«А разобрать было бы интересно...» (wwest)
В 1958-м году в истории производства фототехники СССР произошло уникальное событие — Красногорский Механический Завод выпустил фотоаппарат «Старт», комплектовавшийся одним из лучших на то время объективом Гелиос-44, в основу разработки которого положен объектив Biotar. Конструкция, исполнение и качество компонентов Гелиос-44 «Старт» остаются наилучшими во всей истории «гелиосостроения» в СССР. Объектив имел замечательные характеристики, но что самое главное, технология изготовления объектива была выдержана на самом высоком уровне. Точность изготовления деталей, линз, которые имели обязательное чернение торцов и нумерацию каждой линзы. Линзы комплектовались по группам, сочетание которых обеспечивало заявленное качество. Поэтому этот объектив до сих пор интересен фотолюбителям, особенно тем, кто находит своеобразный интерес в зоне нерезкости изображения, и портретистам. Объектив конструктивно весьма непрост. Поэтому даже замена смазки в резьбах процедура довольно кропотливая, требующая внимания и определённых навыков. Но глаза боятся, а руки делают. Присаживайтесь поближе, друзья и уважаемые коллеги. «Мы начинаем
КВН!» ©
Общая информация и ТТХ
Объектив «Гелиос-44» выпускался в качестве штатного для камеры «Старт» на Красногорском механическом заводе с 1958 по 1964 год. Оригинальное байонетное крепление объектива не использовалось в других типах фотоаппаратуры, как в СССР, так и за рубежом. Все эти объективы оснащалась нажимной диафрагмой, привод которой при установке на камеру совмещался со спусковой кнопкой. Почти у всех «Гелиосов» для «Старта» диафрагма состояла из 13 чернёных лепестков, за исключением самых последних серий с 8 лепестками. Все объективы выпускались только в «серебристом» исполнении, и независимо от количества лепестков диафрагмы, считаются одной из лучших версий «Гелиоса-44».
Фокусное расстояние: 58 мм (58,60 мм)
Относительное отверстие: 1:2
Угол поля зрения: 40°28′
Размер кадра: 24×36 мм
Количество линз/групп: 6/4
Переднее вершинное фокусное расстояние: −34,25 мм
Заднее вершинное фокусное расстояние: 38,05 мм
Расстояние от первой до последней поверхности: 39,80 мм
Световой диаметр первой поверхности: ∅29,5 мм
Световой диаметр последней поверхности: ∅24,7 мм
Коэффициент светопропускания: Гелиос-44 — 0,81
Разрешающая способность по ТУ (центр/край): Гелиос-44 — 35/14 линий/мм
Оптическая схема:
Внешний вид:
Да, конструкция объектива сложная… хотя, нет. Не настолько сложная, насколько необычная и уникальная. Потому и технология репассажа будет отличаться от таковой, применяемой для ранее рассмотренных нами здесь объективов. Об истории создания камеры и «родословной» объектива в сети масса информации. Не думаю, что стоит повторяться. Но «сюжет отсутствует один» © — как разобрать эту конструкцию. Поэтому постараюсь сосредоточить повествование именно на недостающем. Снова нам быть первопроходцами. Но, как я уже говорил, глаза боятся, а руки делают.
Итак, ход диафрагмы затруднён. Фокусировка идёт рывками. Нажимное устройство западает. Следовательно, придётся извлечь блок линз из корпуса и привести в порядок соответствующие узлы, отвечающие за работу фокусировки, управления диафрагмой нажимного механизма.
Знакомимся с конструкцией объектива. В конструкции объектива применена система автономной нажимной диафрагмы. Имеется ввиду, что управление диафрагмой здесь осуществляется без какой-либо связи с камерой. То есть, установка диафрагмы и управление ею возможно и на снятом с камеры объективе. Такое невозможно, например, в широко известной системе камер Зенит. А здесь — пожалуйста! Разумеется, такая механика значительно увеличила размеры объектива, поскольку пришлось применить узел управления непосредственно связанный с оправой. Это та самая пресловутая кнопка на выносном плато. Подробнее механизм рассмотрим позже, при разборке и сборке оправы. А пока скажу, что посредством этой кнопки можно было установить режим нажимной (прыгающей) диафрагмы, в котором до нажатия на кнопку диафрагма открыта полностью, а при нажатии закрывается до рабочего значения. Второй режим, это режим постоянно установленной рабочей диафрагмы, то есть, «прыгалка» отключена и объектив работает в обычном классическом режиме. Переключение режимов осуществляется поворотом кнопки спуска и управления диафрагмой. На кнопке нанесена стрелка, по вправлению которой возможен поворот и переключение режима. Кроме того на кнопке нанесены символы — одна точка и две точки. Совмещение одной точки с меткой на корпусе толкателя включает режим нажимной диафрагмы, а совмещение двух точек включает рабочую диафрагму постоянно.
