RSS блога
Подписка
Микро-ремонт Hi-Fi усилителя NAD С 272. Современный "Ахилл" со счастливым концом
Приветствую.
Бытует мнение, что чем более узконаправленное устройство, тем оно надёжнее и качественнее выполняет свою единственную функцию.
Сегодня об одном из таких устройств, но на данный момент, оно может «качественно гундеть» музыку…
Созданный довольно известной фирмой NAD Electronics, оконечный усилитель С 272, который только то и делает, что усиливает сигналы низкой (музыкальной) частоты, попал ко мне не просто так, а так как полностью перестал выполнять свою единственную функцию — усиливать «хай-фай» многократно…
Внешний вид устройства довольно аскетичен, на передней панели имеется лишь одна кнопка и несколько светодиодовсзади наоборот — присутствует регулятор громкости (который находится обычно спереди), для регулируемой, одной из двух пары входов, стандартно силовые клемы и несколько тумблеров управления режимами усилителя.Но мне нужен только один, тот, который коммутирует входы, проблемный тумблер, с которым и предстоит что-то делать — Input Select
Для начала, открою крышку и позаглядываю внутрь, все очень красиво и даже некоторые элементы под брендом NAD, видимо для того, чтобы реальным качеством своим, не отпугивать покупателя окончательно :)
ну и проблемный тумблер изнутри, добраться туда руками кажется нереальноприйдётся смотреть, что можно сделать снизу. Переворачиваю аппарат пузом вверх и вижу картину, как под весом гигантского «тора», ребро жёсткости не выдержало и прогнуло почти на полсантиметра центральную часть днищаОткручиваю крышку и она сама выпрямляетсяВнутреннее убранство под крышкой немного удивляет...качество пайки визуально просто «аховое», но надёжное, ножки некоторых элементов загнуты на рядом лежащую дорожку (только лак разделяет их), ну и вообще «зашквар» — флюс не смыт! явно было сборщикам не до ауфилии))пузо действительно есть, под углом видно, что выгнуло и электроникуа открутив центральный винт, соединяющий плату с днищем, плата самостоятельно выпрямилась (подобрать проставочку при обратной сборке)
Ок, разбираю дальше, ведь нужно как-то добраться до проблемного тумблераа добравшись — аккуратно выпаиваю егоКак и ожидалось, тестер показывает высокое сопротивление практически всех переходова некоторые даже выше сотни Омпосле вскрытия переключателя, всё скрытое становится явным
Вычищаю всё серебро, как внутри подвижных контактов (и там посеребрение «до черноты»), так и неподвижные контракты от жутких окисловДелаю замер перед сборкой, теперь по сопротивлению на переходах практически «идеальный» контактЕщё раз проверяю всё, собираю переключатель, впаиваю его и собираю в обратном порядке усилитель, крышку не ставлю.
Проверяю все разъёмные соединения и удаляю, там где накопилась за годы пыль. Теперь всё блестит
Перехожу к прослушиванию усилителя ушами.
Подключив к нему акустику JBL Northridge Е-60, что касалось ремонта — меня полностью удовлетворило, звук чистый и ясный. Легонько шевеля переключатель рукой, ни треска ни «плавающей частотки» в колонках не отдаётся, звук не меняется (как это было до чистки). Но самое главное, каналы, один из которых практически не звучал (там где тестер показывал >100 Ом) — теперь звучит на одном уровне!Звук мне показался довольно нейтральным, чистым, но без какой-то изюминки, без брутального мяса в басовых партиях, на которые способна данная акустика (люблю иногда крутить тембра, но к сожалению тут их нет).
Достаточно быстро, где-то через часок листания своей медиатеки, перешёл к практическим тестам с помощью осциллографа, чисто ради интереса — почему не цепляет?
