RSS блога
Подписка
Строим безумный дом.
Идея умных домов, овладевшая широкими массами, у меня как-то не зашла.
Тем не менее — ее гонишь в дверь, а она лезет в окно.
Первым пролезло кухонное освещение TRÅDFRI под шкафами Ikea — внутри этого освещения скрывался интерфейс Zigbee. Делал он это как-то ненавязчиво, скрываясь под видом обычного дистанционного управления. Тем более, что когда покупалась кухня, старый и, видимо, неудачный Zigbee шлюз сняли с продаж, а новый еще не разработали. Так что никаких облаков и управлений через смартфон не просматривалось.
Спрашивается — ну и куда от всего этого бедному пенсионеру бечь? Тем более, что умный дом умные люди придумывали вовсе не для того, чтобы облегчить жизнь простому человеку, а очень даже наоборот. Ну да читайте дальше и делайте выводы сами.
После Икеевских недоразумений, через некоторое время привезли всякую ерунду в магазин Лидл — вроде как совсем не дорого для фанатов умных домов, но ощутимо для того, чтобы поиграться и выбросить. Каждая фирма норовит умный дом делать только под свои устройства, всячески игнорируя устройства конкурентов. Так и у Лидла есть свое приложение, которое работает только с Лидловскими устройствами — но это не точно :).
С Лидловскими приложениями я уже научен — как-то по хорошей уценке купил там камеру видеонаблюдения — авось понадобится. И настал таки день, когда она понадобилась. Прочитал инструкцию — камера подключалась к специальному приложению, но это приложение уже исчезло. И не факт, что те самые облака, обслуживающие его, еще существовали. Значит, у народа, купившего эти камеры и не установившего вовремя приложение или поменявшего телефон, камера превратилась в тыкву. Кроме того, мне нужно было видеонаблюдение на компьютере, а не на телефоне, что в инструкции вообще начисто отсутствовало. С помощью лома и какой-то матери задача была решена, но осадочек остался.
Когда в Лидле хитродомный шлюз предложили за 17 евро — я все-таки не удержался и купил. Как выяснилось позже — дико переплатил. Еще недели через 2-3 они распродавали остатки хлама за полцены. Народ активно расхватывал.
Но это уже позже было, теперь посмотрим, как я издевался над этим шлюзом.
Для начала, естественно, разобрал.
На плате обнаружилось следующее добро:
RealTek RTL8196E CPU
16MB SPI Flash (GD25Q127)
32MB SDRAM, EM6AA160
TuYa ZigBee модуль (TYZS4) на базе Silicon Labs ARM-M4 CPU с интегрированным RF стеком (EFR32MG1B232)
И контактные площадки, любезно подписанные с обратной стороны платы. Естественно, я к ним тут же и подпаял USB/UART преобразователь. Поигравшись со скорость передачи (заработало на 38400) обнаружил, что передо мной изделие сумрачного китайского гения, не имевшего никакого отношения к немцам.
Было бы очень странно, если его кто-то не расковырял до меня — нашлась страница одного товарища, который сделал это с немецкой аккуратностью.
Он написал программу для вычисления пароля (который у каждого шлюза свой), и программу, которая позволяет отвязать шлюз от Лидловского приложения и использовать в безоблачных системах, типа Home Assistant. Это сейчас я кратенько и опишу с небольшими дополнениями — я умудрился наступить на все возможные грабли и пришлось лазить в те места, которые в интернетах или не описаны, или я плохо искал.
Итак, подключаем наш шлюзик к компьютеру через последовательный порт. Включаем питание и в терминальной программе изо всех сил жамкаем ESC, чтобы остановить загрузку (не всякая терминалка это умеет).
При этом шлюз переходит в режим, когда можно читать его память безо всяких паролей.
Теперь считываем области флеш-памяти, где хранятся ключи от квартиры, в RAM и оттуда распечатываем их:
и второй заход
Получается что-то типа такого:
XXXXXXXX — это нужные вам номерки.
Копируем эти строки и скармливаем их программе lidl_auskey_decode.py на Python, которая лежит тут:
Не знаю, кому нужен Auskey, а пароль определенно очень понадобится дальше.
Теперь шлюз надо перезагрузить, чтобы он загрузил все нужное программное обеспечение.
Для начала можно попробовать войти в систему через последовательный терминал, вроде как пароль проверим
При загрузке на терминале виден IP адрес, он понадобится. У меня адрес 192.168.0.106
При желании можно убедиться пингом с компьютера:
Теперь зайдем через SSH
Для захода понадобится пароль. Ошибиться можно один раз — после второго устройство окирпичивается.
Мне повезло — я ошибся 2 раза, после чего SSH работать перестал вообще.
К счастью, последовательный терминал продолжал работать.
При разборках выяснилось, что в каталоге /tuya/ssh заводится счетчик, его просто надо прибить:
После перегрузки все заработало, как ни в чем не бывало.
Это была присказка, теперь у нас есть возможность отвязать шлюз от Лидловских заморочек.
Копируем программу Serial Gateway отсюда
и загружаем ее в шлюз
Модифицируем загрузочный скрипт:
После следующих команд SSH будет работать через стандартный порт 22:
Еще одна проблема — динамический IP. При перегрузке системы шлюз может отвалиться от Home Assistant из-за того, что адрес поменялся. Установим статический адрес где нибудь в конце адресного пространства, чтобы ни с кем не конфликтовать.
Создадим где-нибудь на компьютере файл tuya_start.sh со следующим содержимым
и копируем его с помощью SSH, заменяя оригинальный файл
После перезагрузки шлюз будет всегда откликаться на адрес 192.168.0.254, хотя при старте он получит динамический адрес и выдаст его в распечатке. Может, можно и более умно сделать, но и так сойдет.
Теперь можно и к Home Assistant подключаться. Есть несколько вариантов установки Home Assistant — на Raspberry Pi, виртуальную машину и еще какие-то варианты. Для попробовать я поставил его на виртуалку, для реальной жизни Raspberry все-таки получше. Цены на нее в последнее время задрали безумно, но в шкафчике нашлась одна лишняя — во время одной шабашки товарищ наступил на кабель, подключенный к ней и выломал разъем USB. Для Home Assistant USB без надобности, так что все замечательно срослось.
