Колхозим печатную плату (фотолитография в домашних условиях)
![](https://ext.mysku-st.net/250s/pic.mysku-st.ru/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/203bc9.jpg)
Очередной раз попросили показать-рассказать, как делать платы, подумал а чего бы не запилить обзор колхоз-технологии.
Печатная плата односторонняя (использован только нижний слой), металлизация все как-то откладывается на потом.
Итак, на выходе из программы трассировки (я уже много лет пользуюсь Autodesk Eagle) нижний слой(!) и маска gerber и exellon. Для удобства, экселлон модифицирую, путем изменения всех отверстий на 0.4мм, так проще попадать.
Прежде всего нужно подготовить фотошаблоны. Для этого использую замечательный, безотказный и простой как 3 копейки GERBV. В новый проект добавляю слои (нижний слой меди, маску, модифицированную сверловку), изменяю цвет фона на черный, цвета слоев маски и меди — белый, сверловка — черная.
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/54dd93.jpg)
Активирую слои меди и сверловки, экспортирую в png, разрешение (в правом нижнем углу окна экспорта) выставляю 1200DPI, это важно. Тоже самое со слоем маски.
Далее, в редакторе Inkscape. В настройках редактора (Правка-Параметры), в разделе «Растр» выставляю те же разрешение по-умолчанию для импорта те же 1200DPI (это нужно сделать один раз и забыть). При импорте указываю «DPI изображения»: по-умолчанию.
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/87ce09.jpg)
После, импортирую получившиеся картинки, расставляю как мне нравится. И отправляю на печать, принтер лазерный
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/06dd86.jpg)
Купить можно у рекламщиков, там же продается спрей KRUSE Toner Density, которым, не то, чтобы обильно но хорошо поливаю получившийся шаблон. Это действо увеличивает плотность тонера, и как следствие контраст фотошаблона.
получается как-то так:
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/bd28bf.jpg)
Вырезаю текстолит с запасом, обезжириваю (растворитель и изопропиловый спирт — это вообще два главных химиката, всегда нужны). Накатываю пленочный негативный фоторезист, уже несколько лет использую Ordyl Alpha 350 — доволен как слон. Если фоторезист плохо липнет (скорее всего кончился срок годности) — плату можно подогреть феном или утюгом.
Лепить можно под водой или на мыло (как самоклейку), но такой способ проходит только со свежим фоторезистом. Поэтому клею на сухую, постепенно снимая матовую пленку и разглаживая и прижимая от центра к краям. Ничего сложного — потренироваться разве что немного. Если есть ламинатор с регулируемой температурой — вообще отличный вариант, но мой ламинатор прекрасно работавший с ПФ-ВЩ-50, ордил явно перегревает, а переделывать — лень.
После того, как фоторезист на текстолит накатан, на несколько капель воды леплю фотошаблон. Тонером вниз, к плате, это важно! И засвечиваю матрицей UV-светодиодов, расстояние — около 10 см, время экспозиции 7-8 секунд.
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/d7e1c4.jpg)
На фоторезисте должен отпечататься рисунок будущей платы, он хорошо на глаз заметен.
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/21692b.jpg)
Для более качественного результата — еще запекаю плату в печке с температурой 80 градусов в течении нескольких минут, это улучшает полимеризацию фоторезиста. Но можно и обойтись.
Далее проявка, подойдет любой щелочной раствор: каустическая или кальцинированная сода, канцелярский клей. Я пользуюсь «кротом» из хозмага, 1-2мл крота на 500мл воды, комнатной температуры. Можно более агрессивный раствор, тогда проявляется порядком быстрее, но бывает лохматит старый фоторезист, так что лучше подождать пару лишних минут.
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/a9c992.jpg)
Важно, после того, как кажется, что весь лишний фоторезист смыт еще подождать 10%-15% времени проявки, потому как даже тонкая, невидимая глазу, пленка помешает травлению.
Результат проявки:
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/18f4ed.jpg)
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/408723.jpg)
Травление, в горячем хлорном железе, грею градусов до 60, даже старый раствор травит минут за 10 максимум. Но можно травить, в чем душа пожелает, соляная кислота, раствор лимонки и соли, персульфат аммония — все подойдет.
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/042007.jpg)
Уже ненужные остатки фоторезиста смываются растворителем или ацетоном.
