Здравствуйте, достопочтенные читатели, а в особенности — любители астрономии и фотографии. Пару месяцев назад, обозревая астрономический сверхбинокль, я посетовал на отсутствие у меня подходящей для него монтировки. Как вы наверняка догадались по заголовоку обзора, одними лишь сожалениями я не ограничился, а начал возводить подходящую опору для данного астрономического инструмента, сердцем которой стала монтировка Omega tilt head Spica.
Монтировка эта не менее экзотична, чем бинокуляр, для которого она была приобретена: достаточно сказать, что в русскоязычном интернете упоминаний о ней практически нет. Обзор призван исправить эту вопиющую ситуацию, тем более, что Berlebach Spica оказалась монтировкой весьма достойной, хотя и не без нюансов.
Едва получив долгожданный бинокуляр, я поспешил приступить к его эксплуатации, и даже успел пронаблюдать в него комету 46P/Wirtanen. Прогнозы на эту комету выглядели многообещающе, однако в действительности она отнюдь не блистала во всех смыслах слова, представ перед нами блеклым туманным пятнышком, не без труда, но различимым в приличный бинокль. Те, кто помнят весну 97-го, когда комета Хейла-Боппа вечерами висела над горизонтом, вид кометы Виртанена нашли бы разочаровывающим. Увы, последняя комета ушедшего года так и не смогла прервать тоскливый марафон, проходящий под девизом «Двадцать лет без ярких комет».
Вынужденно немногочисленные наблюдения подтвердили: использовать бинокуляр, устанавливая его на обычную шаровую головку, крайне неудобно и передо мной в полный рост встал вопрос о приобретении специализированной монтировки.
В настоящее время для установки крупных биноклей на штатив чаще всего используются различные варианты вилочных монтировок:
Вилочная монтировка APM
«Полувилка» Tecnosky eLLe
Такая конструкция проста, надёжна и отлично работает со многими биноклями. Главный недостаток — расположение центра масс системы «бинокль-монтировка». Он, как нетрудно заметить, находится где-то выше центральной штанги штатива и смещён относительно её оси. А ещё, если бинокль не очень хорошо сбалансирован, в незакреплённом состоянии он либо «клюнет» объективом вниз, либо задерётся вверх.
От всего этого свободны азимутальные монтировки оригинальной конструкции, получившей популярность сравнительно недавно. Настолько недавно, что у этого типа монтировок нет даже устоявшегося названия. Однако интерес к ним растёт, и причины этого вполне понятны: такая конструкция компактнее, чем «классическая» азимутальная монтировка T-образной формы, что особенно ценно в условиях ограниченного пространства.
Однако без недостатков тоже не обошлось, и главный из которых — чувствительность к балансировке. Очевидно, что если по каким-то причинам вес оптического прибора сверху окажется не скомпенсирован противовесами снизу, система окажется в неустойчивом равновесии и перевернётся, что для полезной нагрузки наверняка закончится плачевно. Избежать этого можно, дав небольшое преимущество противовесам. После этого «сальто-мортале» полезной нагрузке уже не грозит, а управляемость монтировки практически не изменится.
Как я уже говорил, монтировки такой конструкции пока что редки: в заводском исполнении мне удалось найти лишь одну-единственную модель: «Omega tilt head Spica» производства немецкой фирмы Berlebach, известной своими штативами.
Omega head Berlebach Spica
«Omega head» она названа, видимо, потому, что формой отдалённо напоминает заглавную греческую букву «омега» (Ω), ну а «Spica»… Спика — самая яркая звезда в созвездии Девы, кроме сего факта более ничем не примечательная.
На карте Спика отмечена красной рамкой
Лучше всего она видна поздним вечером в начале мая в южной части неба. Первой звёздной величины с точностью до нескольких сотых, бело-голубого цвета, немного переменная (но не настолько, чтобы это можно было заметить невооружённым глазом), двойная (но её спутник настолько слаб, что требует для наблюдений как минимум 100-миллиметровый телескоп). Правда, это одна из двух самых ярких звёзд весеннего неба — однако лишь оттого, что весеннее небо вообще небогато на яркие звёзды. Кстати, в номенклатуре Berlebach это не единственное «звёздное» изделие: более компактный и лёгкий вариант монтировки носит имя «Castor» в честь звезды Кастор (альфа Близнецов и вторая по яркости звезда этого созвездия).
