RSS блога
Подписка
Часовой механизм Слава 1600 17 камней, репассаж.
Начинают, как правило, с простого. Есть такое понятие — «начальный уровень». Нет, речь тут не о принадлежности к некоему начальствующему лицу. Речь идёт о том, что стоит у истоков производства. О том, что имеет, как правило, минимальный набор функций и служит предтечей чего-то более развитого. Именно калибр Слава 1600 был начальным механизмом часов Слава, как с точки зрения размера, так и функциональной вооруженности. В то же время производство этого механизма стояло на весьма высоком технологическом уровне, что заметно отличало его от схожих с ним по компоновке калибров. Этот механизм выпускался в 60-е годы. Далее ему на смену пришли другие, куда как более продвинутые в инженерном плане механизмы. Но 1600-й всё ещё в строю и бесперебойно продолжает нести службу Его Величеству Времени уже седьмой десяток лет. Отчасти это стало возможным благодаря высочайшей технологической дисциплине, результатом которой стала выдающаяся надёжность механизма. Прошу любить и жаловать, Коллеги — Слава 1600 17 камней!
Коротко о механизме:
Механические наручные часы модели 1600
Калибр — 16 мм
Высота — 3,6 мм
Количество камней — 17
Период колебания баланса — 21600 ВРН (6 Гц)
Средний суточный ход от -30 до +85 с/сут при температуре (20±5)°С
Продолжительность действия от полного заведения пружины не менее 35 часов
REM: Но есть одна интересность в маркировке калибра. Калибр обозначен, как шестнадцати миллиметровый (16хх). Реальные же замеры по платине дают несколько иной результат. По длинной стороне — 17,5 мм, по короткой — 13,5 мм, а высота без учёта высоты стрелок — 4,0 мм.
Что же, теперь, когда механизм представлен, давайте знакомиться с ним поближе. Калибр предназначен прежде всего для установки в женские часы. Но он прекрасно справляется и с длинными стрелками, что не в последнюю очередь обусловило применение его и в мужских «двухстрелочниках». Но сегодня приведём в порядок калибр женских часов, выполненных в формфакторе кулона. Итак, вот он перед нами — Слава 1600. На механизме установлен красный циферблат с позолоченными часовыми метками и такими же стрелками. Сохранился великолепно. Но нас на данный момент больше интересует то, что за ним и под ним. А то, что внутри механизма, так и подавно.
Так выглядит циферблат часов. Хорошо выглядит, скажу я вам.
А вот и сам механизм. Аккуратные лекала мостов, на мостах выгравированы номер калибра, тип калибра, эмблема Второго Московского часового завода.
Приступаем к разборке. Снимаем стрелки.
Отпускаем винты крепления циферблата. На пару оборотов, не больше. Этого достаточно в большинстве случаев.
И снимаем циферблат, аккуратно поддевая его отверткой. Под циферблатом открывается «медленная» сторона механизма. Платина выполнена с глубокими фасками. Это сделано для того, чтобы на механизм можно было установить выпуклый (куполообразный) циферблат, не увеличивая при этом высоту часов в целом. Такая конструкция как бы увеличивает визуально объём и украшает часы. Но эти скосы говорят ещё о нескольких вещах. Например, о том, что калибр не планировалось снабжать усложнением в виде календаря — при такой конструкции для него просто не окажется места на платине. А ещё о том, что калибр однозначно собирался вручную. Под механическую сборку детали выполняются более угловатыми. Тогда манипуляторы могут уверенно захватывать такую деталь.
Снимаем часовое колесо и минутный триб.
Вот они. А вот та штуковина, кажущаяся египетской пирамидой на фоне деталей, не что иное, как зёрнышко гречихи. Так что можете себе представить, с чем и как приходится работать рядовому механику по ремонту часов. Эх, глаза мои, глаза…
Ну вот, с этим разобрались.
Теперь хорошо бы снять баланс. Как видим, баланс пока ещё винтовой и не противоударный. Спираль не брегетрована. Колонка спирали неподвижная. Под мостом баланса котировочная прокладка.