Как ни странно, а такой метод оказался очень удобен и в сейчас при установке объектива на цифровые камеры. Благодаря автономному управлению, функция управления диафрагмой объектива и на цифровой камере сохраняются. А это повышает удобство при работе с ним и на цифре.
Но оставим пока вопросы применения этого объектива для фотосъёмки в сочетании с современными цифровыми камерами. Задача — привести объектив к рабочему состоянию. Приведём его в порядок, тогда снимем парочку тестовых кадров. А пока предстоит кропотливая работа.
Вот так выглядит Гелиос-44 «Старт». Сразу же бросается в глаза рычаг управления диафрагмой, вот эта огромная кнопка. Над внешним видом тоже малость поработаем. Здесь пострадало от времени лишь кольцо фокусировки от частого прикосновения рук. Но пострадало заметно. Ничего, это почистим, но артефакты всё равно хоть немного, да останутся. Увы.
Вид объектива со стороны установку на камеру. Система «Старт» использовала уникальный байонет для крепления объектива на камере со специальной зажимной гайкой и рабочий отрезок камеры также был не стандартным — 42 мм, он короче рабочего отрезка большинства зеркальных камер, из-за чего возникают проблемы с использованием этого объектива на зеркальных камерах со стандартным рабочим отрезком. Зато никаких проблем не возникает при установке объектива на цифровые камеры с коротким рабочим отрезком.
Лицевая сторона объектива. Здесь выгравированы символ Красногорского Механического Завода, название объектива — Гелиос-44, светосила и фокусное расстояние. Линзы в прекрасном состоянии. Хорошо видна кнопка спускового устройства и стрелка на ней, указывающая направление переключения режима работы диафрагмы.
Ну вот, раз теперь нас представили друг другу (см. Алису в зазеркалье), можно приступить к разборке объектива. Первым делом снимем кольцо фокусировки, а за ним декоративное кольцо, закрывающее резьбу геликоида. Для снятия кольца фокусировки нужно отпустить три винта по окружности кольца и просто снять его после этого…
… а декоративное кольцо без усилий свинчивается против часовой стрелки. Вот так.
Теперь подготавливаем к демонтажу кольцо установки значения диафрагмы. Именно так — значения. Поскольку диафрагму до установленного значения закрывает другой, рычажный механизм. С ним нам ещё предстоит познакомиться. Для начала устанавливаем кольцо в положение, соответствующее диафрагме «2». Вывинчиваем вот этот винт. Он один на кольце. Этот винт связывает кольцо установки с поводком механизма управления диафрагмой. А вот само кольцо вращается на резьбе. Резьба мелкая, один заход. Так что просто свинчиваем кольцо по направлению к передней линзе объектива.
Так выгляди винт кольца диафрагмы.
Теперь поворачиваем объектив тыльной стороной вверх. Здесь нужно вывинтить направляющую втулку толкателя спуска и три винта, удерживающие плато кнопки спуска.
Внимание! Втулку вывинчивать только за отверстия на этой втулке. Ни в коем случае не захватывать втулку утконосами или чем-то в таком роде за выступающую часть. Втулка мягкая и шток, перемещающийся в ней, подогнаны практически без зазора. Если сомнёте втулку, делу конец. Так что осторожно. Точная посадка штока важна для правильной установки значения диафрагмы.
Вот так её аккуратненько вывинчиваем. Затем винты.
Кольцо диафрагмы снято, плато кнопки подготовлено к демонтажу.
Плато с кнопкой сидит на направляющих штифтах. Слегка аккуратно поддеваем плато отвёрткой…
… и вот механизм разъединяется.
Это шток толкатель. Видите фигурную выточку? В неё входит рычаг, закрывающий диафрагму до рабочего значения.
