думал ещё!
А я служил во Владивостоке и пускал слюни в комиссионках на эти 2х кассетники…
Но больше на охренительные 3х моторные катушечники…
Я помню, как меня потрясла эта надпись 2000W…
Зная, как играют 10МАС и 35АС, мне хотелось верить в чудо...)
Полагаю, за цену любой сегодняшней микролитражки сейчас можно приобрести вполне сносную акустику без необходимости вникать в параметры Тиля-Смолла.
Многое, что тут хвалят распиаренные гуру, мне не нравится!
Звук — это очень индивидуально!
Недавно на Ютубе попалось видео с обзором ямаховского сабвуфера, тысяч за 11. Ну это был мрак, баса не было вообще, только намеки на мидбас и хрипение на совершенно смешных уровнях громкости.
Среди советских колонок есть удачные разработки, но то были совершенно уж безумно дорогие и редкие модели, типа электроники с диффузорами из пенометалла.
Не хочу нарываться на холивар, но, по моим ощущениям, С90 к hi-fi моделям не причислить, помимо известных проблем с качеством, и сч и вч глуховаты, фильтры и фи я бы пересчитал, ну это на мой взгляд.
Одними из самых интересных из доступных считаю электронику/амфитон с изодинамическими пищалками, но там тоже приколы — пищалки довольно легко горели, сч динамик сч не является, это фактически нч, отсюда глухая середина, в том числе и из-за фильтра. Про НЧ динамик можно только сказать про быстро сгнивающий подвес, в остальном вроде неплохо, если бы не высоко настроенный фи, от чего баса ниже 50гц очень не хватает. В итоге я бы в этих на первый взгляд неплохих колонках оставил бы только корпус, вч и нч после замены подвеса, а это фактически уже половина колонки под переделку.
Простенькие двухполосные динаудио фокус 140 с крошечным нч/сч динамиком на 130 мм звучат гораздо лучше, ровнее, спокойно копая до 30 Гц (как это им удается, вообще не понимаю), переваривая при этом сумасшедшие уровни громкости.
ГОИ основан в 1918 году
ЛОМО основано в 1914 году
Их наработки и продукция используются и ценятся до сих пор.
А оборудование — оно и есть оборудование!
Тут как-бы взаимосвязь прослеживается.
мощность надо учитывать, чтобы он не нагревался при работе иначе сопротивление поплывет.
а мощность то не такая и маленькая, ведь наушники этот выход в состоянии прокачать… пусть и не большие
Мощность резистора может быть небольшая, т.к. линейный выход ПК имеет примерно такую мощность:
Если через кабель подключен 4-х омный динамик, то нагрузка линейного выхода будет 10+4=14 ом.
Точность резистора вообще любая, главное правильно измерить его реальное сопротивление мультиметром и ввести это значение в программу.
За труд спасибо, плюсую вас всюду ). Мне пришлось копаться по куче статей в своё время.
Насколько я понимаю, измерительная схема в Limp более сложная и кабеля из обзора будет недостаточно?
Будто чужую лабораторную работу прочитал.
Хочу выбрать какой-нибудь комплект (ну или по отдельности можно), микрофона и внешней звуковой карты, до 100 долларов, для записи голоса.
Может кто посоветует?
Поскольку прослушивал и выбирал себе микрофон для голоса — скажу своё мнение…
1. Профессионально писать лучше в Студии…
Деньги небольшие, но там масса нюансов!
2. Для хорошего черновика достаточно китайского ВМ-800 или любого его китайского брата, при условии подачи фантомного питания, на карте есть специальная кнопка...
3. Можно купить крутой 34 мм капсюль и ещё улучшить звучание, многие отмечают более богатый звук aliexpress.ru/af/34-%25D0%25BC%25D0%25BC-%25D0%2597%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BE%25D1%2582%25D0%25B0%25D1%258F-%25D0%25BA%25D0%25B0%25D0%25BF%25D1%2581%25D1%2583%25D0%25BB%25D0%25B0.html?d=y&origin=n&SearchText=34+%D0%BC%D0%BC+%D0%97%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%8F+%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D1%81%D1%83%D0%BB%D0%B0&catId=0&initiative_id=SB_20200512091301
А тут сравнение разных микрофонов между собой…
www.google.com/search?client=firefox-b-d&q=%D1%81%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%92%D0%9C-800+%D0%B8
А так же отличия звучания с фантомным питанием и без…
Что до карты…
… пока тоже не определился…
надо смотреть ютуб и слушать…
большой кусок работы!