Технические характеристики монтировки следующие:
- Вес: около 3 кг
- Крепление телескопа: «ласточкин хвост» стандарта Vixen
- Посадочное гнездо для установки на штатив: резьбовое, 3/8"
- Применение: для установки телескопов, телеобъективов и бинокуляров весом до 15 кг
На практике это означает возможность установки телескопов-рефракторов диаметром до 150мм, бинокуляров диаметром до 120мм и практически любых телеобъективов. Некоторые вопросы вызывает гнездо с резьбой 3/8": это крепление широко используется в фотографии, а вот для установки на треногу или колонну от астрономического оборудования, вам потребуется либо переходник за 44 евро, либо токарный станок и дюймовый метчик.
Купить монтировку можно как непосредственно на сайте производителя, так и во многих европейских интернет-магазинах астрономических принадлежностей, включая хорошо мне знакомый Teleskop-service. Его услугами я решил воспользоваться и на этот раз.
Оформив заказ и оплатив его через Paypal, я погрузился в ожидание. На этот раз посылка шла заметно дольше, чем обычно: три недели вместо привычных 13-16 дней. Тем не менее, все её передвижения благополучно отслеживались по треку вида CKxxxxxxxxxxDE.
По истечении трёх недель я отправился на почту, получил долгожданную коробку, и ужаснулся.
Посылка выглядела так, будто кто-то хотел отомстить ей за все преступления Третьего Рейха. Измятая, пробитая в нескольких местах, с десятисантиметровым сквозным прорезом в одной из боковых стенок — и это несмотря на немецкий красный скотч и наклейку с надписью «Осторожно», приклеенную уже в Казани на сортировке. К счастью, в действительности ничего особо хрупкого внутри не было, а то, что было, немцы дополнительно завернули в несколько слоёв упаковочной бумаги.
Продравшись сквозь груды упаковочной бумаги, я обнаружил одну большую коробку с монтировкой и две поменьше, которые к монтировке отношения не имеют: кроме неё я заказывал ещё пару деталей.
Монтировка поставляется в плотной картонной коробке размерами 36×36×15см, о содержимом которой можно догадаться лишь по небольшой бумажной этикетке с надписью «OMEGA Kopf SPICA» и изображением монтировки. Кстати, по ходу ли доставки, или при досмотре на таможне, но боковая сторона этой коробки также получила пробоину.
К счастью, в Berlebach приняли меры даже на этот случай: вскрыв коробку, мы видим, что монтировка внутри завёрнута в несколько слоёв пузырчатой плёнки, а весь этот полиэтиленовый кокон дополнительно окружён амортизирующими пакетами.
А ведь в коробке — повторюсь — не было ничего такого, что можно бы сломать без приложения немалых усилий. В общем, победа в матче «Berlebach против объединённой команды почтовиков и таможенников» безоговорочно присуждается немецкому производителю астро- и фотооборудования.
Разворачиваем плёнку и достаём монтировку. Можно начинать восхищаться:
Я, честно говоря, полагал, что монтировка приедет в полуразобранном виде и придётся минут десять потратить на «вкрутите винт А в отверстие Б», а тут такое счастье — можно немедленно устанавливать монтировку на штатив и приступать к наблюдениям. Однако погода за окном стояла совсем не наблюдательная: при температуре ниже -20° я оптические приборы без крайней необходимости на мороз не выношу. Поэтому я почёл за благо начать обозрение монтировки в домашнем тепле, а вопросы эксплуатации в условиях сибирского климата оставить на потом.
Первое, что чувствуешь, извлекая монтировку из коробки — её масса. На фото она выглядит лёгкой и ажурной, в реальности же тянет на 2.8кг. В сравнении с другими монтировками для небольших и средних телескопов это довольно скромно, а вот в мире фототехники такая «штативная головка» сразу попадает в категорию супертяжеловесов.
Монтировка практически целиком металлическая, причём металла на монтировку не жалели: П-образная рама собрана из брусков толщиной 10 и 14мм соответственно. Из пластика изготовлены лишь штурвальчики на винтах.