Сейчас я нажму на кнопку. Вот так (опять мой маникюр в кадре...). Так эту часть детали можно рассмотреть подробнее. Работает она так. Если шток повёрнут выборкой к рычагу, то это режим прыгающей диафрагмы. Если стороной без выборки, то это режим постоянной рабочей диафрагмы.
Сейчас можно извлечь блок линз из стакана корпуса объектива. Для этого отпускаем пять винтов по окружности стакана, не забыв прочертить метку вот здесь в положении установки на бесконечность. Это упростит сборку.
Отпускаем винты и вынимаем блок линз из стакана. Такая вот нестандартная конструкция. Мало того, здесь применён двойной геликоид. И чтобы разобрать эту систему…
… поворачиваем блок линз к себе вот этой стороной и вывинчиваем винт сопряжения геликоидов. Вот только легко сказать «вывинчиваем»! Залёг серьёзно. Но ничего. Сейчас я накапаю на него малость WD-40, а пока винт будет отмокать, займёмся другим.
Так что пока винт отмокает, рассмотрим устройство управления диафрагмой, смонтированное в стакане корпуса. Перед нами подвижное кольцо с поводком. Обратите внимание на то, что кольцо выполнено эксцентриком. Толщина кольца изменяется по определённому закону. Видны гнёзда фиксации положения кольца. А с торцевой поверхностью кольца соприкасается рычажок. Соответственно, угол поворота рычажка зависит от положения эксцентрика кольца. Именно так определяется, до какого значения будет закрыта диафрагма. Малейшее нарушение в этой системе ведёт к неправильной установке диафрагмы. Так что мы тут аккуратненько, лишнего не трогаем. Чистим, промываем, но лучше не разбирая.
На этом фото нагляднее видно, как сопрягается рычажная система с эксцентриком. А второй рычаг, большой, взаимодействует с нажимным штоком и закрывает при нажатии на него диафрагму до значения, определяемого поворотом кольца эксцентрика, и положения маленького рычага относительно большого. Да, однако…
Мы тут всё вымоем, вычистим, смажем. Всё заработает.
А это — поводок. Помните, мы вывинтили винт из кольца установки диафрагмы? Так вот этот винт сопрягает кольцо именно с этим поводком через паз в поводке. Кажись, разобрались.
Возвращаемся к геликоиду. Вывинчиваем винт, освободившийся под действием WD-40.
Вот этот винт.
Теперь отвинчиваем внешнее кольцо геликоида. Здесь обычная правая резьба, один заход, так что просто отвинчиваем против часовой стрелки.
Снимаем внутреннее кольцо геликоида. Здесь многозаходная резьба.Так что при сборке нужно будет попасть в нужный заход. Всё. Разборку на этом заканчиваем. Дальше всё рабочее, так что трогать там ничего не надо. И — приступаем к чистке.
Итак, «Время разбрасывать камни, и время собирать камни». Разбросали, почистили. Результат налицо и на белом чистом листе бумаги. Пришло время собирать. «Начнём, пожалуй...».
А начнём с того, что смажем шток толкателя и выборку толкателя. Как всегда, выручит ОКБ-122-7. Кстати, подходит к концу. Надо подумать о покупке новой смазки.
Затем обслужим стакан. Смажем ходовую часть кольца эксцентрика. Наносим смазку и, вращая кольцо, аккуратно распределяем смазку по ходовой поверхности. Вот как легонько побежала.
А раз коль мы и сюда добрались, то и механизм закрытия диафрагмы приведём в надлежащий порядок. Вывинчиваем винт, удерживающий два рычага механизма, и снимаем нажимной рычаг, большой рычаг.
Посмотрите на конструкцию этой детали внимательно. Шаровые опоры, притом регулируемые. Три штуки. Да, дорогой был фотоаппарат…
Этими винтами выставляются рабочие зазоры опор и фиксируются контргайками.
Поднимем маленький рычаг, рычаг, передающий информацию о значении диафрагмы от эксцентрика к нажимному рычагу — не пускать его дальше, чем приказано.
Под рычагом шайба (см. стрелку). Вычищаем всё то, что не вычистилось во время мытья в бензине. Закладываем смазку — тут тоже усердия особого не прилагаем. Столько, сколько надо, и не более.
Затем собираем узел. Всё. Стакан оправы готов к установке блока линз. Отложим обслуженную деталь в сторону и займёмся геликоидом.