Но в любом случае спасибо.
Но не вижу смысла продолжать...)
Удачи!
Если же пишет новичок, не зная тонкостей работы с микрофоном — на выходе полный АД...!
В расчёте корпуса нужно учитывать не только VAS и добротность, а то результат может не порадовать. Кроме результирующей АЧХ есть ещё важные параметры «Peak cone excursion» и «Group delay». Peak cone excursion — максимальный ход диффузора. Если он окажется слишком большим, динамик может выплюнуть катушку. Обычно чем больше объём, тем больше движение диффузора. Group delay — общая задержка связанная с большим перемещением диффузора и, соответственно, масс воздуха за ним. Чем больше задержка, тем хуже. Басс может казаться размазанным. В общем большой корпус не всегда хорошо.
Также для ФИ надо найти компромисс между скоростью движения воздуха в порте и его размером. При большой скорости добавятся призвуки.
В общем если учесть кучу мелочей, то расчёт всегда совпадает с реально сделанной АС. И это радует. :)
Вы имеете в виду что подушка на которую положен динамик, будет оказывать влияние на поток воздуха из отверстия в керне? Не думаю, что на такой малой мощности это будет иметь какое-то значение, отличное от погрешности.
Кстати, лучше использовать bassbox 6 pro вместо устаревшей JBL SpeakerShop
Про важность учета параметров Тиля- Смолла при выборе корпуса для акустики Вы совершенно правильно упоминали в каждом своем обзоре на динамики. Но Ваш обзор про (насколько я понял) измерение этих параметров я видимо пропустил(.
Если можно, дайте пожалуйста на него ссылку.
Отдельный обзор я не писал, давал ссылку на вегалаб на методику. Но теперь этот обзор тут есть))
youtu.be/Z95df6QrJY4
youtu.be/LNGSNqz7-rs?list=PLJK6m74kBtKN4VBpLRl26d-5ckmpFBndL
Здесь ключевой момент заключается в том, что длина волны для каждой частоты разная, а длина трубы одна и та же, рассчитанная на определенную частоту, наверное, основного резонанса.
Все было бы понятно для узкой полосы частот, например, сабвуфера. Но в клипах по вашим ссылкам на сборку лабиринтов все норовят поставить широкополосник, и это вызывает удивление.
P.S. Если честно, то читая Ваши комментарии об «высоких материях» — искажениях, линии АЧХ и прочего создается впечатление что тут как минимум колонки на 3 динамика обсуждаются да ещё и премиум класса, а ведь это не так (см.фото).
Для того нишевого сегмента к которому они относятся вполне достаточно приятного мягкого (не раздражающего) звука. Ну а тут этим туннелем — лабиринтом к общей звуковой картине немного выделенных басов добавили причём с задержкой для «объемного звучания» и что обсуждать? то что было хуже до этого вроде как всем слышно: с 12.20 youtu.be/Z95df6QrJY4?t=739
Лично мне больше нравится звук после переделки, но Вы можете оставить себе не искаженный консервно-баночный оригинал.
А трындим вроде по методам измерений неважно каких динамиков.
Кстати, вытянутые телевизионные из обзора меня недавно заинтересовали некоторыми своими параметрами. Сейчас вот как раз думаю, как их бюджетно оформить, чтобы не потерять то, что они могут выдать.
«Оду одному абстрактному мелкому динамику» (сферический конь в вакууме) скинул в ЛС дабы не засорять форум мемуарами…
По JVC CS-J420X такие же сомнения.
Один график без грузика (1-е измерение), другой график с грузиком (2-е измерение).
Курсор стоит на переходе фазы через 0. Верхняя характеристика — ток через катушку, поэтому на резонансе — провал.
