RSS блога
Подписка
Сферические колонки
Шар (или сфера) является идеальной формой колонки. Сферическая форма корпуса оказывает минимальное влияние на звучание установленного в нем динамика, что позволяет получить максимально верный, аудиофильский звук. Готовую сферическую акустику редко можно встретить в магазинах, она сложна в производстве и соответственно имеет очень высокий ценник. Однако сделать сферические колонки в домашних условиях с помощью самых обычных инструментов совсем несложно, о чем и пойдет речь в обзоре.
Изначально я планировал сделать комплект сферической акустики для системы 2.1 (т.е. 2 стереоколонки + сабвуфер). Поскольку в такой системе за воспроизведение низких частот (басов) отвечает сабвуфер, то колонки-сателлиты можно сделать из динамиков с высокой резонансной частотой и добротностью, например автомобильных динамиков. Высокая резонансная частота (Fs) говорит о том, что басы такой динамик воспроизводит очень плохо. Для обычных стереоколонок это недостаток, а для использования в сателлитах системы 2.1 это наоборот достоинство. Дело в том, что басы сабвуфера с фазоинвертором (а у меня именно такой) сильно отстают от колонок по времени и фазе и при смешении с собственными басами колонок итоговое звучание такой системы будет очень плохим – смазанный звук, сопровождаемый невнятным низкочастотным гулом. Таким образом, все басы из сателлитов для системы 2.1 ниже частоты среза сабвуфера должны быть максимально выпилены.
Приступаем к работе
Для установки в сферические колонки-сателлиты будем использовать автомобильные коаксиальные динамики JVC CS-J420X ru.jvc.com/mobile-entertainment/speakers/CS-J420X/ (21W RMS, 90 дБ/мВт). Их параметры Тиля-Смолла (Fs=135,9 Гц, Qts=2.39, Vas=1.57 л.) я измерял в одном из прошлых обзоров.
А в качестве основы для корпуса колонок будем использовать акриловый шар диаметром 25 см и объемом примерно 8 литров от уличного светильника www.ozon.ru/context/detail/id/178001832/. Такие светильники продаются и в оффлайне, а заказал в Озоне потому что на них была акция 1+1=3 и еще были баллы на счете в Озоне.
Зафиксировав шар в ведре, осциллятором отрезаем фланец крепления. С помощью сверла «балеринка» делаем отверстие под крепление динамика на противоположной части шара. Здесь толщина акрила оказалась несколько меньше, около 2 мм. Поменяв насадку на осцилляторе, сошлифовываем срез в плоскость.
Второе отверстие превращает наш корпус в подобие открытого ящика. Такое акустическое оформление необходимо по 2-м причинам. Во-первых, колонки типа открытого ящика с размерами как у нашего шара чисто физически не могут воспроизводить частоты ниже 150 Гц из-за акустического короткого замыкания на длинах волн от 2-х и более метров (на рис. ниже, для нашего корпуса длина огибающей от передней до задней поверхности диффузора равна примерно 60 см, это четверть длины волны для частоты 150 Гц):
А вторая причина в том, что динамик с такой высокой добротностью не подойдет никуда кроме открытого ящика.
Т.к. вся площадь сферы конструктивно представляет собой сплошное ребро жесткости, толщины 2 мм будет достаточно чтобы обеспечить механическую прочность колонок, тем более для негерметичного открытого ящика, однако для хорошей звукоизоляции такой толщины будет явно недостаточно. В патенте WO2015187051 на сферические колонки приводится такая многослойная конструкция корпуса:
В этой запатентованной колонке корпус также сделан из акрила. А бутилкаучуковая мастика на подложке из алюминиевой фольги – это самая обычная автомобильная виброизоляция. Она предназначена для устранения резонансов и гашения звуковых волн преимущественно низких частот с эффективным диапазоном от 20 Гц до 1000 Гц. Что касается звукопоглощающего материала, он гасит звуки в диапазоне примерно от 1000 Гц до 10000 Гц.
Из патентной библиотеки направимся теперь на сайт www.templatemaker.nl/en/sphere/ за разверткой сферы на плоскость. Вбиваем диаметр нашего шара, количество долек (сегментов) и дискретность (я выбрал 45 для получения плавной дуги на шаблоне):
Распечатываем полученный PDF и вырезаем шаблон. Перед наклейкой виброизоляции сверлим в корпусе отверстия под разъемы «банан» и паяем внутренние провода. Из листа виброизоляции StP Gold вырезаем с помощью полученного шаблона 10 сегментов развертки шара. Прогреваем феном для лучшей адгезии:
Для лучшего прилегания виброизоляции в процессе прикатывания используем вырезанный ранее фрагмент шара. Для крепления динамика сверлим отверстия и наклеиваем разрезанные пополам войлочные кружки для мебельных ножек:
Затем готовим корпуса и подставки для них под нанесение внешнего виброизоляционного и декоративного покрытия типа «жидкая резина» leroymerlin.ru/product/aerozol-vixen-zhidkiy-chehol-520-ml-cvet-chernyy-82349449/ В качестве подставок я использовал стеклянные вазочки под мороженое (креманки) poryadok.ru/catalog/kremanki/14644/ Заклеиваем периметр отверстий малярным скотчем и подвешиваем через отверстия для разъемов. Окрашиваем в 3 слоя с промежуточной сушкой между слоями около получаса и прикручиваем динамики:
Кстати, таким «жидким чехлом» можно вполне успешно реставрировать потертые части корпуса старого телефона. До и после:
Используя тот же шаблон, вырезаем и наклеиваем звукопоглощающий материал Битопласт А5К:
Приступим к прослушиванию изготовленных колонок в составе системы 2.1.