Скачиваем образ Home Assistant и записываем на SD. Устанавливаем в Raspberry, включаем и идем пить чай — минут 20 малинка будет заниматься своими делами.
Потом с любого компьютера, подключенного к той же сети, что и Raspberry, заходим в веб-интерфейс Home Assistant — homeassistant.local:8123
Да, Home Assistant не любит беспроводных сетей, поэтому Raspberry надо проводком подключить. Беспроводную сеть я потом подключу, но это будет сеть для вещей, безо всякого доступа в интернет.
Home Assistant загружен, при первом запуске требует установить имя пользователя и пароль.
Потом идем на вкладку Settings → Devices and services и добавляем Integration — это и будет наш шлюз, Zigbee Home Automation. Выбираем ручную установку и вводим адрес — socket://192.168.0.254:8888.
Если все прошло удачно — во вкладке Devices можно добавить новые устройства. У меня под рукой оказалась Икеевская розетка и пульт управления.
Их нужно перевести в режим снюхивания и запустить поиск устройств. При этом устройство должно находится очень близко к шлюзу — сантиметров 5. Пульт переводится в режим поиска 4-кратным нажатием кнопки сзади в течении 5 секунд, а розетка — нажатием скрепкой кнопки сброса секунд на 5. Больше ничего не надо, устройство будет найдено и подключено к системе.
Сейчас я вам скажу один умный вещь, только вы не обижайтесь, ладно? Малинку от шлюза нужно разнести хотя бы сантиметров на 20, и это очень критично. До меня эта, казалась бы очевидная вещь, доходила, как минимум, полдня — то устройства Zigbee отпадали, когда их заставишь работать — отпадали устройства, подключенные к Wi-Fi. Когда в конце-концов дошло и поставил Raspberry и шлюз на разные концы DIN-рейки — все стало работать более-менее стабильно. Хотя временами все-таки Zigbee отпадает, приходится шлюз относить на полметра от источников помех — все начинает работать снова.
В Лидле я все-таки купил абсолютно ненужную мне лампочку из любопытства — зацепится или нет? Зацепилась влет, правда, никаких опознавательных знаков Лидла или Livarno не наблюдалось. На второй день, при попытке поиграться, она сдохла при подключении к сети (вполне себе проводной на 230 Вольт), волшебный дым из нее вышел и впридачу сгорели предохранители в щитке. Понесу сдавать ее взад — заменить вряд ли получится, во время скидок разобрали самую ненужную ерунду. А Лидл — штука одноразовая, если там что-то интересное появилось в продаже — это будет разобрано за дни или даже за часы. А второй раз может появится через годы или вообще никогда.
Но мне свезло — нашлась в лавке еще одна лампа по дешевке, правда, цоколь не очень удобный.
С чем еще можно поиграться, чтобы дешево и сердито? Дешевле ESP8266 вряд ли что-то существует под луной в настоящее время. Его и будем цеплять, но потом — если захотите и кому-то интересно.
Большинство устройст проектируется не просто, а очень просто. А вот если захочется батарейного питание с заменой батарейки раз в год — это придется помучиться.
Очередная жертва появилась, когда в магазине неподалеку продавали недорого Wi-Fi лампы.
При рассмотрении дома оказалось, что лампа тоже родом из Китая и управляется приложением Tuya Smart. Замечательное дело — если что-то случилось с доступом в интернет или телефона под рукой нет, то имеем очередную тыкву?
Дальше ставил в Home Assistant HACS, LocalTuya. Нужно было зайти на сайт Tuya и пройти квест с получением заветных номерков для подключения. Слоны идут в баню, а Штирлиц живет этажом выше — мне терпения не хватило, 2 нужных номерка выдавил, еще 2 так и не добыл. И все равно, для того, чтобы подключить лампу к сети без выхода в интернет, нужны были дополнительные телодвижения — на какое-то время сделать доступ из этой сети. Разбирать лампу, чтобы перепрошить ее на что-то более приемлемое не очень хотелось — вид после разборки вряд ли улучшится. Несколько лет назад народ прошивал устройства Tuya через Wi-Fi, но в последних версиях эту дыру прикрыли.
Больше я с Tuya Wi-Fi не связываюсь, это как стрижка свиньи: визга много, шерсти мало.
Пока игрался, пришли посылки с Китая — датчик температуры и влажности с Zigbee интерфейсов и популярный термометр от Xiaomi с интерфейсом BLE. Но о них в другой раз.
Кому показалось не совсем понятным — не обижайтесь, я и сам ничего не понимаю. А если вдруг понадобится — вы найдете в статье немало полезного, нарытого в интернете и своими руками. А что под рукой нет Лидла — так ведь это просто этикетка, возможно, и другие устройства ломаются примерно также.
Тем не менее — ее гонишь в дверь, а она лезет в окно.
Первым пролезло кухонное освещение TRÅDFRI под шкафами Ikea — внутри этого освещения скрывался интерфейс Zigbee. Делал он это как-то ненавязчиво, скрываясь под видом обычного дистанционного управления. Тем более, что когда покупалась кухня, старый и, видимо, неудачный Zigbee шлюз сняли с продаж, а новый еще не разработали. Так что никаких облаков и управлений через смартфон не просматривалось.
Спрашивается — ну и куда от всего этого бедному пенсионеру бечь? Тем более, что умный дом умные люди придумывали вовсе не для того, чтобы облегчить жизнь простому человеку, а очень даже наоборот. Ну да читайте дальше и делайте выводы сами.
После Икеевских недоразумений, через некоторое время привезли всякую ерунду в магазин Лидл — вроде как совсем не дорого для фанатов умных домов, но ощутимо для того, чтобы поиграться и выбросить. Каждая фирма норовит умный дом делать только под свои устройства, всячески игнорируя устройства конкурентов. Так и у Лидла есть свое приложение, которое работает только с Лидловскими устройствами — но это не точно :).
