RSS блога
Подписка
Акустическая "КОМЕТА" из будущего.
Реанимация, замеры, «допиллинг» той самой, опередившей время на десятилетия, комплектной акустической системы магнитофона «КОМЕТА 225 СТЕРЕО»
Достаточно короткий рассказ, охвативший период, длиною в жизнь.
(запас попкорна — обязателен!!))
Предыстория
Всё началось в те далёкие, беззаботные годы, когда ещё не мутировал до столь вирулентного вирус «аудиофилии»)))
Тогда, лет… надцать тому назад, отец притащил откуда-то из своих закромов, практически не использованную до этого и достаточно диковинную на мой взгляд акустику (да ещё и в довольно неплохом состоянии), лишь с немного выцветшими от времени и света диффузорами.
К сожалению тогда, по молодости, я не придал большого значения, значимости аутентичного состояния данных агрегатов и недолго послушав их «как есть», «замодил» до состояния, в котором я и нашёл их «сегодня» в гараже:
Слушать их тогда, было ну просто очень приятно, с советскими усилителями на тембрах и еквалайзерах они звучали изумительно и где-то именно в тот момент я и подхватил коварный для меломана вирус, откровенно подсел на аудиофилию. Тогда, будучи носителем, как тот пацан мечтал и вынашивал планы по покупке «настоящей» акустики, вроде этой:но времена были не те, загромождать каждую комнату аппаратурой возможности небыло, нужен был компромисс между домашним кино и стерео филией. Купил я что-то похожее на «настоящую» акустику и меня попустило. То была пара напольников начального уровня — JBL E-60, которая после незначительной доработки, позволяет мне и по сей день обходиться полностью без сабвуфера.
Возвращаясь к Комете, по памяти, существенного из того, что было сделано тогда в ней, была лишь смена конусных высокочастотников на купольные от радиотехники (88й год), проклейка корпуса в местах, не проклеенных заводом эпоксидной смолой и поклейка какого-то тонюсенького звукопоглотителя на внутренние стенки корпуса…
Реставрация
Открывая акустику сегодня, я увидел ожидаемую, вот такую картину:
Да, действительно, всё так, как я оставил)), не пощадило время ни моль туда залетевшую, ни корпуса высокочастотников, которые рассохлись и потрескались практически пополам:Ну и бог с ними, подумал я (загерметизирую позже) и решил лезть далее.
Снял передние решетки, чтобы проверить подвесы и вообще, как там всё через года
неожиданно, всё более чем, лишь немного пропылился подвес, а в остальном даже поролон не сгнил, видимо из-за того, что в темноте и без агрессивных от «момента» испарений. Откручиваю басовик (оценить состояние центрирующей шайбы и токоподводящих поводков), а он, мама родная! магнит еле-еле проходит через отверстие в передней панели, практически размером с посадочное место — вот это реально моща!!! Подключил к усилителю и с помощью генератора синусами, а частности 30Гц — пошевелил подвес, параллельно выслушивая посторонние шумы на разных мощностях. Посмотрите, что он вытворяет:
Прослушивание
Собрал и снова на прослушивание, обновить впечатление с современным усилителем в классе Д, о котором, кстати, уже упоминал чуть ранее (вот тут), вдохновился их вполне приличным и даже спустя 32 года очень комфортным, явно «уделывающим» по взрослости звука всё, что для компьютера из китайского, похожего формфактора продается в супермаркетах.
Слушал я с «Д» классом не долго, а в последствии нашел в кладовке другой, временный усилитель и уже с ним слушал всякое разное — достаточно качественно звучат, хоть микрофон смартфона этого не передаёт: Где-то за месяц другой в таком режиме, сложилось стойкое ощущение, что правый канал как будто немного по другому работает, неуловимое что-то, буд-то бы тише.