— Сабвуфер –ALPINE SBG-844BR (фазоинвертор, 120W RMS, 4 Ohm, 34-200 Гц, 91 dB/1W/1m) на базе 8-дюймового драйвера SWG-844 (Fs 34 Hz, Qts 0.42, Vas 33.4 L). Кстати, на боковых стенках этого сабвуфера есть вставка из акрила. Ее толщина 5 мм.
— Плата усилителя GHXAMP TPA3116 2.1 Subwoofer Bluetooth Amplifier 50W*2+100W Bass https://aliexpress.com/item/item/32842016553.html
Плата позволяет регулировать частоту среза сабвуфера в диапазоне до 200Hz, имеет раздельную регулировку громкости по стереоканалам и каналу баса и отключаемый фильтр низких частот для стереоканалов. Поддерживает Bluetooth 5.0 и проводное подключение.
— Блок питания для усилителя DC24V 10A 240W https://aliexpress.com/item/item/4000151682100.html
Подключаем, выравниваем крутилками громкость стереоканалов и баса, ставим частоту среза примерно 150 Гц. Помимо того, что это нижняя частота сателлитов, еще есть одна причина делать частоту среза достаточно высокой. Сабвуфер — это специализированное устройство для воспроизведения басов и коэффициент нелинейных искажений по НЧ у него на порядок ниже, чем у обычных широкополосников или СЧ динамиков.
При первом прослушивании явно заметны послезвучия на средних частотах. Все-таки добротность динамиков JVC CS-J420X очень высокая. Для проверки, что дело именно в динамиках, а не в корпусе, установил туда такой динамик GHXAMP с добротностью 0.42 https://aliexpress.com/item/item/32822069078.html Послезвучия исчезли.
Чтобы снизить добротность и минимизировать послезвучия, делаем панель акустического сопротивления (ПАС).
Для этой цели хорошо подходят женские колготки)
Склеиваем кольцо из тонкого пластика под диаметр заднего отверстия колонок, наклеиваем двусторонний скотч на внешнюю сторону кольца, равномерно растягиваем кусок ткани колготок и наклеиваем на скотч. Затем наносим клей на внутреннюю сторону кольца, обрезаем края ткани и с натягом наклеиваем. ПАС готова!
Финальный вид колонок с установленной ПАС:
Сделал видео как звучат колонки. Сигнал подавался на усилитель через аудиовыход телевизора, а на телевизор – с ТВ бокса по HDMI. На записи звучание отличается от живого, микрофон телефона реального звучания не может передать.
Вместо заключения
Сферический корпус, по сравнению с прямоугольными корпусами, привносит минимальные интерференционно-дифракционные искажения в звучание установленного в нем динамика, что позволяет получить максимально верный, аудиофильский звук. Все преимущества сферической акустики могут полностью раскрыть только хорошие динамики. В обзоре описан процесс изготовления 5-ти слойного композитного сферического корпуса, в том числе показана техника раскроя плоских листов вибро- и звукоизоляции для нанесения на сферическую поверхность. Для создания сферического корпуса с акустическим оформлением в виде открытого ящика (т.е. негерметичным) могут подойти пластиковые основы с небольшой толщиной стенок, аналогичные использованным в обзоре.
Update – Замена динамиков
Была выполнена с целью улучшить звучание сферической акустики. Решил попробовать широкополосные динамики по технологии BMR. За подсказку благодарю Barbos.
Конструкция и принцип работы BMR динамика:
Фото полученных динамиков:
Спецификация:
Измеренные параметры Тиля-Смолла полученных динамиков (см. обзор Как измерить параметры Тиля-Смолла динамиков с помощью ПК и выбрать для них правильный корпус):
Т.к. динамики Tectonic несколько меньше по диаметру чем ранее установленные, остались незакрытыми отверстия под крепежные уши старых динамиков. Также я заменил подставки на комплектные пластиковые, поскольку одна из стеклянных подставок случайно разбилась:
Звучание колонок с такими динамиками мне очень понравилось. Яркий, живой, объемный звук заполнил все пространство. Тончайшие, кристально чистые верха приятно покалывали барабанные перепонки из любого угла комнаты. Жаль, что запись с телефона передать это все не может… Вот тот же самый трек, все настройки и аппаратура та же самая что и в первом видео:
Спасибо за просмотр этого обзора! Буду рад, если какая-то информация окажется вам полезной.