«Made in Germany by Berlebach»
Корпус монтировки анодирован в чёрный цвет, а в качестве дизайнерского изыска на каждый из основных узлов белой краской нанесена надпись «Made in Germany by Berlebach». В остальном дизайн монтировки несколько старомоден: астрономическую технику с округлыми формами в наши дни встретишь нечасто.
Стальные оси диаметром 20 миллиметров для установки противовесов ввинчены в резьбовые отверстия в раме и выступают на 10 сантиметров. Этого достаточно, чтобы надеть на на каждую из них, к примеру, по два 3,5-килограммовых противовеса SkyWatcher. Как я заметил в процессе эксплуатации, оси склонны к самовывинчиванию, поэтому, если частая разборка монтировки не планируется, есть смысл сразу посадить их на фиксатор резьбы. Кроме того, в торце каждой из осей присутствует отверстие с резьбой 1/4" — вероятно, для ввинчивания некого ограничителя, препятствующего соскальзыванию противовесов.
Металл самой монтировки и рамы немагнитный, а вот с осями для противовесов дела обстоят интереснее. На вид обе полуоси совершенно одинаковы, но к одной из них на магнит от жёсткого диска прилипает сразу и держится крепко, а к другой лишь слегка притягивается.
На верхней перекладине рамы установлен зажим популярного Vixen’овского стандарта, в который вставляется прикреплённая к бинокуляру или телескопу пластина «ласточкин хвост». Если монтировка нужна не для телескопа, а для фотографического объектива, при заказе на сайте производителя за дополнительную плату можно заменить это крепление на «челюсти» стандарта Arca-swiss. Разумеется, никто не запрещает купить базовый вариант монтировки, выполнить замену самостоятельно и сэкономить на этом около 30 евро.
П-образная рама монтировки — подвижная и съёмная. В раме высверлен ряд отверстий, половина из которых резьбовые, под «фотографическую» резьбу 1/4", другая — гладкие диаметром 8 миллиметров. Для чего конкретно они предназначены, мне неизвестно; видимо, их использование оставлено на усмотрение пользователя.
Сдвигая раму вверх или вниз, можно регулировать баланс монтировки; после того, как оптимальное положение найдено, положение рамы фиксируется двумя винтами, упирающимися в боковины рамы. При необходимости раму можно снять:
Ширина и профиль рамы практически идентичны соответствующим габаритам пластины «ласточкин хвост» стандарта Vixen, благодаря чему вместо рамы можно установить один или два телескопа. Разумеется, в этом случае придётся как-то обеспечить равновесие, однако таковую возможность монтировка предоставляет.
Теперь посмотрим на тормозные механизмы осей. Там всё просто: стопорные винты с красивыми штурвальчиками упираются в тормозные колодки из мягкого металла внутри монтировки, а те, в свою очередь, прижимаются к осям и за счёт трения фиксируют наклон к горизонту и азимут. Если не смотреть на штурвальчики, то винты эти — самые обычные М8×20, которые при желании можно заменить на более короткие болты с той же резьбой, а штурвальчики напечатать на 3D-принтере. Также замечу, что оси фиксируются не намертво: даже при затянутых стопорных винтах монтировку всё же можно вращать вокруг любой из осей, правда, для этого потребуется приложить усилие. Это, впрочем, не так уж важно, поскольку при правильном балансе монтировки затягивать стопорные винты не нужно вообще: монтировка сохраняет своё положение за счёт трения в узлах. Необходимость в стопорных винтах возникает лишь в тех редких случаях, когда требуется, к примеру, сменить окуляры, при этом не потеряв из вида наблюдаемый объект.
Выше уже упоминалось, что для установки на штатив используется гнездо с резьбой 3/8". В мире фотографии оно обычно используется для крепления штативных голов к «ногам», а также для крепления к штативу тяжелого оборудования вроде длинных телеобъективов или фтоокрамер среднего и крупного формата. Однако фирма Berlebach кроме стандартного резьбового гнезда добавила на нижнюю поверхность монтировки крепление собственного формата: расположенные по окружности три глухих отверстия с резьбой.