По началу списывал на разбаланс в каналах усилителя, ну или на то, что моя «новоиспеченная студия», далеко не симметричная и помещение не подготовленное, влияния как комнаты, как и косяки производства или моей сборки также возможны — гложило меня это… решил «докопаться» до сути.
И снова раскручивать
Оказалось, что писчалки хоть и имеют идентичную маркировку, но красные точки, которыми помечали плюсовой вывод, оказывается нанесены на разных контактах:
Вот оно, подумал я, хоть и помню, подключал ещё тогда, меломаном именно по точкам, согласовывая с плюсом фильтра.
А тем временем, негодяй «сталкер» опубликовал своё новое видео по реставрации с замерами радиотехники S30 (кстати советую посмотреть но позже), змеем искусителем соблазняя меня, заняться чем-то подобным,нехорошим, со своей «КОМЕТОЙ»)))… и таки «соблазнил»
«Моддинг»
Нашёл из старых запасов огромный кусок синтепона, оставшийся после доводки до ума своих старых, основных теперь JBL E-60:
подобрал нужного размера и перед тем как это все собирать, проложил небольшие куски по периметру, что сразу дало результат, убрав резонансы внутри корпуса на верхнем басу и середине — при попытке кратко «У»-кнуть в открытый ящик — с синтепоном эха оттуда уже нет:а при закручивании задней стенки, те шурупы которые чуть прослабили в резьбе, проложил куском берёзовой зубочистки по длине этой самой резьбы, чтобы затянуло не как обычно, по дешману новомодному
Замеры
Скачал REW и начал разбираться, что да как, настраивать E-MU0202 и микрофон, входы выходы и т.д.
В конечном итоге, что-то у меня получилось (привел для пущей наглядности по два прохода для каждого из каналов):меня очень смутил как провал на средне высоких, так и незначительная неравномерность АЧХ на мидбасу — видимо где-то таки закралась ошибка и мне не показалось, что звук немного разный.
Полез паять канал с провалом на верхах, тем временем ничего не меняя в настройках ни звуковой карты, ни на усилителе ни микрофоне.
Провел измерение снова, не особо веря, что что-то сильно изменится и снова вывел левый и правый вместе:опа! кривые практически слились в одну кривую в визуальном экстазе, оказывается, всё таки попутаны заводом провода на писчалке и теперь флуктуации на верхах повторяются обоими каналами одинаково.
Всё бы хорошо, но почему басовики так разнятся? (при том, что маркированы они идентично и собраны вероятно в один день)… оставался у меня без ответа этот вопрос и прояснить это, можно было лишь поменяв колонки местами и провести измерение правой колонки на месте левой и левой на месте правой, тем самым включая влияние акустики помещения как на одну так и на другую колонку.
Занялся замерами, тасканием колонок и вот, что у меня в итоге получилось.
Обе колонки из точки с лева от экрана монитора:а вот что из точки справа от экрана:
Вот теперь мне стало всё более или менее ясно.
По сути, каналы у акустики практически идентично отыгрывают диапазон в части АЧХ, а вот место расположения колонки слева (в дали от сторонних предметов, практически в центре комнаты) или справа на столе (впритык к открытому корпусу системного блока компьютера, который возле стены с ковром), оказывает довольно сильное влияние на суммарную кривую звукового давления, доходящую до в моих ушей)не вдаваясь в подробности акустики свободного поля (и без того уже видимо утомил и сам бы такое вряд-ли прочёл без надобности), понял — влияние ковра справа феноменально)), обрезаются все переотражения, которые присутствуют у колонки находящейся рядом.
Переосмысление
Возвращаясь сейчас в далекое прошлое, принимая во внимание проделанную работу с изменениями, нашёл замеры той, столь вожделенной когда-то «настоящей» акустики и ужаснулся увиденному:
Резюмирую — не недооценивайте свою хоть и старую, но зачастую вполне ещё способную на кое-что советскую аппаратуру, а также влияние акустики помещения на восприятие вами высококачественной или не очень (как в моём случае) акустики — оно есть и очень существенное, возможно даже больше, чем будет влияние АС уровнем выше.