Наносим смазку на витки резьбы, распределяем её по поверхности, также смазываем внутреннюю часть наружного кольца геликоида и начинаем ловить заходы. Навинчивается кольцо против часовой стрелки.
Долго ли, скоро ли, но резьба садится на место. Тут не очень удобно, нет видимых ориентиров. Да и я малость при разборке проморгал при разборке. Так что пришлось малость потрудиться.
Теперь устанавливаем внешнее кольцо геликоида, управляющее.Здесь резьба в один заход, но есть нюанс установки. Смазываем резьбу, навинчиваем внешнее кольцо геликоида на внутреннее кольцо. Навинчиваем до упора. Затем отвинчиваем кольцо до совпадения отверстия винта с пазом ползуна. Но это не всё. Отвинчиваем кольцо ещё на один оборот назад опять же до совмещения отверстия винта с пазом ползуна. Вот. Теперь устанавливаем винт. Если сделать иначе, нарушится юстировка объектива с камерой.
Далее отправляем собранный блок линз в стакан. Прежде всего поднимаем вверх поводок большого рычага управления диафрагмой. Затем совмещаем ранее нанесённую метку с индексом на оправе (стакане) и вставляем блок линз в стакан. Проверяем совпадение гнёзд винтов с винтами. Закрепляем пятью винтами блок линз в оправе.
Собираем узел кнопки нажимного механизма. Здесь следим за тем, чтобы плато правильно легло на направляющие штифты.
Затем ввинчиваем на место втулку и закрепляем плато с кнопкой тремя винтами. Проверяем ход кнопки. Ход должен быть свободным, ровным без помех движению.
Возвращаем на место кольцо установки значения диафрагмы. Смазываем резьбу. Не обильно. Навинчиваем по резьбе кольцо до совпадения с индексом и настолько, чтобы хватало продольного хода кольца при установке диафрагмы.
Фиксируем кольцо винтом, следя за тем, чтобы хвостовик винта попал в вилку поводка подвижного кольца эксцентрика.
Навинчиваем декоративное кольцо.
Вот так. Тут никаких проблем.
И — устанавливаем кольцо фокусировки объектива. Тут тоже всё просто. Надеваем кольцо, совмещаем лимбы, проверяем совпадение гнёзд винтов с винтами. Зажимаем винты. Готово!
Но давайте заглянем вовнутрь. Видите, как всё зачернено? Вот это оно и есть — соблюдение технологии.
Ну вот. Пора сменить камеру мобильного телефона на камеру малость солиднее, полюбоваться сделанной работой и задокументировать результат.
Перед нами нативный вариант — фотокамера «Старт» с объективом Гелиос-44.
А вот футуристический вариант — фотокамера Sony a5000 с установленным на неё через адаптер объективом «Старт» Гелиос-44. Точнее, здесь понадобятся два адаптера. Первый, L39-NEX, в качестве же второго — удлинительное кольцо для фотоаппарата «Старт». Да, уникальный дефицит, но найти можно. При таком симбиозе подобрать рабочий отрезок абсолютно точно возможности нет, и объектив чуток «перебегает» за бесконечность, но это не играет роли. Хотя, если для постоянной съёмки, то вполне можно подобрать котировочное колечко.
Вот оно, удлинительное кольцо для фотоаппарата Старт с переходом на М39
Сделаем несколько снимков. Меня просили показать зону нерезкости. Вот, прошу!
Первые два снимка сделаны с рук. ISO — 2000, свет слабый. Диафрагма 2,0. Выдержка 1/80.
Этот снимок выполнен в тех же условиях.
А тут я всё же не поленился поставить камеру на штатив. ISO — 2000, выдержка 1/200 (включил люстру), диафрагма — 2,0.
Ну и при дневном свете. Увы, без ресайза никак. Так что 2048 по горизонту.
Как бы ни был прав Экклезиаст, говоря, «Всему свое время, и время всякой вещи под небом», на каждого мудреца довольно простоты. В умелых руках объектив Гелиос-44 «Старт» способен показать себя с самой хорошей стороны.
P.S.
Случайно набрёл на плёночный кадр, снятый Стартом во время оно, ещё в плёночную эпоху.
Чтобы на кропе получить бокэ нужно соблюсти кучу условий.
Объектив — крутит, потому что ВСЕ линзы Гелиос имеют дефект, который стал достоинством.
Кроп тут ни при чем.