Но колесо баланса и двойной ролик с антикоррозионным покрытием. Штифты градусника с замком. А оценить размеры деталей нам снова поможет гречневое зёрнышко.
Разберём узел анкерной вилки. Мост анкерной вилки кажется очень простой деталью, но стоит снять его с платины…
как мы тут же убеждаемся в обратном. Изготовлению детали, как и её конструкции, уделено много внимания. Два направляющих штифта требуют весьма точной фрезеровочной обработки детали. Вилка особенностей не имеет. А рядом лежащее гречневое зёрнышко вновь кажется горой по сравнению с размерами этих деталей.
Разбираем колёсную систему заводного механизма. Снимаем колесо барабана и коронное колесо.
Вот эти детали на чистом листе бумаги. Под коронным колесом положена прокладка из твёрдого материала. Это предохраняет платину от износа. Разумеется, при своевременной смазке.
Снимаем мост ангренажа и разбираем ангренаж. Перед нами четыре колеса. Минутное, два промежуточных и анкерное. Неприятная особенность механизма в том, что четыре колеса собраны под одним мостом. При такой компоновке выставить колёса при сборке — та ещё задача. Но об этом неприятном моменте поговорим при сборке калибра.
Теперь можно снять мост барабана и барабан. Тут всё просто и никаких особенностей в этом нет. Но мост, как видим, имеет не самый простой профиль фрезеровки, а барабан не самое дешевое антикоррозионное покрытие. Конструкторы и технологи всё-таки смотрели в будущее.
Ну вот и добрались мы до ремонтуара.
Снимаем пружинную крышку. Последнее время лекала этих деталей у меня ассоциируются с иероглифами некой пиктографической письменности.
Ремонтуар открыт. Разбираем.
А винт промежуточного рычага… ну, тот самый, который мы «отпускаем на полтора-два оборота», чтобы извлечь заводной вал, вот он. Сейчас мы вывинтим его полностью и снимем промежуточный рычаг.
Ремонтуар разобран.
И механизм тоже полностью разобран. Сейчас вымоем его, просушим и приступим к превращению комплекта разрозненных деталей в полноценный часовой механизм.
Вот они, чистенькие детальки. Спрятались от пыли в чашке Петри после гигиенических процедур. Пусть нежатся пока. А у меня кофе остывает. Я пошёл…
… и я вернулся (смайлик!)
Итак, берём чистую платину и приступаем к перемещению на неё всего того, что вмещают в себя часы. А для начала рассмотрим это небольшое произведение искусства. Честно говоря, даже сам не представляю, сколько труда было вложено в эту махонькую деталь. Фрезеровщику явно есть над чем потрудиться. Кстати, обратите внимание на как бы оставшиеся от фрезы шероховатости на выборках. Это не огрех. Эта кажущаяся недоработка вполне умышленна. Сделай поверхность гладкой, и масло скажет нам большое спасибо, расползаясь широкой рекой по поверхности механизма, а вот с такими «артефактами обработки» путешествие масла по платине превратится в экстремальный бег с препятствиями. Так что здесь, на «быстрой» стороне платины, всё ОК!
Медленная сторона платины. Тут тоже немало работы для фрезеровщика. А кроме того работа выполнена изящно.
Но — к делу! и первым делом устанавливаем кулачковую муфту и заводной вал.
Теперь возвращаем на место винт промежуточного рычага ремонтуара. Вот его резьба, фиксирующая рычаг и позволяющая извлекать заводной вал из механизма.
Устанавливаем промежуточный рычаг и завинчиваем винт. Теперь вал зафиксирован пальцем промежуточного рычага и никуда из механизма не денется.
Теперь переводной рычаг кулачковой муфты. Посмотрите, как аккуратно он сделан. Это не просо штамповка, это тщательная фрезеровка. Если столь малому уделяют много внимания, это всегда заметно и говорит о высоком уровне технологии производства.