Не забываем о том, что вся аудиоаппаратура, по сути, производится для прослушивания только лишь ушами (во время слепого теста — обязательно), зрительные рецепторы в свою очередь, воздействуют на сознание в ~7 раз сильнее слуховых, а также о том, что до 90% информации человек получает именно с помощью зрения, не оставляя ушам (при открытых глазах) ни малейшего шанса, чем и пользуются агрессивно и в полном объёме маркетологи из аудио индустрии.
На этом всё, считаю проделанную работу завершённой, а ответы на поставленные вопросы — исчерпывающими.
Слушайте хорошую музыку, ведь это так круто просто хорошо слышать любимую музыку и лишь изредка, вовлечённо рассматривать красивую и дорогую аппаратуру глазами (не слыша при этом разницы ушами).
С праздниками весны и Первомая Вас, меломанов из всех стран!
Пойду окунусь в разную-новую — любимую музыку.
Достаточно короткий рассказ, охвативший период, длиною в жизнь.
(запас попкорна — обязателен!!))
Предыстория
Всё началось в те далёкие, беззаботные годы, когда ещё не мутировал до столь вирулентного вирус «аудиофилии»)))
Тогда, лет… надцать тому назад, отец притащил откуда-то из своих закромов, практически не использованную до этого и достаточно диковинную на мой взгляд акустику (да ещё и в довольно неплохом состоянии), лишь с немного выцветшими от времени и света диффузорами.
К сожалению тогда, по молодости, я не придал большого значения, значимости аутентичного состояния данных агрегатов и недолго послушав их «как есть», «замодил» до состояния, в котором я и нашёл их «сегодня» в гараже:
Слушать их тогда, было ну просто очень приятно, с советскими усилителями на тембрах и еквалайзерах они звучали изумительно и где-то именно в тот момент я и подхватил коварный для меломана вирус, откровенно подсел на аудиофилию. Тогда, будучи носителем, как тот пацан мечтал и вынашивал планы по покупке «настоящей» акустики, вроде этой:но времена были не те, загромождать каждую комнату аппаратурой возможности небыло, нужен был компромисс между домашним кино и стерео филией. Купил я что-то похожее на «настоящую» акустику и меня попустило. То была пара напольников начального уровня — JBL E-60, которая после незначительной доработки, позволяет мне и по сей день обходиться полностью без сабвуфера.
Возвращаясь к Комете, по памяти, существенного из того, что было сделано тогда в ней, была лишь смена конусных высокочастотников на купольные от радиотехники (88й год), проклейка корпуса в местах, не проклеенных заводом эпоксидной смолой и поклейка какого-то тонюсенького звукопоглотителя на внутренние стенки корпуса…
Реставрация
Открывая акустику сегодня, я увидел ожидаемую, вот такую картину:
Дополнительные фотографии внутренностей
Да, действительно, всё так, как я оставил)), не пощадило время ни моль туда залетевшую, ни корпуса высокочастотников, которые рассохлись и потрескались практически пополам:Ну и бог с ними, подумал я (загерметизирую позже) и решил лезть далее.
Снял передние решетки, чтобы проверить подвесы и вообще, как там всё через года
все ли там целое? - надежно ли?
Прослушивание
Собрал и снова на прослушивание, обновить впечатление с современным усилителем в классе Д, о котором, кстати, уже упоминал чуть ранее (вот тут), вдохновился их вполне приличным и даже спустя 32 года очень комфортным, явно «уделывающим» по взрослости звука всё, что для компьютера из китайского, похожего формфактора продается в супермаркетах.
Слушал я с «Д» классом не долго, а в последствии нашел в кладовке другой, временный усилитель и уже с ним слушал всякое разное — достаточно качественно звучат, хоть микрофон смартфона этого не передаёт: Где-то за месяц другой в таком режиме, сложилось стойкое ощущение, что правый канал как будто немного по другому работает, неуловимое что-то, буд-то бы тише.