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/abb5e5.jpg)
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/44b2c6.jpg)
Далее маска, я использую двухкомпонентную FSR-8000, продается много где, а килограммами — в резоните. Маска шикарная, прощает много косяков, имеет великолепную адгезию к текстолиту и меди. В общем это та самая маска, которую используют на производствах. В резоните продается в банках, не дорого.
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/366305.jpg)
Как видно — просрочена она летом 2016 года, сейчас на дворе апрель 2019, и это никак не сказывается на результате. Единственное — храню в холодильнике.
Маска мешается с отвердителем в пропорциях 3:1 по весу, наваливаю 6 грамм маски и 2 грамма отвердителя, тщательно перемешиваю. Замешиваю не на один раз, а сразу побольше. Во-первых так точнее выходит отмерить компоненты, а во-вторых это очень «грязный» процесс. Смешанная маска без потери свойств прекрасно хранится в холодильнике неделями, а то и месяцами. В общем чудо как хороша. Главное — если храните дома, обязательно в герметичном пакете, иначе вся еда провоняет маской. Если не любите колбасу со вкусом FSR-8000 — зиплок лучший друг.
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/604a4e.jpg)
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/644e83.jpg)
Платы обезжириваю изопропиловым спиртом, за неимением трафаретного принтера леплю на малярный скотч к подложке, подложку на тот же скотч к столу, чтобы не двигалось.
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/80d7c9.jpg)
Сверху трафаретную сетку, натянутую на рамку. Можно купить на алиэкспрессе (ищется: трафаретная печать рамка) как готовую, так и сетку отдельно, а рамку сообразить из деревяшек. Заклеиваю лишнее тем же малярным скотчем, вываливаю некоторое количество маски
и тщательно растираю резиновым шпателем. Дырок на плате еще нет, поэтому церемониться не нужно, можно возюкать шпателем до получения результата.
Результат примерно такой:
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/f6cab9.jpg)
5 минут при комнатной температуре, чтобы маска окончательно растеклась и выравнилась и в печку минут на 30-40-60, сколько не жалко времени. Чем выше температура, тем быстрее сохнет, но не более 95 градусов, иначе потом шкуркой снимать. У меня оптимально получается 80 градусов и 30-40 минут.
После сушки и остывания, маска перестает липнуть. Накладываю фотошаблон (это самый геморройный и творческий процесс), и засвечиваю той же UV-матрицей светодиодов 40 секунд.
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/29e5b6.jpg)
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/1ae5ce.jpg)
После засветки, в том же щелочном растворе проявляю, занимает времени чуть дольше, чем фоторезист, зато не менее красиво. Кисточка опять же помогает, но немного портит глянцевость и красоту маски. Правило то же, после того, как показалось, что вся ненужная маска смылась — нужно подождать еще 10-15% времени проявки.
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/9913b0.jpg)
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/98e86a.jpg)
После, самый долгий процесс дубления маски в печке при температуре 130 градусов. Минимум выходит около часа. По-хорошему, еще дольше.
После запекания, маска становится сильно твердой и снять её можно только механически (наждачкой или напильником).
В качестве печки использую самый дешевый гриль с подключенным китайским PID-регулятором или печку для оплавления.
Далее, сверловка. Из слоя меди и сверловки с помощью FlatCam (тут нужно не забыть и с помощью 2-side pcb tool отзеркалить картинку) готовится gcode для станка, плата закрепляется, по двум самым дальним отверстиям центруется.
, а дальше работает станок, а я пью чай, иногда заменяя сверло и фрезу.
Конечно можно сверлить и вырезать вручную, но на станке быстрее и удобнее.
Результат, не без косяков, но вполне достойный.
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/c4770d.jpg)
Ну и бонусом:
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/310165.jpg)
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/8a2c1d.jpg)
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/9e96a9.jpg)
Печатная плата односторонняя (использован только нижний слой), металлизация все как-то откладывается на потом.
Итак, на выходе из программы трассировки (я уже много лет пользуюсь Autodesk Eagle) нижний слой(!) и маска gerber и exellon. Для удобства, экселлон модифицирую, путем изменения всех отверстий на 0.4мм, так проще попадать.
Прежде всего нужно подготовить фотошаблоны. Для этого использую замечательный, безотказный и простой как 3 копейки GERBV. В новый проект добавляю слои (нижний слой меди, маску, модифицированную сверловку), изменяю цвет фона на черный, цвета слоев маски и меди — белый, сверловка — черная.