Поскольку монтировку я выбирал по каталогу и заказывал без «примерки», без сюрпризов не обошлось. Получив, распаковав и осмотрев монтировку я в сразу же поставил её на штатив. Разумеется, такой вариант рассматривался исключительно в качестве временного. Причём не просто временного, а
кратковременного, пока не прибудут остальные детали, необходимые для скрещивания монтировки со стальной треногой от телескопа. Так или иначе, монтировка на штатив Manfrotto 055CLB встала без проблем.
Нагрузив её семью килограммами противовесов, я поставил на монтировку бинокль и испытал недоумение: бинокль явно перевешивал! Пришлось снять с другой монтировки ещё один противовес на 3,5 килограмма, только после этого конструкция пришла в равновесие. Я такого определённо не ожидал, предполагая, что нижняя часть рычага, на которую ставятся противовесы, будет длиннее верхней, к которой крепится бинокль, благодаря чему можно будет обойтись парой 3,5-килограммовых грузов, как на рекламном фото.
Не пытайтесь повторить это дома!
Реклама она и есть реклама, а в жизни всё оказалось иначе: для уравновешивания 7-килограммового бинокля требуется минимум 10,5 кило противовесов.
А ведь этого недоразумения можно было бы избежать, если бы я, вместо разглядывания рекламных картинок, где всё чудесно, посетил сайт производителя и изучил чертёж монтировки с проставленными размерами.
При внимательном рассмотрении чертежа можно заметить, что у монтировки со стандартным (длинным) фиксирующим винтом верхняя часть П-образной рамы как минимум не короче нижней. Короткий винт за дополнительные 19 евро(!) несколько исправляет ситуацию. Но такой вариант можно приобрести лишь на сайте производителя, Teleskop-Express же продаёт монтировку исключительно в базовой комплектации.
Однако на этом злоключения не закончились. Примеряя бинокль к монтировке в домашних условиях, я не стал устанавливать комплектные окуляры и, соответственно, не учёл их вес — 400 грамм. И если без окуляров бинокль пребывал в равновесии, то с окулярами начал перевешивать. Пришлось ещё сильнее сдвинуть П-образную раму вниз, оставив между штурвальчиком винта фиксации горизонтальной оси и рамой буквально пару миллиметров. В работе это было неудобно до крайности, но, по крайней мере, позволило опробовать монтировку.
Монтировка Berlebach Spica на фотографическом штативе Manfrotto 055CLB
Тут уже пришлось несладко штативу, для которого нагрузка в 20 килограммов выходила далеко за пределы паспортных возможностей. Чтобы противовесы не задевали треногу, центральную колонну пришлось выдвинуть примерно наполовину. «Он стонал, но держал», однако даже на лёгкое прикосновение к штативу отзывался вибрацией, а одна из секций треноги после часового пребывания на морозе и вовсе начала медленно складываться. К счастью, я это своевременно заметил и снял бинокль со штатива прежде, чем случилось непоправимое.
Какие из этого опыта следуют практические выводы? Первое: чтобы привести монтировку в равновесие, вам потребуются противовесы массой приблизительно в полтора раза больше, чем установленное на неё оборудование. Второе: лишь очень немногие из фотографических штативов способны такую нагрузку нести. Третье: штатив должен иметь выдвижную центральную колонну, чтобы монтировка вообще могла с ним работать.
Производитель в качестве опоры рекомендует штатив собственного же производства модели 322/K. Если вам не жалко почти 500 евро или вы фанат органики и всем прочим материалам предпочитаете дерево, я не стану порицать вас за такой выбор. Однако у меня после всех апгрейдов купленного в далёком 2014 году телескопа Celestron Omni XLT 120 осталось некоторое количество лишних деталей, в числе которых оказалась стальная тренога, совместимая с монтировками CG-4, AZ-EQ5 и многими другими. Её-то я и решил приспособить под бинокуляр.
Однако нельзя вот так просто взять и поставить монтировку с «фотографическим» креплением на треногу от GC-4, для этого потребуется как минимум две детали. Первая из них — так называемая «Mount extension» (у нас это чаще называют «полуколонна»), чтобы поднять голову монтировки над треногой
40-сантиметровая полуколонна для монтировки EQ5 и совместимых
Вторая — переходник с «фотографической» штативной резьбы 3/8" на метрическую M10, используемую в ряде монтировок для телескопов.