По началу списывал на разбаланс в каналах усилителя, ну или на то, что моя «новоиспеченная студия», далеко не симметричная и помещение не подготовленное, влияния как комнаты, как и косяки производства или моей сборки также возможны — гложило меня это… решил «докопаться» до сути.
И снова раскручивать
Оказалось, что писчалки хоть и имеют идентичную маркировку, но красные точки, которыми помечали плюсовой вывод, оказывается нанесены на разных контактах:
Вот оно, подумал я, хоть и помню, подключал ещё тогда, меломаном именно по точкам, согласовывая с плюсом фильтра.
А тем временем, негодяй «сталкер» опубликовал своё новое видео по реставрации с замерами радиотехники S30 (кстати советую посмотреть но позже), змеем искусителем соблазняя меня, заняться чем-то подобным,
«Моддинг»
Нашёл из старых запасов огромный кусок синтепона, оставшийся после доводки до ума своих старых, основных теперь JBL E-60:
подобрал нужного размера и перед тем как это все собирать, проложил небольшие куски по периметру, что сразу дало результат, убрав резонансы внутри корпуса на верхнем басу и середине — при попытке кратко «У»-кнуть в открытый ящик — с синтепоном эха оттуда уже нет:а при закручивании задней стенки, те шурупы которые чуть прослабили в резьбе, проложил куском берёзовой зубочистки по длине этой самой резьбы, чтобы затянуло не как обычно, по дешману новомодному
а по советскому - по надёжному)
Замеры
Скачал REW и начал разбираться, что да как, настраивать E-MU0202 и микрофон, входы выходы и т.д.
В конечном итоге, что-то у меня получилось (привел для пущей наглядности по два прохода для каждого из каналов):меня очень смутил как провал на средне высоких, так и незначительная неравномерность АЧХ на мидбасу — видимо где-то таки закралась ошибка и мне не показалось, что звук немного разный.
Полез паять канал с провалом на верхах, тем временем ничего не меняя в настройках ни звуковой карты, ни на усилителе ни микрофоне.
Провел измерение снова, не особо веря, что что-то сильно изменится и снова вывел левый и правый вместе:опа! кривые практически слились в одну кривую в визуальном экстазе, оказывается, всё таки попутаны заводом провода на писчалке и теперь флуктуации на верхах повторяются обоими каналами одинаково.
Всё бы хорошо, но почему басовики так разнятся? (при том, что маркированы они идентично и собраны вероятно в один день)… оставался у меня без ответа этот вопрос и прояснить это, можно было лишь поменяв колонки местами и провести измерение правой колонки на месте левой и левой на месте правой, тем самым включая влияние акустики помещения как на одну так и на другую колонку.
Занялся замерами, тасканием колонок и вот, что у меня в итоге получилось.
Обе колонки из точки с лева от экрана монитора:а вот что из точки справа от экрана:
Вот теперь мне стало всё более или менее ясно.
По сути, каналы у акустики практически идентично отыгрывают диапазон в части АЧХ, а вот место расположения колонки слева (в дали от сторонних предметов, практически в центре комнаты) или справа на столе (впритык к открытому корпусу системного блока компьютера, который возле стены с ковром), оказывает довольно сильное влияние на суммарную кривую звукового давления, доходящую до в моих ушей)не вдаваясь в подробности акустики свободного поля (и без того уже видимо утомил и сам бы такое вряд-ли прочёл без надобности), понял — влияние ковра справа феноменально)), обрезаются все переотражения, которые присутствуют у колонки находящейся рядом.
А для гуру-манов водопады обеих из одной точки, для сопоставления
Переосмысление
Возвращаясь сейчас в далекое прошлое, принимая во внимание проделанную работу с изменениями, нашёл замеры той, столь вожделенной когда-то «настоящей» акустики и ужаснулся увиденному:
это какой-то позор, ей богу!
