Объектив Юпитер-8, в «девичестве» Carl Zeiss Sonnar 2/50, совершил поистине революцию в малоформатной киноплёночной фотографии. С момента его появления в СССР он устанавливался на всё, где требовалась качественная оптика, вплоть до турелей телевизионных камер. Кто не помнит знаменитые Зоркие-4 с импозантным огромным синим глазом? Да, это был Юпитер-8 производства КМЗ, он же «Зоннар Красногорский» (ЗК). А когда в Киеве на заводе Арсенал была смонтирована линия по производству фотоаппаратов Киев с этими объективами в качестве нормального, он перекочевал и на эту замечательную камеру. Именно поэтому в этот раз нам предстоит знакомство с таким объективом. Занимайте места у ваших мониторов, дорогие друзья и коллеги, все, кого интересует история оптики. История и конструкция. Начнём, нас ждут новые открытия.
Да, это так. В какие только наряды не рядился этот объектив, в какие только оправы не устанавливали его конструкторы! И на любом оборудовании он великолепно выполнял свою работу. Для фотографа любой объектив Юпитер-8 прежде всего «юпитер восемь». А вот для механика Юпитер-8, это прежде всего его оправа, его конструкция. Ему не фотографировать, ему разобрать её надо, привести в порядок. А конструкция конструкции рознь. И оправы эти от самой простой, такой как вот для камеры Киев-4 со штыковым креплением, до весьма сложной по конструкции оправы от Зоркого-3 первых выпусков. Почему оправа для Киева считается простой? Это потому, что фокусирующее устройство, геликоид, является частью камеры, но не объектива. Это, кстати, серьёзно усложняет конструкцию оправ для сменной оптики, но значительно упрощает оправу нормального объектива. Да, упрощает — как бы упрощает. Но ведь управление диафрагмой никуда от объектива не убежало, оно есть конструктивной частью оправы. И смазка в этом узле точно также, как и в других узлах стареет, засыхает, заклинивает ходовые механизмы. Тем более в конструкции объектива с буквой «М», где значениям диафрагмы соответствуют равные промежутки поворота кольца установки с фиксацией каждого положения. Так называемые «стопы». Профилактикой именно этого узла и займёмся в этот раз. Узел несложный. Но есть некоторые интересные хитрости, незнание которых может привести к потере некоторых деталей и порче объектива. На них в рассказе остановимся особо.
Не будем отступать от принятой традиции, в начале поговорим об истории создания этого замечательного объектива
Вот что можно узнать о нём на сайте
www.zenitcamera.com/archive/lenses/jupiter-8.html
Универсальный нормальный светосильный объектив для дальномерных малоформатных фотоаппаратов типа «Зоркий» и «Киев».
Снабжён ирисовой диафрагмой. Управление диафрагмой: двухкольцевое.
Просветлённая оптика.
Объектив «Carl Zeiss Sonnar 1:2/5 cm» для фотоаппаратов Contax был рассчитан в начале 1930-х годов Людвигом Бертеле (Ludwig Bertele). Документация на многие немецкие объективы вместе с технологией, материалами и оборудованием по их выпуску были получены СССР в счёт репараций. В начале производства на КМЗ так и маркировался — «ЗК» — «Зоннар Красногорский».
В объективе в значительной степени были устранены хроматическая и сферическая аберрации и кривизна поля изображения.Выпуск ЗК 2/50 (получивший позже наименование Юпитер-8) в байонетном варианте на КМЗ начался с выпуском в 1947 году киевским заводом «Арсенал» опытной партии дальномерного фотоаппарата «Киев».
Объективом Юпитер-8 красногорского производства с резьбовым присоединением, помимо «Зорких», оснащались также фотокамеры «Ленинград», которые производил в 1956–1966 годах Государственный оптико-механический завод в Ленинграде (ГОМЗ, с 1962 г. — в составе ЛООМП, затем, с 1965 г. — ЛОМО).
Фокусное расстояние: 52 мм (52,49 мм)
Относительное отверстие: 1:2
Угол поля зрения: 45°
Размер кадра: 24×36 мм
Количество линз/групп: 6/3
Переднее вершинное фокусное расстояние: −49,60 мм
Заднее вершинное фокусное расстояние: 27,75 мм 1)
Расстояние от первой до последней поверхности: 31,74 мм
Световой диаметр первой поверхности: ∅29,0 мм
Световой диаметр последней поверхности: ∅22,0 мм
Разрешающая способность (0/10/20 мм) 2): 39/29/24 линий/мм
Разрешающая способность по ТУ (центр/поле): 30/14 линий/мм
Коэффициент светопропускания: 0,81
Геометрическое виньетирование: 56%
Тип просветления: химическое, однослойное
Пределы шкалы диафрагм: 1:2–1:22
Количество лепестков диафрагмы: 9
Ближний предел фокусировки: 1 м
Рабочий отрезок:
для фотоаппаратов типа «Зоркий» — 28,8 мм
для фотоаппаратов типа «Киев» — 34,85 мм
Соединения:
объектива с камерой:
для фотоаппаратов типа Зоркий — M39×1
для фотоаппаратов типа Киев — внутренний байонет
Год разработки (Sonnar 1:2/5 см): 1930–1932 гг., Германия
Расчёт:
оригинал — Людвиг Бертеле (Ludwig Bertele)
перерасчёт — КМЗ, М.Д. Мальцев
Годы производства на КМЗ: с 1947 г.