Но — собираем ремонтуар, устанавливаем рычаги, пружину, переводное и вексельное колесо. Разумеется, не забываем смазывать всё необходимое. Для такого маленького калибра допустимо применение МБП-12 во всех узлах. Кроме пружины, разумеется. Но можно и пружину, если, конечно, не жалко такого количества этого масла.
А теперь наш «иероглиф» — пружинная крышка ремонтуара, под которой прекрасно уживаются и переводное с вексельным колёса.
Ремонтуар собран. Тут пока работы нет. А раз так…
… переходим на «быструю» сторону. Начнём со сборки пружинного двигателя.
Отправим чисто вымытую пружину в барабан. Пружина обычная спиральная.
Смажем её «Б-1» и закроем барабан крышкой.
Установим барабан на платину.
Зафиксируем его мостом барабана.
А вот теперь самая с позволения сказать «приятная» работа — установить колёсную систему и накрыть её мостом ангренажа. Я уже говорил, что четыре колеса «под одной крышей», это несколько неприятно для механика. Итак, первым делом устанавливаем центральное колесо, не забыв смазать камень центрального колеса. Затем анкерное и первое промежуточное колёса. И напоследок второе промежуточное колесо. Теперь меня не трогать — начинается установка моста. По прошествии минут эдак пятнадцати колёса занимают правильные позиции, цапфы колёс входят в отверстия камней и мост опускается на место. Фиксируем мост винтами, слегка прижимая его путцхольцем, чтобы не соскочил. А то придётся начинать всё сначала.
Ангренаж есть, мост на месте.
Устанавливаем колесо барабана и шайбу коронного колеса.
Смазываем и закрепляем коронное колесо винтом с левой резьбой.
Отлично! Пора установить минутный триб. Для этого кладём механизм на твёрдую ровную поверхность. Вполне подойдёт крышка от чашки Петри.
И аккуратно надеваем минутный триб на ось центрального (минутного) колеса.
Смазываем камни, проверяем скат, убеждаемся, что с этим всё ОК, и приступаем к установке анкерной вилки.
Вот она на месте. При установке вилки главная хитрость в том, чтобы попасть цапфой в отверстие камня и не нарушить положение палет, нечаянно нажав ими на зубья анкерного колеса.
Теперь нужно зафиксировать вилку мостом. Так мост выглядит с внутренней стороны.
Так — с наружной. Ну и для понимания габаритов рядом с мостом наша «египетская пирамида» — гречневое зерно.
Мост на месте. При установке моста необходимо уверенно убедиться в том, что цапфа вошла в камень, иначе затянем винт и… и будем искать новую вилку.
Смазываем накладной камень баланса. Снимаем планку с камнем, промываем её в бензине.
Наносим на накладной камень масло.
И отправляем планку со смазанным накладным камнем на предварительно вычищенное место к сквозному камню баланса. Помните, здесь я рассказывал о том, что камень этот особый — с оливажем.
Устанавливаем баланс. Я не документировал его разборку. Очень сложно это делать, работая с такими мелкими деталями. Но бушон смазан. Баланс тут же приходит в движение. Супер! Потом настроим ход, а пока переходим на медленную сторону и…
… и устанавливаем часовое колесо, циферблат и стрелки. Тут интересно. Пружинная шайба часового колеса, оказывается, состоит из трёх шайб. Правда, выяснилось это после того, как я опустил шайбу в бензин. Тут то она и распалась на три. Ну, три, так три. Как было, так и положим
Вот и всё. Сейчас установим на место циферблат и стрелки, после чего калибр будет готов к установке в корпус.
Итак, краткие выводы. Механизмов с подобной компоновкой было выпущено несколько вариантов. Это и калибры от Зари, и наиболее широко известный до ныне выпускаемый Луч 1800. Но что до меня, всем им предпочту Слава 1600, замечательный малыш, которые собрали на семнадцати камнях, несмотря на маленький размер.