адекватность промеров, косвенно подтверждил вторым графиком из сети… а может ей там тоже фазу покрутило?))экономили даже на пластиковой обойме катушки индуктивности фильтра)) просто прихомутали и на термоклей
победитель в номинации «цена сегодня/качество звука» очевиден, хоть и весел поверженный, понимающий силу абстинентного синдрома «аудионаркомана»)))
победитель в номинации «цена сегодня/качество звука» очевиден, хоть и весел поверженный, понимающий силу абстинентного синдрома «аудионаркомана»)))
осторожно, сцена 18+
Резюмирую — не недооценивайте свою хоть и старую, но зачастую вполне ещё способную на кое-что советскую аппаратуру, а также влияние акустики помещения на восприятие вами высококачественной или не очень (как в моём случае) акустики — оно есть и очень существенное, возможно даже больше, чем будет влияние АС уровнем выше.
Не забываем о том, что вся аудиоаппаратура, по сути, производится для прослушивания только лишь ушами (во время слепого теста — обязательно), зрительные рецепторы в свою очередь, воздействуют на сознание в ~7 раз сильнее слуховых, а также о том, что до 90% информации человек получает именно с помощью зрения, не оставляя ушам (при открытых глазах) ни малейшего шанса, чем и пользуются агрессивно и в полном объёме маркетологи из аудио индустрии.
На этом всё, считаю проделанную работу завершённой, а ответы на поставленные вопросы — исчерпывающими.
Слушайте хорошую музыку, ведь это так круто просто хорошо слышать любимую музыку и лишь изредка, вовлечённо рассматривать красивую и дорогую аппаратуру глазами (не слыша при этом разницы ушами).
С праздниками весны и Первомая Вас, меломанов из всех стран!
Пойду окунусь в разную-новую — любимую музыку.
...да! вот теперь она вовлекает...желания сменить акустику на что-то другое, пока - нет!)))
Самые обсуждаемые обзоры
+43 |
1471
43
|
+40 |
2028
53
|
+37 |
1329
28
|
А за идею спасибо, попробую замерять и их с помошбю ноутбука.
плюсую внимательному DVANru
Со светлым пролетарским праздником!
Использую пару Microlab pro 2 + tpa3116 2шт каждая в мосте до 100W. Ставил по краям стола на на стойки, что на сам стол. В общем то особой разницы нет.
Важнее было правильно направить их на слушателя что бы получить правильную стереобазу.
Мне же реально интересно что меняют чудо полставки.
Естественно, что в условиях земного притяжения, этот эффект могут услышать лишь те, кто полностью поддался «заболеванию» и купается в аудиофилии, погружаясь туда с головой.
Я ходил к знакомому на проф студию, сидел за хорошими мониторами ямаха, с дорогой звуковой картой от FOCUSRITE, и это все было подключено к макам по тандерболту для минимальной задержки сигнала, комнаты оббиты спец материалом, стойки рассчитаны под колонки итд.
И в общем то разница есть, и она хорошая, но не такая огромная что бы платить от 4к баксов за этот сетап, не считая маков и самой комнаты.
А эти S30-70 и 90 полнейший отстой и ностальгия. И смысла нет их реинкарнировать.
Если бы жили в моем городе, я бы с удовольствием пригласил вас послушать.
наверно у него BOSE? или «бенг & олюфсен»?)))
Я таких слушателей реального звука немало перевидал. И инженеров нашего радиозавода и прочих левшей, со своими колонками из поролона и соломы.
В данной «Комете из будущего» всё на уровне, при подгонке её ачх к ачх новомоного Дюнаудио — разницы услышать нереально.
Играют в таком режиме до ~10 кГц и вполне «аналогово»))
А Вам видимо, просто не повезло с екземпляром.
У меня на 25-ГДН-3-4 по уровню 6 дБ от 38 Гц, а в диапазоне 48-450 Гц неравномерность 2 дБ. Щелевой фазоинвертор.