Максимальный размах напряжения (от пика до пика), усилитель выдал 45В неискажённого синуса в 1кГцЗаявленная производителем функция «Soft clipping» (мягкого ограничения) — работает, при её включении уровень немного снижается, а жёсткие углы клиппинга, существенно скругляются: выключеновключенону и естественно я не смог обойти меандр на низких частотах, которые мне показались не очень полновесными на слух. 100Гц и 30Гц:так и есть — чем ниже частота, тем сильнее уклон
Да, сегодня это видимо стандарт для аудио индустрии, рассчитанный на то, что спад у акустики начинается гораздо ниже и не слишком крутой. Но как показывает моя практика, суммируясь, данная просадка всё равно даёт ощутимое на слух упрощение глубокого баса в области 20 — 80Гц, что вынуждает потребителя к покупке активного сабвуфера.
Пока разбирал, собирал и крутил усилитель, не покидало ощущение, что что-то болтается внутри корпуса, перекатывается, но выпадать не хочет. Пришлось искать причинуоказалось, что это фильтрующие ферритовые кольца, на ножке каждого транзистора — мелочь, а приятно.
Мораль сей «басни» такова — казалось бы, могучий «Ахилл», по всем показателям не сокрушимый усилитель в 400 Ватт (в мостовом режиме) мощности, который легко справляется с любой низкоомной нагрузкой в виде акустических систем, а был легко и мягко повержен микронным окислом «в пяточку».
Золоченые контакты релейной развязки, на мой взгляд, были бы тут в «слаботочке», куда более уместны, но на них не хватило бюджета. Спасибо за внимание.
Бытует мнение, что чем более узконаправленное устройство, тем оно надёжнее и качественнее выполняет свою единственную функцию.
Сегодня об одном из таких устройств, но на данный момент, оно может «качественно гундеть» музыку…
Созданный довольно известной фирмой NAD Electronics, оконечный усилитель С 272, который только то и делает, что усиливает сигналы низкой (музыкальной) частоты, попал ко мне не просто так, а так как полностью перестал выполнять свою единственную функцию — усиливать «хай-фай» многократно…
Внешний вид устройства довольно аскетичен, на передней панели имеется лишь одна кнопка и несколько светодиодовсзади наоборот — присутствует регулятор громкости (который находится обычно спереди), для регулируемой, одной из двух пары входов, стандартно силовые клемы и несколько тумблеров управления режимами усилителя.Но мне нужен только один, тот, который коммутирует входы, проблемный тумблер, с которым и предстоит что-то делать — Input Select
Для начала, открою крышку и позаглядываю внутрь, все очень красиво и даже некоторые элементы под брендом NAD, видимо для того, чтобы реальным качеством своим, не отпугивать покупателя окончательно :)
чуть больше внутренностей
Ок, разбираю дальше, ведь нужно как-то добраться до проблемного тумблераа добравшись — аккуратно выпаиваю егоКак и ожидалось, тестер показывает высокое сопротивление практически всех переходова некоторые даже выше сотни Омпосле вскрытия переключателя, всё скрытое становится явным
аудиофильский кошмар
Проверяю все разъёмные соединения и удаляю, там где накопилась за годы пыль. Теперь всё блестит
Перехожу к прослушиванию усилителя ушами.
Подключив к нему акустику JBL Northridge Е-60, что касалось ремонта — меня полностью удовлетворило, звук чистый и ясный. Легонько шевеля переключатель рукой, ни треска ни «плавающей частотки» в колонках не отдаётся, звук не меняется (как это было до чистки). Но самое главное, каналы, один из которых практически не звучал (там где тестер показывал >100 Ом) — теперь звучит на одном уровне!Звук мне показался довольно нейтральным, чистым, но без какой-то изюминки, без брутального мяса в басовых партиях, на которые способна данная акустика (люблю иногда крутить тембра, но к сожалению тут их нет).
Достаточно быстро, где-то через часок листания своей медиатеки, перешёл к практическим тестам с помощью осциллографа, чисто ради интереса — почему не цепляет?