двоящееся\троящееся\т.д. боке ценности НЕ представляет
вот парный кадр (сравнение двух 85мм портретников)
по размытию красного пятна можно судить о боке
а вот результат, к которому это приводит (см. задний план)
Но размытие фона будет тем больше, чем дальше объект в фокусе будет удален от этого самого фона.
Зная это, можно добиться нужного значения размытия в разных условиях.
А результат в обоих случаях не очень, кстати говоря. Перекошенная дама с заболоченным прудом на фоне. Не знаю что тут сказать)
В общем, имхо, то, что вы приняли за искажение объектива, им не является.
И еще немалое фокусное расстояние, чтоб ГРИП не была равна бесконечности, а также правильные лепестки диафрагмы, ну и стекла качественные, имхо
Чтобы боке красиво
Известный факт, что это баг, ставший фичей.
Да и на фотках (часы) четко видно, что размытасть идет вокруг центрального изображения (сфокусированного), а не заднего плана.
Тогда естественно у такого объектива будет боке: задача объектива — собрать лучи света, вышедшие/отразившиеся от [каждой] точки объекта съемки в [соответствующую] точку на матрице/фотопленке. Любой объектив, имеющий ненулевые размеры, каким бы идеальным он не был может это сделать только если отображаемый объект находится ровно на расстоянии фокусировки. Ближе/дальше и на матрицу будет проецироваться уже не точка, а кружок (для круглого идеального объектива). Границы ближе-дальше, при которых глазом этот кружок воспринимается как точка зовутся глубиной резко изображаемого пространства, все, что за этими границами идет в размытие, чем дальше (ну и ближе) — тем больше.
Вот я тоже был фотобарахольшик с пленочных времен. Да еще в 90-е на рынках чего-то покупал. И собралось несколько фотокамер, немало объективов, вспышек ( 300 вольт на синхроконтакте, современные цифрофотики убивает запросто), переходников всяких. Ну. как-то собрался с мыслями и посмотрел Индустар-61ЛД/З и Гелиос — 44-7 ( максимальное разрешение у советских, хотя бы по центру) на современой многомегапиксельной матрице (Олимпус, матрица еще и меньше полного кадра). Результат ( по сравнению с современными объективами Олимпуса настолько удручающий ( как в примерах этого топика, мыло — мыльное), что я все (фотики, вспышки, переходники, объективы) собрал в мешок и увез на дачу. Для музейного изучения пра-правнуками. Туда же отправились и несколько цифромыльниц ( покупались с 2004 года). А что еще с этим делать?
======
По поводу механик-фотограф.
Ну, хотя и принято выкладывать фотки без обработки, но автоконтраст-то можно делать, чтобы максимальный диапазон монитора использовать. Кстати. то что автоконтраст заметно меняет фотку, говорит о том, что чернение советских времен не очень-то помогло от засветок.
По поводу минуса. Дело не только в недостатке разрешения у старых объективов. и в отсутсвии резкости. Они, часто еще и малоконтрастные ( при этом, очевидно, я ж не КЭП, чтобы все писать, что контраст снимка еще и от освещения зависит). Страдает микроконтраст, а он часть «разрешения» визуального.Сделайте каминг, скажите, минус за что, если написана очевидная вещь?
Ещё и «реально»? ))
Судя по тому, что главным критерием для вас является разрешение по центру и контраст — есть некоторые сомнения ))
Или о чём ещё? О фотокриминалистике?
С мИрами и снимками кирпичных стен? )))
А зачем/почему? ))
Вы поймите — каждому своё. Если вы видите ДЛЯ СЕБЯ, что некий ваш объектив ДЛЯ ВАС лучше другого — так это вполне нормально.
Ненормально — с шашкой наголо врываться в чужое мнение/вкусы раздавая оценки )))
Вкратце так.
Ладно.
Миру-мир ))
А автоконтраст — лишнее в данном случае, как по мне. Ну вот совсем.
Особливо, в вашем исполнении, с проваленными тенями )))
Ну то такое. ))
Но вот сразу: «монитор подкрутите» )))
Понимаете о чём я? )))
Может у Вас какой-то особенный, строго линейный…
Фотошоп?
Сами то поняли какую чушь написали?
Выразил своё несогласие с данным утверждением, так как мне нравится Муська интересная и многогранная.
Кроме того, никто никого не заставляет читать все топики — некоторые можно и пропустить.