Коротко о механизме:
Механические наручные часы модели 1600
Калибр — 16 мм
Высота — 3,6 мм
Количество камней — 17
Период колебания баланса — 21600 ВРН (6 Гц)
Средний суточный ход от -30 до +85 с/сут при температуре (20±5)°С
Продолжительность действия от полного заведения пружины не менее 35 часов
REM: Но есть одна интересность в маркировке калибра. Калибр обозначен, как шестнадцати миллиметровый (16хх). Реальные же замеры по платине дают несколько иной результат. По длинной стороне — 17,5 мм, по короткой — 13,5 мм, а высота без учёта высоты стрелок — 4,0 мм.
Что же, теперь, когда механизм представлен, давайте знакомиться с ним поближе. Калибр предназначен прежде всего для установки в женские часы. Но он прекрасно справляется и с длинными стрелками, что не в последнюю очередь обусловило применение его и в мужских «двухстрелочниках». Но сегодня приведём в порядок калибр женских часов, выполненных в формфакторе кулона. Итак, вот он перед нами — Слава 1600. На механизме установлен красный циферблат с позолоченными часовыми метками и такими же стрелками. Сохранился великолепно. Но нас на данный момент больше интересует то, что за ним и под ним. А то, что внутри механизма, так и подавно.
Так выглядит циферблат часов. Хорошо выглядит, скажу я вам.
А вот и сам механизм. Аккуратные лекала мостов, на мостах выгравированы номер калибра, тип калибра, эмблема Второго Московского часового завода.
Приступаем к разборке. Снимаем стрелки.
Отпускаем винты крепления циферблата. На пару оборотов, не больше. Этого достаточно в большинстве случаев.
И снимаем циферблат, аккуратно поддевая его отверткой. Под циферблатом открывается «медленная» сторона механизма. Платина выполнена с глубокими фасками. Это сделано для того, чтобы на механизм можно было установить выпуклый (куполообразный) циферблат, не увеличивая при этом высоту часов в целом. Такая конструкция как бы увеличивает визуально объём и украшает часы. Но эти скосы говорят ещё о нескольких вещах. Например, о том, что калибр не планировалось снабжать усложнением в виде календаря — при такой конструкции для него просто не окажется места на платине. А ещё о том, что калибр однозначно собирался вручную. Под механическую сборку детали выполняются более угловатыми. Тогда манипуляторы могут уверенно захватывать такую деталь.
Снимаем часовое колесо и минутный триб.
Вот они. А вот та штуковина, кажущаяся египетской пирамидой на фоне деталей, не что иное, как зёрнышко гречихи. Так что можете себе представить, с чем и как приходится работать рядовому механику по ремонту часов. Эх, глаза мои, глаза…
Ну вот, с этим разобрались.
Теперь хорошо бы снять баланс. Как видим, баланс пока ещё винтовой и не противоударный. Спираль не брегетрована. Колонка спирали неподвижная. Под мостом баланса котировочная прокладка.
Но колесо баланса и двойной ролик с антикоррозионным покрытием. Штифты градусника с замком. А оценить размеры деталей нам снова поможет гречневое зёрнышко.
Разберём узел анкерной вилки. Мост анкерной вилки кажется очень простой деталью, но стоит снять его с платины…
как мы тут же убеждаемся в обратном. Изготовлению детали, как и её конструкции, уделено много внимания. Два направляющих штифта требуют весьма точной фрезеровочной обработки детали. Вилка особенностей не имеет. А рядом лежащее гречневое зёрнышко вновь кажется горой по сравнению с размерами этих деталей.
Разбираем колёсную систему заводного механизма. Снимаем колесо барабана и коронное колесо.
Вот эти детали на чистом листе бумаги. Под коронным колесом положена прокладка из твёрдого материала. Это предохраняет платину от износа. Разумеется, при своевременной смазке.
Снимаем мост ангренажа и разбираем ангренаж. Перед нами четыре колеса. Минутное, два промежуточных и анкерное. Неприятная особенность механизма в том, что четыре колеса собраны под одним мостом. При такой компоновке выставить колёса при сборке — та ещё задача. Но об этом неприятном моменте поговорим при сборке калибра.