Как на картинке
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/54dd93.jpg)
Активирую слои меди и сверловки, экспортирую в png, разрешение (в правом нижнем углу окна экспорта) выставляю 1200DPI, это важно. Тоже самое со слоем маски.
Далее, в редакторе Inkscape. В настройках редактора (Правка-Параметры), в разделе «Растр» выставляю те же разрешение по-умолчанию для импорта те же 1200DPI (это нужно сделать один раз и забыть). При импорте указываю «DPI изображения»: по-умолчанию.
Картинка
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/87ce09.jpg)
После, импортирую получившиеся картинки, расставляю как мне нравится. И отправляю на печать, принтер лазерный
пленка KIMOTO OHP/DTP
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/06dd86.jpg)
Купить можно у рекламщиков, там же продается спрей KRUSE Toner Density, которым, не то, чтобы обильно но хорошо поливаю получившийся шаблон. Это действо увеличивает плотность тонера, и как следствие контраст фотошаблона.
получается как-то так:
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/bd28bf.jpg)
Вырезаю текстолит с запасом, обезжириваю (растворитель и изопропиловый спирт — это вообще два главных химиката, всегда нужны). Накатываю пленочный негативный фоторезист, уже несколько лет использую Ordyl Alpha 350 — доволен как слон. Если фоторезист плохо липнет (скорее всего кончился срок годности) — плату можно подогреть феном или утюгом.
Про фоторезист
Продается, например, в чипдипе, да еще много где. Выглядит в коробке вот так:
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/e545a1.jpg)
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/7bdc3d.jpg)
Тонкикий слой фоторезиста покрыт с двух сторон пленкой, полиэтиленовой (матовой и тянущейся) со стороны клеевого слоя, и лавсановой (глянцевой) с лицевой стороны.
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/e545a1.jpg)
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/7bdc3d.jpg)
Тонкикий слой фоторезиста покрыт с двух сторон пленкой, полиэтиленовой (матовой и тянущейся) со стороны клеевого слоя, и лавсановой (глянцевой) с лицевой стороны.
Лепить можно под водой или на мыло (как самоклейку), но такой способ проходит только со свежим фоторезистом. Поэтому клею на сухую, постепенно снимая матовую пленку и разглаживая и прижимая от центра к краям. Ничего сложного — потренироваться разве что немного. Если есть ламинатор с регулируемой температурой — вообще отличный вариант, но мой ламинатор прекрасно работавший с ПФ-ВЩ-50, ордил явно перегревает, а переделывать — лень.
После того, как фоторезист на текстолит накатан, на несколько капель воды леплю фотошаблон. Тонером вниз, к плате, это важно! И засвечиваю матрицей UV-светодиодов, расстояние — около 10 см, время экспозиции 7-8 секунд.
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/d7e1c4.jpg)
На фоторезисте должен отпечататься рисунок будущей платы, он хорошо на глаз заметен.
Картинка
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/21692b.jpg)
Для более качественного результата — еще запекаю плату в печке с температурой 80 градусов в течении нескольких минут, это улучшает полимеризацию фоторезиста. Но можно и обойтись.
Далее проявка, подойдет любой щелочной раствор: каустическая или кальцинированная сода, канцелярский клей. Я пользуюсь «кротом» из хозмага, 1-2мл крота на 500мл воды, комнатной температуры. Можно более агрессивный раствор, тогда проявляется порядком быстрее, но бывает лохматит старый фоторезист, так что лучше подождать пару лишних минут.
Платы в проявочном растворе
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/a9c992.jpg)
Важно, после того, как кажется, что весь лишний фоторезист смыт еще подождать 10%-15% времени проявки, потому как даже тонкая, невидимая глазу, пленка помешает травлению.
Результат проявки:
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/18f4ed.jpg)
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/408723.jpg)
Травление, в горячем хлорном железе, грею градусов до 60, даже старый раствор травит минут за 10 максимум. Но можно травить, в чем душа пожелает, соляная кислота, раствор лимонки и соли, персульфат аммония — все подойдет.
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/042007.jpg)
Уже ненужные остатки фоторезиста смываются растворителем или ацетоном.