Да и не много его там, по сути, это лишь минимально необходимое количество для устранения стоячих волн на средних, которые он, кстати, пытается играть и довольно чисто (глядя на кривые THD).
Потом купил 50АС104, так как с Кометой басов не хватало, и сейчас более чем доволен.
Иначе просто замените конденсаторы на новые и более качественных серий, так как та же про серия выпускалась лет 10 назад, и не славилась электролитами. для Pro 2 и 3 актуальна замена проводов на большее сечение.
Для любых соло актуальна замена всех кондеров на фирменные в блоке питания и усилителя.
Прогнал тестовый CD с синусоидами от 20ти до 20ти кило, проконтролировал осциллограммы на входе и запись с микрофона. Послушал. Хуже не стало. :) Из дополнений к звуку, подключал открытый широкополосный динамик (в качестве центра) на разность каналов. Эффект не помню, но понравилось тогда. Позже отказался, нашёл второй и использовал в комплекте с самодельным усилителем в комнате у подросших детей.
Но, после прочтения обзора, посетила мысль: А не заглянуть ли ещё разок в глубины Cod'ы?.. :)
странно одно, что хуже не стало с шириком на КEF))
… обзора не будет. Да и загляну ли?..
Начитался на каком-то ресурсе, вроде в 2001 году, там парень сабвуферы рассказывал как делать.
JBL Speakershop, NCH Tone Generator… Делал саб на 35ГДН-1-8, потом на 75ГДН-1Л-4 (так я узнал о соседях в другом подъезде… :) ). Было время!
Вот фазокорректирующую линзу (или как там правильно) у 3ГД-2 вырывать не стоило.
Во всяком случае, я пожалел.
были еще 100ас электроника
делали на калужке, продавали по паспорту. очередь на 2 месяца.
Вроде даже года до 2006 производство было, потом ликвидировали что-ли, распродажу складских остатков сделали.
У меня их (027) не осталось, сейчас на али любого размера неодимовые магниты купить можно, вот бы в 10ГИ неодим вместо феррита поставить, интересно, насколько бы чутье выросло.
Насколько помню, на 027 стоял фильтр 2-го порядка, а на 033 — 3-го. Хотя могу и путать — более 30-ти лет прошло.
Эх… как давно это было, покупал еще при союзе.
По этому нет, ни «визатона» ни «вифы» и я ставить сюда не стану, с верхом для меня тут всё в порядке, тем более, что искажения эти драйвера практически не вносят на моих громкостях (если верить графикам thd от REW).
Они не достойны смены драйвера ещё раз, практически аутентичны и имеют для меня смысл только в таком исполнении)
кстати, на самой «комете» для того времени были реализованы шумоподавители 2х разных типов, причем работало круче, чем на японцах 2х кассетных тогда, шумы убирались с пленки при прослушивании, а частоты нет… когда то сравнивал специально.И помнится какая то крутецкая голова стояла внутри.А сколько было на ней записано… мама дорогая… И это всего лишь был 2й класс техники.Но детских болезней на ней тоже было немало, комета умерла вместе с СССР примерно, но акустика осталась и ещё долго служила мне…
Использовал капсуль из камеры Panasonic, ещё Японского производства.
Полезным оказались измерения: на расстоянии 31см от центра АС из одной точки помещения (те, которые при проверке синфазности головок), а также из точки прослушивания за столом, с направленным как в монитор, так и в верх микрофоном (показало влияние комнаты).
По поводу хитростей не понял, уточните вопрос?
В REW заявлена поддержка фазовых измерений. Не пробовали получать ФЧХ в ближней зоне?
Но получить достоверные результаты — это не так-то просто. Надо прежде хорошо потренироваться. Обязательно писать — калиброван микрофон (по эталону) или нет.