Теперь можно снять мост барабана и барабан. Тут всё просто и никаких особенностей в этом нет. Но мост, как видим, имеет не самый простой профиль фрезеровки, а барабан не самое дешевое антикоррозионное покрытие. Конструкторы и технологи всё-таки смотрели в будущее.
Ну вот и добрались мы до ремонтуара.
Снимаем пружинную крышку. Последнее время лекала этих деталей у меня ассоциируются с иероглифами некой пиктографической письменности.
Ремонтуар открыт. Разбираем.
А винт промежуточного рычага… ну, тот самый, который мы «отпускаем на полтора-два оборота», чтобы извлечь заводной вал, вот он. Сейчас мы вывинтим его полностью и снимем промежуточный рычаг.
Ремонтуар разобран.
И механизм тоже полностью разобран. Сейчас вымоем его, просушим и приступим к превращению комплекта разрозненных деталей в полноценный часовой механизм.
Вот они, чистенькие детальки. Спрятались от пыли в чашке Петри после гигиенических процедур. Пусть нежатся пока. А у меня кофе остывает. Я пошёл…
… и я вернулся (смайлик!)
Итак, берём чистую платину и приступаем к перемещению на неё всего того, что вмещают в себя часы. А для начала рассмотрим это небольшое произведение искусства. Честно говоря, даже сам не представляю, сколько труда было вложено в эту махонькую деталь. Фрезеровщику явно есть над чем потрудиться. Кстати, обратите внимание на как бы оставшиеся от фрезы шероховатости на выборках. Это не огрех. Эта кажущаяся недоработка вполне умышленна. Сделай поверхность гладкой, и масло скажет нам большое спасибо, расползаясь широкой рекой по поверхности механизма, а вот с такими «артефактами обработки» путешествие масла по платине превратится в экстремальный бег с препятствиями. Так что здесь, на «быстрой» стороне платины, всё ОК!
Медленная сторона платины. Тут тоже немало работы для фрезеровщика. А кроме того работа выполнена изящно.
Но — к делу! и первым делом устанавливаем кулачковую муфту и заводной вал.
Теперь возвращаем на место винт промежуточного рычага ремонтуара. Вот его резьба, фиксирующая рычаг и позволяющая извлекать заводной вал из механизма.
Устанавливаем промежуточный рычаг и завинчиваем винт. Теперь вал зафиксирован пальцем промежуточного рычага и никуда из механизма не денется.
Теперь переводной рычаг кулачковой муфты. Посмотрите, как аккуратно он сделан. Это не просо штамповка, это тщательная фрезеровка. Если столь малому уделяют много внимания, это всегда заметно и говорит о высоком уровне технологии производства.
Но — собираем ремонтуар, устанавливаем рычаги, пружину, переводное и вексельное колесо. Разумеется, не забываем смазывать всё необходимое. Для такого маленького калибра допустимо применение МБП-12 во всех узлах. Кроме пружины, разумеется. Но можно и пружину, если, конечно, не жалко такого количества этого масла.
А теперь наш «иероглиф» — пружинная крышка ремонтуара, под которой прекрасно уживаются и переводное с вексельным колёса.
Ремонтуар собран. Тут пока работы нет. А раз так…
… переходим на «быструю» сторону. Начнём со сборки пружинного двигателя.
Отправим чисто вымытую пружину в барабан. Пружина обычная спиральная.
Смажем её «Б-1» и закроем барабан крышкой.
Установим барабан на платину.
Зафиксируем его мостом барабана.
А вот теперь самая с позволения сказать «приятная» работа — установить колёсную систему и накрыть её мостом ангренажа. Я уже говорил, что четыре колеса «под одной крышей», это несколько неприятно для механика. Итак, первым делом устанавливаем центральное колесо, не забыв смазать камень центрального колеса. Затем анкерное и первое промежуточное колёса. И напоследок второе промежуточное колесо. Теперь меня не трогать — начинается установка моста. По прошествии минут эдак пятнадцати колёса занимают правильные позиции, цапфы колёс входят в отверстия камней и мост опускается на место. Фиксируем мост винтами, слегка прижимая его путцхольцем, чтобы не соскочил. А то придётся начинать всё сначала.