Максимальный размах напряжения (от пика до пика), усилитель выдал 45В неискажённого синуса в 1кГцЗаявленная производителем функция «Soft clipping» (мягкого ограничения) — работает, при её включении уровень немного снижается, а жёсткие углы клиппинга, существенно скругляются: выключеновключенону и естественно я не смог обойти меандр на низких частотах, которые мне показались не очень полновесными на слух. 100Гц и 30Гц:так и есть — чем ниже частота, тем сильнее уклон
Да, сегодня это видимо стандарт для аудио индустрии, рассчитанный на то, что спад у акустики начинается гораздо ниже и не слишком крутой. Но как показывает моя практика, суммируясь, данная просадка всё равно даёт ощутимое на слух упрощение глубокого баса в области 20 — 80Гц, что вынуждает потребителя к покупке активного сабвуфера.
Пока разбирал, собирал и крутил усилитель, не покидало ощущение, что что-то болтается внутри корпуса, перекатывается, но выпадать не хочет. Пришлось искать причинуоказалось, что это фильтрующие ферритовые кольца, на ножке каждого транзистора — мелочь, а приятно.
Мораль сей «басни» такова — казалось бы, могучий «Ахилл», по всем показателям не сокрушимый усилитель в 400 Ватт (в мостовом режиме) мощности, который легко справляется с любой низкоомной нагрузкой в виде акустических систем, а был легко и мягко повержен микронным окислом «в пяточку».
Золоченые контакты релейной развязки, на мой взгляд, были бы тут в «слаботочке», куда более уместны, но на них не хватило бюджета. Спасибо за внимание.
древнегреческая мифология, в наших реалиях
Легенда гласит: морская богиня Фетида (NAD) стремилась сделать своего сына Ахилла (С 272) неуязвимым (не ломаемым) и купала его в водах подземной реки Стикс (использовала качественные комплектующие), протекавшей в царстве мрачного Аида (сборка Китай).Ахилл вырос и стал уважаемым героем, славным воином (аудиолюбители одобряют). Но в одном из сражений (с временем), стрела врага попала в пятку Ахилла (окислился тумблерок).
Самые обсуждаемые обзоры
+200 |
8213
297
|
+31 |
1736
53
|
+45 |
2502
84
|
+43 |
2822
63
|
+59 |
3041
50
|
Придирки к качеству монтажа надуманные.
Без изолирующей смазки придется разбирать опять через год.
Никакой разборки не нужно было делать. Такой переключатель достаточно залить от души машинным маслом, и пощелкать туда-сюда раз 100. Все очистится от окислов само, а масло не даст образоваться новым окислам. Излишки масла аккуратно протереть тряпочкой.
Для переменников очистка DeoxIT FaderLube.
Масло и стечет и полимеризуется и непойми чего из воздуха нахватает в том числе и влаги — там присадок море и они рассчитаны на совсем другое.
А теперь вдруг стало «просто необходимо купить ДеоксиТ.»
1) окислы циатим не снимает. И вообще не предназначен для подобного использования.
2) второе (цитата из вики)
Существенным недостатком смазки ЦИАТИМ-201 является её высокая гигроскопичность и, как следствие — малопригодность для работы в открытых узлах, работающих в незащищённых атмосферных условиях или повышенной влажности.
В общем дешевые литиевые смазки для того не годятся. как и от швейных машинок силикон и прочее. Если конечно важен не пятиминутный результат и вещь стоит возни. С другой стороны если смазывать советскую аудиотехнику — то ok, подобное к подобному, будет аутентично.
Вазелин (не косметический а технический и очищенный от примесей) куда осмысленней.
Опять таки 21 век — всё не стоит на месте.
Деоксит лучшее из того что есть сейчас и продается в магазине. Несколько версий и концентраций — для снятия окислов, защиты контактов, и рабочего слоя переменников. Включая тот же чистый вазелин — сколько его там надо.
Из википедии; Аббревиатура WD расшифровывается как англ. Water Displacement (вытеснение воды), а число 40 обозначает, что, согласно корпоративной легенде, формула продукта была разработана с сороковой попытки. Продукт состоит в основном из различных углеводородов. WD-40 впервые был использован в компании Convair для защиты внешней обшивки ракет Атлас от коррозии. На полках магазинов Сан-Диего продукт впервые появился в 1958 году.