Параметры и оформление ГГ не такой уж формальный вопрос, только добротностью тут не обойтись. Для поверхностного понятия хорошо бы прочитать хотя бы брошюру Виноградовой Э. Л. и статьи Алдошиной с собачкой Лушей, а лучше её книги.
А вот расчёта и софта для этого ничего лучше LspCAD и LEAP нет. Первый попроще сильно, но хороший, второй побольше учитывает.
Всё эти простые программки, ну как СпикерВоркшоп и похожее позволяют ну разве что на километр не пролететь, не более того. И если это не машина, тогда первые грабли — бафлстеп: это когда с ростом частоты длина волны становится меньше ширны АС и ГГ начинает излучать в полупространство. В машине же наоборот, со снижением частоты длина волны станет сравнимой с размерами машины и начнётся рост уровня.
А вообще говоря граблей на этой тропинке накидано без жадности, и по ним нужно побегать, без этого никак.
И практический совет: не надо бегать за СПЛ, делайте ЗЯ с добротностью чуть больше 0.7 и хотя бы бас будет нормальным.
Аудиотестер — говно мамонта с соответствующей пользой.
Мощность подаваемого сигнала должна быть порядка ватта, а не доли милливатта.
Выход звуковой карты на такую низкоомную нагрузку не расчитан абсолютно.
И так далее, и тому подобное.
Минус не ставлю т. к. замысел правильный, но перед тем как делать публикацию, надо самому НАУЧИТЬСЯ делать правильно измерения.
Относительно качественных динамиков, таких как СИС, Сканспик и т. п. (стоимость в сотни евро), параметры в datasheet указаны достаточно точно, им можно верить.
Относительно китайских динамиков и прочего ноунейма — верить им нельзя категорически, однозначно врут. Разброс параметров у советских динамиков — чудовищный. Но измерив их, можно расчитать оптимальный ящик.
Вообще-то всё это давно описано на соответствующих сайтах, хотя и там мусора и дезинформации выше крыши.
Автору желаю успехов в изучении!
Совет измерять на большом сигнал весьма вредный. Во-первых нелинейность подвеса проявляется на весьма малом сигнале. Во-вторых это не всегда возможно технически. Я постараюсь пояснить, но не уверен, что у меня получится. Дело в том, что сопротивление резистора (на самом деле выходное сопротивление усилителя, но не важно), в идеале, должно быть существенно выше сопротивления катушки на резонансе, 10 Ом — это весьма мало, тут нужно иметь сотни. К ним нужно добавить десятки на резонансе и получится уже довольно много. В старые времена Сканспик-Вифа-Пирлисс писали, что измеряют 8 Ом головки при токе 36 мА, похожий размер тока говорили СИС и Морель — десятки мА. Это всё до полуватта. Я доверяю мнению инженеров этих фирм, неоднократно изменял Т-С ГГ этих фирм и сходилось. С учётом сопротивления нагрузки получается, что для корректных измерений нужен усилитель, карточка никак не даст выходного напряжения.
Простите если только запутал. Объяснятель я никакой.
Нужно сотни Ом сопротивления, нужно десятки вольт на выходе усилителя. Да, можно и без усложнений, но так точнее.
А последняя версия Аудиотестера от 15 апреля 2020 г.
Также я упоминал, что результаты измерений Аудиотестером признаются Роспатентом findpatent.ru/patent/270/2707905.html Кстати, эту конструкцию не хотите покритиковать?);
Такой режим также возможен, см. документацию на Аудиотестер, стр. 59
См. схему кабеля, нагрузка будет 10 ом + сопротивление динамика. Если динамик 4 Ом, нагрузка звуковой карты будет 14 Ом.
А линейный выход ПК имеет примерно такую мощность:
За это конечно спасибо)
может он снизит и КПД динамика?… за все нужно платить?
(это был просто вопрос для самообразования)
Улучшение электрического демпфирования, численно полученная в обзоре, получается за счет лучшей магнитной связью катушки с магнитами. Что может произойти только при повышении напряженности магнитного поля в зазоре. Чем сильнее поле, тем выше КПД преобразования электрической энергии в механическую.