Ангренаж есть, мост на месте.
Устанавливаем колесо барабана и шайбу коронного колеса.
Смазываем и закрепляем коронное колесо винтом с левой резьбой.
Отлично! Пора установить минутный триб. Для этого кладём механизм на твёрдую ровную поверхность. Вполне подойдёт крышка от чашки Петри.
И аккуратно надеваем минутный триб на ось центрального (минутного) колеса.
Смазываем камни, проверяем скат, убеждаемся, что с этим всё ОК, и приступаем к установке анкерной вилки.
Вот она на месте. При установке вилки главная хитрость в том, чтобы попасть цапфой в отверстие камня и не нарушить положение палет, нечаянно нажав ими на зубья анкерного колеса.
Теперь нужно зафиксировать вилку мостом. Так мост выглядит с внутренней стороны.
Так — с наружной. Ну и для понимания габаритов рядом с мостом наша «египетская пирамида» — гречневое зерно.
Мост на месте. При установке моста необходимо уверенно убедиться в том, что цапфа вошла в камень, иначе затянем винт и… и будем искать новую вилку.
Смазываем накладной камень баланса. Снимаем планку с камнем, промываем её в бензине.
Наносим на накладной камень масло.
И отправляем планку со смазанным накладным камнем на предварительно вычищенное место к сквозному камню баланса. Помните, здесь я рассказывал о том, что камень этот особый — с оливажем.
Устанавливаем баланс. Я не документировал его разборку. Очень сложно это делать, работая с такими мелкими деталями. Но бушон смазан. Баланс тут же приходит в движение. Супер! Потом настроим ход, а пока переходим на медленную сторону и…
… и устанавливаем часовое колесо, циферблат и стрелки. Тут интересно. Пружинная шайба часового колеса, оказывается, состоит из трёх шайб. Правда, выяснилось это после того, как я опустил шайбу в бензин. Тут то она и распалась на три. Ну, три, так три. Как было, так и положим
Вот и всё. Сейчас установим на место циферблат и стрелки, после чего калибр будет готов к установке в корпус.
Итак, краткие выводы. Механизмов с подобной компоновкой было выпущено несколько вариантов. Это и калибры от Зари, и наиболее широко известный до ныне выпускаемый Луч 1800. Но что до меня, всем им предпочту Слава 1600, замечательный малыш, которые собрали на семнадцати камнях, несмотря на маленький размер.
Самые обсуждаемые обзоры
+73 |
3651
145
|
+53 |
3845
69
|
+34 |
2925
55
|
))
Понравилось. Плюсанул.
Другие варианты сильно дороже — например купить деталь у часового мастера. А ведь он до этого сам купил часы для донорства, разобрал механизм… Ну и заработать на этом он тоже хочет ))
Мне тут достались по наследству часы ARSA наручные с надписью DH на задней крышке. Стекло у них разбито и они стоят. Механизм внешне выглядит прилично, следов ржавчины нет. Думаете стоит их попробовать восстановить? Я имею ввиду самостоятельно. Возможно ли на них стекло купить?
Слишком много ньюансов, без знания которых можно сильно испортить механизм.
Очень захватывающе, очередная глава «часового детектива» с отличными иллюстрациями.
Я ЗиМовскую победу надеваю от случая к случаю, лишь потому, что инкаблока нет. Тряхнёшь рукой чуть сильнее и опять искать целый баланс, которых становится всё меньше и меньше
PS а принципиально, если сравнивать с лучевским 1800 калибром, ведь ничего не изменилось…
И странно, что калибр назвали 1600. Ну не лезет он в габариты.
… услышать бы имена людей стоявших за разработкой технологии/инструмента/материалов и прочего необходимого. Ужель Илон Маск?