С Лидловскими приложениями я уже научен — как-то по хорошей уценке купил там камеру видеонаблюдения — авось понадобится. И настал таки день, когда она понадобилась. Прочитал инструкцию — камера подключалась к специальному приложению, но это приложение уже исчезло. И не факт, что те самые облака, обслуживающие его, еще существовали. Значит, у народа, купившего эти камеры и не установившего вовремя приложение или поменявшего телефон, камера превратилась в тыкву. Кроме того, мне нужно было видеонаблюдение на компьютере, а не на телефоне, что в инструкции вообще начисто отсутствовало. С помощью лома и какой-то матери задача была решена, но осадочек остался.
Когда в Лидле хитродомный шлюз предложили за 17 евро — я все-таки не удержался и купил. Как выяснилось позже — дико переплатил. Еще недели через 2-3 они распродавали остатки хлама за полцены. Народ активно расхватывал.
Но это уже позже было, теперь посмотрим, как я издевался над этим шлюзом.
Для начала, естественно, разобрал.
На плате обнаружилось следующее добро:
RealTek RTL8196E CPU
16MB SPI Flash (GD25Q127)
32MB SDRAM, EM6AA160
TuYa ZigBee модуль (TYZS4) на базе Silicon Labs ARM-M4 CPU с интегрированным RF стеком (EFR32MG1B232)
И контактные площадки, любезно подписанные с обратной стороны платы. Естественно, я к ним тут же и подпаял USB/UART преобразователь. Поигравшись со скорость передачи (заработало на 38400) обнаружил, что передо мной изделие сумрачного китайского гения, не имевшего никакого отношения к немцам.
…
Please press Enter to activate this console. Tuya Gateway Application Normal Srart /tuya/tuya_start.sh UserAppRunDir:
set defult run_dir:/tuya
TY_ENV_APP_RUN_DIR=/tuya
get user cfg file error, load defult cfg file
load platform configure file:/tuya/def.cfg
start.conf is exist
udhcpc (v1.13.4) started
current run dir:/tuya/tuya_user1
Sending discover...
Sending select for 192.168.0.106…
...
Было бы очень странно, если его кто-то не расковырял до меня — нашлась страница одного товарища, который сделал это с немецкой аккуратностью.
Он написал программу для вычисления пароля (который у каждого шлюза свой), и программу, которая позволяет отвязать шлюз от Лидловского приложения и использовать в безоблачных системах, типа Home Assistant. Это сейчас я кратенько и опишу с небольшими дополнениями — я умудрился наступить на все возможные грабли и пришлось лазить в те места, которые в интернетах или не описаны, или я плохо искал.
Итак, подключаем наш шлюзик к компьютеру через последовательный порт. Включаем питание и в терминальной программе изо всех сил жамкаем ESC, чтобы остановить загрузку (не всякая терминалка это умеет).
При этом шлюз переходит в режим, когда можно читать его память безо всяких паролей.
...
---Escape booting by user
P0phymode=01, embedded phy
---Ethernet init Okay!
<RealTek>?
----------------- COMMAND MODE HELP ------------------
HELP (?) : Print this help message
DB <Address> <Len>
DW <Address> <Len>
EB <Address> <Value1> <Value2>...
EW <Address> <Value1> <Value2>...
CMP: CMP <dst><src><length>
IPCONFIG:<TargetAddress>
AUTOBURN: 0/1
LOADADDR: <Load Address>
…
Теперь считываем области флеш-памяти, где хранятся ключи от квартиры, в RAM и оттуда распечатываем их:
FLR 80000000 401802 16
DW 80000000 4
и второй заход
FLR 80000000 402002 32
DW 80000000 8
Получается что-то типа такого:
<RealTek>FLR 80000000 401802 16
Flash read from 00401802 to 80000000 with 00000016 bytes ?
(Y)es , (N)o ? --> Y
Flash Read Successed!
<RealTek>DW 80000000 4
80000000: XXXXXXXX XXXXXXXX XXXXXXXX XXXXXXXX
<RealTek>
<RealTek>FLR 80000000 402002 32
Flash read from 00402002 to 80000000 with 00000032 bytes ?
(Y)es , (N)o ? --> Y
Flash Read Successed!
<RealTek>DW 80000000 8
80000000: XXXXXXXX XXXXXXXX XXXXXXXX XXXXXXXX
80000010: XXXXXXXX XXXXXXXX XXXXXXXX XXXXXXXX
<RealTek>
XXXXXXXX — это нужные вам номерки.
Копируем эти строки и скармливаем их программе lidl_auskey_decode.py на Python, которая лежит тут:
$ python3 lidl_auskey_decode.py
Enter KEK hex string line>80000000: XXXXXXXX XXXXXXXX XXXXXXXX XXXXXXXX
Encoded aus-key as hex string line 1>80000000: XXXXXXXX XXXXXXXX XXXXXXXX XXXXXXXX
Encoded aus-key as hex string line 2>80000010: XXXXXXXX XXXXXXXX XXXXXXXX XXXXXXXX
Auskey: your_auskey
Root password: your_root password
Не знаю, кому нужен Auskey, а пароль определенно очень понадобится дальше.
Теперь шлюз надо перезагрузить, чтобы он загрузил все нужное программное обеспечение.
Для начала можно попробовать войти в систему через последовательный терминал, вроде как пароль проверим
Please press Enter to activate this console.
tuya-linux login: root
Password:
Tuya Linux version 1.0
Jan 1 00:02:49 login[316]: root login on 'console'
#
При загрузке на терминале виден IP адрес, он понадобится. У меня адрес 192.168.0.106
При желании можно убедиться пингом с компьютера:
ping 192.168.0.106
PING 192.168.0.106 (192.168.0.106) 56(84) bytes of data.
64 bytes from 192.168.0.106: icmp_seq=1 ttl=64 time=2.63 ms
64 bytes from 192.168.0.106: icmp_seq=2 ttl=64 time=1.81 ms
64 bytes from 192.168.0.106: icmp_seq=3 ttl=64 time=1.41 ms
Теперь зайдем через SSH
ssh -oHostKeyAlgorithms=+ssh-dss root@192.168.0.106 -p 2333
Для захода понадобится пароль. Ошибиться можно один раз — после второго устройство окирпичивается.
Мне повезло — я ошибся 2 раза, после чего SSH работать перестал вообще.
К счастью, последовательный терминал продолжал работать.