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/abb5e5.jpg)
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/44b2c6.jpg)
Крупным планом
Если не нарушать технологию, получается довольно качественно. Дорожка 8mil (0.2мм) — без труда и главное — стабильно.
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/fcbd3e.jpg)
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/fcbd3e.jpg)
Далее маска, я использую двухкомпонентную FSR-8000, продается много где, а килограммами — в резоните. Маска шикарная, прощает много косяков, имеет великолепную адгезию к текстолиту и меди. В общем это та самая маска, которую используют на производствах. В резоните продается в банках, не дорого.
Банки с маской
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/366305.jpg)
Как видно — просрочена она летом 2016 года, сейчас на дворе апрель 2019, и это никак не сказывается на результате. Единственное — храню в холодильнике.
Маска мешается с отвердителем в пропорциях 3:1 по весу, наваливаю 6 грамм маски и 2 грамма отвердителя, тщательно перемешиваю. Замешиваю не на один раз, а сразу побольше. Во-первых так точнее выходит отмерить компоненты, а во-вторых это очень «грязный» процесс. Смешанная маска без потери свойств прекрасно хранится в холодильнике неделями, а то и месяцами. В общем чудо как хороша. Главное — если храните дома, обязательно в герметичном пакете, иначе вся еда провоняет маской. Если не любите колбасу со вкусом FSR-8000 — зиплок лучший друг.
еще картинки
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/604a4e.jpg)
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/644e83.jpg)
Платы обезжириваю изопропиловым спиртом, за неимением трафаретного принтера леплю на малярный скотч к подложке, подложку на тот же скотч к столу, чтобы не двигалось.
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/80d7c9.jpg)
Сверху трафаретную сетку, натянутую на рамку. Можно купить на алиэкспрессе (ищется: трафаретная печать рамка) как готовую, так и сетку отдельно, а рамку сообразить из деревяшек. Заклеиваю лишнее тем же малярным скотчем, вываливаю некоторое количество маски
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/3ff892.jpg)
Результат примерно такой:
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/f6cab9.jpg)
5 минут при комнатной температуре, чтобы маска окончательно растеклась и выравнилась и в печку минут на 30-40-60, сколько не жалко времени. Чем выше температура, тем быстрее сохнет, но не более 95 градусов, иначе потом шкуркой снимать. У меня оптимально получается 80 градусов и 30-40 минут.
После сушки и остывания, маска перестает липнуть. Накладываю фотошаблон (это самый геморройный и творческий процесс), и засвечиваю той же UV-матрицей светодиодов 40 секунд.
Картинки
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/29e5b6.jpg)
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/1ae5ce.jpg)
После засветки, в том же щелочном растворе проявляю, занимает времени чуть дольше, чем фоторезист, зато не менее красиво. Кисточка опять же помогает, но немного портит глянцевость и красоту маски. Правило то же, после того, как показалось, что вся ненужная маска смылась — нужно подождать еще 10-15% времени проявки.
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/9913b0.jpg)
Еще
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/98e86a.jpg)
После, самый долгий процесс дубления маски в печке при температуре 130 градусов. Минимум выходит около часа. По-хорошему, еще дольше.
После запекания, маска становится сильно твердой и снять её можно только механически (наждачкой или напильником).
В качестве печки использую самый дешевый гриль с подключенным китайским PID-регулятором или печку для оплавления.
Устройства для выпекания
печка раз
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/1373d6.jpg)
печка два
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/392655.jpg)
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/1373d6.jpg)
печка два
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/392655.jpg)
Далее, сверловка. Из слоя меди и сверловки с помощью FlatCam (тут нужно не забыть и с помощью 2-side pcb tool отзеркалить картинку) готовится gcode для станка, плата закрепляется, по двум самым дальним отверстиям центруется.
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/7fad74.jpg)
Конечно можно сверлить и вырезать вручную, но на станке быстрее и удобнее.
Результат, не без косяков, но вполне достойный.
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/c4770d.jpg)
Ну и бонусом:
Паста - детальки - выпечка
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/310165.jpg)
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/8a2c1d.jpg)
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/9e96a9.jpg)
Приборы и материалы:
Магазины рекламировать не буду, использовалось следующее
Фоторезист Ordyl Aplha 350, легко покупается в локальных магазинах
Маска паяльная FSR-8000, а покупал в резоните килограммами, можно найти в розничных магазинах, поисковик без труда выдаст десятки предложений
Пленка KIMOTO и усилитель плотности тонера Kruse toner density, можно найти дорого в интернете, или дешево у рекламщиков и их поставщиков.