Главный ингредиент продукта — уайт-спирит. Входящее в состав минеральное масло, оставаясь на любой поверхности, обеспечивает смазку и долговременную защиту от влаги Также в состав продукта входят различные летучие углеводороды, которые придают продукту низкую вязкость и возможность быть распыленным в виде аэрозоля. Такой способ подходит для консервации оборудования, содержащего скрытые полости и трещины.
Точный состав продукта до сих пор является коммерческой тайной и тщательно охраняется. Продукт не запатентован, чтобы избежать раскрытия технологии изготовления.
Паспорт безопасности (обязательный документ в США) даёт такие сведения о продукте:
50 % — растворитель уайт-спирит;
25 % — вытеснитель углекислый газ;
15 % — минеральное масло;
10 % — инертные ингредиенты.
Если есть проверенное, качественное и гарантированное?
Ну натурально — зачем?
можно и подсолнечным маслом, и одеколоном, и тавотом от камаза и еще чем — но нафига. Там же куча пластиков не как в автомобилях. куча сплавов металлов и выводов деталей — и непонятно как прореагируют long term.
Надо понимать, что недорогие средства для откручивания ржавых гаек, и смазывания велосипедных цепей не годятся.
В них остатки кислот, каких то субпродуктов перегонки и недостаточной очистки, солей, еще чего. Гайкам пофигу — тонким контактам и покрытиям и нежным пластикам — нет.
Оно полимеризуется, окисляется, тянет влагу, образует сложные соли, на сплавах ведет себя непредсказуемо, Обычные силиконы образуют окислы кремния со временем -то есть песок, и выносят точную механику. Масла минеральные тоже не подарок, во всяком случае не все, и скажем на бронзе-серебре, там серы полно после перегонки.
Так и с кислотами или серой — в составе их не написано. Но не значит что их нет, просто мало или в цепочке побочно образуются, но для заявленного предназначения не критичны,. А я вам объясняю про то, где критичны даже мелочи.
Мифы здесь не причем, просто надо химию знать(а хорошо бы еще и аналитическую), и как получают промышленные продукты.: -)
Но чего спорить? Если вам подходит выбранное а мои пояснения не в кассу — пусть так.
Ее принцип работы — растворитель и минеральное масло.
За счет растворителя просачивается в тонкие щели, слегка грязь растворяет, потом он испаряется и жидкое масло остается, и облегчает отвинчивание.
Я сомневаюсь что усилитель предназначен для работы в «незащищённых атмосферных условиях или повышенной влажности».
И про увлажнители воздуха нонче модные не забываем.
Что как раз и доказывает, что техника не предназначена для работы в условиях повышенной влажности.
просто не на вечность предназначена. не танк.
Но аудиофилам сие рассказывать нельзя. Иначе они услышать тяжесть, размазаность и излишнюю «густоту» появившуюся в звуке.
Ну а то что хорошо смзаные тормозные диски переживают не один автомобиль, вроде известно.
Номер, сестра, номер! ©
ну а то что хорошо смзаные тормозные диски переживают не один автомобиль
83192362037 отличный очиститель, который быстро смывает всю грязь и остатки смазки и при этом моментально испаряется
С трафиком темы не понял, его расход в каталоге на порядки меньше чем за то же время соц сектах :) Да и сидеть на трафиковых тарифах в 21 веке, тоже непонятно :)
Да шучу я, шучу :)
Вот эта жижа, хотя и пролезает сквозь щели, не помогла
Полная разборка и чистка
Баллончик знакомый, в прошлом веке машинки консул комплектовались, жижа неплохая, но бмвешная лучше, с ней чистка механическая не нужна
Там такой же переключатель под переговорной трубкой стоит.
Потому, что это все таки оконечный усилитель мощности. И подразумевает использование с предварительным усилителем, где всякие громкости, балансы, тембры, селекторы входов и прости господи эквалайзеры с дсп процессорами.
А так то да, сделано отвратно китайскими пионерами. Над из 90-х та еще балалайка.
У входа нет «чувствительности». Чувствительность есть у усилителя, а на входе есть сигнал с уровнем. И регулируется именно этот самый уровень сигнала, а не уровень усиления входного каскада.