При разборках выяснилось, что в каталоге /tuya/ssh заводится счетчик, его просто надо прибить:
# cd /tuya/ssh
# ls
cnt
# cat cnt
2
#
rm cnt
После перегрузки все заработало, как ни в чем не бывало.
Это была присказка, теперь у нас есть возможность отвязать шлюз от Лидловских заморочек.
Копируем программу Serial Gateway отсюда
и загружаем ее в шлюз
cat serialgateway.bin | ssh -p2333 root@192.168.1.106 "cat >/tuya/serialgateway"
Модифицируем загрузочный скрипт:
if [ ! -f /tuya/tuya_start.original.sh ]; then cp /tuya/tuya_start.sh /tuya/tuya_start.original.sh; fi
cat >/tuya/tuya_start.sh <<EOF
#!/bin/sh
/tuya/serialgateway &
EOF
chmod 755 /tuya/serialgateway
После следующих команд SSH будет работать через стандартный порт 22:
if [ ! -f /tuya/ssh_monitor.original.sh ]; then cp /tuya/ssh_monitor.sh /tuya/ssh_monitor.original.sh; fi
echo "#!/bin/sh" >/tuya/ssh_monitor.sh
Еще одна проблема — динамический IP. При перегрузке системы шлюз может отвалиться от Home Assistant из-за того, что адрес поменялся. Установим статический адрес где нибудь в конце адресного пространства, чтобы ни с кем не конфликтовать.
Создадим где-нибудь на компьютере файл tuya_start.sh со следующим содержимым
#!/bin/sh
/tuya/serialgateway &
killall udhcpc
ifconfig eth1 192.168.0.254 netmask 255.255.255.0
и копируем его с помощью SSH, заменяя оригинальный файл
cat tuya_start.sh | ssh -p22 -oHostKeyAlgorithms=+ssh-rsa root@192.168.0.106 "cat >/tuya/tuya_start.sh"
После перезагрузки шлюз будет всегда откликаться на адрес 192.168.0.254, хотя при старте он получит динамический адрес и выдаст его в распечатке. Может, можно и более умно сделать, но и так сойдет.
Теперь можно и к Home Assistant подключаться. Есть несколько вариантов установки Home Assistant — на Raspberry Pi, виртуальную машину и еще какие-то варианты. Для попробовать я поставил его на виртуалку, для реальной жизни Raspberry все-таки получше. Цены на нее в последнее время задрали безумно, но в шкафчике нашлась одна лишняя — во время одной шабашки товарищ наступил на кабель, подключенный к ней и выломал разъем USB. Для Home Assistant USB без надобности, так что все замечательно срослось.
Скачиваем образ Home Assistant и записываем на SD. Устанавливаем в Raspberry, включаем и идем пить чай — минут 20 малинка будет заниматься своими делами.
Потом с любого компьютера, подключенного к той же сети, что и Raspberry, заходим в веб-интерфейс Home Assistant — homeassistant.local:8123
Да, Home Assistant не любит беспроводных сетей, поэтому Raspberry надо проводком подключить. Беспроводную сеть я потом подключу, но это будет сеть для вещей, безо всякого доступа в интернет.
Home Assistant загружен, при первом запуске требует установить имя пользователя и пароль.
Потом идем на вкладку Settings → Devices and services и добавляем Integration — это и будет наш шлюз, Zigbee Home Automation. Выбираем ручную установку и вводим адрес — socket://192.168.0.254:8888.
Если все прошло удачно — во вкладке Devices можно добавить новые устройства. У меня под рукой оказалась Икеевская розетка и пульт управления.
Их нужно перевести в режим снюхивания и запустить поиск устройств. При этом устройство должно находится очень близко к шлюзу — сантиметров 5. Пульт переводится в режим поиска 4-кратным нажатием кнопки сзади в течении 5 секунд, а розетка — нажатием скрепкой кнопки сброса секунд на 5. Больше ничего не надо, устройство будет найдено и подключено к системе.
Сейчас я вам скажу один умный вещь, только вы не обижайтесь, ладно? Малинку от шлюза нужно разнести хотя бы сантиметров на 20, и это очень критично. До меня эта, казалась бы очевидная вещь, доходила, как минимум, полдня — то устройства Zigbee отпадали, когда их заставишь работать — отпадали устройства, подключенные к Wi-Fi. Когда в конце-концов дошло и поставил Raspberry и шлюз на разные концы DIN-рейки — все стало работать более-менее стабильно. Хотя временами все-таки Zigbee отпадает, приходится шлюз относить на полметра от источников помех — все начинает работать снова.
В Лидле я все-таки купил абсолютно ненужную мне лампочку из любопытства — зацепится или нет? Зацепилась влет, правда, никаких опознавательных знаков Лидла или Livarno не наблюдалось. На второй день, при попытке поиграться, она сдохла при подключении к сети (вполне себе проводной на 230 Вольт), волшебный дым из нее вышел и впридачу сгорели предохранители в щитке. Понесу сдавать ее взад — заменить вряд ли получится, во время скидок разобрали самую ненужную ерунду. А Лидл — штука одноразовая, если там что-то интересное появилось в продаже — это будет разобрано за дни или даже за часы. А второй раз может появится через годы или вообще никогда.
Но мне свезло — нашлась в лавке еще одна лампа по дешевке, правда, цоколь не очень удобный.
С чем еще можно поиграться, чтобы дешево и сердито? Дешевле ESP8266 вряд ли что-то существует под луной в настоящее время. Его и будем цеплять, но потом — если захотите и кому-то интересно.
Большинство устройст проектируется не просто, а очень просто. А вот если захочется батарейного питание с заменой батарейки раз в год — это придется помучиться.
Очередная жертва появилась, когда в магазине неподалеку продавали недорого Wi-Fi лампы.
При рассмотрении дома оказалось, что лампа тоже родом из Китая и управляется приложением Tuya Smart. Замечательное дело — если что-то случилось с доступом в интернет или телефона под рукой нет, то имеем очередную тыкву?