Годы производства на заводе «Арсенал» байонетного варианта: с 1955–1956 гг.
Итак, перед нами объектив Юпитер-8М, выпущенный заводом Арсенал в 1970-м году, о чём нам говорят первые две цифры номера. Линзы в идеальном состоянии. Кольцо диафрагмы тоже можно повернуть, если приложить усилие, способное свернуть оправу объектива. Задача: разобрать, удалить остатки затвердевшей смазки, заменить её свежей.
Это объектив со стороны установки байонета на камеру.
А так выглядит оправа объектива сбоку. Хорошо виден язычок фиксации объектива пружиной байонета, он окрашен в красный цвет. Иногда этот язычок при частой смене оптики истирался и ломался, приводя в негодность объектив. Приходилось искать замену оправе. А это — юстировать заново. Обратите внимание на пружинные ламели. Они обеспечивают посадку без люфта в гнезде оправы камеры.
Разборку объектива начинаем с того, что отпускаем винт фиксации хвостовика объектива. Он сидит довольно глубоко в теле хвостовика, спрятан, чтобы не мешать установке объектива на камеру. Отпускаем его. Полностью выкручивать не надо, тела достаточно, винт не потеряется.
Вот так достаточно.
Теперь, удерживая объектив за оправу передней линзы одной рукой, второй отвинчиваем хвостовик против часовой стрелки. Здесь обычная правая резьба с одним заходом, так что проблем не возникает. Хвостовик отходит, перед нами открывается блок линз и юстировочное кольцо.
Снимаем эти детали.
Так хвостовик выглядит изнутри.
А так снаружи. Слева — юстировочное кольцо. На хвостовике хорошо виден фиксирующий винт и пружинный замок байонета. Иногда пружины ослабевали, объектив начинал болтаться на камере. Их тут же старались разогнуть, но часто это заканчивалось обламыванием пружины. Очень хрупкий материал.
Далее — вот эта кольцевая пружина. Тут всё просто на первый взгляд, но не спешите быстренько снимать её! Почему? А под ней находится ролик (сейчас увидим), фиксирующий стопы диафрагмы. Если эту пружину снимать как попало, то ролик выскользнет и… он же круглый, понимаете, да? (хитрый моргающий смайлик!) Придётся делать новый, найти, как правило, его не удаётся. А он закалённый…
Так вот. Если делаете это первый раз, то лучше снимайте пружину… ну, в коробке какой-нибудь, что ли. Или вот так, очень аккуратно, положите объектив на стол и легонько так отодвигайте её, пружину, к краю. Теперь вы знаете, где сидит ролик, поэтому потерять его будет труднее. Итак, пружину отогнули, вот он, ролик, в загустевшей и перемешанной с грязью смазке.
Аккуратно пинцетом снимаем его, протираем и прячем от греха куда подальше.
Это гнездо ролика.
Далее снимаем опорное кольцо механизма управления диафрагмой. Оно не даёт кольцу установки диафрагмы съехать с отведённого ему места. Для этого вывинчиваем стопорный винт и…
… отвинчиваем опорное кольцо против часовой стрелки.
Кольцо снято. Теперь вывинчиваем — здесь вывинчиваем полностью — винт сопряжения кольца управления диафрагмой с внутренним механизмом диафрагмы. Я рекомендовал бы нанести метку около этого паза, чтобы при сборке кольцо установить в том же положении. Диафрагму при этом устанавливаем в максимально открытое положение. Хотя, это не столь и важно.
Винт имеет вот такой профиль.
А теперь просто берём и снимаем лимб диафрагмы, после чего винт сопряжения ввинчиваем на своё место, чтобы диафрагма внутри нечаянно не рассыпалась. А то…
Ну вот, собственно, и вся разборка. Теперь смачиваем ветошку бензином и протираем корпус от старой смазки. Смачиваем не обильно, а то внутрь натечёт. А вам оно надо ещё и туда забираться? (смайлик, конечно!)
Всё чисто. Объектив готов к сборке.
После протирки получим что-то вроде вот этого. Можно собирать.
Вот, гляньте — это гнёзда, в которые заходит фиксирующий стопы ролик. Наносим смазку. Так, чтобы было, но не слишком обильно, чтобы внутрь не натекло. Это ЦИАТИМ-221F, он не испаряется и не боится температуры. До 150-ти градусов по крайней мере.