PID-регулятор китайский REX C100 с твердотельным реле, гриль самый дешевый из ближайшего гипермаркета.
Трафаретная сетка и рамка с трафаретной сеткой находятся на алиэкспрессе по запросу «трафаретная печать»
CNC2418 — китайский, обзоров тысячи. Продавцов на али еще больше. Сверла и фрезы там же.
Фоторезист Ordyl Aplha 350, легко покупается в локальных магазинах
Маска паяльная FSR-8000, а покупал в резоните килограммами, можно найти в розничных магазинах, поисковик без труда выдаст десятки предложений
Пленка KIMOTO и усилитель плотности тонера Kruse toner density, можно найти дорого в интернете, или дешево у рекламщиков и их поставщиков.
PID-регулятор китайский REX C100 с твердотельным реле, гриль самый дешевый из ближайшего гипермаркета.
Трафаретная сетка и рамка с трафаретной сеткой находятся на алиэкспрессе по запросу «трафаретная печать»
CNC2418 — китайский, обзоров тысячи. Продавцов на али еще больше. Сверла и фрезы там же.
По поводу срока годности
Нашел в загашнике маску (та же самая марка, цвет другой), купленную в 2011м году. Хранилась на полке, при комнатной температуре. Отвердитель высох и превратился в камень, а сама маска загустела и местами подсохла. Размешал с отвердителем купленным в 2015м году результат на картинке:![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/fa65f7.jpg)
![](https://pic.mysku-st.net/uploads/pictures/07/07/66/2019/04/05/fa65f7.jpg)
Самые обсуждаемые обзоры
+106 |
4791
159
|
+191 |
4894
55
|
+42 |
4192
68
|
Что за фрезер?
Но раз уж светим маску, быстрее, проще и точнее вместо пленки положить фотошаблон. :D
Как то так…
пилить стеклотекстолит дома без пылесоса с аква-фильтром безумие, к тому же она как абразив убивает механику станка.
Полезный материал.
Вопрос в опыте и наличии правильных инструментов. Ну и руки чтобы из нужного места росли.
Вот у вас отлично с фоторезистом получается. А у меня он не зашел. Вот вообще никак.
Неделю промучался и плюнул.
И оборачиваясь назад понимаю, что 5 лет ЛУТом и неделя фоторезистом — немного разные сроки :)))
Пару комментариев, если позволите…
Если это 1206 SMD, то можно нарисовать свой компонент с чуть бОльшим расстоянием между площадками.
Тогда не придется сужать дорожку, которая проходит внутри. «Заводской» рисунок контактных площадок уж
очень узкий.
Если много плат травите, сделайте травилку с компрессором.
1-2 минуты. Быстрее просто некуда.
С компресорной ванной баловался, но не понравились брызги, хотя по времени — шикарно, да. Делал ванну с подогревом и компрессором, тож пару минут травилось. Но сейчас просто в горячем ХЖ травлю, без всякого перемешивания. Дольше, конечно, но 3-4 платы в месяц же, можно и подождать.
Фоторезист — подумайте еще, если маску вешать — техпроцесс получется один, что сильно хорошо.
ЗЫ
Я когда-то делал много плат руками, имел в запасе всегда уже накатанный фоторезист. От посылки на печать фотошаблона, до начала сверления (тогда на ручном станке) засекал — 5-7 минут в среднем уходило. А когда мелкосерийку нужно было делать — вообще непрерывный процесс: пока плата сверлится, еще одна проявляется, другая травится.
А 1206 теперь надолго мой любимый размер…
А детальки — это смотря сколько делаете. У меня недавно такая же пачка за неделю ушла, причем все раскладывал руками, под хорошую аудикнижку или лекцию хорошо вполне медитативное занятие. Хотя подумываю о роботе уже
Это 397шт в час круглосуточно и не спать не есть :)
Мне думаю на пару лет хватит…
а так, какой смысл для маленькой платы
так и валяются несколько сот штук без дела, применить некуда, выкинуть жалко
И никакой химии и плясок с бубном…
И не рвет переходы
Сюда ЯП переезжает что ли?