Первая деталь стоила €70,59, вторая — €43,70; а поскольку дело шло к Новому Году и снижению беспошлинного лимита, я счёл за благо заказать всё это отдельной посылкой, которая должна была миновать таможню уже в следующем календарном месяце.
Получив после январских праздников последние элементы задуманной мною конструкции, я смонтировал их на треногу:
Монтировка в законченном виде
Голова монтировки на полуколонне
Поскольку один из противовесов мне был нужен на другой монтировке, на замену ему я купил 4 подержанных гантельных блина Torneo весом по 1,25 кг каждый. Диаметр отверстия под гантельный гриф у них составляет 31 миллиметр, и, чтобы они не болтались на осях, я скрутил для трубки-вкладыши из газетной бумаги. Увеличение нагрузки позволило немного приподнять П-образную раму и облегчить доступ к штурвальчику фиксации высоты, отчего пользоваться монтировкой стало определённо удобнее.
Монтировка собрана, бинокуляр установлен, несколько минут балансировки, и конструкция приходит в полное соответствие с моим изначальным замыслом. Можно приступать к наблюдениям. Первым объектом для наблюдений с новой монтировки стали Плеяды, поднявшиеся к тому моменту на 55° над горизонтом. Поймав в поле зрения миниатюрный ковшичек из семи ярких звёзд, я осторожно отпустил бинокуляр. Звёзды в поле зрения не сдвинулись ни на миллиметр. Правда, чуть позже выяснилось, что при отпущеных тормозных винтах монтировка, всё же чувствительна к внешним воздействиям: когда я задел наглазники окуляров, звёзды в поле зрения сдвинулись по вертикали. Поэтому в дальнейшем, чтобы бинокуляр не «гулял» по высоте от каждого прикосновения, я при наблюдениях слегка затягивал тормозной винт.
Также я отметил, что по по азимуту монтировка вращается с несколько большим усилием, чем по высоте, так что второй тормозной винт мне трогать не пришлось (хотя при меньшей нагрузке такая необходимость может и возникнуть). В остальном монтировка на стальной треноге с полуколонной отлично держала бинокуляр, не вибрировала, легко вращалась по обеим осям и вообще при наблюдениях показала себя наилучшим образом.
Вслед за Плеядами поле зрения последовательно посетили все наиболее интересные объекты восточной части зимнего неба: скопления М35 в Близнецах, «Улей», «Рождественская ёлка», планетарная туманность «Эскимос» и, конечно же, Большая Туманность Ориона.
Наблюдаем Орион
Чуть позже, когда над деревьями поднялось созвездие Большого Пса, я добрался и до скопления М41, известного под названием «Малый улей», расположенного низко над горизонтом и потому трудно наблюдаемого в средних широтах.
Какова бы ни была высота наблюдаемого объекта над горизонтом, монтировка работала безупречно. Единственный нюанс: пользуясь более года компьютеризованной монтировкой я успел позабыть, насколько это скучное занятие — вручную искать объекты и так же вручную вести телескоп вслед за суточным движением светил. А теперь мне пришлось раз в три-четыре минуты поправлять бинокуляр, возвращая наблюдаемый объект в центр поля зрения. При увеличении в 30 раз это не слишком напрягает, однако если бы бинокуляр увеличивал раз в сто, скорее всего, это стало бы раздражать.
Нельзя не упомянуть о том, как монтировка работает в морозы. Зима в Сибири — время суровое, так что в низких температурах в январе-феврале недостатка не было. Конечно, в -43ºC о наблюдениях даже мыслей не было, но если при температуре -17º — -21º вдруг случалось по-настоящему ясная погода, в удовольствии провести час-другой за созерцанием звёздного неба я себе не отказывал. Что касается монтировки, она в таких условиях показала себя с лучшей стороны: обе оси вращались так же легко, как при комнатной температуре.
Как я уже упоминал, Berlebach Spica способна нести на себе не только телескопы и гигантские бинокли, но и громоздкую фототехнику. Самым тяжёлым комплектом, которым лично мне доводилось снимать, было сочетание камеры Nikon D800 с объективом Nikon 200-500 f/5,6 ED VR. Так вот, эта конструкция формы «бревно с кирпичом на конце» длиной в полметра и весом более трёх кило — тот минимум, начиная с которого использование данной монтировки имеет практический смысл. Более скромная техника вроде зумов 70-200/2.8, 100-400 и даже увесистый отечественный «Таир-3» на мой взгляд слишком мелки, чтобы ради них выстраивать такую конструкцию.