Практически в каждом рассказе я касался инструмента. С камнями сложнее. Здесь нужен специальный станочек. Но вручную иногда тоже можно. Где-то я показывал уже замену камня. Но постараюсь уделить отдельное внимание этому аспекту в дальнейшем.
Рад видеть постоянных читателей!
Но вот вопрос. А почему часовой механизм называется калибром? Или тут те же 7.62 и три линии при чём?
Да, а вот про будильники я и не рассказывал. А, нет, о славе 11 камней рассказывал. Надо бы рассказать о будильниках на штифтовом ходу.
Калибр — потому, что часовые механизмы стандартизированы (калиброваны) по размерам. В те времена, когда часы от корпуса до последнего винтика изготавливались одним часовщиком, вопрос не стоял. Но как только производство разделилось и корпуса начали изготавливать одни мануфактуры, механизмы — другие, мало того, детали к механизмам стали изготавливаться на разных предприятиях, то вопрос унификации стал весьма остро. Кстати, калибры иногда указывают и в линиях. По диаметру или другим размерам платины.
А вот о будильниках (ну такой здоровый и утром гремит) почитал бы с удовольствием. Просто интересно, как там с пружиной справляетесь. Бабушкин разбирал. А вот собрать уже никак не получилось. Шрамчик от той пружины остался. :)
Вы написали — «вымытую пружину». Вы их моете? В бензине?
Пару раз пришлось перебирать. Много возни с ним. Но механизм интересный, конечно. Соберусь вот с силами, покажу.
Видео не моё…
Спасибо!
Из Ваших заметок узнал столько интересного… Эх, такого бы наставника мне в то время, когда «ломал будильники»…
А у меня это закончилось десять лет тому, как ушёл на пенсию. А до этого — сорок пять лет электроники, связи и прочего в таком духе, таком разрезе ))
Я читаю вас и смотрю 3 соответствующих канала на ю-тьюбе. И вот у меня возник вопрос: а с чего начать? Ну понятно, купить китайский калибр за $50 или бросовые карманные часы на е-бее, разобрать-собрать. Но что делать с инструментами?
Смотришь видео американцев и англичан — даже у любителей всё Bergeon. И инструмента надо много. Там и лупы и пяток пинцетов, и пяток отвёрток, и пара приспособлений для стёкол и съёмник приводного триба и съёмник стрелок и, конечно, держатели калибра, и чёрта в ступе. И всё это стоит так, что если брать даже минимум то в случае с Bergeon выйдет как бы не на пару тысяч евро. А ещё 4 вида смазки, и специальные жидкости для промывки (не знаю даже, продают ли их в России!). И таймграфер, что бы понять, починил ты или сломал — а то какой толк? И я не вспоминаю ещё автоматическую промывочную машину с этими милыми сетчатыми коробочками для отдельных деталек! А, и набор для навивки пружин, конечно же :-)
Как-то крутовато для попробовать выходит, мягко говоря.
С другой стороны есть китайские наборы по $30. Но мой опыт с инструментами для гончарного ремесла (жена занимается) и инструментами для работы с кожей (я занимаюсь) говорит, что китайские наборы инструментов по $30 использовать практически невозможно. Они очень, очень плохие, даже если выглядят как настоящие. Как-то веры в китайские мелкие инструменты нет совсем.
Ну и китайская оптика — это китайская оптика, увы.
Да, набор часовых отвёрток (не для часов, для мелочи в ультрабуке брал) китайский у меня тоже был — пользоваться этим невозможно, сделано из пластилина, ручки с заусенцами, шарнир заедает. Разобрал-собрал один ноутбук (для замена аккума) — отвёртка слизана в ноль, не хочу таким работать!
Можете рассказать как не за бешеные деньги начать и при этом не испортить себе настроение ужасными инструментами?
Спасибо!
А, ну и ещё у меня вопрос где брать новые стёкла в России (в Англии есть магазин где этих стёкл всех форм и размеров) и можно ли тут заказать запчасти фирменных часов… Но, как я понимаю, вы не в России, так что этот вопрос явно не к вам.