Громче будет. )) Но не особо, ведь поле особо сильно и не возросло.
так что вроде должен уменьшить напряженность поля, а не увеличить?
1. Притягиваются если SN-><-SN крайние полюса разные… сильнее
2. Отталкиваются если SN<-->NS крайние полюса одинаковые… слабее
SSSS
NNNN
поэтому если его сломать пополам, осколки оттолкнутся:
SS<->SS
NN<->NN
И еще, в динамиках поле не торчит во все стороны, его стараются максимально сконцентрировать в зазоре катушки, для этого на один полюс приклеивают шайбу с отверстием, на другой — шайбу с керном, который вводится в это самое отверстие и в результате почти все поле получается сконцентрировано в узком зазоре. Почти. И наклеивая магнит «на отталкивание», мы остатки несконцентрированного поля вталкиваем в нужный нам промежуток. Я так это понимаю.
Там про технический подход к улучшению характеристик, в том числе Тиля-Смолла (его акустика имеет Qms больше 20), и про то, почему он считает Импульсный отклик одним из самых важных параметров громкоговорителя.
Вадим Юрьевич Карельский — Механика эмоций.
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Часть 7
Часть 8
но все знают, как звучат телевизоры :(
??
IMHO. Как интерпретировать то, что перед глазами.
ЗЯ — это самый консервативный вариант с минимальным уровнем линейных и фазовых искажений. Базовый вариант, лучше уже вряд-ли будет. Остальные варианты пытаются вытянуть подъем отдачи в одной области за счет провала в другой. Для ФИ — красная линия над желтой — повышение отдачи 22-100 Гц с созданием некоторой дополнительной фазовой неустойчивостью (обращайте внимание на «колебательность» АЧХ). Ниже 22 Гц ФИ имеет отдачу ниже ЗЯ — красная ниже желтой. Амплитуда колебаний динамика и так большая, а здесь еще и происходит разрыв в нагрузке — амплитуда резко возрастет. Если в усилителе нет специального фильтра для обрезания F<30 Гц, звук будет… давайте я не буду описывать качество звука (скорее уж вибрации) с уровнем искажений под 30%. При этом гармоники этого действа будут 25*2, 25*3, 25*3… т.е. пролезут из «вибрации» в «звук».
У ПИ всё настолько плохо, что даже не стоит на это смотреть. Эффективность не повышает, АЧХ-ФЧХ портит непревзойденно. Впрочем, отрицательный результат — тоже результат. ))
В этом отношении ЗЯ лучше всех тем, что прощает ошибки.
Да, что бы примерно графически представить нч оформление его можно представить в виде НЧ-фильтра (хай-пасс у буржуев) и к нему прикладывать связанные резонансы других колебательных систем: ящик, подкинули ещё одну — вот тебе ФИ, ещё — вот и бандпасс.
Есть ли жизнь в инфразвуке? — увы, есть. Можно почитать vegalab, если есть сомнения. Думаю, нет. ))
Теперь, по сути. Xmax определяет НЧ свойства колонки. Чем более нагружен динамик, тем меньше смещение (это всё очевидно, пока). Теперь, при снижении частоты растет амплитуда смещения (катушки). Для ЗЯ это смещение предсказуемо, а в системах с возвратом энергии (ФИ/ПИ/лабиринт...) в зоне активной работы (по частоте, естественно) амплитуда уменьшается, а вот ниже этой зоны (резонанса) следует разрыв и амплитуда возрастает катастрофически. Остается вопрос — насколько это действительно страшно, может это фигня и никак не влияет? Не вопрос, легко строится график предельной мощности на динамик для различной частоты. Искать долго, цифр не особо помню — кому надо, тот найдет. Так вот, при уходе на низкие частоты мощность динамика падает в несколько раз, а при переходе ниже резонанса (для ФИ &etc), в десятки раз.