Равномерно распределяем смазку по детали.
А после этого смело надеваем лимб диафрагмы и ввинчиваем сопрягающий винт. Да, помните — мы метку поставили, чтобы всё собрать, как было, и винт вошёл в «родной» паз.
А теперь делаем вот что. Поворачиваем лимб диафрагмы до совпадения его с гнездом стопорного винта опорного кольца. Так будет сразу ясно положение, при котором винт и гнездо совпадут.
Навинчиваем кольцо до упора, затем отпускаем его назад до совпадения винта с пазом. Это как раз и будет то положение, при котором винт войдёт в гнездо. Ввинчиваем винт и фиксируем тем самым положение опорного кольца.
Переворачиваем объектив и даём смазку в паз ролика.
Затем отправляем ролик на место.
Устанавливаем пружину. Всё. Блок линз и узел диафрагмы обслужены.
Устанавливаем юстировочное кольцо.
Навинчиваем хвостовик на место до совпадения метки с лимбом диафрагмы. Разумеется, диафрагма находится в полностью открытом положении. При этом должен почувствоваться лёгкий упор, а затем хвостовик должен немного пойти в натяжку — прижимается юстировочное кольцо на свою посадку.
Фиксируем хвостовик винтом, следя за тем, чтобы винт вошёл в предназначенное ему гнездо. Вот всё!
Теперь об одной особенности конструкции диафрагмы. Видите, при величинах от 2,8 до 5,6, а особенно на диафрагме «четыре» лепестки диафрагмы образуют как бы девятиугольную звезду. Вот эту особенность оченно уважают поклонники рисунка в боке. При таких величинах диафрагмы в зоне нерезкости получаются своеобразные звёздочки. Нет-нет, я всего лишь о факте, а вы как хотите!
Вот какой красавец!
Ну вот, объектив установлен на камеру, нативная, так сказать, система.
К сожалению, адаптера «Contаx-Nex» у меня пока нет, но есть тут такое сооружение с помощью которого можно прицепить этот объектив на Sony.
Так вот что получается при полностью открытой диафрагме. Пятна геометрически правильной формы.
А вот во что они превращаются при диафрагме «четыре». Но… это я опять полез не в своё дело, а то получится, что «один из них механик… рассказал про многогранник» ©. Своё дело я сделал, а ищущий да обрящет (смайлик!)
Но без доли здорового перфекционизма и скрупулёзности за такое дело лучше не браться, а за часы — тем более.
Спасибо!
Спасибо!
Нет, И-23, это на Москве, он 6х9 крыл. Хороший, кстати, объектив.
Вот он в идеальном состоянии — «витрина».
================
У меня есть такой Ю-8, с старым К-4, когда-то давно снимал им.
Давайте уж тогда и про Гелиос-103 как-нибудь… :-)
Но не «как-нибудь» а с чувством, толком, расстановкой ))
Представляю себе такого серьёзного мужика в белом халате с очками и всякими там линзами на носу. А на столе куча деталек, разложенных по порядку и по местам. И вот человек берёт так аккуратно детальку, и на место её, одну, другую. А вокруг него народ смотрит, а он так: «Вот это нужно поставить вот так, а если иначе, то...» ))
Спасибо Вам большое!
Спасибо!
Если небольшой, то не трогайте. Иногда лечение хуже болезни.
А критика… «Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас!» ©
И что таким критикам скажешь? Дурака не перепрёшь, а сам только таким станешь.
Но получилось.
Конструкция там простая: два байонета с двух сторон, а посредине тубус, по длине соответствующий рабочему отрезку камеры.
диафрагма 5.6 (в предположении, что у обоих максимальное разрешение на этой диафрагме)
=-=-=-=-=-=
исходники 50 МП (!!! 22 Мб!!!) без обработки лежат тут:
https://drive.google.com/drive/folders/1HBeb7ugusFJOh8Qs2wgwPTH3DYorJu_J?usp=sharing
файл: P2161247.JPG — Юпитер-8
файл: P2161243.JPG — M.Z.D. 60 mm
разница видна даже на ресайзах до 2400 пикселей
Но сюда ( в комментах) грузится только с дополнительным сжатием
В размере 2400 пикселей:
P2161247_tmd_wb.jpg — Ю-8
P2161239_43_tmd_wb.jpg — M.Z.D. 60 mm
Это не имет отношения к боке и съемке мягких портретов. Просто оценка разрешения старой и современной ( под матрицы ) оптики.
Юпитер-8
MZD 60mm
Не получилось, даже маленькие изображения муська пережимает…
А что за прмспособа для nex?
Как бы то ни было объектив почистил, смазал, а как он стал «видеть», может показать только пленка или тест цифровой камере.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.