Подводя итоги всему вышеизложенному, скажу: монтировка Berlebach Spica мне определённо понравилась сочетанием высокого качества и удобства в использовании. Если у вас возникнет необходимость в надёжной опоре для мощного бинокля или небольшого телескопа, я могу смело рекомендовать обозреваемую монтировку.
Поскольку с нужным числом противовесов обозреваемая монтировка будет весить никак не меньше, чем установленное на неё оборудование, её портативность сильно ограничена, зато для стационарного или полустационарного использования она подходит идеально. Лучше всего она будет работать с оптикой весом от 4 до 8-10 килограмм; для более лёгкой техники она избыточна по всем параметрам, а более тяжёлая потребует слишком массивных противовесов.
Достоинства
- Высокое качество изготовления и механическая прочность конструкции
- Хорошая управляемость и удобство в использовании
- Отличная работоспособность при низких температурах
Недостатки
- Значительный вес и нагрузка на штатив
- Низкая мобильность
- Необходимость перебалансировки при изменении веса установленного на монтировку оборудования
- Затруднён доступ к винту фиксации горизонтальной оси
Оказывается не та :-)
Плюсую.
говна и палокподручных средств;)
Это в сантехнике он копеешный, а тут — астрономия, блин!
Не может астрономическая хрень с разной резьбой по сторонам стоить копейки — это тебе не переход на манометр или компрессорный штуцер.
Астро потому что.
В то же самое время в компьютерном магазине Ф-Центр можно было купить за 900р кабель длиной 10метров, 2х-метровый стоил в районе 250-300р. А все потому, что там это был не супер-пупер-медиа-кабель, а просто интерфейсный кабель для видеокарт и мониторов. Ну и всяких прочих плееров и проекторов.
А весь прикол в том, что и М-Видео и в Ф-Центре продавался один и тот же кабель от одного производителя и даже в одинаковой упаковке.
Аналогично с автозвуком — сравните цену на провода там и в электротоварах, при том, что в электротоварах провод/кабель в двойной изоляции и лучшими изоляционными показателями. Но куда ж в авто без красно-черного барахла, которое и лудится и паяется с трудом, но весчь статусная?
Хорошие понты дороже денег!
По поводу железяки — цена, имхо, совсем неадекватная. Такая голова без ног больше $150 стоить не должна, хоть трижды немецкая.
А почему бы не взять Sky-Watcher AZ5 за $260 и иметь всю радость сразу?
А засветка неба не мешает? На фото с балкона вокруг полным полно уличного света.
Вот такой:
Он потом ещё долго у нас валялся. Линзой объектива (они выкручивались) было хорошо на дереве выжигать, помню. А потом он куда-то сгинул…
Труба «Турист» стоила тогда 35 рублей. Это были неподъемные деньги, чтобы мне ее подарили. Я даже не заикался.
в поисках железяки за 400 евро. ну она явно бы бросилась в глаза. ведь 400 евро должно выглядеть материало- или науко- ёмко: как Холодильник, или хороший телевизор, или спортивный гимнастический комплекс на 200кг стали. но… я что-то не нашел за что были отданы эти деньги
А что-то никто не запланировал купить?
p.s. Всегда уважал увлеченных и целеустремленных людей! Автору — искренний респект!
«Монтиро́вка телеско́па (также опо́рно-поворо́тное устро́йство (ОПУ́) телеско́па) — поворотная опора приборов для наблюдения за небесными объектами (например, телескопов или астрографов). Монтировка позволяет наводить телескоп на нужный объект, а при длительном наблюдении или фотографировании — компенсировать суточное вращение Земли.
Название «монтировка телескопа» более распространено в астрономии, а «опорно-поворотное устройство телескопа» — в машиностроении.»
Сам я, правда, пользуюсь советско-китайским «кентавром»:
Бинокли БПБ и Worbo на утро после астроспектакля «Затмим Луну, чтобы Марсу не мешала»
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.