Иначе будет что-то может правдободобное, а может нет, как у самозванных сталкеров, ленькоров, цикисели и прочих.
Даже некалиброванный микрофон позволяет увидеть работу фильтров, сведение и т. п. и это видно из вашей статьи.
Но вот сравнивать с чужими измерениями, когда масштаб у вас 2 дБ, а у чужих 6 дБ — некорректно, неплохо и усреднение указывать.
Динамик 25ГДН3-4 — лучший из (доступных) советских для МАС (малогабаритной АС). Ему надо 8...12 литров объема, но вот ни один ГДН хорошо до 5 кГц работать не будет, это Ахиллесова пята всех подобных колонок, в том числе и Ы-30. Хорошо он звучит примерно до 1...2 кГц, не более и ничего с этим не поделать, поэтому вызывает только ухмылку, до удифилии здесь очень далеко, вам только кажется, что вы ей заразились. Для этого надо послушать что-то другое.
Вы не указали частоту раздела фильтрами, надо было привести измерения динамиков с фильтрами по отдельности.
Похоже у вас 1,5 кГц, если так, это неправильно и печально. Почему — писать долго, отмечу хотя бы что 3ГД2 не способна работать ниже 5 кГц, если так, то приведенным АЧХ я не верю.
Так идёте пгавильной догогой, но немного не в том направлении.
Увы, я практически уверен, что ящик для данных НЧ динамиков маловат.
В вашем случае можно с этим смириться, но поставить импортную пищалку работающую как можно ниже, лучше с 1 кГц, сделать фильтры с разделом 2 кГц и подстроить по микрофону, тогда звук заметно улучшится.
Есть вариант «по Шорову». Вместо пиЩалки поставить 2ГД-40 или подобный, настроить фильтры. Качество РЕЗКО улучшится, но увы, примерно до 12,5 кГц и 2ГД лучше не ставить в это малый корпус.
Бум-тынц не будет, но натуральные звуки 2ГД и ей подобные воспроизводят хорошо, если не нужна дискотэка.
Несмотря на очевидные для меня недостатки и «детские болезни», ставлю плюс.
но основная проблема будет в самом процессе реставрации и после этого её звук ты полюбищь любой, который она издаст)))
Сделай вот так youtu.be/rvlkeE9v-2s
Вынос мозга х4.
Что за тема орать в ящик? Можно чуть подробнее?
Связано это с тем, что корпус акустики имеет параллельные стенки, способные отражать звуковые колебания и к томуже ещё и сами могут вибрировать. В данном случае, басовый драйвер излучает очень высоко (как раз где-то в диапазоне этого самого «У») и при колебании диффузора, внутри него образуются переотражения и всякого рода резонансы, в последствии усилившиеся «выдуваеются в трубу» фазоиневртора, прямо на слушателя))) естественно влияя и изнутри на сам диффузор, мешая чисто воспроизводить следующие во времени звуки.
То есть, если колебание произошло и погасло, то направленное вперед мы услышали, а направленное назад потонуло в вате скорпуса и не пришло в догонку направленному вперёд через время (по принципу эха), а если не заглушить, без ваты, то через доли секунды звук с обратной стороны приходит в наше ухо, превращая музыку в кашу, растянутую во времени.
Вот эту паразитную «тему» и улавливает ухо в корпусах, недостаточно заглушенных изнутри и в которых работают динамики диапазонов частот выше суббасового (на который расчитан фазоинвертор) и не расчитанные на усиление уровня средних частот с помощью внутренних резонансов корпуса, для выравнивания результирующей АЧХ.
То есть когда орешь в ящик — не должно быть эхо, так? Если эхо есть — добавляем еще акустического синтепона, верно? Корпуса кстати в моей системе «закрытый ящик», это все к ним применимо?
Но и как тут уже уточняли, сильно перестараться с ватой тоже нельзя, меняются расчетные характеристики внутреннего обьема корпуса и конкретному расчетному динамику может стать от этого даже хуже.