Дальше ставил в Home Assistant HACS, LocalTuya. Нужно было зайти на сайт Tuya и пройти квест с получением заветных номерков для подключения. Слоны идут в баню, а Штирлиц живет этажом выше — мне терпения не хватило, 2 нужных номерка выдавил, еще 2 так и не добыл. И все равно, для того, чтобы подключить лампу к сети без выхода в интернет, нужны были дополнительные телодвижения — на какое-то время сделать доступ из этой сети. Разбирать лампу, чтобы перепрошить ее на что-то более приемлемое не очень хотелось — вид после разборки вряд ли улучшится. Несколько лет назад народ прошивал устройства Tuya через Wi-Fi, но в последних версиях эту дыру прикрыли.
Больше я с Tuya Wi-Fi не связываюсь, это как стрижка свиньи: визга много, шерсти мало.
Пока игрался, пришли посылки с Китая — датчик температуры и влажности с Zigbee интерфейсов и популярный термометр от Xiaomi с интерфейсом BLE. Но о них в другой раз.
Кому показалось не совсем понятным — не обижайтесь, я и сам ничего не понимаю. А если вдруг понадобится — вы найдете в статье немало полезного, нарытого в интернете и своими руками. А что под рукой нет Лидла — так ведь это просто этикетка, возможно, и другие устройства ломаются примерно также.
Самые обсуждаемые обзоры
+70 |
5371
178
|
+38 |
5711
104
|
+45 |
2964
93
|
+30 |
3211
79
|
Умный дом — крутая и полезная штука, но без создания ремонта с нуля или жесткой замены большого числа вещей это ерунда все. Достаточно включить мультиварку по смартфону через облако или включить бойлер по телефону через тоже самое облако, но там не нужны шлюзы блютуз-вайфай, хватит обычной тв-приставки на андроиде и интернета и все.
Вероятность трамвая есть конечно (тьфу-тьфу), но ещё большая вероятность, что вся эта байда заглючит.
— Это почему?
Потому, — ответил иностранец и прищуренными глазами поглядел в небо, где, предчувствуя вечернюю прохладу, бесшумно чертили черные птицы, — что Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже и разлила. Так что заседание не состоится». ©
«Мастер и Маргарита» М. Булгаков
И приказать — как использует предпоследнюю — то образ вот тут, и всё :)
Тут без трамваев вопросов тьма, начиная от замены батареек, блокировки облачных систем (если используются) выход из строя самих устройств, и…
Собрал я умный дом, года три назад, и всё прекрасно было. И вот появился в семье ребёнок, и надо было алгоритмы по температуре, жалюзи, свету поменять. Ну полез я это делать, и смотрю как баран на новые ворота. Всё, что делал, как делал — забыл. Пришлось два вечера вникать, чтоб переделать, потом решил обновить NodeRED, он не обновляется, надо другие пакеты обновить, обновил другие пакеты, обновил NodeRED — но слетел iobroker, его тоже надо было обновить. Обновил — не запускается, тьма ошибок…
Закончилось тем, что ещё два вечера мучался со сбоями, потом снёс всё под чистую и заново ставил и отлаживал ещё два вечера. Вот так жизнь выпала на неделю.
А Алиса пусть будет так… для развлечения :)
Так что играйтесь, пока играется ;)
Очень многое возможно сделать без ремонта, очень много устройств беспроводные, если есть задачи и желание, то найдутся варианты для реализации. И не редко это перерастает в хобби.
На выходе имеем управляемое освещение, отопление, защиту от протечек. Все остальные «фишки» умного дома не требуют замены чего-либо.
Не понимаю зачем такое делать умное. Это должно работать автономно со своим питанием в случае чего.
Например автоматическая передача показаний счетчиков с уведомлением на телефон это реально удобно.
Для автоматической передачи показаний счётчиков ничего заменять не надо, поэтому об этом я не упомянул (как и о разных датчиках температуры, вибрации, движения, присутствия и т. д.) — упомянуто только то, что требует некоего вмешательства в уже сделанный ремонт.
Это ж обычное дело, когда человек не знает, не разобрался, зато критика, советы и непонимания — только успевай читать.
Я уж не говорю про эту классику «а вот есть связь как пропадет, так все, сразу потоп», устройства работающие от сети прям очень-очень редко отваливаются (на моем опыте за 5 лет даже и не помню, чтобы это было) это ж какая вероятность, что устройство отвалится, хозяина нет дома и прорвало трубу. Ну я прям не знаю с чем такое сравнить.
https://aliexpress.ru/item/item/1005005022238485.html
Не?
Опоздал :-)
Жена уже несколько раз забывала — приходим а он просто холодный. Выкл-вкл и дальше работает.
Касаемо вентилятора — можно пойти дальше и включать не только по датчику влажности, но и для справления естественных потребностей: на крышку унитаза сбоку крепится датчик вибрации (это он только называется «датчиком вибрации», но реагирует также на положение в пространстве по осям X, Y, Z), и при поднятии крышки вентилятор включается, при опускании — выключается (в автоматизациях можно прописать, чтоб выключался не сразу, а спустя сколько-то минут).
осадочекзапах то осталсяЧто в туалете, что на кухне — лист бумаги А4 притягивает к вытяжному отверстию
Естественно, приток воздуха в квартиру нужен
А то поставят пластиковые окна без приточной вентиляции, входную дверь с двойным уплотнением, хоть турбину на вытяжку ставь — только давление в квартире упадет
но как по мне то вопрос решаемый руками
wifi+bt+zigbee вещь в принципе наработанная
zigbee как бы прилада по usb но есть встроенные варианты тот же jethome
а вот IR и RF это вещи которые вполне приделаемы руками.
причем ладно IR это в той или иной степени стандарт, ну ладно — толпа, но стандартов, а прилада в принципе простая и все равно на проводе.
а RF… это ведь «кто во что горазд на 433 Мгц» — в целом толпа модуляций, толпа протоколов…
и все разруливается софтом, барское ли это дело — многоядерному ARM битики разбирать.
Хотелось увидеть коробочку наподобии такой, но с zigbee.)
Про защищённые RF слышал, но пока сталкиваться не приходилось. С обычными обучаемыми RF выключателями/релешками устройство выше отрабатывает без проблем. Кондёром и ТВ по ИК тоже вроде управляла. Как и RGB подсветкой полок в шкафу. А что ещё нужно от RF?)