Изначально я планировал сделать комплект сферической акустики для системы 2.1 (т.е. 2 стереоколонки + сабвуфер). Поскольку в такой системе за воспроизведение низких частот (басов) отвечает сабвуфер, то колонки-сателлиты можно сделать из динамиков с высокой резонансной частотой и добротностью, например автомобильных динамиков. Высокая резонансная частота (Fs) говорит о том, что басы такой динамик воспроизводит очень плохо. Для обычных стереоколонок это недостаток, а для использования в сателлитах системы 2.1 это наоборот достоинство. Дело в том, что басы сабвуфера с фазоинвертором (а у меня именно такой) сильно отстают от колонок по времени и фазе и при смешении с собственными басами колонок итоговое звучание такой системы будет очень плохим – смазанный звук, сопровождаемый невнятным низкочастотным гулом. Таким образом, все басы из сателлитов для системы 2.1 ниже частоты среза сабвуфера должны быть максимально выпилены.
Приступаем к работе
Для установки в сферические колонки-сателлиты будем использовать автомобильные коаксиальные динамики JVC CS-J420X ru.jvc.com/mobile-entertainment/speakers/CS-J420X/ (21W RMS, 90 дБ/мВт). Их параметры Тиля-Смолла (Fs=135,9 Гц, Qts=2.39, Vas=1.57 л.) я измерял в одном из прошлых обзоров.
А в качестве основы для корпуса колонок будем использовать акриловый шар диаметром 25 см и объемом примерно 8 литров от уличного светильника www.ozon.ru/context/detail/id/178001832/. Такие светильники продаются и в оффлайне, а заказал в Озоне потому что на них была акция 1+1=3 и еще были баллы на счете в Озоне.
Зафиксировав шар в ведре, осциллятором отрезаем фланец крепления. С помощью сверла «балеринка» делаем отверстие под крепление динамика на противоположной части шара. Здесь толщина акрила оказалась несколько меньше, около 2 мм. Поменяв насадку на осцилляторе, сошлифовываем срез в плоскость.
Второе отверстие превращает наш корпус в подобие открытого ящика. Такое акустическое оформление необходимо по 2-м причинам. Во-первых, колонки типа открытого ящика с размерами как у нашего шара чисто физически не могут воспроизводить частоты ниже 150 Гц из-за акустического короткого замыкания на длинах волн от 2-х и более метров (на рис. ниже, для нашего корпуса длина огибающей от передней до задней поверхности диффузора равна примерно 60 см, это четверть длины волны для частоты 150 Гц):
А вторая причина в том, что динамик с такой высокой добротностью не подойдет никуда кроме открытого ящика.
Т.к. вся площадь сферы конструктивно представляет собой сплошное ребро жесткости, толщины 2 мм будет достаточно чтобы обеспечить механическую прочность колонок, тем более для негерметичного открытого ящика, однако для хорошей звукоизоляции такой толщины будет явно недостаточно. В патенте WO2015187051 на сферические колонки приводится такая многослойная конструкция корпуса:
В этой запатентованной колонке корпус также сделан из акрила. А бутилкаучуковая мастика на подложке из алюминиевой фольги – это самая обычная автомобильная виброизоляция. Она предназначена для устранения резонансов и гашения звуковых волн преимущественно низких частот с эффективным диапазоном от 20 Гц до 1000 Гц. Что касается звукопоглощающего материала, он гасит звуки в диапазоне примерно от 1000 Гц до 10000 Гц.
Из патентной библиотеки направимся теперь на сайт www.templatemaker.nl/en/sphere/ за разверткой сферы на плоскость. Вбиваем диаметр нашего шара, количество долек (сегментов) и дискретность (я выбрал 45 для получения плавной дуги на шаблоне):
Распечатываем полученный PDF и вырезаем шаблон. Перед наклейкой виброизоляции сверлим в корпусе отверстия под разъемы «банан» и паяем внутренние провода. Из листа виброизоляции StP Gold вырезаем с помощью полученного шаблона 10 сегментов развертки шара. Прогреваем феном для лучшей адгезии:
Для лучшего прилегания виброизоляции в процессе прикатывания используем вырезанный ранее фрагмент шара. Для крепления динамика сверлим отверстия и наклеиваем разрезанные пополам войлочные кружки для мебельных ножек:
Затем готовим корпуса и подставки для них под нанесение внешнего виброизоляционного и декоративного покрытия типа «жидкая резина» leroymerlin.ru/product/aerozol-vixen-zhidkiy-chehol-520-ml-cvet-chernyy-82349449/ В качестве подставок я использовал стеклянные вазочки под мороженое (креманки) poryadok.ru/catalog/kremanki/14644/ Заклеиваем периметр отверстий малярным скотчем и подвешиваем через отверстия для разъемов. Окрашиваем в 3 слоя с промежуточной сушкой между слоями около получаса и прикручиваем динамики:
Кстати, таким «жидким чехлом» можно вполне успешно реставрировать потертые части корпуса старого телефона. До и после:
Используя тот же шаблон, вырезаем и наклеиваем звукопоглощающий материал Битопласт А5К:
Приступим к прослушиванию изготовленных колонок в составе системы 2.1.