В своё время в комментах к моим статьям вакханалия какая-то с выпадами «а это тут зачем» (очень удивляли меня охранители паяльниковых жал и блоков питания. А потом ничего, даже раздел появился «сделай сам» (и призовой фонд подрос неплохо), чему очень и очень рад, но писать уже не могу.
П.С. Автору плюс.
Люди и на МТО снимают ради бубликов
И на монокли
Там есть диалог:
— Вы думаете, если надели кимоно, то стали японцем?
Суть в том, что для того, чтобы снимать моноклем, нужно быть Георгием Колосовым. Другим же брать в руки этот инструмент строго противопоказано.
Не удержался, простите…
А во вторых у каждой произведенной модели линзы есть свои недостатки и когда эти Гелиосы были лучшим из доступного с этими недостатками боролись а не выпячивали пытаясь представить как некий атмосферный креатив.
При этом они, в большинстве своем, превосходят бюджетную фирму по части разнообразных искажений, позволяют получать разнообразные художественные эффекты, да и просто рисуют довольно приятно (по крайней мере, некоторые). А еще на постсоветском пространстве их осталось весьма много, цена их невысокая, и можно позволить себе разжиться неплохой пачкой за цену одного фирменного, чем и привлекают начинающих и не только фотографов, которые, зачастую, постоянно находятся в творческом поиске и один, но супер совершенный и идеальный объектив, им по просту не очень-то и нужен.
Вы таки становитесь на верный путь в рассуждениях. ))
Суть которых в том, что по «рисунку» некоторые советские фиксы (большинство из которых, в свою очередь, по сути немецкие) оставляют далеко сзади если не все, то подавляющее большинство дорогих зумов )). О бюджетных даже заикаться не стОит.
И некоторые «фиксы» тоже ))
Если, конечно, не снимать нашим старьём в контровом свете ))))
А цена — 3 рубля пучок.
На мифах с фотору? Или юыли собственные эксперименты и есть результаты?
И что немецкого осталось в фиксах? Схема оптическая или таки состав и качестао стекла и просветления?
Каких, например, дорогих зумов? Кэнон L? Nikon? Fujinon?
А заявленными вами 50/30 линий/мм обладает Гелиос 44М-7, а еще лучше этот показатель у Зенитар-М2s — 63/32 линий/мм
По всем параметрам он будет лучше, особенно по цветопередаче и контрасту, за счёт просветления. Ну и по разрешению на открытых тоже, оптические схемы ушли вперёд.
Например 12 линз имея 24 поверхности теряют на них по 3-5% света.
24 х 3%= 72% света и ваш объектив не пропускал бы свет.
Основные чудесные параметры современных О достигнуты вычислительной техникой(расчёт объектива) и новыми марками стекла и пластика.Пластиковые линзы позволили массово применить линзы сложных не сферических форм (асферические линзы), заменяя по сути группу линз.А также ТОЧНЫМ автоматическим производством а не в ручную как раньше.
Раньше О считали в ручную на логарифмических линейках по старым формулам.А стекло варили «на глаз» мастера хоть и по немецким рецептам НО из местного сырья.
24 х 3%= 72%1 — 0,97^24 = 52%
Это для примера.И это сколько света будет потеряно примерно.
50% это тоже дофига и больше.
Засуньте в вашу формулу потери в 5%: объектив вместо света тьмой рисовать начнет?
А физику учили? Абсолютно плоская БЕСКОНЕЧНАЯ линза.
Используется кстати при расчётах оптики.Данная математическая модель.
Про примеры и абстракцию вы точно не слышали.Ха-ха.
У авторов то с математикой с вами всё в порядке?
причина: нужно управление диафрагмой именно колёсиком
Посмотрите фото времен моих изысканий в этой области.
Вправо уходит рычаг старинного фотоувеличителя «чемоданчика», вместо родной проекционной головки закреплена головка от более современного увеличителя типа Юность с резиновым мехом для фокусировки на различном расстоянии. А синенькое сверху головки — это китайская курсовая камера для квадрокоптера или авиамодели. Камера со своим объективом и установлена на фокусном расстоянии от Гелиоса при сжатом мехе увеличителя.