P.S. Цены — моё почтение. Там один модуль на ИК стоит больше, чем весь мой «умный дом» на данный момент.
в этой корбочке все вычислительные мощности реализованы на серверах условно в Китае и на андройдном устройстве которому оно подключено. в любом случае это софт, который нужно кому то писать, и чуть ли не каждую железку прорабатывать отдельно.
для RF в простом случае все это не сложнее IR. но там по сути вообще нет каких либо стандартов, и как только речь пойдет про всякие метеостанции и датчики, у которых свой собственный протокол — начнется веселье, если что то RF поддерживается то значит — повезло. вот здесь подробнее triq.org/explorer/
zigbee как бы стандарт, но там замудрено и все равно далеко не все с со всем сразу умеет работать, много чего закрытого и платного
с bluetooth тоже есть моменты, с ним вообще смартфону проще напрямую работать, так что ожидаемо что наработки по софту будут смарфтонные.
все эти три системы обедняет в общем то только что это радиоволны, все комбинации в одном устройстве обеспечить непросто, будут вопросы типа пачиму это можно, а то нельзя…
формально категории разные, поэтому и разделение. Одни глубоко пилят zigbee, другие в RF углубляются, но там можно углубится очень в сторону от бытовой автоматизации.
в wiren в чем то постарались, и чтобы все мышкой настраивать и все хотелки были, но они этим повысили планку вхождения, до людей которые имеют хорошее представление о предмете. ну и цену то завинтили. хотя — авито в помощь ;)
судя по открытой прошивке для указанных коробочек github.com/openshwprojects/OpenBK7231T_App
zigbee они не умеют.
Можно посмотреть KinCony KC868-S (WiFi + IR + RF + Zigbee _ только не удивлюсь что его програмировать самому придется
То есть меня тут не интересуют мозги умного дома — они могут быть где угодно. Меня интересует нафаршированный всеми интерфейсами хаб. Хаб, который красиво выглядит, не занимает много места, но при этом может охватить своими беспроводными щупальцами целую комнату. Моему хабу выше для полного фарша, как по мне, не хватает только zigbee. О чём я и плачусь.
Про закрытость систем разговор отдельный. Тут всё совсем плохо.
Про ПО вы прям совсем не правы. В программировании и в современном проектировании электронных цифровых систем не всё так сложно. Всё уже давно собирается из готовых кирпичиков в виде чипов и библиотек. То, что производители поверх лепят замки для закрытия своих систем, «заслуга» исключительно производителей, которые хотят, чтобы люди подсели на конкретно их экосистему и покупали только их устройства. Это как с аккумуляторами к электроинструменту. Это никак не связано со сложностями разработки ПО.
софт там какой то есть только даже не понятно где его брать
у KinCony много девайсов типа промышленных контроллеров но со всякими фишками и вариант zeggbee + rf тоже есть, но без софта
поскольку програмировать это все якобы несложно — велком ;)
конкретно эта — примерно такой же хаб как и указанный ранее
www.kincony.com/product/zigbee-gateway
с разными буквами очень отличается
но не похоже чтобы там много мозгов было
Ну а дальше для Home Assistant — HACS, Localtuya…
Абсолютно универсального решения нет.
Очень жаль. Так-то мне мой хаб с ИК, RF, BLE и WiFi весьма понравился своими возможностями и вкусной ценой(600р), но вот отсутствие zigbee всё портит.
У Tuya поддержка RF обеспечивается их отдельной дешёвой платкой Tuya SH4. Так что вашему устройству по ссылке до моего идеала осталось совсем чуть — впаять эту платку. :)
Насчет малины, на orange pi, как альтернатива, заводится. И дешевле.
И если делать по уму, то сначала делается проект и в процессе понимаешь нужно ли городить что то или нет. В большинстве вариантов это просто игрушка, которая быстро надоест. Ткнуть выключатель зачастую удобнее чем шариться по телефону в приложении. Ну у кого детство в попе играет меня точно не поймет. :)
А так концепция умного дома это несколько шире. Это отсутствие необходимости вообще что-то тыкать. Ушли из дома — всё погасло. Пришли — всё включилось как надо и там где надо. Температура и влажность всегда такая, какая нравится, независимо от того, жара на улице или мороз, без необходимости регулировки. Ну и так далее.
И естественно дублирование систем для ручного управления классическими выключателями и кранами на случай отказа.
Если освещение сделано по уму, то оно разведено отдельно и легко выключить все сразу.
Многое из техники современой отключать уходя из дома чревато слетанием настроек. Однозначно отрубать холодильник не стоит.
На работе сделал тупо пускатель отрубающий всё, кроме дежурного света. Было очень удобно. Но для квартиры это не вариант, хотя бы потому что пускатель может шуметь и он постоянно включен.
И самое главное, чем проще тем надёжнее. И управление через инет чем то критичным не стоит делать, примеров когда школота залезает поразвлекаться достаточно видел.
А что у вас за автономный климат такой? Он способен рулить кондиционерами и центральным отоплением? А так же увлажнителями?
Систему вентиляции в квартире делать не буду, но она тоже не требует вмешательств в плане регулировок после настройки
Выгоднее силу тянуть как обычно, но прокинуть витуху для управления или потрадиоканалу, но исполнительные устройства будут в электроточках.
Зато удобства — вагон.
Да, щиток жирный получится. Но раз уж мы взялись за тему УД, то по-хорошему щиток уже превращается в мини-«серверную стойку».
А не вина умного
Контроль может и частичный быть. Если ваша умная лампочка не работает — то она не работает. Если система поддержания климата не работает — то же самое.
Нет, система «Умный Дом», это просто игрушка, хобби, но не как не помощник.
Точно так же и с УД, только он перекроет и обесточит всё сам, пока вы выходите за калитку. А дальше хоть ураган, хоть землетрясение. Когда что-то выходит из строя пока вы на месте — просто перекрываете всё вручную.
Проблемы надуманы. Системы работают, и работают надёжно, в том числе у них есть резервное питание на некоторое время. Но это не «умная розетка от сяоми», это всё немного подороже.