— Сабвуфер –ALPINE SBG-844BR (фазоинвертор, 120W RMS, 4 Ohm, 34-200 Гц, 91 dB/1W/1m) на базе 8-дюймового драйвера SWG-844 (Fs 34 Hz, Qts 0.42, Vas 33.4 L). Кстати, на боковых стенках этого сабвуфера есть вставка из акрила. Ее толщина 5 мм.
— Плата усилителя GHXAMP TPA3116 2.1 Subwoofer Bluetooth Amplifier 50W*2+100W Bass https://aliexpress.com/item/item/32842016553.html
Плата позволяет регулировать частоту среза сабвуфера в диапазоне до 200Hz, имеет раздельную регулировку громкости по стереоканалам и каналу баса и отключаемый фильтр низких частот для стереоканалов. Поддерживает Bluetooth 5.0 и проводное подключение.
— Блок питания для усилителя DC24V 10A 240W https://aliexpress.com/item/item/4000151682100.html
Подключаем, выравниваем крутилками громкость стереоканалов и баса, ставим частоту среза примерно 150 Гц. Помимо того, что это нижняя частота сателлитов, еще есть одна причина делать частоту среза достаточно высокой. Сабвуфер — это специализированное устройство для воспроизведения басов и коэффициент нелинейных искажений по НЧ у него на порядок ниже, чем у обычных широкополосников или СЧ динамиков.
При первом прослушивании явно заметны послезвучия на средних частотах. Все-таки добротность динамиков JVC CS-J420X очень высокая. Для проверки, что дело именно в динамиках, а не в корпусе, установил туда такой динамик GHXAMP с добротностью 0.42 https://aliexpress.com/item/item/32822069078.html Послезвучия исчезли.
Чтобы снизить добротность и минимизировать послезвучия, делаем панель акустического сопротивления (ПАС).
Для этой цели хорошо подходят женские колготки)
Склеиваем кольцо из тонкого пластика под диаметр заднего отверстия колонок, наклеиваем двусторонний скотч на внешнюю сторону кольца, равномерно растягиваем кусок ткани колготок и наклеиваем на скотч. Затем наносим клей на внутреннюю сторону кольца, обрезаем края ткани и с натягом наклеиваем. ПАС готова!
Финальный вид колонок с установленной ПАС:
Сделал видео как звучат колонки. Сигнал подавался на усилитель через аудиовыход телевизора, а на телевизор – с ТВ бокса по HDMI. На записи звучание отличается от живого, микрофон телефона реального звучания не может передать.
Вместо заключения
Сферический корпус, по сравнению с прямоугольными корпусами, привносит минимальные интерференционно-дифракционные искажения в звучание установленного в нем динамика, что позволяет получить максимально верный, аудиофильский звук. Все преимущества сферической акустики могут полностью раскрыть только хорошие динамики. В обзоре описан процесс изготовления 5-ти слойного композитного сферического корпуса, в том числе показана техника раскроя плоских листов вибро- и звукоизоляции для нанесения на сферическую поверхность. Для создания сферического корпуса с акустическим оформлением в виде открытого ящика (т.е. негерметичным) могут подойти пластиковые основы с небольшой толщиной стенок, аналогичные использованным в обзоре.
Update – Замена динамиков
Была выполнена с целью улучшить звучание сферической акустики. Решил попробовать широкополосные динамики по технологии BMR. За подсказку благодарю Barbos.
Конструкция и принцип работы BMR динамика:
Фото полученных динамиков:
Спецификация:
Измеренные параметры Тиля-Смолла полученных динамиков (см. обзор Как измерить параметры Тиля-Смолла динамиков с помощью ПК и выбрать для них правильный корпус):
Т.к. динамики Tectonic несколько меньше по диаметру чем ранее установленные, остались незакрытыми отверстия под крепежные уши старых динамиков. Также я заменил подставки на комплектные пластиковые, поскольку одна из стеклянных подставок случайно разбилась:
Звучание колонок с такими динамиками мне очень понравилось. Яркий, живой, объемный звук заполнил все пространство. Тончайшие, кристально чистые верха приятно покалывали барабанные перепонки из любого угла комнаты. Жаль, что запись с телефона передать это все не может… Вот тот же самый трек, все настройки и аппаратура та же самая что и в первом видео:
Спасибо за просмотр этого обзора! Буду рад, если какая-то информация окажется вам полезной.