Зависимости такие — сжали мех, фокусировка на минимальном расстоянии с максимальным увеличением. У меня это порядека 5см от стола. Подняли головку выше, на 40-50-60см, требуется выдвинуть мех для достижения фокуса. Я фокусировался на 70см от стола, максимально, но для работы достаточно поднять головку на 30-40см, чтобы она не попадала в ваше поле зрения за столом. На Гелиосе установлен поляризованный прозрачный светофильтр для устранения/уменьшения бликов от подсветки. Смотрю на старом 14" ЖК мониторе, спецом такой искал, чтобы поменьше был. Собиралось все это достаточно давно, сейчас бы сделал все получше и на другой «элементной базе»
3Мп -??? Тогда понятно-китайского 3х линзового О ей за глаза.И её без разницы какой Гелиос или Индустар стоит -она разницы не увидит.
А для такого прибора как китайский юсб типа микроскоп -пофигу.Всё равно работает только центральный участок О.
Не понял юмора? Как это в макро не важно разрешение???
Дело в том что с маленькой китайской матрицей работает только центральный участок О, а у всех О с центральным участком всё в порядке.И с китайской матрицей вас ограничивает не объектив а сама матрица -её разрешающая способность, поэтому и не видите разницы между весьма различными О.
При пейзаже и панораме максимальное разрешение как раз не так важно.Вся прелесть пейзажа не в мелких деталях. И разрешение в панораме нужно только при шпионской съёмке американского авианосца с советского корабля, потому что он зараза в кадр не влазит-приходится склеивать 5-6.Или 3 панорамы Горизонта.
Посмотрите, фото с экрана 18" телевизора в процессе лабораторных испытаний микроскопа.
Фокус 25см.
как-то собрался с мыслями и посмотрел Индустар-61ЛД/З и Гелиос — 44-7 ( максимальное разрешение у советских, хотя бы по центру) на современой многомегапиксельной матрице (Олимпус, матрица еще и меньше полного кадра). Результат ( по сравнению с современными объективами Олимпуса настолько удручающий… что я все (фотики, вспышки, переходники, объективы) собрал в мешок и увез на дачу. Для музейного изучения "
В общем, да; хороший современный полтинник, пусть даже и недорогой,
по всем параметрам он будет лучше, особенно по цветопередаче и контрасту, за счёт просветления. Ну и по разрешению на открытых тоже, оптические схемы ушли вперёд.
Но вот ретро… прелесть старой оптики… многим нравится.
Что взяли у немцев? Оптическую схему-4 колеса у Форда.
Но были и копии как фотоаппарат Киев/Контакс.Вывезли завод по репарации в Киев на завод Арсенал.
А потом сами, с помощью немецких конструкторов, Киев-10, Киев -15.
Не имеющие аналогов, до сих пор.
Я буду настойчив как отец Фёдор к инженеру Брунсу из бессмертного произведения тов. Ильфа и тов. Петрова ))
«Не по собственной дерзости, а токмо волею пославшей меня жены...»© Ленинград мой по-прежнему ждёт вашей милости. ))
А вот статьи ваши по профилактике фототехники надо бы как-то где-то увековечить в сборе, в одном месте.
Может, хотя бы на фото.ру?
А про уровень — вы в самую точку. )))))
Ну вот у Абрамова гляньте.
Но таки, к «Ленинграду» как к серийному аппарату это не имеет никакого отношения от слова совсем. Абсолютно другая камера…
А тот, что пошёл в серию, у него затвор от Зоркого-4, включая замедлитель на двух опорах, которому свойственен перескок пальца. Потм там ухитрились отлить из силумина раму дальномера, а при каждом ударе пружины… в общем, довольно мало экзепляров, у которых эта рама не расколота, а ремонта ей нет. И при разборке с ней возни… Ну а так интересный аппарат, да. Особенно видоискатель. Правда, работать им удобно только при 35 мм на камере. Мне ещё Ленинград бровь выдирал маховичком обратной перемотки. Есть такой фокус у него.
А вот курок прототипа… эх, покопаться бы в нём… но это несбыточная мечта.
И в камере «Спорт» тоже шторный затвор — с одной металлической ламелью и зеркалом. Кстати, живой «Спорт» видел, рассматривал, но завести его мне не позволили )
Про «Родину» слышал, как курьёз: никчёмный гибрид бульдога с носорогом.
А вообще было уже немного.
Так их во всех мире было не очень много в те годы, удачные схемы копировались десятилетиями друг у друга.
Это в последние лет 25-30 пошёл расцвет новых оптических схем.
Были и другие схемы.Для военных, аэрофото объективы.
