RSS блога
Подписка
Усилитель мощности на микросхеме Lm3886 (2*68 Вт) с темброблоком
- Цена: 31.86$
- Перейти в магазин
Изучаем модуль — усилитель мощности на микросхеме LM3886.
На картинке в правом нижнем углу сфоткан какой-то другой уже собранный усилитель.
Микросхема LM3886 — монофонический усилитель мощности (УНЧ) класса АВ с очень хорошими характеристиками. Популярна у радиолюбителей. При небольшом количестве деталей можно самому собрать УНЧ с характеристиками промышленных аппаратов стоимостью за 200-300$.
Посмотрим характеристики этой платы:
1. Напряжение питания: двойное переменное 20V-28V, рекомендуется использовать трансформатор с двумя обмотками 26V и мощностью 150 Ватт
2. Выходная мощность — до: 68W * 2
3. Сопротивление нагрузки: 4-8 Ohm
4. Размеры: 15*9.3*5 см
Пришло в пакете с несколькими слоями упаковки:
Плата дополнительно упакована в пленку:
Приложили пакет с фурнитурой — два винта для крепления микросхем к радиатору, гайки и шайбы для крепления потенциометров.
Один операционник в темброблоке похоже с помощью пресса в панельку вставляли:
Размеры платы:
По фотографии видно — схема разбита на 4-е части: предусилитель-темброблок, УНЧ, защита акустической системы и блок питания.
Плата двухсторонняя. Обратная сторона платы:
Флюс отмыт на 4-ку. Если куда-то устанавливать данный усилитель на постоянное использование, то лучше промыть плату жидкостью для снятия флюса.
Посмотрим какие детали используются в этом усилителе:
Конденсаторы фильтра блока питания, реле защиты акустической системы и терминалы для ее подключения:
Терминалы понравились — фиксируют все прочно, толстый провод залазит без проблем. Зачем-то терминалы для подключения динамиков расположили на передней панели платы. Или провода динамиков сзади подключить к этим клеймам?
RCA — входные разъемы.
Нижний разъем мало того, что распаян криво, так еще тюльпан не влазит вообще в него. Расширил.
За входными гнездами есть три отверстия для установки колодки, если расположение входных гнезд почему-то не устаивает (например, хотим разместить на задней стенке корпуса).
Конденсаторы между темброблоком и микросхемами УНЧ: Hi-emd качества известной фирмы JIE DUE DENC:
Микросхемы УНЧ LM3886TF. Корпус пластиковый (TF), можно крепить к радиатору без изоляционной подложки. Настоящие или фейковые чипы — непонятно:
В темброблоке-предусилителе используются операционные усилители (ОУ) NE5532. На плате указана возможность замены на ОУ более высокого класса — AD827, OPA2604.
Взвесим плату:
Для подключения будем использовать трансформатор на 250 Ватт:
По паспорту две обмотки по 25 В, 4А:
Прикручиваем радиатор к микросхемам, нагрузка резисторы 8 Ом 100 Вт, подключаем питание:
Замеряем напряжение питания на выходе трансформатора (сигнал на УНЧ не подается):
По паспорту 25 В переменного напряжения, по факту 27.6 В. Может это и к лучшему :-). В описании усилителя можно использовать питание до 28 В переменного тока.
После выпрямителя и конденсаторов-фильтров:
37.3 В. Микросхема будет работать почти на пределе. Это плохо. Лучше использовать трансформатор на 20-22 В.
На темброблоке после стабилизаторов (на плате для замеров есть контактные площадки для измерения) — 12 В.
Проверим постоянное напряжение на выходе УНЧ (Это напряжение выводит из строя громкоговорители, в этом УНЧ стоит защита от постоянки, но все равно проверим):
Нормально все с постоянкой на выходе.
Подключаем генератор сигналов на вход УНЧ, регулятор громкости (РГ) и осциллограф на выход. Нагрузка 8 Ом. Подаем стандартный синусоидальный сигнал в 1 кГц и увеличивая его величину, вводим усилитель в клиппинг ( клиппинг — англ. clipping — обрезание, отсечение, срезание — форма искажения звука, выражающаяся в ограничении амплитуды сигнала при превышении выходным напряжением усилителя предела напряжения питания):
На генераторе сигнала:
Получается, что усилитель может развивать мощность P=U*U/R=58/2*58/2/8=105 Ватт. Prms=105/2=52.5 Ватта
Если клиппинг убрать, тогда получаем:
Мощность максимальная 87 Ватт. Prms=87/2=43,5 Ватт
Изменим форму сигнала (уровень вх. сигнала оставим без изменения) прямоугольный. Правда сначала сигнал не был прямоугольным. Покрутил регуляторы тембра и добился более-менее вид прямоугольника:
Изменим опять форму сигнала на треугольный:
Теперь подключим усилитель к звуковой карте и прогоним тесты в программе RMAA.