Задача УД, поддерживать жилое помещение в комфортном состоянии, в отсутствии жильцов. Охрана дома в ваше отсутствие, температура отопления, что бы не разморозилось. Что бы вы могли приехать в тёплый дом, а не промёрзший. А если это будут ваши родители или знакомые в гости приехать решили, отдохнуть на выходные. И приехав в дом надо все включать, если УД отключен, и не дай бог настраивать, если прошёл сбой системы.
Я так понимаю задачу УД, поддерживать жилое помещение в комфортном состоянии, в отсутствии жильцов.
Это просто удобство. Раньше вон выключателей не было, лампочку поворачивали и свет выключали. И ещё ворчали — а чего вам ещё надо, керосин не коптит, светло, сложно что ли руку поднять?
Лет 5 назад начал УД с одного выключателя и датчика движения, сейчас это 50+ устройств (и это не считает много). Почти все они беспроводные и ремонт почти не погонялся, а витой пары на умном доме нет совсем. Телефоном очень редко, что-то управляется, для этого есть автоматизации и голосовые помощники по дому.
Что я сделал не так? И не только я, довольно не малое комьюнити живет примерно так же.
Так то у меня тоже пару десятков метров витухи замуровано и похерено, и еще столько же потом поверх в каналах и плинтусах проложено, тк первоначально спланированная расстановка мебели поменялась через несколько лет. И это у нас количество людей не изменилось. А ведь бывает и дети добавляются (а потом еще внезапно вырастают и съезжают). И смотришь так на горизонте в 10 лет — от первоначально проекта остаются рожки да ножки.
Либо, если есть уже стационарный умный выключатель, заменить его на тот, где на одну кнопку больше. Эта лишняя кнопка может не иметь конечного потребителя, но при этом использоваться в автоматизациях.
— Будет, конечно будет. Ради удовольствия и здоровья.
— Бегать ради удовольствия? Ахахаха
© «Назад в будущее 3»
Не всерьез сравниваете простое удобство и нездоровый образ жизни?
Потому что если всерьез, то, надеюсь, пульт ДУ от телевизора, стиральную машинку-автомат и автомобиль вы давно отправили на в дебри истории. Ну и общественным транспортом тоже не пользуетесь — ведь вместо этого можно двигаться.
З.ы. Мне лично хватает и ежедневных пробежек на 5-7 км. Сейчас в данный момент травма, бегаю 2 раза в неделю, но перед НГ готовил себя к полумарафону, бег 6 раз в неделю. Ну так вот, мне это абсолютно не мешает простить Алексу отправить робот-пылесос на уборку.
Вопрос в походе к выключателю — именно то самое удобство. Да, вроде бы какое-то движение сделаешь, но вклад этого движения в здоровье настолько несущественный, что поминать его в контексте здоровья — это как называть занятием спортом поход в туалет по-большому.
Людям, у которых нет всех этих умных выключателей, необходимость вставать и выключать отнюдь не помешает «расплыться по дивану амёбой». В отличие от другого набора активностей.
А то выходит нескладушечка.
Чтобы был эффект нужно долго и упорно тренить, а не пройти 1 метр до выключателя
Ещё не замечали, что если говорить о чём-то (например, покупки чего-то) в присутствии активированного поиска Google, то потом в контекстной рекламе Вам это и будут предлагать (даже если поиском это ранее никогда не искали)?
Та же Алиса (использую в машине с навигатором, чтобы не вводить адрес вручную) часто во время разговора с кем-то что-то там слышит, активируется и начинает записывать фразу, а потом выдаёт: «Я Вас не понимаю.»
Но фраза уже в поиске.
Собственно защищать канал связи в любом случае надо, а раз так — уже и не особо важно что по этому каналу доступно.
Зависит. Мне понадобилось как минимум 2 — один для zigbee-адаптера (sonoff — залетел в HA автоматом, без проблем управляет и родными (sonoff) устройствами и таковыми от aqara. Шлюз не брал специально, тк заранее был наслышан про вероятные танцы с ними как в статье), второй для wifi адаптера (чтобы все что относится к умному дому вынести в отдельную подсеть, родной в малине уже был занят для других задач). Оба адаптера конечно через USB-удлинители с ферритовыми кольцами разнесены друг от друга и от малины.
Пользую wifi-лампочки Yeelight — режим «без облаков» включается безо всяких квестов одной кнопкой в оф приложении
Шлюз за 12 долларов купи, тогда не превратится и будет работать без интернета, по поводу телефона тоже не обязательно, можно сценарии запускать и в ручную. Под туи на порядок больше девайсов чем у других производителей по реально вкусной цене.
Может кто-то знает или может помочь с отправкой данных из Excel по MQTT в умный дом?
Никак не могу найти таких примеров, только обратные, где в Excel значения пишут.
Для Линуха вроде бы есть cli mqtt клиент где можно все задавать аргументами.
Шлюз используют чтобы не возиться с этими костылями, а просто включить и настроить.
Например sprut.hub.
материмагии прицепили zigbee (z-wave и ли чо там еще) — такой же франкенштейн по сути, только в едином корпусе (что кстати уже так себе с точки зрения электромагнитной совместимости)А хабы с наборов — есть.
У меня прямо сейчас один только докер с HA ~450МБ. А в шлюзах этих вся RAM 256 МБ.
Ну собственно: Нафик такая жизнь, как говорится.
А тут конечно, всё как-то легко.
1. Отвалил бабок.
2. Получил хаб
3., купил подходящие девайсы
4. Настроил по инструкциям производителя на русском языке
5. Кайфуешь.
малина или nuc с usb zigbee адаптером на удлинителе довольно популярное решение и никаких шлюзов.
и неонкой внутре. Воткнул в него Sonoff Zigbee USB Dongle и поднял докер с Home Assistant, все дела. Выделять еще одну машину чисто под HA пока не вижу смысла. Тем более, что этот специфичный комп так же придется админить и потом просто выкинуть (тк кому он нужен), когда мозги у него перестанут соответствовать моим хотелкам и требованиям актуального софта. А RPi я при необходимости легко продам и перееду на какой-нито такой же универсальный Beelink или NUC.Короче, резюмируя: шлюз конечно тоже вполне комп, но имеющиеся на рынке к сожалению слишком слабые по железу, чтоб тянуть актуальный софт для умного дома.