Самые обсуждаемые обзоры
+94 |
4550
165
|
+293 |
5371
112
|
+65 |
2095
47
|
+121 |
5348
62
|
+29 |
3165
53
|
руки потом не пачкает от чехла? Долго воняет?
обзору плюс, про резину не слыхал ранее.
Нет, после высыхания руки не пачкает. Запах ощущается если поднести вплотную к носу.
Затея хорошая, Но для полной красоты, можно было бы измерить результаты микрофоном и программкой, Чтоб поглядеть результирующую ачх и фчх и искажения.
www.youtube.com/watch?v=v0_xE8OgZa4&t=594s
ну или в комнате тоннель из тряпок сделать, хзоть на стульях в ряд. Не рокет сайнс. Вы же не в AES доклад делать.
Микрофон желательно измерительный, цена ему полтинник или взять поносить где. Но можно и любой нормальный, лишь откалиброваться. Софтинки умеют как то компенсировать обратно.
Колонки я критиковать не собираюсь, в отличие от части людей здесь. DIY для удовольствия а не для еды.
Руками делать всегда похвально, тем более продуманно. Но если уж мерять — то до конца, это инженерный подход. Я так думаю! © Мимино
Кстати на второй проект можно поглядеть на линквинцвский плуто (я здесь ссылку давал) из водопроводных пластиковых труб — он для телека самое то. Мли залудить econowave — этого много на форумах. Хороший эконовейв, вуфер да рупор — офигенен с музыкальной точки здрения.
А делов там — фанеру выпилить и трапецевидный ящик сделать… Ну и спикеры выбрать по вкусу, ест ьразные варианты с измерениями. Саб — на sonotube очень клево выходит.
тем более с отделкой у вас хорошо.
Если у вас для прослушивания используется студия, мало того, что студия, а ещё и настроенная студия, поскольку в других условиях как-либо выловить теоретические преимущества шарообразной конструкции однозначно невозможно, то можно в этом выделенном помещении сооружать агрегаты произвольной конструкции, которую только позволяют параметры этого помещения (студии). А если в вашем распоряжении квартира ограниченного объема, то… то кто купит большое, если можно купить что-то поменьше, проще говоря, куда его там приткнуть? В общем, в любом случае при использовании ящиков прямоугольной конструкции при прочих равных условиях значительно экономится пространство жилого помещения. Вот и ответ.
И чего это, люди увлекающиеся музыкой заполняют объемы вселенной своими кофрами, когда можно играть на кубе, чтобы максимально выгодно использовать помещения. А филармонические залы, вообще неучи строили…
Ересь написали.
Бред выходит: для промышленного производства выпуск сферических колонок это, оказывается, сложно, а вот дома на коленке — запросто.
Ага, ага…
А на самом деле всё очень просто:
Готовые сферы кто-то выпускает. В промышленных масштабах. А раз их выпускают, то и колонки в таких корпусах для серийного производства собирать — вообще не проблема. Да и по стоимости (при крупных тиражах) это будет не так уж и отличаться от традиционных параллелепипедов. Выходит, что почти полное отсутствие фабричных колонок подобного форм-фактора обосновано вовсе не сложностью изготовления и стоимостью конечного изделия, а другими факторами. Как минимум тем, о чём пишут ниже — шарообразная колонка занимает (в квартире) тот же объём, что и куб, но внутренний объём у шара при этом меньший. Поэтому, зачастую, такие колонки непрактичны.
Вот это и есть основной причиной. А рассказывать о сложности изготовления такой колонки промышленностью, беря при этом промышленно изготовленный корпус, совершенно нелогично.
Ну и спасибо за минус (возможно не Вам). Порою посмотришь на оценку комментариев (речь не о собственных) и диву даёшься.
В серийное производство идёт самое дешёвое решение, а если из-за удешевления страдают какие-то параметры, то специально обученные люди объяснят покупателю, что всё так и должно быть.
Именно поэтому даже и читать не хочется про все изыски, которые, якобы, могут дать нам просто невероятный звук, которого нельзя добиться при изготовлении в промышленных масштабах, но зато каждый может повторить дома «на коленке».
Да, существуют практически бесценные вещи ручной работы, но они тем и ценны, что созданы либо в единственном экземпляре, либо крайне ограниченным тиражом и повторить их — крайне сложная задача.
А если мы берём в качестве корпуса серийно произведённый шар, и каждый второй (если не первый) может воспроизвести данную конструкцию дома самостоятельно, то смешно говорить о том, что это изделие, собранное на базе этого же шара, но серийно, будет хуже и дороже.
Вон в сталелитейном производстве изложницы и конвертера (металлические ёмкости, в которые разливают и в которых варят сталь) давным-давно футируют (покрывают изнутри слоем огнеупорного материала, чтоб стальные стенки этих ёмкостей не прогорали) машинами. И быстрее, и гораздо качественнее ручного труда выходит.