Смотрим частотную характеристику УНЧ (регуляторы тембра в среднем положении, на вход прямоугольный сигнал -> на выходе чтобы был прямоугольник):
Регуляторы тембра в макс. положение:
Регуляторы тембра в мин. положение:
Чтобы регуляторы тембра не влияли на измерения, отпаял входные выводы у конденсаторов (больших красных Hi-emd качества известной фирмы JIE DUE DENC), подал на вход сигнал и провел измерения. Частотная характеристика:
Послушал усилитель. Подключил акустику (Mission M51). Источник ESS0204. Фона нету. На мин. положении регулятора громкости на УНЧ очень тихо слышна в колонках музыка. Треска при вращении регуляторов (громкость, тембр) на УНЧ нет. Перекоса каналов нету.
Играет чисто, по слуху усилок как-то подчеркивает средние-высокие частоты. Видимо это особенность микросхемы Lm3886. Усилитель Худа 1969 (https://mysku.club/blog/aliexpress/47677.html) по звуку мне нравиться больше.
На картинке в правом нижнем углу сфоткан какой-то другой уже собранный усилитель.
Микросхема LM3886 — монофонический усилитель мощности (УНЧ) класса АВ с очень хорошими характеристиками. Популярна у радиолюбителей. При небольшом количестве деталей можно самому собрать УНЧ с характеристиками промышленных аппаратов стоимостью за 200-300$.
Посмотрим характеристики этой платы:
1. Напряжение питания: двойное переменное 20V-28V, рекомендуется использовать трансформатор с двумя обмотками 26V и мощностью 150 Ватт
2. Выходная мощность — до: 68W * 2
3. Сопротивление нагрузки: 4-8 Ohm
4. Размеры: 15*9.3*5 см
Пришло в пакете с несколькими слоями упаковки:
Плата дополнительно упакована в пленку:
Приложили пакет с фурнитурой — два винта для крепления микросхем к радиатору, гайки и шайбы для крепления потенциометров.
Один операционник в темброблоке похоже с помощью пресса в панельку вставляли:
Размеры платы:
По фотографии видно — схема разбита на 4-е части: предусилитель-темброблок, УНЧ, защита акустической системы и блок питания.
Плата двухсторонняя. Обратная сторона платы:
Флюс отмыт на 4-ку. Если куда-то устанавливать данный усилитель на постоянное использование, то лучше промыть плату жидкостью для снятия флюса.
Посмотрим какие детали используются в этом усилителе:
Конденсаторы фильтра блока питания, реле защиты акустической системы и терминалы для ее подключения:
Терминалы понравились — фиксируют все прочно, толстый провод залазит без проблем. Зачем-то терминалы для подключения динамиков расположили на передней панели платы. Или провода динамиков сзади подключить к этим клеймам?
RCA — входные разъемы.
Нижний разъем мало того, что распаян криво, так еще тюльпан не влазит вообще в него. Расширил.
За входными гнездами есть три отверстия для установки колодки, если расположение входных гнезд почему-то не устаивает (например, хотим разместить на задней стенке корпуса).
Конденсаторы между темброблоком и микросхемами УНЧ: Hi-emd качества известной фирмы JIE DUE DENC:
Микросхемы УНЧ LM3886TF. Корпус пластиковый (TF), можно крепить к радиатору без изоляционной подложки. Настоящие или фейковые чипы — непонятно:
В темброблоке-предусилителе используются операционные усилители (ОУ) NE5532. На плате указана возможность замены на ОУ более высокого класса — AD827, OPA2604.
Взвесим плату:
Схема усилителя
Схему рисовал по плате. Возможны ошибки какие-то. Если кто заметит, пишите. Подправлю. Мне кажется немного странным расположение регулятора громкости. Как видно по схеме микросхема LM3886TF включена в обычном режиме.
Для подключения будем использовать трансформатор на 250 Ватт:
По паспорту две обмотки по 25 В, 4А:
Прикручиваем радиатор к микросхемам, нагрузка резисторы 8 Ом 100 Вт, подключаем питание:
Замеряем напряжение питания на выходе трансформатора (сигнал на УНЧ не подается):
По паспорту 25 В переменного напряжения, по факту 27.6 В. Может это и к лучшему :-). В описании усилителя можно использовать питание до 28 В переменного тока.