На АВИТО кучи контроллеров XIAOMI и AQARA буду продаваться )))
Супер, спасибо, у меня валяется уже года полтора без дела — взял из скидочной корзинки лидла с непотребством за 5 евро, коробка была мятая.
Поигрался, открыл, и кинул в коробку с прочим на будущее.
Если что — традфря хорошо цепляется на hue gateway. Но есть момент — надо либо при спаривании совсем близко держать, либо через API поставить флажок чтобы форсить перенос устройств, и через API же и спаривать.
У них отличная подсветка для шкафов, кстати. По таймерам и сценариям управлять — вообще красота.
Очевидное созвучие напомнило про abibas ))
И хоть чашку всё равно ставить надо, но как минимум включение удалённое жутко было бы удобно. Причём, включение и последующий слив воды на процедуре прочистки.
Иначе ей пришлось бы весь трафик с микрофона гнать на сервер при любой звуковой активности, что и каналы нагружает, и сервер, и с точки зрения безопасности не ахти.
А вот уже умные устройства можно называть как угодно, они в контексте фразы на сервере анализируются.
Эм, а вы не тоже самое написали, просто другими словами?Если привязать статический ip адрес к mac адресу, то конфликтов и не будет.
*Да это я не так понял, так вообще не делают в сети с dhcp сервером.
ДонБатон писал о выставлении статического адреса на шлюзе, я — о выделении под такой-то мак-адрес на роутере отдельного айпи. Он писал — в конце адресного пространства, чтобы не конфликтовал. Я — любого адреса, так как конфликта и так не будет, DHCP-сервер этот IP резервирует и больше никому не выдаст.
Современные девайсы сейчас любят использовать рандомный мак-адрес
У меня дома крутится Octoprint на OrangePi Zero
Обновил armbian и не смог достучаться до принтера по IP, который был зафиксирован в роутере.
Оказалось что с какой-то версии у нее при каждом запуске меняется mac-address
И, соответственно, роутер выдает ей каждый раз новый IP
Выход — жестко задавать IP на самой апельсине, ну или MAC. IP проще.
И да, на телефоне с 12-м андроидом та же фигня, включена по умолчанию
Не факт что шлюзы тоже не начнут рандомизировать мак.
Похоже, это становится всеобщим стандартом
Простому человечку светит максимум кит набор от сияоми/туи с привязкой к Алисе.
Потому что просто так это все без навыков программирования или прошивок работать не будет.
Потому что новый (другой) с вероятностью около 100% не сможет разобраться в коде первого и будет настаивать на переписывании всего с нуля.
Потому как стандартизация то и в крупняке, через опу сделана, а у мелких частников ей обычно вообще не пахнет.
Теперь у меня Мини ПК с Proxmox и там Home Assistant и уже не он один.
А программировать я так и не умею(к сожалению)
— Ну тогда и линукс и винда для НА лишняя надстройка?
Типа вот такого: www.reddit.com/r/homeassistant/comments/tts3c3/installing_home_assistant_supervised_on_x96_mini/ (нагуглил по-быстрому).
Сегодня хорошая статтья — habr.com/ru/post/715108/ Среда разработки VS Code на ТВ-приставке — можно, но не без проблем.
но для HA и его вариант хорош
Но я и не настаиваю, ничего против рокчипа не имею. Кстати, у меня сейчас завалялся «взрыв из прошлого» — ископаемый бокс на rk3066, надо будет поставить туда линукс, просто потому что.
А вообще сколько людей столько и мнений по поводу домашней автоматизации. Меня удивляет что до сих пор никто не упомянул еще и Matter c Thread.
И вообще при прочих равных лучше иметь протокол базирующийся на стандартном стеке IPv6 который имеет стандартную поддержку на любой железяке.
Печально не это. Основная проблема состоит в том что даже после переезда на Matter и Thread (если он состоится конечно) это не решит всех фундаментальных проблем домашней автоматизации и через какое то время все закрутится по новой.
не образцы открытости
они и type-c вводить не хотели да начали
у каждой фирмы которая делает rf есть такой свой протокол, например gazelle у nordic
каким чудом zigbee зашел я не знаю…
Очень надо!!!
P.S. Есть подозрение, что этот девайс совместим с хабом Hommyn HU-20-Z
Умный дом не глючит и может управляться вручную и независимо от автоматики — вот это УМНЫЙ дом
А где много через интернет работает и включается — это колхозный дом
Для понимания нужен умный дом или нет — отлично подойдет комлект от XIAOMI + розетка от AQARA.
Если поймете, что умный дом нужен — сейчас экономл КУЧУ Вашего времени и денег:
(простой вариант, но дороговато на старте) — Spruthub. Употребялеяет почти все устройства Zigbee. «Блочное» программирование. Работает с Apple Home Kit.
Второй — относительно не дорогой, но, ИМХО, самый универсальный. Но требует «погружения» — Home Assistance на отдельном «сервере» (малина или любой другой не нужный компьютер).
Всё остальное, для начинающего и не желающего погружаться «пенсионера» — потерянное время и деньги.
Поднял на виртуалке НА и стал играться с тем, что было дома в локалке и мобилками.
Для себя решил, если продолжу докупать приблуды, то это будет в первую очередь безопасность:
Видеонаблюдение, датчики дыма, угарного газа, протечек…
На втором плане управление кондюшкой, ночная подсветка (походы в туалет...), подогрев зеркала в ванной при повышенной влажности, активные вытяжки низя при газовой колонке…
Примерно в таком направлении.
Но, понял одно, что нужно учиться писать скрипты самому.
Часть авоматизаций настроил на облачном Samsung Smartthings, часть на локальном Home Assistant который крутится на NAS Synology c мощным ИБП
Согласен с теми, кто пишет что нужно ТЗ перед установкой. Без этого сложно будет начать. Также согласен с теми, кто говорит что нужен опыт установки и добавлять функции по ходу возникновения потребностей. Настройка «умного дома» процесс непрерывный. Например, голосовые ассистенты достигли такого уровня, что они корректно понимают человека. Значит уже можно уже приступить к их добавлению в общую систему.