Инструмент… Пинцетов действительно нужно много. Обязательно фигурные и прямые. Одни для захвата, другие для правки. Есть такой специальный волосковый пинцет. Им только волосок правят. Желательно подобрать пинцет под свою, что называется, руку и это будет основной. Какая фирма, не имеет значения. Нужно щупать и подбирать. Фигурный пинцет кроме всего ещё и замечательный съёмник. Отвёртки… у меня советские. Им уже лет пятьдесят. Да, приходится править под разный тип шлица. Но это редко. Меня устраивают. А специальный часовой инструмент нужен тогда, когда нужно сделать что-то специфическое. Например, запрессовать камень или ось колеса, баланса. Но это всё для большой мастерской, где работают каждый день со всем, чем придётся. Честно говоря, инструмент — один из самых неоднозначных вопросов и общих советов тут не получится. Иногда только пробами и ошибками. Закажешь отвёртки, они мягкие или наоборот — перекал. Ты её в шлиц, а она крошится. Вот и 30$ в мусор летит. Ну и не за один день инструмент собирается. Начинаем с дешёвого и простого, с самого необходимого. Пяток пинцетов разной формы. Три или четыре отвёртки. Лупа наглазная. Хорошо бы универсальную цангу в хозяйстве иметь. Часто выручает. В неё можно и жало отвёртки зажать, и как дрель она работает, и как шило. Даже обычные швейные иглы — и то инструмент. Дозировки масла у меня самодельные из гитарных струн и мандренов от игл.
В общем, очень сложный вопрос для конкретного ответа. А то, что там на видео… ну, показывают люди, что у них есть. А «сапог в полёте всё равно сподручнее» бывает.
Пинцеты — часть китайских, часть советских. Всё из оффлайна. Для начала найдите пару пинцетов из стали с тонкими губками в иглу. И пару угловых пинцетов. Потом поймёте, какими работать удобнее.
Масло. Начните с двух видов — для ангренажа МН-30 обычно достаточно. Можно МН-45, оно более жидкое и более дорогое. Для ремонтуара и барабана МЦ-Н. Это производство Микромеханика, можно взять 5мл рублей за 200 с доставкой. Этого хватит на пару-тройку сотен часов.
Можно брать китайское, камрад LePart расскажет подробнее, я такое не брал. Я взял на группу товарищей 100мл МЦ-Н и МН-30, и теперь у меня запас на 10 лет вперёд )))
Отвёртки. Ищите или советские ЗИМ или берите китайские цанговые или со сменным жалом.
Жало всегда можно переточить а слишком мягкое, разогреть до красноты и закалить в парафине (по харитончуку вроде)
Ну а остальное… По мере надобности. Например съёмники для стрелок я точил из гвоздей ))) а ставлю стрелки стержнем от шариковой ручки )))
Маслодозировки — почитайте литературу. У меня из расплющенных проволочек разного диаметра…
Мойка… Ультразвук это хорошо, ротационная мойка с растворами — вообще отлично… Но 30-50 лет назад все часы мылись в баночке с бензином, кисточками… Начните с этого…
И… Сначала научитесь просто разбирать и собирать часы, да так, чтобы они при этом ходили )))
PS и забудьте про наборы. Ничего там особенно нужного нет.
Ну а Бержеон и прочее, это, конечно хорошо… Но ездить можно пока и на жигулях, а как деньги появятся, уже можно откладывать на
мерседесбержеон )))Советы искать советское в 2020 меня всегда поражали. 30 лет ничего советского нет да и до этого производили через пень-колоду. Ходить по барахолкам? Если бы я хотел ходить по барахолкам — я бы это и делал. Я не хочу ходить по барахолкам, у меня не так много свободного времени, и рынки я терпеть не могу. Как и определять, где ЗИМ живой а где уработанный а где — поддельный.
Вот да, ощущение именно такое — что или жигули или мерседес. Я не хочу на жигулях, я хочу на опеле или там фольксвагене начинать. Что бы знать, что это я дурак, а не машина кривая.