После выпрямителя и конденсаторов-фильтров:
37.3 В. Микросхема будет работать почти на пределе. Это плохо. Лучше использовать трансформатор на 20-22 В.
На темброблоке после стабилизаторов (на плате для замеров есть контактные площадки для измерения) — 12 В.
Проверим постоянное напряжение на выходе УНЧ (Это напряжение выводит из строя громкоговорители, в этом УНЧ стоит защита от постоянки, но все равно проверим):
Нормально все с постоянкой на выходе.
Подключаем генератор сигналов на вход УНЧ, регулятор громкости (РГ) и осциллограф на выход. Нагрузка 8 Ом. Подаем стандартный синусоидальный сигнал в 1 кГц и увеличивая его величину, вводим усилитель в клиппинг ( клиппинг — англ. clipping — обрезание, отсечение, срезание — форма искажения звука, выражающаяся в ограничении амплитуды сигнала при превышении выходным напряжением усилителя предела напряжения питания):
На генераторе сигнала:
Получается, что усилитель может развивать мощность P=U*U/R=58/2*58/2/8=105 Ватт. Prms=105/2=52.5 Ватта
Если клиппинг убрать, тогда получаем:
Мощность максимальная 87 Ватт. Prms=87/2=43,5 Ватт
Изменим форму сигнала (уровень вх. сигнала оставим без изменения) прямоугольный. Правда сначала сигнал не был прямоугольным. Покрутил регуляторы тембра и добился более-менее вид прямоугольника:
Изменим опять форму сигнала на треугольный:
Теперь подключим усилитель к звуковой карте и прогоним тесты в программе RMAA.
Смотрим частотную характеристику УНЧ (регуляторы тембра в среднем положении, на вход прямоугольный сигнал -> на выходе чтобы был прямоугольник):
Остальные измерения
Регуляторы тембра в макс. положение:
Регуляторы тембра в мин. положение:
Чтобы регуляторы тембра не влияли на измерения, отпаял входные выводы у конденсаторов (больших красных Hi-emd качества известной фирмы JIE DUE DENC), подал на вход сигнал и провел измерения. Частотная характеристика:
Другие измерения Lm3886
Послушал усилитель. Подключил акустику (Mission M51). Источник ESS0204. Фона нету. На мин. положении регулятора громкости на УНЧ очень тихо слышна в колонках музыка. Треска при вращении регуляторов (громкость, тембр) на УНЧ нет. Перекоса каналов нету.
Играет чисто, по слуху усилок как-то подчеркивает средние-высокие частоты. Видимо это особенность микросхемы Lm3886. Усилитель Худа 1969 (https://mysku.club/blog/aliexpress/47677.html) по звуку мне нравиться больше.
Самые обсуждаемые обзоры
+104 |
4144
237
|
+178 |
6168
168
|
+45 |
2181
76
|
+39 |
2167
45
|
www.promelec.ru/catalog/1856/245/1944/0/
Чешские трансформаторы «Talema». Тоже шлют по почте, изредка бывают акции (летом взял десяток 50Вт по 300р)
Это точно не так
Вывод: все беды от «кривизны» темброблока.
Я опираюсь исключительно на ваш график АЧХ: там практически идеальная плоскость от 20Гц и примерно до 12-15кГц.
Для работы с сильно неудачными АС вообще придуман такой инженерный изврат, как отрицательное выходное сопротивление усилителя — люди ведь никогда не устают городить костыли поверх костылей…
Но, если не расползаться мыслёй по древу — да нормальный усилок-то, судя по вашим графикам. Нормальный.
на замену собрал 2*100W на LM4702 с полевыми тошибами по выходу, отэто уже канешна тема)))
Типа такого (жалко фотки дома только есть)
Стоял от сцены метрах в 40-50. ЭТО БЫЛ АТАЗ ПОЛНЫЙ
Дело в том, что и мощности в них — гулькин нос, в сравнении с порталами. Классическая гитарная голова маршалл — это 100Вт лампы в максимуме. А вот портальные усилки — там уже счет на киловатты.
Т.е. вт эти стены из гитарных стеков (кабинет+голова=стек) — это чисто декоративная функция, чтоб выглядело круто. Как, например, вторая бочка у барабанщика.
Вроде как больше ударов в секунду можно делать…
колбасило что? звук гитары? подозреваю, что нет:)
если группа, о которой Вы говорите, выступала в конце (т.н. хедлайнер), то часто пользуются небольшой хитростью: все, что до них, играют на более тихом звуке порталов, а вот хедлайнеры уже валят на все киловатты
Потом Тарья Турнен выступала — закрывала фестиваль. Там все норм было.