О том, что существуют усилители с разной чувствительностью (различающейся в десятки раз)по разным входам вы, видимо, не в курсе… Ну это не беда. Открываете любой сервис-мануал на любой интегральный усилитель, ну вот хотя-бы на упомянутый ниже Technics SU-A700MK2 ( www.manualslib.com/manual/720903/Technics-Su-A700mk2.html ).
И что вы видите на первой-же странице?
А видите вы раздел «Specifications», а в нем пункт «Input sensitivity/impedanсe»… Сами переведете или гугл поможет?
ЗЫ, Насчет промолчать — это к домашним или подчиненным, при их наличии.
Потому что это имеет смысл. Выхода на предвариловках (разных — пультах, эквалайзерах, да и просто на разных источниках сигнала) могут иметь разное выходное напряжение. Нормы практически отсутствуют. Надо уменьшать уровень, чтобы не допустить перегруза входного каскада усилителя.
В моём дико дорогом БП для компа тоже такие кольца на ногах радиодеталей с надписью TOSHIBA K20J60U. Не знаю, для чего — но тоже приятно :).
Видимо после сдвига тумблера, в своё прежнее положение его контакты не смогли вернуться, а на новом месте был толстенный слой
Низкочастотную полку он держит лучше, тембрами можно бас догнать практически до напряжения 272го в стерео, вся слаботочка коммутируется на полупроводниках, считай вечная, а что ещё нужно для счастья?
Я бы запаял )
Подсказка: ТОН, КОМПЕНСАЦИЯ, ГРОМКОСТЬ, изменение восприятия сигнала с разной частотой на разной громкости, кривая равной громкости Флетчера-Мэнсона… Учите матчасть, как здесь любят советовать.
Посмотрите статьи «классиков советской школы звуковоспроизведения» Зуева, Шихатова, например. Они где-то в начале-середине 1980-х годов публиковались, и там, как мне кажется, появилось понятие регулятора максимальной громкости.
Из статьи Зуева (Радио №8 1986 год), например,
Где в настоящее время и в каком классе устройств ещё используют тонкомпенсацию?
Будет весело, только вот не знаю когда руки дойдут…
Промыл контакты, но помогло ненадолго, потом заблокировал/запаял в положении ON. Использую этот усилитель (MOS Class AA) на компьютере с колонками Microlab Solo-2, включенными напрямую мимо встроенного усилителя. Звук полностью устраивает.
Экспериментировал подключением больших полочных колонок Wharfedale DIAMOND 9.3, так Technics их не прокачивает. В тоже время Solo-2 с ресивером Yamaha, где в комплекте удачно живут указанные Wharfedale, тоже никак не звучат.
Уже не говоря о контакт спрее, про который только ленивый не написал.
Регулятор громкости? Вот прям так и написано?
Что с аналога, что с цифры?
В простом стерео фронт отпадает?
Ну и марку рессивера…
Пока из того, что понятно:
Первое, что нужно сделать — проверить напряжения на выходе блока питания, до появления дефекта и после.
Ну и «холодные» пайки, само собой, хотя на безсвинцовых платах лично я их не встречал.
Если питание в норме и дефектов паек нет — по описанию вероятнее всего чудит сигнальный процессор.
Если ресивер полностью цифровой (DSP, D-класс), нужен либо донор, либо оборудование, которое дома мало у кого есть плюс соответствующие знания, в нем вы, скорее всего, ничего не найдете,
Если после сигнального процессора на оконечники сигнал идет в аналоговой форме — посмотрите, что из себя представляет этот сигнал с помощью осциллографа.
Ну а далее — по обстоятельствам.
PS. Возможно, дефект уже известен и стоит просто поискать?
Спасибо за ответ, впринципе я сам туплю задавая такие вопросы, надо собраться со своей ленью и разобрать наконец и проверить хотябы самые очевидные потенциальные проблеммы.
Если больше 5 лет, то скорее всего проверять электролиты на утечку (в первую очередь и если есть, чем) и на сильное падение ёмкости.