Следующий шаг — берем обычный спектр музыки целевого типа (у каждого свой, но — обобщенно) и строим график мощности звука на (суб) низких частотах. Да, снижение есть и довольно резкое. Теперь накладываем графики мощности динамика (колонки) на график спектра звука и следует крайне неутешительный вывод — искажения неимоверные. Для нормального звучания надо или снижать мощность колонки в десяток раз (о как) или ставить фильтр для вырезания частот ниже резонансной ФИ. Причем, фильтр оооочень резвый, т.к. амплитуда колебаний растет крайне стремительно. Часто успокаиваются на «фильтр есть, значит всё хорошо». Увы.
Понятное дело, что все сказанное зависит не только от Xmax динамика, но и от… [шикарный список], но сути не меняет — ФИ не подарок.
Косвенный признак — есть вполне адекватный способ решения проблем с качеством НЧ в колонках. Это какая-либо разновидность ЭМОС. При этом колонки под ЭМОС делают из ЗЯ, а никак не ФИ, хотя в ФИ и меньшая амплитуда колебаний диффузора и бОльшая отдача. Прямо сказка для ЭМОС. Но нет.
Небольшой пример
Размер смещения и потребное объёмное смещение величины понятные и легко прогнозируемые, расчётные. Возможно нужна коррекция снизу, возможно нет. И это не вопрос оформления, это про вообще, так же и ЗЯ может потребовать коррекции, особенно с обратной связью. Да, системы высоких порядков быстрее увеличивают смещение, за всё своя цена. Нужно изначально верное ТЗ и верное решение его, по силам конструктора. Именно поэтому начинашкам стоит остановиться на ЗЯ, что бы потратить время на решение других проблем, их достаточно.
Не обязательно откусывать низ сабсоником, можно управляемым фильтром, с автоматической регулировкой усиления, так и с регулируемой уровнем сигнала в полосе частотой среза. Наиль Мухаметзянов в системах с ОС что то делал, снижал общее усиление или только на НЧ, не помню, но что то точно делал.
Работа ФИ в системе с механической ОС невозможна по другой причине: ОС отслеживает смещение, на резонанс ФИ минимально, ОС будет пытаться скомпенсировать, увеличивая уровень, т.е. на частоте резонанса будет огромный горб размером с усиление в петле. Если не механическая связь, а по давлению, то картина будет противоположной: будет овраг, потому, что давление на резонансе ФИ максимально и ОС будет пытаться его снизить. Сырицо делал с ОС по звуковому давлению с внешним микрофоном, кажется, подробностей не помню. Были там суровые проблемы с микрофоном, кажется. Но так помниться, что ЗЯ, хотя именно такой системе неважно с каким оформлением работать.
Почитайте на той-же Веге материал — есть ли жизнь ниже 25 Гц. (название не точное). Очень много полезного. Вполне адекватно показано наличие и ~7 Гц составляющих (на гитаре) с серрьезной амплитудой.
А так — даже если _в_принципе_ отсутствуют сверхнизкие в источниках звука, то в результирующем сигнале сверхнизкие есть, и их вырезание существенно искажает восприятие. Это субгармоники, их не может не быть. ))
Впрочем… всё, что хотел — я сказал, а больше никому особо и не интересно.
P.S.
У меня в разработке лежит «ЭАОС», в нотации vegalab. По понятным причинам, «ей» безразлично всё, что проистекает в и вне колонки. Впрочем, лежать еще будет лет 10, наигрался и слух попортился. Основная проблема — как получить отклик частот ниже 20 Гц для колонки разумного размера. Задача в-принципе не решаемая. Но выполнимая.
Ваши динамики с Али вроде неплохие по характеристикам и отзывам, но я их в руках не держал, а еще смущает противоречие по резонансной частоте, вряд ли в таком маленьком размере 3 дюйма она будет 80 Гц, как заявлено. Реально будет скорее всего как на графике, в районе 130 Гц:
Насчет программ для расчета корпусов, можно попробовать также BassBox 6 Pro для сравнения:
Насчет широкополосников для закрытых полочников в формате 3-х дюймов можно посоветовать немецкие Visaton FRS 8 M/8 или испанские Beyma 3FR30
Динамик стоило хоть один взять не автомобильный, а нормальный низкочастотник, было бы гораздо нагляднее.