В другие дни хедлайнеры нормально играли. У этих видимо это фишка была.
А если Вы измеряете максимальную пиковую мощность, то так и напишите, что это не мощность аудио усилителя, а сферический конь в вакууме.
P.S. Ниже Вы уже написали
Осциллограф у вас показывает двойное амплитудное напряжение (Vpp). Действующее значение, которое определяет мощность получается делением Vpp на 2*sqrt(2). После чего мощность на 8 Ом будет 52.5 Ватта
Пока писал уже добавили
По питанию Аудио Грейд Новер хорошо бы зашунтировать пленкой, микрофарад на полста хотя бы. Ради прикола — пусковой можно попробовать.
И дайте прогреться агрегату, под нагрузкой. Резистор на выход и хоть сутки ватт 10 на канал.
Или потом можно не греть?
Я усилок этот часов 10 слушал.
Что такое?
0.1 — для помех больше.
Подключите к БП вольтметр и понаблюдайте просадку. Когда барабан бумкнет, напруга может провалиться на пару вольт. С пленочным на пару десятков микрофарад такого не будет (у мну 60 микрофарад). Отпаять можно всегда, если что.
Если такая емкость и он для напруги 50, 63 или 100 V, то скорее всего это полиэстер (лавсан) МКТ, что для звука не есть хорошо.
Среди аудиофилов считается что полипропилен лучше всего из доступных по цене.
Ликбез по пленочным кондёрам www.diyaudio.ru/article/a-3.html
Теперь еще больше жду обзор усилителя на LM1875!!! )))
Радиатор у вас большой! ) Или этот усилитель больше тепла выделяет?
(180*200+18*200*30)*2=223200 мм^2
Вроде так площадь радиатора считают
На LM-ку размер радиатора от напряжения питания (т.е. мощности выходной) зависит.
Я правильно на 2 умножил? Считается площадь с обоих сторон пластины?
исправьте.
За обзор плюс.
А по факту, банки в БП левак, межкаскадные Хай-еМд — фуфло редкое, ЛМ3886 в таком включении ничего хорошего не покажет, нужно делать по схеме со скоростным буфером, а еще лучше «токовую помпу» по схеме Mauro. Последняя пожалуй самая лучшая реализация ЛМ-ки, есть еще с небольшими правками от Vidalgo, на Вегалабе есть печатки, отдельные темы, сделайте, не пожалеете!
Конечно, при желании можно и эту плату прокачать, затратив некоторую сумму денег на кондеры, ОУ, РГ и прочее.
За разумную цену.
Можно, конечно, и ALPS-ы поставить. Но как-то это не здраво, когда регулятор дороже всего остального усилка с БП, трансом и корпусом.
Я у этого продавца Alps брал несколько раз для норм поделок. Дорого, зато норм работают.
Ну или заливать всё маслом… Но не думаю, что это хорошая идея — пыль от стёртой дорожки будет оседать и неизвестно — что и как она там будет «соединять» по маслу…
А я уверен что идея отличная.
Когда я понял что заменить переменник не смогу, то появились два варианта: (1) выкинуть эти колонки и купить новые, и (2) брызнуть ведешкой. Я выбрал вариант 2, и, по прошествии пары лет, утверждаю что это была *отличная* идея, чтобы там и куда бы там не оседало. Я практически за бесплатно (буквально за один «пшик») продлил жизнь моим GigaWorks T20, которые уже собрался было выкидывать. Останавливало только то, что эту модель уже сняли с производства и точно такие же больше не купить, а их наследник GigaWorks T20 II мне не нравится — какие-то они слишком глянцевые.
Это во-первых. А во-вторых, есть мнение что переменники начинают хрипеть вовсе не из-за стертой в пыль дорожки, а из-за плохого контакта металла к металлу — там где один из выводов переменника контачит на ось. Как бы то ни было, мне «пшик» помог.
Вы усилитель в корпус планируете устанавливать?
но как то не сложилось и достался мне на TDA7293
за обзор + но как то маловато, чего то в обзоре не хватает
Как у вас усилок на TDA7293? может обзор напишите? Думаю многим тут интересно будет.
к сожалению я не умею писать а писать обзор это еще сложней, также у меня нет не осциллографа не источника сигнала, да и обзоров хватает
А присоветуйте ссылочкой на алиэкспресс проверенный усилитель на 12 вольт, в машину, скутер, лодку поставить?