А вот пластиковый шар облепить — ну вообще никак :) Хотя, по сути, это тот же процесс.
Ну если уж совсем никак не автоматизировать оклейку (во что я не верю), то всегда можно перенести производство в Синегал :)
:)
Или в прочие страны с мизерной стоимостью ручного труда. И будет народ там это дело тысячами штамповать. Гораздо качественнее и эффективнее, чем дома на коленке. Так что причина явно не в стоимости. Причина в непрактичности шарообразной формы колонок и крайне мизерном выигрыше (если он вообще есть по сравнению с традиционными формами) в качестве звука.
Да, если что идеальная форма для акустики — плоская, заподлицо со стеной. Почитайте на досуге Филипа Ньюэлла если будет время.
Но самоделка прикольная, мне нравится.
Здесь тоже так и хочется дописать «в вакууме»)
Если такая стена абсолютно гладкая и имеет бесконечные размеры.
А если это реальная стена в комнате, да еще с картинами и полками, то будет иметь место эффект переизлучения звука от всех неоднородностей стены, и стоячие волны по углам комнаты и прочие дифракционные-интерференционные искажения.
Recording studio design и Loudspeakers — просто отличные книги. Единственно, многое написанное в них при своей простоте и очевидности идёт вразрез со многими устоявшимися представлениями и легендами. И ещё многих очень расстраивает постоянно продвигаемый им тезис о том что чудес не бывает. Так что книги не самые популярные. Но имхо действительно лучшие из современных.
А вообще акустика — это всегда выбор между очень плохо и чудовищно, здесь чудес не бывает тоже.
Ну и да, в аудиофильских кругах её влияние несколько преувеличено. Хотя бы потому, что геометрия акустических систем вносит просто мизерный вклад в общую картину, в сравнении с геометрией и акустической обработкой помещения (пока у вас между параллельными стенами стоячие волны гуляют вообще не стоит задумываться о том, какие у вас акустические системы, любые будут звучать хреново). Ну а как помещение подготовлено, стены заглушены, ловушки поставлены и настроены и акустика на своё место повешена, так замеряйте АЧХ и если есть ниже 300 Гц существенные неравномерности — компенсируйте графическим эквалайзером. Если есть выше — то что-то вы сделали не так.
А динамики поменять легко.
Вам, кстати, удалось найти весьма интересный вариант ящика для домашнего воплощения идеи. Кстати, у нас в Икее есть что-то подобное для хранения сыпучих продуктов — сфера, но с плоским дном. Как раз готовая плоскость для установки головки. Кстати, в Вашем случае восемь литров — это идеальный объем для таких головок, как 25-ГДН-3-4 или 6-ГД-6, например. Можно обдумать. Спасибо за идею и описание конструкции!
А, вот, нашел колонки Веги-319.
А еще продавались DIY наборы под 10-ГД-36. Вот такие. Тонкая пластмассовая сфера. Купил. Собрал. Подарил. Очень уж «консервной банкой» отдавало из-за слабых дрожащих стенок, а разместить этот агрегат в квартире вообще было немыслимо.
Да, кстати, что касается ПАС, то ее нужно монтировать на самой головке и настраивать по требуемой добротности, иначе это… скажем так — малоэффективно.
Я попробовал поставить динамик в голый корпус, звучание было таким же. После нанесения всех слоев вибро и звукоизоляции сфера издает при простукивании полностью глухой звук, без всяких послезвучий.
Я так и планировал сделать, обтянуть динамик тканью и натянуть между фланцем динамика и корпуса, а потом обрезать. Но технически это сделать сложно из-за мешающих выводов динамика и сложности обрезать концы ткани чтобы ее не было видно снаружи)
— Дальше можно не читать, ничего хорошего не получится
А динамик там стоит отличный, кстати.
гуглим sonotube subwoofers
))
forum.vegalab.ru/showthread.php?t=67932
Я тоже хочу сделать из плафонов пару колонок с платами BT 5.0 TWS, две беспроводные в стерео, немного нестандартно оформить внешне, больше как арт объект чем качественная акустика.
В теме подбора динамика под литраж не очень силен, может подскажите под плафоны диаметром 300мм литраж 14.13л какие широкополосники поставить?
1.Странный подход у автора — оставлять неправильный бас у сабвуфера и резать правильный НЧ диапазон у сателлитов, чтобы они не складывались.
2. Смысл делать сферу для ОЯ вообще непонятен. Убрать стоячие волны? Тогда
Динамики с такими Fs и Qts можно было вообще в экран установить.
3. Гудит обычно не акустика, а неподготовленная комната. За много лет экспериментов нашел такой выход. Находим частоту гудения. Саб режем на 10 герц ниже этой частоты, а сателлиты на 10 герц выше.