Нормального низкочастотника у меня сейчас на руках к сожалению нет.
Я уже пару месяцев ломаю голову над настройкой звучания одной самодельной акустической системы.
Огромная благодарность автору!
Но хороший повод измерить используемые динамики и оценить точность глазомера.
Иногда корпус — элемент резонансной системы, и его размер скрупулезно рассчитывается.
Собрал по схеме переходник на резисторе 10ом 1вт, проверил мультиметром соединения и все равно не измеряет сопротивление.
Выходная мощность на нагрузке 16 Ом при КНИ=0,27% – 0,1 Вт;
Выходная мощность на нагрузке 8 Ом при КНИ=0,63% – 0,18 Вт;
Например, если Вы через кабель подключили 4-х омный динамик, то нагрузка линейного выхода будет 10+4=14 ом. Таким образом, резистора мощностью 0.25 Вт будет более чем достаточно.
Проверьте еще настройки звука в Windows. Микрофонный вход не должен быть отключен или стоять на минимальной громкости.
Дело в том, что если вход микрофона будет моно, как на ноуте с совмещенным выходом на наушники и микрофонным входом, то программа не сможет измерить сопротивление.Поскольку измерение сопротивления динамика строится на сравнении сигнала с правого и левого канала микрофона, что видно по схеме кабеля:
Вначале проверьте что линейный вход/микрофон у вас стерео, а не моно:
Если показывает 2 канала как на этом скриншоте, все ок.
Теперь попробуйте проверить в программе, что у Вас выбран именно вход микрофона. Кликните на источник (показано стрелкой), затем выберите Audio-in-Device:
Например, здесь первым источником стоит USB микрофон от вебкамеры. А если у Вас там источником стоит встроенный микрофон, переключите на линейный вход/стереомикшер.
Какая-то фигня с измерением импеданса — оно в отрицательных значениях и очень мало.
может в аудиокарте левый и правый перепутаны на выходе?
Если это первое измерение, имеет смысл проверить распайку кабеля и сделать калибровку по резистору.
Fs = 78.67 Hz
Re = 2.65 ohms[dc]
Le = 168.09 uH
L2 = 237.00 uH
R2 = 6.19 ohms
Qt = 0.86
Qes = 1.04
Qms = 5.20
Mms = 11.63 grams
Rms = 1.118606 kg/s
Cms = 0.000352 m/N
Vas = 8.97 liters
Sd= 134.78 cm^2
Bl = 3.883889 Tm
ETA = 0.42 %
Lp(2.83V/1m) = 93.10 dB
Added Mass Method:
Added mass = 50.50 grams
Diameter= 13.10 cm
*************
Loudspeaker Parameters
Fs = 78.09 Hz
Re = 2.65 ohms[dc]
Le = 164.02 uH
L2 = 232.52 uH
R2 = 6.61 ohms
Qt = 0.87
Qes = 1.04
Qms = 5.49
Mms = 10.01 grams
Rms = 0.920944 kg/s
Cms = 0.000413 m/N
Vas = 10.54 liters
Sd= 134.78 cm^2
Bl = 3.598882 Tm
ETA = 0.48 %
Lp(2.83V/1m) = 93.74 dB
Closed Box Method:
Box volume = 17.70 liters
Diameter= 13.10 cm
в ЗЯ естественно
определяет всё безошибочно
… скорее всего в аудиокарте ничего не перепутано, а проблемы все-таки с распайкой кабеля (перепутаны контакты L и R микрофонного входа).
Об этом говорит и то что пик Rdc (синяя линия на Вашем графике) направлен вниз, а должен быть вверх.
Хотя я никак не могу понять как так получилось. Если кабель был спаян правильно, то получается были перепутаны каналы L и R микрофонного входа сразу в 2-х аудиокартах 2-х разных компьютеров…
У меня стоят такие настройки (рабочие) в этом меню:
В обзор — да ради бога. :)
Кстати, подозреваю, что это прога неправильно может обрабатывать каналы. Проверил другими способами — левый и правый везде на месте в компе.
Попробуйте поменять эти настройки:
Спасибо!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.