Колонки такие, интересно попробовать усилитель другой поставить.
www.pyleaudio.com/sku/PLUTVA102/2-Channel-Waterproof-4-UTVATVSnowmobileMarine-Amplified-Speaker-System
Спасибо.
Даже если они левые и из одной партии, то они явно будут одинаковы по внешнему виду.
Или у вас имеется инсайдерская информация Nat. Sem. как правильно маркировать?
Вот из даташита пластмасс. корпус
Отличие от фото (см. обзор) — имеется горизонтальный паз под отверстиями крепления+ небольшое обнижение по торцу сверху, по офиц. даташиту этого как-бы его не должно быть. Вопрос: перед нами левак или нет?
И сделать его в прессформе элементарно просто.
И не знаю какие там правила у TI или NS, но, например, для транзисторов я уже вывел для себя ряд факторов говорящих, что перед тобой с высокой вероятностью оригинал. Например, буквы в кружочках должны быть разные даже в одной партии. Т.е. если вы купили 10 шт. транзисторов и у них одна и та же буква отпечатана в кружочке, то пусть там будет и идеальный корпус и лазерная маркировка — 99.9% транзисторы подделка. Это правило пока меня не подводило и регулярно подтверждается.
А на счет маркировки lm3886 такой информации у меня нет, статистики маловато. Вот например фото двух микросхем купленных одновременно лет десять назад у себя в городе. Вероятность оригинала очень высока. И да, тогда их еще маркировали краской. Серия разная, но в кружочке символы одинаковые.
Судя по фото торгует оригиналом.
https://world.taobao.com/item/8667546235.htm
Серия одинаковая, символы в кружочке одинаковые, НО! нанесены под разным углом. И опять моя теория, что встретить два абсолютно одинаково промаркированных корпуса у оригинала маловероятно, подтверждается.
Жду от автора обзора чуть больше информации, чем
Сфоткал крупным планом
Правда, никакого толку это все равно не имеет. -120дБ все равно за пределами разрешения человеческого уха в 100 дБ. И если мы говорим про усилители действительно Hi-Fi (высокой верности), то никакой разницы между такими усилителями практически никто не слышит даже в неслепом тестировании.
Другое дело, что мало кто любит слушать кристально чистый звук. Проводили эксперименты, один из них — людям давали послушать оригинальный трек и тот же трек, но с подмешанными искажениями. Большинство однозначно выбрало трек с искажениями как более музыкальный. То же самое касается и усилителей — есть отличные схемы, показывающие прекрасную линейность по THD и IMD во всем слышимом диапазоне, но звучание таких усилителей называют сухим, академичным. А эталоном качественного звука называют какой-нибудь Maranz с искажениями 0.2%.
Так что рассыпуха действительно может звучать лучше, только слушать её вы, скорее всего, не захотите.
Ваттметр наше все.
Было бы интересно узнать потребляемую усилителем от сети мощность в режиме ожидания сигнала, при среднем уровне громкости. ИМХО Ватт 15 в фоне будет потреблять.
Далее к этой мощности с КПД где-то 40% будет прибавляться звуковая мощность до предела 6% искажений, когда они уже будут слышны на слух (естественно после прогрева усилителя на этой мощности при полезном сигнале (какая кстати температура на микросхемах?)).
Интересна мощность по ваттметру в начале слышимых искажений (которые часто растут лавинообразно) и максимуме звука.
По разности энергопотребления и с учетом КПД — можно будет прикинуть звуковую мощность при допустимых искажениях. (результат может отличаться от сопротивления акустики (на низкоомной ИМХО будет большая мощность при меньших искажениях)) — паспортная мощность.
Но конечно в усилителях наиболее ценятся минимальные искажения и шумы на звуковой мощности до 10 ватт ИМХО (большинство усилителей с подобной задачей справляются включая даже цифровые). А вот избыточное энергопотребление в фоне мало кто любит.
в колонках Genius SP-HF2000X
Характеристики динамиков — мощность и сопротивление.
И фотку колонок
широкополосник 30 Вт 4 Ома, пищалка 10 Вт 8 Ом
Или просто воткнуть микросхему D-класса.
Для того чтобы понять смысл необходимости таких работ, можно откл. колонки от встроенного УНЧ и подключить к УНЧ hi-fi класса и вкл на небольшой громкости. Если звук будет такой же как и первоначально, можно вообще ничего не делать :-)
расскажите, пожалуйста, поподробнее что вы отпаяли и где (для лохов). у меня такой же усилитель. отпаять смогу но надо тыкнуть пальцем где :)