Как раз у сабвуфера будет более качественный бас, потому что конструкция и динамик сабвуфера заточены под узкий НЧ диапазон. И нелинейные искажения по НЧ у сабвуфера в разы меньше чем у маленьких динамиков сателлитов. Также у маленьких динамиков сателлитов большой ход диффузора на НЧ, что обеспечит, в дополнение ко всему перечисленному, еще и интермодуляционные искажения.
2. Смысл сферы в виде ОЯ для системы 2.1 также и в том, что убрать у сателлитов частоты ниже 150 Гц. Для этого длина огибающей от передней до задней поверхности диффузора в ОЯ должна быть примерно 60 см. Если делать экран, как Вы предлагаете, то его радиус должен быть 30 см. А диаметр такого экрана будет уже 60 см. Согласитесь, что сфера диаметром 25 см гораздо компактнее, чем экран диаметром 60 см.
3. Ну случаи бывают разные, можно и так сделать. Но может быть рваный бас при таком решении.
По теме — уж лучше тогда цилиндрические колонки. Они вторые по «аудиофильскости», с объемом получше, найти огрызок толстостенной пластмассовой трубы не проблема, а чтобы избежать переизлучения акустических волн от верхней и нижней поверхности агрегата — достаточно установить их в цилиндре под углом.
картинки кликабельны.
Панель акустического сопротивления для демпфирования громкоговорителя делается примерно так:
Радио №4 1969 г, стр. 27.
Вон вспомнили ПАС в виде заклеивания тканью окон в корзине дина.
Узнал для себя много нового.
Неожиданностью оказался выбор аудиофилом весьма попсовенькой композиции Nights Out In The Jungle исполнителя Jamiroquai в качестве финального штриха своего увлечения! :)
Почему-то ранее предполагал что раз уж человек аудиофил, то и слушать склонен нечто такое эксклюзивно-изысканное. ;)
Какой же я аудиофил если ставлю в колонки автомобильные динамики)
А композицию выбрал больше из-за видеоряда. У меня на этой неделе начался отпуск, эта песня очень подходит под настроение)
Такой корпус может например бубнить (обратите внимание на пик на частоте 350 Гц):
Просто с одним динамиком (да, в обзоре два...) бесподобно звучат колонки TANNOY Stirling или Cheviot (сейчас на Авито продаю).
А работа и обзор конечно классный, слов нет!
На колонки эти цену сделали уже наполовину меньше — были 30, сейчас 15 000 руб. Интерес они вызывают, но после прослушивания и сравнения звука с классическими «ящиками» интерес пропадает. А фирма эта серьёзная.
Что касается звучания, у этих колонок есть 2 недостатка:
— плохие басы с большими нелинейными искажениями из-за сравнительно малого размера НЧ динамика. Согласно измерениям А. Щербина, они составляют в среднем десятки процентов, а в пике доходя и до тысячи. Качественный бас возможен с динамиком как минимум от 8 дюймов.
— ВЧ и НЧ динамики пространственно разнесены. Чем дальше находится слушатель от колонок тем больше каши в звуке он слышит:
Динамик с коаксиальным расположением ВЧ излучателя такого недостатка не имеет:
Поэтому свою конструкцию сферических колонок я изменил так, чтобы этих недостатков не было в принципе)
Я выше перечислил те, которые слушал. И мнение это не только моё конкретно.
Картинки и графики это хорошо, это эффектно и отчасти формирует мнение обывателя. Надо просто внимательно слушать тестовые записи. И в результате сделать совершенно неожиданный вывод, совершенно не связанный с ценой.
А НЧ динамик у этой модели Deluxe Acoustics маленький, дюйма 4-5 не больше. Поэтому и НЧ такие никакие)
Вы это серьёзно? Человек развивается если что.
"… А НЧ динамик у этой модели Deluxe Acoustics маленький, дюйма 4-5 не больше..."
Не одна модель у них. Раньше было 5-6. И разной величины НЧ.
stereo.ru/to/i6bf6-test-akustiki-deluxe-acoustics-daf-350-kruglota
Одна моя старая знакомая на днях развелась. На вопрос «почему?», ответила: «Он весь такой правильный во всем, аж выворачивает. А в человеке должен быть хоть какой-то недостаток, хоть какая-то червоточинка. Иначе неинтересно с таким жить.»
Может дело в этой самой «червоточинке», которой у сферических колонок нет?
Вам не кажется, что если это самое правильное звучание, почему акустичиские системы сферической формы не применяются в студиях? Смело утверждаю — вообще не встречал этих самых правильных.
Посмотрите профильные сайты, ну или описание оборудования в крутых аудио лабораториях. Много такой информации. Или почитайте поклонника сфер Назарова.
В личку гляньте.
… ладно пойду, часами займусь, тут вот одни опять :)
P.S.
Забыл сказать, что мои эксперименты с «шариками» именно после этого знакомства с ними начались. Но и закончились бесславно. Семь сантиметров как бы и немного, но объяснить это мебельной нише фиксированного размера никак не получается :)
А из чего Вы сделали сферу?