Но пожалуйте:худший поставщик фоторезиста
про ссылку не понял — хочется ответить: «пожалуйте сами ...»
Резонит в прошлом году перешел на новую маску, сейчас не продает
обычно шпильки есть в специальном креплении и реперные отверстия
видел ролик со станка Wegstr, там маску снимают фрезой
станок очень точный и как раз сделан для прототипирования плат и корпусов, но стоит 4 куска
А насчет wegst, я так понял, что у них для гравировки есть подпружиненный патрон, в который установливается алмазный гравер. Вот похоже им они слой маски и снимают. На видео все вроде хорошо. Но, там есть фото с пистонами, с обработанной таким образом платой. Как по мне, результат на 3. Бахрома и неровные края у полигонов и, естественно, поврежденный слой меди.
как и цена
Но я иногда печатаю на той бумаге что лежит в лазерном принтере,
а усилителем плотности и одновременно «клеем» к плате служит растительное масло.
Прижим простым стеклом.
Засветка обычной ртутной лампой с патроном Е27 на 15 Ватт 30-60 секунд с расстояния 20-30 сантиметров.
Фоторезист клею в тазике с водой, потом через обычный ламинатор…
Про силикатный клей уже сказали ниже…
Только вместо бумаги лучше кальку, так интереснее.
А получилось действительно очень неплохо, когда впервые увидел, решил, что заказной образец.
У второй печки классный бренд, как раз для диайвая, и так сойдёт :)
Вот удивляюсь, почему нет (или есть?) софта, удобного для сверления плат. Зафиксировал плату, произвольно. Загрузил в прогу карту сверления, выбрал одно из отверстий, в ручном режиме подогнал фрезу куда нужно. Для второй точки также. А прога пусть высчитывает угол поворота и смещение и сверлит соответственно.
Но оно и не важно. Считать поворот вручную — бессмысленно. А удобный для этого софт сможет и сам g-code сгенерить для сверления. Но bevice точно сформулировал, «все подумываю написать, да сильно лень», у меня также.
Полностью согласен, поэтому лучше сделать макрос под это дело :)
Я больше года работал с Мачем через ЛПТ, никаких напрягов не испытывал.
у меня вон валяется, все никак не приделаю
в нем атмел сам 91й + плис
это об уровне таких контроллеров
Сушка маски, 75 гр. на 30 мин. Дубление, как и у Вас, 130 гр. на 60 мин.
Отлично промывает 0,2 дорожка, 0,2 зазор, меньше не делал. С содами на таких масштабах фоторезист изредка успевает слезть во время проявки. Здесь рисковать и перекатывать заново не хочется совсем.
Ну что пользую персульфат говорить не буду
Единственное, почему еще бывает резонитом пользуемся — безнал с НДС =)
В тазик и заливаю кипятком из чайника.
Так грязи меньше.
Шевеля пакет руками видно процесс травления.
Да, приехала она с убитым вентилятором, и еще парой косяков, поэтому продавца рекламировать не буду.
Я взял с 5Вт лазером в комплекте, и вот это совершенно лишняя трата денег. Мало того, что он из коробки не работает, пришлось драйвер «модифицировать», так еще и применения не нашлось
говорят почти как фоторезист выходит
используйте пяльцы для вышивания из магазина рукоделия за 30 руб.
находятся по запрос UV led 405nm, если найдете — лучше брать без линзы, с ровно срезанным верхом, у них засветка будет равномернее.
https://aliexpress.com/item/item/5050-SMD-60-LED/32851398731.html 5050 390-395nm
https://aliexpress.com/item/item/2-5-365nm/32834774196.html 5mm 365nm
Почему вы рекомендуете 400-405 нм?
Только продавец что-то цену задрал на них.
Огромный плюс автору за эту статью, но повторять я точно не буду :) Если быстро надо и сейчас можно утюгом или на макетке собрать.
А вот вместо утюга мне тоже проще фоторезистом. Стабильнее. Разве что без маски.
Еще раз повторю, огромный плюс за такой труд автору, но по мне это напрасный труд в наше время.
А автору конечно плюсень. Красота.
В каком-нибудь далеком будущем, если руки дойдут — прикручу вентилятор, тогда весь лоток будет пропаивать.
А до тех пор все эти сервисы совсем не альтернатива.