Для бытового потребления старались взять самое лучшее но по дешевле, поэтому копирповали или вывозили заводы как фотоаппарат Киев 1-3(Немецкий Контакс).Так что в основном копировали только СХЕМЫ оптики.
Чтобы скопировать оптику надо купить ЗАВОД, рецептуру варки стекла, мастеров, сырьё.
Как это сделали в 33 году купив у Цейса завод по производству прицелов.Где немецкие мастера работали до 40 года передавая секреты производства и материалы.Немцы в 1943 высоко ценили советские копии снайперских 4х «немецких» прицелов, выше своей продукции разбомбленных заводов.
Аналогично был закуплен и завод ФЕД, поэтому их качество мало отличалось от Лейки.
Всех благ, Мастер!
LePart, спасибо вам. Тут каждый рассказ неоценимое руководство. Ещё и такое, что нигде не найти.
Но — большое Вам спасибо!
Спасибо!
Смакование, сравнения и попытки сарказма оппонентов-в песочницу!(-в мусорник..). И, хочется спросить
лишь одно: а вам слабо?!
И отдельное спасибо за то, что, благодаря вам, мы пробуем старую технику на новых фототушках, и получаем интересные эффекты. Что когда-то было «мутью» — становится с годами художественным приемом. Ведь «звенящая» плоская резкость новых стекол уже приелась многим. Чем больше таких интересных опытов — тем лучше.
Ну и собрать, конечно и настроить? ))
Но тут вот какое дело. Разобрать не проблема. Но Вы представляете объём этого рассказа? Если иллюстрация ремонта часов требует около сотни фото, так один только узел замедлителя Зоркого-4, это почти часы. Тут либо придётся рассказывать о том, как разобрать камеру, в одном рассказе, в другом — как собрать, а в третьем рассказывать о настройке, юстировке и прочем. Просто за один раз никто этого не осилит прочитать. Плюс придётся привести примеры фотосъёмки этой камерой после ремонта. А это плёнка, проявка, сканирование… Не хочу, чтобы это выглядело, как у некоторых авторов сайта, где «сегодня я вам расскажу о том, как я в эту конструкцию вбил два гвоздя, а вот в следующем обзоре о том, как в неё же ввинтил три шурупа». Но если Общество такому не воспротивится и поймёт правильно, то можно попробовать. Но это очень большая работа. Не столько работа перебрать, хоть и это отнимет немало времени, но и подготовить документацию и описание процесса. Может, по узлам попробую или без подробностей. В общем, посмотрим. Авось чего надумаю. Нет, можно конечно «галопом по Европам», но если делать, так обстоятельно.
Сегодня понял какой момент для меня самый драмматичный во всех обзорах LePart.
Разобрать то не проблема а вот когда надо начать сборку… именно в этот момент меня посещают мысли о бренности бытия и собственном ничтожестве.
Обзор хорош как всегда, спасибо что поделились.
Для чего?
Как руководство по ремонту — просто великолепно, на серии фотоувеличителей Гелиос как раз великолепно подходил…
Спасибо!
Но это из разрада «Как правильно прошить рантованные кожаные болотные сапоги» — во-первых, это раритет… Во-вторых, 99%, что те, что вам встретятся, будут с лопнувшей кожей и непригодны к эксплуатации.
Хорошей камерой был «Старт», жаль, не потянули его красногорцы. Создатели его держали в уме швейцарские камеры «Альпа», у который впервые появились объективы с репетиром диафрагмы. Но именно, что держали в уме — конструкция «Старта» совершенно самостоятельная.
«Старт» умер ещё до рождения. Устарел, пока его разрабатывали, потому что догоняли, а не опережали. Зато благодаря этой разработке у нас появился «объектив всех времён и народов СССР» — Гелиос-44. До сих пор все они в деле. Особенн Г-44-2, как оптимальный.
Да и по резкости тоже хотя именно этот я и не знаю.
Г81 на порядок лучше.
зы. вопрос знающим, у меня Nikkor 20mm 2.8, постоянно залипает диафрагма в открытом положении, помогает обработка лепестков бензином, но видимо где-то смазка затекла и через месяц все по новой) Может кто знает как решить эту проблему. Сам диафрагменный узел очень маленький и видимо сил пружине не хватает на быстрый «прыжок»)
морокалюбовь.Каждая публикация интересна и нова.
Спасибо!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.