Пластиковый плафон для освещения, был усилен эпоксидкой.
Все-таки автодинамики не могут полностью раскрыть сферическую акустику, Вы правы.
Я думаю поменять динамики на такие: www.audiomania.ru/dinamiki/visaton/visaton_fr_10_hm4_8.html
Возможно, Вы сможете подсказать варианты получше?
Не знаю, что тому виной, то ли микрофон телефона, то ли непривычность моего уха к «максимально верному, аудиофильскому» звуку, но он реально НЕ понравился. Просто консервные банки.
Про «максимально верный, аудиофильский» звук. Колонки в сферическом исполнении в принципе дают самое правильное по законам физики и акустики звучание. Но для этого в такую колонку также должен быть установлен хороший динамик. А использованные мною автомобильные динамики хорошими назвать к сожалению нельзя.
https://aliexpress.ru/item/item/4000803474919.html
Молодец, хорошая задумка и работа. Но выше приведенная кривая справедлива только для ЗЯ. Открытый ящик, или ПАс — для них шар делать бессмысленно.
На али видимо продаются восстановленные или б/у динамики Tectonic Elements TEBM65C20F-8 www.chipdip.ru/product/tebm65c20f-8-30. Про то что это Tectonic, в описании на али ни слова, хотя на фото название прекрасно видно)
Ну не совсем. У шара в виде ОЯ изломов поверхности где и возникают дифракционные неравномерности, в разы меньше по сравнению с прямоугольным корпусом. Например, в моих колонках сфера имеет диаметр 25 см и объем 8 литров. Диаметр отверстия в задней стенке 11 см с периметром 34 см. Куб с таким же объемом имеет 12 граней по 20 см каждая и общей длиной 240 см.
А если Qts динамиков будет меньше единицы, то ПАС можно вообще не ставить.
www.tornadoacoustics.ru/forum/11-914-1
Не зря топтал батоны! :)
Принимайте плюсец в карму от меня!
Сразу бы и вопросы появились по фактуре.
Для 20Гц нужен огромный зал, причём акустически подготовленный, иначе будет дикий Бум-Бум и бубнение вместо музыки.
Есть характеристики динамика, акустики
и самой конструкции.
Загрузить фото можно так — нажать на «добавить комментарий>нажать на иконку фото>выбрать фото с компьютера>нажать „Загрузить“:
Хочу извиниться за неверную информацию в мое первом посте. Поэтому после
исправления ошибок решил написать снова.
Закончил свой проект акустики в виде шара и хочу
поделиться результатами.Краткие характеристики: Внешний
диаметр 76см, толщина стенки 5 мм, соответственно внутренний
диаметр 75см. Объем 220 л. Вес без динамика 9кг.
Изготовлен из стеклопластика, по технологии
«сэндвич». Динамик, 12 дюймов yamaha JA3058A (резонанс 14гц).
отрезанного первым порядком от 60гц и выше. Основная задача
была получить РЕАЛЬНЫЙ диапазон от 20гц. не дотянул 4гц.Сильно
не печалюсь т.к. редкий музыкальный инструмент играет до 25гц.
Проделанной работой доволен, наконец-то в моём доме появился
полноценный бас В планах шар 500л, с 15 или 18 дюймовым динамиком
и добраться до 20гц .Сначала изготовил полусферу из пенопласта с помощью фрезера
на поворотном столе .Идея Михаила Туринцева, за что ему спасибо.
Затем нанëс эпоксидную шпатлëвку, для создания «корочки»
и прошëл фрезером. Далее шпатлевание, нанесение эпоксидного грунта с последующим выравниваем фрезером и руками. Потом
красим и полируем. Итак, «болван» готов. Следующий этап изготовление матрицы.Снял копию с «болвана».
Использовал гелькоат, полиэфирную смолу, стеклоткань и стекломат.В готовой матрице поочерëдно откатал две полусферы. Опишу все
слои: Первый слой гелькоат, второй стекломат, третий
стеклоткань, четвëртый «каримат»(очень легкий пористый нетканный материал)
3 мм, пятый стекломат.
В одной из полусфер изготовил посадочное место для динамика ,после чего их склеил.Стык полусфер зашпатлевал, выровнял.Финал.
Грунтование всего шара , выравнивание и окраска.
С удовольствием отвечу на вопросы если
таковые возникнут .
Увы, увы, это всего лишь сказки, живущие внутри одной из веточек аудиомании.
Хорошо обработанный корпус традиционной формы, с нерезонирующими стенками и заполненный звукопоглощающим материалом, практически ничем не хуже. зато намного технологичнее и удобнее, да и объём больше, при тех же ширине и глубине.
Много вы знаете студийных мониторов сферической формы? А ведь на топовые модели студийных мониторов очень высокие цены,, и даже на «выше среднего» они 4х-значные, корпус любой формы по сравнению с итоговой ценой стоит смешные гроши. Но сфер там почему-то не было и нет.