Плата другая, но питальник тот же, оплавилось без проблем
А про надгробия — да, считается, но я не замечал. Ни конденсаторы, ни индуктивности (причем в 10.4 корпусе и больше) не поднимают рядом стоящие элементы. А когда начинают вставать — это касается не только полигонов без термалов, но и любых холодных участков и элементов отбирающих тепло. Но лечится это более длинной полкой или увеличением мощности печки.
Если оплавление происходит по профилю пасты — никаких надгробий быть не должно.
А так результат более чем не плохой.
Да, главное: на эти три платы я потратил на пару минут больше, чем потратил бы на одну. А как у станка с масштабируемостью?
2сторонние вообще намного удобнее на станочке, чем совмещать слои вручную, вспоминаю с ужасом :)
так я и говорю же, для одиночных небольших плат можно сделать быстрее, а вот для серии конечно фр быстрее, собственно поэтому он и используется в промышленном производстве.
ну а обычно платы лучше разводить так, чтобы там не требовалось лепить пару сотен переходных ;)
Лужения, шелкографии и металлизации не хватает явно.
Паять переходы да еще и на месте контактов — то еще удовольствие
По мне так — домашнее производство для прототипа, а JBLPCB для конечных устройств
Кстати, что Аутодеск не дает нормального гербера, что нужно дополнительно обрабатывать?
PS
Совсем мелкие двуслойки выгоднее аказывать на pcbway за счёт чуточку более дешевой доставки в РФ.
А вот 4х слойки я заказываю на JBLPCB.
С герберами в автодеске все ок. Они их уже пару лет как паковать научились в zip, который любой завод принимает.
А для себя много лет назад решил, что без маски — не паяю.
А в китае не заказал, потому что в понедельник нужен прототип. Я, конечно, мог заказать в китае, не возиться химией,
получить лучшее качество, и не получить зарплату. Последний пункт мне интереснее
А минусы по всей видимости за то же, за что вас в гугле забанили.
Если бы у нас у всех руки из правильного места росли то китайские поделки не нужны были бы.
А то чуть что – в Китае куплю.
Скоро совсем не на что не способны будем.
Без китая мы в лет на 120 назад откатимся, остальной мир лет на 50.
Проще заказать в каком-нибудь Резоните. Сделают хоть за 2 дня, только заплати. И главное при необходимости заказ можно повторить, уже без подготовки производства.
Ну это сугубо мое мнение.
Все комменты не читал, может кто-то уже и высказался аналогично.
где логика?
час это как бы несколько быстрее, чем 2 дня ;)
кроме того, ценник резонита не просто высок, он просто конский, особенно для единичного прототипа.
Я только технологического времени на засветку, нагрев, запекание, остывание, травление и т.п. насчитал на 2 часа.
А еще отрезать, точно приклеить, обезжирить и прочие… ть еще на пару часов.
Уж будьте точнее.
А ресурсы это не только время, но и вся химия (фоторезист, маска, травящая жижа).
Коль у вас все так быстро получается, откройте маленькое производство на заказ, будете конкурентом всяким Резонитам по мелким штучным партиям.
Ценник высок в Резоните, но преимущество, можно повтор сделать уже намного дешевле, а у вас все по новой.
Я ж не сказал что не нужно так делать, а привел вариант реализации.
Можно и в Китае заказать, но там уж совсем долго (зато и с металлизацией можно сделать).
А по вашей технологии делать, это надо почти полностью посвятить себя этому хобби.
Не у всех это возможно, семья, дети и пр. причины.
И да, резонит получается дольше jlc+dhl. А с тех пор, как они перешли на желтую маску — еще и сильно хуже. Так, что если вам не нужен безнал — забудьте про резонит, jlcpcb их по всем параметрам уделывает, по скорости тоже, если разоритесь на dhl
Только что качнул их бланк заказа.
А коль это все в рабочее время… Даже и сказать нечего.
вы что то путаете, я не делаю платы методом фоторезиста, а использую метод гравировки.
Если интересно — гляньте как я сверлил и фрезеровал плату на китайском ЧПУ станочке
Но можете использовать пленку ломонд, или бумагу+растительное масло. Качество будет хуже, соответственно проблемы с тонкими дорожками и повторяемостью.
С указанными материалами, повторяемость близка к 100%, за что собсно и ценю указанную технологию.